Питание ребенка от года до двух лет. Наши ''мелкомоторные'' занятия (от года до двух) Чему учится малыш

Для игр, разумеется, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор - кому что нравится. Например, у нас любимой игрушкой был набор крохотной детской посуды - очень маленьких по размеру чашечек и блюдечек. Задача состояла в том, чтобы сначала достать пальчиками эти миниатюрные посудные принадлежности из коробки, затем сервировать маленький игрушечный столик: поставить блюдца, на блюдца сверху чашечки, причем сделать все так, чтобы столик не потерял равновесие и не завалился - признаюсь, с этой задачей трудно справиться было даже мне. У дочки получалось лучше.

Следующим предметом, который был способен увлечь Олечку всерьез и надолго, оказались пуговицы. По этому случаю с антресоли была снята большая шкатулка с большими, маленькими, металлическими, пластмассовыми, деревянными - яркими, разноцветными пуговицами. Эта шкатулка стала Олиной сокровищницей, с которой играла она, разумеется, только в компании со мной.

Сначала дочке просто нравилось запускать в коробку пальцы и перебирать содержимое. Затем - перекладывать, пересыпать в стаканчики. Позже, когда рутинное перебирание и раскладывание пуговиц Оле немного наскучило, мы начали включать этот "мелкомоторный" предмет в наши ролевые игры. Например, варили для кукол и зверушек кашу - пересыпали пуговицы в кастрюльку, помешивали, затем раскладывали по тарелочкам. Или перевозили "ценный груз", сложив пуговицы в грузовичок и двигаясь от мишкиного домика к зайкиной избушке.

В более старшем возрасте, ближе к двум годам, - смешивали в коробке пуговицы и фасоль, и Оле предстояло, как Золушке, отобрать крупу.

Говоря о "мелкомоторных" играх, трудно обойти вниманием традиционные развивающие игрушки. Для развития маленьких пальчиков очень полезными считаются шнуровки, но дочка оказалась равнодушна ко всем их видам. Зато очень увлекли ее рамки-вкладыши (которые мы не только собирали, но также обводили по контуру и раскрашивали), паззлы (хотя Оля еще не могла, конечно, собрать целую картинку, но соединение "кусочков" по моей подсказке ей очень нравилось и служило хорошим пальчиковым упражнением) и "склеивание" разрезанных пополам картинок.

Ближе к двум годам Олечка очень полюбила книжки с наклейками. Ассортимент этих книг достаточно разнообразен (животные, растения, цифры, буквы и пр.), но я заметила, что малышке доставляет большое удовольствие именно сам процесс отклеивания и наклеивания картинок. Поэтому мы стали покупать обычные наклейки в киосках канцтоваров (желательно тематические - например, с изображением овощей, фруктов, цветов) и наклеивать их в специальный альбомчик. Впрочем, книжками с наклейками мы также продолжаем пользоваться.

2. Мелкая моторика и творчество

Как известно, лепка и рисование сами по себе являются мощным инструментом для развития мелкой моторики. Обращу внимание на некоторые моменты, которые хорошо использовались именно в данном возрасте.

  • рисование кусочком поролона. Тут два момента - во-первых, отрывание от поролона мелких кусочков нравится ребенку само по себе. Во-вторых, выжимание этих кусочков в процессе рисования является очень хорошим упражнением для детской ручки
  • рисование ватной палочкой или спичкой - приходится прилагать больше усилий, чем при рисовании кисточкой
  • и, разумеется, рисование пальцами

Что касается лепки, то, конечно же, разминание , перекатывание в руках пластилиновых шариков, отрывание мелких кусочков, наклеивание их на бумагу - список можно продолжать долго. Совместными с дочкой усилиями мы изготавливали (и продолжаем сейчас) поделки из пластилина и различных материалов. Например, пластилиновую куколку. Я скатываю шарик (получается голова), а Оле предлагается оторвать два маленьких кусочка пластилина и приделать кукле глазки. Потом скатать пластилиновую колбаску (это она умеет), которую мы вместе превращаем в ротик. А в заключение приделать кукле "волосы". В качестве "волос" мы используем макароны в форме спиралек - и на голове у куклы появляются забавные кудряшки. Сооружение такого "парика" под силу самой Оле.

Есть поделки и попроще, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Например, "ежик" - малышу предлагается утыкать кусок пластилина спичками. Или "новогодняя елка" - обычную еловую шишку украсить пластилиновыми кусочками. Ну, и так далее.

