За что можно любить родителей. Почему взрослые дети не любят родителей. «Я сам(-а) воспитываю своих детей, а ты их просто любишь»

Определение "маленький человек" – подлинный долгожитель в школьном и вузовском литературоведении. Лишенное научной сухости, оно удобно и для экзаменационных тем. Поэтому естественно, что сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий это выражение. Даже сами литературные герои откровенно так себя и рекомендуют: "Я, сударь, маленький человек" (Кулигин из пьесы А.Н. Островского "Гроза"), с естественным добавлением: "Меня обидеть можно!". Вот, казалось бы, и весь нехитрый смысл этого наименования. Но это явно лукавая простота, которая из-за своего многолетнего, а то и векового бытования оказывается совершенно непродуктивной как для литературоведческого анализа, так и для живого, толкового сочинения. Эта видимая простоватость усугубляется и тем, что образ "маленького человека", из сострадания что ли, обычно примолаживают: добро, когда его родословную ведут от "Бедной Лизы" Н.М. Карамзина, а то ведь откинут еще полвека и дадут в "отцы" Н.В. Гоголя с повестью "Шинель". Если взглянуть непредвзято, не через сложившиеся догмы, то увидим иную картину. Во-первых, не всякий изображенный бедняк будет отвечать этой теме. Тот же Кулигин исполнен такого претенциозного пафоса, что определение "маленький человек" скорее маска, чем подлинность. Он хочет "умом громам повелевать", он все природные законы отвергнет и изобретет "перпету мобиле", пресловутый вечный двигатель, символ человеческой гордыни; он видит себя богачом, обладателем миллиона, судьей и благодетелем народа, чуть ли не глашатаем Бога (в заключительной реплике "она теперь перед судией, который милосерднее вас"), да и "обидеть" его едва ли возможно: слишком назойливы и вызывающи у него требования "финансировать" его, кулигинские, изобретательские капризы... Во-вторых, уже из короткой оценки Кулигина видно, что содержание образа с эмблемой "маленького человека" далеко не монотонно, скорее парадоксально, и именно это делает данную тему интересной и живой, несмотря на известные издержки всякого устойчивого выражения. Коротко говоря, сложившийся шаблон состоит в том, что "маленький человек" рассматривается как жертва тех или иных общественных отношений: если он хорош (предположим, как Самсон Вырин), то общество несправедливо держит его в четырнадцатом, последнем своем классе; если он плох, как чиновник девятого класса Акакий Башмачкин, то общество и виновато в его недостатках (вспомним, что Н.Г. Чернышевский называл Акакия Акакиевича не иначе как "идиотом": "круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный", 5, 323). Раскрывать тему в подобном духе не только пошло или неинтересно, но главное - это значит не понимать текст, а подгонять его под идеологическую схему, которая остается живучей, несмотря на кажущуюся смену общественных идеологий. Так, в дальнейшем мы обратимся к тем же образам Пушкина и Гоголя, но подчеркнем, что строить социальную защиту их героев не входит в авторскую позицию, и это, однако, отнюдь не перечеркивает мотив сострадания: авторы видят своих героев не в социально-политических координатах, а скорее ставят их перед Богом, перед вечностью, перед сущностями человеческого бытия (яркие символические эпизоды: притча о блудном сыне, выбор имени, смерть и преображение и т. д.).

Общественное обличение затрагивает лишь одну из сторон в развитии темы "маленького человека", отраженную достаточно полно еще в литературе 18 века, прежде всего в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева: "Опомнитесь, заблудшие, смягчитесь, жестокосердные; разрушьте оковы братии вашей, отверзите темницу неволи и дайте подобным вам вкусити радость общежития", 3, 2, 150). Идеализация страдальца особенно сильна у Карамзина, не в первый раз в литературе доказавшего, что и "крестьянки любить умеют": отец Лизы "любил работу, пахал землю и вел всегда трезвую жизнь", мать – чувствительная и добрая старушка, сама Лиза, "не щадя красоты своей, трудилась день и ночь". Однако у того же Радищева "маленький человек" может быть и средоточием порока ("валдайские любовницы"), и жестокости (восставшие рабы), и "соучастником разврата своего барина" (глава "Медное"): "Твой разум чужд благородности мыслей, ты умереть не умеешь, ты склонишься и будешь раб духом, как и состоянием"(3, 2, 181). Как видим, уже в своих истоках образ маленького человека вовсе не всегда связан с пафосом сочувствия и защиты слабого; обличение в этой теме развито ничуть не меньше. Все же и за десятилетия до пушкинского "Станционного смотрителя" чувствуется, что тема уже освоена, само определение "маленький человек" становится привычным, основным же мотивом прозы 18 века будет утверждение равенства: "Солнце равно освещает и помещика и крестьянина... Никак не вообразительно мне, что вельможа от маленького человека, а малочинный от крестьянина весьма отличен был", – сказано А.П. Сумароковым("О домостроительстве" 3, 1, 74.). Так неужели тема маленького человека не дает никаких вариаций в литературе пушкинской поры? Это, конечно, не так, и не следует пафос радищевского "Путешествия..." переносить на творчество позднейшее, на героев Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского.

Развитие мотива, думается, определено не столько чеканной и внутренне неподвижной формулой равенства всех под солнцем, сколько иным равенством – перед Богом, перед Христом, что также было включено в традицию "маленького человека" как непременный компонент, причем уже у самых истоков литературной темы: для Радищева в главе "Хотилов" равенство под солнцем непосредственно сопряжено с "храмом живым Бога", провозглашающим "разрушить оковы братии вашей". Движение темы, а не монотонное повторение призывов, с одной стороны, определялось живой диалогичностью, личностным соучастием Бога и человека: под солнцем человек безличен и неизменен, солнце равно греет и грешника, и праведника; пред Богом человек предстает вечно меняющимся, соотносимым с идеалом жизни, он ответственен и активен. Вообще обращенность к Богу будет одной из обязательных черт образа "маленького человека", сама типология этих героев будет определена именно их пониманием Бога. С другой стороны, в трактовке темы есть и своя ограниченность: здесь литература ведет самый непосредственный диалог с Библией и Церковью, более обязательный, чем в иных тематических плоскостях (например, в темах природы, войны, социальных движений и др.), поэтому в определенной мере тема "МЧ" не бесконечна, она ограничена библейскими аналогиями.

Скажем, наконец, что если искать первоисточник для темы "маленького человека" в русской литературе, то это будет прежде всего сама Библия, особенно – Евангелие, от которого, можно думать, ведет свою родословную понятие маленького человека.

Человек, нарисованный в Евангелии, есть именно "м а л ы й", меньший перед Богом, а не перед земной властью, или силой, или богатством. Более того, земное значение человека и его облик перед Богом не совпадают. Христос прежде всего обращен к "униженным и оскорбленным": "Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф., 11, 28). Дадим еще несколько емких евангельских стихов, которые определяют смысловое ядро нашей темы; "То, что сделали вы одному из братьев моих меньших, то сделали мне" (Мф., 25, 40-45); "кто из вас меньше всех, тот будет велик" (Лк., 9. 48); "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; кто хочет быть первым, да будет вам рабом" (Мф., 20,26):, "смотрите, не презирайте ни одного из малых сих" (Мф., 18, 10). Итак, евангельский человек м а л своим духом, унижен, порочен и слаб, но устремлен к Богу, ожидает высшего суда, преображается, несмотря на земное унижение ("последние станут первыми"). Высший завет – стремиться к благополучию не на Земле, а в Царстве Небесном, что достигается служением Богу в любви к ближнему и в неизбежном страдании. Еще одно важное состояние "маленького человека" - стремление уйти от греха, хотя и неизбежное вовлечение в грех, однако в грех, имеющий прощение. В этом смысле "маленький человек" никогда не вовлечен в крайнюю греховность: "Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления… Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения во век" (Мф., 3, 28 ,29). Это не святой, но и не воплощение дьявола. Примерами из евангельских сюжетов будут "блудный сын", Мария Магдалина, хананеянка с дочерью, прокаженный самарянин, наконец – собирательный образ "блаженного" из Нагорной проповеди. Словом, христианский человек есть именно "маленький человек" (в скобках заметим, что здесь нет оценочного оттенка и "маленький человек" может быть богаче и глубже любого романтического героя – титана).

