Фундаментальные исследования. Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан Статьи о патриотическом воспитании школьников

Проблема патриотизма в наше время - это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами.

Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых - формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания учащихся являются:

Изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

Осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

Создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

Стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

Организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

Стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей - это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя две возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют Курс «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 5 по 9 класс;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев;

Работа объединений;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Участие в конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

Массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

Деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

Формирование ведущих интегративных качеств личности;

Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит - патриотических чувств и в целом - формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

В воспитательной деятельности определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

В плане воспитательной работы особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Васильева Ю.Ю

Студентка, Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются педагогические условия патриотического воспитания старших подростков во внеклассной работе.

Ключевые слова : патриотизм, патриотическое воспитание, внеклассная работа.

В современном государственном заказе школе, сформулированном в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации акцент сделан на воспитании патриотических ценностей у подрастающего поколения.

Согласно концепции патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и вырос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству .

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие педагогов и обучающихся в совместной деятельности и общении, направленных на воспитание у старших подростковпатриотического сознания. Наиболее успешно можно осуществлять патриотическое воспитание во внеклассной работе, которая представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на старших подростков.

Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей старших подростков, которые не всегда удается рассмотрению на уроке. Включение старших подростков в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности .

Успешному решению задач патриотического воспитания способствуют педагогические условия предполагающие достижение определенного результата. Опираясь на позиции В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, мы полагаем, что первым педагогическим условием патриотического воспитания старших подростков является реализация аксиологического, личностно-деятельностного подходов. Выбор данных подходов к воспитанию патриотически-ориентированной личности основывается на раскрытых нами положениях о патриотизме как интегративном нравственном качестве личности, конституирующемся на великодушии (интенционально предполагающим, что мир таков, что в любой момент в нем может что-то случиться только с моим участием) и выражающемся в восприятии Родины и Отечества как ведущих ценностей, деятельном отношении к ним в контексте гуманизма и уважения к другим народам; о содержании его структурных компонентов: когнитивного (знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения), ценностно-эмоционального (патриотические ценности: любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое, уважение к другим народам) и мотивационно-деятельностного (социально-значимая деятельность на благо своего Отечества).

Сущность аксиологического подхода заключается в том, что он нацелен на раскрытие смыслов значений, объектов, на формирование способности учащихся к осмыслению на основе соотнесения с явлениями социально- нравственной жизни общества, построение собственного поведения школьников, исходя из существующих у них патриотических ценностей. По мнению И.И.Дереча ценности это «предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения».

Методологической основой личностно-деятельностного подхода выступает принцип единства личности и деятельности.

Наш исходный посыл заключается в том, что процесс патриотического воспитания личности заключается не только в том, чтобы старшеклассник проявлял ценностное отношение к объективной реальности – Родине в деятельности (в виде конкретных поступков), действовал по принципу «в любой данный момент в этом мире может что-то случиться только с моим участием», но и совершенствовал свое самосознание, которому имманентно была бы присуща потребность соответствовать образу идеального гражданина-патриота.

Вторым педагогическим условием патриотического воспитания старших подростков во внеклассной работе является наличие программно-методического обеспечения.

Для реализации данного условия мы разработали программу по патриотическому воспитанию старших подростков. Она направлена на формирование у старших подростков высокого паториотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Целью программы: является становление патриотического сознания старшеклассников как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание подростка, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине.

В качестве основных задач выступают:

– создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.

– снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

– разработка механизмов, обеспечивающих координацию внеклассной системы программных мероприятий;

– разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам воспитания патриотического сознания старшеклассников.

– реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

Содержательная часть программы включает такие идеи как создание воспитательной среды и опыта патриотического поведения, самостоятельное участие старших подростков в различных видах патриотической деятельности. В рамках программы используется проектная деятельность, которая способствует формированию мировоззренческих основ личности для успешного вступления в социум. Одним из основных средств патриотического воспитания является краеведение, которое направлено на изучение малой Родины, ее природы, истории, хозяйства, быта, верований, традиций.