Еще одним инструментом для развития моторики, сродни пластилину, к моему удивлению оказалась... фольга. Да-да, обычный лист пищевой фольги можно скрутить в жгутик и из этого жгутика соорудить нечто.... например, кольцо, подковку и т.д. Из маленьких кусочков фольги можно попробовать скатать шарики. И самое простое, то, что очень нравилось Оле - заворачивать и разворачивать небольшие предметы, например, фигурки, вылепленные из пластилина нашими совместными с дочкой усилиями. Аналогичным образом мы заворачивали в фольгу макаронные фигурки.

К слову, фигурные макароны (в форме ракушек, цветков, листиков) - наша особая любовь. С ними можно делать что угодно. Можно просто утыкать кусок пластилина макаронными цветками или ракушками, и сделать "цветочную поляну" или "морской берег". Можно попробовать нанизать те же макаронины на леску и соорудить симпатичное ожерелье или браслет. А можно просто выкладывать импровизированные узоры на листе цветной бумаги - очень интересно и красиво получается.

Цветная бумага - тоже полезный предмет. Орудовать ножницами малышу еще не под силу пока (поползновения есть, но пока безрезультатные), а вот рвать лист цветной бумаги на полосы - сплошное удовольствие. Цветная бумага рвется легче, чем, например, старые газеты, и, разумеется, ребенка яркая цветовая гамма привлекает больше, чем непритязательный газетный лист.

Ну вот, пожалуй, основное, наше любимое.

3. Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда - и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики - все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис - поднос берем темный, если гречка - то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы...Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками - Оле очень нравится распределять крупинки по "гнездышкам". К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия - мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа - не единственный вид "кухонной деятельности". Оля очень любит "помогать". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками - и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под "исследовательский инвентарь". Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки - очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является "творческий" беспорядок - ну, а без этого, увы, никак.

4.Мелкая моторика и самостоятельное одевание

С раннего возраста все попытки Оли одеться самостоятельно мы всячески поощряли, обучая, как застегнуть кнопку или пуговицу на курточке, или "липучку" на ботинке - для детских пальчиков поистине ювелирная работа.

5. Мелкая моторика на прогулке

Тут можно долго рассказывать: все мы знаем, насколько увлекает ребенка собирание природного материала - камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень - мы с Олей всегда возвращались из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебирали, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки. На прогулке Олечка обрывала с гроздей ягодки рябины и перекатывала их в ладошках...

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше - совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Разумеется, в данной статье описан далеко не полный перечень игр и занятий, которые можно предложить ребенку в данном возрасте для развития мелкой моторики руки. Таких игр может быть великое множество - в зависимости от интересов ребенка и фантазии родителей. Но, возможно, наши идеи окажутся полезными и для вас.

Обсуждение

Всем доброго времени суток! Статья интересная, много полезного. Моё предложение по работе с шнурочками: можно предложить ребенку "зашить порванную одежду" в качестве одежды высиупает шнуровальная планшетка, или взять пластмассовый конструктор (там есть длинные и короткие палочки с дырочками) и предложить ребенку что нибудь собрать из конструктора и шнурков (качели, сумочку...), а вообще предоставить ребенку возможность фантазировать и не просить его сделать что - то определенное - пусть сам соображает, а пальчики развивают речь малыша.

26.09.2007 13:23:25, анастасия

Привет, Катюш!
Не, я не перестаю удивляться твоей изобретательности! Статья очень ценная в первую очередь благодаря тому, что в ней нет тех банальных игр с детьми, которые описываются в большинстве книг и требуют определенных материальных затрат. А тут - все под рукой, все доступно. Вот только время бы найти:)

Давала своей только карандаши,кот-ми дочка любит по рукам и ногам писать.А сегодня попробовали пластилин,показала ей,она сама пока с трудом.Вообще оч.ценная статья,только от мам требуется время и желание,которого иногда не бывает.

Привет, Кать! Отличная статья! Многое я делала с Артемом, но кое-что я уже подзабыла, а кое-что и не знала. Поэтому польза твоей статьи для меня очевидна - Тимофей уже сейчас обожает пуговицы и рвать цветную бумагу.

14.08.2007 11:30:28, Лариса.

