Неуверенный в себе ребенок как помочь. Как помочь подростку развить уверенность в себе. Самостоятельность ведет к уверенности

Маленький человек как счет в банке: что вкладываешь, то и забираешь.

Как думаешь, в чем заключается уверенность ребенка в себе? В умении постоять за себя? Или чтоб дверь в кабинет директора ногой открывал? Уверенность в себе - это смелость в своих чувствах, мыслях и поступках.

В большинстве случаев неуверенный в себе ребенок - вина родителей. Да, так жестко. С детства его критикуют, им манипулируют, не считаются с ним. И фразы вроде: «Ты же обещал» - это тоже манипуляция!

Потом ребенок перетягивает эти шаблоны во взрослую жизнь. В отношения между мужчиной и женщиной и даже с работой.

Когда начинается?

3. Учи взаимодействовать с людьми. Да, прямо бери и рассказывай, как общаться в различных ситуациях со сверстниками, незнакомцами, взрослыми.

4. Хвали за достижения больше, чем ругаете за ошибки. Лучше 60/40, чтобы не переусердствовать. Многие родители привыкли воспринимать успехи детей как должное. И обязательно, что без них дети бы не справились.

5. Говори чаще, что любишь и всегда придешь на помощь. Я сейчас не о гиперопеке , а скорее . В любви тоже должен быть баланс.

Признаки уверенного в себе ребенка

Чтобы проанализировать шкалу уверенности, следи за социальным поведением вне дома. Понаблюдай за отпрыском со стороны. Ты заметишь, что:

  • он умеет говорить другим «нет»;
  • легко отстаивает свое мнение без «психов»;
  • без проблем общается с новыми людьми;
  • берется за новое дело с энтузиазмом.

Бинго! Малыш растет уверенным в своих силах.

За одобрением - ко взрослым

Для детей важно, чтобы мама и папа оценили - «Вот это круто. А вот здесь нужно доработать». Это одна из базовых детских потребностей. Если в ответ дети получают пренебрежение, насмешки или - они теряют уверенность.

Ребенок как яблоня. Если ее не окучивать, то вырастет дикая. У нее тоже случаются сладкие яблочки, но из них все равно варенья не сваришь.

Заметили сходство?

Искренне интересуйся делами или дочки, позволяй выговориться и учись говорить с детьми. Иначе во взрослой жизни им придется посещать не тренинги по развитию, а психиатра.

Кстати, агрессивность - это тоже неуверенность.

Если ребенок отлупил роутер за плохой вайфай , таким образом он выплескивает накопленные стрессовые

Если он нерешительный

Подбадривай. Маленькие, на ваш взгляд, проблемы для ребенка - целая вселенная.

Спрашивай. Позволь ему принимать решения самостоятельно. Начинай с «Чтобы ты хотел…?».

Не акцентируй внимание на его неуверенности или стеснительности. Особенно фразами «Он у нас такой стеснительный…».

Насмешки родителей воспринимают буквально и переводят в комплексы.

Если неуверенность и застенчивость в прогрессе - отведи ребенка в театральный кружок. Для начала идеально подойдет кукольный театр.

Кстати, многие звезды кино признавались, что именно так победили застенчивость и стали уверенными в себе.

Пусть ребенок играет с младшими детьми. Так он прокачает навыки ответственности и взросления. Иногда нужно поймать «среди овец я молодец».

Без самоутверждения

Соответственно, они ставят и достигают цели любого уровня. (Кстати, это касается и взрослых).

Обоим родителям как личностям, чтобы передать ребенку правильное отношение к успеху, и неудачам, к критике, к окружению. И говорите почаще, что любите.

Ксения Литвин,
психолог Фаза Роста.

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе .

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:


Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

При здоровой самооценке ваш ребенок будет процветать. В эпоху, когда детский сад является первым шагом во взрослую жизнь, воспитательные процессы в основном ориентируются на развитие академических навыков с раннего возраста. Тем не менее все интеллектуальные навыки в мире не имеют большого значения без уверенности ребенка в своих силах. Вот почему как родители мы должны уделять первоочередное внимание укреплению здоровой самооценки и уверенности малыша в себе.

Эти 25 фраз повышают уверенность и самоуважение ваших детей.

1. "Ты способный"

Слова родителей оказывают огромное влияние на психику детей, особенно до 6 лет. Поэтому не говорите ребенку: "Ты упадешь" или "Ты навредишь себе". Лучше сказать: "Ты можешь сделать это". И пусть ваши слова и тон отражают настоящую веру в силы малыша, тогда он действительно все сможет.

2. "Это было смело"

Иногда взрослым нужно научиться замечать какие-то вещи и комментировать их вслух. Например, дать понять ребенку, что он храбрый. Тогда он действительно преодолеет все страхи.

