Как общаться с пожилыми людьми? Общение с пожилыми людьми

Общеизвестно, что именно повседневное общение специалиста с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов.

Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу или среднему медицинскому работнику, от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются.

С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.

При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.

Общими принципами оказания помощи немощным старым людям являются:

  • *своевременное протезирование, применение слуховых аппаратов, ортопедической обуви, использование различных подручных средств и приспособлений;
  • * кинезотерапия, т.е. упражнения, позволяющие восстановить способность к передвижению и навыки самообслуживания;
  • * физиотерапия и водные процедуры;
  • *фармакотерапия, способствующая физической и психической реабилитации;
  • * рациональное питание (диета соответственно заболеванию), психотерапия;
  • * эрготерапия, т.е. трудотерапия специально подобранными трудовыми занятиями.

Методы восстановления способности к передвижению у прикованных к постели старых людей бывают пассивными и активными. Обычно пассивный метод применяется сразу же после нарушения двигательных функций. Он включает массаж и пассивную гимнастику, выполняемую с помощью близких или медицинской сестры. Активное восстановление проводится усилиями самого больного. Этапы пассивного и активного восстановления могут иметь различную длительность в зависимости от причины заболевания, возраста и общего состояния старого человека. Немаловажную роль играет и психическое состояние больного, его желание как можно быстрее восстановить свою независимость.

Таким образом, знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старостью, должны быть положены в основу подхода медперсонала к пациентам старших возрастных групп и учитываться при оказании гериатрической помощи. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус пациентов старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызвать у них ряд сдвигов, обусловливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья. И роль медицинской сестры в этом далеко не последняя.

Передача информации вообще осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:

  • · увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;
  • · увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;
  • · использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;
  • · избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую -- вечером».

Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости -- пресбиакузису; снижаются:

  • · способность восприятия всех тонов, но больше всего -- высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;
  • · способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

У пожилых людей ухудшается ототопика -- способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

  • · более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;
  • · подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
  • · использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);
  • · говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;
  • · по возможности исключать посторонние шумы;
  • · смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;
  • · записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;
  • · разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.

Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Особенно страдают сосочки, воспринимающие сладкое и соленое, что приводит, с одной стороны, к повышенному потреблению сладкого и соленого и сентенциям типа: «Вот в наше время были конфеты, а это что...». С другой стороны, снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых случаях все это может осложняться старческой деменцией.

Что же можно сделать для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте» (Schiffman S., 1997). Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68% (Langan, M., Yearick, E., 1976).

С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.

В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера.

То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него -- и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.

Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о каждом пациенте. Именно оно лежит в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

Нам кажется, что более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого возраста способствует использование в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать окружающих с ватными шариками в ушах; наденьте на глаза повязку из не очень прозрачной пленки и попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу, забинтовать руку и потом ею что-либо сделать и т.д.

Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

Поэтому одна из главных целей деятельности гериатрической медсестры -- это адаптация к объективно и субъективно меняющимся условиям жизни лиц пожилого и старческого возраста путем расширения возможностей для удовлетворения потребностей пациентов. Другая цель -- формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжелом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности. А когда меняются представления, меняется действительность, в которой живет человек, меняется и он сам.

Ситуации бывают разными, кто-то живет вместе со свекровью или тещей, другие вынуждены каждый день навещать больного родственника, иногда понять друг друга мешает дальность расстояния. Если Вы хотите, но не можете гармонично общаться со своими пожилыми родителями, следует понять причину, почему так происходит и тогда решение станет простым и ясным.

Почему родители в возрасте раздражаются

У любого поведения есть причины. Привычный стиль общения закладывается еще в детстве или юности. Но вот, наши родители стареют, и их поведение меняется не в лучшую сторону. Они становятся ворчливыми, раздражительными, нервными, иногда даже злыми. У такого поведения есть обоснованные причины. Пожилые люди переживают гормональные изменения (замедляется острота восприятия, физиологические и эмоциональные процессы), обостряются хронические заболевания, многие тяжело переживают процесс старения, проживание пожилых в квартирах часто связано с трудностями прогулок - все вместе дает печальный эффект - мы не узнаем наших родителей и не знаем, как с ними общаться. Кто-то старается реже звонить, кто-то уходит от разговора под предлогом занятости, но это не решает проблему - родителей не выбирают и ощущение, что что-то не так, не покидает.

Используйте 10 правил общения с пожилыми родителями, и Вы сможете наслаждаться гармонией в отношениях.

