Как реагировать ребенку на проявления агрессии со стороны сверстников. Давление со стороны сверстников (тема по английскому)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По статистике , до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % - эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2017 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга .

Мы в сайт постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

Согласно исследованиям , лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым. Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины . В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина - чувство собственной ненужности .

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей. Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения. Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон - все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело , которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает , что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать:

  • Научите ребенка правильно реагировать на критику, справедливую и несправедливую. Важно донести до него, что любая критика - это не личная обида, а лишь чье-то мнение о какой-либо отдельно взятой ситуации.
  • Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет проявить себя. Уверенные в себе дети реже становятся жертвами травли, а успех в любимом деле, пусть даже незначительный, поможет легче справиться с последствиями агрессии, если она уже случилась.

3. Расскажите о защите личной информации в сети

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала , что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами , и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц - зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля - это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства - общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней. В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома. Все это - попытки человеческой психикиизбежать травмирующего действия внешних факторов.

Главная задача родителей - не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции .

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного - видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало , что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

7. Смените обстановку

Бытует мнение, что перевод ребенка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте ситуация повторится. Лучше научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы он закалял характер и мог дать отпор. Как мы уже выяснили, не все зависит от ребенка. Травля происходит в коллективах, где нет общности интересов, школьники не вовлечены в образовательный процесс, а социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.
  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок» . Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами» . Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» - графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны» . Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере . Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков - конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо» . Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» . Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

А какие ситуации возникали у вас в школе? Удалось ли добиться мирного решения проблемы и как вы передаете свой опыт детям? Поделитесь в комментариях.

Формирование уверенного поведения и умения противостоять давлению в подростковом возрасте.

Ни один ребенок не рождается, имея четкий план того, что он должен делать и кем быть. Обо всем этом он узнает от тех людей, в обществе которых живет.
Работа с молодежью на сегодняшний день – это одно из приоритетных направлений государственной политики. За молодым поколением будущее. А для того, чтобы это будущее стало стабильным и светлым и молодого человека ждал успех, необходимо, не откладывая на завтра или хуже того на неопределенное потом, учить молодежь сейчас брать ответственность за себя, самостоятельно выбирать модель поведения, которая не навредит ни самому себе, ни окружающим.
Современные дети сталкиваются с невероятным давлением со стороны сверстников. Конечно, мы всегда надеемся, что наши дети смогут противостоять подобному отрицательному влиянию, однако зачастую им трудно это сделать, поскольку такая позиция не всегда популярна в их среде. Кроме того, просто в силу определенных возрастных особенностей дети до 16-17 лет просто не владеют надежными способами противостояния давлению группы. Младшие школьники, начиная учиться в школе, нередко испытывая затруднения и слыша критику в свой адрес со стороны учителей и со стороны взрослых, реагируют снижением своей самооценки. При этом мнение окружающих становится для них особенно важно, поскольку позволяет лучше ориентироваться в таком новом и не вполне понятном мире как школа. Это самое стороннее мнение нередко и выражается одноклассниками, успевшими сплотиться в группы, они и предлагают отчасти растерявшемуся ребенку как нужно себя вести и что делать (разумеется, как им бы того хотелось).
Манипуляция
Каждый человек индивидуален. Принятие решения осложняется процессами манипуляции и психологического давления группы.Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Это скрытое управление собеседником против его воли. Поскольку манипуляция – скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что даже не каждый взрослый может защитить себя от нее.Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Проблемными для подростков являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими. Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизм, наркотики, сексуальные отношения.
Групповое давление
Примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены: Класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься, ты трус!». Группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну ты что, слабак? Девчонка?», «Ты - маменькин сынок!».Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!»… Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.
Важная истина также заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Конечно, далеко не все дети в школе такой силой обладают. Поэтому наша задача - помочь детям выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в них уверенность в себе.Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников Вы испытывали будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как Вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы Вы иначе теперь? Заставляли ли Вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали? Помните, что влияние сверстников может быть и положительным, например здоровое соревнование, положительный образец для подражания, вдохновляющие новые идеи.
Как противостоять давлению сверстников?
Поговорите с родителями о том, какого рода давление на ребенка со стороны сверстников их беспокоит. Предпринимают ли они что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению? Лучше всего дети учатся противостоять отрицательному давлению, наблюдая, как сами взрослые отстаиваете свои взгляды.
Известный американский педагог Мишель Борба предлагает следующие шесть стратегий развития способности противостоять давлению со стороны сверстников:

      Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Научите ребенка отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.

      Твердо сказать "нет". Особо подчеркните, что коль скоро ребенок решил не делать того, что ему предлагают, он должен дружелюбно, но твердо и непреклонно сказать об этом и не сдаваться. Напомните ребенку, что его задача - не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.

      Попрощаться и уйти. Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Родители должны договориться с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить им, и они его заберут, не задавая вопросов.

      Уметь найти уважительные причины для отказа. Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: "Я сказал отцу, что буду дома", "Мне нужно кое что сделать дома", "Я обещал другу зайти". Родители должны разрешить ребенку ссылаться на них в качестве отговорки, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это».

      Повторять свое решение. Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: "Нет, это неправильно", "Нет, это неправильно". Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

      Объяснять причины отказа. Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснять причину отказа: "Это противозаконно", "Меня накажут" или "Я могу пострадать".

Начало занятия.

Не называя тему данного занятия, учитель может сделать к нему такое оригинальное вступление с тем, чтобы при активном размышлении самих учащихся они самостоятельно пришли к определению его тематической направленности: «Каждому из вас с детства знакома сказка Андерсена о голом короле. Многие из вас сидя в кинозале или в театре, наблюдали порой, как плачут при восприятии отдельных эпизодов на экране или сцене взрослые, в то время, как молодые люди (подростки и юноши) бросали на них недоуменные взгляды. А вот эпизод из фильма: малыш ест пересоленную кашу, морщится от неприятных вкусовых ощущений, но когда ему задают вопрос «Вкусна ли каша?», он утвердительно кивает головой в знак согласия, поступая так только потому, что другие дети, находящиеся рядом с ним и евшие нормальную, а не пересоленную кашу, сказали до него, что каша вкусная. Как вы думаете, что есть общего в поведении придворных, восхищающихся нарядом короля, хотя для всех них было очевидно, что он голый, в поведении подростков и юношей, почти никогда не плачущих при восприятии трагических эпизодов на экране, в поведении малыша, кушающего пересоленную кашу? Учитель должен побудить учащихся задуматься и руководя поиском искомого ответа на заданный вопрос, учитель целенаправленно, шаг за шагом должен подвести их к выводу о том, что общим во всех ситуациях является давление со стороны других людей.
Упражнение «Отказ»Цель: выработка умения сказать «нет!».Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе предлагается на выбор одна из ситуаций, в которой субъект подвергается провокации или давлению со стороны других.Возможные ситуации: - «Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома»;- «Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома»;- «Можно мы с другом переночуем у тебя, когда твоих родителей не будет дома»;- «Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает тебе выпить вместе с ним».Задание подгруппам: в течение 10 минут придумать и разыграть как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» ситуации перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Каждый использует разные стили отказа: уверенный, неуверенный, агрессивный.По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.
Занятие-практикум

Как отстоять свою точку зрения? Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.Основные понятия: самоутверждение, правила формулировки отказа другому.

Исследовательские задания:

      Проиграйте ситуацию. Придумайте аналогичные ситуации, где нужно обосновать свой отказ и сказать решительное «нет».

      Составьте правила убеждения другого.

