Чем занять младенца когда он не спит. Как играть с новорождённым. Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Вопрос о том, чем занять новорожденного беспокоит не многих новоиспеченных родителей – многие об этом просто не задумываются, действуя инстинктивно, однако есть и те, кто действительно желает увлечь маленькое чадо интересным занятием. На самом деле, такой вопрос, в отличие от вопроса , задают те мамочки, которые из-за навалившихся с рождением малыша забот, не могут найти время на занятие домашними заботами. Действительно, о какой уборке, готовке и развлечениях может идти речь, когда в кроватке постоянно плачет и требует кушать беспомощный ребенок?

На самом деле, занять месячного ребенка очень просто, ведь он, несмотря на то, что еще ничего не умеет, но уже старается проявлять интерес к окружающему его миру. В столь юном возрасте малышу интересно все: чувствовать прикосновения мамы и папы, слышать их голос, музыку, стараться двигать ножками и ручками, смотреть по сторонам.

Чем занять новорожденного?

Многих неопытных родителей смущает, что ребенок в 1 месяц спит практически все время, а остальное время «висит» на груди и кушает. Для начала, нужно усвоить, что такое поведение абсолютно нормально для новорожденных. Вам будет полезно узнать, . Если же малыш бодрствует и не хочет кушать, а мамочке в это время нужно приготовить еду, прибрать в доме или отдохнуть, - не стесняйтесь и оставляйте малыша в манеже. Даже если ему станет скучно, и он станет плакать – ничего страшного, в этом также нет ничего ужасного. Многие бабушки до сих пор утверждают, что , хотя это утверждение и не имеет никаких доказательств.

Если же вы хотите занять ребенка в 1 месяц, потому что вам кажется, что одиночество не пойдет ему на пользу – это проще, чем кажется. В один месяц ребенок практически ничего не умеет, но прекрасно ощущает прикосновения, чувствует запахи, постепенно учится различать цвета. Чтобы малыш не плакал совсем не обязательно носить его на руках или кормить грудью – есть масса способов развлечь месячного ребенка! Спойте ему песенку, покажите различные игрушки и погремушки, сделайте легкий массаж ножек. Это и полезно, и приятно.

Чтобы немного «разгрузить» напряженный график новоиспеченной мамочки можно купить отличную – мобиль, который крепится к детской кроватке. Современные мобили обычно включают свисающие над малышом игрушки различных теплых цветов, а также функции воспроизведения спокойной музыки, звука природы и прочего, что может легко увлечь даже месячного ребенка. А в этом время его родители смогут отдохнуть или заняться другими делами.


Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.

Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…

Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.


Оглавление [Показать]

Надо ли развлекать младенца или как перестать беспокоиться

Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?

Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте – потратьте время с пользой для малыша и себя.

Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик – это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.

Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки – и вот он, контакт, понятный и близкий.


Игры – наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.

  1. Положите малыша в кресло-шезлонг для новорожденных, перенесите кресло на кухню, в моменты бодрствования дитя с удовольствием будет за вами наблюдать. Двигайтесь медленно, чтобы он успел зафиксировать взгляд на вас, покажите яркое полотенце, миску, блестящую ложку – это все интересно, занимательно и познавательно в соединении с вашими «рукодельными» попевками («я взяла ложку, она такая красивая, я буду помешивать кашу, а потом приготовлю…» - и дальше все в ритмичном темпе «ля-ля-ля, ля-ля-ля»).
  2. Перенесите кресло в комнату, где вы отдыхаете, «расскажите», что вы будете делать. Да, скорее всего, младенец быстро уснет, но он будет рядом с вами, и когда проснется, снова увидит ласковое доброе лицо мамы (игра во время просыпания «кто у нас проснулся? (имя) проснулся, мамочку увидит, песенку услышит»). Импровизируйте, главное ваш голос, интонация, и немного названий предметов – это уже познание мира через ваши действия и слова.
  3. Наклоняясь над крохой можно напеть простые слоги (ля-ля-ля, гу-гу-гу, та-та-та), вы подготовите «почву» для гуления, он будет повторять следом за вами, но делайте все медленно, чтобы у малыша было время «сосредоточиться» на повторение.
  4. Цветные игрушки, мобили, развивающие коврики, гелевые шарики, неваляшки будут полезны трехмесячному малышу, но все дозировано, не в «утомляющем» избытке. Погремушку вкладывайте в ладошку малютки, он рефлекторно ее сожмет, потом откинет – это развитие моторной функции, чуть позже ребенок будет удерживать погремушку дольше, будет тянуться к ней (игры «посмотри, что у меня есть» с погремушками, колокольчиками, неваляшками и проч.). Чем проще форма подвесных игрушек, тем легче малышу будет их «ловить», тем дольше он будет играть сам.
  5. Надутые гелием шарики – это вообще находка для рассматривания, выбирайте одноцветные шарики, привяжите их к кроватке. Шарики будут двигаться от малейшего дуновения, кроха сможет наблюдать за ними долго, к тому же шарики одного цвета можно заменить или вообще убрать на время, а потом снова привязать, но уже поближе к малютке. Когда он сможет дотянуться до ленточки (обычно это происходит в два-три месяца), веселье продолжится – шарик будет «прыгать» даже при сжимании ленточки в кулачке.

