Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги. Занятие по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства бумаги Нод свойства бумаги вторая младшая группа

Анастасия Стойчанова
Конспект занятия «Ознакомление со свойствами бумаги» (младшая группа)

Тема: Ознакомление со свойствами бумаги.

Задачи: Познакомить малышей с различными свойствами бумаги.

Материалы: газета, бархатную, фольгу, салфетки, емкости с водой.

Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает гладкая и шероховатая, бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Образовательные задачи:

Развивать связанную речь

Учить детей устанавливать причинно - следственную связь

Знакомить детей со свойствами бумаги

Воспитательные задачи:

Совершенствовать представление о бумаге

Расширять кругозор

Воспитывать культуру речевого общения

Воспитывать умение быть наблюдательными

Воспитывать бережное отношение

Словарные задачи:

Активизировать словарь: гладкий, шероховатый, тонкий, толстый

Подбирать синонимы к существительному

Организационный момент:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: картон, бархатная, фольга и салфетка. Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее.

Вводная часть

Дети, посмотрите, что у меня в руках. Это бумага. Сегодня я хочу познакомить вас с её свойствами и качествами.

Основная часть

Воспитатель: «Сегодня мы с вами, будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас».

Дети: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги.

Молодцы, правильно.

Воспитатель: можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Затем предлагаем детям: потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она.

Выслушивает ответы, обобщает: «Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая. Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна - из очень тонкой бумаги.

Воспитатель: Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите?

Дети: Шуршит - живая,

Верно, хорошо. Теперь разглаживаем бережно ладошкой и снова сжимаем

Воспитатель: Если с бумагой бережно обращаться, она не рвётся. Затем предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была?

Дети: Нет.

Воспитатель: делает вывод - нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется, не распрямляется, не разглаживается. А теперь дети посмотрим, что будет с бумагой, если её опустить в воду.

Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: «Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы. А теперь посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду.

Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась.

Заключительная часть

Воспитатель: смотрите, кукла Мальвина пришла. Добрый день, Мальвина! Мы тебе нужны?» Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю. Воспитатель: Мальвина хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать.

Дети: бумажное стирать нельзя оно намокнет и порвется…

Кукла Мальвина благодарит воспитателя и детей за помощь.

Воспитатель подводит итог наблюдаемому на занятии, проговаривая особенности бумаги (см. цель занятия).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» ЗАДАЧИ: Познакомит детей с историей возникновения стекла. Познакомить.

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева и металла. Словарная работа и активизация словаря. Тяжелый-легкий, металлический деревянный,.

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами сахара» Конспект занятия на тему: «Ознакомление со свойствами сахара». (ТРИЗ). Детский сад № 19 «Ромашка» ГОРОО Воспитатель: Иванова Т. Н. Программное.

Программные задачи: Расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских действий, включать детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление детей со свойствами стекла»

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами стекла» Тема: «Ознакомление детей со свойствами стекла» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).
Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.

Оборудование:

Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики).
10 толстых альбомов для рисования.
Емкость с водой.
Полотенце.
Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, разукрашка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.)
Оборудование для конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.
В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Опыт «Сминание бумаги»

Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.

Опыт «Разрывание бумаги»

Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.

Опыт с водой и бумагой

Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?
Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.
А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.

Беседа о бумаге

Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»

Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.

Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Конструирование из бумаги «Венок»

Дети скручивают из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки). Воспитатель помогает детям свернуть жгутик в колечко и закрепить (склеить).

Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета

Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе, тема «Знакомство со свойствами бумаги»

Автор занятия: Каргина Ольга Юрьевна, воспитатель МА ДОУ Центр - Детский сад № 200 г. Краснодар

Цели:

  • Познакомить детей с качествами разных видов бумаги (тонкая, толстая, прочная);

  • Научить выявлять общие качества и различия бумаги (рвется, мнется, размокает, скручивается)

  • Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека;

  • Заинтересовать детей работой с бумагой;

  • Формировать активность к совместной деятельности со сверстниками;

  • Развивать взаимодействие с взрослыми;

  • Расширять словарный запас детей;

  • Развивать мышление, крупную и мелкую моторику;

  • Воспитывать любознательность и бережливость;

  • Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материалы:

  • небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная и цветная бумага;

  • предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета;

  • емкость с водой

  • открытка-приглашение

Ход занятия:

Ход занятия:

1. Сообщение темы занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.

А какой это материал, нам поможет узнать загадка:

Я белая, как снег,

Дружу с карандашом.

Где он пройдет,

Заметочку кладет…

(Бумага)

Давайте посмотрим вокруг и скажем, что в нашей группе сделано из бумаги? (салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, коробки, разукрашки и т. д.).

Молодцы! У меня для вас есть необычная открытка из Волшебной Бумажной страны. Ее жители приглашают нас отправиться в увлекательное путешествие по их стране. Там все предметы выполнены из бумаги, а из какой именно, мы узнаем во время нашего путешествия на «Бумажных станциях».

