Конспект по познавательному развитию в. «В гости к лесным гномикам». Занятие по познавательному развитию в средней группе. Игра «Живое - неживое»

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

Вид занятия: познавательное.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.

Задачи:

1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.

— повтор при помощи воспитателя;

— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;

— дети самостоятельно анализируют.

2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.

3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.

4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Наглядные: показ презентации.

Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.

Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Урок вежливости»; И.Г. Семеренко «Веселая школа вежливых наук»; «Заюшкина избушка» русская народная сказка; В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Беседа с детьми о хороших и плохих поступках, обыгрывание различных ситуаций из жизни, чтение стихов о вежливых словах.

Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?

Ответ детей…

Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?

Ответ детей…

Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.

(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).

Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?

Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)

Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.

(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).

Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?

Ответ детей…

Воспитатель: Как мы сможем помочь?

Ответ детей…

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.

(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.

Дети здороваются.

Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.

Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?

Дидактическая игра «Хорошо — плохо».

Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.

(Воспитатель берет конверт и открывает его).

Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.

(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.

Беседа «Поступки».

Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?

Ответ детей…

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Ответ детей…

Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.

Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?

Ответ детей…

Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!

Ответ детей…

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка.

Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем, — погрозить пальчиком

Как заботиться, мы знаем. — обняли себя

Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево

Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста

Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки

Будет радостно, светло. — покачивая руками.

Дидактическая игра «Волшебные лепестки».

Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).

Воспитатель: Гномики, что это?

Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.

Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).

(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).

Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.

(на экране меняется выражение лица у гномов)

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?

Ответ детей: (стали веселые, радостные)

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)

Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.

(Воспитатель надевает детям солнышки).

Дети: Спасибо гномики.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.

Дети прощаются.

Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:

Раз-два-три – покружись

И в детском саду «Журавлик» окажись.

Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.

Кого можно назвать вежливым человеком?

Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?

Ответ детей…

Воспитатель: Почему?

Ответ детей…

Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

в старшей группе

«Необычное путешествие к самому себе»

Подготовила:

Юсупова.О.А

с. Янгантау

2018год.

Задачи:

Образовательные задачи: Формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни и органах чувств; Закреплять представление детей о частях тела человека.

Развивающие задачи: развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.

Методы и приёмы. Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”. Оборудование к занятию : Плакат «Тело Человека»,аудиозапись, скелет человека; , шумящее -гремящие предметы -колокольчик, камень, ножницы, бумага, стаканчики с овощами и фруктами; овощи и фрукты на шпажках,; содержание коробки для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, мокрая ткань, лед, соль горячая, мех, параллон ит.д. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: На какое слово похоже слово «здравствуй»? Правильно, когда мы здороваемся мы желаем друг другу «здоровья». А теперь мы скажем утреннее приветствие:

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!(Сдувают свое радостное настроение,гостям)

Воспитатель : Ребята, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что старшей группе «Почемучки».Значит оно Вам. Хотите его прослушать? Дети: Да Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Почемучки»я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»

Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Воспитатель: Для того чтобы ответить на все вопросы робота, вам нужно сегодня на занятии внимательно слушать, провести эксперименты и изучить несколько научных центров. Вы готовы? Дети: Да

1. Научный центр «Как устроены люди»

Воспитатель: Для того чтобы узнать как устроены люди, вам нужно собрать картинку. Игра: « Сложи человека»(дети складывают человека из отдельных частей).Что у вас получилось? Дети: Человек Воспитатель: -Тело человека.

Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)

На чем держится голова? (на шее)

Самая большая часть нашего тела? (туловище)

А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)

Воспитатель. Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие? Дети. Мягкие.

Воспитатель. Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему мы не падаем?

Дети. Внутри нас есть кости.

Воспитатель. Правильно. Давайте рассмотрим свои собственные кости т.е скелет. Скелет состоит таких частей как: череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей.)

Скелет служит организму не только опорой, но и защитой:

Череп похож на шлем(он защищает мозг).

Грудная клетка похожа на доспехи(она защищает печень…)

На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный.

Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, а именно, кальций.

Вот мы с вами узнали как устроен человек.

