Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Заповеди гуманной педагогики от шалвы амонашвили


По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили, доктора психологических наук, почетного члена Российской Академии образования, руководителя Лаборатории Гуманной педагогики (Москва, РФ) на семинаре, который состоялся 7 - 11 ноября 2000 года в г. Алматы.

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.

Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 3 «Принципы государственной политики в области образования» одним из основных принципов является гуманистический и развивающий характер обучения. В статье 8 «Задачи системы образования» среди приоритетных названы задачи развития творческих, духовных возможностей, основ нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Полноценная реализация этих принципов и задач требует нового педагогического мышления - «гуманного педагогического мышления». Так определил педагогическую концепцию Ш. А. Амонашвили, педагог, профессор, популяризатор идей гуманной педагогики. Идеями Гуманной педагогики необходимо пронизывать Казахстанскую модель образования.

Ш. А. Амонашвили - педагог-практик. В 1960-х годах в Тбилиси была организована экспериментальная школа № 1, где существовала лаборатория экспериментальной дидактики, где работали талантливые учителя и где подбор кадров осуществлялся не по наличию диплома, а по желанию работать творчески, всего себя отдавать делу.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

Вера в возможности ребенка;
. раскрытие самобытной природы в ребенке;
. уважение и утверждение его личности;
. направление его на служение добру и справедливости.

Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура - разрушительная сила.

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» - говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь - это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни - уникальное явление.

Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Гуманная педагогика. Определение. История вопроса.

Основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:

Сухомлинский,

Макаренко,

Песталоцци,

Ушинский,

Каменский,

Выгодский,

Вернадский,

Узнадзе, и другие.

Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение.

Все они излагали свои мысли о педагогике в форме рассуждений, размышлений; иногда - в форме литературных произведений (например, Корчак - в романе «Когда я стану маленьким», Макаренко - в «Педагогической поэме»).

В современной педагогике появилась тенденция онаучивать проблемы, а это не всегда полезно.

Педагогика есть высшая форма человеческого сознания.

Педагогика - это мудрость.

Педагогика - это субъективная действительность.

Педагогом рождаются.

Важно мировоззрение педагога, его видение мира.

В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Каменскому - ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. Сухомлинский сформулировал эту мысль так: «В бездуховном обществе не состоится воспитание ребенка».

Педагогика - величайшее искусство в мире.

Для каждого ребенка своя педагогика.

Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец.

Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

В педагогике никто не имеет быть мерою для другого. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика - мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих.

Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу.

Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

Все науки служат педагогике. Не нужны науки, которые ломают судьбы детей. Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. Пламя гуманной педагогики сожжет авторитарную педагогику. Гуманная педагогика не вмещается в слова. За словами всегда стоит суть, которую нужно понять. Каждому учителю необходимо иметь свой собственный, внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут.

Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовывайте ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель. У Шаталова эта мысль обозначена как принцип «соленого огурца» (если в банку с солеными огурцами поместить свежий, он обязательно станет соленым).

Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе.

Отмечайте юбилей урока № 1000. Это праздник. К нему готовятся, приглашают гостей. На доске эпиграфы - мудрые мысли. Например: «Ты человеком родился. Но человеком должен стать». (Сухомлинский).

На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных.

Большую часть из них дети не успевают решить за урок. Но они стремятся к их решению.

Мысль детей направляйте к трудному и преодолению его. (Эта задача трудная, но она решаемая).

Отправьте, например, ученика 2-го класса на урок в 4-ый класс, посмотреть, что там происходит. А потом предложите рассказать.

Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. (Сухомлинский). Поэтому, учитель ищет секрет общения с ребенком и затем входит в его внутренний мир.

Педагогические принципы.

Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы:

1. ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
2. познавал себя как человек;
3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;
4. находил общественный простор для развития своей истинной природы;
5. личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;
6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.

Для реализации этих принципов у учителя должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.

О природных качествах ребенка (страсти).

Ребенок = дух + тело.

Тело - носитель многих богатств, было создано природой мудро и создавалось долго. Тело - инструмент для души. Каждым ребенком владеют природные силы, которые мы назовем страстями. Эти страсти владеют ребенком. Ребенок их пленник. Но он хочет быть их пленником. Эти природные силы влекут ребенка к взрослению.

Обозначим три из них: (возможно, их больше)

1. Страсть к развитию (к познанию).
2. Страсть к свободе.
3. Страсть к взрослению.

Сразу же следует отметить, что знание и развитие - разные понятия. Знать - не значит быть развитым.

Страсть к развитию.

«Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» - так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев.

Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия.

Французский ученый, этнограф Вилар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилов. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили.

В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессором этнографии, знала 5 языков.

Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 лет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения - она становилась на четвереньки.

Девочку эту воспитывали хорошие педагогики, но она не стала полноценным человеком.

Младшая не выжила в человеческих условиях - умерла.

Обе девочки были европейской белой расы.

В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями)

Сколько их - мы не знаем. Знаем только о некоторых из них - речь, умение ходить, память, мышление.

Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет.

Развитие - это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов.

Законы развития.

1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре.

У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д.

Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался.

2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.

Развивающий процесс может быть экспансивным, т.е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающего ся советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми.

Принципы обучения по Занкову.

Обучение на высоком уровне трудностей.
Ускорение темпа обучения.
Усиление роли теоретических знаний в обучении.

3. Развитие происходит только в преодолении трудностей.

Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавать условия, чтобы ребенок догадывался.

Тренировать наблюдательность - зрительную, сердечную.

4. Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.

Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.

Пример - развитие функции речи.