Садимся в волшебный паровоз и отправляемся в дорогу! (дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к подготовленным станциям)

Станция «Бумажная»

На столе разложены разные виды бумаги: обычная белая бумага, салфетки, картон.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько у нас много разной бумаги. Давайте ее потрогаем…(дети трогают бумагу)

Какая она на ощупь? (гладкая, шершавая)

Теперь давайте попробуем ее помять.(дети мнут бумагу)

Молодцы! Какую бумагу тяжелее помять, а какую легче?

(салфетку легче- она тонкая, картон тяжелее-он твердый)

Попробуем ее скрутить (картон плохо скручивается)

А сейчас попробуем порвать ее (дети рвут бумагу)

Почему картон рвать сложнее всего? (потому что он прочнее обычной бумаги)

Молодцы! Эта стация открыла нам много нового о свойствах бумаги! Пора отправляться дальше!

Дети становятся в паровозик и прибывают на станцию «Цветная».

Станция «Цветная»

Воспитатель: Ребята у нас на столе цветная бумага. Мы с вами где-нибудь ее применяем? Что можно сделать из цветной бумаги?

(аппликацию, фигурки животных, подарки мамам и папам на праздники)

Станция «Опытная»

Дети подходят к столу, где лежит бумага, и стоят емкости с водой.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с бумагой, если ее опустить в воду?

  1. Салфетка размокла, утонула, т. к. она тонкая
  2. Обычная бумага размокла и стала хрупкой
  3. Картон самый толстый, он размок и стал тяжелым.

Ребята, наше путешествие в страну «Бумажная» подошло к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в вагончики.

Дети встают паровозиком, двигаются и постепенно рассаживаются за столы.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята! У нас прошло увлекательное приключение. Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения?

(бумага бывает тонкая, толстая, прочная; она мнется, скручивается, рвется, размокает в воде)

Конспект занятия « Знакомство со свойствами бумаги»

вторая младшая группа

Цель: Расширение знаний и представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.

Задачи: Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает). Обогащать и словарный запас детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, гладкая, тонкая.

Развивать у детей познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к бумаге.

Ход занятия:

Звучит сказочная музыка (Дети заходят в группу)

Ой, ребята! Посмотрите, что это?

Ребята! Эта палочка не простая, а волшебная, вот я только взмахну рукой, и совершится чудо. Проверим? Закрывайте глаза (Снять салфетку с сундучка)

Ребята! Появился волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундучке. (Показываю цветную бумагу, картон, лист белой бумаги)

Что это? Посмотрите ребята, тут много разной бумаги. Давайте посмотрим какая бывает бумага: разного размера, разной формы.

Какого цвета бумага? Можно сказать, что бумага бывает разных цветов, или можно еще сказать: разноцветная.

Сегодня на нашем занятии нам будут помогать вот такие карточки. Что обозначает эта карточка?

Посмотрите, какая это бумага: толстая или тонкая, потрогайте ее руками. Как вы думаете?

А теперь пощупайте вот эту (картон)

Какая это бумага, толстая или тонкая?

Эта бумага называется картон. Как называется бумага?

Наша карточка показывает, что бумага бывает…. (тонкая и толстая).

Теперь возьмите тонкую белую бумагу и сожмите вот так в комочек. Что получилось?

Что мы с вами сделали с бумагой?

Значит бумага мягкая, она мнется. Какая бумага? Показываю карточку.

Ребята! Бумага может быть и гладкой и шероховатой. Погладьте рукой вот этот листок, посмотрите, как хорошо скользит рука, какая бумага: гладкая или шероховатая?

Дети! Теперь возьмите в руки цветную бумагу и давайте сделаем из нее красивые дорожки. Вот так. (Путем обрывания) Что мы делали?

Как вы сделали дорожку?

Значит бумага еще и рвется. Показываю карточку.

И так мы узнали, что бумага рвется, мнется. Что мы узнали?

Сейчас подойдите к этому столу, возьмите кусочки бумаги в руки и опустите их в воду. Что произойдет с бумагой? Давайте понаблюдаем. Какая стала бумага?

Правильно бумага боится воды, она стала мокрая, она может размокнуть и порваться.

Ребята! Как вы думаете, что можно сделать из бумаги?

Посмотрите что у меня? Правильно это бумажный самолет. Давайте мы с вами тоже превратимся в самолетики и немного отдохнем.

Музыкальная физминутка «Самолет».

Молодцы ребята! Теперь я опять взмахну волшебной палочкой. Чтобы чудо произошло, закройте глазки. Ой, ребята! Посмотрите, наши бумажные листочки превратились в снежинки. Давайте с ними поиграем. Положите снежинку на ладошку.

Посмотрите, какая она красивая, воздушная, легкая. Чтобы убедиться, что она легкая, давайте на нее подуем.

Что произошло?

Значит какая бумага?

Посмотрите, какая большая и красивая снежинка прилетела к нам.

Она хочет, чтобы вы с помощью наших дощечек рассказали всё, что вы узнали на занятии.