1. Контроль речи

Мы часто замечаем «не такое» поведение у других, совершенно не анализируя то, что говорим. Слова ранят сильнее поступков. Слова, которые Мы говорим родителям, и друг другу часто выскакивают автоматически.

Сосредоточьтесь на собственной речи. Родители в возрасте часто бывают невыносимыми, если их воспринимать как раньше. Теперь Вы поменялись ролями, родители нуждаются в Вас, как дети. Но ни в коем случае не показывайте, что не воспринимаете их всерьез, подчеркивайте их значимость и важность. Если Вас что-то раздражает, постарайтесь не вовлекаться эмоционально в разговор, воспринимайте нотации и ворчание спокойно, как если бы это был младенец, который пытается своим плачем высказать как ему трудно и плохо. Вы же не будете раздражаться на младенца?

Пожилые люди острее воспринимают тон речи. Некоторые фразы можно сказать иначе - от добавления буквально одной фразы, меняется весь смысл, настроение, и уровень общения! Например, когда Вам звонит мама, а вы не можете разговаривать, можно сказать так: «Я сейчас не могу разговаривать, я перезвоню» . Или так: «Мамочка, я сейчас занят/а, я обязательно тебе перезвоню, когда освобожусь» . Можно подобную фразу поставить на автоответчик звонка от родного человека вашим голосом.

Приучите себя заканчивать любой разговор, независимо от его содержания и эмоций, словами «Я тебя люблю, целую крепко, пока, мне пора! » Или подобные вариации. Все эти, незначительные на первый взгляд, фразы и слова незаметно, но верно работают на будущее. Как натянутая улыбка, которая со временем превращается, если улыбаться чаще, даже искусственно, в настоящую.

2. Воспринимайте иначе поведение пожилых родителей

«Ребенок рождает родителей» Станислав Ежи Лец

Важно понять - любое негативное поведение, плохое настроение, ворчание это немая просьба о помощи. Как если бы младенец, который не умеет говорить, сигнализирует плачем, а в данном случае поведением, что ему плохо и нужна помощь. Возможно, вашим родителям нужно общение с новыми людьми, тогда помогите им определиться с Отелем для пожилых людей.

3. Поменяйте ракурс

Мы привыкаем быть детьми, но время идет, и угол взгляда приходится менять. Теперь не родители должны беспокоиться, сделали ли Вы уроки, или как Вы себя чувствуете, а наоборот. Задавайте себе вопрос - что чувствует сейчас мой близкий человек, по ответу Вы сможете понять, как помочь. Отстраняйтесь, но будьте рядом.

Примерьте роль психолога. Если Вам тяжело общаться с Вашими родителями, попробуйте посмотреть на ситуацию как бы со стороны. Не вовлекайтесь эмоционально, ни в коем случае не спорьте, поддакивайте, улыбайтесь, кивайте - при этом анализируя речь родителей, как будто Вас пригласили побыть психологом. Ощущайте внутри себя любовь в этот момент и Вам будет легче понять и сделать наконец то, что необходимо для родителей. Может им нужно совсем немного - капелька внимания, милые подарки и внимательное выслушивание их советов. Если ваш близкий человек находится в Доме Пансионате для пожилых людей, а значит не с Вами рядом - можно проконсультироваться со штатным психологом.

4. Хвалить и делать комплименты просто так

Любой человек такой, каким мы его видим - похвала и одобрение творят чудеса. Этот простой прием помогает в общении не только с пожилыми людьми, но с любыми взрослыми и детьми. Хвалите постоянно и со временем человек и сам уверится, что он действительно лучший, или правда отзывчивый, внимательный, чуткий, даже если он таковым никогда не был! Это правда работает.
Согласитесь, есть большая разница между этими двумя просьбами:

  • «Ты конечно же не поможешь мне как всегда, накрыть на стол»
  • «У тебя так хорошо получается накрывать на стол, еще с прошлого раза все вспоминаю, как было красиво, буду очень рада, если ты присоединишься»

5. Баланс свободы и внимания

Включенное внимание без излишней опеки. Внимание родителям необходимо, но не следует беспокоиться излишне, контролируя родителей во всем. Взрослые дети, боясь за своих пожилых родителей, слишком часто звонят, беспокоятся о здоровье по пустякам. Внушайте мысль своим близким, что они еще очень бодры и активны, даже когда это не так. Помогите им найти для себя новое интересное занятие, даже если они прикованы к постели, не могут ходить или гулять.