3. "У тебя есть возможности сделать это"

Вы знаете, что у ваших детей есть необходимые навыки и таланты, так пусть ваш вотум доверия даст им дополнительный импульс, необходимый для успеха.

4. "Я верю в тебя"

Когда родители искренне верят в способности своего ребенка и открыто сообщают ему об этом, он будет чувствовать вдохновение и дерзать.

5. "Ты способен сделать самые сложные вещи"

Иногда препятствия кажутся непреодолимыми, и ребенок пасует перед трудностями. Вернуть уверенность в себе поможет всего одна фраза родителей: "Мы знаем, что тебе это по зубам!"

6. "Я люблю тебя безусловно!"

Наши дети должны слышать слова, которые сообщают о безусловной родительской любви. Ребенок должен быть уверенным, что его любят независимо от результата.

7. "Давай попробуем вместе"

Мы все иногда нуждаемся в помощи. Убедитесь, что ваши дети знают, что вы протянете им руку и окажете поддержку, когда они будут в ней нуждаться.

8. "Как ты это сделал?"

Задавайте вопросы, интересуйтесь. Когда вы видите, что ваше чадо сделало что-то сложное, спросите: "Как тебе это удалось?" Внимательно, с интересом выслушайте объяснение.

9. "Это звучит потрясающе, не мог бы ты рассказать мне больше?"

Сделайте этот шаг, когда заметите усилия ребенка, - попросите его уточнить. Вы услышите гордость в его голосе, когда он будет объяснять вам детали.

10. "Как я могу помочь?"

Когда ребенок действительно застрял на месте, не бойтесь предложить свою поддержку. Сообщите ему, что готовы помочь в любой момент.

11. "Делай все возможное"

Мы никогда не выиграем, если не приложим максимальные усилия. Давайте учить этому наших детей.

12. "Конечно, это сложно, но ты же делал это раньше"

Психологи утверждают, что нужно постоянно напоминать детям об их предыдущих успехах. Это придаст им уверенности в том, что они снова могут победить.

13. "У тебя достаточно сил для этого"

Не важно, на что нацелился малыш, важно, чтобы он был уверен, что сможет дойти. Именно так покорялся Эверест.

14. "Ты заставляешь меня гордиться"

Скажите именно так. И трехлетний малыш, и подросток, и двадцатилетний студент будут просто счастливы услышать это от своих мамы и папы, даже если не подадут вида.

15. "Когда мы расстраиваемся, мы все равно любим друг друга"

Такие чувства, как досада, злость, уныние и безнадежность, являются обычными человеческими эмоциями. Но, несмотря на них, мы всегда будем стоять рядом с нашими детьми с безусловной любовью.

Попытайтесь вызвать любопытство и новый образ мышления, задаваясь вопросом о возможностях.

17. "Ты знаешь, что такое песок?"

Дети любят изучать и исследовать окружающий мир. Помогайте им достигать новых горизонтов.

18. "Хочешь, я расскажу тебе историю?"

Поведайте своим отпрыскам о временах, когда вы преодолели препятствия, достигли своей цели и потянулись к звездам. Не забудьте о том, что вам тоже было трудно.

19. "Хочешь попробовать что-то сумасшедшее?"

Бросьте вызов своим детям, постарайтесь, чтобы они осмелились сделать то, что кажется недоступным, даже если это звучит немного сумасшедше (в пределах закона и безопасности!). Например, прыгнуть в бассейн с вышки (под наблюдением тренера, конечно) или искупаться в озере на рассвете. Ребенок удивит не только вас, но и себя.

20. "Все новое всегда тревожно, но это так захватывающе!"

Малыши цепляются за знакомых людей и привычную окружающую среду. Но если родители смогут убедить ребенка, что новый опыт может быть захватывающим и радостным, то кроха обретет уверенность и сможет выйти из зоны комфорта.

21. "Я горжусь твоими усилиями"

Когда мы видим, как упорно трудится ребенок, то должны признавать его труды. Ведь жизнь - это увлекательное путешествие, а не пункт назначения.

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее - туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете, ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе , как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь - это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить, если общая картина неуверенности настолько мрачна. Как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.

Каковы причины неуверенности? Давайте попробуем «услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку про Маленькую Волну.

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители - Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья - волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи - например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время - время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать - она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала на это сказка?

Как помочь ребенку стать уверенным?

1. Проявлять уважение к его душевному настрою. Если то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями, это не всегда так. Он имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми мечты не казались взрослым. Когда-то мечты о полетах в небе тоже многим казались сказкой.

2. Нужно проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

3. Дарить безусловную любовь. Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».

4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности . Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.

5. Помогать понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь - «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому».

6. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.

7. Помогать ребенку верить в интуицию.