      Найдите выход из ситуации:Виктор и Сергей хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем после школы и попросить его поскорее вернуть деньги.Примените правила убеждения в соответствии с данной ситуацией.
      Правило
      Описание
      Слова, которые вы можете произнести
      Высказывание
      1.Объясните, что вы чувствуете и в чем проблема
      Выскажите свое мнение о поведении (проблеме) Опишите проблему, нарушившую ваши права и обеспокоившую вас
      -Я чувствую неудовлетворенность, когда…-Меня огорчает, когда…-Мне больно когда…-Мне нравится, когда…
      У меня такое чувство, что меня используют, когда я одалживаю деньги и не получаю их в срок
      2.Изложите свое требование
      Четко изложите, что вы хотите
      -Меня бы больше устраивало, если бы…-Не мог бы ты…-Пожалуйста не надо…-Мне бы хотелось, что бы ты не…
      Меня бы больше устроило, если бы ты отдавал мне деньги как можно скорее, когда ты их занимаешь у меня
      3.Выясните мнение вашего партнера о вашем требовании Ответ партнера
      Попросите вашего партнера выразить свои чувства или мысли относительно вашего требования Ваш партнер высказывает свои чувства или мысли, касающиеся вашего требования
      -Что ты думаешь об этом?-Тебя это устраивает?-Каково твое мнение?-Какова твоя точка зрения по этому вопросу?-Тебе это подходит?Ваш партнер отвечает на ваш вопрос
      Тебя это устроит? Да, я думаю, ты прав. Я плохо поступил, что не отдал тебе деньги вовремя, но в следующий раз я верну их быстрее
      4.Отреагируйте на слова партнера, поблагодарив его
      Если ваш партнер принимает ваше требование, на этом беседу следует закончить
      -Спасибо.-Прекрасно, я тебе благодарен.-Я счастлив, всего хорошего.-Прекрасно.
      Спасибо за то, что ты меня правильно понял.Пошли, послушаем музыку
      4.Класс разбивается на пары. Необходимо выполнить следующие задания:-Вы и ваш партнер должны выбрать одну из нижеследующих ситуаций.-Используя представленную таблицу правил убеждения в своей правоте, напишите высказывания, в которых вы отстаиваете свою точку зрения в данной ситуации. Один из партнеров читает запись другому.-Можете вносить изменения, если вы считаете, что это необходимо. Ваш партнер должен прочитать написанное вами высказывание еще раз.Ситуация 1.Приятель(ница) по дому предложил(а) вам пойти с ним(ней) в одну компанию. Вы не знаете ни одного из тех ребят, которые там будут. И это вас беспокоит. Кроме того, вы слышали, что этот (эта) приятель(ница) курит и пользуется не очень хорошей репутацией в школе. Вы решаете проявить упорство и сказать ему (ей) «нет».Ситуация 2. Товарищ по дому спрашивает, не хотите ли вы, чтобы он подвез вас домой после школы. Вам не очень нравится этот человек, и вы неловко себя чувствуете. Вы решаете проявить настойчивость и отказаться от поездки. Ситуация 3. В компании, собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята курят. Однажды один из лидеров компании предлагает вам покурить. Вам трудно принять решение. Попробуйте в соответствии с правилами сформулировать отказ от предложения (смотри таблицу).
      Как вас могут заставить отказаться от вашего намерения или принять чье-то предложение
      Форма воздействия
      Пример
      1.Подавлять вас
      -Ты просто боишься.
      2.Убеждать
      -Почему нет? Все это делают.
      3.Угрожать
      -Соглашайся или расстанемся. Я могу тебя ударить, если не согласишься.
      4. Говорить, что нет никакой проблемы
      -Ничего плохого не случится. Не волнуйся.
      5. Приводить доводы
      - Ты мне обязан(а). Ты уже достаточно взрослый(ая)
      6.Уводить от темы
      - У тебя прекрасные глаза. Мне нравится, когда ты сердишься.
      И еще одно замечание напоследок. Самым надежным средством не попасть в зависимость от других людей или в зависимость от группы является умение ребенка отстаивать свои права, и прежде всего три основных жизненных права: Право делать то, что для тебя лучше. Право самому выбирать.Право переменить решение. Подумайте, признаете ли Вы за собой и за Вашим ребенком эти права? Позволяете ли на деле реализовывать эти права в повседневной жизни?
      Спасибо за внимание!