Комментировать статью "Наши ""мелкомоторные"" занятия (от года до двух) "

Еще по теме "Развитие мелкой моторики у детей до года":

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2 -х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Интеллектуальное, творческое, физиологическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка в период от 1 года 9 месяцев до 2 лет.

Да, лет 15 назад тема раннего развития была весьма и весьма популярна и многие водили на занятия бездумно и так же без задней Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим Посоветуйте хорошие развивающие...

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Развиваем пальчики и речь. Развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет: краски, пластилин, аппликация.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух).

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и может и так, а может и нет. может как возьмёт высокую планку, так снижать сам и не захочет. есть дети очень амбициозные от природы. у нас два примера таких в...

Мелкая моторика. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Да ну...пирамидки и кубики они в год учатся собирать, до года им можно просто показывать, как это делается, и давать манипулировать кольцами от пирамидок.

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Главная > Конференции > Ребенок от рождения до года.

Тред порожден для обсуждения этой статьи. О пользе игр и занятий, развивающих мелкую моторику руки, написано достаточно много. В данной статье я хочу рассказать о тех играх, которые чаще всего использовали для занятий мы с дочкой...

Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Педиатр посоветовала купить макароны, такие большие круглые колеса и давать ребенку в какой нибудь емкости, чтобы он брал пальчиками и соответсвенно развивал мелкую моторику.

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Детям полезно для развития мелкой моторики рук= идет процесс стимуляциии мозга. Комплекс упражнений". Нет ли ее у Вас?

Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Мамочки, а чем вы занимаетесь с ребенком для развития мелкой моторики? Я даю играть с мелкими предметами (типа колец, крупных бусин, цепочек), естественно только вместе со мной, открываем-закрываем...

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Пальчик-мальчик, где ты был? Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Ход конем.

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Ай да наши пальчики!

Развитие мелкой моторики у ребенка. Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и за что отвечает в развитии ребенка? Правая и левая. Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух). Игры с пластилином.

В Культурном центре ЗИЛ открывается новая студия для детей от полутора до семи лет - авторский курс музыкально-ритмических занятий Ольги Макушкиной «Волки - зайцы». Пальчиковый игротренинг. Наши " мелкомоторные " занятия (от года до двух).

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Игрушки и игры (привет! Не решаюсь со своими вопросами ткнуться в Раннее развитие, там малышата в два года).

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Развиваем мелкую моторику у детей: рисование, лепка, песочная терапия. Я даю играть с мелкими предметами (типа колец...

мелкая моторика. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Что-нибудь, что действительно нравиться вашему ребенку. Вот у нас "на ура" идет насаживание бусинок из пластилина на самую тонкую макаронину.

Развитие мелкой ручной моторики у детей от года до 2-х лет: творческие занятия, полезные упражнения, увлекательные игры. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и Потом пока я все остальное делаю (режем вместе его рукой...

Сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.

  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.
  • Что должен уметь ребенок?

    Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

    • Бегать и подниматься по лестнице.
    • Закрывать и открывать дверь.
    • Перешагивать через препятствия.
    • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
    • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
    • Ловить мячик обеими руками.
    • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
    • Есть ложкой, а также пить из чашки.
    • Помогать маме по дому.
    • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
    • Отвечать на простые вопросы.
    • Показывать части тела и лица.
    • Произносить около 100-300 слов.
    • Связывать 3-4 слова в предложение.
    • Называть предметы на картинке.
    • Прощаться и здороваться.
    • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
    • Имитировать звуки животных.
    • Рисовать каракули на бумаге.
    • Различать 3-4 цвета.

    Рост и вес

    По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

    Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

    К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Виды развития ребенка

    Физическое

    Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

    Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

    • Чередуем быстрый бег с медленным.
    • Бегаем на носочках.
    • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
    • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
    • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
    • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
    • Перекатываемся по полу.
    • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
    • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
    • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
    • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
    • Ходим по неровной поверхности.
    • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
    • Подлезаем под натянутую веревку.
    • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
    • Висим на кольцах или турнике.
    • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
    • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
    • Пролезаем сквозь туннель.
    • Прыгаем на фитболе.
    • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
    • Ходим на руках.

