Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители? Как воспитывать ребенка с учетом его типа темперамента

Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения.

Свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация.

Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.

Существует четыре основных типа темперамента – сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический .

Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания.

Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

Можно научиться прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;

Можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;

Можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Ребенок- Сангвиник

Это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают. Он приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Для малыша характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" – не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети – сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться.

Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:

Одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;

Если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;

Друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.

Как правильно воспитывать

Ребёнка – сангвиника:

1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними.

2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности с раннего детства. Делать это нужно мягко, но настойчиво, поскольку в противном случае он легко может стать маленьким лгунишкой.

3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.

4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, с раннего детства учите его доводить начатое дело до конца.

5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать. Помогите малютке в этом, и он вырастет надежным, общительным и жизнерадостным человеком.

Удачи Вам!

Дети с самого первого дня не похожи друг на друга. И дело не только в цвете глаз. Различаются также реакция, скорость адаптации к окружающему миру и двигательная активность. Это и есть первые проявления темперамента у ребёнка. Хотя эта особенность человека является врождённой, яркие признаки будут видны только в дошкольном возрасте. С пяти-шести лет можно будет уже определить ведущий тип темперамента.

Ещё в Древней Греции ученые делили всех людей на четыре большие группы: флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики. Современные психологи установили, что чистые темпераменты в жизни практически не встречаются, чаще они искусно переплетены в каждом ребёнке, однако можно выделить преобладающие черты. Для того чтобы разобраться, какой у вашего малыша тип темперамента, развить его лучшие качества, понаблюдайте за поведением крохи в различных ситуациях.

Примеры поведения

Ребёнок падает на детской площадке: холерик будет винить других и гордиться своими травмами; сангвиник вскрикнет на мгновение и тут же забудет об этом; флегматик стойко стерпит и продолжит играть как ни в чем не бывало; меланхолик будет страдать, как будто рушится мир.

Прогулка отменяется: холерик начинает митинг протеста; сангвиник любит перемены и найдет альтернативное занятие; флегматику всё равно, но о прогулке он не забудет; меланхолик знал, что это случится, думает, что это было сделано специально.

В детском саду появился новый воспитатель: холерик видит в новом педагоге возможного соперника, проверяет на стойкость; сангвиник наслаждается ситуацией; флегматик не замечает изменений в течение нескольких дней – называет нового воспитателя именем прежнего педагога; меланхолик глубоко несчастен, поначалу видит в воспитателе врага.

Дано трудное поручение: холерик активизируется и быстро решает задачу; сангвиник рад и считает поручение интересным, но сдается, если возникают проблемы; флегматик медлит, размышляет, планирует, с трудом завершает задание; меланхолик воспринимает поручение как ещё одну тяжёлую ношу, но трудится над решением.

Ребёнок-холерик

Ваш дошкольник озорной и непоседливый. Это неугомонный забияка, который постоянно участвует в ссорах и скандалах, а чаще всего сам их организует. Речь ребёнка торопливая, очень эмоциональная и выразительная, с проглатыванием отдельных слов.

Движения маленького холерика резкие и энергичные. Новая информация усваивается стремительно, но уже через полчаса вылетает из головы. Он часто невнимателен, ему не хватает элементарной усидчивости.

По натуре холерик командир, но из-за вспыльчивости постоянно конфликтует со сверстниками. Он часто играет на публику и нуждается в постоянных зрителях, от которых ждёт ответной реакции.

Такой ребёнок не любит ждать и не умеет подавлять свои желания. Предпочитает шумную возню. Засыпает малыш долго из-за многочисленных впечатлений.

Как воспитывать маленького холерика

1. Направляйте бешеную энергию ребёнка в мирное русло. Например, запишите его в спортивную секцию, где он научится контролировать себя и свои силы.

2. Исключите из окружающей среды возбуждающие факторы: больше спокойных мультфильмов, сказок, размеренных игр.

3. Приучайте доводить начатое дело до логического завершения, воспитывайте сдержанность и настойчивость.

4. Исключите использование физической силы как меры воздействия. Помните, что агрессивность порождает агрессивность. Замечания произносите спокойным, но строгим голосом.

5. Уделяйте особое внимание воспитанию вежливости и хороших манер.

Ребёнок-сангвиник

Маленький сангвиник – это дружелюбный, жизнерадостный ребёнок, любящий общение. Будучи открытым и разговорчивым, он просто обожает новые знакомства и впечатления.