Основные черты образа маленького человека даны в Евангелии по-притчевому кратко и емко, это почти чистая и д е я образа; литературное развитие дает художественное и потому живое и многообразное бытование этого образа. Причем мы выделяем особо классику XIX века в развитии темы по следующей причине. Литература в традиции Радищева словно исчерпала веру в земное благополучие "маленького человека", возвращается к трагическому пафосу Евангелия с ощущением никогда не преодолимого земного страдания, что дало импульс для сравнительно быстрого развития темы от Самсона Вырина до Платона Каратаева, причем трагический пафос обуславливает и философское углубление героя. Недостаточность, а то и неуместность сочувствия к земным страданиям, понимание невозможности в полной мере установить Царство Божие на Земле (да и невозможности для "маленького человека" полно понять Слово Божие) лишь усилило художественную привлекательность темы. Наоборот, революционный пафос спасения "маленького человека", яркий и привлекательный сам по себе, оказался неплодотворным для глубины художественного изображения личности.

Развитие темы "маленького человека" имеет свою собственную логику, что мы и постараемся проследить в дальнейшем.

Если Евангелие дает смысловой центр образа "маленького человека", то можно выделить и ряд общих признаков, по которым собственно мы и относим к нашей теме литературных героев. Чисто внешние черты здесь не помогают: не всякий крепостной или чиновник 14 класса будет "маленьким человеком" в литературе. Ведь у Печорина, скажем, как прапорщика, тот же 14 чин, что и у Вырина, а гоголевские дядя Митяй и дядя Миняй такие же крепостные, как и Платон Каратаев. Главными тематическими чертами этого образа будут: 1/ низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2/ страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3/ в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4/ острота жизненных переживаний; 5/ наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6/ обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны (и "малы") в с е. И для нашего героя характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: это именно тематические признаки, не тождественные с м ы с л у или художественной индивидуальности героя, каждый из которых будет совершенно по-своему н е с т и эту тему и раскрывать неповторимый смысл.

Мы остановимся на следующих произведениях русской классики, входящих в русло "маленького человека": "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого (образ Платона Каратаева). Кроме того, нам интересен ряд "пограничных" образов, позволяющих оценить нюансы темы, контрастные отклонения от нее, уже переносящие героев в иную категорию (например, Евгений из "Медного Всадника", Чичиков, Карандышев, герои "Грозы" А.Н. Островского, наконец – ряд чеховских персонажей, на которых собственно тема маленького человека прерывается: Чехов "уничтожает" маленького человека, стремясь не столько к утверждению, сколько к перерождению подобного героя. Вообще тема "маленького человека" в ее чистом виде, без перерастания в совершенно иную тему (например, участие маленького человека в великом деле, как в статье М. Горького "О маленьких людях и о великой их работе", или переоценка духовности маленького человека: мал в обществе, но велик в душе и др.), окажется одной из специфических тем именно классики XIX века, где, при наличии общих тематических черт, тем не менее философия "маленького человека" будет концептуально развиваться, но именно вокруг евангельской притчи.

Итак, проследим развитие данного мотива, выбрав классические и хрестоматийные тексты, понимая, конечно, что вся полнота вариаций "маленького человека" нуждается в специальном, монографическом исследовании.

Пушкинский "Станционный смотритель" стал емким манифестом темы "маленького человека". Недаром к образу Самсона Вырина обращен Макар Девушкин из "Бедных людей" Достоевского, обозначен "Станционный смотритель" в гоголевской "Шинели", Лермонтов в тексте своего романа дает строку из пушкинской повести ("по казенной надобности")…

Есть ли смысл в самом выборе должности для "маленького человека"? Пушкин отвергает роль "диктатора" почтовой станции, наоборот, подчеркивает: "смотрители суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях и не слишком сребролюбивые". И Пушкину важно расположить такого героя в тесном соприкосновении с людскими судьбами, на дорогах судьбы, поэтому – такое "всеобщее" начало повести: "Кто не проклинал? Кто не бранивался? Кто не требовал от них? Кто не почитает их извергами?.." Дальше мы увидим, что "станционный смотритель" - не только отражение всеобщей судьбы "маленького человека", но и средоточие ответственности за себя и за ближнего: проезжающий, рассказчик А.Г.Н., не просто призывает "войти в положение", "исполниться искренним состраданием", а именно почувствовать свою вину за боль ближнего ("обстоятельства сблизили нас"). Рассказчик А.Г.Н. изъездил всю Россию, и созданный им образ станционного смотрителя точно распространен на весь облик православной судьбы. Рассказчик в "Повестях Белкина" вообще играет важную роль в раскрытии смысла и темы "маленького человека": он и противоположен ему ("бирал с бою то, что следовало мне по праву"), и вообще отдает должное праву сильного, а уж тем более – праву достойного, "маленький же человек" уповает не на право, а на милость. В начале повести рассказчик иронически предлагает истинную иерархию в общежитии: "не чин чина почитай", а "ум ума почитай", но судьба Самсона Вырина и его дочери в конце концов отвергает всякую земную иерархию как нечто суетное, непостоянное и всегда неточное. Не случайно мечта о подлинной иерархии показана Пушкиным как противоречие Евангелию: "с кого бы начинали кушания подавать?", в то время как в Евангелии заповедано не стремиться быть первым за столом (Лк., 14, 8). Образно говоря, "маленький человек" не думает ни о каком первенстве и надеется лишь на то, что его не прогонят от стола вовсе.

В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей. Естественный для какой-либо иной темы, в нашем русле этот момент становится катастрофой для героя. Поначалу Самсон Вырин и преуспел в своем роде: это человек, стремящийся уйти от страдания и неприятностей, "свежий и бодрый" в свои 50 лет, окружает свой маленький мир бальзаминами, греется у самовара, он особенный любитель пуншу (т.е. смеси рома с шампанским или – "кипяток с водкою", по В.И. Далю). Точно не в соразмерности с этим незамысловатым комфортом Бог дает Самсону красавицу – дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя ("ею дом держался"), больше того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить свое благополучие: достаточно надвинуться грозе – появляется Дуня, "и барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает" (слова смотрителя). "Маленький человек" хочет приспособиться к жестокому миру, укрыться от невзгод, что вовсе не так безобидно, как ему это кажется. Евангелие со всей очевидностью говорит о зле мира, называет дьявола "князем мира сего", "МЧ" упорно не хочет замечать этой очевидности (как не "замечает" Вырин притчи о блудном сыне, нарочито изображенной в его доме) и при своей скромности напрочь отвергает христианское мироустройство. Маленькому человеку особенно свойственно воспользоваться чьей-либо помощью, причем далеко не безопасной для ближнего и даже чреватой катастрофой: так, подчеркивает Пушкин, и Дуня, помогая "маленькому человеку" избегать неприятностей, сама постепенно развращается, в свои 14 лет выглядит "маленькой кокеткой", вполне к тому же уверенной в сладострастной привлекательности, даже власти своей красоты.