Третьим условием эффективности формирования патриотизма личности старших подростков является приоритет форм внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный компоненты структуры патриотических ценностных ориентаций личности. Такими формами внеклассной работы со старшими подростками могут быть диспуты, презентации коллективных творческих работ на патриотические темы, знакомство учащихся с героическими событиями отечественной истории, выдающимися достижениями страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, открытые панорамы Дней воинской славы России, экскурсии, которые предлагают изучение местных объектов в их естественной обстановке, могут быть использованы коллективные творческие дела, в которых задействованы ученики и учителя.

Мы полагаем, что процесс воспитания патриотического сознания как интегративного нравственного качества старших подростков будет результативным при реализация во внеклассной работе рассмотренных выше педагогических условий.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2009.
  2. Дереча И.И.Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. … канд. пед. наук.- Тюмень, 2005. -26с.
  3. Зубенко Н.Ю. Внеклассная деятельность как фактор формирования гражданственности и патриотизма подростков // Педагогические науки. – 2010. – №1. – С.36-38.

Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования.

Бражник В.М.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Родина - это город, в котором

родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа. Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

«Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства». Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” - край, где родился, но и свою большую Родину – Казахстан. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Культурно- исторический компонент.

Включает воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за казахстанский народ, воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту казахского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью Казахстана, но и достоянием мировой цивилизации (народный промысел, памятники архитектуры, народные обычаи и традиции, праздники, произведения живописи, графики, музыки).

Военно- исторически й компонент.

Включает ознакомление с переломными моментами истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанных в трудах видных историков М Козыбаева, Е.Бекмаханова, А.Кенесарина,М. Магауина и др.(борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями, победа в Великой Отечественной войне и др. события).

Краеведение .

Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают само по себе, а воспитываются, Воспитание к родному городу, понимание ценности культурного наследия, созданные народом за века, гордости за своих соотечественников. Желание познать славное прошлое родных мест дает импульс для развития патриотизма.

Экологический компонент.

Занимаясь проблемами охраны природы важно, чтобы дети осознали единство «природы – человек», где человек часть природы и его развитие является фактором изменений самой природы. Отсюда вытекают задачи экологического направления патриотического воспитания.
Первая – овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу.
Вторая - воспитание понимания многогранной ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Третья – обучение детей правилам общения с природой, познание ее.
Четвертая - развитие потребности в общении с природой.

В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Именно, поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине. Воспитание патриотизма должно осуществляться через изучение культуры и традиций своего народа, знание государственной символики. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. К ним относятся проведение викторин, игр, оформление стенгазет, экскурсии в музеи. В учебное время патриотическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий.

И все же становиться вопрос каковы же пути совершенствования процесса патриотического воспитания учащихся начальной школы?

Продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;

Обогащение содержания патриотического воспитания;

Развитие форм и методов по патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;

Усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;

Участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к патриотическому воспитанию;

Организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;

Изучение и обобщение передового опыта работы в области патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.

Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу.

При разработке программ направленных на формирование патриотических качеств личности младших школьников каждому учителю необходимо помнить, что патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.

Мы убеждены, что патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.

Список литературы:

1 Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2–8.

2 Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. №8 – С. 17.

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Яндыбаева Е. В. Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 136-141.

В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами литературного краеведения, а также система работы педагога школы по патриотическому краеведению, формы и методы данного направления в воспитании школьников.

Kлючевые слова: система патриотического воспитания, литературное краеведение, духовность, формы работы, урочная и внеурочная деятельность.

PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LITERARY LOCAL STUDY

Elena V. Yandybaeva

This article describes the patriotic education at school by means of literary local study, as well as school teacher"s work in the sphere of patriotic local history, the forms and methods of this activity within students" education.

Keywords: system of patriotic education, literary study of local lore, spirituality, forms of work, curricular and extracurricular work.

