Изучаем цвета для детей от 1 года. Тест готовности и план изучения цветов

Дети начинают хорошо различать цвета только в 2–4 года. Но можно подготовить малыша к различению на сенсорном уровне - используйте коробочки с сокровищами. В Монтессори-педагогике их предлагают малышам с 6 месяцев для получения информации о сенсорных свойствах предметов.

Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.

Как учить цвета с двухлетним детьми

  • Сортировки.

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

  • Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

  • Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком :

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Как учить цвета с трёхлетними детьми

К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.

  • Подбор предметов из окружающей среды.

Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.

  • Коробочка с вещами из дома.

Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.

Сегодня на основе персонажей популярных мультфильмов выпускают множество забавных игрушек, и у вашего малыша наверняка тоже есть такие. Но играть с ними можно с пользой. А как это сделать – вас научат мультфильмы «Капуки Кануки», которые помогут ребенку лучше запомнить цвета и подскажут, какие еще игры можно придумать.

Все серии мультика

Выбрать серию

Развивающие мультфильмы про машинки: трактор и гусеница

Информация о мультике

Как это часто бывает у студии «Капуки Кануки», на эту тему подобрано несколько циклов мультфильмов и развивающих роликов. Так что малыш сможет выбрать для себя тот, который ему больше нравится, и с интересом смотреть онлайн мультфильмы «Учим цвета. Капуки Кануки» все сезоны в хорошем качестве. В этой подборке есть ролики, где запомнить цвета помогают герои мультфильма «Щенячий патруль». Есть серия мультфильмов, где главными героями являются рабочие машинки – экскаватор, грузовик и т.д. Есть веселые ролики, которые представляют собой виртуальную раскраску – вместе с героями малыш будет раскрашивать машинки, запоминая цвета. А еще можно посмотреть цикл «Малыши-Карандаши», в котором информация тоже представлена в легкой игровой форме.

Все эти мультфильмы рассчитаны на малышей, начиная с двухлетнего возраста. Впрочем, годовалому ребенку также будет интересно их смотреть, хотя не стоит ожидать, что он быстро запомнить название цветов. Действие на экране разворачивается в том темпе, который считается оптимальным для детского восприятия. Все ролики идут 5-7 минут, не перегружая ребенка информацией.

«Мой малыш не различает цвета, что делать?» - «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»

С какого возраста ребенок может различать и называть цвет

Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту различать цвета?

Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.? Но это не означает, что малыша не следует учить различать цвета – учить обязательно нужно , и чем раньше, тем легче ему будет запомнить и усвоить информацию: ведь в раннем возрасте мозг работает быстрее, а вся информация как бы накапливается, и по мере взросления ребенок учится ей пользоваться и применять.

К какому возрасту ребенок должен узнавать и называть цвета?

В два года ребёнок имеет полное право вообще не говорить, точно не должен различать цвета и сортировать предметы по размеру. Если с младенчества с малышом занимались, к 3-м годам он может уже называть основные цвета, узнавать их, отделять от других, но абсолютная норма в том, что в три года ребенок может ошибаться и путаться в названиях цветов.

Специалисты утверждают, что диагностировать ребенка по поводу нарушений цветовосприятия можно, как правило, в 7 лет, до этого времени ребенок может не понимать понятия «цвет» и имеет на это полное право. Если родители ребенка имеют нормальное цветоощущение, то, согласно законам классической генетики, дальтонизм у ребенка исключен.Теоретически существует вероятность, что вы являетесь носителем гена дальтонизма. В таком случае у Ваших сыновей есть 50%-ная вероятность родиться дальтониками, девочки дальтонизмом не страдают. Но даже в случае наличия данного заболевания, это еще не приговор – дальтонизм бывает разной степени, например, ребенок может не различать всего один цвет.

Почему малыш может не различать цвета?

  • Поздно начали учить (ребенок не сможет сам запомнить цвета, если его не учить).
  • У каждого ребенка свой темп познания мира, многие дети сначала накапливают информацию, а через некоторое время она прорывается наружу, и выясняется, что малыш все знал – просто молчал.
  • Малыш может вредничать, потому что ему нравится ваша реакция – когда он говорит неправильно, и специально путать цвета.

Когда следует беспокоиться по поводу того, что малыш не может различить цвет?

Если вашему ребенку больше 5-ти лет и он совсем не различает цвета. Только начиная с 7-ми лет можно провести диагностику распознавания цветов по полихроматическим таблицам.

Как научить ребенка узнавать цвета или как научить ребенка правильно называть цвета

Дети быстрее учатся в коллективе, на развивающих занятиях например, в детском клубе или детском развивающем центре. Не следует спрашивать ребенка: какой это цвет – может привести к тому, что малыш будет бояться ошибиться и разовьется неуверенность в себе. Не стоит целенаправленно учить, как в школе, узнавать цвета, лучше упоминать их между делом, во время игры или рисования.

