Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Минобрнауки россии

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

Термин «суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинских учреждений.

В 1995 году программу «суррогатного материнства» начали применять на территории бывшего СССР. Первый ребенок появился в Харькове, там мама родила его для собственной дочки, имевшей врожденное отсутствие матки. В этой семье нет никаких сложностей, мама, родив ребенка, достаточно благоразумно отдалилась от молодой семьи, разменяла квартиру, ребенок развивается нормально, никаких психических сдвигов нет. Число детей в мире, рожденных от суррогатных матерей, подсчитать довольно сложно, подавляющее большинство таких мероприятий охраняются вследствие правила конфиденциальности, есть данные, что таких детей родилось порядка 1500, есть данные, что уже 250 тысяч.

Сейчас в Украине около 1 миллиона супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. В мире таких пар - 20% от числа семейных пар. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Как правило, женщине приходится «изображать» беременность, оформлять декретный отпуск и т.д. Никаких законов, регламентирующих такую ситуацию, нет.

Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Оплодотворенные яйцеклетки женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, переносятся в организм другой женщины - суррогатной матери, и находятся там в течение всего периода беременности. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше - вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным до 70%). Но к альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении in vitro (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко не однозначное.

Американские исследования, проведенные в последние годы, показали, что люди, которые решают родить ребенка с помощью суррогатной матери, обычно остаются удовлетворенными своим опытом. Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались более сложными, чем собственно психологические. В США не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а нашумевшие судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов.

Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Но важно сказать и о ребенке: он может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (если использовали ее яйцеклетку). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери - например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства «серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры».

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

4. Оплата услуг специалистов - врачей, адвокатов и др.- должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

В Библии упоминался элемент суррогатного материнства, когда бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а сразу после родов на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца. Несмотря на это, христианская религия отрицательно смотрит на подобные манипуляции, связанные с донорством половых клеток, так как они нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как «таинство любви», они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену. Известный московский священник-сектовед Олег Стеняев однозначно ответил, почему церковь так относится к бесплодным женщинам, для которых ребенок - мечта всей жизни: «Жизнь возникает по воле Бога, поэтому другие попытки несостоятельны. Рождение ребенка - благословение Божье, бесплодие - наказание за грехи!» (цит. по «Православие и проблемы биоэтики», 2001). Кроме того, священнослужителей очень беспокоит вопрос о возможности прибегать к новым репродуктивным технологиям и таким образом иметь детей однополыми парами. Категорически осуждая гомосексуальные браки, церковь считает их особо неприемлемыми для воспитания ребенка.

Несколько по-иному к новым репродуктивным технологиям и, в частности, к проблеме суррогатного материнства, подходит мусульманская религия. Там это приветствуется как способ рождения детей, ценность которых в мусульманских странах остается непреходяще высокой. Кроме того, поскольку в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Процедура суррогатного материнства возможна только при следующих показаниях:

    отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

    деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

    синехии (спайки внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;

    различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;

    неудачные повторные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности. Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

    возраст от 20 до 35 лет;

    наличие собственного здорового ребенка;

    психическое и соматическое здоровье.

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества . Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Позиция Европейского общества репродукции

По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское , касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

Морально-этические аспекты суррогатного материнства

С появлением суррогатного материнства возник целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждается данная проблема в СМИ, в обществе и в церкви.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в товар, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи. Церковные противники считают, что реализация суррогатного материнства влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности. Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как "таинство любви", они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь считает, что если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев рожденного "своего” ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.

Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможны его отношения с суррогатной матерью.

Вероятно, несмотря на наличие противоречивых мнений по поводу суррогатного материнства, это метод будет активно развиваться и дальше. Главной причиной этого является то, что, несмотря на дороговизну и сложности с морально-этической и юридической стороны, он остается востребованным. Для многих бездетных пар рождение генетически своего ребенка, пусть и выношенного другой женщиной, является более желанным, нежели усыновление совершенно чужого малыша. И хотя последний способ планирования семьи является более гуманным и единственно приемлемым с точки зрения церкви, вряд ли можно однозначно осуждать супругов, решивших прибегнуть к услугам суррогатной матери. Что же касается самих суррогатных матерей, то причин, толкающих их к такому решению, может быть немало. Но наибольшую психологическую нагрузку при этом несут они сами, и получают немалые деньги не только за затраченные на чужого ребенка силы и здоровье, но и за полученную моральную травму, которая останется с ними на всю жизнь.