Видно, что "маленький человек", будучи сам "подавлен обстоятельствами", далеко не равнодушен к власти над ближним (сравним поведение не – "маленького человека", мотив аристократической жизни: Онегин призывает "учиться властвовать собой", а не своим ближним, он удаляется от людей в чисто духовное одиночество – правда, если простить ему "белянки черноокой младой и свежий поцелуй"). Аристократ пренебрегает "кратосом", властью, - маленький человек внутренне мечтает о ней. Интересно заметить этимологию фамилии Выриных: "вырить" - значит "приноравливаться", а также "вырь" – это омут, темный и гибельный водоворот (согласно словарю В.И. Даля). Красота Дуни столь соблазнительна, что А.Г.Н., расставаясь с Выриными в самом благостном настроении, просит поцелуя у Дуни, но его переживания отнюдь не соответствуют "чистоте и свежести поцелуя ребенка" (используем слова из лермонтовского романа): "Много я могу насчитать поцелуев, с тех пор как этим занимаюсь, но ни один не оставил во мне столь долгого воспоминания". Поцелуй "маленького человека – кокетки" вполне "отравлен", и далее уже не будет ничего удивительного в истории гусара Минского. Это "долгое воспоминание" (ср. пафос стихотворения "Воспоминание") и дальнейшую привязанность А.Г.Н. к памяти о посещении смотрителя можно считать мерой ответственности за ближнего и даже переживанием неявной вины, точно из-за соучастия в развращении Дуни, что собственно и определило сюжет повести, возвращения А.Г.Н. к дому Выриных. Отметим, что толчком к "падению" Дуни становится именно стремление "маленького человека", Самсона Вырина, облегчить свои, и без того не такие уж "крестные", смотрительские "муки".

В "маленьком человеке" живет зародыш мести, преодоления своего подчиненного положения, и Дуня пользуется первой возможностью, чтобы порвать с судьбой "малых сих". Этим она приносит отцу уже подлинные, безмерные мучения (грубо говоря, он лишен и любимой дочери, и защиты от зла в этом мире), но не его ли здесь вина прежде всего? Но "маленький человек" не столько анализирует, сколько смиренно сносит новые мучения, протест Вырина быстро гаснет, и он уже принимает удары жизни как неизбежное наказание: "От беды не отбожишься, что суждено, тому не миновать". Судьба Самсона Вырина плачевна: едва почуяв малое благо, он теряет все, теряет неизмеримо больше. А.Г.Н. заметил, что тот уже превратился в хилого, запущенного старика, любовь к ромовому пуншу тоже вдруг оказывается роковой погибелью "маленького человека": "Отчего он умер? – Спился батюшка". Кажется, иначе сложилась история Дуни: ромистр Минский из победителя и похитителя превратился в покоренного. Интересную сцену дает Пушкин: ротмистр "сидит в задумчивости. Дуня … сидела на ручке его кресел, как наездница в своем английском седле.., смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы". Где былая свобода, живость, артистизм Минского? Не подчинен ли теперь этот гусар своей наезднице? Подчинен и, кроме того, чувству своей ответственности и долга; он скажет Самсону Вырину: "Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения… Дуня будет счастлива, даю тебе честное слово".

Подобной черты Пушкин не видит в своем "маленьком человеке": чувство долга и особенно своей вины едва ему знакомо, он выполняет свои обязанности несвободно, боясь лишиться своего малого блага. Пушкин покажет и попытки "маленького человека" преодолеть корысть, но совершить свободный и сильный поступок ему не удается. Здесь отметим эпизод, когда Самсон Вырин бросает деньги Минского в прах, притоптывает их каблуком, а затем, отойдя несколько шагов, одумывается и возвращается за ними. "Маленький человек", по Пушкину, находится постоянно в разладе с своей судьбой, совестью и своими поступками, каким бы изворотливым и довольным (а иногда даже почти величественным, как в эпизоде с деньгами или при явлении к Дуне) он ни оказывался на короткое время. Дуня Вырина тоже не будет безмятежно довольна своей победой над ротмистром: в конце повести она в слезах падает на могилу своего отца.

Повесть Пушкина насыщена множеством нюансов судьбы "маленького человека" (мы и остановились на ней подробно, поскольку здесь есть как бы конспект дальнейших вариаций темы). Не имея возможности привести их исчерпывающе, отметим следующее важнейшее концептуальное звено. Это присутствие идеи Бога и церкви в "Станционном смотрителе". Собственно отъезд Дуни видится так: в день воскресный она собирается в церковь, к обедне – а вместо этого тайно бежит с Минским (вместо святости – блуд). Затем ищет Вырин свою дочь и у крестной матери, но сюжетно Дуня уже не связана с церковным кругом: гусар, словно демон, мчит ее мимо и мимо.

Особенно символично показана в повести притча о блудном сыне. Картина в доме станционного смотрителя – вовсе не икона, а скорее карикатура на христианский сюжет: видно, что, по Пушкину, христианская идея дана, но не востребована человеком в истинном виде. В лубочном стиле картинки идея Евангелия огрублена и подавлена плотью, словно приближена к обыденности. "Почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу… Яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами… Пасет свиней и разделяет их трапезу… Блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца". Евангелие не понято человеком, не спасает и не предотвращает даже того, от чего столь наглядно предостерегает сюжет картинки – притчи. Потеряв Дуню, отец называет ее "заблудшей овечкой" (евангельское выражение, ставшее аналогом притчи о блудном сыне), выражая тем самым, что библейская история повторяется, но так и не исправляет, не поучает человека. Внешне жизнь – не воплощение заветов Библии, а скорее карикатура на нее, поэтому такие символические антитезы: в Евангелии – сын, в повести – дочь; возвращение в дом к живому отцу – возвращение к могиле и др. Библия сбывается в части заблуждений "маленького человека", но не сбывается как христианский идеал: "МЧ" обречен на непонимание Христа.

Отторжение "маленького человека" от очевидной и открытой Божественной истины символично показано в последней сцене повести, когда уродливый рыжий мальчишка вспрыгнул ногами на могилу смотрителя, где стоит православный крест и еще уцелел святой образ: "маленький" видит, но не внемлет очевидному. Вместе с тем осененная образом могила символизирует неизбежную встречу "маленького человека" с Христом, но уже не в земном бытии.

Итак, в "Станционном смотрителе" Пушкин показывает, что быть "маленьким человеком" – удел естественный и неизбежный; "маленькому человеку" открыто многое, но мало воспринято им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя еще большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается желанней жизни для него ("поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы": Вырин о дочери). Земная же жизнь, во власти "князя мира сего", течет болезненно, непредсказуемо и трагично (абсурдно, если выразиться непушкинским стилем): так, в конце повести показана уродливая и грубая семья пивовара (как не прислужника бесов?), занявшая столь привлекательный дом услужливого смотрителя, где теперь вместо красавицы Дуни обитает "толстая баба" с сыном – оборванным, рыжим и кривым уродом. А ему, Ваньке этому, все бы орешки грызть: маленький человек в нем не сокрушится…

Прежде чем перейти к следующему повороту темы "маленького человека", отметим, что это жестокая тема, во многом и построенная на обличении своего героя, отнюдь не противоречит заявленному Пушкиным в повести мотиву сострадания. Во-первых, это буквально "со-" (совместное) С т р а д а н и е – общий удел, а не снисхождение к слабому со стороны высшего, и это не уход от страдания, а скорее его усугубление: здесь нет искоренения мук, есть именно представление, что жизнь в страдании – судьба каждого, поскольку каждый – из "малых сих", он мал прежде всего перед Христом, что делает унижение перед лицом "князя мира сего" болезненным, но малозначащим. Напомним: страдание раскрыто в каждом действующем герое повести, в Выриных, Минском, в рассказчике А.Г.Н. Во-вторых, униженность "малых сих" рассматриваеся как пролог к будушему внеземному значению: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк., 14, 11). "Воздастся тебе в воскресение праведников" (там же, 14,14), но не здесь и теперь, в земном мире.