2.Научный центр «Зоркий»

Что изучают в этом центре вы узнаете отгадав загадку

Загадка

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение:

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

(Дети прикрывают глаза ладошками)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.(Мнемотаблица)

Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6.Нужно гулять на свежем воздухе.

Мы дети заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3. Научный центр Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну.

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Воспитатель:
- Да, в этом центре изучают органы слуха.
(Мнемотаблица)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

А еще, Алтынай знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать,какими предметами и что я буду делать? (камень, тарелка, бумага, ножницы)

4.Научный центр «Долина Запахов»

А сейчас я вас приглашаю в центр в которой изучают…

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.(Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

(Мнемотаблица)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Упражнение " Ракета" ( Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз)

А теперь давайте сыграйте в игру

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

5.Научный центр «Море вкусов»

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети:(На вкус.)

В следующем центре изучают именно этот орган чувств - язык.(Мнемотаблица)

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус(сладкий,горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка. А как правильно ее выполнять нам покажет Алия Биктимировна –наш логопед.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

(Картотека артикуляционной гимнастики).

Воспитатель: Молодцы дети! А теперь поиграем в игру

"Определи на вкус"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лукум, лимон, соленый огурец, лук.

6. Научный центр «Волшебство осязания»

Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

"Замок"

На двери висел замок

Кто его открыть бы смог

Мы замочком постучали,

Мы замочком покрутили,

Мы замочек потянули и открыли!

Воспитатель: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у меня в этой необычной коробке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра: »Что нашел? Назови!»

Воспитатель: Вот и ответили мы на все вопросы робота, теперь и вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа и как устроен человек. (На схеме выставляются органы чувств и тело человека).

Итог: Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие органы чувств есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал. После сна мы с вами еще поиграем в сюжетно-ролевую игру « Поликинника»,и мы попробуем обыграть какую- нибудь ситуацию.А сейчас давайте все вместе сделаем коллективное фото.

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К.А. Тимирязев

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе, нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится – писать…

Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессионалами и негуманными приемами, успели частично “вложить” программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни “Рисунок 8”.

Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Конспект занятия по познавательному развитию “Свойства воды и воздуха” старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
  • Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций “круговорот воды”, просмотр видеодиска на тему “Космос”, “Планеты солнечной системы”. Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, “водяной мир”.

Материал: Кукла “Пятачок”, нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись “Буги-Вуги”.

Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет “Земли”.

А какие планеты солнечной системы вы еще знаете?

– Еще загадку отгадайте:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).

– В какое время солнце светит? А “Солнце” это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребенка – солнышко). “Рисунок 6”.

– А что можно ночью увидеть на небе? (Объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны.)

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос. (Что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него все видно.)

Опыт с пакетами: “Ловим воздух” – воздух можно потрогать, поймать “Рисунок 10”.

Опыт с листком бумаги “Дует ветер” – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух.)

Опыт с мячом “Сожми – разожми” – воздух, находящийся внутри предмета, не дает возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой “Выдуваем пузырьки” – воздух можно увидеть “Рисунок 1”.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание “Кто выше”.

Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнем немного – потанцуем.

Физкультминутка “Буги-вуги” под фонограмму .

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребенок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (Воздух – не твердое тело.) Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей.). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей.) “Рисунок 3”.

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит “Выйти сухим из воды”. Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим “Рисунок 2”.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрем его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде.) Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

– А вот Пятачок еще интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей.) “Рисунок 4”, “Рисунок 9”.

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый “водяной пар”. Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар.) Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.

– Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли “Рисунок 5”.

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия: Ученые, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга.)

Литература:

  1. Комиссарова, Е.В, Жукова, В.А, Степанцова, Е.В, Новикова, Н.В. Большая энциклопедия почемучек [Текст] : Е.В. Комиссарова. – М.: ООО Изд-тво РОСМЭН – ПРЕСС, 2001. – 200 с.
  2. А.И. Иванова , Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] : А.И. Иванова. – Изд-во ИПК; Новокузнецк, 1999. – 205 с.

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис.10