Выводы по главе 1

Исходя из изложенной информации в главе 1, я могу сделать следующие выводы:

· суррогатное материнство - один из современных способов вспомогательных репродуктивных технологий, позволяющий преодолеть бесплодие и обрести надежду стать родителями тем, кто лишен возможности познать радости материнства и отцовства;

· суррогатное материнство своими корнями уходит глубоко в древность, и достигло колоссального прогресса на сегодняшний день;

· чтобы воспользоваться данным видом репродуктивной технологии, необходимо иметь особые медицинские показания;

· суррогатная мать подбирается согласно определенным требованиям;

· с появлением суррогатного материнства возник целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения.

Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы - как медицинские, так и морально-психологические - существуют. Но их постепенное решение и преодоление - это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые - на глобальном уровне - помогают человечеству существовать, а на частном - быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основные понятия суррогатного материнства

2. Морально-этические проблемы биоэтики

2.1 Этические аспекты суррогатного материнства

2.2 Главный этический вопрос: скрывать или не скрывать?

3. Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подвиг?

Заключение

Список использованных источников

Введение

Мы всем хорошо знаем как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. Именно в семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая крепкая семья это залог стабильности и процветания любого общества.

Семья - это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества, именно в семье первоначально складываются мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.

Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов является укрепление и защита семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей.

Демографическая ситуация в России в последние года характеризуется низким коэффициентом рождаемости. Дефицит прироста населения сохранится в ближайшие 10 лет, о чем свидетельствуют прогнозы демографов.

По медицинской статистике, 20 % всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Если в былые времена бесплодие считалось сугубо женской проблемой, то в наши дни специалисты вносят коррективы в этот миф. Статистика неумолима: на сегодняшний день 15-16 процентов всех супружеских пар в мире бесплодны.

Причем 50 процентов случаев приходится на женское бесплодие, 40 на мужское, 10 на комбинированное. В связи с этим анализ реализации репродуктивной функции женщин России имеет большое значение, в том числе и с позиции этики.

Медицинской наукой разработан ряд методов лечения бесплодного брака, в том числе экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбриона (ЭКО и ПЭ). Использование методов репродуктивной технологии и её успехи воспринимаются неоднозначно как исследователями, так и общественностью.

Репродуктивные права являются одной из наиболее гендерно - чувствительных областей. Однако до недавнего времени эта область оставалась практически полностью за пределами правового анализа, и ей не уделялось надлежащего внимания в российской юридической литературе. Возможно, это объясняется тем, что понятие репродуктивных прав является новым для российского права и пока еще не нашло себе законного места в общей системе российского права. Только недавно вопросы репродуктивного права стали привлекать к себе пристальное внимание юристов.

Вместе с тем репродуктивные права и репродуктивное поведение - это та область, которая таит в себе немало опасностей и предоставляет прекрасную почву для политического манипулирования, особенно в условиях непросвещенности граждан в этой области. В качестве примера можно привести печальный опыт нашей страны в отношении абортов в 30-50-х гг. Поэтому при решении этого вопроса важно понять, к каким последствиям может привести недооценка важности этих вопросов и недостаточное к ним внимание.

1. Основные п онятия суррогатного материнства

Суррогатное материнство - один из новых институтов современного общества, появившийся в конце 20 века. В одних странах это - легальное явление, в других - легальное при определенных условиях. В третьих странах - это запрещенный институт. Суррогатное материнство как социальное явление имеет определенные проблемы правового и морального характера. Законодательство пытается урегулировать юридические аспекты анализируемого института, однако оно не может разрешать его морально-этические проблемы.