Вопросы патриотического воспитания, ставшие актуальными в наше время, вызваны необходимостью сохранения нашего общества как единого многонационального суверенного государства. По словам В. В. Путина, эта проблема «давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, …она не обсуждалась… На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [Владимир…]

Как тут не вспомнить слова русского писателя А. И. Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Несомненно, основополагающая роль в привитии патриотических чувств подрастающему поколению отводится, наряду со средствами массовой информации, школе.

Президент России В. В. Путин в своем выступлении, посвященном данной проблеме, предостерег: «Мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого». А для этого сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности…» [Владимир…]. Назревшая проблема поисков действительно «живых» форм работы и легла в основу данной работы.

Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края. Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:

· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;

· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

· изучение биографий и творчества литераторов региона.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе. В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков. Задача педагога, на мой взгляд, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.

Специфика предмета литературы дает возможность педагогу привлекать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. В календарно-тематическое планирование уроков входит краеведческая составляющая. Региональный компонент школьной программы по литературе, как и в федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

· для чтения и изучения;

· для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

· для внеклассного чтения [Табарданова 2009].

Интересными для изучения в региональном краеведческом компоненте я считаю творчество Б. Екимова, а также поэзию волгоградских авторов.

Краеведческая работа в современных условиях активизирует учебно-воспи-тательный процесс. Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является поисково-исследо-вательская деятельность учащихся. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

· Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Этот вид творческой деятельности приобщает учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные материалы, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно связывая его с жизнью края и страны. Учащиеся пишут трудовые биографии передовых людей края, очерки о людях труда. Все это прививает детям любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.

· Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. При таком виде деятельности происходит прямая передача знаний людей различных поколений, профессий подросткам, что создает особую, творческую атмосферу. Именно в такие моменты слова «героизм», «патриотизм», «Родина» приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект [Калашникова 2007].

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа священной волгоградской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания. Краеведческий компонент может быть элементом урока, а может составлять и содержание всего урока. Например, на уроках, посвященных литературе Великой Отечественной войны, элементом содержания становятся произведения наших земляков. В ходе беседы выявляются вопросы, интересные для учащихся. Они и становятся предметом исследований школьников. Осуществление старшеклассниками проектно-исследовательской деятельности позволяет им проявить себя, развивает коммуникативные компетенции. Можно привести примерную тематику проектов по литературному краеведению:

· «Кровью омытые строки мои…» (о поэтах, погибших в Сталинградской битве).

· Поэзия современного Волгограда.

· Тема родной земли и творчестве М. Агашиной.

· Военная тема в творчестве М. Агашиной.

· Тема детства в творчестве М. Агашиной.

· «Женская» поэзия Волгограда.

· Тема семьи в творчестве Б. Екимова.

При изучении поэзии Великой Отечественной войны в 8 классе, после знакомства с творчеством поэтов – участников войны учащимся предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Поэты, защитившие Сталинград», «Поэзия пылающего Сталинграда». Также ребята сами могут определить тему своего проекта. Чтобы подготовить проекты по предложенным темам, школьники проводят индивидуальные и групповые исследования, привлекая фонды школьной и районной библиотек, пользуются сведениями из Интернета. Такой вид работы, конечно, формирует и развивает познавательные, коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Включение элементов краеведения на уроках развивает воображение, память, интерес, внимание.

Воспитанию чувства сопричастности и близости к родной волгоградской земле, на мой взгляд, способствует также проведение на уроках литературы поэтических пятиминуток. Они, как правило, проводятся в преддверие дат, священных для каждого сталинградца и волгоградца: 19 ноября, 2 февраля, 9 мая. Ребята читают наизусть стихи наших земляков по данной тематике, причем произведения выбирают сами. Эмоциональность и сопереживание учащихся – главный педагогический итог такого рода деятельности. Для воспитания современных детей считаю это немаловажным результатом.

Предметные декады, проходящие в школе систематически, также входят в систему краеведческой работы. Так, в рамках предметных декад регулярно проводятся интегрированные уроки. Применение технологии интеграции активизирует познавательную деятельность школьников, развивает их интеллектуальные и личностные качества, позволяет учащимся успешнее усвоить материал. Привлечение литературного и исторического краеведческого материала, безусловно, делает урок эффективнее, так как развивается интеллектуальный и эмоциональный, личностный потенциал школьника. Учащиеся осознают себя продолжателями и носителями традиций священной земли, на которой они родились.