8. Давать выражать свои чувства открыто.

9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим. Играет важную роль в вашей жизни.

Вредная похвала

Психотерапевты советуют родителям избегать оценочных похвал. Казалось бы, где логика? Хочешь вселить в ребенка уверенность и говоришь: «Ты хороший мальчик», «Ты лучше всех знаешь математику», «Ты самая красивая», «У тебя все получится, стоит только захотеть» и т. д. Потом выясняется, что девочка не самая красивая, мальчик поступает отвратительно, по математике тройка, а простое задание не получается. Ребенок не соответствует заданной установке и начинает переживать, что он не такой хороший.

В чем опасность такого подхода? Оценочная похвала формирует представление ребенка о себе и формирует зависимость от ожиданий родителей. Желая соответствовать представлению старших, ребенок боится разрушить положительный образ и становится неуверенным - вдруг не получится? Более того, может возникнуть зависимость от одобрения. Иногда дети, сопротивляясь оценочной похвале, начинают защищаться. Например, ребенок не согласен с установкой и начинает вести себя плохо: «Вот, смотри, я не такой хороший, как ты сказала». Так он хочет удержать родителей от хвастовства, показывает, что он не заслужил похвалу или не согласен с ней.

Правильная похвала

Хаим Гиннот, автор бестселлера «Ребенок - родитель: мир отношений» пишет: «На самом деле чем больше ребенка хвалят, тем хуже он себя ведет - с целью продемонстрировать свою «настоящую суть»… Нередко хваленные за сообразительность и ум дети избегают участия в новых проектах, поскольку им не хочется рисковать своим высоким статусом. И наоборот, когда ребенка хвалят за активность и старание, он проявляет усердие и больший интерес именно к сложным заданиям». Хвалить нужно за поступок, результат, старание, но не за способности и черты характера. Если девочка вымыла посуду или мальчик навел порядок в комнате, нужно похвалить за усилия и помощь. Фраза «Какой ты у меня замечательный!» отношения к делу не имеет. Покажите, что вы тоже цените его труд, а не его самого.

Если постоянно хвалить ребенка в стиле «умный, добрый, скромный, чудесный», он начнет сомневаться в ваших умственных способностях. Если вы действительно так считаете, то вы совсем его не знаете или хотите его обмануть. Дети (как все нормальные люди) подозрительно относятся к похвале, затрагивающей их личность или внешность. Им, как всем нормальным людям, не нравится, когда их оценивают. Но они оценят себя сами, когда вы поблагодарите их и отметите старание - быстро пробежал, удачно поймал мяч, помог бабушке, сходил в магазин или нарисовал красивую картинку.

Критика и сравнение

Критика - это тоже оценка, оказывающая влияние на ребенка. Родители должны не влиять, а направлять. Если у человека что-то не получается, обсуждайте решение проблемы, а не его самого. Получил плохую оценку. Значит надо позаниматься, а не объявлять, что он бестолковый. Родителям сложно удержаться от негативных оценок, но по сути это самоутверждение за счет слабого. Разве вам не приходилось слышать: «Вот я в твои годы…». Ага, полком командовал. Какая разница, кого вы ставите в пример - себя или других детей, - все равно обидно и проблему не решает. Разлил ребенок сок. Хочется сказать «Вот растяпа». А нужно иначе: «Ой, сок пролился. Нужно вытереть. Вот, возьми тряпку». Если вы будете критиковать ребенка, то он ответит вам тем же и начнет радоваться вашим неудачам - тоже будете растяпа, неудачник и дурак. Зато понятно, в кого он такой уродился.

Мелочи житейские

Так говорил Карлсон, и нет оснований ему не верить. Сломанная игрушка, потерянная вещь, порванная или испачканная одежда, разбитая коленка - такое может случиться с каждым. Взрослых за это не ругают. Значит, детей тоже не обязательно за это ругать. Например, ребенок заболел. Родители недовольны, потому что нужно брать больничный. Уронил портфель и намокли учебники. Порвались колготки. Пошел в гости и разбил там тарелку. Все это называется: «Подумаешь, не повезло». Но многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Допустим, ребенок неповоротливый и таки может уронить чашку или упасть на ровном месте. Скажете, что он увалень, и он будет избегать подвижных игр и уроков физкультуры. Кому же хочется выставить себя в дурном свете перед всем классом? В итоге он будет сторониться любого усилия. Детям нужно слышать о себе хорошие слова. Но родителям легче даются плохие. Помните: поощрение помогает ребенку верить в свои силы и действовать, а оскорбление отбивает всякую охоту что-то делать. Кажется, к взрослым это тоже относится.

