Ребенок 2 года психология особенности поведения. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет. Роль темперамента в развитии

В этой статье:

Говоря о том, как протекает развитие ребенка в 2,5 года, можно отметить одно существенное изменение по сравнению с полуторогодовалым малышом: действия крохи начинают носить осознанный характер. Ребенок многое понимает, с удовольствием идет на контакт, готов к компромиссам со взрослыми. Если родители придерживаются вопитания, основанного на доверии, то 2 года и 6 месяцев - это как раз тот период, когда можно начинать договариваться с крохой по-хорошему.

Физическое развитие малыша

В 2 года и 6 месяцев малыш достаточно физически развит и визуально уже во многом схож со взрослым человеком. Ребенок уверенно ходит, причем как вперед, так и назад и вбок, бегает, прыгает, сохраняя равновесие.

Родители, которые планируют приобщить малышей к спорту, могут уже с этого возраста начинать делать это целенаправленно, не ограничиваясь исключительно утренней гимнастикой. В комнате ребенка можно установить соответствующий его возрасту мини-спорткомплекс с разными снарядами. Кроха в этом возрасте без проблем найдет им применение, расходуя энергию с пользой для себя.

В 2,5 года также можно практиковать закаливание. Малышу время от времени можно разрешать ходить босиком, как дома, так и на улице, постепенно снижать температуру воды, в которой он будет купаться, чаще проветривать комнату.

Первые шаги к самостоятельности

В 2,5 года ребенок становится заметно более самостоятельным. Он уже не просто умеет сам ходить, спускаться по лестнице и пользоваться туалетом. Кроха самостоятельно ест, моет руки, чистит зубы, одевается и раздевается, вешает одежду на вешалку и ставит обувь на полку.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к развитию навыков самообслуживания, родителям необходимо его постоянно хвалить, мотивируя совершенствоваться. Например, если малыш не проявляет желания чистить зубы, можно предложить ему это сделать вместе, наблюдая за отражениями в зеркале. Таким же образом можно помочь малышу и со сбором игрушек, одеванием и раздеванием, ни в коем случае не заставляя, а лишь увлекая личным примером.

Будет здорово, если в 2 года и 6 месяцев у ребенка уже будут свои маленькие, но приятные обязанности по дому. Например, малышу можно поручить кормить домашних питомцев либо поливать цветы, прививая ему таким образом чувство ответственности. Такие простые занятия будут приносить удовольствие детям, а искренняя похвала взрослых воспитает в них чувство уверенности в собственных силах.

В 2 года и 6 месяцев малыш уже достаточно самостоятельный для того, чтобы играть без родителей на протяжении получаса. Кроха с удовольствием занимается пазлами, конструктором, прикладным творчеством.

Как малыш развивается умственно?

В 2,5 года малыш различает более пяти цветов, знает их названия, группирует предметы по определенному признаку. Также в этом возрасте малыши уже знакомы с основными геометрическими формами и фигурами.

На третьем году жизни у детей начинает активно работать фантазия, поэтому родителям стоит найти время для совместных занятий творчеством с крохой. Ребенка можно увлечь лепкой, рисованием, аппликацией или конструированием. Все эти занятия способствуют не только развитию мышления, но и развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь будет стимулировать речь малыша.

В 2 года и 6 месяцев с ребенком можно и даже нужно заниматься чтением. В этом возрасте кроха уже сможет узнавать буквы, составлять слоги. Занимаясь с малышом таким образом, нужно будет стараться сохранять его интерес, увлекая играми и не перенапрягая требованиями.

В жизни малыша уже могут появляться книги с картинками и стихами. На третьем году жизни ребенок способен слушать чтение взрослого в течение получаса. В качестве эксперимента можно попробовать время от времени развлекать кроху аудиосказками.

Развитие речи малыша

Специалисты уверены, что тренировать речь малышей в возрасте двух лет и шести месяцев можно, не только развивая мелкую моторику рук, но и с помощью пения. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают пение и поют сами, если
родители поощряют это занятие. Можно включать крохе детские мелодии и вместе с ним разучивать простые песенки.

Словарный запас детей после двух лет заметно пополняется. Каждый день в нем появляются новые слова, а некоторые из них родителям даже незнакомы, так как они являются порождением фантазии ребенка.

Развивать речь также поможет совместное чтение стихов и сказок, во время которого родители могут мотивировать малыша к общению, предлагая заканчивать знакомые ему строчки.