На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) – кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные – это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.

Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку – начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи – «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».

Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.

Простые игры, простые развлечения и мама – это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.


Похожие посты

Оставить комментарий

Уже с первых дней жизни ребенок должен ощущать заботу и внимание родителей. Если в первые месяцы устанавливается эмоционально-личностный контакт с малышом, то, начиная с третьего месяца нужно вводить в общение простейшие развивающие игры, которые помогут ему познать окружающий мир, выработать правильную реакцию на различные явления и поведение окружающих.


Предлагаем несколько игровых занятий для детей от 3-х месяцев до года, которые доставят удовольствие не только малышам, но и взрослым.

Это одна из самых популярных игр в мире. Ее смысл заключается в том, что вы прячетесь за преграду или просто закрываете лицо ладонями, газетой, подушкой или другим предметом. Через несколько мгновений показываетесь со словами «ку-ку».

Первое время малыш не будет осознавать ваше присутствие, но к 8-10 месяцам он начнет предпринимать попытки поиска (отодвигать руки или предмет, за которым вы спрятались). Игра обучает малыша адекватно реагировать на отсутствие взрослых, развивает чувство юмора.

В зависимости от возраста ваш малыш произносит разнообразные звуки. Начиная со 2-3 месяца это гуление, т.е. протяжное произношение гласных звуков. После 6-ти месяцев жизни ребенок начинает произносить первые слоги. Чтобы продемонстрировать свою заинтересованность маленьким миром малыша, повторяйте за ним его лепетание.

То же касается мимики и движений ребенка. Если он улыбается, удивляется или машет ручками, копируйте все его эмоции и жесты. По мере взросления уже сам ребенок начнет вторить вашим словам и движениям.


Под веселую, но негромкую музыку совершайте танцевальные движения в поле зрения малыша. Можно вовлечь в танец и его самого, подкидывая над головой, кружа в воздухе или совершая плавные махи ручками и ножками ребенка, если он лежит. Ребенок получит огромное удовольствие от такого общения. Перед сном можно совершить спокойный танец под медленную музыку, чтобы быстрее убаюкать карапуза.

Эту игру-вопрос очень любят малыши. В ласковой форме задавайте вопросы: «Где наш носик?», «Где наш ротик?» и т.д., а затем дотрагивайтесь к этой части тела. Аналогично можно исследовать различные предметы: книжку, мяч, чашку. Когда малыш немного повзрослеет, он сам будет тянуться в нужную сторону.

Данная игра пополняет словарный запас ребенка, развивает память и координацию движений, знакомит его с окружающими предметами.

Подобные игры на коленях можно начинать с 8-9 месяцев. Они являются плодом народного творчества, поэтому прибаутки бывают самые разнообразные. Например, «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам и в ямку бух, провалился петух!». Одновременно посадите малыша себе на коленки и легонько подкидывайте его, изображая езду. При словах «В ямку бух» слегка разведите колени в стороны, чтобы ребенок немного провалился.

Такая веселая разминка развивает чувство ритма, координацию движений, слуховую память и служит проверкой внимания вашего малыша.

