Карельские обереги. Карельская народная кукла Кукла-оберег для малыша Карельская рванка или Капустка, до рождения ребенка и после

Все живущие на Земле люди родом из детства. Конечно же, этот период жизни у каждого отдельно взятого человека проходит по-разному, однако у большинства из взрослых в то далекое время были куклы. На рынке игрушек сегодня представлено множество кукол на любой вкус и кошелек, однако найти по-настоящему хорошую и уникальную в своем роде куклу - настоящая проблема. А может быть не стоит надеяться на игрушечную индустрию и попробовать сделать необычную игрушку своими руками?

История народной куклы уходит своими корнями в глубину веков, являясь своеобразной носительницей народных традиций. Еще в начале прошлого века их мастерили умельцы из разных уголков Карелии, однако житель большого и современного города бесконечно далек от крестьянского быта конца XIX века. Действительно, жизнь обычного карельского крестьянина была заполнена не только различными праздниками, но и тяжелым физическим трудом, а христианские традиции переплетались с языческими обрядами. В деревенских праздниках принимала участие большая часть жителей поселения. Во время проведения обрядов местные жители использовали большое количество различных ритуальных предметов, в число которых входили и народные куклы. В понимании древних людей кукла являлась своеобразным посредником между человеком и непознанными силами природы. В зависимости от своего предназначения, существовали не только игровые и обрядовые, но особые куклы-обереги, которые защищали своих хозяев от заговоров.

На сегодняшний день создатели и владельцы народной куклы в большинстве случаев обращают внимание только на внешние особенности игрушки, не придавая никакого значения её предназначению, а вот жители Карелии (да и других регионов России) в древности создавали игрушки не только непосредственно для игры, но и вкладывали в неё определенное «послание».

Секрет народной куклы не так-то просто разгадать. Часть истории её возникновения уже давно канула в лету, однако найти ответы на некоторые вопросы всё-таки можно. Прежде всего, необходимо понимать, что кукла не появляется из ниоткуда, а создается человеком, который невольно вкладывает в неё частичку себя и народа, частью которого он является. Большинство кукол не имели собственного лица, и в этом есть определенный смысл. Согласно верованиям древних жителей Карелии, безликие куклы были неодушевленными, а значит, в них не могли вселиться недобрые силы или злые духи. Такие игрушки дарили молодоженам или детям. Последние практически сразу принимались «за дело», придумывая подарку имя, характер, а иногда и вышивая кукле лицо.

Главной особенностью народных кукол можно смело считать простоту в изготовлении. Для их создания использовались распространенные виды тканей, которые набивались шерстью, льном или ветошью. Незатейливый вид народной куклы придавал ей особую привлекательность и загадочность. Кстати, карельские девочки в свободное время делали довольно сложные игрушки, облаченные в традиционные для района проживания одежды. Благодаря этому куклы в определенном смысле знакомили детей с обычаями и традициями родного края


Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать).

У Вилены проводятся занятия по этим куклам, фото слева — из приглашения на занятие по Лихоманкам от Вилены.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) — от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха — эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра — она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Они отличаются: зимние на палочках , их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся.

МК по зимним Лихоманкам смотрите в следующей статье.

По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая — Кумоха.

Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы.

От белой ткани отрывают длинную полоску такой же ширины, как заматываемая палочка. Далее, палочку заворачивают-закручивают в лоскут, так же как сматывают бинт.

Закрутка может быть заготовкой и для других видов кукол. Традиционно закрутку делают «на колене». На колени вдоль ноги раскладывается полоска ткани, на полоску кладут палочку, катят палочку по ткани ладошкой, наматывая на палочку ткань. Уже смотанную закрутку можно катать ладонью по колену пока она не загладится, уплотнится и не прекратит раскручиваться.

Закрутку перевязывают ниткой в двух местах. Первый раз посередине (как пояс) и другой раз в 2/3 от верхней половины (отделяется голова). Получается заготовка куклы. У этой куклы нитка никогда не наматывается крест-накрест. Ведь крест служит оберегом от злых демонов, а функция куклы-лихорадки отвлекающая и замещающая, она наоборот должна быть для них привлекательна.

Далее одеваем куклу: Повязать платок. Затем, платье — обмотать 2/3 туловища кусочком цветной ткани. Приложить передник. Перевязать-закрепить платье и передник пояском. Лихорадка готова. (Возможен вариант оформления кукол, когда платок одевается последним, уже поверх платья).

Мои лихоманки в процессе изготовления.

Мои Лихоманки — вместе с Кумохой.

Снова мои Лихоманки — вид сзади.

Перед родами женщина изготавливала 13 маленьких кукол для защиты своего ребенка и вешала их у трубы в избе. Если ребенок заболевал, мать «договаривалась» с одной из кукол о помощи в выздоровлении. В случае, если кукла не поможет, женщина обещала выставить ее из дома на улицу.

Помните, правильно сделанная кукла должна уметь стоять без опоры.

Размещают Лихорадок возле трубы или вытяжки. Большая лихорадка при этом располагается посередине. Их можно поставить на полку или, связав красным шнуром, повесить на стену.

Карельская рванка – северная народная тряпичная кукла. Нашли этнографы такую куклу в деревне Киндасово. Рванка – это карельский и архангельский вариант «куклы-кормилки». Как и любая «кормилка», она символизирует достаток и плодородие. Делают ее или дарят с мыслями и пожеланиями благополучия в семье, здоровья всем домочадцам и достатка в доме. Но есть у карельской рванки свои особенности. Ее костюм отражает детали одежды жителей южной Карелии. У этой тряпичной куклы есть жилет – традиционно красных тонов – а юбочка и фартук повязываются под углом. Как и большинство народных тряпичных кукол Карельская рванка делалась без помощи иглы и ножниц. Это слышно даже и в названии – материал разрывали, потому и рванка.