Если раньше подростки выясняли отношения в драках, то теперь всё чаще конфликты переносятся в интернет-пространство. А потому становятся более жестокими и опасными.

Что делать, если ребёнок стал свидетелем или жертвой травли одноклассников? Рассказывает Кирилл Хломов, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук :

Жертвы и агрессоры

Юлия Борта, «АиФ»: Кирилл, как можно понять, что ребёнка обижают и травят сверстники?

Кирилл Хломов : Признаки обычно настолько явны, что не заметить их и родителям, и учителям сложно. Скажем, если у ребёнка нет друзей, он постоянно подавлен, в плохом настроении, отказывается идти в школу, стал хуже учиться, у него даже начались проблемы со здоровьем на почве сильных переживаний и т.д. Чаще всего жертвами жестокого преследования со стороны сверстников становятся дети, которые чем-то сильно не похожи на всех остальных — например, имеющие лишний вес, другую религиозную, национальную принадлежность. Либо просто дети крайне замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты со сверстниками. Кстати, став взрослыми, жертвы травли нередко обращаются к психологам с жалобами на внезапные необъяснимые приступы страха, боязнь публичных выступлений и другими. Так что бывает, травля становится психологической травмой на всю жизнь.

— С чего вдруг в некоторых детях возникает такое желание поиздеваться над одноклассником? Виновато ТВ, где транслируют насилие везде — в кино, сериалах, новостях, ток-шоу?

Наука для слабых?

— Почему взрослым часто бывает так сложно остановить травлю среди детей и они оказываются бессильны что-либо сделать?

— Что касается учителей, то наше недавнее исследование в школах показало: хотя большинство педагогов знают признаки травли ученика в классе, но не всегда предпринимают активные действия к тому, чтобы её остановить. Этому способствуют несколько мифов. Первый миф: ребёнок, которого травят, сам виноват, потому что так себя ведёт. А ситуация травли только пойдёт ему на пользу, поможет измениться — он станет крепче духом, закалится. Это не так. Ребёнок страдает. И может даже решиться на суицид в самом тяжёлом случае. Последствия травли могут мучить человека всю жизнь, о чём мы уже сказали. Второй распространённый миф: не надо вмешиваться в дела детей, они сами лучше нас разберутся. Это тоже не так. У детей не хватает опыта, знаний, коммуникативных возможностей, чтобы разрешить конфликт цивилизованно.

Иногда учителя могут неосознанно поддерживать ситуацию травли в классе, чтобы легче было управлять детьми — как раньше существовала дедовщина в армии как способ сформировать социальную иерархическую структуру. Например, если в классе много «блатных» родителей, и педагог сам боится регулировать поведение детей. Это может привести к тому, что среди подростков найдётся лидер, который станет устанавливать власть. И вместо того, чтобы пытаться решить проблему, такой учитель будет заниматься поиском алиби и оправданиями сложившейся ситуации: «Ну вы же понимаете, этот ребёнок сам виноват — провоцирует агрессию...».

К сожалению, провоцировать травлю могут и сами родители, если конфликтуют с администрацией школы, учителем или другими родителями. Когда родители считают, что они должны заставить школу делать так, как считают нужным, их ребёнок может оказаться в ситуации, когда его травят или он травит кого-то.

Без правил и морали

— Сейчас нередко травля переносится в социальные сети.