В русле темы "маленького человека" не должно ждать награждения "здесь и теперь". Ожидание счастья ведет к несчастью, но и этого мало: в "Медном Всаднике" А.С.Пушкина, "Записках сумасшедшего" Н.В. Гоголя забота о счастье и награде в земной жизни доведет героев до сумасшествия, а уж после – до смерти. Самый печальный удел, но и вновь смерть – как уход к Богу: "И тут же хладный труп его Похоронили ради Бога" ("Медный Всадник"). Немудрено, что в литературе отражена не только попытка "маленького человека" скрасить свою участь (выделим: не переставая быть "маленьким"), но и стремление порвать с этой несладкой участью вообще. Попытка перестать быть "маленьким человеком" и ее последствия значительно развернуты в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.

Не "припрячь" ли к теме "маленького человека" и Чичикова?.. "Итак, припряжем подлеца!"

Лишь в конце 1 тома Гоголь дает биографию своего героя, и мы обнаруживаем ряд типичных мотивов для нашей темы: униженное положение чичиковской фамилии, бедность и даже схожая с Ак. Ак. Башмачкиным участь переписчика ("вечное сидение с пером в руках, чернилами на пальцах, вечная пропись перед глазами"). Верно, что жизнь при начале взглянула на него (Чичикова) как-то кисло-неприютно (так и должна глядеть она на "маленького человека"). Но в дальнейшем Чичиков весь одержим борьбой за свое земное благо, в чем нельзя и упрекнуть его, тем более что им движет мотив вполне достойный: испытав лишения в детстве, этот герой фанатично стремится оградить с в о и х, лишь предполагаемых детей от мучений, чтобы не сказали: "Вот отец скотина не оставил нам никакого состояния!" Заметим, что Чичиков не ропщет на своего отца, но не может допустить повторения своих действительно горьких детских страданий. Чем же не достойный путь, да еще открытый человеку с закаленной душой ("Еще ребенком он уже умел отказать себе во всем"), что позволит Муразову потом говорить о Чичикове как о "богатыре воли". К тому же Гоголь показывает, что это вполне возможный, реальный путь, ведь в человеке "все оказалось, что нужно для этого мира". Но для Гоголя открыт иной путь – душевного спасения, который, в отличие от плотского блага, единственный оправдывает существование "этого мира", и автор описывает этот путь, не скупясь на роскошные каски: "Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги. Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями". Только этот путь возвышает человека перед Богом, собственно это путь восхождения к Богу, но "маленький человек" не в силах им следовать. Вместе с тем "прямой путь", для Гоголя, и единственный настоящий путь, все иные "дороги" ничтожны перед ним и вызывают лишь горький смех ("сквозь слезы").

"Ах я, Аким – простота, ищу рукавиц, а обе за поясом!" (Чичиков) – воскликнет "маленький человек", но непременно выберет ложную, не ведущую к "великолепной храмине" дорогу. В Чичикове Гоголь показывает, как стремление преодолеть свое "малое" состояние делает человека виртуозом греха, дает ему необычайную энергию, но это именно путь к дьяволу, и поэтому во 2 томе поэмы о Чичикове заговорят как об антихристе: желая "мелкого" блага, герой, не замечая того, уже не мелко грешит, а прямо служит дьяволу: достаточно вспомнить сцену рассмотрения списков купленных душ, в которой Чичиков перебирает человеческие души как их подлинный хозяин и судья, это поистине обезьянство Бога и Страшного Суда, это прямое воплощение антихриста в "маленьком человеке".


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Я долго решалась на эту статью. С одной стороны, знаю, что тема острая, очень важная, нужная и болезненная. С другой – писать о ней тяжело. Потому что знаю (в том числе и по себе) сколь сильное сопротивление вызывает то, что я в ней собираюсь поведать.

О проблемах в отношениях с родителями, как правило, рассказывают только самым близким. Признаются в них со смесью отчаяния и вины. Потому что на подкорке зашиты постулаты о важности крепких семейных отношений, и отступление от правильных чувств и их проявлений – как будто стыдно. Маму с папой нужно любить, уважать и помнить о том, что именно они подарили тебе жизнь. Только вот что делать, если эти, казалось бы, самые близкие люди – изощренные моральные садисты, мучители и упорно отравляют тебе жизнь своей «заботой»?

  1. Испытывать негативные чувства к родителям – это нормально.

День за днем я наблюдаю людей, которые, сталкиваясь с актом агрессии (открытым или скрытым) со стороны родителей, старательно запихивают все возникающие ответные эмоции в себя подальше. Им кажется, что злость, гнев, обида, разочарование автоматически отрицают любовь. Мол, если я позлюсь на маму, это значит, что я ее не люблю, или люблю, но недостаточно правильно.

Друзья, люди, какими бы любимыми, нужными и важными они ни были, должны нас злить. Это нормальная часть контакта двух личностей. Без нее – никуда. И все эти реакции никак не влияют на ваше фундаментальное отношение к родным. Потому что это просто ответ на раздражитель. И его нужно и важно испытывать, проживать, и ни в коем случае нельзя ругать себя за него.

  1. Не слушаться родителей – это не эгоизм.

Когда-то мы были существами, за которыми нужно следить. Реально могли какашками стены вымазать, броситься под машину или залезть в плиту. Но времена эти закончились лет так дцать назад, и мы уже в состоянии сами собой руководить. Решать, с какими людьми общаться, где проводить свое время, что есть, что пить и как жить.

Как в любых других, в родительско-детских отношениях присутствуют разные этапы. И один из них – сепарация. Это когда мы, оставаясь друг для другая важными, любимыми, нужными и близкими, перестаем жить по указке мамы с папой и отправляемся в самостоятельное плавание. Да им может не нравиться то, как мы его ведем. Но это уже их проблема, а не наша.

Если сепарация не происходит, ваши коммуникации превращаются в сюр и цирк с конями, который, в свою очередь, приводит к весьма печальным последствиям, например, проблемам в личных отношениях, в работе, неустойчивым социальным связям и тотальному истощению ресурсов.

Да, я знаю, ваши токсичные родители пытаются продать вам очень опасную и жестокую идею: «Если ты не делаешь так, как я говорю и считаю нужным, то ты – эгоист и свинья, которая меня не любит». На самом деле, в этой ситуации, эгоисты и вот те самые, хрюкающие – они. Объясняю на простом примере. Если вы знаете, что ваша мама, к примеру, не переносит табачный дым, но приходя к ней домой разваливаетесь на кухне с сигареткой, мотивируя это тем, что, мол, ну человек я такой, курящий, терпите – это вы игнорируете чужие пожелания, ведете себя эгоистично и действительно своими действиями заставляете человека страдать. А вот в ситуации, когда ваша родительница грустит о том, что внуков нет или не на той работе, что ей нравится, вы трудитесь – это ее проблема и эгоизм, так как она хочет заставлять других людей удовлетворять ее желания и плюет на то, нравится им это или нет.

  1. Мы не должны родителям.

Мало кто из нас не слышал в свой адрес нетленку о том, что находится в неоплачиваемом долгу перед теми, кто помог появиться на свет. Давайте определим, что такое долг: это когда ты приходишь и что-то просишь у кого-то, обещая вернуть или дать что-то взамен. Ты сам берешь на себя определенные обязательства.