О навыках сотрудничества

В два года и шесть месяцев малышей отличает чуткость и отзывчивость. Кроха с удовольствием выполняет требования и просьбы взрослых, рад оказать посильную помощь в нужный момент. Кроха наблюдает за поведением родителей, искренне расстраивается, если взрослые обижаются, пытается им поднять настроение. Такое поведение - серьезный скачок в развитии малыша.

Если в семье появляется второй малыш, то двухлетний кроха может стать настоящим помощником родителям. Он будет чувствовать себя старшим: с удовольствием покачает коляску
крохи, выбросит подгузник, найдет соску. Родителям важно поощрять инициативу малыша, не ограничивая его общение с младшим ребенком.

В два года и шесть месяцев кроха способен убрать за собой со стола тарелку, чашку. Заметные изменения происходят и в общении ребенка с ровесниками. Кроха пытается наладить контакт с детками, согласен делиться или меняться игрушками.

В этом возрасте малыши много спорят. Посредством спора они пытаются освоить навыки общения. Общаться с крохой на третьем году жизни как взрослым, так и детям становится особенно интересно. Малыш способен поддержать беседу, он понимает юмор, фантазирует, смеется, готов удивлять не только новыми словечками из словарного запаса, но и поступками.

Подходящие игрушки для ребенка

В 2 года и 6 месяцев для ребенка нужно подбирать игрушки, которые будут способствовать его развитию. Это могут быть игрушки, развивающие мышление, моторику, глазомер, фантазию и терпение. Самые подходящие варианты перечислены ниже:

Также для малышей этого возраста можно придумывать самодельные игрушки. Это могут быть разные коробки и шкатулки, которые малыш сможет закрывать и открывать, шнурки, а также емкости с сыпучими крупами, в которых кроха сможет искать предметы, пересыпая, сортируя крупы и т.д.

Эмоциональный фон малыша

В 2 года и 6 месяцев ребенок становится особо эмоциональным. Он гордится собой, если справляется с заданиями, проявляет нежность и любовь по отношению к дорогим людям,
испытывает чувства радости, зависти, злости, умеет тосковать, проявлять сострадание, бояться.

В этом возрасте малыши не умеют давать оценку поступкам окружающих. Они часто не понимают, почему их наказывают, неспособны оценить хороший поступок. Кроха в два года и шесть месяцев уже интересуется природой, восхищается пейзажами, с интересом наблюдает за поведением животных и насекомых. Он умеет проводить ассоциации между предметами, явлениями или событиями, с которыми сталкивался.

Привязанность к родным

Малыши в возрасте двух с половиной лет испытывают сильную привязанность к родным, особенно к родителям. При этом детям свойственно относится к близким по-разному. Так, маму дети любят трепетно и нежно, тогда как с папой или дедушкой больше всего на свете любят играть.

Даже непродолжительная разлука с близкими для малышей может стать серьезным стрессом. Кроха испытывает острую потребность чувствовать постоянную близость мамы и не готов оставаться без нее надолго.

Доброжелательность по отношению к ребенку со стороны незнакомых или малознакомых людей будит в нем ответную реакцию. Кроха готов пойти на контакт с людьми, к которым чувствует симпатию. Именно в этом возрасте можно пробовать посещать с малышом школы раннего развития, постепенно присматриваться к детскому саду, знакомиться с воспитателями, переходить на «садовский» график дня для упрощения адаптации крохи в будущем.

Кризис 2,5-3 лет

Как уже было отмечено выше, дети в возрасте двух лет и шести месяцев стараются быть особенно самостоятельными. Они намеренно отказываются от помощи, пытаются везде и все делать самостоятельно. Любимая фраза крохи этого возраста –«Я сам!». Из-за развития эмоциональной сферы малыши не всегда адекватно воспринимают обращение взрослых, намеренно упрямятся только для того, чтобы отстоять свое мнение.

При первых признаках такого поведения родители должны понять, что у ребенка начался кризис 2,5- 3 лет, а его упрямство - это попытка стать самостоятельным. В такие моменты важно проявить терпение и постараться поддержать ребенка, наладить с ним контакт.

Недостаток внимания, излишняя грубость и тем более несправедливое отношение вызовут у малыша только негативную реакцию. Кроха может утратить доверие к родителям и начать вести себя еще хуже. Очень важно понять, что кризис этого возраста - это очередной этап, который нужно пережить самим и помочь пережить ребенку, окружив его любовью, лаской, теплом.