— Да, кибертравля — это новое и быстро распространяющееся явление, как в России, так и за рубежом. Например, когда дети выкладывают неприглядные ролики про своих одноклассников. Не умея обращаться с информацией, девочки или мальчики могут снять себя голыми и отправить однокласснику, не осознавая, что всё попадающее в Сеть легко может стать достоянием всего класса (например, если юноша решит отомстить бывшей подруге за то, что она порвала с ним отношения). Преследователь может взломать аккаунт другого ребёнка и от его имени рассылать унизительные сообщения его знакомым, и тогда от этого подростка отворачиваются друзья. Самая опасная ситуация, когда преследователь от имени жертвы публикует информацию о поиске сексуального партнёра, подвергая тем самым эту девушку или юношу реальной опасности. Травля в интернете нередко становится более жестокой, чем в жизни — с безобразными комментариями и крайне унизительными оскорблениями. Подростки воспринимают ВКонтакте как место, где нет правил. Так дети отчасти копируют взрослых, которые могут совершенно не знать «тормозов» при общении в Сети. Этому способствует анонимность, невозможность посмотреть друг другу в глаза, из-за чего люди могут позволить себе больше, чем привыкли в обычной жизни. А вовлечение множества свидетелей в разы усиливает переживания стыда, страха, беспомощности и отвержения.

— И что же делать — лишить компьютера и интернета?

— Это неправильно! Понятно, что родители хотят защитить ребёнка. Но лишая доступа к социальным сетям, они таким образом лишают ребёнка социальной жизни, общения, изолируют его от сверстников. И это в свою очередь тоже может стать дополнительным фактором травли. Просто потому, что ребёнок не владеет сленгом, ситуацией, контекстом, в котором живут все остальные. А кроме того, подросток часто не хочет в случае травли обращаться к родителям за помощью, боясь, что его накажут лишением компьютера и интернета. Что иной раз страшнее травли.

Учите останавливать насилие

— И как тогда поступать?

— Прежде всего, надо понимать, что перевод ребёнка — будь он жертва или агрессор — в другую школу проблему не решит. Его место займут другие дети, которые раньше были свидетелями травли — просто потому, что в классе принят такой способ снятия напряжения и разрешения конфликтов. Можно менять действующие лица, «игра» останется прежней. Важно разобраться, что происходит — поговорить со своим ребёнком, классным руководителем, родителями других детей. Обратить внимание администрации школы на то, что сложилась недопустимая ситуация и вы просите в ней разобраться. Причём действовать надо сразу, не сидеть и ждать, что всё само пройдёт. Взрослые — учителя, родители — обязательно должны ясно дать понять детям, что такая ситуация недопустима, что конфликты надо разрешать цивилизованно, без оскорблений, унижения и насилия. Научить этому — например, с помощью психологических тренингов со специалистами. В помощи нуждается обычно и агрессор. У него наверняка тоже есть проблема. И его агрессивные действия — это крик о помощи: он так пытается сказать, что не справляется. С чем? Надо разбираться. Это может быть недостаток внимания и любви в семье, педагогическая запущенность, острый конфликт с учителем, амбиции родителей, которые поддерживают такое самоутверждение своего ребёнка за счёт других.

Детей, которые оказались свидетелями травли, надо учить вмешиваться в конфликт и останавливать насилие. Игнорирование ситуации воспитывает в детях чёрствость, равнодушие, цинизм — такие проходят мимо чужой беды без всякой жалости и сочувствия. С другой стороны, не пытаясь прекратить унижение и насилие (потому что самому страшно оказаться на месте жертвы), дети приобретают опыт беспомощности в ситуации несправедливости. И если сами потом оказываются в роли жертвы, то даже не пытаются остановить агрессора. Это ситуация, когда ребёнка или взрослого бьют, а он даже не кричит и не зовёт на помощь.

В чём ещё сложность? Часто родители, обнаружив, что их ребёнка обижают или он сам обижает другого, оказываются во власти очень сильных эмоций. Родители детей-агрессоров атакуют обвинителей, но при этом усиливают давление по отношению к своему ребёнку. Достаётся всем. Точно так же агрессивно ведут себя и родители жертвы, игнорируя интересы своего ребёнка. То есть каждая из сторон отстаивает собственную самооценку и правильность выбранной воспитательной стратегии. Ведь если твой ребёнок бьёт или его бьют, а он не может дать отпор, значит ты априори плохой родитель для тех или других. От этих установок надо уходить.