В игровой форме можно познакомить свое чадо с ежедневно окружающими его предметами. При этом важно, чтобы ребенок не только запомнил их названия, но и понял физические свойства, научился воспринимать предметы различной структуры на ощупь.

Для этого давайте ребенку потрогать разнообразные предметы, одновременно характеризуя их физические признаки. Например, зеркало гладкое, а ковер шершавый, диван мягкий, а шкаф твердый, вода – мокрая и т.д. Такое занятие расширит кругозор малыша, улучшит память.

У каждого ребенка в арсенале игрушек найдется пирамидка. Она может отличаться внешне, иметь разное количество и размер деталей, но функции остаются неизменными. Детали можно складывать, подбирая по размеру, или поочередно снимать со стержня-основы. Подобными функциями обладают игрушки типа «Матрешка», части которых укладываются друг в друга.


Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам -

Такие игрушки можно покупать ребенку, начиная с 10-11 месяцев. Они развивают логическое мышление, тренируют зрительную память и мелкую моторику рук. Первое время вам придется помогать малышу прежде, чем он научится самостоятельно выполнять задачу.

Читаем также:

  • ТОП 10 игр с малышами до года;
  • 11 самых необычных способов развлечься с детьми дома.

Начните с изготовления развивающего коврика - и вам занятие, и младенцу приятно, и для бюджета экономия, что тоже немаловажно. Для этого подойдет любое одеяло, можете сшить коврик самостоятельно, из лоскутков - будет еще веселей. На коврик нашейте лоскутки в форме геометрических фигур - для начала будет достаточно круга, квадрата и треугольника. Обязательно выберите ткань контрастного цвета и разную по фактуре, например, бархат, вельвет и шелк. Прикрепите к коврику несколько термоапликаций - зверюшек, кошку, собачку, в общем, что нравится. Нашейте на него деревянное кольцо, чтобы можно было ухватиться ручкой и погрызть. В дело пойдут и разноцветные пуговицы разных размеров, главное, пришивать их прочно, чтобы было не оторвать и не разгрызть. Попробуйте пришить кусочек меха - он приятен на ощупь, но из него не должна лезть шерсть. Возьмите старую перчатку, плотно набейте ее гречкой и пришейте, желательно, чтобы она не лежала, а стояла. У вас получится игрушка для развития пальчиков и массажа ладошки. Дайте волю фантазии, в ход могут пойти множество предметов, различных по фактуре и цвету, главное, прикрепить их покрепче. И еще одна деталь - коврик придется стирать, не слишком часто, но несчастья могут случаться и на нем. Вот тут уж перчатку с гречей точно необходимо отпороть! Также стоит купить ребенку две разные подвески-погремушки для кроватки и менять их каждую неделю, погремушки всякий раз будут восприниматься как новые. Кстати, этот трюк со спрятанными и снова выданными спустя некоторое время игрушками проходит где-то до года. Месяцев до трех можете смело давать младенцу мягкие игрушки. Ощупать ощупает, а до рта дотянуть не сумеет. Привяжите на ручку яркую ленточку - ее можно обсосать ротиком и развязать. Смотрите, чтобы не было попыток проглотить. Подрастающие братья и сестры - отличные няньки, лет этак с 6 - 8. И бутылочку могут подержать, и погремушкой потрясти, и колясочку покатать. Особенно неутомимы, если младенец поощряет их своим хохотом. Правда, иногда они развлекаются, пугая младенца, особенно этим грешат мальчики. Месяцев с 6 - 7 младенцы начинают узнавать себя в зеркале. Посадите его напротив зеркала, и пройдет еще немало времени, прежде чем он начнет заглядывать за зеркало, чтобы понять, кто же там прячется. С четырех месяцев любимыми игрушками становятся шуршучки. Это шуршащая бумага (только не газеты, их краска вредна), пакетики из-под чипсов, полиэтиленовые пакетики. Ими дитя в этом возрасте занимается куда больше, чем погремушками. В этом же возрасте младенец учится смеяться. Первые похожие на смех звуки он издает в ответ на щекотку где-то с трех месяцев, если вы при этом смеетесь. Я играла так: под стишок «Огуречик-огуречик, не ходи на тот конечик, там мышка живет, тебе хвостик отгрызет» шагала пальцами от ножки вверх по тельцу к шейке и на последних словах щекотала младенца. Сначала он ежится и кряхтит, а потом смеется. Если вы любите велосипед, то можете возить кроху с собой в специальном креслице. Уверяю вас, он будет счастлив! Начав строить пирамидки, малыш не ограничится кубиками. В ход пойдут и кастрюли, и чайные чашки… А сколько радости доставит кухонная утварь, достаточно легкая, чтобы удержать в руке! Сидя на своем стульчике, младенец с удовольствием исследует и давилку для чеснока, и поварешку, и расписные ложки, и решето, и множество тех интересных вещичек, что прячутся в выдвижных ящиках. Но стоит ему встать на ножки, и вот тут развлечения он будет находить себе сам, да так, что только держитесь!