    Познавательное

    Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

    • Изучение геометрических фигур.
    • Изучение цветов предметов.
    • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
    • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
    • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
    • Изучение понятий «мало» и «много».
    • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
    • Сортировка предметов по цвету и величине.
    • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
    • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
    • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
    • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
    • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
    • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
    • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
    • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
    • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
    • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
    • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
    • Подобрать предмету тень.
    • Найти недостающую часть картинки.
    • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
    • Игры в прятки.
    • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
    • Запоминать сюжет картинки.
    • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
    • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
    • Изучаем птиц, а также насекомых.
    • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
    • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
    • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
    • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
    • Знакомство со временами года.
    • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
    • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
    • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
    • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.

    Сенсорное

    Музыкальное

    Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

    Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

    • Прослушивание детских песен.
    • Прослушивание классической музыки.
    • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
    • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
    • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
    • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
    • Слушаем звуки разных инструментов.
    • Слушаем пение мамы.
    • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

    Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

    Речевое

    Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

    Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

    • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
    • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
    • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
    • Разыгрывать с крохой простые сказки.
    • Слушать и петь песни.
    • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
    • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
    • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
    • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
    • Учимся говорить шепотом и громко.

    Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

    Мелкая моторика

    Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

    • Пальчиковая гимнастика.
    • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
    • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
    • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
    • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
    • Игры с наклейками.
    • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
    • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
    • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
    • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
    • Собираем воду с помощью губки.
    • Комкаем и рвем бумагу.
    • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
    • Игры с прищепками.
    • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.

    Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

    Творческое

    Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

    Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

    • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
    • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
    • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
    • Выбираем цвет для рисунка.
    • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
    • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
    • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
    • Рисуем пальчиками.
    • Пробуем раскатывать пластилин или тесто , делая колбаски и шарики.
    • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
    • Раскатанную колбаску соединяем концами.
    • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
    • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
    • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
    • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
    • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
    • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
    • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
    • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.

    Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

    Социальное

    Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

    • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
    • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
    • Учим ребенка меняться игрушками.
    • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
    • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
    • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
    • Собираем разлитую жидкость губкой.
    • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
    • Поливаем с ребенком цветы.
    • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.

    В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

    У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

    С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

    Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

    Примерная программа упражнений на неделю

    Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

    1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
    2. Не повторять одинаковые занятия.
    3. Не упустить какой-либо вид развития.
    4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

    Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Суббота

    Воскресенье

    Физическое развитие

    Игры с мячом

    Бег с препятствиями

    Ходьба по нарисованной волнистой линии

    Занятие с фитболом

    Прыжки по «кочкам»

    Игра в «улитку»

    Ходьба на руках

    Познавательное развитие

    Собираем пазл

    Находим целое по части

    Подбираем предмету тень

    Изучаем домашних животных

    Сортируем предметы по цвету

    Изучаем времена года

    Ищем пропавшую игрушку

    Сенсорное развитие

    Щупаем холодные и теплые предметы

    Изучаем материалы на ощупь

    Изучаем вкус

    Трогаем гладкие и шершавые предметы

    Мелкая моторика

    Играем с крупой

    Пальчиковая гимнастика

    Игра со шнуровкой

    На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

    Игра с прищепками

    Игры с песком

    Игра с наклейками

    Музыкальное развитие

    Поем с мамой

    Слушаем звуки музыкальных инструментов

    Слушаем классическую музыку

    Слушаем детские песенки

    Речевое развитие

    Читаем сказку

    Читаем стихи

    Кривляемся перед зеркалом

    Обсуждаем картинки в книге

    Разыгрываем сказку

    Задуваем свечи

    Совместное чтение с обсуждением прочитанного

    Творческое развитие

    Рисование красками

    Лепка с соленым тестом

    Аппликация из рваной бумаги

    Социальное развитие

    Общение с другими детками

    Идем в гости

    Прогулка в песочнице

    Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

    В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

    Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается ? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он против игры. Ваша настойчивость может усугубить ситуацию и вызвать резкое неприятие развивающих игр.
    • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
    • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
    • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
    • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.

    Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
    6. Питание 2-летнего карапуза предусматривает 4 приема пищи с промежутками 3-4 часа между ними. Питательность рациона ребенка этого возраста должна соответствовать 1400-1500 ккал.
    7. Зубы

    По сравнению с питанием детей первого года жизни, питание ребенка от года до двух лет имеет множество отличий, которые связаны с особенностями строения и развития органов желудочно-кишечного тракта, так и развития организма в целом. На протяжении второго года вырастают молочные коренные зубы, благодаря которым происходит тщательное пережевывание твердой пищи. Желудок вмещает большие объемы пищи и вместе с остальными органами пищеварения имеет определенный ритм, поэтому так важно соблюдать режим кормления, который обеспечит выработку пищевого рефлекса.

