Сценарий.Новогодние колядки " Пришла коляда - отворяй ворота". Сценарий развлечения «Рождественские колядки

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование:
магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.

Предварительная работа:
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
месяц, вертеп.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

В этот зимний вечерок

Вьётся из трубы дымок,

Месяц светится над ней,

А у нас полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Просмотр презентации «Святки»

(слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

(слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

(слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

(слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

(слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

Воробышек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

(слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

(слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

(слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

(слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

(слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

Как живёшь? -Вот так!

Как идёшь? -Вот так!

А бежишь? -Вот так!

Ночью спишь? -Вот так!

Как берёшь? -Вот так!

Как даёшь? -Вот так!

Как шалишь? -Вот так!

А грозишь? -Вот так!

Ну, а дразнишь как? -Вот так!

А смеёшься как? -Вот так!

Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

(На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Колядовщик (воспитатель):

Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть, себя показать!
Мы пришли прославлять,
Да хозяев величать.
Хозяину сотни лет прожить,
А хозяюшке много здоровьица.
Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
Девяносто быков, полтораста коров.
Надели вас Бог
И житьем - бытьем и богатством.

Колядовщики – дети:

    Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

    На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

    Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством во всём,

И дай Бол вам, господа,

Здоровья на долгие года!

    Коляда идёт к вам в дом.

И мешки несёт с добром.

Кто даст нам больше всех,

Ждёт того большой успех!

    Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Лёгких – лёгких вам дорог!

6. Ой коляда, коляда

У нас нынче беда

Маленький мальчик

Упал на стаканчик.

А стаканчик на бочок.

Дай, хозяйка, пятачок!

    Чем, хозяева, нас одарите?

Что, хозяева, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

    Тётушка добренька,

Дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

    Сеем, веем, посеваем.

Счастья, радости желаем!

Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

Что пришли в наш дом на святки!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Сыр да печенье

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

(Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Игры, конкурсы.

    Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает.(корова)

Их бабуля с сахарком

Выпекала сладкие.

Первый вышел – словно ком,

А другие – гладкие.(блины)

Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу.(овца, баран)

Я в стаканчике, в рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще – белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.(мороженое)

Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем.(собака)

Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек.(свинья)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые ….(снежинки).

    Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

    Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

Игра «Моталочка»

Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

    Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

Вы танцуйте, мои ручки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

Вы танцуйте, мои ножки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

Вы танцуйте, мои плечи,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, боки мои, мои боки хороши.

Вы танцуйте, мои боки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя.

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

    Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

лента-к долгой счастливой жизни,

монета- к богатству,

картошка – большое счастье,

гвоздь – на пороге гость,

сердечко – любовь,

колечко – быть свадьбе,

ключик – новоселье,

пуговка – обновка в одежде,

колёсико – купите или выиграете машину,

карта географическая – путешествие,

цветочек - быть красивым,

конфетка – сладкая жизнь,

копейка – к деньгам, и др.

Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Славно мы колядовали,

Танцевали и играли.

А теперь пора,

Угощаться, детвора!!!

Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

Развлечение «Рождественские колядки»

Группа: подготовительная

Цель: приобщение детей ктрадициям русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные :

Знакомить детей с историей и традициями празднования Рождества;

Рассказать, какое значение на этом празднике имело кукла Коляда.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа,

Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма;

Развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход развлечения:

Колядующие подходят к двери групповой комнаты, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки). Стучат в дверь и поют «Авсень».

Авсень, авсень, ты гулял по всем,

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поём - тому сбудется,

Кому сбудется - не минуется.

Ведущий:

Выходи, боярин, выходи, хозяин!

Принимай гостей со всех волостей!

Разреши поколядовать!

Дверь колядующим открывают, приглашая в гости. Они заходят, разбрасывая пшено, приговаривая колядку.

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущий:

Доброе утро, щедрое утро!

Людям добрым на здоровье.

Первый колядующий:

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда.

Коляда: Кто звал-зазывал, Коляду кричал.

Заходит ребёнок с куклой Колядой.

Второй колядующий:

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт,

Да всем поклон шлёт!

Хозяев знает, добром величает!

Ведущий:

А как первая звезда, да Наталья Георгиевна.

(Колядующие называют по имени воспитателей тех групп, куда они зашли).

А вторая звезда - помощница ваша,

(называют по имени помощника воспитателя).

А деточки-то, что часты звездочки,

Один другого краше.

Все вместе:

Слава вам! Слава!