Зарождается еще в утробе матери. Задача воспитателей - успеть развить функцию в календарные сроки. Если не сегодня, то никогда!

Функция речи развивается только до 9 лет. Далее остается только речевой аппарат. При благоприятных обстоятельствах функция может быть поддержана еще 1-2 года, не более. А ведь развитие речи, это не просто уметь говорить, это - речевое воспитание, цель которого не просто обогащение словаря, а воспитание нравственности, характера, привычек, умения думать и т.д. С помощью речи проявляется внутренний мир человека.

Способность воспринимать язык искусства формируется параллельно развитию функции речи и в те же календарные сроки. Если до 9-летнего возраста мы не разовьем в ребенке способность воспринимать и понимать язык искусства, мы можем лишить его навсегда возможности понимать высшие достижения Культуры.

Нельзя насиловать развитие функции, но надо создать условия для её развития.

Любая последующая функция опирается на предыдущую.

Страсть к взрослению.

Взросление ребенка происходит только в его общении со взрослыми или старшими по возрасту детьми. Ребенок неминуемо должен стать взрослым. Остановить этот процесс невозможно. Очень важно, с какими взрослыми общается ребенок, что видит, что слышит. Сверстники, общаясь, друг с другом не взрослеют. Но для процесса взросления годится не каждый взрослый. Как нужны в этот момент мудрые взрослые!

Страсть к свободе.

Ни один ребенок не хочет абсолютной свободы. Он не стремится к абсолютной независимости.

Ребенок стремится к свободно выбранной несвободе. Он знает, что в природе ничего само по себе не существует. Нельзя заставить ребенка играть. Играют только при свободном выборе. Не существует игры без правил. Любая игра - это правила. Есть лишь миг свободного выбора. Свобода - это чувство, а не реальность.

Задача учителя - создать условия «как будто» свободы выбора, создать миг свободного выбора. Это путь к гуманной педагогике.

Проблемы отметок.

«Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей» - Сухомлинский.

Отметки - как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье.

Ребенка приучают к отметкам - он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это - негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения (нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу - не сдавай и т.д.). «Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя» - Сухомлинский.

Проблема красных чернил.

Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких.

Можно провести в какой-либо промежуток времени безоценочный эксперимент (неделя, месяц, четверть).

В Вальдорфской системе оценки вообще не используются.

Проблема воспитания мысли.

Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно в каких руках оно находится - в добрых или злых. Мысль есть реальная энергетическая субстанция.

По Вернандскому. Человек сам того, не сознавая, создает вокруг земли новую, невидимую геологическую сферу (ноосферу), которая не разрушается и имеет силу обратного влияния на человека.

Российским ученым Петром Горяевым проводились опыты по влиянию разного качества мыслей на всхожесть семян, на ДНК. Результаты поразительные.

Дурные мысли - разрушительная сила.

Добрые мысли - созидающая сила.

Мысли не в нас, а между нами.

Законы мысли.

§ Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна.
§ Рожденная человеком мысль становится абсолютно независимой от него, самостоятельной.
§ Мысли объединяются в сообщества себе подобных (по закону притяжения).
§ Мозг человека - генератор мыслей.
§ Мысль каждого человека - продукт его духовности.
§ Мыслями наполнена ноосфера пространства.
§ Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять (дети и спички). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров - сожгли часть своих рукописей.
§ Рожденная мысль возвращается к своему породителю, усиленная своими подругами (не рой яму другому - сам в неё попадешь, и т.д.).
§ Мысль - явление вне времени и пространства..
§ Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена.
§ Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях.
§ Добрая речь взрослых - есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке.
§ Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.

Об уроке.

К уроку обязательно нужно готовиться. Обязательно должен быть план урока.

Урок не есть основная форма учебного процесса. Урок - есть аккумулятор жизни детей и жизни учителя. На уроки приглашаются родители (до тех пор, пока не придет). Этим родителям дарят урок - урок о доброте. Для детей также уроки имеют очень важное воспитательное значение.

Учителю!

Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей.

Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей.

Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

В каждом ребенке надо видеть явление.

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя.

Верить в безграничность способностей ребенка.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель.

Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику.

Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды.

Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран. Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств , быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества” Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки . Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

    Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

    Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

    В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

    В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.

Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-экспериментатор и практик.

Каков вклад в развитие педагогики Ш.А. Амонашвили

Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику.

Нюансы методики

Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя «обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада» . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, «ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества»2
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому - эффективными», - утверждает Ш.А. Амонашвили^.
Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.
С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия «оценка» и «отметка». Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.
Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше.
Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.
Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.


Шалва Амонашвили, грузинский педагог и психолог, награжден Почетным званием "Рыцарь детства" за свои новаторские идеи, которые сложились в гуманную педагогическую систему.

Несмотря на резкую критику со стороны приверженцев авторитарного стиля воспитания, Шалва Александрович верен своим убеждениям: любить и понимать детей, уважать их личность и подпитывать детскую любознательность.

Приводим лишь несколько цитат из разных книг Шалвы Амонашвили, которые отражают его идеи. К этим мудрым советам стоит прислушаться всем родителям.

"Если ребенка на воспитание, то верни его крылатым".

"В воспитании детей не допустимы ложь, грубость и насмешка".

"Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их".

"Дорисовывайте" своих детей и друг друга. Общайтесь с ребенком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нем хорошее и регулярно это подмечайте.
Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: "Я не ожидал, что ты такой щедрый  -  можно тебя за это поцеловать?". Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза  - это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас.
Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем".

"Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное".

"Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса".

"Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему"

8. "Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга".

9. "Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки"


10. "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества.

Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве".

11. "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!"

12. "Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: "Ты все можешь".