Правила обучения цветам ребенка

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
  • Привязывайте цвета к предметам;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

Учим различать и называть цвета

До года – игровая форма

Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию, которая впоследствии будет осознанна и переработана посредством речи. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать.

Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.

С 1 года до 2-х лет

С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам

  • Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
  • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
  • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
  • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи итп.)
  • Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая итп.

Простые игры для запоминания цветов

В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

  • 1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
  • 2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
  • 3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
  • 4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
  • 5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
  • 6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
  • 7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы(все предметы желтого отдаем ей).
  • 8. Читать стихи о радуге.
  • 9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
  • 10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
  • 11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
  • 12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Знакомство ребёнка с окружающим миром - важная задача внимательных и заботливых родителей. Вам предстоит многое поведать крохе, многому его научить - и, среди прочего, научить распознавать цвета. Сделать это несложно, если заниматься постоянно, органично вплетая развивающие игры на изучение цвета в традиционный список ежедневных дел с малышом. Но давайте обо всём по порядку.

Основы цветовой грамотности

О том, с какого возраста целесообразно изучать цвета с дошкольником, специалисты единого мнения не выработали. Одни убеждают, что уже годовалые детки готовы верно перерабатывать соответствующую информацию, другие считают, что до 2 лет приступать к изучению цветов и тем более оттенков не имеет смысла. Но наши постоянные читатели знают, что мы за эффективное и разумное обучение. И наши методы позволяют развивать интеллект уже с пелёнок, при этом не перегружая мозг ребёнка, не вызывая отторжения новых знаний, не угнетая естественные процессы детской любознательности.

1. Обращайте внимание на цвета окружающих предметов. Делать это можно уже тогда, когда малыш в колыбели только-только учится фокусировать свой младенческий взгляд на окружающих предметах. Погремушка жёлтая, мамино платье синее, а сейчас мы отправимся купаться в зелёную ванночку. Это не сложно, правда же?

2. В возрасте 2 лет большинство детей уже хорошо знают основные цвета:

  • красный;
  • синий;
  • жёлтый;
  • зелёный.

3. Если малыш правильно называет цвет, который вы показываете, самое время закреплять и расширять его познания, предлагая ему быстро ориентироваться в цветовом многообразии и постепенно вводить новые цвета:

  • розовый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый и пр.

4. Очень хорошо работать с цветом во время творческих занятий. Рисование, лепка, аппликация - прекрасная возможность вспомнить уже известные колеры и познакомиться с новыми. А ещё, комбинируя между собой смешиваемые материалы, можно наблюдать воочию, как из двух цветов получается третий. Эксперимент простой, но очень увлекательный!

5. Не фокусируйтесь на изучении цветов как на серьёзных, сложных уроках. Не экзаменуйте кроху. Просто играйте с ним. Игры на изучение цвета можно придумывать на ходу. Идеи буквально витают в воздухе. Но если пока придумывать их самостоятельно не получается, ловите несколько готовых, многократно проверенных на практике рецептов.

Развивающие игры на изучение цвета

Важный этап изучения цвета - умение отождествлять разные предметы по этому признаку. Для его освоения вам понадобятся различные материалы:

  • листы цветной бумаги;
  • цветные скрепки и прищепки;
  • крышечки от пластиковых бутылок;
  • мозаика;
  • детали конструктора Lego или его аналогов.

Вообще приспособить к играм с цветом можно что угодно:

  • пластиковую посуду;
  • трубочки для коктейля;
  • одноцветные игрушки (отличный вариант - комплекты небольших пластмассовых машинок);
  • салфетки;
  • тряпочки и губки для посуды.

Можно распечатывать карточки для развивающих игр из интернета или покупать готовые игры в детских магазинах. Не сомневайтесь, стоит начать, и вы сами удивитесь, как легко придумываете собственные игры.

Ну а пока - несколько интересных вариантов в вашу родительскую копилку предложим мы, НИИ «Эврика».

Игра 1: Цветное чаепитие

Подготовка:

Нам понадобятся три игрушки: кукла, медведь и кот. Конечно, игрушки могут быть любыми - выбирайте из своих запасов. Обязательно нужна цветная посуда. Это могут быть наборы обычной пластиковой посуды. Проще всего воспользоваться детской посудкой, в которой есть всё, что нам необходимо: одноцветные яркие блюдца, чашки и ложечки. Если у вашего малыша ещё нет посуды - отличный повод её приобрести. Вопреки расхожему стереотипу, посуда - подарок универсальный, с равным успехом вызывающий восторг как у девочек, так и у мальчиков.

Постановка задачи:

Мы пригласили на чай гостей. Но есть проблема.