Будучи эмбрионами, по вполне понятным причинам мы ни к кому на поклон не являлись. И это был выбор наших родителей – увеличить свою семью на еще одного человека. И если дальше они вели себя жестоко, наплевательски, и все, что мы получили, базовый набор типа кормили/одевали/учили, а параллельно издевались – мы никому и ничего не должны.

  1. Мы можем не общаться с жестокими родителями.

Я знаю, как это сложно признаться самому себе, что у тебя – не идеальная семья из сказки. Как это больно и обидно понимать, что замок из иллюзий рушится, и в реальном мире у вас все крайне печально. Да, нам всем хочется, чтобы мама и папа были любящими, заботливыми, надежными опорами. И часто мы так далеко уходим в этом желании, что активно поддерживаем отношения с жестокими родственниками, надеясь, что ну вот сейчас, сейчас все поменяется. К сожалению, нет.

Семейные узы – это очень важно и нужно. Но только в том случае, если они являются равноценным взаимообменом. Не обязательно в одной валюте, но с вложениями с обеих сторон. В обратном случае существовать они не могут от слова «совсем». Если в общении со своими родителями вы получаете больше боли, унижения, опасного контроля, насилия и токсичного влияния, то имеете полное право прекратить их. И никто, ни одна собака, не имеет права открыть рот и заявить вам: «Ну, чо ты потерпеть не можешь, это же мама!». Не можешь. И точка.

  1. Мы не обязаны любить своих родителей.

Безусловная любовь возможна только одном случае – между матерью и младенцем. После того, как мы выходим из грудного возраста, наши отношения строятся уже по другим правилам. И для того, чтобы они были наполнены любовью, гармонией и уважением – необходимы обоюдные действия. На одном лишь факте кровного родства и прохождения через родовые пути женщины во взрослой жизни не уедешь и пресловутую связь не сохранишь.

Не любить тех, кто над нами издевается, нарушает наши границы, бьет в больные места, применял или применяет физическое насилие – это НОРМАЛЬНО. Странным поведением в такой ситуации будет как раз изображение семейной идиллии (чем, к сожалению, многие и грешат, утопая в отрицании реальности).

Да, милые мои, наши родители тоже должны что-то делать для поддержания нашей любви. Потому что взрослые отношения строятся именно по такому принципу. И крайне важно, чтобы эта забота, внимание и опека были про нас, а не про них. Поясню: выражались в той форме, которая для нас комфортна. Например, моя клиентка очень хочет, чтобы мама просто ее выслушивала. А та, игнорируя все ее просьбы, задавливает советами и контролем по их выполнению, старательно не замечая, как подобное дестабилизирует дочь. О какой любви в ответ тут может идти речь? Вы не обязаны отвечать нежным отношением на то, что вас регулярно морально насилуют.

Помните, пожалуйста, одну важную вещь: ваши родители такие же люди, как и все остальные. И если они позволяют себе мучить, не уважать, притеснять, вы имеете полное право защищаться так, как считаете нужным. И можете поддерживать ровно тот уровень связи, который безопасен для вас.

С самого рождения ребенка папа и мама становятся главными люди в его жизни. Мы взрослеем, перестаем быть детьми. У кого-то, возможно, появляются уже собственные малыши. Но незримой связи с отчим домом мы, тем не менее, не теряем. И хотя наши мысли о них дышат любовью и благодарностью, сказать об этом бывает сложно. Тем более объяснить, сказать за что именно. Потому, что такие вещи вроде как не нуждаются в объяснениях. Но сказать об этом стоит. Однажды мы уже не сможем этого сделать. А значит, велик риск. Потому не бойтесь и скажите им простые, но важные слова: «Я люблю вас потому, что Вы…» Тем более, что теперь вы знаете целых сто причин.

Сто причин для любви своих родителей (мамы и папы)

  1. Подарили нам Жизнь.
  2. Проводили рядом с нами бессонные ночи.
  3. Отдали нам всю свою любовь и заботу.
  4. Всегда принимали нас такими, какими мы были.
  5. Научили тому, что важнее алгебры и физики.
  6. Часто отдавали последнее.
  7. Тратили свое свободное время.
  8. Снисходительно относились к детским шалостям.
  9. Баловали своих чад.
  10. Воспитали в крепкой и дружной семье.
  11. Наделили прекрасной внешностью и добрым сердцем.
  12. Помогли найти в жизни СЕБЯ.
  13. Готовы отдать за нас жизнь.
  14. Самые близкие люди.
  15. Прощаете нам все ошибки.
  16. Видите в своих детях только хорошее.
  17. Вам можно рассказать то, о чем другим не расскажешь.
  18. Даже ругаясь, вы делаете это с любовью.
  19. Жертвуете ради нашего спокойствия своим.
  20. Всегда верите в своих детей.
  21. Рядом с вами любое горе кажется меньше.
  22. А любая радость в вами – больше.
  23. Находите правильные слова.
  24. И даете самые мудрые советы.
  25. Благодаря вам мы сделали первые шаги.
  26. И сказали свои первые слова.
  27. Терпите наши выходки в любом возрасте.
  28. Всегда будете рядом, невзирая на расстояния.
  29. Или прилетите по первому зову.
  30. Хотите видеть нас счастливыми.
  31. Ваша любовь равна бесконечности.
  32. Мы до конца дней остаемся для вас босоногими малышами.
  33. Продлеваете наше детство.
  34. С вами мы чувствуем себя в безопасности.
  35. Подавали правильный пример.
  36. После тяжелых смен читали нам сказки.
  37. Забываете себя, чтобы помнить о нас.
  38. Лечите наши разбитые коленки и сердца.
  39. Обнимаете нас, когда мы устаем, злимся, расстраиваемся.
  40. Там где вы, мы всегда находим свой Дом.
  41. Каждую минуту стремитесь помочь.
  42. Поддерживаете наши безумные планы и начинания.
  43. Вдохновляете на свершения и подвиги.
  44. Дарите веру в себя.
  45. Знаете, о чем мы мечтаем.
  46. И воплощаете наши мечты в жизнь.
  47. Разделяете наши тяготы и несете их.
  48. Не отрекаетесь от детей в самых безнадежных ситуациях.
  49. Вкусно кормите.
  50. Превращаете наши недостатки в достоинства.
  51. Ждете из путешествий и командировок.
  52. Ничего не просите взамен.
  53. Ваши молитвы спасают нас.
  54. Понимаете с полуслова.
  55. Воспитываете своих детей Людьми.
  56. Делились знаниями и навыками.
  57. Научили держать удары судьбы.
  58. Сделали из нас тех, кем мы стали.
  59. Помогли разобраться в людях.
  60. Пережили наши капризы.
  61. Оставляли за нами свободу выбора.
  62. Потратили на нас свои лучшие годы.
  63. И никогда об этом не пожалели.
  64. Привили хороший вкус.
  65. Умеете мечтать.
  66. Между нами и карьерой выбираете первое.
  67. Дарите нам свою улыбку.
  68. Ваши руки – самое надежное пристанище.
  69. А ваша любовь сильнее смерти.
  70. Бываете строги, но справедливы.
  71. Никогда не давали повода усомниться в вас.
  72. Рады одному звуку нашего голоса.
  73. Всегда гордитесь нами больше, чем мы сами.
  74. Стараетесь избавить нас от волнений.
  75. Даете нам то, чего не имели сами.
  76. Чуткие и понимающие люди.
  77. Дали прочувствовать радость жизни.
  78. Видите в нас смысл жизни.
  79. Подарили нам братика (сестричку).
  80. Указываете верный путь.
  81. Заложили фундамент нашего будущего.
  82. Всегда согреете озябшую душу.
  83. Смолчите, если мы упрекнем вас.
  84. Считаете нас самыми лучшими, даже если это не так.
  85. Терпите за нас слезы и боль.
  86. Помогаете справляться с трудностями.
  87. Уважаете нас как Личность.
  88. Показали, что такое настоящая любовь.
  89. Подали пример, как нужно воспитывать детей.
  90. Подарили билет в этот огромный чудесный мир.
  91. Мы вам нужны каждую минуту.
  92. Помогли получить достойное образование.
  93. Даёте «волшебные пинки» в нужный момент.
  94. Оберегаете от бед.
  95. Говорите нам нежные слова.
  96. Знаете нас лучше нас самих.
  97. Хотите, чтобы мы были самыми лучшими.
  98. Оставляете за нами право выбора.
  99. Остаетесь с нами честными и искренними.
  100. И просто живете на этой Земле!