Третий колядующий:

Чем вы нас, хозяюшка, подарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

Хозяйка:

А и вы, хитрые ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

1. Зимой — звезда, весной — вода. (Снежинка)

2. Что вверх корнем растет? (Сосулька)

3. Текло, текло и легло под стекло. (Лед на реке)

4. Построен хлевец для пяти овец. (Рукавица)

5. Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг. (Зима)

Четвертый колядующий:

Будете нас дарить - будем вас хвалить,

А не будете нас дарить - будем вас корить.

Хозяйка:

Не спешите, гости, не спешите,

Хоровод сибирский поводите!

Хоровод «Коляда», муз. С.М. Астафьева

1. Всю неделю мы гуляли,

Лю-ли, люли мы гуляли.

2. Славный праздник отмечали,

Лю-ли, люли отмечали.

3. Мы друзей всех собирали,

Лю-ли, люли собирали.

4. Сами наряжались, наряжались,

Лю-ли, люли наряжались.

4. Пели и плясали, забавлялись,

Лю-ли, люли забавлялись.

5. По дворам ходили, ходили,

Лю-ли, люли ходили.

6.Козлика с медведем водили,

Лю-ли, люли водили.

7. Выходи скорее хозяйка,

Лю-ли, люли хозяйка.

8. Угощай скорее, давай-ка,

Лю-ли, люли давай-ка.

9. А не то тебе будет пусто,

Лю-ли, люли будет пусто.

10. Во поле не вырастет капуста,

Лю-ли, люли капуста.

11. А не то у вас будет лихо,

Лю-ли, люли будет лихо.

12. А у щедрых всё будет тихо,

Лю-ли, люли будет тихо.

Хозяйка:

Теперь игра - не развлеченье.

А с большим, большим значеньем.

Смелые, выходите, свою ловкость покажите!

Игра «Попади снежком в ведро»

Девочка:

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Дети исполняют «Кадриль», р.н.м.

Дети собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют:

«Частушки».

1. Заиграй-ка балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны!

2. Эй, топни, нога, топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

3. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла - я не удержалася!

4. По деревне я шла и Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал - курица обидела!

5. Эх, топну ногой, да притопну другой,

Устоять не могу, вот характер какой!

6. Мы всегда везде такие - утром, вечером и днём,

Потомучто мы частушки развесёлые поём.

7. Раздайся, народ, меня пляска берёт;

Пойду, попляшу, себя людям покажу.

8. На столе стоит стакан, а в стакане - тесто;

До свиданья папа с мамой, я уже невеста.

9. У частушки есть начало, у частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал, прямо скажем - молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках и других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Пятыйколядующий:

А когда угощать будешь, хозяйка?

Хозяйка:

Не плясали и не пели -

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте.

Песенку сначала спойте.

Дети исполняют песню-танец «Зима- красавица»

Ведущий:

Не пора ли вам, хозяюшки, колядовщиков-то одарить?!

Первый колядующий:

Уж ты, тётушка, подай! Ты, лебёдушка, подай!

Ты подай-ка нам пирог, с рукавичку, чтоб широк.

Ты начинку не ломай, целиком пирог подай!

Второй колядующий:

Подавай и каши - Золотые чаши.

Или ступу молока, Или блюдо киселя,

Третий колядующий:

Колядин, колядин, я у мамки один,

По колено кожушок, подай, тётя, пирожок!

Открывайте сундуки, подавайте пятаки!

Что есть в печи - в мешок мечи!

Четвёртый колядующий:

Тётенька, добренька, подай что-то сдобненько -

Пышку да ватрушку, да свиную ножку.

Пятый колядующий:

Коляда, коляда, Ты подай пирога,

Действующие лица

Колядовщики (от четырех до пятнадцати человек)

Звучит фонограмма боя часов. Они бьют одиннадцать раз. На сцене стол, покрытый скатертью с народной вышивкой, на нем самовар, за столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок, Дед что-то мастерит.

За окном завывает метель, слышно тиканье часов-ходиков.

Баба. Какие зимние вечера долгие, длинные... Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал!

Дед. А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот уж и Святки.

Баба. Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости-то по эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь?

Дед . Да, была потеха!

Баба. Интересно, а нынче-то детвора колядует под Рождество?

Дед . Да где уж им нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво-наперво собирались где-нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили...

Баба . Да, да... (смеется). Кто во что горазд!

Дед. Потом брали мешки побольше, звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями...

Баба . Да так звонко пели, что хозяева нас в дом- то приглашали...

Дед. Вот тут мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку...

Баба . И все, все подавали, готовили для нас угощение!

Дед. А как же! Ведь коли нам, колядовщикам, понравится угощение, мы этому дому нажелаем всего самого что ни на есть хорошего: благополучия да достатка...