6. Внимание вниманию рознь: 5 языков любви

Поймите, в чем именно заключается внимание, как правильно проявлять любовь. Понять это не сложно, изучив книгу «5 языков любви ». Люди очень часто делают то, что хотели бы получить сами. Для одного человека, чтобы ощутить себя значимым и важным, необходимо включенное общение, когда в разговоре с ним не отвлекаются ни на секунду и внимательно его слушают, Другому нужно, чтобы во время разговора (не важно даже о чем он) собеседник поглаживал его по руке и прикасался. Третьему важно получать милые подарки и сувениры, он ощущает любовь на языке подарков. Понять язык любви вашего близкого особенно важно, когда вы не рядом, например, ваши родители отдыхают в Отеле для пожилых «Дом у Парка ».

7. Спасибо - волшебное слово

«Начинать надо с благодарения за все » Амвросий Оптинский

Чаще благодарите Ваших родителей за все на свете. За данный вовремя и даже не вовремя совет, за звонок (даже если некстати) попробуйте хотя бы день продержаться и благодарить за все, что только можно и Вы почувствуете, как ваши отношения меняются.

8. Чувство значимости

Быть важным и нужным - смысл нашей жизни. Если вы полностью окружили ваших родителей заботой до такой степени, что родителям нечем заняться - нет ничего удивительного в том, что они вдруг стали ворчливее и беспокойнее. Не спешите освобождать своих родителей от всех обязанностей, некоторые хлопоты им вовсе не в тягость, а в радость. Быть может, Вам очень нужно нечто, что для родителей будет не сложно сделать (например, помочь ребенку с домашним заданием по телефону), и есть какое-то дело, которое поможет ощутить собственную значимость для семьи. Советуйтесь со своими близкими - так Вы даете понять, что их мнение важно.

9. Зона комфорта для пожилых людей - создайте уют

Забота о доме родителей равна заботе о них самих. Пожилые люди не любят менять местожительство, привычки и интерьер. По мере возможности создайте оазис удобства и красоты - в квартире, где все под рукой и красиво и настроение будет только повышаться.
Иногда полезно сменить обстановку. Можно предложить своим родителям отдохнуть в специализированном Отеле для пожилых, где учтена каждая мелочь. Если родители боятся далеко ехать, выберите пансионат для пожилых в Москве.

10. Принять, понять и простить

Критика убивает. Принимайте родителей такими, какие они есть, не пытаясь перевоспитать. Все не любит критику, договоритесь с родителями, что будете говорить только о приятных вещах и установите соглашение не критиковать друг друга. Иногда это невозможно, в силу характера, тогда просто принимайте своих родителей как есть, со всеми недостатками, помня о том, что родителей не выбирают и других у Вас никогда не будет.

Часто пожилые люди остаются одинокими и нуждаются в дополнительной помощи. В такой ситуации появляется патронажный работник или сиделка с проживанием – человек, который способен помочь физически, разрядить одиночество, поддержать в тяжелую минуту. Иногда пенсионерам сложно принять то, что чужому человеку приходится за ним ухаживать, и они объявляют бойкот. Поэтому сиделка должна обзавестись некоторыми знаниями и приемами, чтобы наладить отношения с подопечным.

Особенности психологии людей пожилого возраста

К пожилым людям, как и к маленьким детям всегда нужно искать подход. Просто так общение не выйдет, придется немного ознакомиться с психологией пенсионеров. Следует запомнить, что люди преклонного возраста:

  • часто бывают невнимательными и теряют смысл разговора;
  • плохо воспринимают быструю и невнятную речь;
  • не понимают смысл группового разговора, забывают все сказанное;
  • раздражаются, если не могут понять происходящего;
  • бояться ухудшения здоровья и того, что им не смогут вовремя оказать помощь;
  • переживают из-за нехватки денег;
  • трудно приспосабливаются к новому режиму дня, новой обстановке, новому кругу общения;
  • всегда лучше воспитываются пряником, а не кнутом, нуждаются в поощрении и похвале.

Психологические взаимоотношения патронажных работников с пожилым человеком

Для патронажного работника очень важно найти общий язык со своим подопечным. Взаимоотношения должны строиться, в первую очередь, на уважении, при этом как со стороны работника, так и со стороны пенсионера. Всем людям приятно, когда с ними разговаривают приветливо и ласково, поэтому будет лучше воспользоваться очарованием своей улыбки с самого порога. Найдите общие интересы с пожилым человеком и счастливо проводите вместе свободное время, например, играйте в шахматы или карты, разгадывайте кроссворды, вышивайте или вяжите. Хорошо бы применить свое чувство юмора. Оно поможет разрядить обстановку и найти общий язык, но не следует переусердствовать – не все старики понимают современный юмор. Главное – быть дружелюбным и искренним, тогда все получиться.