Нервно-психическое развитие малыша

Главный навык малыша в возрасте 2 лет и 6 месяцев - способность использовать слова для выражения мыслей, желаний и эмоций. Большинство деток в этом возрасте уже обладают отличным словарным запасом, который ежедневно пополняется новыми словами. Если в два с половиной года кроха не пробует произносить отдельные слова, не проявляет желания повторять за взрослыми, имитируя звуки, его нужно показать педиатру.

В 2 года и 6 месяцев характер
малыша заметно изменяется. Он капризничает, упрямится, старается устроить провокации. Главная причина - это упомянутый выше кризис третьего года жизни. Лучший способ образумить не контролирующего себя ребенка - на время лишить его своего внимания.

В 2 года и 6 месяцев малыши с большим удовольствием играют в ролевые игры, в рамках которых примеряют на себя роли доктора, воспитателя, водителя автобуса и так далее. В ходе таких игр дети придумывают интересные диалоги, разыгрывают ситуации, подсмотренные ими в жизни взрослых.

Что касается социального развития, то в этом возрасте оно во многом связано с особенностями воспитания и характера малыша. Важно, чтобы родители своим примером показывали, как правильно себя вести, как контролировать эмоции, поведение, поступки. Видя сдержанность взрослых, дети также будут учиться вести себя подобающим образом, не допуская срывов.

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Кажется, еще совсем недавно на праздничном торте по случаю дня рождения вашего крохи гордо возвышалась одна свечка. Но время промчалось быстро и вот впереди уже новое знаменательное событие: ребенку исполняется 2 года! И свечек станет в два раза больше… А хлопот в два раза меньше – так надеются родители. Но подрастающий человечек тем временем наслаждается жизнью и продолжает развиваться, умиляя все новыми достижениями.

РЕБЕНКУ В 2 ГОДА ИНТЕРЕСНО ВСЕ!

Яркой особенностью предыдущего «годового» периода развития малыша было постоянное исследование мира и неутомимое любопытство. И теперь, когда ребенок уже немного подрос и ему уже 2 года, оно никуда не исчезло. Наоборот – жажда познания окружающего лишь набирает силу! Все эти нелепые и непонятные (с точки зрения родителей) эксперименты часто вызывают раздражение. «Для чего он натягивает свою шапку на кота? Зачем размазал кашу по стенке?!» Как бы ни было тяжело вам, мамы и папы, поверьте: все это – очень важный этап. Слишком активные попытки «приструнить» шустрика и настойчиво убедить его «быть умницей» оказывают в первую очередь тормозящее действие на его развитие. Малышу же в возрасте 2 года жизненно необходим активный процесс исследования для приобретения знаний, опыта и полноценного формирования.

Надел шапку на голову кота? Так ведь он сам идет на прогулку в шапочке. Почему его любимец должен выходить на улицу без головного убора? Ему же будет холодно. А каша… Чем не материал для творчества? Она такая теплая, мягкая и так красиво растекается по стенке! Интересно, а коту тоже понравится эта каша?

Любопытство к окружающим вещам и предметам у ребенка было и раньше. Но в возрасте 2 лет он интересуется всем «по-новому»: не только чисто внешними характеристиками объектов, а пытается установить их скрытые особенности и свойства. К тому же у большинства детей в 2 года начинается период «почемучек» и ребенок настойчиво пытается добиться ответа на свои вопросы. Итак, любопытство «перерастает» в любознательность!

Конечно, многие ситуации «познания» очень волнуют родителей, так как бывают не всегда безопасны для малыша (или для вещей). Да и терпения для «проказ» часто не хватает, как и сил для неусыпного контроля. Что же делать? Играть и экспериментировать вместе с непоседой, показывать, рассказывать, объяснять и направлять в нужное русло. Взаимодействие с ребенком в возрасте 2 года – основной прием воспитания в этот прекрасный период его жизни.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: РАЗВИТИЕ

В 2 года ребенок невероятно подвижен! С тех пор как он овладел ходьбой, он радуется каждой возможности активно передвигаться. Походка ребенка в 2 года становится все увереннее, координация движений все лучше, и отпадает необходимость расставлять ножки для устойчивости. Карапуз обожает прыгать вверх–вниз, бегать, залезать на лесенку, совершенствуя свои умения с каждым разом. Жизнерадостность и живость непоседы в этом возрасте поражают. Кажется, этот вертлявый «шилопоп» находится в постоянном движении. Однако, несмотря на эту резвость, долгие прогулки и длительные маршруты его быстро утомляют.