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Чем занять ребенка в 1, 2 или 3 месяца, когда он не спит?

Чем старше малыш – тем больше он может бодрствовать. Если новорожденный малыш спит практически весь день, то родители ребенка постарше рано или поздно столкнуться с вопросом: чем занять малыша, когда он не спит? Ответ напрямую зависит от возраста ребенка и от навыков, которыми он уже овладел. В этой статье я хочу поговорить о занятиях с малышом от 0 до 3 месяцев.

Стоит ли занимать новорожденного

Когда моей малышке было около недели, нас еще не затронула проблема коликов, свободного времени у меня было уйма. И я, как неопытная мама, вдруг захотела почитать своему ребенку потешки и попеть детские песни. Не знаю, чем я думала, потому что сейчас эта идея кажется мне наибредовейшей. Но тогда я упорно пыталась «развлекать» дочь в ее недолгое время бодрствования. О продолжительности сна и бодрствования я тогда тоже представления не имела. В итоге, перегрузила дочь своими потешками так, что она устала и начала безутешно плакать. А я, не понимая в чем дело, плакала вместе с ней. Что я вынесла из этой ситуации?

Новорожденного не нужно развлекать и пытаться специально чем-то занять! В его недолгое время бодрствования можно провести гигиенические процедуры, сделать массаж, поменять подгузник, переодеть, если нужно. Можно покупать в ванночке вечером. А если все перечисленное уже сделано, то можно заняться своими делами, поместив ребенка в слинг или оставив лежать на кровати.

Во время бодрствования новорожденный развивается сам – он созерцает, учится фокусировать взгляд, анализирует. В мозгу ребенка проходит множество процессов, даже больше, чем у взрослого. Не стоит вмешиваться в естественное созерцание, навязывая малышу игрушки или нарочитое общение с потешками. Однако стоит помнить, что созерцать одно и то же изо дня в день (если все время держать малыша на кровати во время бодрствования) скучно и не познавательно. Поэтому я всеми руками за ношение в слинге – малыш находится в движении, картинки перед глазами меняются, приближаются и отдаляются. И, если вдруг захочется спать, в слинге ребенок уснет быстро и самостоятельно.

Когда у нас начались колики, все время бодрствования было посвящено укачиванию и облегчению плача и болей. В периоды плача мы с ней прыгали на фитболе. Гигиенические процедуры, купание, смена подгузников проходили в быстром темпе, потому что обычно сопровождались плачем и криками. В тот период мы жили по формуле: если ребенок не спит, значит он плачет. А плакала она действительно много.

Поэтому в тот период у нас и мысли не было чем-то занять ребенка. Мы итак носили ее на руках все время. Когда она находилась в слинге, бывало, что она не плакала. Поэтому мы старались больше гулять. Когда дочка не спала – она смотрела по сторонам, изучала улицу. Правда обычно она очень быстро засыпала на прогулках в слинге. Когда у нас выпадали редкие минуты бодрствования без плача, мы занимали их выкладыванием на животик или покачиванием ребенка на фитболе (ребенок лежит на фитболе на животике). Этот период продолжался примерно до двух месяцев.