Чтобы общение было плодотворным, а каждый из участников беседы остался довольным следует соблюдать рекомендации. Они помогут сиделке быстро установить контакт с пожилым человеком:

  1. Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия, конфликтовать с ним.
  2. Не нужно показывать свои истинные эмоции: раздражение, злость, обиду. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения.
  3. Не нужно смеяться над страхами и опасениями своего собеседника. Постарайтесь отнестись с пониманием ко всем его проблемам, посочувствуйте, поделить чем-то своим, дабы разрядить атмосферу и снять напряжение.
  4. Постарайтесь не перебивать пенсионера, а предоставьте ему возможность выговориться. Если на это не хватает времени, то нужно как можно деликатнее остановить разговор и пообещать продолжить, как только появится возможность.
  5. Начинайте разговор только по обоюдному согласию. Не нужно навязываться старику, но не нужно избегать общения с ним.
  6. Говорите достаточно громко, внятно и четко, не торопитесь в высказываниях, не хамите, относитесь к собеседнику с уважением.
  7. Убеждайте пожилого человека уговорами и упрашиваниями, воспользуйтесь помощью людей, которые способны оказать на него влияние, но не наседаете.
  8. Для убеждения попробуйте привести примеры с жизни других людей, персонажей, исторических личностей.
  9. Если сиделка приглашается в больницу , а человеку нужна поддержка – следует оказать ее, посочувствуйте, постоянно находится рядом.
  10. Если пожилой человек начинает бросаться обвинениями, не следует остро на них реагировать. Нужно набраться терпения и постараться сообща решить вопрос.
  11. Помогите пенсионеру наладить общение с другими людьми: организуйте прогулки на свежем воздухе, помогите «подружиться» с телефоном.
  12. Всегда оставайтесь тактичными, смотрите собеседнику прямо в глаза, относитесь с уважением.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Душевное здоровье современного человека на любой фазе жизни во многом определяется качеством его общения. Общение с пожилыми людьми обладает некоторыми особенностями. С каждым годом здоровье пожилого человека подвергается необратимым физиологическим изменениям, что может вызвать определенные затруднения в общении с ним.

3 слайд

Описание слайда:

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам - в возрасте 75-90 лет, к долгожителям - старше 90 лет.

4 слайд

Описание слайда:

Физическое старение вызывает у пожилых людей ухудшение самочувствия и, как следствие, снижение самооценки, усиливается чувство малоценности, недовольство собой. Человек переживает «кризис идентичности», для которого характерно чувство отставания от жизни, уменьшение способности радоваться и ощущать жизнь в полной мере. На этой почве возможно появление склонности к осознанному затворничеству, склонность к пессимизму и ипохондрии.

5 слайд

Описание слайда:

Возрастные изменения в структуре головного мозга приводят к тому, что затормаживается мышление, появляются трудности в формулировании своих мыслей, ослабляется контроль над своими реакциями. Это проявляется в том, что пожилой человек может много говорить об одном и том же, отвлекаясь от главной темы, или вести себя излишне резко, проявляя невыдержанность и даже агрессивность.

6 слайд

Описание слайда:

Кроме того, пожилые люди быстрее устают от общения. Желая сэкономить силы, они начинают ограничивать те виды общения, которые считают менее важными. Можно выделить некоторые характерные черты стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей. Давайте рассмотрим их более подробно.

7 слайд

Описание слайда:

Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге то, что воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.

8 слайд

Описание слайда:

Именно поэтому лучше заранее договориться о встрече, и о дне и времени вашего прихода. Это даст им возможность настроиться на встречу. Помните о том, что Ваш внезапный визит может стать для пожилого человека источником стресса. Договариваясь о встрече, важно считаться с его планами и распорядком дня, поскольку для пожилого человека следование ритуалам позволяет сохранять душевное спокойствие и ощущение контроля над собственной жизнью.

9 слайд

Описание слайда:

Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость пожилых людей, Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, и их ценности. Пожилому человеку трудно переключиться на новую тему в разговоре, пока он не выскажет все о наболевшем. Зная эти особенности психики пожилых людей, возможно, вы с большим пониманием будете относиться к изменениям в их характере.

10 слайд

Описание слайда:

Часто причиной многих конфликтов с пожилыми людьми может быть непонимание их склонности к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным. Он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями. При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью.

11 слайд

Описание слайда:

Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует лишать стариков их любимого занятия - предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его. Просто надо заранее запланировать для такого разговора некоторое время.