Баба. А если жадные попадались, помнишь, дед, желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала... Да что там, грех вспоминать (крестится).

Дед. Да и не жадничали хозяева никогда! Верил народ: все, что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощение заранее да поджидали нас на святых вечерах!.. Эх, хорошее время было!

Баба. А знаешь, дед, я ведь и нынче угощение-то для колядовщиков приготовила.

Дед. Да ты че, баба, зря старалась, не ходит уж нынче детвора!

Баба (вздыхает). А вдруг все-таки придут.

Стук в дверь.

Входят Ряженые, поют колядку.

Как ходила Коляда

По Святым-то вечерам.

Припев:

Ой, Авсень!

Ой, Коляда!

Как искала Коляда

Иванова двора.

Припев.

Как в Ивановом дворе

Три терема стоят.

Припев.

Как во первом терему

Месяц-батюшка.

Припев.

Во втором-то терему

Красно солнышко.

Припев.

А во третьем терему

Часты звездочки.

Припев.

Месяц-батюшка —

Сам хозяюшка! (кланяются Деду).

Припев.

Красно солнышко —

Его женушка (кланяются Бабе).

Припев.

Часты звездочки —

Малы детушки.

(Кланяются всем детям.)

Припев.

Баба отправляет Деда за пирогами.

1-й колядовщик. Коляда-маляда! Дома ли хозяин?

Баба. Нет его дома.

2-й колядовщик . А куда ж он уехал?

Баба . В город, по прутья.

3-й колядовщик . А на что ему прутья?

Баба . Мостки мостить.

4-й колядовщик. А на что мостки мостить?

Баба . Молодых водить.

1-й колядовщик. А на что молодых водить?

Баба. Детей родить.

2-й колядовщик . А на что ж детей родить?

Баба . В лес по желудки ходить.

3-й колядовщик . А на что желудки?

Баба . Свиней кормить.

Все колядовщики . А на что свиней кормить?

Баба. Да разговляться!

1-й колядовщик . Ой, мороз, мороз, не велит долго стоять, велит скоро подавать! Дозволь, хозяюшка, коляду покликать!

Баба . Дозволяю, кликайте!

Входит Дед с подносом, на подносе угощение — пироги, конфеты и прочее.

Все колядовщики (напевка в стиле речевки).

Таусень, таусень!

Дай блин, дай кисель!

Свиняную ножку

Всем понемножку!

Неси, не тряси!

Давай, не ломай!

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском — густа,

Соломкой — пуста!

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском — пуста,

Соломкой — густа!

Баба с Дедом. Да мы нескупые, нескупые!

2-й колядовщик . Тетенька, добрынька, подай пирожка сдобненька!

3-й колядовщик. Двоим, троим, давно стоим...

4-й колядовщик . Да не выстоим! Печка-то топится, пирожка-то хочется!

1-й колядовщик . Тетка, тетка! И нам пирога!

2-й колядовщик . А не дашь пирога, мы корову за рога!

3-й колядовщик . А не дашь лепешки, вышибем окошки!

4-й колядовщик. А не дашь хлеба, стащим с печки деда!

Баба (все время подает Колядовщикам с подноса угощение, приговаривает). Да нате, нате, угощайтесь!

1-й колядовщик. Ну, за ваше угощение будет вам и поздравление!

2-й колядовщик . С Новым годом, дай всякому роду!

3-й колядовщик. Жито густо, зерно с ведро!

4-й колядовщик. В поле — копешки, на столе — лепешки!

1-й колядовщик. Есть у клети веселы дети!

Все колядовщики вместе . Дай-то вам, господи, всего-то на свете!

2-й колядовщик. Одна-то бы корова, да по три ведра доила!

3-й колядовщик. Одна-то бы кобыла, да по три воза возила!

4-й колядовщик . Чтобы курочки водились!

1-й колядовщик . Чтоб коровушки телились!

3-й колядовщик . А кобылки жеребились!

4-й колядовщик. Уродись пшеничка, овес, чечевичка!

1-й колядовщик . В поле копнами, на столе — пирогами!

2-й колядовщик . Чтоб здоровы были!

Все вместе. Много лет жили!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий новогоднего развлечения «Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Любовь Мантула

Ведущая: Всех поздравляю, приветствую всех,

да здравствуют шутки, веселье, да смех.

Зима нас торопит, спешите,

калядуйте, пойте, пляшите.

(под музыку выходят дети с шумовыми инструментами, играют и приплясывают)

Ведущая: Здравствуёте гости дорогие! Рада вас видеть такими нарядными да весёлыми! Как быстро летит время! Совсем недавно мы осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы!