Я люблю своего папу, потому что:

1. Он ни в чём мне не отказывает.

2. Он самый красивый мужчина во всём мире.

3. Ему удаётся рассмешить меня в любой ситуации.

4. Его очень любит моя мама.

5. Когда мы гуляем он крепко держит меня за руку.

6. Он знает очень много увлекательных историй про животных.

7. Он умеет изображать многих сказочных персонажей.

8. Его улыбка самая тёплая на свете.

9. Он был рядом с мамой, когда я родилась.

10. Он делает замечательные гамбургеры на завтрак.

11. Всегда, когда я подкрадываюсь сзади и закрываю ему глаза ладошками, он делает вид, что не понимает, кто я.

12. Зимой он часто играет со мной в снежки и лепит снежную бабу.

13. Ему нравится проводить с семьёй всё свободное время.

14. С ним очень весело играть в компьютерные игры.

15. Он может надуть очень много воздушных шариков.

16. Когда я болею, он всеми способами пытается поднять мне настроение.

17. На день рождения он всегда устраивает мне приятные сюрпризы.

18. Он может много раз подтянуться на турнике и отжаться от пола.

19. В любой ситуации он будет на моей стороне.

20. Он часто помогает нам с мамой мыть посуду, стирать и убирать.

21. Перед сном он желает мне спокойной ночи и целует в щёчку.

22. Он называет меня самой лучшей, несмотря на то, что иногда я действую ему на нервы.

23. По выходным он водит меня в цирк, кино или зоопарк.

24. В море я цепляюсь на его шею, и мы заплываем далеко-далеко.

25. Он каждый день даёт мне много денег на карманные расходы.

26. Он не против, когда ко мне часто приходят друзья и подружки.

27. С ним не страшно смотреть фильмы ужасов.

28. Когда он разрезает арбуз, то даёт мне серединку без косточек.

29. Мы с ним часто поём в караоке наши любимые детские песни.

30. Когда я звоню ему на работу, у него всегда находится минутка со мной поболтать.

31. Даже если у него плохое настроение, он никогда не обидит меня.

32. Он любит петь песни, когда управляет автомобилем.

33. Он разбирается в сложных школьных предметах и помогает мне делать домашнее задание.

34. На родительских собраниях он всегда защищает меня перед учителями.

35. Он с гордостью рассказывает своим друзьям о моих достижениях.

36. Я могу смело доверить ему все мои секреты.

37. Он часто покупает мне что-нибудь вкусненькое.

38. Он называет меня Солнышком, Зайчиком и Карапузиком.

39. С ним можно драться подушками, прыгая на кровати.

40. Он всегда понимает мои чувства и желания.

41. Знаю, что дороже меня у него никого нет.

42. Когда мама на меня обижается, он уговаривает её простить меня.

43. Мы с ним можем долго кататься на велосипедах за городом.

44. Он научил меня быть добрым, справедливым и отзывчивым.

45. Когда он меня обнимает, я чувствую заботу и поддержку.

46. Он всегда берёт меня с собой, когда идёт в гости к своим друзьям.

47. Он ведёт здоровый образ жизни: не пьёт, не курит и занимается спортом.

48. Он любит и уважает маминых родителей.

49. С ним можно посоветоваться на любую тему.

50. И ему, и мне нравится вместе смотреть футбол по телевизору.

51. С ним можно долго болтать ни о чём, щёлкая жаренные семечки.

52. Он радуется моим подаркам, даже если это - простой рисунок.

53. Он намного симпатичней Джонни Деппа.

54. Он разрешил мне взять любое домашнее животное.

55. На просёлочной дороге он даёт мне порулить автомобилем.

56. Он - самый надёжный друг, на которого всегда можно положиться.

57. Он разбирается в современной музыке и слушает её иногда.

58. Когда мы ходим по супермаркету, он делает вид, что не замечает подкинутых мною в корзинку сладостей.

59. Он научил меня приёмам восточных единоборств.

60. Он не обижается на меня, когда я его разыгрываю или в шутку называю злым свинтусом.

61. Он сделал для меня красивую детскую комнату.

62. Мы с ним часто ходим в кафе и едим там разные вкусняшки.

63. Когда мы летим на самолёте, он рассказывает весёлые истории, и мне не страшно.

64. Он заказал на мой день рождения огромный торт.

65. Когда он дарит маме цветы, то обязательно и мне букетик приносит.

66. Ему интересней проводить время со мной, чем с друзьями.

67. Ему нравится собирать машины и домики из моего конструктора.

68. У него самое красивое имя на свете.

69. Он очень любит животных, часто кормит бездомных собак и кошек.

70. Он строит для нашей семьи большой загородный дом.

71. Он собирает деньги на летний отдых, чтобы мы ни в чём себе не отказывали.

72. Он знает ответы на все вопросы.

73. С ним можно весело провести время на аттракционах.

74. Он любит играть в игры «на желание», а проиграв, всегда чётко выполняет то, что я загадываю.

75. Он делает потрясающий молочный коктейль с бананом и клубникой.

76. Даже если он приходит с работы уставший, обязательно играет со мной.

77. Он не ругает меня за плохие оценки, просто помогает разобраться в том, чего я не понимаю.



78. Когда мне хорошо, он светится от счастья.

79. Он не заставляет меня ложиться спать в 9 часов.

80. Он никогда не отказывает близким людям, если им нужна его помощь.

81. Он устраивает мне весёлые праздники с шариками и клоунами.

82. Он готовит вкусный, сочный шашлык с луком и помидорами.

83. Ему нравятся бутерброды, которые я готовлю.

84. Он всем говорит, что у него самая красивая дочь.

85. Ему может поднять настроение всего лишь одна моя улыбка.

86. Он разрешает мне играть с машинками из его коллекции.

87. Благодаря его заботе я понимаю, что такое настоящая семья.

88. Мы часто выезжаем на природу и играем с ним в подвижные игры.

89. Он не против, что я ночую у своих друзей.

90. Он считается с моим мнением, всегда прислушивается к моим советам.

91. Ему доставляет удовольствие покупать мне модную одежду.

92. Мы с ним можем гулять до ночи и вспоминать забавные случаи из жизни.

93. У нас есть много шуток и приколов, которые понимаем только мы.

94. Если мне ночью станет страшно, я могу позвать его, и он обязательно посидит рядом, пока я засыпаю.

95. Он всегда интересуется как у меня дела, никто ли не обижает.

96. Когда у меня устают глаза от чтения, он не отказывается почитать мне любимую книгу.

97. Он водит меня на каток и учит кататься на коньках.

98. У него золотые руки, он умеет сам чинить машину.

99. Он никогда не спорит со мной, а спокойно объясняет свою точку зрения.

100. Он знает обо мне больше, чем мама.