    Ребенок в этом возрасте помнит вкус продуктов и уже отдает предпочтение, каким- либо блюдам. Количество кормлений ребенка должно составлять не менее 5 раз в день. Самое главное при питании ребенка 2 лет - соблюдать время кормления.

    Питание ребенка после года в основном представлено блюдами в полужидком и пюреобразном состоянии. После полутора лет, для измельчения, твердую пищу достаточно разминать вилкой или протереть с помощью терки. Давать пищу нужно с ложки. Жидкости ребенок должен пить из чашки, кисель, кефир и йогурт лучше давать из поильника.

    Принцип питания ребенка от года до двух лет : сбалансированность и разнообразие. Молочные продукты, как и в первый год жизни по-прежнему занимают первое место в рационе питания детей до двух лет. К обязательным продуктам, содержащим белок, и обеспечивающим сбалансированность питание ребенка от года до 2-х лет , относятся: яйца и мясо птицы, рыба не жирных сортов и продукты, приготовленные из молока.

    Коровье молоко - основной продукт питания ребенка, на котором ему варят каши.

    Ежедневно, помимо молока, ребенок должен получать хотя бы еще один молочный продукт: сыр, творог, кефир, йогурт, ряженку. Последние кисломолочные продукты особенно полезны, так как они повышают иммунитет, тонизируют нервную систему, восполняют микрофлору кишечника нужными, полезными бактериями. Суточное количество кисломолочных продуктов должно составлять до 200 грамм. Молочные продукты - источник кальция, витаминов группы В. Творог для питания ребёнка после года , лучше брать домашний, который приготавливают не из восстановленного, а из цельного молока. Именно такой творог содержит кальций. Его можно давать как отдельно, так и добавлять в него ягоды и фрукты. Из творога можно приготовить такое лакомство для детей: размять бананы или ягоды, смешать с творогом и добавить небольшое количество сахара и сметаны. Из творога можно испечь пудинг или пожарить сырники, что дети так же съедят с удовольствием.

    Яйца - незаменимый продукт для растущего организма. В них содержится много белка и витамина Д, который в сочетании с микроэлементом кальцием, способствует укреплению костной ткани и способствует росту ребенка. Яйца для питания ребёнка 2 лет следует использовать только в том случае, если они будут сварены вкрутую. К двухгодовалому возрасту в день можно съедать по пол-яйца. Вареные куриные желтки можно добавлять в овощное пюре.

    Сыру отдается предпочтение из нежирных и неострых сортов. Его можно в тертом виде добавлять в макароны или, перемешав со сливочным маслом, намазывать на булку и подавать ребенку в виде бутерброда.

    Объем пищи для полуторагодовалого ребенка колеблется в пределах 1000- 1200 грамм в день. Ближе к двум годам малыш должен съедать от 1200 до 1400 грамм в день общего количества пищи. Таким образом, если ребенка кормить 5 раз в день, то на один прием пищи в полтора года будет приходиться 250- 300 грамм, а объём разового питания ребёнка 2 лет увеличится на 50 грамм.

    Питание детей от года до 2-х лет предусматривает ежедневное включение в их пищевой рацион нежирных мясных продуктов. По-прежнему, как и в первый год жизни, нельзя давать полуфабрикаты, сосиски, колбасы. 2- 3 раза в неделю в отварном виде ребенку следует давать рыбу нежирных сортов, например, минтай, хек.

    Растительное масло также незаменимый продукт. Предпочтение следует отдавать оливковому или подсолнечному нерафинированному маслу. Его можно добавлять в овощное пюре в количестве чайной ложке в день. Сливочное масло добавляется в горячую пищу, например, кашу в таком же количестве, как и растительное масло.

    Питание ребенка 2 лет должно учитывать не только время, но и продолжительность кормления, которое занимает обычно не более 30- 40 минут. Для наилучшего выделения желудочного сока и ферментов, перед едой важен ритуал приготовления к трапезе, а именно: вымыть руки, усадить ребенка за сервированный столик, положить на колени салфетку, дать ему столовые приборы. Нельзя отвлекать ребенка книгами или мультиками во время еды и уж тем более нельзя кормить его, когда он сидит на горшке. Приучив с младенчества малыша к режиму кормления вряд ли к двухгодовалому возрасту придется бегать за ним с ложкой по комнате и уговаривать съесть хотя бы чуть-чуть. Если все делать правильно, ребенок сам ко времени кормления захочет кушать и съест столько, сколько и предусмотрено для его возраста.

