Семья как социальная группа и институт. Семья и брак. Семья как социальный институт

Всем привет! Продолжаем разбор тем по обществознанию, и семья поговорим о понятиях «брак» и «семья». В обыденном сознании между этими понятиями проводят знак равенства, например, говоря: «Брак дал трещину» и тому подобное. На самом деле с точки зрения обществознания, да и права, эти понятия абсолютно разные. Не знание основных понятий и определений, и их отличий неминуемо приведет к проблемам на экзамене.

Понятие «Брака»

С точки зрения права, закона, брак — это добровольный законный союз женщины и мужчины, которые порождает их взаимные имущественные и не имущественные права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим членам семьи.

Наряду с законным браком в обыденном лексиконе часто можно встретить словосочетание: «гражданский брак». Так вот, если вы хотите сдавать любые экзамены на отличные баллы, вам следует уянсить раз и навсегда, что гражданский брак правильно называть фактическими брачными отношениями. В Российской Федерации такие отношения не порождают никаких взаимных прав и обязанностей.

Например, решили совершеннолетний мальчик и девочка вместе жить, не тужить, вместе, как говорится, валенки делить. Сняли комнату, или квартиру, и собственно стали жить как муж и жена, при этом не регистрируя свои отношения в ЗАГСе (Органах Записей Актов Гражданского Состояния). Так вот если потом любовь пройдет и завянут помидоры, то они по-любому начнут делить нажитое добро: айфоны, аймаки, порши кайены и прочую прелесть.

Так вот, суд не сможет им помочь. Ведь они никак не оформили свои отношения, а значит никакие статьи Семейного кодекса РФ на них не могут распространяться. Поэтому дело доходит, часто, до поножовщины, бытовых преступлений, что составляет до большинства вообще всех преступлений.

Законный же брак порождает взаимные имущественные и не имущественные обязанности. В нем можно разделить имущество как закону, так и по брачному договору, ежели такой заключен.

То есть в нормальном понимании — брак — это узаконенные семейные отношения, которые уже стали правоотношениями. Институт брака, куда входят органы ЗАГСа и другие государственные органы, призван именно регистрировать фактические брачные отношения, переводя их в правовое поле.

Понятие «Семья»

Семья же — это кровнородственная социальная группа, которая сложилась на основе биологических, материальных и духовных связях. Подробнее о видах семьи читайте .

Биологические связи — думаю, всем понятно, что это — это кровнородственное родство, извиняюсь за тавтологию. Грубо говоря, кто на ком женился и кто кого родил.

Материальные связи — это отношения взаимных материальных и имущественных прав и обязанностей. Обязанностей, к примеру, по содержанию детей, беременной жены, других родственников, если они оказались в недееспособном состоянии.

До духовных связей в нашем непростом мире как правило уже дело не доходит. Однако некоторые семьи еще чтят свои семейные ценности и традиции. Их таких семей выходят действительно представители элиты. Но не той, которую показывают по телевизору. Возможно, в будущем напишем статью на эту тему, так что вступайте в нашу группу в ВК , чтобы ничего не пропустить.

Духовные связи реализуются в семье, если в ней есть место для воспитания морали и нравственности у детей, и многих других общечеловеческих ценностей, о которых сейчас мало вообще кто помнит.

Таким образом из этой статьи вы должны вынести то, что брак порождает семью. Брак — это путь к созданию семьи на законных основаниях. Если возникли вопросы, пишите их в комментариях! А также поделитесь этой статьей в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

Семья - первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения - семейные отношения родителей и детей.

Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины - по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они, мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь ее удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне ее: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Вопрос

Составьте бюджет вашей семьи:

  • а) по источникам доходов;
  • б) по статьям (направлениям) расходов: питание, одежда, квартира, культура.

Предмет: обществознание 10 класс

Тема: «Семья - как социальная группа».

Цель:

    Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.

    Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;

    Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию

Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

План урока

    Организационный момент

    Подготовка к изучению нового материала.

    Изучение

    Проверка понимания

    Закрепление.

    Итоги урока

Ход урока:

    Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.

Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить

Изучение

Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)

Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.

Типы семей: полная, неполная, расширенная

Игра: На консультацию к юристу

Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.

1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.

2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?

3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?