Чем занять ребенка в 2 месяца

В два месяца колики стали потихоньку угасать. Уже чаще появлялась возможность положить дочь на кровать. Она могла лежать самостоятельно и при этом не плакала. С 2 до 3 месяцев большая часть бодрствования дочери приходилась на нахождение в слинге. Мы либо гуляли на улице, либо занимались домашними делами. Дочери было интересно смотреть по сторонам. Она изучала обстановку, прохожих, новые лица в транспорте. Дома она с интересом наблюдала за моими делами. Колики еще беспокоили, гораздо реже и меньше, но все же имели место быть. Поэтому слинг здорово выручал.

В два месяца мы стали активно использовать развивающий коврик. Поэтому дочь с интересом рассматривала подвешенные над собой игрушки, занимая тем самым от 15 до 30 минут. Кроме того я выкладывала дочку на животик, ставила перед ней игрушки. В этом возрасте мы ввели безопасное зеркальце, дочке очень нравилось. То есть, где-то около получаса ребенка 2-3 месяцев можно занять игрушками.

Кроме игрушек хорошо у нас пошли сказки. Я читала дочери с выражением и интонацией, ей очень нравилось, она улыбалась. Кроме сказок мы общались, носили дочь на руках, подносили ее к зеркалу, носили по дому, разговаривали. Часть времени бодрствования уходило на ежедневные процедуры – высаживание, грудное вскармливание, купание, массаж, умывание, переодевание.

Занимать ребенка можно с 3х месяцев

В три месяца я все больше отмечала от дочери отдачу. С ней стало все интереснее взаимодействовать. Именно с трех месяцев с ребенком уже можно интересно играть, получая реакцию в виде смеха, радости. Мы по-прежнему много гуляли, но дочь уже не спала всю прогулку, как раньше, она изучала окружающий мир с возрастающим любопытством. Дома мы много играли, общались, носили на руках, играли с настенным зеркалом – т.е. целенаправленно посвящали время ребенку. Думаю, в этом возрасте детям это необходимо. Они жаждут общаться со взрослым, познают радость совместных игр.

В 3 месяца малышу еще очень нужна мама, он недостаточно самостоятелен. Поэтому самостоятельным играм мы отводили не более получаса подряд. И не более часа в день. Обычно это было выкладывание на развивающий коврик или игры с другими игрушками, разложенными на кровати. Игрушки стали доставлять больше удовольствия, ведь ребенок научился хватать их ручками.

Так же в это время в ходу у нас были качели-шезлонг. Качаясь в шезлонге, дочь наблюдала за моими действиями, делами по дому. Шезлонг освобождал мое время, мои руки. Я могла хоть что-то успеть сделать пока дочь качается.

Хотя и дочери, и мне больше нравилось ношение в слинге. Несмотря на то, что колики были уже позади, и дочь могла лежать одна, все же ручной период (который длится до того, как ребенок поползет) продолжался, поэтому я старалась достаточно времени носить ее на руках и в слинге.

Итоги

Вообще период от 0 до 3 месяцев не требует специальных развлечений ребенка. Достаточно носить малыша с собой в слинге или на руках, попутно выполняя привычные дела – прогуливаться по улицам и магазинам, делать домашние дела, заниматься рукоделием. Ребенок естественно вписывается в жизнь мамы, развивается сам, находясь на руках. С трех месяцев, когда малыш становится более активным, уже можно вводить недолгие периоды самостоятельных игр с игрушками и периоды целенаправленного общения и игр со взрослыми. Хотя и ношение в слинге никуда не уходит.

Период до 3х месяцев очень удобный в плане слингоношения – ребенок еще маленький и легкий, он спокойно сидит в слинге, не мешая маме заниматься «взрослыми» делами. Этим нужно активно пользоваться) Ведь позже, когда малыш захочет больше движения, совмещать дела по дому и ношение ребенка на руках станет не так просто.

Если вы все же хотите посвятить время простым играм с малышом от рождения до 3х месяцев, идеи можно почерпнуть в статье 10 игр с ребенком 0-3 месяцев.

А что вы думаете по поводу занятий с ребенком от рождения и до 3х месяцев? Ответ в комментарии ниже.

Возможно, вам будут интересны аналогичные статьи "на вырост": Игры с малышом в 5 месяцев, Чем занять ребенка в 9 месяцев, а также Чем занять годовалого ребенка.