Хочу заметить, что учителя тоже могут становиться жертвой травли, и им тоже бывает нужна поддержка и защита, но не равнодушие свидетелей. И, конечно, конфликты между педагогами и подростками — это не редкость. Но всегда стоит проблема поиска «хорошей формы» — адекватного поведения в конфликтной ситуации. Знаю случай, когда учитель чрезмерно жестоко и несправедливо унизил при всех ребёнка. И тогда ученики старших классов стали выражать протест против недопустимого поведения педагога тем, что приходили на урок к этому учителю, а в класс не заходили и оставались в коридоре, пока конфликт не был разрешен.

Так что помощь и поддержка нужна всем. И нужно не бояться вовремя за ней обратиться.

Говорят, что дети - это самый жестокий народ. А о подростковом возрасте известно каждому. Кто-то помнит свой, кто-то вспоминает своих детей, а кому-то только предстоит пережить это время некоторым в качестве родителя, а кому-то и в качестве ребёнка.

Конечно, не поспоришь с тем, что это- довольно сложное время. Особенно, для детей. Хотя, некоторые родители могут, конечно, с этим не согласиться.
Психологи говорят, что этот сложный подростковый период начинается, приблизительно к 12годам и продолжается, в среднем, до 17- летия. Именно в этом возрасте большинство детей пробуют первую сигарету, спиртное, первый секс, а кто-то наркотики. И частой причиной получения опыта такого рода, бывает именно давление со стороны сверстников. Кто-то может ему противостоять, но большинство поддаётся и начинает плясать под дудку более «крутых» или сильных ребят. Что же является причиной таких поступков?

Каждый, кто может вспомнить себя в таком возрасте, а так же те, кто бывал в подобных ситуациях, знает это чувство растерянности и неуверенности в себе. За довольно короткий промежуток времени и в теле и в эмоциях происходят перемены. Некоторые непонятны, многие огорчают и заставляют думать, что ты не такой как все. Что и твоя семья и твой привычный образ жизни - это причина проблем. В голове появляется много странных противоречивых мыслей. И кажется, что ты бесконечно одинок… Родители не понимают, вся их жизнь - полный отстой. Учителя - сплошная проблема. И не у кого спросить совета, да и кто сможет его дать, если я знаю обо всем лучше, чем кто-либо другой… и от этого ощущение безысходности становиться ещё острее…

И ребёнок идёт искать «свою стаю». Тех людей, которые могут понять и подсказать,что же со всем этим делать. Конечно, чаще всего это такие же подростки. А для того, чтобы в компанию приняли и считали его там «своим», этот подрастающий человек, часто готов на всё. Думаю многим не понаслышке знакомо это.

Часто среди подростков очень поощряется пользоваться слабостью и самоутверждаться за счет других. Как парни сталкиваются с проблемой курить или не курить, пить или не пить, употреблять наркотики или нет, так и девушки попадают под давление сверстников, которые говорят о том, что если девушка хочет быть популярной и нравиться мальчикам, ей нужно заниматься сексом. Самое страшное для ребёнка в таком возрасте прослыть неудачником.

И хотя родителям может казаться, что достучаться до здравого смысла подростка просто не возможно, это не так. В это время родитель может стать для своего ребёнка другом, но этому должны предшествовать годы общения и присутствия в жизни друг друга. Для того, чтобы стать другом своему подросшему чаду, нужно доказать ему, что он- ваш друг. А отношение к ребёнку и к другу разное. Постепенно, по мере взросления, поучительный и покровительственный тон заменяйте на совет, и чаще спрашивайте мнение ребёнка по поводу происходящего в семье, прислушивайтесь к нему. Ни крики, ни уговоры не помогают в отношениях, помните, что ребёнок не ваша собственность и у него есть своя жизнь и свой опыт. Доверяйте ему. Но проявляйте бдительность, будьте внимательны к переменам, происходящим в жизни ребёнка, и ни в коем случае не пускайте всё на самотёк. Человек, не набравшийся опыта и знаний, может наломать дров, а особенно, если есть в его окружении те, кто может воспользоваться этим положением.