  • Кукла Маша согласна принимать угощение только в красной посуде;
  • Мишка Миша - только в синей;
  • Кот Котофей Тимофеич - только в жёлтой.

Мы должны проблему решить.

Решение:

  • Облегчённый вариант : вы расставляете блюдца и чашки, а малыш должен подобрать ложечки соответствующего цвета. Сами цвета вы проговариваете обязательно, но от ребёнка этого пока не требуете. Так играть можно даже в возрасте 8–10 месяцев, если ребёнок достаточно усидчив и внимателен. Минут на 5–7 интереса должно хватить J
  • Средний уровень : вы расставляете один предмет, остальные ребёнок подбирает самостоятельно. При этом проговаривая, что он делает и почему. Начинать играть таким образом можно года в полтора. Правда, особого рвения ждать не стоит лет до двух.
  • Задание для продвинутых : вы только называете нужные цвета, а всю цветную работу ваш будущий отличник проделывает самостоятельно.

Игра 2: Гаражи

Подготовка:

Из конструктора самостоятельно, а лучше вместе со своим юным архитектором мастерите гаражи разных цветов: белый, красный, синий, зелёный, жёлтый. А теперь достаёте машинки соответствующих цветов. Желательно, чтобы машинки были совершенно одинаковыми, не считая цветовых отличий.

Постановка задачи:

Машинки утром покинули свои домики, чтобы отвезти людей на работу, а деток - в детские сады. Но теперь они заблудились и не могут найти своё место. Мы должны помочь.

Примечания:

В данном варианте задача аналогична предыдущей. Вы можете видоизменить правила, предложив маленькому исследователю выявить, в чём несоответствие. Расставьте машинки по гаражам, намеренно не соблюдая цветовую гармонию. А теперь кроха должен определить, что не так, и исправить ситуацию.

Этот же комплект материалов отлично подходит для игр на внимательность и память:

  • расставьте машинки по гаражам;
  • пусть ребёнок внимательно посмотрит на игровое пространство, проговорив, как оно выглядит в текущий момент;
  • попросите малыша отвернуться и поменяйте машинки местами;
  • а теперь надо повернуться и понять, что же изменилось.

Вот вам ещё несколько вариантов для подобных игр, но с другой игровой ситуацией и без подробных объяснений.

Игра 3: Ковёр-самолёт

Листы цветной бумаги - ковры-самолёты, готовые отправиться в неизведанные дали. Они поднимутся в воздух, если пассажиры будут подходящими. Роль пассажиров могут играть маленькие цветные игрушки для купания, цветные резиновые мячики, детали конструктора, прищепочки, вырезанные из цветной бумаги человечки и пр.

Игра 4: Все по домам

Нужны цветные коробочки-домики и жители соответствующего цвета.

Игра 5: Не пролей

Из цветной бумаги вырезаем капельки. Капли «пролились» на ковёр. Их надо срочно собрать в цветные чашечки.

Игра 6: Каждый жучок знай свой цветок

У нас есть цветные жучки - маленькие пластмассовые заколочки (крабики, например), прищепки или крупные канцелярские скрепки. Цветок готовим из цветного картона. Каждый жучок должен сесть на «свой» лепесток.

Игра 7: Цветной магазин

Магазин - любимая игра для детей 2–3 лет, и даже в более старшем возрасте она вызывает большой интерес. Мы можем интерпретировать её так, чтобы кроха не только отрабатывал модели поведения в обществе, не только учился считать, но и осваивал цветовую грамоту.

  • Приготовьте одноцветные товары - игрушечные фрукты, бутылочки и баночки, посудку и вообще что угодно из подручных материалов. Главное: ребёнок должен чётко идентифицировать предмет по цвету;
  • Приготовьте одноцветные денежки, вырезав их из цветного картона. Можно сделать денежки разной формы, имитируя таким образом их номинал. Можно указывать номинал числами, если ребёнок уже знаком со счётом.
  • Правила простые: зелёный товар продаём только за зелёные денежки, синий - за синие, и т.д.

Игра 8: Цветные дни

Отличная игра на закрепление навыка определять цвета в окружающей среде. Можно объявлять цветные дни (как удачно, что количество цветов в радуге совпадает с количеством дней в неделе!) и весь день искать соответствующие предметы, а также сознательно стараться использовать вещи «правильного цвета».

  • В красный день мы едим из красной тарелочки, гуляем в красном платьице, считаем на улице красные машины.
  • Весь синий день мы ходим в синих колготах, компот пьём из синей кружки, а на улице ищем синие заборы, качели и лавочки.

В общем, направление мы задали. Фантазируйте!

А какие цветные игры для своих детей используете вы? Будем рады познакомиться с вашим опытом, если вы поделитесь им в комментариях к статье!

До новых встреч и счастливого вам родительства!