Катерина Бриф - ecomammy.com

Социальные кнопки для Joomla

ecomammy.com

Занятия с ребенком в 1 месяц

Во времена нашего детства над идеей заниматься с месячным ребенком и развивать его только посмеялись бы. Ведь новорожденный большинство времени проводит во сне, просыпаясь лишь для кормлений и очень кратковременных бодрствований. Однако в последние годы наметилась тенденция к тому, что младенцы просыпаются все чаще и гуляют все дольше, чем еще 20-30 лет назад.

Занятия с ребенком в 1 месяц начинать не просто можно, но и вполне целесообразно. Сегодня время летит очень быстро, все вокруг меняется молниеносно, и детки тоже стали развиваться куда быстрее. Так что не будем отставать от жизненных реалий!

Лучшая забава - разговор с ребенком

Скорее всего, занятия с ребенком в 1 месяц проводит каждая мама, даже не догадываясь об этом. Но поставив себе цель развивать малыша и действуя целенаправленно, можно добиться значительно лучших результатов. Итак, начнем с самого простого - с общения. Ничего не привлекает и не радует младенца так, как разговор. В первые месяцы жизни детки отдают предпочтение живому общению, игрушки их пока еще мало интересуют. Поэтому общайтесь с ребенком все время, пока он бодрствует. Говорите с ним лицо в лицо, ходите по комнате, чтобы малыш «ловил» источник голоса, устраивайте беседы во время купания и пеленания, а вот кормление лучше проводить в спокойной обстановке, чтобы детку ничего не отвлекало.

Играйте интонацией, тембром, силой голоса. Учите ребенка различать цель вашего разговора: поиграть, успокоить, повествовать. Монотонный тихий голос способен расслабить и убаюкать малыша, а время от времени меняющий громкость и интонацию звучания учит удерживать внимание слушателя.

Обязательно рассказывайте малышу сказки, читайте стихи, декламируйте считалки и пойте песни. Кроме того, что такие занятия очень развивают, в том числе и чувство такта и ритма, они еще приносят маленькому слушателю неописуемое удовольствие.

Очень скоро детка начнет различать членов семьи по голосу. Возможно, он даже определит среди вас фаворита!

Окружающие звуки развивают внимание

Звуки - это первое, что занимает кроху и действует на его нервную систему. Рекомендуется с младенчества знакомить малыша с различными музыкальными произведениями самых разных стилей. Лучшими для новорожденных считаются классические композиции и звуки природы. Но задорные мелодийки также нравятся крохам.

Можно купить музыкальный мобиль для детей - так вы убьете сразу нескольких зайцев. Или же использовать средства подешевле: колокольчик, звон посуды, тарахтенье крупы в коробочке - вариантов масса. Не забывайте и о погремушках. Но во всех эти случаях следует помнить, что резкие громкие звуки могут напугать младенца, что очень нежелательно.

Сегодня в продаже есть множество детских пинеток и носочков с колокольчиками и погремушками: двигая ножкой, малыш будет прислушиваться к издающемуся звуку, пытаясь уловить его.

Всегда обращайте внимание ребенка на доносящиеся с окружающего мира звуки, комментируя происходящее: «бабушка варит супчик», «папа заводит машину», «собачка гавкает» и так далее. Произносите фразу всякий раз, когда ситуация повторяется.

Веселое лицо поднимет настроение

Психологи говорят, что новорожденный способен различать предметы на расстоянии 25-30 см. Это неспроста. Данное расстояние равно дистанции от ребеночка к лицу матери во время кормления. И следует сказать, что малышу очень нравится наблюдать за лицом с улыбкой.

Подходите к ребеночку всегда в хорошем духе. Молодая мама сталкивается со многими трудностями, но очень важно научиться оставлять их вне общения с малышом. Улыбайтесь ему, выражайте любовь и радость - ваша кровинка так нуждается в этом! Не бойтесь приучить ребенка к рукам: берите его к себе, ведь это так хорошо, чувствовать мамино тепло и слышать знакомый ритм сердца! А главное, в такие минуты малыш ощущает себя в полной безопасности.

С младенчества можно начать играть с деткой в прятки: переодевая или подходя к малышу после пробуждения, побалуйтесь с ним, закрывая и открывая его лицо пеленкой («Где ты? Ку-ку!»).