Но иногда бывают случаи, когда ситуация требует резкого вмешательства. Бывают родители, которые не видят того, что происходит, а ребёнок боится им рассказать. И оказывается в ситуации давления с обеих сторон. С одной стороны родители, которые могут наказать, накричать, а с другой - издевательства и давление сверстников. Ребёнку очень сложно бывает в таком случае, а родители не понимают, почему же их прежде такой удобный сын или дочка сейчас вдруг начинает приносить проблемы. Даже те дети, которые с помощью своей силы или авторитета давят на других, тоже не понимаемы своими близкими. Часто их не ценят в собственных семьях, им бывает страшно и чтобы почувствовать свою значимость и силу, они унижают других.

Если вы заметили, что с вашим ребёнком что-то не так, обратитесь к психологу, попробуйте в непринуждённой атмосфере выяснить, что происходит, но не устраивайте допрос с пристрастием, это только нарушит доверие.

Да, всё это нужно пережить. Пройдёт время и плоды терпения, проявленного к повзрослевшему ребенку, обязательно появятся. Главное - не упустить. Постараться понять и показать направление, двигаясь в котором, подросток сможет из слабого стать сильным, из неуверенного в себе превратиться в человека, который себя ценит, у него появятся мечты и цели, к которым он будет стремиться.

Peer pressure

There is no doubt that negative peer pressure is one of the most burning problems in the modern world. To begin with, let us find out what peer pressure means. According to the Cambridge Academic Content Dictionary, peer pressure is the pressure that you feel to behave in a certain way because your friends or people in your group expect it. Peer pressure can influence how teenagers dress, what hobbies they choose and how they behave and treat other people.

Experts say that there is tremendous peer pressure among teenagers to dress a certain way. For instance, at schools where there are no uniforms children may feel pressured to wear fashionable and expensive clothes just to fit in and to be accepted by the peers. One solution that can be put forward is making wearing school uniforms compulsory. In this case there will be no distinction between the rich and the poor and schoolchildren will focus on their studies rather than on trendy clothes and perform academically better.

It should also be noted that peer pressure is also an important factor when it comes to using drugs or alcohol among teenagers. Experts say that most under-age drug addicts are introduced to this dangerous behavior by their peers. In this case the desire to fit in can lead to serious problems in the future. You must have heard the appeal: "Everyone is doing it." However, if you know what is "right" and "wrong", your common sense will definitely stop you from harming or killing yourself. So, no matter how hard it may be for you to say "no", you should stand your ground. Think about the possible consequences. Drug and alcohol abuse ruins health and overall destroys people"s lives.

There is also peer pressure among youngsters to behave violently or physically harm other people, especially those who are weak or disabled. So, we now speak about bullying, intentional frightening of someone who is smaller or weaker than you. Bullying is not only a physical act of violence but also emotional or psychological abuse. As far as I am concerned, since childhood my parents have taught me not to bully. I think that any aggressive behavior or fighting will in the long run lead people to jail.

All in all, if you want to be a strong personality, you should set your own rules but not to follow someone else"s rules.

Давление со стороны сверстников

Вне всяких сомнений, негативное влияние со стороны сверстников является одной из самых острых проблем в современном мире. Для начала давайте разберемся, что означает этот термин. Кембриджский учебный словарь дает нам следующее определение: «давление со стороны сверстников - это давление, которое ты ощущаешь со стороны своих друзей или сверстников, и, как следствие, подражание определенному поведению, установленному пиринговой группой, в целях угождения ей». Давление сверстников может сказываться на том, как одеваются подростки, какие выбирают себе увлечения, как они себя ведут и относятся к другим людям.