Какой он, Мужчина? Взгляд пронзительный, улыбка – ослепительная, солнечный, стремительный, реактивный, решительный, чувственный, удивительный, умопомрачительный, яркий, внимательный, роковой, привлекательный, искренний, классный, честный, потрясный, крепкий, пристойный, чудес всех достойный, стильный, шикарный, супер популярный, дерзкий и забавный, заводной и славный, жаркий, желанный, чудный, долгожданный, бурный, веселый, бесконечно новый, манящий, диковинный, беззаботный, толковый, мужественный, звездный, созвучный и гордый, мастеровой, аккуратный, волшебный, деликатный, бойкий, любезный, вовсе не помпезный, терпкий, певучий, вдохновенный, кипучий, творчески увлеченный, целеустремленный, сказочный, пленительный, колдовской, живительный, требовательный, сияющий, к звездам увлекающий, раны исцеляющий и в любовь играющий, лаской согревающий, часто согрешающий, статный, грандиозный, дорогой, серьезный, лидер дальновидный и жених завидный, чуточку ревнивый, значимый, учтивый, мощный, непобедимый, захватывающе счастливый, друг настоящий, кулинар блестящий, звезды достающий, с ходу в плен берущий, отходчивый, великодушный, загорелый, всемогущий, властный, аутентичный, коммуникабельный, прагматичный, пылкий, насмешливый, упрямый, вежливый, из легенд старинных богатырь былинный – посвист молодецкий, удаль ох не детская, палица булатная и доспехи ратные, боец и победитель, родины хранитель, крутой, элегантный, обезоруживающе приятный, азартный, влюбленный, заманчивый, знойный, улыбчивый, хлебосольный, судьбой своей довольный, задиристо-лукавый, разудалый, бравый, пьянящий, сердечный, свежий, беспечный, загадочный, мятежный, живописный, прилежный, талантливый, оглушительный, романтичный, соблазнительный, божественный, изумительный, просто восхитительный, великий, благословенный, обаятельный, незабвенный, чудесный и смелый, бывалый, умелый, отзывчивый, жгучий, пламенный, шипучий, отважный, рисковый и к подвигам готовый, выносливый, эмоциональный, порою экстремальный, защитник непреклонный, футболист проворный, воздушный, мудрый, отрезвляющий, чуткий, бесценный, чистый, роскошный, лучистый, удачливый, дипломатичный, радушный, мелодичный, земель первооткрыватель и золотоискатель, способный, холеный, природой одаренный, восторженный, порхающий, голову теряющий, изысканный, возбуждающий, все-все-все понимающий, простой и сложный, безмерно надежный, горячий, ветреный, обманчивый, щедрый, гусар страстный, ловелас сладострастный, заботливый, совершенный, застенчивый, верный, пикантный, таинственный, убедительный, порывистый, коварный искуситель, гарема повелитель, напористый, не лживый, весьма свободолюбивый, суровый, сильный, боевой и мирный, накачанный, первозданный, экзистенциальный, престижный, агрессивный, подтянутый, спортивный, небрежный, штормовой, корректный и стальной, могучий, недоступный, непостижимый, дружелюбный, рыбак заядлый, с закалкою блокадной, своевольный, шикующий, души наши врачующий, бесподобно танцующий, огненный, флиртующий, обожаемый, чарующий, против фальши бунтующий, суеверный, притягательный, сногсшибательный, блистательный, горьковатый, драгоценный, развитый, милосердный, благодарный, основательный, бесшабашный и сиятельный, гениальный, взрывной, искрометно-чумовой, от других отличный, к похвалам привычный, безупречный, тактичный, неземной, симпатичный, аппетитно-вкусный, а в любви – искусный, фантастичный, сверкающий, всех на свете покоряющий, разговорчивый, благоухающий, гипнотический, воспламеняющий, ароматный, будоражащий, болеутоляющий, оптимист неунывающий, радость излучающий, первоклассный, модный, светский, благородный, волевой, осторожный, идеальный, невозможный, непосредственный, смешливый, видный и красивый, вездесущий, магический, колоссально магнетический, Мне нравится 8 31 окт 2013 в 13:20|Ответить
Мир любви и романтики любознательно-пытливый, душевный, игривый, фаворит именитый, сердцеед знаменитый, деловой, энергичный, юморной, фееричный, шаловливый, лиричный, любопытный, практичный, карнавальный, ритмичный, праздничный, пластичный, сокрушительно эротичный, безукоризненно эстетичный, Дон Жуан матерый, Казанова новый, женщин знаток, в них знает он толк, интригующий, доверчивый, спокойный, человечный, гармонично-ладный, убийственно-отпадный, автогонщик рьяный, от восторга пьяный, упоительный, неподкупный, порою неприступный, жизнерадостный, бодрый, открытый и добрый, завораживающий, не пресный, неповторимо интересный, неназойливый, импульсивный, естественный, креативный, золотой, целительный, откровенный, исключительный, зажигательный, неописуемый и вполне предсказуемый, эпатажный, восприимчивый, броский и вспыльчивый, добродушный, отменный, мускулистый, примерный, властелин колец, похититель сердец, на руках носящий, лихо так свистящий, впечатлительный, гостеприимный, выразительный, инициативный, темпераментный, индивидуальный, сокровенный, уникальный, спокойствия возмутитель, от всех бед спаситель, небанальный, импозантный, рыцарски-галантный, атлетичный, скоростной и ни капли не скупой, неподражаемый, милый, спортсмен неутомимый, самозабвенно-трудолюбивый и честолюбивый, невероятный, общительный, скромный, ослепительный, благополучный, ранимый, ласковый, дивный, ошеломительный, обалденный, необыкновенный, великолепный, уверенный, на прочность временем проверенный, неотразимый, задорный и совсем не вздорный, незаурядный, сенсационный, любовью упоенный, впечатляющий, волнующий, за любовь голосующий, сладкоголосый, дурманящий, прямо в сердце ранящий, необычайный, остроумный, представительный, умный, неисчерпаемый, ненаглядный, необходимый, авангардный, всех вдохновляющий, мир собой украшающий, непринужденный, проницательный, непревзойденный, изобретательный, экстравагантный, мечтательный, ироничный, замечательный, феноменальный, шальной, вечно молодой, альтруистичный, чуть эгоистичный, авантюрист ловкий, с грандиозною сноровкою, доброжелательный, неординарный, хозяйственный, постоянный, самоотверженный, красноречивый, обескураживающе противоречивый, самодостаточный, сексапильный, доблестный, любвеобильный, интеллигентный, везучий, понятливый, летучий, огнеопасный, брутальный, хмельной, сексуальный, сообразительный, нужный, юмора не чуждый, аристократичный, чертовски артистичный, невообразимый, окрыляющий, непокорный, располагающий, профессиональный, вольный, эффектный, прикольный, озорной, неуловимый, маститый, незаменимый, и конечно, самый-самый-самый мой Любимый

причин почему я люблю маму.