Малыш легко вливается в детский коллектив и без проблем адаптируется к непривычной обстановке. В ясельной группе он практически не плачет при расставании с матерью. Сангвиник хорошо ладит с другими детьми, избегает ссор и конфликтов. Но ему комфортно лишь тогда, когда он нравится всем без исключения.

Ребёнок-солнышко обожает активные, подвижные игры. Его любопытство воистину безгранично. «Объять необъятное» – его девиз. Он стремится узнать обо всем на свете, и это у него получается. Мгновенно переключаясь с одного объекта на другой, способен заниматься одновременно несколькими делами. Но если ему скучно, то он уже не может сконцентрироваться ни на одном предмете.

Как воспитывать маленького сангвиника

1. Этот милый ребёнок может пообещать, но не выполнить обещанного. Проверяйте, сдержал ли он данное вам слово.

2. Учите малыша доводить начатое дело до логического завершения. Формируйте устойчивые интересы и привязанности.

3. Обращайте внимание на качество выполняемой работы. Из-за многообразия интересов он может выполнять задания небрежно и поверхностно.

4. С осторожностью относитесь к похвале, иначе можете вырастить настоящего зазнайку.


Ребёнок-меланхолик

Послушные и мягкие меланхолики часто бывают застенчивыми, а одной из главных черт темперамента является нерешительность. Она проявляется во всем: мимике, движениях и речи. Будучи эмоционально неустойчивым, ребёнок остро реагирует на любую мелочь, способную вывести его из равновесия.

Одиночество меланхолика не страшит. Он предпочитает играть в спокойные игры. К новому коллективу привыкает долго и любит держаться в тени. Ребёнок опасается перемен и изменений в привычном укладе. В незнакомых ситуациях он чувствует себя растерянным и работает ниже своего потенциала.

Движения малыша неуверенные и суетливые. Речь тихая, но выразительная. Однако не следует считать его неудачником. Благодаря интуиции и умению улавливать настроение других людей из него может получиться великолепный писатель, артист или психолог.

Как воспитывать маленького меланхолика

2. Будьте нежны и внимательны с малышом. Не скупитесь на проявление тёплых чувств. Чаще используйте прикосновения и объятия.

3. Любая ситуация соперничества и конкуренции является для него стрессом. Старайтесь их избегать.

4. Всячески стимулируйте ребёнка проявлять инициативу. Давайте ему несложные поручения, развивая тем самым самостоятельность, общительность и активность. Например, предложите ему самому расплачиваться за покупки в магазине.

5. Давайте посильные задания. В ходе работы делайте перерывы, стараясь избегать переутомления.

Ребёнок-флегматик

Если смотреть на маленького флегматика со стороны, то кажется, что время рядом с ним остановилось. Ребёнок чаще всего спокоен и невозмутим. Он не очень любит перемены и с трудом привыкает к детскому коллективу.

Речь малыша нетороплива, без ярких жестов и мимики. Так как флегматик медлителен, ему требуется много времени, чтобы запомнить новую информацию. Однако полученные знания прочно закрепляются в детской памяти.

Чувства ребёнка ровные, глубокие и постоянные. Он предан своим друзьям, хотя их у него немного. Предпочитает тихие игры с двумя-тремя игрушками. В отношениях со сверстниками чаще ведомый, обижается редко. В детском возрасте флегматик миролюбив, не любит соревнований и риска.

Малыш засыпает очень быстро, а вот добудиться его намного сложнее. После пробуждения он поначалу бывает вялым и ворчливым.

Как воспитывать ребёнка-флегматика

1. Не подгоняйте ребёнка, пусть он работает в своем темпе. Старайтесь выработать у него способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. Развивайте интерес к двигательной активности через игры, в которых необходимы точность, ловкость и быстрота движений.

3. Поощряйте ребёнка выражать эмоции в полной мере. Пусть плачет, если ему грустно, или смеется, когда он испытывает радость.

4. Развивайте навыки общения, поощряйте инициативу при установлении контактов в коллективе сверстников.

5. Старайтесь развивать любознательность через чтение интересных книг, просмотр познавательных кино- и мультфильмов, посещение музеев. Обязательно обсуждайте впечатление от увиденного.

При воспитании ребёнка помните, что нет хороших или плохих типов темперамента; каждый из них имеет как негативные, так и позитивные черты. Старайтесь опираться на сильные стороны, чтобы добиться наилучшего эффекта от воспитательных мер.