    Для малышей раннего возраста очень важно отстраненное внимание взрослых. Родители должны понимать желания малыша, но не мешать ему играть, поднимать вещи с пола, делать свои первые попытки кушать ложкой. В этом возрасте у детей развито желание подражать, поэтому от родителей требуется самодисциплина и самоконтроль.

    Физическое развитие деток от 1 года до 2 лет

    Ребенок на втором году жизни проявляет желание играть с разными игрушками. Так у малыша с раннего возраста развивается сенсорное восприятие, он может узнать свойства разных материалов и игрушек. Крайне важно, чтобы у детей раннего возраста были разные игрушки, такие как пирамиды, кубики, матрешки, дощечки с вкладышами, а также крупный конструктор с большими ячейками.

    Чтобы развитие ребенка раннего возраста шло нормально, мама и папа должны направлять его. Показывайте малышу, как пользоваться совочком, как катать машинку, или же как бить молоточком. Под таким руководством у детей 2 лет лучше происходит сенсорное развитие. Малыш учиться распознавать предметы по цветам, формам и величинам.

    Около двух лет у карапуза формируются первые бытовые навыки. Родители должны приучить детей умываться, раздеваться, приносить чашку и тарелку в мойку. Проследите, чтобы малыш приучатся к самостоятельности и порядку. Постарайтесь, чтобы в этом процессе участвовало и познавательное и физическое развитие. Стимулируйте ребенка к исследованию его вещей, квартиры. Пусть малыш открывает доступные для него ящики, разрешите ему там копаться.

    Физическое развитие малышей к 12-18 месяцам уже удовлетворительное и к этому монету ребенок должен уметь:

    1. Проситься на горшок.
    2. Ходить и вставать сам.
    3. Пить из чашки и делать первые попытки кушать самостоятельно.
    4. Понимать, что требуют родители.
    5. Пытаться играть мячиком ножками.
    6. Копировать других детей и родителей.
    7. По просьбе родителей давать игрушку.
    8. Открывать ящики.

    Если физическое развитие идет своим чередом, родители должны обратить внимание еще и на стимулирование моторики рук. Существует связь моторики с нервной системой, речью, памятью. Также в этой цепочке задействовано и сенсорное восприятие. Существуют простые и приятные игры, которые задействуют и сенсорное восприятие и производят стимуляцию моторики у крохи от года до двух лет.

    Игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» научат малышей от года до двух лет сжимать пальчики, распрямлять из, хлопать в ладошки и при этом изучать тактильные ощущения от прикосновений взрослых.

    Также для малышей раннего возраста будет интересна такая простая игра как разрывание бумаги. Тут обостриться сенсорное и познавательное восприятие, малыш будет крутить бумагу в руках, мять ее и рвать. Это будет дополнительная стимуляция мелкой моторики пальчиков, которая просто необходима для двенадцатого-шестнадцатого месяца.

    Когда такие игры исчерпают себя, вы можете переключить на более интересные, но такие же полезные игры. Малышам в двадцать четыре месяца уже можно давать под присмотром мамы играть с крупными бусинками, нанизанными на нитку. Кроха будет перебирать бусы и будет происходить стимуляция моторики. В процессе игры также будет развиваться познавательное и сенсорное восприятие.

    Малыш будет узнавать форму, цвет, гладкость или шершавость бусин, будет пытаться их перебирать или даже снять с ниточки. Такая простая игрушка сможет стимулировать сразу и центры, отвечающие за стимуляцию моторики, а также сенсорное и познавательное восприятие, что не может не повлиять положительно на физическое развитие вашего крохи.

    Также в двадцать четыре месяца очень полезно давать карапузу играть с песком и крупами. Но для такого раннего возраста такие игры могут быть опасны, если оставить карапуза в одиночестве. Не оставляйте малыша с песком и крупами одного, тогда стимуляция моторики пройдет интересно и безопасно.

    Психическое развитие детей от года до двух

    У детей раннего возраста начинает развиваться память. Это проявляется в том, что у ребенка появляются воспоминания, например, он может начинать искать свои вещи, если мама расскажем ему, что будет прогулка по парку. Поощряйте такое развитие детей, чтобы малыш учится самостоятельности.