Приходи, зима! Приходи, красна!

С морозами трескучими, со снегами сыпучими,

с ветрами завьюжными, с метелями дружными,

с Рождеством, с Колядой, с Масленицей молодой!

Наступил самый весёлый и светлый зимний народный праздник - Святки. Длится он две недели. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый 7 января - праздник Рождества Христова - святые вечера. Второй - щедрый вечер, старый новый год. Третий - крещение, страшные вечера.

1 ребёнок:

Добрый день, люди добрые,

мы пришли к вам не с помехою,

а с весельем да потехою.

С Новым годом поздравить,

да клядою прославить.

2 ребёнок :

Пришла Коляда накануне Рождества!

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!

3 ребёнок:

Праздник этот самый длинный,

он весёлый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки

веселились две недели,

от Рождества и до Крещения,

приготовив угощение.

4 ребёнок:

Пели разные колядки,

по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

праздник ждали и любили.

5 ребёнок:

Мы ходили, мы искали

Коляду, коляду,

по всем дворам да ярмаркам.

А нашли Коляду в детском саду!

6 ребёнок:

Как на улице мороз

подмораживает нос,

не велит долго стоять,

велит песни петь, плясать.

(Хороводный танец "Мы сейчас пойдём налево. ")

Ведущая :

Праздник нынче, балаган,

радость без оглядки.

Собралась здесь детвора,

будем петь колядки.

Коляда, коляда, выходи со двора!

Коляда: Выхожу, выхожу, да по улице хожу.

(под музыку "Коробейники" выходит Коляда, приплясывает)

Ведущая : Проходи, Коляда, мы тебя величаем!

(дети поют песню "Овсень-потетень" на мотив "Тень-тень-потетень", идут хороводом)

1. Овсень-потетень,

новый наступает день.

когда святки на дворе-

всё кругом, как в серебре.

Припев: Ой, зимушка-зима,

чтоб подарков нам дала.

пирогов да пряников,

колбасы да драников.

2. Овсень-потетень,

как в разгаре колядень.

Веселись честной народ,

вечер святочный идёт!

Ведущая :

Как пошла Коляда

вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять

с Новым годом поздравлять!

Коляда, коляда,

где ты раньше была?

Коляда :

Я во поле ночевала,

а теперь и к вам пришла.

Ведущая :

Послушай, сударыня коляда, мой рассказ

про весёлых колядовщиков, про нас.

Говорили, что "коляда" ходила по русским деревням и труженикам-земледельцам. Хотелось верить, что она обещает впереди снежную зиму, тёплую весну, обильный урожай. Коляда символизирует богатство. Вот и мы попросим у нашей коляды благополучия и достатка.

1 ребёнок: Коляда-маляда,

не жаднись никогда,

хлеба дай ломтину

и денег половину.

Или курочку с хохлом,

петушка с гребешком.


Коляда: Я коляда-маляда

уродила пирога,

уродила пшеничку

на каждкю птичку.

Отворяйте сундучки,

раздаю я пятачки,

по копеечке всем дам

колядовщикам друзьям.

Руку подавайте,

копеечку получайте.

Ведущая : Вот спасибо, Коляда, ты добра всегда была.

Чтобы поближе познакомиться с обрядом колядок, попросимся к нашим знакомым - хозяину и хозяйке.

(выходит Хозяин и Хозяйка)

1 ребёнок:

Хозяин, хозяйка,

будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме,

то и нам подайте:

пирога да каши,

а наверх козульку,

а на низ копеечку,

денежку монетку.

2 ребёнок :

Тётенька добренька,

пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

поскорее подавай,

двоим, троим,

давно стоим,

да не выстоим!

3 ребёнок:

Печка-то топится,

пирожка-то хочется!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

вынимайте пятачки!

по копеечке давайте

колядовщикам!

4 ребёнок:

Колядин, колядин,

я у мамки один,

по колено кожушок,

подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

подавай пятачок!

Что есть в печи - в мешок мечи!

5 ребёнок:

Подай тебе Бог

полный двор животов!

И в конюшню коней,

в хлевушку телят,

в избушку ребят

и в подпечку котят!


Коляда: Добрый день, хозяева! Сильный нынче мороз на дворе!

Хозяин: Зима не лето, в шубу одета.

Хозяйка: Зима-ломонос, береги свой нос.

А ну-ка, ребятки, получайте колядки! (угощают детей)

Коляда : Колядовщики, а вы мороза не боитесь?

Ребёнок:

Нам морозы не беда,

не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

и катаемся на санках.

Коляда:

Песня была ваша хороша,

весела, игрива,

а вы сможете сплясать

для меня красиво?