Вы заметили, что в 2 года ваш ребенок стал активным «повторякой»? Он то и дело пытается говорить по телефону как мама, кашлять как дедушка, делать укол как доктор. Но кроха не играет «роль», наделяя ее смыслом. Он просто копирует и воспроизводит то, что видит в повседневной жизни. Такое поведение, такая имитация действий взрослых – основа социализации малыша, приобщения его к миру людей, поступков и отношений. Именно на основе подражания складываются устойчивые привычки, закрепляются черты личности и в итоге формируется характер. И поскольку близкий взрослый для ребенка – самый главный объект «дублирования», то стоит задуматься, что будет отражать ваш малыш в своем поведении, которое несомненно повлияет на формирование его сущности.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, но наиболее важным является период именно полутора–двух. Так что, «что посеешь….».

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К двум годам ребенок делает большой шаг в интеллектуальном развитии. Основа интеллекта – мышление и речь. И в период от года до двух обе эти составляющие активно развиваются. Так, в 2 года ребенок уже понял, что вещи могут быть похожими, а могут очень отличаться друг от друга и что каждый предмет имеет какие-то свои признаки. Малыш уже знает, что печенье или яблочко можно съесть, хоть они и разные, а вот, например, тарелку – нет. В 2 года ребенок начинает понимать назначение большинства окружающих вещей, отличает предметы по форме, различает абстрактные понятия (высоко–низко, сейчас–потом), может представить себе какой-то предмет. Наряду с этим у двухлетки отмечаются большие достижения и в развитии речи. Интенсивно развиваются понимание произносимого взрослым и собственное активное «говорение». Словарный запас маленького лингвиста к концу 2 года колеблется от 150 до 350 слов, появляется умение строить простые фразы. Конечно, еще не все слова понятны любому слушателю. Но чем чаще и «качественнее» мама и папа будут общаться и заниматься с ребенком, тем быстрее он научится правильно говорить, тем шире будет у него объем словаря и тем быстрее он наберет «интеллектуальную высоту».

В 2 года ребенок быстро «схватывает» услышанное, увиденное. Его память значительно развилась и усовершенствовалась. Например, он может вспомнить события, которые произошли пару дней назад и запомнить короткий забавный стишок и узнать кого-то близкого на фотографии.

Ребенок 2 лет уже более развит эмоционально . Он сопереживает плачущему приятелю по песочнице, бережно и заботливо относится к животным (пока еще все больше по примеру взрослого). Малютка способен различить выражение лица (смех, плач) и понять слова «хорошо», «плохо». В 2 года дети почти не играют вместе со сверстниками, а скорее с любопытством наблюдают за их играми или же занимаются своими делами неподалеку. Но совсем скоро малыш станет играть не рядом, а вместе. И потому важно учить его «общаться» (и что немаловажно для успеха в этом деле – делиться своими игрушками). Для этого нужно пройти «подготовительный» этап – привыкание друг к дружке, которое появляется при частом нахождении в детском обществе.

Взаимоотношения с близкими взрослыми эмоционально усиливаются и становятся разнообразными: доверие, сочувствие, симпатия, привязанность, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВОСПИТАНИЕ

В возрасте 2 лет ребенок начинает понимать сказки. Но только простые, так называемые бытовые («Теремок», «Курочка-Ряба», «Колобок»), в которых персонажи ведут себя привычно, как обычные люди в повседневной жизни. А вот волшебных сказок с действиями «понарошку» и всякими превращениями ребенок пока не понимает. Ведь мир для него такой, каким он наблюдает его каждый день. Потому ему гораздо ближе бытовые ситуации разных потешек и первых сказок про «деда» и «бабу», в которых люди и животные просто разговаривают, поют, танцуют, играют, веселятся. Доброта и теплота таких сказок не менее важны для ребенка в 2 года.

Еще в возрасте 2 лет ребенок с большим интересом любит рассматривать картинки! На них он запросто узнает то, что уже видел в действительности. А красочные и яркие картинки переживаются им особенно эмоционально и радостно. Эти впечатления и эмоции необходимы для роста и развития крохи.

У 2-хлетнего ребенка наряду с расширением словарного запаса и появлением интереса к сказкам обостряется еще и чувство страха. Это может быть панический страх темноты, болезненная боязнь расставания с мамой, одиночества, чужих людей, злых сказочных персонажей и даже «мокрых простыней» по ночам (ведь кроха помнит, что вы ругали его за «мокрые» штанишки днем). Поэтому пока не разлучайтесь с малюткой слишком надолго, постепенно расширяйте круг его общения, избегайте лишних эмоциональных нагрузок, всегда поддерживайте хорошее настроение и не заостряйте свое недовольство «мокрой» кроваткой (а если ночные недержания стали слишком частыми, обратитесь к врачу).

В 2 года ребенок развивается не просто как человек, но и как личность. Он стремится к самостоятельности, реализации себя, в нем зарождается чувство самолюбия, гордости за успешно выполненное действие. Крошка хочет, чтобы с ним считались как с равным, во всю демонстрирует свою индивидуальность. Все это присуще и взрослому. Но в том и уникальность двухлетнего возраста, что именно сейчас возникают те потребности, которые делают человека человеком, личностью. И их реализация в 2 года имеет свои неповторимые особенности.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВО ЧТО ИГРАТЬ?

В 2 года начинание ребенка можно легко превратить в увлекательную и познавательную игру: сейчас малыш удивительно много всего запоминает и воспринимает. Интересные и доступные игры и занятия способны сделать из маленького почемучки развитого и умного ребенка.

Простые и незамысловатые задания, знакомящие с основными понятиями, свойствами объектов и вещей всегда увлекут двухлетнего малыша и пойдут лишь на пользу. Так, предложите ему отыскать похожие по форме и цвету предметы, дайте потрогать наощупь несколько предметов с разной поверхностью и расскажите о них. Попросите помяукать, как котенок, и спросите: «А как поет петушок?»

Рассматривайте картинки вместе, проговаривая увиденное и попутно задавая двухлетнему ребенку несложные вопросы (например: «Покажи, что Сережа наденет на улицу, когда будет холодно?», «Покажи, где нарисованы большие елочки, а где маленькие?»). Дайте ему сборно-разборные игрушки, игрушки со вкладышами.

Так как в 2 года дети очень эмоционально восприимчивы, поиграйте с ребенком в маленький кукольный театр, покажите простую сценку с парой ярких персонажей («знакомый» щенок или лисичка будут вызывать особую радость). Пойте, танцуйте с малышом. Увлекайте за собой и развивайте.

Здравствуйте, любящие мамы и папы. Мы привыкли растить детей по образцу, так как воспитывали нас. А знали ли наши родители то, что сейчас доступно нам? Я разобралась в нюансах развития меленьких детей. В чем заключается воспитание ребенка 2 3 года: психология, советы специалистов вашему вниманию. Хотите разобраться? Тогда поехали!

Когда читаешь детскую психологию, то ощущение, что кризисы до 18 лет не закончатся, а может до 100 … Только мы успешно пережили , сразу начался новый.

"Что делать, чтобы ребёнок слушался и при этом на него не кричать" Бесплатный онлайн-курс с 18 по 21 СЕНТЯБРЯ, на котором будут происходить продажи популярного курса "Покладистый ребенок и спокойная мама за 2 месяца" Бесплатный онлайн-курс

С истериками мы справлялись просто. Если малыш начинал истерику, то мы укладывали его на кровать, он кричал минут 5, потом сам успокаивался. Когда успокаивался, сам вставал с кровати и шел ко мне обниматься. Причем все время, пока он плакал, никто его не держал, он сам лежал, пока не успокоится. В 3,5 года истерики закончились. Еще один вид истерик, когда ребенок кричит и злится и хочет как-то направить эту злость на вас, то ли ударить, то ли укусить. Такое у нас было редко, но когда случалось, я его брала на руки и крепко обнимала, он успокаивался за 1-2 минуты.

В этом возрасте, а точнее в возрасте до 5 лет, дети не умеют управлять своими эмоциями, они учатся это делать.

Главное не выходить из себя, лучше отвести ребенка в другую комнату и переждать пока он плачет, чем дать ему по попе. Так как этот способ, во-первых, не помогает. Во-вторых, физические наказания работают до определенного возраста. В-третьих, вы потеряете доверительные отношения с ребенком, подорвете свой авторитет. Ведь когда ему было плохо, трудно, вы не помогли, а воспользовались его беззащитностью, применили силу, не показали пример поведения, а выбрали простой способ решения проблемы, удобный вам. Ребенок этого не забудет, а если и забудет, то это событие станет уже частью его жизни, останется в подсознании, запишется как программа поведения в таких ситуациях.

Почему физические наказания плохой метод

Как только ребенок станет сильным физически и сможет дать сдачу, он либо так и поступит, либо просто уйдет. Таким образом, в подростковом возрасте у вас не будет инструмента влияния. И если он что-то будет делать плохое, а в этом возрасте — это не просто в луже запачкаться, вы не сможете никак его уберечь от плохой ситуации или влияния, потому как не имеете авторитета, не способны решать проблемы. Да и вам будет сложнее по-другому решать проблемы, кроме как орать и драться, потому что вы привыкли к этому простому способу. И через 40 лет, когда вы уже будете более зависимы от детей, когда будете нуждаться в жалости, возможно поддержке, то ребенок не будет испытывать жалости к вам, понимания, будет испытывать даже раздражение при любой проблеме, напоминании о вас.

Если малыш любит слушать сказки, то в данном возрасте очень помогают терапевтические сказки, с помощью которых вечером, перед сном, когда ребенок уже спокоен, можно обсудить все конфликты, которые произошли днем и показать ребенку, как он, на примере героя сказки, может выходить из ситуации, как решать конфликты, как избегать истерик.

Некоторые особенности развития

Интересно, наблюдать на детских площадках разные стили воспитания и взаимодействия между мамочкой и ребенком. Одна мать слишком строга, а другая совершенно не замечает неправомерных действий отпрыска. Почему так происходит? Ребенок, конечно, чистый лист на котором можно нарисовать то, что тебе нужно, но родив сама, я кардинально изменила мнение.

Многое зависит от темперамента крохи, его матери. Гиперактивного малыша сложно удержать на месте, родители выматываются, сетуют на активность и неусидчивость. Но могу вас обрадовать немного. Сам диагноз гиперактивность ставит психиатр довольно редко, а излишняя подвижность, нетерпеливость проходят сами, к подростковому возрасту. Важно приучить непоседу к режиму, чтоб ребенок научился планировать свое время. Некоторые особенности развития детей 2-3 лет:

  1. Малыш познает мир с помощью подражания. Взрослый – эталон. Не спрашивайте, откуда вдруг ЭТО взялось (жест или действо). Все от вас, дорогие родители.
  2. Ведущий вид деятельности – с предметами (кроха потянется к сверстникам ближе к 3-х летнему рубежу). Помогайте своему ребенку открывать новое, показывайте, что можно делать с предметами.
  3. Активное развитие речевой функции. Если до 18 месяцев речь формируется достаточно медленно, то после 2 лет малыш может осознанно выполнять сложные действия по команде взрослого. Пассивный словарный запас расширяется стремительно. Кроха проявляет интерес к беседе взрослых, вслушивается, пытается понять, о чем речь.
  4. В этот возрастной период ребенок постепенно учится овладевать теми нормами поведения, которые приняты в обществе.
  5. Действия ребенка непроизвольны, спонтанны, он не планирует заранее отобрать у кого-либо игрушку, это решение приходит к нему вдруг. Дети еще не способны спланировать свои действия.
  6. Кроха начинает активно пользоваться мимикой в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Познает свое тело. Изучает его свойства в разных положениях.

Чадо легко заряжается чувствами других детей, если кто-то рядом будет плакать и ваш малыш может громко закричать. Но сопереживать, ставить себя на место другого, он еще не умеет.

Как правильно воспитывать?

Нет, на этот вопрос я не смогу дать вам точного ответа, а вот определить основные направления воспитательной деятельности, пожалуй, получится.

Речевое и физическое развитие

Если малыш не говорит, но понимает обращенную речь, способен выполнять команды и просьбы взрослого, активно подражает, смотрит прямо в глаза – опасаться нечего. Заговорит немного позже, рот не закроете, поверьте (у меня был как раз такой молчун). Читайте больше сказок, стихов, народные потешки. Развивайте мелкую моторику.

Сенсорное развитие

Это познание форм и свойств предметов. Покупая сортер, обратите внимание, в нем не должно быть более 4 разных форм (для начала хватит). Сначала вы называете ребенку форму (круг, квадрат), знакомите с ней, затем пальчиком очерчиваете границы фигуры, опускаете в подходящее отверстие. Разрешайте крохе переливать воду, пересыпать предметы из одной формы в другую. Только подготовьте заранее площадку, чтобы легче было убирать. Вырезайте. Клейте, рисуйте простые геометрические фигуры. Катайте из пластилина колбаски и шарики. Это то, что необходимо делать в младшем дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание

Сложно себе представить, как можно 2-летнему малышу рассказать о России. Но именно с детства закладываются основы нравственности. Развивайте благородные чувства к самому себе, обращайтесь к истокам национальной, нравственной культуры в повседневности. Дети все быстро запоминают и впитывают, как губка. Самое простое патриотическое воспитание — мультфильмы, старые мультики Союзмультфильм, наполненные светлыми сильными образами настоящих богатырей, сильных женщин («синеглазка», «дикие лебеди»).