Ребята снежинке очень понравилось, как вы рассказали про бумагу, и она вам дарит маленьких своих подружек снежиночек.

Посмотрите, какой красивый наш город, в нашем городе уже совсем скоро наступит зима. Как вы думаете чего не хватает на нашей картине? Правильно, на нашей картине совсем нет снега, а какая зима без снега.

Давайте мы сейчас с вами сделаем красивую картину первого снега на улицах нашего города.

Вам нужно взять снежинки и приклеить их на нашу картину.

Молодцы ребята! Какой красивый зимний город у нас получился.

Из чего были сделаны снежинки, которыми мы украшали нашу картину?

Ребята, вы сегодня многое узнали про бумагу .

Скажите, а как нужно относиться к бумаге?

Нужно беречь бумагу, не рвать , не мять и не выбрасывать ее понапрасну , бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

Конспект НОД «Свойства бумаги»

Младшая группа.

Копкова Татьяна Вячеславовна, воспитатель МКДОУ Детский сад №44 г.Среднеуральск Свердловской области

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Учить детей делать выводы по окончанию опыта.

Оборудование:

Большая коробка, в которой лежат листы бумаги – разные по размеру, по цвету, по фактуре. Ножницы. Клей-карандаш(на каждого ребёнка). Записка.

Приготовлена большая ёмкость с водой(таз). Полотенце, или салфетки.

Стихотворение С. Зайчик «Снежинка»

Ход НОД.

Дети самостоятельно играют. Воспитатель вносит в группу коробку.

Воспитатель: Ребята! Старшие дети из нашего детского сада передали для вас коробку с сюрпризом. Хотите посмотреть что там?

(ответы детей)

Дети подходят, рассаживаются за столом, воспитатель открывает коробку.

Воспитатель: Здесь бумага. Много бумаги! (раскладывает на столе) Она разная! (задаёт вопросы: какая здесь бумага? По цвету, по размеру. Уточняет: гладкая, шершавая. Трогает ладошкой, предлагает детям потрогать пальчиками, погладить ладошкой).

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, здесь ещё есть записка. Читает.

«Здравствуйте, наши младшие друзья!

Мы – дети старшей группы, передаём вам коробку с бумагой.

Попробуйте, что можно делать с бумагой. Успехов вам!»

Воспитатель: Ребята! Дети старшей группы предлагают нам попробовать, что можно делать с бумагой. Вам интересно попробовать? (ответы детей). И мне очень интересно.

Здесь есть ножницы. Что можно сделать ими с бумагой? (ответы детей).

Правильно – разрезать. (воспитатель режет лист бумаги)

Что происходит с бумагой? (ответы детей) Правильно, бумага легко режется ножницами.

Воспитатель «нечаянно» рвёт бумагу.

Воспитатель: Ой! Что случилось? (ответы детей) Я порвала бумагу! Она рвётся!. Вы тоже можете порвать лист бумаги. (дети рвут бумагу) Воспитатель обращает внимание детей, что бумага легко рвётся. На большие и маленькие кусочки.

Воспитатель дует на обрывки бумаги.

Воспитатель: ребята, почему бумага разлетается?(ответы детей). Да, потому что я на неё дую. Какая лёгкая бумага – она разлетается, если на неё подуть. Хотите поиграть с бумагой – подуть на неё?(ответы детей).

Я предлагаю выйти из-за столов, и поиграть на ковре. Наши бумажки похожи на снежинки.
Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.

Воспитатель с детьми играет на ковре – поддувают снизу на обрывки бумаги.

Воспитатель: (трясёт коробку, в ней что-то гремит). Ребята, здесь что-то ещё есть! Посмотрим? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает на стол клей-карандаш, дети снова рассаживаются за столы.

Воспитатель: Что нам ещё прислали в коробке? (ответы детей). Правильно, это клей. Для чего он нужен? (ответы детей). Конечно, чтобы клеить. Предлагаю попробовать склеить бумагу (дети склеивают листы бумаги клеем). Что у нас получилось? (ответы детей) Правильно, бумага склеилась.

Воспитатель: Какая интересная, оказывается, бумага! Её можно порезать, порвать, подуть на неё, и она полетит. А что случится с бумагой, если её положить в воду? (ответы детей).

Я предлагаю попробовать. Воспитатель приносит таз с водой, и дети опускают в воду листы бумаги.

Пусть бумага немножко полежит в воде, а мы немножко поиграем.

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).

Воспитатель: Как хорошо поиграли – согласны ребята? (ответы детей).

А теперь можно проверить, что стало с бумагой, которую мы опустили в воду. Можете подойти и проверить.

Дети подходят, достают бумагу, мнут её, рвут.

Воспитатель: Что же случилось с бумагой?(ответы детей). Правильно, бумага размокла, превратилась в кашу. Теперь бумага разваливается, если мы хотим порвать её.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с бумагой? (ответы детей). Что вы с ней делали? (ответы детей). И мне очень понравилось, как вы играли с бумагой. У вас всё очень хорошо получается, вы молодцы!