12 слайд

Описание слайда:

Замечено, что многие пожилые люди не любят общаться со своими сверстниками, предпочитая общество более молодых людей, обычно - представителей следующего за ними поколения. Исследования опыта долгожителей Абхазии показали, что ежедневные беседы с родственниками и ближайшими соседями, возможность дать совет молодым, существенно влияют на общий тонус и продолжительность жизни стариков.

13 слайд

Описание слайда:

Ухудшение здоровья и зависимость от других людей, могут «загнать в угол» пожилого человека. Он может начать чувствовать себя лишним, обузой. Ваша задача, общаясь с таким человеком спокойно и уверенно, попытаться повысить его самооценку, не допускать ситуаций, приближающих его к стрессу. Не напоминайте ему о его старости. Вместо этого похвалите его за то, что у него получается: хорошо выглядеть, улыбаться («Как Вы хорошо держитесь!»), выращивать цветы, поддерживать порядок в квартире, быть опрятным, приветливым, ходить на прогулки («Как здорово, что ты заботишься о своем здоровье!»)

Не ждать удовольствия от общения

Если вы не будете ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родственниками, вероятность, что вы его все же получите, повышается. Удовольствие можно получить от себя. Например: если меня ждет тяжелый разговор с родителем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну секунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдержался. Это такая детская игра, которая называется «слабо»: Слабо удержаться? Слабо не злиться?

Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет. Когда они начинают меня есть, я стараюсь сдерживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто наши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лет.

Рулить

Мы привыкли, что родители управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут. Но вдруг наступает момент, когда нужно взять руль на себя: теперь ты сильный и должен управлять ситуацией.

Они хотят, чтобы мы были успешными. Если я прихожу к родителям и начинаю жаловаться, они уже не могут ничем мне помочь. Поэтому я разделил две правды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучше не знать никогда. Наше благополучие - залог их успеха, об этом нужно все время помнить.

Не пытаться их менять

Когда мы были маленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о соседском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они становятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, соседка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь». Мы пытаемся их исправить, хотя нужно принимать их такими, какие они есть.

Не нужно пытаться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модернизации. Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорее всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхательные упражнения, пока сигареты не кончатся».

Знать их «технические характеристики»

Нужно абсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое человек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что такое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в темноте.

Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет - в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил.

Они борются со стрессом. Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.

Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи.

Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас - 80 лет. 5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.

Не вступать в конфликт

Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем - еще нет». И это действительно так.

Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил - пропал.

Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.

Сострадать, но не жалеть

Сострадание - очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость - это небо и земля. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.

Не спорить

Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал. Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», - она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.

Управлять впечатлениями

Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.

Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.

Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль - долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая - 80-летняя бабушка - уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками - главное, чтобы внукам это не навредило.

Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними - это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня - это нормально. Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки».

Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, - это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны.

Не винить себя

Чувство вины преследует всех. Что бы ни происходило, остается ощущение того, что недоделал, недодал, неправильно вел себя с родителями. Не надо себя винить. Виновато время. Это замкнутый цикл, который не зависит от нас.

Надо понять, что человек, который приближается к границе жизни и смерти, прежде всего обращен в себя и пытается упорядочить свое прошлое. Я общался со многими пожилыми людьми, которые вспоминают то, что было 40–50 лет назад, и пытаются все это разложить по полочкам. Память устроена как бутылка с песком. Когда ты ее переворачиваешь, события вчерашнего дня улетают сразу, а на донышке остаются мама и папа. Люди уходят в себя, и мы не виноваты в этом, мы должны это понять, смириться с этим и постараться дать им как можно больше.

В любом случае нужно беречь себя. Надо научиться отдыхать. Если постоянно жить жизнью пожилого человека, в итоге останешься виноват: тебя обвинят в том, что у тебя все не сложилось. Почему ты не женился? Почему не родила детей?

Прощать

Нужно научиться оставлять обиды во вчерашнем дне. Это как компьютер - ты его перезагрузил и начинаешь работать снова. Если сегодня ты не простил своего деда, завтра - может так случиться - его уже не станет.

Я наладил отношения с матерью после того, как оставил какие-то темы незакрытыми. Когда мне было 20, я думал: вот сейчас я немножко объясню и она поймет. Она не поняла. Поэтому я научился не закрывать темы, а просто перешагивать через них.

Но чтобы прощать, надо иметь силы. Есть много техник восстановления: можно медитировать. Лично я придумал для себя технику «5 минут»: просто выхожу из помещения, сижу пять минут и ни о чем не думаю. Потом возвращаюсь с новыми силами, чтобы опять иметь возможность сострадать.

Одна из главных моих заповедей - умейте их рассмешить. Веселый старик не опасен.

Следующий Саши Галицкого состоится в конце февраля.