Статьи по теме: Воспитание детей

LinaZ 30.10 14:14



И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.

Ярослава 03.11 14:52
Цитата
LinaZ пишет:
Энка, не так-то просто холерику в жизни! Моя дочь - чистый холерик. И из-за её споров у неё порой бывают конфликты с другими людьми. Ведь мало того, что она великая спорщица, так она ещё и неуравновешенная личность.
Легче всего флегматикам. У меня отец был флегматиком. Уравновешенный - пушкой не прошибёшь! Я ни разу не слышала, чтобы он голос повышал. И брат такой же. Всё, что написано про флегматика - относится к нему. Правда, с небольшим уклоном в сторону сангвиника. Умница, каких сейчас мало. Хотя уже пошёл четвёртый десяток.
Очень сложно быть меланхоликам. Они близко к сердцу принимают абсолютно всё, но в то же время ничего не хотят сделать, чтобы улучшить свою жизнь. Сужу по своей маме.
И вообще, родители должны хорошо знать темперамент своего чада, тогда и проблем не будет в воспитании.
Что за немного странные рассуждения? Как-то Вы всех поделили и рассуждаете, что проще, а что нет. Всем бывает и легко, и трудно. Просто легче, когда понимаешь свои недостатки, или ребенка. Знаешь, с чем работать. И надо чтоб родители не давили. Я вот в детстве была чистым флегматиком. Родители нарадоваться не могли, и ни к чему не принуждали. А вот бабушка презрительно косилась в мою сторону, и говорила, что дети должны быть активными. А я какая-то больная, наверное. Хорошо хоть эти ее "Фи!" практически не доходили до моих ушей. Узнала о таком отношении намного позже, но все равно неприятно.
А ведь часто бывает, что родители придумали свой идеал ребенка и подгоняют под него. А это невозможно. Хорошо, что Вы здраво относитесь к темпераменту дочки.)

У вас ребенок-сангвиник? Считайте, что вы выиграли приз. Конечно, любого ребенка нужно воспитывать, ведь он должен понимать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя, но имея ребенка-сангвиника, вам не придется прилагать сверхусилия, чтобы объяснить это малышу.

Характер у ребенка-сангвиника сильный и уравновешенный. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. Сангвиники прекрасно умеют контролировать свои эмоции с самого раннего детства. Они очень активны, чрезвычайно любознательны, легко осваиваются в новой обстановке, легко знакомятся с детьми и взрослыми, прекрасно чувствуют себя в новой компании. Психологические качества этих детей позволяют им принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, и не завышать свои требования. Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности, вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. Несмотря на то, что никогда не рвутся к власти, они часто являются негласными лидерами коллектива. К тому же у них прекрасное чувство юмора, которое способствует оптимистическому восприятию мира.

Проблемы детей-сангвиников

Несмотря на отменный набор личных качеств, у детей-сангвиников все же существует ряд проблем, на которые следует обращать внимание. Дети-сангвиники в силу своего характера не хотят заниматься скучной, монотонной работой, к тому же, начав какое-то дело, он часто теряют к нему интерес и переключаются на другую работу, которая им кажется значительно интересней. У них обычно достаточно обширный круг общения, который может быть совершенно непонятен родителям.

Как воспитывать детей-сангвиников

Родителям стоит помнить, что нельзя пускать на самотек воспитание ребенка-сангвиника, так как, привыкнув, что он сам за себя в ответе, ребенок может начать относится к урокам невнимательно и небрежно, выполнять свои обязанности спустя рукава, а это может в дальнейшем отразится на его работе. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, ребенок перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

В воспитании ребенка необходимо уделять особое внимание тому, чтобы он научился концентрироваться на работе и выполнять ее до конца, несмотря на утраченный интерес. Стоит также подсказать ему, что работа выполнена неаккуратно и ее следует переделать.


Воспитывая ребенка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать их с ним и поддерживать интерес, чтобы он всегда доводил дела до конца. Хвалите ребенка и повышайте планку, чтобы ребенку было к чему стремиться.

Ребенку-сангвинику также прекрасно подойдут занятия спортом, так как ему всегда есть к чему стремиться и к тому же спорт прекрасно дисциплинирует и воспитывает силу характера.

Так что воспитание ребенка-сангвиника, несмотря на прекрасные исходные данные, - кропотливый ежедневный труд, который требует любви и понимания.

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание - это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники - ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка - это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака - это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы - ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.