    У детей раннего возраста уже должно быть немного развито логическое мышление. Мама может способствовать этому, предлагая ребенку от года до двух лет складывать домик или башню из кубиков. Также для развития моторики рук важно, чтобы малыш уже умел разбирать на части или ломать тот или иной предмет. Это проявление желание исследовать что-либо и это абсолютно нормально, если ребенку исполнился год.

    Мышление малышей в год-два продолжает развиваться и теперь кроха раннего возраста учиться перемещать предметы, играть сразу с несколькими игрушками, изучает из свойства и скрытые возможности. Более того, в двадцать четыре месяца карапуз уже умеет обобщать по существенному признаку группы предметов. Также могут детки в двадцать четыре месяца иногда могут обобщить предметы ее и функциональному признаку.

    Представляйте такие упражнения, где надо из представленных предметов выбрать все шарики в форме игры. В двадцать четыре месяца малышам доставляет удовольствие играть в такую игру, выбирая яблоко, мячик и воздушный шарик из ряда, где были еще кубик, треугольничек и зайчик. Для раннего возраста это хорошая и милая забава, которой можно увлечь карапуза.

    В год-два у малыша могут быть свои особенности физического и психического характера. Родителям не стоит беспокоиться, так как это абсолютно нормально. Ребенок должен расти в спокойно обстановке, у него должно быть нормальное питание, он должен чувствовать любовь родителей. Тогда любые особенности сойдут на нет, если малыш отстает от сверстников от года до двух лет, то он быстро из догонит.

    Развитие речи у малышей

    У детей в год-два уже происходит становление и нормальное развитие речи. Малыш полутора-двух лет уже должен уметь говорить простые слова и знать по имени всех членов своей семьи. Также существуют неплохие игры для детей от года до двух лет, которые помогают в развитие речи.

    К примеру, родители могут учить ребенка подражанию звуков. Рассказывать ему как говорят животные и просить повторить. Если же развитие речи идет быстро и нормально, то можно учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетания. Этот вариант игры можно сделать не только полезным, но и веселым.

    Конечно же, научно доказано, что стимуляции речи способствует пальчиковая гимнастика, которая способствует также стимуляции мелкой моторики. Но если малыш не хочет заниматься ничем из вышеперечисленного, то можно попробовать просто много с ним разговаривать. Так мама будет вести диалоги с ребенком и стимулировать развитие его речи. Очень полезно для речи деток от года до двух лет просить малышей, чтобы они изъявляли свои желания словами. Не предугадывайте желания карапуза, он должен стимулировать свой речевой аппарат, так развитие речи будет идти намного быстрее.

    Разучивание и рассказывание стихов очень полезно для речи деток в двадцать четыре месяца. Постарайтесь выбирать коротенькие стихотворения и рассказывать их с интонациями и с выражениями. Это полезно и это поможет обретению красивой и правильной речи в будущем. Представьте эти уроки в форме игры, и ваш ребенок будет играть в нее с удовольствием.

    В двадцать четыре месяца у малышей уже больше возможностей познавать мир. Кроху очень трудно удержать на месте, ему интересно абсолютно все. Если вашему крохе год-два, то постарайтесь помогать ему познавать мир. Обеспечьте ему нормальное питание, играйте с ним, общайтесь, старайтесь развивать его физически и психически. Этот период до двух лет быстро пройдет, и от месяца к месяцу вы будете замечать изменения в карапузе. Не упустите ни одного месяца из жизни вашего крохи.

    Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

    Физиологические особенности

    Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


    Психология малыша

    Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

    Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

    Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

    Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

    Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

    • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
    • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
    • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
    • Густую пищу ест самостоятельно.
    • Поливает цветы.
    • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

    Базовые навыки и умения

    Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

    Особенности организации жизни

    Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

    Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

    Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

    Работа над моторикой

    Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

    Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

    Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

    Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

    • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
    • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
    • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
    • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
    • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

    Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

    Сенсорика

    • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
    • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
    • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
    • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

    Ребенок 2 года. Развитие речи

    Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

    • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
    • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
    • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
    • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
    • Слушайте и пойте песни.
    • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
    • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
    • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

    Задания для детей, еще не освоивших речь

    А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


    Чему учится малыш

    Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

    В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

    Особенности поведения

    Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

    На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

    Главная задача родителей

    Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

    Заключение

    Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.