В нем целесообразно отразить присущие данному явлению следующие существенные признаки:

наличие взаимной договоренности между суррогатной матерью и потенциальными родителями, в соответствии с которой производится экстракорпоральное оплодотворение (далее - ЭКО);

факт зачатия ребенка путем ЭКО и имплантации эмбриона в полость матки женщины, согласившейся стать суррогатной матерью;

наличие генетического родства между потенциальными родителями (или одним из них) и ребенком;

целенаправленное вынашивание женщиной ребенка для его последующей передачи потенциальным родителям.

Исходя из этого, суррогатное материнство следует определять как взаимную договоренность между суррогатной матерью и потенциальными родителями о том, что суррогатная мать пройдет процедуру имплантации эмбриона, зачатого с применением метода ЭКО, выносит, родит и передаст ребенка потенциальным родителям.

Суррогатная мать - это здоровая женщина, согласная на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребёнка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта) для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров. Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

*возраст от 20 до 35 лет;

*наличие собственного здорового ребенка;

*психическое и соматическое здоровье.

Соглашение о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое.

При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду.

Некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Чтобы избежать проблем, с суррогатной матерью необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться:

*Компенсация расходов на медицинское обслуживание.

*Компенсация потерь в заработке.

*Место проживания суррогатной матери в период беременности.

*Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.

*Последствия рождения неполноценного ребенка.

Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.

Рождение этого ребенка в нашей стране первый и беспрецедентный случай. Казалось бы, вот решение проблемы, медицина в области репродуктивных технологий достигла значительных результатов, и если раньше ребенок в пробирке вызывал удивление, то теперь он не только в пробирке, но и от умершего ранее родителя, а то и двух. Но законодательство, как это часто бывает, отстает, и беспрецедентен этот случай не только для российской медицины, но и для российского законодательства, которое, к сожалению, не поспевает по многим вопросам современного развития новых технологий, науки, рыночных отношений, изменений экономического состояния страны и т.д. А поэтому приходится либо искать «обходные» законодательные пути, что тоже неправильно, либо отказываться от массового продвижения ноу-хау.

2. Морально-этические проблемы биоэтики

Самые ожесточенные дискуссии происходят вокруг морально-этических проблем и в основном так называемого права плода на жизнь. Это обусловлено тем, что многие современные технологии связаны с проведением искусственных абортов или же с использованием тканей эмбриона и плода. Так, пренатальная диагностика предполагает практику абортирования плодов с грубыми пороками развития, а аборт в данной ситуации является единственным средством «профилактики» врожденной наследственной патологии. Другим примером вмешательства в процесс внутриутробного развития являются методики, используемые при экстракорпоральном оплодотворении. Метод селекции эмбрионов, основанный на генетическом исследовании фрагмента бластоцисты и направленный на выбор здоровых эмбрионов с последующей пересадкой их в матку, подвергается критике за его возможную недостоверность. Критики сомневаются в его целесообразности в тех случаях, когда предполагаемые заболевания возникают обычно в пожилом возрасте (болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и др.), так как человек может и не дожить до этого возраста или к тому моменту будут изобретены другие средства их лечения.

Критике подвергается и другой метод, также используемый при экстракорпоральном оплодотворении. Это метод редукции эмбриона при многоплодной беременности, при котором удаляются «лишние» эмбрионы.

В последнее время широко обсуждаются проблемы использования абортированных тканей для создания эффективных терапевтических средств (тканевая терапия мозговой тканью плода человека, терапия с использованием стволовых клеток и др.). Это также расценивается как нарушение норм этики и морали. При этом дается ссылка на Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, подписанную в 1977 г. всеми членами ООН, за исключением Сингапура. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении к конвенции Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины» и др.

Принятие соответствующих законодательных решений возникающих проблем требует времени и широкого обсуждения в силу специфики новых диагностических и лечебных технологий и необходимости прогнозирования последствий их применения или запрета.

Отношение церкви к биомедицинским технологиям неоднозначно. Одни деятели категоричны в своем отношении к использованию клонирования с целью получения потомства и считают это аморальным действием. Другие менее категоричны, и цель клонирования может быть оправдана при наличии ряда определенных обстоятельств и в случае строгого регулирования во избежание злоупотреблений.