  1. Благодаря маме я родилась и сейчас живу на этом свете.
  2. Первая песня, услышанная мною - это колыбельная, которую пела мне мама перед сном.
  3. Первый шаг в своей жизни я сделала, держась за ее руку.
  4. Мама помогла мне познать окружающий мир, рассказывая мне обо всем на свете.
  5. На все мои наивные вопросы мама всегда давала ответы, даже если я 10 раз подряд спрашивала, почему собачки лают, но не разговаривают.
  6. Она заботилась о моем здоровье, заставляя скушать всю кашу и одевать теплую одежду и непромокаемые сапожки, несмотря на то, что я активно сопротивлялась.
  7. Благодаря маме у меня появились первые друзья, с которыми я познакомилась на площадке, куда мамочка меня привела гулять и рассказала, как знакомиться с другими детками.
  8. Стараниями мамы каждый праздник в доме моего детства был теплым и счастливым.
  9. Каждый Новый год Дед Мороз приносил мне подарок и сказка казалась явью - спасибо за это маме.
  10. Все мои детские обиды и грусть исчезали, как только она меня обнимала.
  11. Люблю ее, ведь она всегда прощала меня, когда я ее случайно огорчала.
  12. Она научила меня ценить радость и улыбки окружающих людей.
  13. Мама объяснила, насколько важно делиться радостью с друзьями.
  14. Люблю маму, ведь ей можно безоговорочно доверять, она никогда не уйдет и не предаст.
  15. Благодаря маминым наставлениям я узнала ценность дружбы и доверия.
  16. Она научила меня сопереживанию и сочувствию.
  17. Она сумела объяснить мне, что такое хорошо, а что - плохо.
  18. Когда у меня что-то не получалось, она поддерживала меня и помогала завершить начатое дело.
  19. Мама научила меня верить в свои силы и любить себя.
  20. Она рассказала мне, что такое любовь.
  21. Люблю ее за то, что она прекрасно относится к моим друзьям.
  22. Мама научила меня полезным и необходимым умениям, без которых не обойтись в быту.
  23. Люблю ее, ведь она никогда не ругала меня за случайные ошибки, а подробно объясняла, как нужно делать правильно.
  24. Она всегда знает, какой подарок я хочу получить, и дарит его мне даже без повода.
  25. Мама всегда искренне радуется подаркам, которые я преподношу ей, даже если это просто симпатичная безделушка.
  26. Она поделилась со мной своими фирменными рецептами.
  27. Люблю ее за те часы, когда мы с ней что-то делали вместе, и она обучала меня тонкостям кулинарии, рукоделия и садоводства.
  28. Она научила меня, как хорошо выглядеть и помогла создать свой индивидуальный стиль.
  29. Люблю ее за то, что она часто помогала мне выбирать вещи и давала ценные советы по поводу красоты.
  30. Она помогла мне поверить в то, что я красива.
  31. Она сумела объяснить мне, что все люди красивы.
  32. Мама сумела объяснить мне, в чем заключается настоящая красота.
  33. Она знает о всех моих предпочтениях и привычках, иногда мне кажется, что она знает меня лучше, чем я сама.
  34. Она тактично старается не обращать внимание на мои слабости, и в то же время делает все, чтобы помочь справиться с ними.
  35. Люблю ее, потому что она всегда выслушает и попытается понять меня.
  36. Ей можно доверить любую тайну, и она сохранит ее.
  37. С мамой можно поделиться абсолютно всем, что тревожит.
  38. Она всегда дает дельные и верные советы.
  39. Она всегда на моей стороне, даже если я не совсем права.
  40. Мама никогда не обидит ни словом, ни поступком.
  41. Люблю маму, ведь именно она научила меня видеть разницу между желаниями и капризами.
  42. Мама никогда не потакала моим капризам, но всегда помогала воплотить в жизнь даже незначительные на первый взгляд мечты.
  43. Она приучила меня к порядку и сумела воспитать во мне пунктуальность.
  44. Люблю ее за то, что она поощряла мои занятия творчеством и благодаря ей у меня и сейчас есть много интересных хобби.
  45. Благодаря маме я полюбила книги и познавательные телепередачи.
  46. Она научила меня всегда искренне говорить о своих чувствах.
  47. Люблю маму за умение с юмором подходить к решению многих проблем.
  48. Благодаря ее запретам у меня нет вредных привычек.
  49. Обожаю маму за ее способность создавать уют и дарить тепло тем, кого она любит.
  50. Она помнит первый стишок, который я выучила и сохранила мой дневник за первый класс - эти детские воспоминания очень важны для меня.
  51. Люблю ее за то, что она помогала мне учить домашние задания, но никогда не делала их за меня, приучая к самостоятельности.
  52. Мама приучила меня ответственно относиться к своим обещаниям и обязанностям.
  53. Люблю маму за то, что она очень редко заставляла меня делать то, что мне не нравилось.
  54. Она научила меня обращаться за помощью и помогать другим людям.
  55. Она оградила меня от многих неприятностей и помогла избежать досадных ошибок.
  56. Обожаю маму, ведь она может превратить скучный день в веселый праздник.
  57. У мамы всегда есть ответ на любой мой вопрос.
  58. Когда я болела, она не отходила от меня и заставляла принимать необходимые лекарства.
  59. Даже на расстоянии я ощущаю ее поддержку и любовь.
  60. Мама может рассмешить меня в любой ситуации.
  61. Обожаю ее за то, что она любит папу и бережно хранит семейный очаг.
  62. Самый вкусный кусочек еды и последнюю конфету с коробки она всегда отдавала мне.
  63. Она всегда в первую очередь заботилась обо мне, а потом уже о себе.
  64. Обожаю маму за то, что она хранит мою любимую мягкую игрушку и детские снимки.
  65. Мама научила меня расставаться с прошлым и всегда с оптимизмом смотреть в будущее.
  66. Люблю ее за то, что для нее я всегда буду маленькой девочкой и рядом с ней я чувствую себя спокойной и защищенной.
  67. Мама объяснила мне, что ошибаться не стыдно, стыдно не уметь признавать свою неправоту.
  68. Мама научила меня прощать и самой просить прощения.
  69. Люблю ее за то, что она не ставила передо мной невыполнимых задач.
  70. Она беспокоится о том, есть ли у меня все необходимое и помогает, даже если я ее не прошу.
  71. Мама всегда заботится о моем здоровье.
  72. Люблю ее, потому что именно она подарила мне мою первую собаку и научила заботиться о животных.
  73. Мама всегда звонит и искренне интересуется моими делами.
  74. Она никогда не навязывает свое мнение, но умеет подтолкнуть к принятию верного решения.
  75. Обожаю маму, ведь она помогла мне сделать правильный выбор в жизни.
  76. Люблю ее за то, что поощряет мои занятие любимыми делами.
  77. Она привила мне любовь к природе.
  78. Мама была рядом со мной в самые важные и ответственные моменты моей жизни.
  79. Обожаю ее за то, что она тепло относится к тем, кого я люблю.
  80. Люблю ее, ведь она научила меня, как правильно выражать свои мысли и отстаивать личное мнение.
  81. Люблю ее за то, что помогла мне избавиться от детских страхов и боязни медицинских учреждений.
  82. Она научила меня говорить правду во всех случаях и не бояться врагов.
  83. В ее доме я всегда желанный и долгожданный гость.
  84. Что бы не произошло в моей жизни, мама всегда утешит меня и поможет справиться со всеми трудностями.
  85. Люблю ее, ведь она всегда гордится мной.
  86. Ее счастливая улыбка - лучшая мотивация для меня.
  87. Мама научила меня во всем находить что-то хорошее.
  88. Благодаря ей я научилась верить людям.
  89. Мама научила меня любить.
  90. Она никогда не скажет мне неправду, но никогда не причинит боль словами.
  91. Люблю ее за то, что мы с ней похожи.
  92. Она всегда готова помочь и действием, и советом.
  93. Люблю ее за то, что она искренне желает мне счастья.
  94. Мама всегда рядом, и даже если она далеко, я чувствую ее любовь и поддержку.
  95. Мне всегда есть место в ее сердце.
  96. Она всегда примет любой мой выбор и любое мое решение.
  97. Она верит в меня, даже когда у меня самой опускаются руки.
  98. Мама все простит и всегда поймет.
  99. Она любит меня сильнее всех.
  100. И главная из 100 причин почему я люблю маму - просто потому, что она есть у меня.