По мнению экспертов, влияние со стороны сверстников превалирует в вопросах выбора одежды. К примеру, в школах, где не введена форма, дети могут чувствовать давление со стороны сверстников, и, пытаясь влиться в компанию, им приходится носить только модную и дорогую одежду. Одним из возможных решений этой проблемы может быть обязательное введение школьной формы. В этом случае исчезнет разграничение на богатых и бедных, дети сосредоточатся на изучении предметов, а не на выборе модной одежды, и будут лучше учиться.

Следует отметить, что влияние со стороны сверстников является важным фактором, когда речь заходит о злоупотреблении наркотиками и алкоголем подростками. По мнению экспертов, большинство несовершеннолетних наркоманов начинают употреблять наркотики, следуя примеру своих сверстников. В этом случае желание «соответствовать» может привести к серьезным проблемам в будущем. Скорее всего, вы не раз слышали подобный призыв: «Все делают это». Однако, если вы умеете отличать, что «хорошо», а что «плохо», здравый разум не позволит вам погубить себя или причинить вред. А значит, неважно, насколько сложно вам будет сказать «нет», вы должны проявить твердость и настоять на своем. Подумайте о возможных последствиях. Употребление наркотиков и алкоголя губит здоровье и всецело разрушает жизни людей.

Из-за губительного влияния со стороны сверстников подростки часто начинают себя вести агрессивно или наносить физический вред другим людям, особенно слабым и неполноценным. В данном случае мы говорим о так называемом «буллинге», то есть о намеренном запугивании того, кто меньше или слабее. Запугивание может быть не только физическим актом насилия, но также эмоциональной или психологической травлей. Что касается лично меня, то с детства родители учили меня не обижать слабых. Я считаю, что любое агрессивное поведение или драки, в конечном счете, приведут агрессоров за тюремную решетку.

Так или иначе, если вы хотите быть сильной личностью, вы должны устанавливать свои правила, а не идти у кого-то на поводу.

Topical Vocabulary:

1) peer pressure - давление со стороны членов своего круга (в особенности сверстников, одноклассников и т.д.)
2) peer [рю] - сверстник
3) burning problem - актуальная проблема
4) to expect - ожидать
5) to behave - вести себя
6) behavior - поведение
7) tremendous - огромный, гигантский, громадный
8) to fit in - соответствовать
9) to be accepted - быть принятым
10) when it comes to - когда речь заходит
11) under-age - несовершеннолетний
12) drug addict - наркоман
13) dangerous ["demck^res] - опасный, рискованный
14) appeal - призыв
15) common sense - здравый смысл
16) harm - причинять вред
17) to stand one"s ground - проявлять твердость, стоять на своем
18) consequences - последствия
19) drug abuse - злоупотребление наркотиками
20) alcohol abuse - злоупотребление спиртными напитками
21) to ruin health - пагубно сказываться на здоровье
22) to destroy - разрушать
23) youngster ["JAn(k)st9] - юноша, девушка
24) adolescent - молодой человек, юноша, де¬вушка
25) disabled - неполноценный, страдающий от уве¬чья; инвалиды
26) bullying ["bulin] - запугивание; «буллинг» (травля в отно¬шении ребенка со стороны группы сверстников)
27) to bully ["bull] - запугивать, стращать
28) bully - хулиган, драчун, задира
29) frightening ["frait(b)nin] - устрашение, запугивание
30) violence - жестокость, насилие, примене¬ние силы
31) fighting ["faitin] - драка, бой
32) in the long run - в конечном счете
33) strong personality - сильная личность
34) jail - тюрьма; тюремное заключение
35) to set rules - устанавливать правила
36) to follow somebody else"s rules - идти на поводу у кого-либо