(испоняется танец "Ох, зима хороша")


Коляда:

А теперь зимние загадки

послушайте ребятки.

У кого в руках отгадка,

поскоре поднимайте.

(раздаёт картинки с отгадками)

1. Он рисует на стекле

пальмы, звёзды, ялики.

Говорят ему сто лет,

а шалит, как маленький. (мороз)

2. На деревья, на кусты,

с неба падают цветы.

Белые, пушистые,

только не душистые. (снежинки)

3. Меня не растили-из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, руки-сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

4. Они летят быстрее ветра,

и я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (санки)

5. Запорошила дорожки,

разукрасила окошки.

Радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима)

Ведущая : А ребята у нас танец про зиму знают.

(исполняется танец "Потолок ледяной")

Коляда : А я к вам не одна пришла, а со своими помощниками-колядовщиками.

(исполняется хоровод ряженых на мотив "Как у наших у ворот")

(движения в соответствии с текстом)

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод,

с песнями да плясками,

с шутками-побасками.

2. Бородой козёл трясёт,

так и рвётся в хоровод!

Его рожки завиты,

только валенки худы!

3. Вот помчался во весь дух

расфуфыреный петух:

душегрейка на меху-

знай кричит: "Кукареку!"

4. Из берлоги снеговой

вышел мишка сам не свой.

Не поймёт никак со сна-

то ль зима, то ли весна?

5. А лисица будто пава,

выступает величаво.

Как с платочком пляшет,

нет лисички краше.

(сразу после окончания хоровода)

Лиса: А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной.

(игра "Лисонька-лиса")

(по окончании игры лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки с изображеним профессий)

Выходит козёл.

Ах, каие девицы собрались сегодня красивые, как принцессы. Пойду-ка я выберу себе принцессу.

(проводится игра "Шёл козёл дорогою", по окончании игры "гадает" на обручах.

Деи катают обручи, куда обруч покатится, оттуда принцессе ждать жениха.)

Выходит петух.

А теперь игра такая,

на внимание, друзья:

как скажу я хлоп-хлоп,

вы ногами топ-топ.

А скажу я топ-топ,

вы руками хлоп-хлоп!

(по окончании игры "петух гадает":с завязанными глазами выбирает предметы, лежащие по кругу. Например: картошка - крепкое здоровье, матрёшка - большая семья, лента - дальняя дорога.


(в это время мишка садится где-нибудь, закрывается платком)

Коляда:

Кто уснул под дубком,

и накрылся кожушком?

Тише, тише, не шуметь,

может, это спит медведь?

Этот гость в один присест,

коль проснётся, всех поест.

(дети подходят к мишке, он просыпается, рычит и догоняет всех)

(достаёт палочки для игры)

Медведь :

На концах верёвок палки,

называются моталки.

посреди верёвок рыбка.

Ты мотай верёвку шибко,

тот, кто первым намотает,

тот и рыбку получает.

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

много счастья принесёт.

(проводится игра "Мотальщики", в конце игры медведь вытаскивает валенок)

Медведь:

Это рыба?

Вот так диво!

Нам зимой необходима.

От мороза нас спасает,

в лютый холод согревает.

Приплыла сюда не зря,

погадаем с ней, друзья?


(девочки бросают валенок по очереди "за околицу", мальчики ловят)

Коляда : Всё-то вы знаете: и загадки, и поёте, и пляшете и играете. Пора вас угостить весёлыми козульками. а где же они? Это проказы Бабы Яги.

Позовём Бабу Ягу, пусть она вернёт нам угощенье.

Дети: Бабка Ёжка, костяная ножка,

выходи, выходи, угощенье нам верни.

(под музыку влетает баба Яга)

Баба яга : Угощенье захотели,

а вы меня на праздник пригласили?

Конфетами угостили?

Вот вы меня повеселите

и немного подразните.

(игра "Бабка-Ёжка")

Баба яга :

Порадовали старушку!

Я дразнилки люблю

всем спасибо говорю

и гостинец отдаю.

(отдаёт корзину с угощением)

Коляда :

Гости дорогие, катомки открывайте,

гостинцы получайте.

(коляда, баба Яга, хозяева раздают выпечку всем присутствующим)


Коляда :

А теперь пришла пора нам прощаться, детвора.

Желам во всех вам делах

особого благословенья,

чтоб вы позабыли про страх,

открылись успеху, везенью.

Пусть близкие вас одарят

своею любовью и лаской,

мечты пусть сбываться спешат

и станут рождественской сказкой!


Разработала сценарий музыкальный руководитель Мантула Л. А