В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения.

Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них таинство брака, через которое «дается объективное божественное основание для благодатной жизни». Через таинство брака мужчина и женщина становятся «уже не двое, но одна плоть» (Мф., 19, 6). И это - тайна, «тайна сия велика» (Еф., 5, 32). Освящение союза мужчины и женщины описано в первой книге пророка Моисея «Бытие»: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 28). Благословление деторождения так описывается пророками. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей»; «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был! во глубине утробы» (Пс, 138, 13, 15). «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс, 138, 16).

Согласно мусульманскому мировоззрению, клонирование противоречит основным принципам религии: «Бог создал нас совершенными и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения, пытаясь повторить божественный акт творения». Русская Православная Церковь утверждает, что «наука, безусловно, должна развиваться, но под контролем общества и государства». Это, пожалуй, самое краткое и четкое определение сути возникших проблем.

Принятый Великобританией закон (1999) разрешает исследования только на эмбрионах, не достигших 14 дней развития, с целью использования их для решения проблем бесплодия, наследственных и генных болезней, хромосомных аномалий, контрацепции. Однако клонирование человека остается под запретом. Считается весьма перспективным создание банков хранения стволовых клеток для последующего использования в терапевтических целях.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Другим аспектом обсуждаемой проблемы является то, что появление новых биомедицинских технологий и использование их в практической медицине связано с большими финансовыми затратами. В связи с чем происходит коммерциализация медицинских «услуг», так как без финансового обеспечения невозможно проведение фундаментальных исследований. Таким образом, закладывается новое противоречие, когда достижения медицины в лечении многих заболеваний становятся доступными для узкого круга людей, располагающих средствами. С этим положением нельзя согласиться, и возникающая проблема также требует своего обсуждения и поиска источников финансирования.

2.1 Этические а спекты суррогатного материнства

Суррогатное материнство напрямую затрагивает человеческую жизнь, поэтому возникает вопрос об этических и моральных границах его применения. Границы в рамках философского знания затрагивают фундаментальные нормы биоэтики как принцип «не навреди», принцип информированного согласия, принцип чести и достоинства человека, морально-этическая ответственность медицинского сообщества за социальные и религиозные аспекты суррогатного материнства.

Вопросы этики суррогатного материнства -- это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Во время процедуры суррогатного материнства речь идет не столько о начале уже существующей жизни, сколько о возможности самого ее начала, это борьба за возможность возникновения человеческой жизни.

Рекомендации по суррогатному материнству, были приняты 24 июня 2005 года Целевой группой ESHRE по Этике и Законам (ЦГЭЗ). « Суррогатное материнство является приемлемой методикой ВРТ, если это альтруистический акт женщины, чтобы помочь бесплодной паре, для которой собственная беременность является невозможной или с медицинской точки зрения имеются противопоказания для вынашивания беременности. Мы знаем о моральных возражениях против суррогатного материнства и возможности потенциальных рисков и осложнений. Однако, эти возражения - недостаточные причины запретить суррогатного материнства в целом».

Против оплаты за суррогатное материнство было представлено несколько аргументов. Они включают оскорбление человеческого достоинства, инструментализацию человеческого тела, потенциальную эксплуатацию эмоционально легкоранимых женщин и принуждение женщин несоответствующим стимулом. С такой точки зрения альтруистическое суррогатное материнство - единственно приемлемая форма.

С точки зрения базовых этических принципов суррогатной матери нужно давать компенсацию за связанные с беременностью расходы, и потерю фактического и потенциального дохода, если это не охвачено национальной системой социального обеспечения.

Использование современных репродуктивных технологий связано со сложными философскими, религиозными, юридическими и моральными проблемами, большинство которых не имеет простых решений.

Суррогатное материнство создает новое этическое поле для современной культуры, которое затрагивает эмоционально-психологический мир каждой личности участвующей в суррогатных программах.