Приказы и уважение

В отношении детей жизнь устроена несправедливо. В отличие от взрослых, ребенок должен послушно выполнять то, что ему говорят. Поэтому к взрослым вы обращаетесь с просьбой, а ребенку просто указываете, что ему делать. Сядь, встань, принеси, сложи, вымой руки, ложись спать. Даже просьбу («Пожалуйста, убери со стола») можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди. Возможно, родители командуют, чтобы уберечь ребенка (не играй со спичками - обожжешься, не бегай - упадешь), но их мотивы не понятны детям. Ребенок со своей стороны видит: он не может выбирать, значит, его мнение не имеет значения.

Делай сам

У ребенка есть право ошибаться и исправлять ошибки. Это называется опытом. Поговорку, что умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих, придумали трусы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Тот, кто ничего не делает, упустит сотни шансов и проживет скучную жизнь. Можно сломать руку или завалить экзамен, но это не самое худшее в жизни. Отсутствие любого риска со временем принесет гораздо больше вреда. То, что сейчас вам кажется неудачей, для ребенка - приключение и новый опыт. Дети должны сами что-то решать и делать. Вы можете посоветовать, но оказывать на ребенка давление или манипулировать им - недопустимо. Вы может помочь действием, но не раньше, чем ребенок обратится к вам за помощью.

Если в четыре года ребенка кормят с ложечки, в десять родители собирают ему портфель, а в 12 выбирают ему одежду или друзей, то, скорее всего, самостоятельное решение окажется ему не по силам. Родители не должны делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Это не только домашние задания и уборка в своей комнате, но и дела, полезные для всех членов семьи. Он имеет право распоряжаться своими деньгами, покупать одежду, делать подарки, зарабатывать, иметь хобби, планировать время, помогать другим. Ваше дело - не критиковать поступки и не делать за него выводы.

Думай сам

Как показать ребенку, что вы уважаете его и его мнение? Интересуйтесь тем, что он думает. Обсуждайте разные темы, задавайте любые вопросы. Пусть он спорит, объясняет свою позицию, спрашивает. Считайтесь с его мнением на том простом основании, что это мнение другого человека. Проще говоря, дружите. Вас смущает, что вы большой, а он маленький? Родители тоже многому учатся у своих детей - доверять, радоваться, любить. Нередко дети легко находят выход из ситуации, которая вам кажется просто ужасной.

К сожалению, для многих родителей заставить ребенка проще, чем обсудить проблему. Потому что не все умеют общаться с детьми. Но этому можно научиться. Во-первых, научиться слушать. Во-вторых, научиться слышать. Первое означает, что ребенок может спокойно вам все рассказывать и не боится, что у вас случится истерика, если у него неприятности. Второе - что вы в состоянии учитывать его интересы и иногда в ущерб своим. В отношениях равных это называется взаимовыручкой. Общение с ребенком - это не повинность и не чтение морали. Это разговор без последствий. Разговаривайте, когда вместе что-то делаете, гуляете, играете, балуетесь.

Можно откупиться

Возможно, вы об этом догадывались: обладание модными вещами повышает самооценку. В исследовании, опубликованном в журнале Psychology and Marketing, есть такое описание LEGO: «Он прикольный, и я должен его иметь. Если он у меня будет, все дети захотят прийти ко мне домой и играть. Если у тебя нет конструктора, ты никому не понравишься». Дебора Редер из университета Миннесоты пригласила 250 детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и попросила их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым?» Дети с более высокой самооценкой выбирали слова, представляющие нематериальные виды деятельности и достижения. А дети с низкой самооценкой выбирали предметы - новую одежду или iPod.

Маркетолог Мартин Линдстром утверждает, что существует прямая связь между низкой самооценкой подростка и его зависимостью от брендовых товаров. Чем меньше уверенность в себе, чем сильнее зависимость. В книге «Вынос мозга» он пишет: «Когда дети в возрасте от 8 до 12 лет просят родителей купить им джинсы Hollister или последнюю приставку Wii на Рождество, за этим скрывается нечто большее, чем желание иметь самый новый и модный товар - на самом деле они просят купить им дозу самоуважения». По мнению Линдстрома (это подтверждают исследования) любимые бренды помогают подросткам чувствовать себя современными, уверенными в себе, дружелюбными, умными и сексуальными - и им все равно, соответствует ли это действительности.

Дорогие вещи не обязательно признак низкой самооценки, но всегда придают уверенность в коллективе. Старайтесь это учитывать, если ребенок просит какую-то важную для него вещь. Одежда, техника, курсы, репетитор, поездки - дайте то, что ему нужно. Не ставьте условий и не делайте деньги средством для манипуляции. Ребенку нужно знать: если есть возможность, вы не пожалеете для него финансов. Не пожалеете времени и душевных усилий. Делитесь всем, что у вас есть, в том числе любовью и хорошим настроением.