4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?

Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.

Логическая минутка (разгадывание загадок)

1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).

Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

Специфические:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Экономическая защищенность

Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

«Решение проблемных ситуаций.

Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.

Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?

Ситуация 2.

В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель

А что, нельзя?

А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?

Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?

Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.

Неспецифические:

    Экономическая

    Первично-социальный контроль

    Социально-статусный

    Духовное общение

    Эмоциально-психологическая

    Досуговая

В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)

Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-

    Морально- правовые

    личностные

Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции

Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»

Проблемы в обществе:

Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования

Решение:

1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.

2. Повысить денежные пособия на детей

3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.

4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.

5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)

6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время

7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.

8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.

9. Развивать систему дошкольных учреждений.

Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.

IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?

Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?

Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)

Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».

Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна

ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный инсти-тут. В качестве малой группы она удовлетворяет личные пот-ребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу-лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо-рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функция-ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос-ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис-тории менялись: они обусловлены социально-экономически-ми особенностями общества.

Функции семьи:

Репродуктивная (от лат. productio - производ-ство) - биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.

Социализации - формирование индивида как личности.

Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за деть-ми и престарелыми членами семьи.

Экономическая - материальная поддержка несовершенно-летних и нетрудоспособных членов семьи.

Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед-ственными статусами - национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

Эмоциональная - оказание психологической поддержки чле-нам семьи.

Защитная - физическая, экономическая, психологичес-кая защита членов семьи.

Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи.

Досуговая - организация рационального досуга, вза-имообогащение интересов членов семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)

Рис. 1. Брак

2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)

Рис. 2. Брак ребенка

3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)

Рис. 3. Смерть супруга

Виды семей:

1. По характеру брака: моногамные и полигамные.

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)

Рис. 4. Полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами ()

Рис. 5. Полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) ()

2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).

3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)

Рис. 6. Патриархат ()

Рис. 7. Матриархат ()

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная фор-ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин-тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственни-ками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) - это отношения, возни-кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В Российской Федерации правоотношения в области се-мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права - семейным правом. Его источниками явля-ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законо-дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Добровольность брачного союза мужчины и женщины;

Равенство прав супругов в семье;

Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не-совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса-ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Мож-но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа-ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции раз-вития современной семьи:

Сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин-дивидов, в организации их досуга;

Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

Сокращение числа патриархальных семей;

Развитие семьи партнерского типа, в которой осущест-вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

Разрушение многопоколенной (расширенной, родствен-ной) семьи;

Преобладание нуклеарной семьи;

Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семей-ных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. - М.: 2008. - 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. - М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. - М: «Русское слово», 2011.
  1. Обществознание ().
  2. Интернет-портал Set-3945.znaet.ru ().
  3. Социология ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1-6 на с. 112.
  2. Дайте определение таким понятиям: семья и брак как социальный институт.
  3. Как вы думаете, какие изменения переживает современная семья? Приведите собственные примеры.
  4. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1-5 на с.
  5. Прочтите учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и выполните задания к нему на с. 112-113.

«Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, пред-расположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. В-третьих, брак - это свободный союз.

Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвёртых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, и это признак является обязательным, как и шестой, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

(По материалам СКРФ )

21. Какое определение понятию «брак» даёт автор статьи? На основе чего возникла двусмысленность определения «брак»?

24. Приведите положение текста, указывающее на области, в которых заключение брака влечёт за собой юридические последствия. Запишите два условия вступления в законный брак, которые не названы автором текста.

Брак - это равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Двусмысленность определения возникла потому, что в древнерусском, лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое).

В правильном ответе должны быть названы:

    отличия понятий «брачный договор, сделка» и «брачный союз». Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение перед другим;

    свободный брак: вступление в брак свободно и добровольно, как свободно расторжение брака.

    Обязательные характеристики брака: 1) регистрация в органах загса и порождением этим юридических обязательств между сторонами;

    Аргумент: закон защищает любую из сторон от нарушения её прав (закон удерживает стороны от нарушений прав другой стороны, закон налагает обязательства на каждую из сторон) и способен принудить к исполнению своих обязанностей в браке.

Наступают «юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

Условия вступления в законный брак:

    дееспособность вступающих в брак;

    лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом зарегистрированном браке;

    не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными.