02
Мар
2016
Зачастую еще до рождения малыша его детская комната завалена яркими разноцветными игрушками любого размера: от гигантских медведей в человеческий рост до маленьких пушистых комочков, помещающихся в ладошке. А так ли они необходимы для полноценного развития вашего ребенка?
В этой статье мы постараемся дать основные рекомендации по правильному выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Ведущие психологи, исследователи детских игр Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер рекомендуют использовать в ежедневном обиходе дошкольника не менее 10-ти, но не более 15-ти игрушек. Так малыш в большей мере способен проявить фантазию, исследовать свойства предметов, развить наглядно-действенное, а позже наглядно-образное мышление, долговременную память, учится концентрировать внимание.
Классификация детских игрушек
Чтобы не растеряться в многообразном игрушечном мире, рассмотрим основные группы игрушек, предназначенных для детей от рождения до 3-х лет:
Развивающие игрушки и игры
Наиболее предпочтительная группа игрушек, рекомендованная большинством детских психологов. Как правило, изготавливаются они из высококачественных материалов – пластика или натурального дерева. Это всевозможные пазлы, яркие сортеры, и пирамидки, конструкторы и пр. Словом все то, что благоприятно отражается на всестороннем развитии малыша и способствует формированию высших психических процессов, таких как: память, внимание, мышление, воображение, ощущение и восприятие. В играх с такими предметами развивается крупная и мелкая моторика, а, следовательно, стимулируется речевое развитие ребенка.
Деревянный конструктор — правильная игрушка почти для любого возраста!
Интерактивные игрушки
Данная категория наиболее многочисленная, но, к сожалению, большого познавательного смысла она не несет. Сюда входят всевозможные говорящие щенки, волшебные горшочки, музыкальные машинки и интерактивные пупсы с полным набором функций.
Спортивные игрушки
Почему-то наименее предпочитаемая категория взрослыми и напрасно. Мячи, скакалки, боксерские груши в комплекте с перчатками, для детей постарше – беговел, скейт, велосипед. Если вы хотите чтобы ребенок был активным, здоровым, развивал выносливость и силу – не забывайте о данном сегменте, выбирайте спортивные игрушки, предлагайте вместе поиграть в подвижные .
Мягкие игрушки
Правило десяти игрушек
Выше мы уже говорили об исследованиях детской психики и влияние на нее игрушек. Не забывайте «Правило 10 игрушек», которое гласит о том, что детской психике наиболее комфортно, когда вокруг не очень много предметов, в пределах 10-15.
Поэтому вполне разумным выходом будет спрятать на время некоторые игрушки, чтобы сохранить познавательный интерес у ребенка. Проделывая «прятки игрушек» время от времени, вы увидите, что ребенок по некоторым игрушкам может соскучиться и выразить бурную радость при появлении спрятанной игрушки. К тому же, это отличный способ экономии семейного бюджета.
Храним игрушки правильно
Приучайте малыша следить за своими игрушками, убирать их в эргономичные системы хранения, часть можно разместить на открытых полках, чтобы ребенку было удобно достать их в момент игры самостоятельно. Это касается и детских книг. Ребенок должен знать, где хранится та или иная игрушка, книга, игра. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша была своя зона для игр на полу, удобный детский столик для рисования, занятия творчеством.
Сегодня – это не только название одноименной торговой фирмы. Правильные игрушки – это популярная характеристика игрового материала и обучающих пособий для детей, выполненных на высоком профессиональном уровне с точки зрения методики обучения и дизайна.
Правильные игрушки обязательно содержат сопроводительную инструкцию с описанием функциональных возможностей в развитии определенных навыков и умений у детей. Правильные игрушки создают, как правило, целый коллектив профессиональных педагогов и дизайнеров.
Развивающие правильные игрушки для детей дошкольников – это всевозможные лото, мозаики, домино, уже давно известные родителям, относительно недавно появившиеся в родительском арсенале доски Сегена и нашумевшие Сложи квадрат Никитина. Выбирать правильные игрушки необходимо, ориентируясь на развитие определённых умений и навыков дошколят.
Вот, например, мы часто покупаем малышам известные развивающие игрушки из дерева серии “Рамки-вкладыши”: “Домашние животные”, “Игрушки”, “Фрукты” и прочие. Благодаря этим вкладышам маленький ребёнок учится сопоставлять форму фигурки, которую он держит в руках, с формой лунки, предназначенной для вкладывания. Известное обучающее пособие для детей одного-двух лет, не правда ли? Но как определить, какие из них правильные игрушки?
Часто на прилавках детских магазинов я вижу такого рода игры, где форма фигурки не совпадает с формой этого в предмета в действительности. Такое же несоответствие с реальностью касается и цвета рисунков во многих “Лото” и “Домино” – подчас, выбранный производителями цвет рисунка совершенно не похож на настоящий. Правильные игрушки для малыша по форме и цвету должны быть приближены к реальности. Ведь годовалый или двухлетний малыш только-только знакомится с жизнью, всё, что видит и слышит, он жадно впитывает и запоминает.
Поэтому лучше, чтобы кошка походила на кошку, а слонёнок был серого цвета, а не розового. И ещё один нюанс – вынимать и вкладывать фигурку малышу удобнее, взявшись за специальный держатель, а не выковыривать её из доски)). Поэтому особое значение имеют для малыша такие правильные игрушки, как объёмные вкладыши.
Правильные игрушки действительно носят обучающий характер, развивают внимание, память, мышление и способствуют познанию ребёнком мира. Но методически правильные игрушки для детей-дошкольников не только воссоздают форму и цвет.
Однажды, восхитившись внешним видом поющей черепахи и не дослушав ее песенку до конца, я с радостью потащила черепаху домой в подарок маленькой дочке. И потом долгое время, пока мой детёныш возился с этой “певицей”, мы всем домом придумывали, как нам быть со стихамиь. В песенке пелось так:
Один, два, три, четыре, пять, шесть, восемь, девять, десять – это было хорошо, хочу считать опять.
Цифра “семь” отсутствовала в тексте напрочь. Однако, если не вникать в тонкости)), всеми кнопочкам, соответствующими цифрам и геометрическим фигурам, всем своим видом и инструкцией по использованию игрушка претендовала на позицию обучающей игры для детей-дошкольников.
Посмотрите, пожалуйста, видео ролик об этой НЕ правильной и, соответственно, не развивающей игрушке – не хотелось бы, чтобы мою ошибку повторили и другие родители.
Правильные игрушки, которые Вы предлагаете своему ребёнку, отвечают целому ряду показателей: форма, цвет, не агрессивность сюжета, обучающая “начинка” (будь то линейка счёта или произношение названий букв), верная постановка ударений в словах, отсутствие “искорёженных”, не литературных форм слов (например: влазят-влазиют-вылазиют, ездиют, в этой связи и пр.). Ведь ежечасно занятый своими игрушками ребёнок воспринимает её внешний вид и содержание как Правильное и Верное – как Норму.
Для того, чтобы решить, правильные игрушки перед Вами или понравившееся игровое пособие может вместо пользы только принести вред, попробуйте перед покупкой выполнить несколько задачек:
- Абстрагируясь от изображений животных, можете ли Вы по форме определить, кто перед Вами? У Вас сразу получилось?
- Вкладыши повторяют по форме предмет, или производителями хаотично выбрана форма картинки?
- Правильные игрушки, например, Вкладыши Большой и маленький действительно показывают разницу в размере?
- Выбранные Вами игрушки имеют держатели?
Правильные игрушки, то есть выполненные верно с методической точки зрения, способствуют пониманию детьми соответствия формы и содержания, категориальных особенностей, формированию умения анализировать увиденное, то есть развитию интеллекта в целом.
Игрушки для дошкольников
Как быстро летит время! Кажется, еще вчера вы покупали своей крохе погремушки и ходунки, а теперь идете в магазин за куклой-принцессой, супер-героем или компьютерной игрой. Ведь теперь ваш ребенок не просто малыш - он уже дошколенок!
Дошкольным возрастом называют этап психического развития ребенка от 3 до 7 лет. В этот период активно формируется личность ребенка, его интеллект и эмоциональная сфера. Ученые выделяют три этапа дошкольного развития:
* младший дошкольный возраст (3–4 года);
* средний (4–5 лет);
* старший (5–7 лет).
С учетом этих периодов формируются группы в детсадах. А родителям знание этих этапов поможет в выборе игрушек. Ведь у 3-7-летних детей в процессе игры происходит усвоение основных приемов деятельности и норм социального поведения, с каждым годом способности ребенка улучшаются. В этом возрасте у детей появляется интерес к конструированию, рисованию, лепке, плетению. Главная функция игрушки в этот период должна заключаться в активизации самостоятельной детской деятельности. Теперь мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, он действует не только импульсивно, но и опосредованно, усваивает правила. Активно развивается память, дошколенок может с легкостью запомнить множество стихов и песенок. Ему нравится узнавать что-то новое, общаться. Ребенок будто превращается в «почемучку», хочет все уметь и «быть как взрослый». Но при всей этой «взрослости» главной деятельностью остается игра.
Помня про все вышесказанное, мы и пойдем в игрушечный магазин. Но сначала для удобства разделим дошкольный возраст на 2 периода: 3-5 лет и 5-7 лет. Потому что, выбирая игрушки для ребенка до пяти лет, мы будем ориентироваться на общее развитие личности, а после пяти - конкретно на подготовку к школе.
Игрушки для ребенка 3-5 лет
Куклы всех видов и аксессуары к ним
Ведь кукла - одна из самых древних игрушек, она учит девочку быть заботливой, доброй - готовит к будущей роли матери и женщины. Кукол у девочки может быть достаточно много. Они должны быть разного размера и «возраста»: от пупсов-младенцев до «взрослых» типа Барби. Недавно в продаже появились куклы Братц: они внешне достаточно похожи на Барби, но выглядят значительно «моложе» - как девочки-подростки. Хорошо зарекомендовала себя «новорожденная» кукла Бэби-борн: она умеет пить из бутылочки и даже... мочить памперсы! Причем, чем старше девочка, тем больше однотипных кукол можно ей покупать. Не стоит забывать и об игрушечной мебели, посуде, одежде и домах: пусть маленькая хозяюшка учится содержать их в чистоте и заселяет новыми питомцами!
Машинки и игрушечное оружие
Символы мужественности, к которым неравнодушен каждый мальчишка. Это может быть пистолет, автомат, космический бластер, меч или лук со стрелами. Благодаря этим игрушкам мальчик готовится к будущей роли защитника. Машинок может быть очень много: от маленьких гоночных до больших самосвалов, от милицейской до пожарной машины. Играя с ними, ребенок узнает о новых профессиях и социальных ролях мужчины.
Заводные и электронные игрушки
От машинок и роботов на дистанционном управлении до собачек и динозавров, заводящихся ключиком. Подходят как мальчикам, так и девочкам. С ними можно придумать массу игр: например, машинка может объезжать препятствия, перевозить кубики и кукол, а собачка - охранять все это.
Супер-герои
Прекрасно подходят для мальчишеских ролевых игр. Человек-паук, пират, Бэтман, Робокоп и другие герои любимых комиксов и фильмов. С ними можно играть как по отдельности, так и собирать целые армии. Хорошо развивают фантазию: ребенок придумывает все новые и новые игры с уже знакомыми персонажами, может проиграть сценку из фильма или мультика.
Кубики с составными картинками и буквами
Развивают логику и помогают научиться читать. Могут использоваться как самостоятельная игра и как дополнение к другим играм: например, быть пособием в игре в «учителя» или «продавца».
Мультфильмы
В этом возрасте ребенок прекрасно воспринимает и запоминает зрительную информацию, если она подана ярко и интересно. Ребенку нужно показывать разные мультики – и отечественные, и диснеевские, от современных до классических. А если ребенка какой-то мультфильм заинтересует особенно, то можно купить игрушечного персонажа и раскраски по мультику. Сейчас среди детей дошкольного (да и младшего школьного) возраста очень популярен мультфильм «Смешарики», и на прилавках магазинов появились его персонажи - веселые разноцветные зверюшки круглой формы: Крош, Нюша, Бараш...
Книжки-игрушки и книги сказок
Из твердого картона, с яркими аппликациями и объемными фигурками главных персонажей. Ребенок, скорее всего, еще не умеет читать, но может с интересом разглядывать рисунки и трогать наклеенных зверей и человечков. Развивают внимательность, а главное - формируют интерес к чтению. Но эти книжки надо как можно чаще «оживлять» - читать их ребенку. Текста там очень мало, и ребенок сможет его быстро запомнить и даже пересказать - а это уже неплохая подготовка к школе!
Конструкторы и трансформеры
Развивают логику, мышление и творческие способности. Долго не надоедают, т.к. могут видоизменяться и становиться чем-то новым.
Студия домашней игрушки (мягкие игрушки для самостоятельного набивания)
Хороши тем, что даже 3-4 летний ребенок сможет «сшить» игрушку своими руками. Все материалы в комплекте, иголки и нитки не требуются. Развивает мелкую моторику и приучает к труду. К тому же, ребенок обязательно полюбит плюшевого зверя, сделанного своими руками.
Шведская стенка
Подходит как для выполнения утренней зарядки, так и просто для «отвисания» на ней. Очень полезно для позвоночника и мышц.
Наборы для рисования и лепки
Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, акварель, пластилин, глина и быстро застывающая пластическая масса. Постепенно подготавливают малыша к письму и развивают творческие способности.
Наборы для создания бус и браслетов
Прекрасно развивают мелкую моторику и усидчивость! В наборе есть не только крупный бисер и бусинки разной формы, но и цветные нитки, маленькие сердечки и даже разноцветные перышки. Маленькая модница будет в восторге!
Игрушки для подвижных игр:
мячи, кегли, дротики, хулахупы, скакалки и др. Необходимы для гармоничного физического развития, отдыха на природе и игр во дворе.
Корзина для игрушек
Это уже скорее не для детей, а для родителей. Ведь игрушек накопилось очень много и их надо где-то хранить. Поможет содержать детскую комнату в чистоте, а маленького непоседу приучить к порядку. Хорошо, если она будет из яркого, цветного материала - тогда корзина и к интерьеру подойдет, и ребенку захочется самому класть туда игрушки и прочие «сокровища».
Игрушки для ребенка 5-7 лет:
Наборы для рисования
К обычным фломастерам и акварели стоит добавить гуашь, масляные краски, пастель (мелки) и набор для батика. Все это отлично стимулирует фантазию, моторику рук и готовит к школе.
Набор для вышивки
Мечта юной мастерицы! В набор входят пяльца, эскизы для перевода на ткань, цветные нитки. Развивает мелкую моторику, тренирует усидчивость и аккуратность, что обязательно понадобится в первом классе.
Инструменты для резьбы по дереву
Это уже не просто игрушка, но и вещь, нужная в хозяйстве. Так мальчик научится помогать папе, а позже навык выпиливания пригодится на уроках труда.
Настольные игры
Домино, лото, паззлы, разрезная азбука, головоломки... Развивают логику, смекалку, быстроту мышления. Особенно хорошо, если в эти игры родители играют вместе с детьми. Но при этом надо учитывать детский характер: усидчивый ребенок готов часами собирать мозаику, а вот непоседа с гораздо большим удовольствием поиграет в подвижные игры.
Набор для бисероплетения
Благодаря мелким деталям развивает внимательность, четкость движений и готовит к письму. Благодаря маленькому «калибру» бусинок девочка сможет сделать украшения не только для себя, но и для кукол, что ей обязательно понравится!
Наборы для лепки из гипса и создания барельефов
Это уже гораздо интереснее, чем лепить из пластилина. Ребенок сможет почувствовать себя настоящим скульптором. Можно в качестве образца воспользоваться рисунками на коробке, а можно создать свое неповторимое произведение.
«Смешные» ученические принадлежности
Помогут подготовить ребенка к роли будущего ученика. Только они должны быть более яркие и красочные, чем у школьников. Например, ручка-спиралька, большой цветной ластик, карандаш с игрушкой на конце, тетрадка с любимым мультгероем... За каждую попытку что-то написать или нарисовать ребенка надо хвалить, подчеркивать значимость его деятельности: «Как настоящий ученик!»
Детские энциклопедии
Даже если ваш ребенок еще не умеет читать - не беда! Читайте ему сами, а он пусть разглядывает картинки и отвечает на ваши вопросы о прочитанном. Это хорошо стимулирует интерес к школе. Если ребенка сильно заинтересовали определенные животные или явления, о которых шла речь в книге, стоит с ним сходить в музей или на выставку, чтобы ребенок познакомился с этими «интересностями» поближе. Ребенка заинтересовал рассказ о динозаврах? Сходите вместе в магазин и купите набор этих «монстриков» или альбом с наклейками. В 5-7-летнем возрасте дети прекрасно усваивают новую информацию, если она подается в игровой форме.
Все перечисленные здесь игры и игрушки идеально подходят для детей такого возраста, помогая развиваться и узнавать что-то новое. Но в некоторые из них ребята любят играть больше всего.
Любимые игрушки
У девочек:
1. куклы-пупсы с аксессуарами (Бэби-борн, Анабель);
2. Барби (и подобные ей куклы) с обстановкой;
3. мягкие игрушки, музыкальные игрушки, центры и сюжетно-ролевые игрушки "Повар", "Парикмахер", "Доктор" и т.д.
У мальчиков:
1. машинка, роботы, трансформеры;
2. мячи;
3. фигурки животных, человечков и музыкальные игрушки.
Любовь девочек к куклам, а мальчиков - к технике обусловлена исторически и длится многие годы. Но при этом девочка может с удовольствием поиграть с Бэтманом или черепашкой-ниндзя, а мальчик - покатать в машинке кукол своей сестры.
Любимые развивающие игры
У девочек:
1. паззлы;
2. кубики;
3. настольные игры (лото, домино и др.)
У мальчиков:
1. конструктор "Лего";
2. конструкторы других производителей (Playmobil, Fisher);
3. кубики, железная дорога.
При покупке игрушек стоит помнить, что:
· игрушки лучше выбирать с "возрастным запасом", несколько опережая развитие ребенка, все время ориентироваться на "зону ближайшего развития";
· необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и его интересы, особенности развития, темперамент и потребности.
· не стоит покупать ребенку исключительно интеллектуальные игры - паззлы, разрезную азбуку и др. Ведь в школе пригодятся не только навыки чтения или рисования, но и общения. А этому способствуют ролевые игры: в дочки-матери, доктора или водителя.
И тогда игрушки не только принесут радость, но и подготовят ребенка к первому классу!
Начало формы
Какими должны быть игры и игрушки для детского сада ? Яркими, качественными, безопасными, пробуждающими фантазию и выполняющими развивающую функцию. Они должны способствовать живому общению со сверстниками и всестороннему познанию окружающего мира. Еще одно важное требование в современных образовательных условиях – соответствие ФГОС.
Игрушки и необходимые товары для детского сада, отвечающие этим запросам, вы можете купить в нашем магазине. Осуществлять заказ игрушек для ДОУ через интернет удобно: вы «листаете» электронный каталог, имеете возможность сравнить цены и характеристики, посмотреть фото и видео. В ассортименте представлены как недорогие игрушки (например, дидактические пособия), так и целые игровые комплексы для оформления спортивного уголка в группе.
Какие преимущества предоставляет «Умная игрушка»:
- составляем коммерческие предложения для аукционов и котировок;
- оказываем содействие в подготовке к сезону , учебному году, проверкам, различным мероприятиям, праздникам и тематическим занятиям;
- помогаем с выбором и доставкой необходимых товаров для проведения аккредитации;
- имеем уникальную подборку товаров для детских садов. Есть все для грамотной организации игрового пространства и учебного процесса. В широком ассортименте представлены авторские методики.
- различные формы оплаты: наличный и безналичный расчет (нал и безнал).
- сертификаты на все игрушки в наличии, соблюдение требований ФГОС.
Для воспитателей и педагогов открыт специальный отдел и работает персональный менеджер . Он проводит подробные консультации по товару и доставке, готов ответить на любые ваши вопросы. Для каждого клиента он находит индивидуальный подход. Менеджер оформляет ваш заказ и высылает сопутствующие документы.
Осуществляем подбор и поиск товаров на заданные характеристики и определенный бюджет. Наш специалист сориентирует вас в ассортименте, при необходимости предложит достойную замену игрушке.
Рассматриваем любые заявки , в том числе на товары, отсутствующие в каталоге. Мы постоянно развиваемся, поэтому с радостью примем пожелания и советы от опытных педагогов.
Выбирайте товары для детского сада на страницах каталога нашего интернет-магазина! Ваш персональный менеджер всегда на связи.
Наталья Лях
Современные игрушки для детей дошкольного возраста
Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту способность во взрослом возрасте . Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя.
Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку , пытайтесь понять, для чего она, какую функцию вы в нее вкладываете».
Что может сделать взрослый в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть . Покупать игрушки осознанно , а не для того, чтобы «дитя не плакало» . Вместе с детьми делать самодельные игрушки , лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т. д.» Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой , что-нибудь придумает.
При выборе детских игрушек : необходимо учитывать
1. Соответствует ли игрушка возрасту ?
Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой или слишком сложной. Только в том случае, если игрушка "подходит" малышу по возрасту , он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства.
2. Способствует ли игрушка развитию ребенка ?
Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых.
3. Является ли игрушка безопасной для ребенка?
Безопасная конструкция : игрушки с мелкими частями , острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей .
Безопасный размер : очень маленькие игрушки , которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка, или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.
Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты , модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки , издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Ядовитые игрушки . Игрушки , содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец) ;
Игрушки , отрицательно влияющие на психику ребенка. Играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками , игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…
Публикации по теме:
Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста Народная игрушка является культурным, национальным достоянием подобно родному языку, сказки. Она служит не только для забавы и развлечения,.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Игрушки» Цель: учить детей владеть речью, как средством общения. Задачи НОД: Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение.
План обыгрывание игрушки-забавы (с детьми младшего дошкольного возраста) и конспект проведения психогимнастики Обыгрывание игрушки-забавы (индивидуально или с подгруппой детей) Цель: порадовать детей новой игрушкой. Обеспечить положительный эмоциональный.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Игрушки-шнуровки помогают развивать у малышей мелкую моторику рук и координацию движения,ловкость и сообразительность. Игрушки выполнены.
Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.
Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В мире есть не только нужное, полезное, но.