Современные данные об эмбриогенезе человека рассматривают эмбрион как носитель человеческого достоинства. Ученые рекомендуют переносить в матку только один - два эмбриона хорошего качества, чтобы избежать многоплодной беременности и ситуации, когда технология способствующая появлению новой жизни приводит к уничтожению «излишних» эмбрионов. суррогатный материнство моральный этический

Существует ряд серьезных проблем этико-философского плана. Но их постепенное решение и преодоление -- это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые на глобальном уровне помогают человечеству существовать, а на частном -- обрести счастье родительства.

2.2 Главный этический вопрос: скрывать или не скрывать ?

Ни одно государство не требует от родителей, использовавших гаметы от постороннего лица, рассказывать об этом своим детям. Это будет рассматриваться как вмешательство в личную жизнь и нарушение автономии семьи. Тем не менее, существуют заметные различия в том, как государства реагируют на эту проблему.

На Западе большинство стран создало комиссии или комитеты, призванные анализировать и оценивать новейшие достижения в области искусственного воспроизводства, формулировать соответствующие рекомендации. Основной вывод этих аналитических исследований: прежде всего необходимо обеспечить интересы и благополучие ребенка, поскольку они наиболее уязвимы.

Вместе с тем, до сегодняшнего дня вопрос о том, что для семей лучше: закрытость или открытость -- остается дискуссионным. Так, исследование, проводимое в Германии, показало, что 25 % родителей, использовавших донорство и утаивавших это, чувствовали себя угнетенными. Следует отметить, что провести полноценное исследование для того, чтобы измерить влияние открытости и закрытости, весьма затруднительно. В любом случае прошли бы многие годы, прежде чем его результаты стали бы доступными.
С самого начала донорство было «опасным экспериментом», поскольку при этом от детей скрывалась жизненно важная информация. Правительства разных стран идут в разных направлениях в том, что касается поощрения либо сдерживания обмена информацией. Однако возникает все больше свидетельств того, что людям, зачатым в результате донорства, не нравится, что, когда они росли, это от них утаивалось. Многие из них настаивают на том, что они должны знать поставщиков спермы, благодаря которой они родились.

В течение многих лет врачи утверждали, что человека нельзя выбирать в качестве поставщика спермы, если в будущем возможен контакт с ним. Однако проведенные исследования показывают, что многие поставщики спермы не придерживаются взглядов, предписываемых им медиками.
Главная этическая и психологическая проблема применения донорских половых клеток состоит в том, что таким родителям приходится решать, в какой мере следует, если вообще следует, делиться с ребенком информацией о том, как он был зачат. Без сомнения, наиболее острая проблема -- репродукция с участием третьего лица.

3. Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подв иг?

«Ищу суррогатную мать», «требуется женщина, желающая выносить чужого ребенка» -- таких объявлений в Интернете с каждым днем становится все больше, впрочем, так же, как и пополняются ряды семей, которые по тем или иным причинам не могут стать родителями естественным способом.

Сейчас в мире -- это пятая часть семейных пар. К альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении ин витро (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко неоднозначно. В некоторых странах, в связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса, деятельность в этом направлении запрещается национальным законодательством, в частности, во Франции и Германии, а в Канаде и Великобритании не разрешается рассмотрение судебных исков по этому поводу.

Христианская религия также отрицательно смотрит на подобные манипуляции с донорством половых клеток, поскольку оно нарушает целостность личности, и, кроме того, по мнению служителей церкви, данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и ребенком. Кстати, в подтверждение этому можно вспомнить установленный современными учеными факт о том, что ребенок в утробе еще на четвертом месяце своего развития распознает свою мать и реагирует на каждое проявление ее настроения, тем самым даже ей сопереживая.

В Украине явление «суррогатное материнство», впрочем, как и другие революционные технологии в области репродуктивной медицины, ассоциируется с именем директора института репродуктивной медицины, профессора Федора Дахно. Он рассказал «Дню», что первый ребенок с помощью суррогатной матери появился в стране в 1980 году, и в роли исполнителя выступала сестра заказчицы. С тех пор этот метод в Украине стал популяризироваться, правда, говорить о том, что суррогатное материнство стало носить для бездетных пар массовый характер и о том, что в ближайшем будущем это может произойти, пока не приходится. По словам Ф. Дахно, сейчас для Украины -- это единичные случаи.