Как сделать народную тряпичную куклу Карельская рванку.

Все размеры даны ориентировочно. При таких размерах получается кукла высотой 13см.

1. Делаем голову кукле рванке. На квадратный кусок ткани 20х20см светлого цвета кладем синтепон и завязываем ниточкой под головой. Удобно наметить на тряпочке карандашом центр.

2. Делаем ручки для куклы рванки. Прямоугольный кусочек ткани 16х10 см подгибаем с коротких сторон и складываем длинные края к центру.

Завязываем ниточки с концов ручек – получились ладошки.

3. Вкладываем ручки между кусочками тела.

Ниткой завязываем под ручками.

4. Делаем груди для куклы рванки. На два квадратных кусочка ткани 10х10 см кладем синтепон и завязываем ниткой, формируя упругие шарики. Ниточки от завязывания оставьте длинными.

5. Груди подвязываем к тряпичной кукле с помощью оставшихся ниток.

6. Для жилета возьмем кусочек ткани 6х15см. Сделаем Т-образный разрез в середине, сместив его немного в сторону спинки.

Одеваем на нашу тряпичную куклу жилет и подвязываем его под грудью.

7. Для юбки рванки нужен квадратный кусок ткани 15,5х15,5см. Делаем крестообразный разрез в центре лоскута.

Одеваем юбку на тряпичную куклы выворотным способом и подвязываем ниткой.

Юбочку опускаем вниз и расправляем.

8. Для фартука нужен квадрат ткани 5х5см. Кладем тесьму или веревочку на уголок квадрата и перегибаем его.

Для древних славян куклы являлись оберегом, символом благополучия, гармонии в мире, их почитали, придавая сакральное значение связи человека и сил природы, божественной силы.

В основе кукол-оберегов были образы женщин, к которым относились с особой почтительностью, как к основательницам рода, хранительницам домашнего очага.

Так древние куклы делались из золы, которую брали из того же очага или позже из тряпок. Ее называли кукла Баба и передавали с поколения в поколения по женской линии.

Позже такие обереги стали делать из дерева, глины, ткани, соломы. Все куклы были красиво наряжены.

народная кукла Баба славян

Кукла-оберег для малыша Карельская рванка или Капустка, до рождения ребенка и после

Для каждой семьи появление ребенка было огромным событием. Интересны традицонные куклы-обереги вепсов, народов Карелии. У них было заведено делать до рождения малыша куклу Капустку или Карельскую рванку .

Для матери было чрезвычайно важно не только вырастить и воспитать своего ребенка, а и защитить его от злых духов, которые могли завладеть его душой. Поэтому специально для него делались куклы из цветных лоскутков ткани.

В завернутую, ничем не сшитую игрушку вкладывалась вся материнская любовь и тепло. Перед появлением на свет ребенка в колыбельку клали оберег.

Кукла Пеленашка для отпугивания злых духов

А чтобы отпугнуть злых духов делали специальную куклу Пеленашку и клали ее в кроватку ребенка. Кукла Берегиня Сна охраняла детский сон, успокаивала его.

Целебные куклы-обереги славян

Куклы-травницы

Были также обереги из трав для поддержания здоровья семьи. Такие куклы делались изо льна или хлопка. Внутрь туловища накладывали разные травы: зверобой, мяту, хвою, тысячелистник. Когда кукла в первый раз заносилась в дом, куклу терли и запах наполнял все комнаты. Часто такие куклы улаживали возле больного или ребенка. Каждые два года делались новые Кубышки-травницы.

Куклы Лиходейки (Лихоманки)

Кукла Лиходейка вешалась в доме и забирала себе все болезни, так как считалась двойником человека и что болезни возьмут тряпичного человечка, а не настоящего. Две полоски ткани скручивались в виде креста (туловище и ручки, должна получиться фигурка с оттопыренными ручками, а потом оберег вешался на стену. Одна из разновидностей таких кукол — 13 кукол Лиходеек (Лихоманок) против болезней. Их имена – Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая сестра Кумоха.

Они приходились друг другу сестрами. Изготавливались они из не новой одежды, можно было сделать из постельного белья, но той, которую одевали в добрые счастливые часы. Традиционные цвета для изготовления кукол: красный цвет жизни и белый чистоты, порядка.

Славянские куклы — обереги Лиходейки

Куклы Десятиручки для помощи по хозяйству

А вот в хозяйстве помогали куклы Десятиручки. Их специально ставили на видное место. Они помогали в ежедневной работе, поддержании порядка в доме.

Кукла Десятеручка для помощи по дому.

Куклы-обереги колокольчики для оберега веселья

Славяне не только работали, но и развлекались. Их веселья оберегали куклы Колокольчики. Их вырезали из дерева.

Кукла-крупеничка

Очень интересная была куколка Крупеничка . Каждую осень в нее насыпали горсть зерна из нового урожая. Весной это зерно брали для посева нового урожая, а зимой могли отсыпать зерна, если семья голодала. Так, когда кукла была худая, было видно, что семья бедствует.

Куклы-обереги на удачное замужество

Хоть куклы обереги и были похожи на женщин, у них не было отличительных черт, чтобы злые духи не могли в них поселиться.

Их считали своими друзьями, поэтому при создании кукол не использовали иглы. Древнеславянские куклы-обереги воплощали знание, веру народа в светлое будущее и связь с поколениями