Внеурочная деятельность по литературному краеведению является важной частью системы патриотического воспитания учащихся. Она включает в себя разнообразные формы деятельности. Из применяемых мною можно говорить о следующих:

· литературные вечера;

· конкурсы чтецов;

· встречи с земляками;

· читательские конференции.

Литературные вечера проводятся в рамках предметных недель, а также приурочиваются к памятным датам поэтов и писателей-земляков. Для их проведения требуется серьезная подготовка: определяется тема и цель вечера, отбирается материал, значимый в идейном и художественном отношении, а также интересный для учащихся. Затем составляется программа. Важно, чтобы вечер имел именно краеведческий характер. Для накопления материала организуется изучение литературных произведений местных авторов, собираются сведения о них. При проведении этих мероприятий используются различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен.

Следующей важной формой внеурочной деятельности являются конкурсы чтецов, проходящие в школе регулярно и, несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков. Дети участвуют в традиционном школьном конкурсе «Край ты мой родной». Перед ним ведется планомерная подготовительная работа, одной из целей которой является привлечение как можно большего числа школьников. Каждый из участников сам подбирает себе произведение, перед выступлением кратко знакомит зрителей с биографией автора. Группа ребят отвечает за музыкальное сопровождение конкурса. Широкий охват детей в школьных мероприятиях способствует повышению интереса ребят к литературе родного края, формируя духовный облик школьника в общем и патриотические чувства в частности.

Важной формой патриотического краеведения также считаю участие ребят в различных районных конкурсах чтецов, посвященных нашим землякам – героям, участникам локальных конфликтов; в районном конкурсе «Детство, опаленное войной». В сентябре 2015 г. мои ученики приняли участие в региональном этапе международного фестиваля «Литературные чтения в Сарепте». В рамках этого фестиваля состоялась встреча с поэтессой Е. Иванниковой. Участие в конкурсах такого уровня расширяет литературный кругозор учащихся, обогащает их жизненный опыт. Внимание школьников привлекается к лучшим представителям родного края, которые становятся образцами для юношества. Эта форма внеурочной деятельности, безусловно, важна для формирования чувства любви к родной земле.

Неотъемлемой частью работы по литературному краеведению является проведение мероприятий совместно с районной детской библиотекой № 6. В рамках празднования 70-летия Великой Победы состоялась литературная гостиная. Ребята подготовились к литературной викторине с краеведческим элементом, затем прошла встреча с нашими земляками – «детьми Сталинграда». Такие мероприятия, конечно, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята не из книг и кино, а вживую могут пообщаться со свидетелями тяжелого для всех наших соотечественников времени. Обобщением такого жизненного опыта становятся творческие работы – сочинения на основе личных впечатлений.

Еще одной формой внеурочной деятельности является читательская конференция. Главное достоинство ее в том, что учащиеся могут выразить свое мнение о книге, аргументировать его, поспорить. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся нечасто. Они требуют очень серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но увлекающей аннотацией. Естественная трудность состоит в том, чтобы организовать по-настоящему активное и живое обсуждение, чтобы учащиеся не просто рассказывали о писателе, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы и дискутировали. На мой взгляд, интересны читательские конференции, посвященные проблемам, поднимаемым в произведениях Б. Екимова. Именно раскованное и свободное обсуждение школьниками проблем в художественных произведениях волгоградских авторов отличает читательскую конференцию от обычной. Данная форма литературного краеведения, на мой взгляд, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции.

Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на мой взгляд, и сформировать патриотические чувства.

В свете проблемы гуманизации образования, естественно, необходимы новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной», – эти слова принадлежат академику Д. С. Лихачеву. Они близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине [Храпова 2011: 169–171].

Литература

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.

Владимир Пути о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.

Калашникова О. М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.

Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцман. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

Табарданова Т. Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. – 2011. – № 6. – Т. 2. – С. 169–171.

Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1976.