Возможно, именно поэтому в стране не существует банка суррогатных матерей, в отличие скажем от США, где собрана огромная база данных, предлагающая сведения о донора яйцеклеток. База позволяет выбрать донора, руководствуясь даже такими критериями, как этническое происхождение, вероисповедание или внешность. В Украине проблема поиска в основном перекладывается на плечи заказчиков, хотя помогают в этом и сотрудники института, которые зачастую разыскивают суррогатных матерей среди своих родственников и знакомых. Некоторые ученые и эксперты считают, что суррогатное материнство в Украине не имеет широкого распространения не из моральных соображений, а из материальных, поскольку бездетной паре намного легче усыновить ребенка с непонятной наследственностью, чем выложить полторы тысячи долларов за медицинские процедуры и в три раза больше на «зарплату» и содержание исполнительницы. Действительно, в данной ситуации затрагиваются интересы не только непосредственно главных действующих лиц, а также и семьи женщины, которая согласилась быть суррогатной матерью; ведь для мужа осознание того, что жена вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, тяжелая психологическая травма.

Согласно негласным требованиям, в роли суррогатной матери может выступать женщина не старше 35 лет, притом обязательно уже рожавшая, поскольку в этом случае риск того, что после она захочет оставить ребенка себе, в несколько раз уменьшается. Оптимальным вариантом для роли суррогатной матери является родственница. Правда, здесь могут возникать курьезные случаи. К примеру, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, то абсолютно непонятно, кем она приходится новорожденному -- то ли матерью, то ли бабушкой, то ли и тем и тем одновременно.

Согласно опросу, в зависимости от возраста и региона, в котором проводилось исследование, от 18 до 28% считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% в связи с тем, что мало осведомлены в этой области, вовсе не имеют собственной точки зрения по этому вопросу.

Зато большинство врачей (61%) уверены в том, что при наличии патологии у женщин, которая не позволяет им рожать, этот метод является оптимальным. Отечественные психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. «Западные люди куда менее эмоциональны по сравнению с нами, и все равно там это становится трагедией, как для матери-заказчицы, так и для матери исполнительницы, поскольку никогда нельзя сказать точно, проснутся ли материнские чувства у этой женщины или нет», -- говорит кандидат психологических наук Наталья Бастун. По ее мнению, популяризируя суррогатное материнство, общество тем самым воспитывает морально нездоровое поколение, поскольку предлагает новый вид биологических услуг или модифицированную проституцию. Все же, как считает Н. Бастун, остановить накатывающуюся волну невозможно, можно лишь с этим смириться и привыкнуть.

Кандидат социологических наук Любовь Бевзенко считает, что это явление связано с социологическими факторами, а точнее, суррогатное материнство нужно рассматривать в контексте культур. «Если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы абсолютно неприемлемо, то постмодернистской не присуще оценочное суждение, иными словами, каждый делает только то, что считает нужным», -- говорит социолог. Между тем еще в Библии упоминался элемент суррогатного материнства. Бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а в последний момент на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.

Федор Дахно имеет абсолютно четкую позицию относительно моральности данного метода. Он считает, что матерью имеет право назваться лишь та женщина, которая воспитала ребенка, а тех женщин, которые из альтруистических соображений пошли на сделку, необходимо, на его взгляд, расценивать как совершивших социальный подвиг, что должно материально поощряться государством. Правда, конкретные житейские истории свидетельствуют, что альтруистических порывов не так уже и много. Для некоторых женщин суррогатное материнство становится всего лишь высокооплачиваемой работой. В интервью газете «Высокий замок» Анна, которая работает менеджером в Симферополе, рассказала, что пошла на суррогатное материнство исключительно из-за безденежья. После развода с мужем она, в первую очередь, хотела ему доказать, что сама в силах решить свои финансовые проблемы. Но сейчас боится увидеть ребенка, поскольку это, по ее словам, причинит немало боли.