Музыкальное развитие

Дети обожают танцевать под музыку. Устраивайте каждое утро зарядку, а вечером небольшую дискотеку. Подбирайте тщательно музыку, в ней должен быть четкий ритм и сдержанный темп. Учите кроху приседать, ставить ножку на носочек или пяточку, крутиться вокруг себя, весело прыгать. Развивайте слух и координацию движений.

Экологическое воспитание

Я уже писала, что эталоном для крохи в раннем детстве является взрослый. Так что воспитывать придется скорее себя. Объясняйте малышу, что мусорить – плохо, показывайте личным примером. Бережное отношение к природе лучше всего заложить в самом начале жизненного пути вашего малыша.

Особенности поведения

Мамы могут продолжать жаловаться, что их малыш засыпает плохо, по часу , долго вертится в кроватке, а ночью кричит во сне. Придумайте ритуал, после которого кроху кладете в кровать. Избегайте активных, подвижных игр перед сном. Поите чаем с ромашкой, мятой или мелиссой. Сон постепенно наладится и к 2,5-3 годам придет в норму. Возможно вы ложитесь слишком поздно и ребенок уже переутомился. У нас было именно так. После того, как мы стали ложиться на час раньше, стали засыпать без истерик.

Особенности поведения заключаются в непослушании, частых истериках, криках, противостоянии и упрямстве. Это признаки кризисного периода 3 лет. Кризисные периоды необходимы для крохи, основные задачи развития – не навредить, а помочь пройти этот сложный путь без потерь.

Также в этот период ребенок может отказываться кушать самостоятельно, о том, как это прежить и как приучить я уже писала ранее.

  • не практикуйте физические наказания;
  • наказывайте по факту, а не спустя некоторое время, малыш попросту не свяжет эти два события;
  • приучайте к самостоятельности;
  • поощряйте кроху. В этом возрасте малыш уже может испытывать чувство гордости, когда его хвалят;
  • не противоречьте в вопросах воспитания;
  • наладьте режим;
  • проводите много времени на свежем воздухе;
  • предлагая что-либо, предоставляйте право мнимого выбора (ты будешь это? – или то?);
  • не идите на поводу истерик (слезы ради слез).

Нам очень помогало право выбора. Ребенок, к примеру, не хочет идти гулять. Вы этот вопрос вообще не спрашивайте, если нужно пойти. А спросите, к примеру, «какую шапку ты оденешь». Когда малыш получил право выбора он сразу успокоится, потому что его послушали. Но ни в коем случае не спрашивайте хочет ли он гулять, если вам нужно обязательно пойти в магазин, ведь если он ответит «нет», а вы все равно пойдете, это будет для него травмой, вы таким образом не признаете его мнение.

Понравилась статья? Старалась статью заполнить светлыми радостными фото для того, чтоб вы вспомнили, что истерики не вечны. А радостных и приятных моментов много и тем больше их, чем спокойней и жизнерадостней вы. Этот возраст просто нужно переждать и держать себя достойно, чтобы у ребенка был пример как вести себя в кризисных ситуациях и как контролировать свои эмоции.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» и дополнительные учебные материалы для родителей Пошаговое руководство для родителей детей от 1,5 до 7-8 лет. Профессиональный психолог с 17-летним опытом раскроет простые шаги, которые позволят Вам объяснять ребёнку любые правила и ограничения так, чтобы они их понял, принял и стал им следовать. [формат - электронная книга (PDF), 30 страниц + дополнительные бонусы и подарки] Онлайн книга

Индивидуальные психологические особенности каждого человека начинают формироваться с самого рождения, поэтому вполне логично, что многие родители верно задумываются о том, как воспитывать ребенка в 2 года. Психологи дают много различных рекомендаций по определению психологических особенностей детей 2−3 лет, а также их правильному воспитанию. Родителям остается лишь следовать этим советам.

Особенности возраста

Поведение ребенка в 2 года не зависит от воспитания. В этот период жизни малыш показывает свой , происходит стандартная процедура становления личности. В связи с этим изменение мнения малыша по какому-то вопросу может происходить много раз в день, что усложняет воспитание. Так работает детская психология в 2−3 года.

Психология ребенка в 2−3 года имеет свои особенности, в связи с чем существует ряд рекомендаций по развитию и воспитанию детей в этом возрасте. Они выглядят так:

Наиболее благоприятным вариантом донесения важной информации до малыша является игровая форма. Крайне не рекомендуется делать ребенку строгие выговоры и запреты, выяснять отношения со своим супругом при нем.