Надо заметить, что при институте репродуктивной медицины конфликтных ситуаций, когда суррогатная мать не хотела отдавать ребенка, не было. Впрочем, и оспаривать свое материнство суррогатной матери юридически крайне сложно.

В дополнении к Закону Украины «О трансплантации органов и тканей» четко указано, что супруги, которые дали согласие на проведение репродуктивных методик, обладают в полном объеме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. В проекте нового Семейного кодекса Украины, который прошел первое чтение, указано, что в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги. Вместе с тем, у заказчиков все равно существует определенный страх, что в последнюю минуту материнский инстинкт возьмет свое, и суррогатная мать скроется с глаз обманутых генетических родителей. Анна рассказывает, что ежедневно ей приходилось убеждать генетическую мать в том, что не сбежит.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный. Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но тем не менее невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

Заключение

Сегодня, в нашем промышленном мире, ЭКО - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние. При появлении и принятии какого-либо метода никто не ждет никаких ограничений или сдерживания со стороны производителей или пользователей. Возникает новая индустрия: зарождающийся «рынок» половых клеток, «аренда» матки для беременности. Единственный эффективный барьер - это соотношение стоимости и выгоды. Все, что может сделать сторонник нравственности, - это клеймить человеческое безумие, напоминая, что следовало бы делать и чего не следовало бы делать, если внимать доводам рассудка и мудрости.

Вряд ли стоит спорить о важности обсуждаемых морально-этических проблем. Эти проблемы существуют и требуют своего решения. Однако не следует забывать, что созданные биомедицинские технологии рассчитаны на применение у особой категории людей, которые обречены на бесплодие или на рождение детей-инвалидов с детства. Морально ли, имея, правда, необычные, нетрадиционные средства, не воспользоваться представляемым шансом преодолеть недуг и тем самым уменьшить количество страданий в обществе.

Список использованных источников

1. Базанов П.А. Суррогатное материнство - блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. - 2006. - №1. - С. 7.4.

2. Кулаков В.И. Современные биомедицинские технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: перспективы, морально - этические и правовые проблемы

3. Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взгляд через призму биоэтики / О.С. Филиппов // Проблемы репродукции. - 2004. - №2

4. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика»: учебное пособие

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание проблемы ухудшения репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Изучение различных сторон восприятия суррогатного материнства как возможности иметь собственного ребенка. Соображения морального, этического и материального характера на данную тему.

    эссе , добавлен 17.12.2014

    Морально-этические взгляды, а также философские проблемы в естествознании и медицине. Гуманизм и нравственные принципы медицины. Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения. Морально-этические проблемы генетической инженерии и генной терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    СПИД и его общественный резонанс. "Спидофобия" и требования медицинской этики. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. Психологические аспекты и профессиональный риск медицинских работников. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы.

    реферат , добавлен 12.11.2013

    Характеристика модификации поведения, генной инженерии, суррогатного материнства, клонирования, этики аборта, трансплантации органов, продажи детей, изменения поля, искусственного продлевания жизни и эвтаназии как основных направление биоэтики.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Определение понятия морали и этики. Рассмотрение иудаизма как религии еврейского народа: вероучения, обычаи, этические и социальные аспекты. Правила этикета в Израиле. Этика деловых отношений в еврейской традиции. Межличностные отношения в бизнесе.

    реферат , добавлен 04.04.2015

    Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали. Понятие и основные проблемы этики ученого. Влияние политических событий на деятельность литературоведов, этические критерии их научно-исследовательской работы.

    реферат , добавлен 15.11.2013

    Трансплантология (transplantologia) - отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации. Этические принципы трансплантации, их правовые аспекты. Две противоборствующие позиции в отношении трансплантации. Этическая ценность самопожертвования.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

    курс лекций , добавлен 17.11.2008

    Предмет этики. Функционирование морали. Этика - наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

    книга , добавлен 10.10.2008

    Эвтаназия как помощь врача больному в совершении самоубийства с помощью медпрепаратов. Врачи, применявшие эвтаназию. Отношение общества к ней, опасность разрешения применения. Отношение церкви к эвтаназии. Этические проблемы разрешения эвтаназии в РФ.