Это может стать причиной нарушения психики и неадекватного поведения, сопровождающегося криками и плачем. А также важно соблюдать правильный .

Различия между мальчиками и девочками

Примерно в этом возрасте малыш начинает осознавать свои половые признаки и принадлежность к мужскому или женскому полу. Быстрее всего это осознание происходит, когда ребенок довольно часто посещает детский коллектив, в котором есть как мальчики, так и девочки.

Если в семье есть отец, являющийся примером для своего мальчика, то воспитание будет происходить гораздо проще. Важнейшее, что необходимо донести до сына в этом возрасте, - это против девочек, а также роль защитника и главы семьи.

Что касается девочек, в этом возрасте им еще рано прививать какие-то особые знания и навыки. Как правило, дочь пытается подражать своей матери и повторять все за ней. Речь идет о приготовлении еды, уборке по дому и так далее. Лучше приобрести для девочки специальные развивающие наборы на эту тематику. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно ощутить себя в роли домохозяйки.

Порядок организации занятий

Воспитание ребенка 2−3-летнего возраста должно включать в себя эстетическое, моральное и физическое развитие малыша. Три года - это лучший период жизни для прививания навыков вежливости, и. т. п.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в воспитании являются слишком длинные занятия, которые сильно утомляют малыша. Необходимо постоянно менять деятельность, чтобы он не терял интереса к новым знаниям. Каждый урок должен длиться не более 20 минут.

Крайне не рекомендуется силой заставлять малыша учиться. Если видно, что он не настроен на занятия, то следует сменить деятельность на чтение, прослушивание обучающих композиций или просмотр специализированных видео. Дело в том, что такие материалы преподаются в игровой форме, и ребенок точно не заскучает. А после можно возвращаться к «скучным» занятиям.

Существует множество игр, которые называются сенсорными дидактическими. Сюда входит мозаика, и им подобные. Главным преимуществом таких игр является то, что они развивают малыша сразу в нескольких направлениях. Это и улучшение и воображения, и формирование умения выстраивать логические цепочки.

Роль темперамента в развитии

Всех людей можно разделить на четыре группы по типу их темперамента. Это индивидуальные особенности каждого человека, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка. Если пренебречь этим, то родитель будет постоянно сталкиваться с недопониманием и истериками. Тип темперамента закладывается еще при рождении и не изменяется в течение жизни.

Представителей какого-либо темперамента в чистом виде не существует. Разделение происходит за счет более ярко выраженных свойств характера, которые присущи определенному типу:

Дети 2−3-летнего возраста часто противятся любым запретам. Конечно, лучше пытаться избежать этих границ для малыша, но совсем обойтись без этого невозможно. С помощью ограничений родитель должен четко очертить границы, которые ребенку запрещено переступать. Эти запреты должны устанавливать правильное поведение в обществе и обеспечивать .

Многие родители, как ни странно, устанавливают ограничения для ребенка по инерции. Это происходит в том случае, если в их детстве тоже было слишком много запретов. Поэтому рекомендуется тщательно фильтровать всю информацию и устанавливать для малыша те границы, которые действительно необходимы.

Помимо этого, важно подробно обосновывать каждый запрет. Крайне не рекомендуется просто устанавливать ограничение, не объясняя его причин. Малыш должен понимать последствия нарушения, которые его ждут. Например, если он хочет съесть лишнее мороженое, то необходимо объяснить ему, что это приведет к ослаблению иммунитета, болезни и длительному лечению.

Существует такое понятие, как неосознанные запреты. Это иррациональные ограничения, которые устанавливаются ребенку не из воспитательных побуждений, а каких-то других. Примеры:

Нельзя запрещать сыну или дочери заниматься их любимыми увлечениями, если это безопасно и не идет наперекор развитию малыша. Если интерес к чему-либо способен навредить, то необходимо постепенно отучать от него ребенка, но делать это мягко, не устанавливая жестких рамок, которые могут сильно расстроить.

Конечно, педагогический стиль как воспитывать ребенка в 2 года, зависит еще от культурной среды самих родителей. Однако, если принять во внимание все трудности воспитания двухлетнего ребенка и соблюдать рекомендации психологов, то родители не будут испытывать проблем с тем, как малыш будет вести себя дома и в обществе. Если же пренебречь всеми советами, то не стоит потом задаваться вопросом о том, почему сын или дочь так