Можно нарисовать улыбающееся лицо на контрастном фоне и прикрепить к кроватке или стенке - в зоне зрения младенца. Или же использовать такую игрушку для ролевых постановок: вскоре ребенок начнет реагировать на узнаваемого персонажа.

Яркое пятно фокусирует зрение

Научиться концентрироваться и фокусировать взгляд крохе помогут яркие предметы. Это может быть игрушка, шарф или полотенце, любая безопасная подручная вещь с броской окраской (предпочтительно - красно-оранжево-розовой, поскольку других цветов кроха еще не различает). Сначала просто подносите ее к лицу малыша, добиваясь фокусировки взгляда на показываемом предмете. На следующем этапе медленно двигайте целью вправо-влево. Когда ребенок научиться следить за мишенью, измените направление движений: поднимайте предмет вверх-вниз, а затем совершайте и круговые движения.

«Автоматизировать» занятия поможет яркая игрушка на резинке. Закрепите ее в удобном для этого месте и во время игр натягивайте таким образом, чтобы прыгая, она то появлялась перед глазами ребенка, то исчезала.

Способность зрительно следить за двигающимся предметом является важным этапом развития младенца. Но не торопитесь, результат придет не за один день.

Уже сейчас купите подвеску в детскую кроватку (очень хороши мобили). Если она окажется движущейся, то будет еще лучше! Некоторые подвески легко перемещаются с кроватки в коляску, могут играть и светиться, в общем, используйте многофункциональность современных игрушек.

Массаж укрепляет весь организм

Даже если по показаниям вам не нужен массаж для грудничков, все равно ежедневно занимайтесь с ребенком с первых дней его жизни. Помимо укрепления всего опорно-двигательного аппарата и совершенствования центральной нервной системы, массаж способствует своевременному развитию многих навыков ребенка, а также помогает ему познавать и ощущать собственное тело. Сконцентрировать внимание малыша на определенных участках можно, согрев их своим дыханием: «похукайте» на животик или ручки - ребеночек почувствует в этой зоне тепло.

Начните с самых простых движений: поглаживаний, легких пощипываний и похлопываний. При этом соблюдайте все правила проведения массажа новорожденному. Подробную информацию по теме без труда можно найти в интернете. Сочетайте массаж с гимнастикой. Очень полезно будет обзавестись гимнастическим мячом и на нем выполнять упражнения - особенно хорошо они развивают вестибулярный аппарат.

Используйте игровую форму для проведения занятий. Обязательно выкладывайте крошку на животик! Можно на ровную жесткую поверхность или прямо к себе на живот, лучше всего телом к телу, без одежды.

Во время бодрствования попробуйте класть малыша в разные позы: кроме спинки и животика можно выкладывать его и набок. Только не оставляйте детку без присмотра! Также можно совершать различные плавные движения, когда ребеночек находится на руках: поворачивать его по сторонам, кружить, поднимать-опускать (обязательно удерживая при этом головку!).

Развиваем мелкую моторику

Одновременно позаботьтесь о развитии мелкой моторики и тактильных чувств новорожденного. Эти занятия можно проводить как во время массажа или гимнастики, так и отдельно в любое удобное для вас время, когда ребенок готов к играм и развлечениям.

Крайне важно уделять внимание каждому пальчику отдельно. Помассажируйте его, потрите с небольшим нажимом, позагибайте. Начинайте играть с малышом в «Ладушки», «Сороку-ворону» и прочие развивающие моторику и тактильность игры. Не забывайте заниматься не только с ручками, но и с ножками.

В 1 месяц кроха еще не способен удерживать в ручке предметы, но учиться это делать уже стоит. Кладите в маленькую ручку предметы с самыми разными на ощупь поверхностями и диаметрами: гладкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, бугристые и так далее. Поглаживайте по ладошкам перьями или кистью, покалывайте тупыми концами, массажируйте мягкой щеткой.

Главные правила занятий с ребенком

  1. Занимайтесь с малышом только после пробуждения и в разгар бодрствования. Перед сном активность нужно свести к минимуму.
  2. Используйте для занятий любое время: пеленание, переодевание, купание, но только не кормление.
  3. Выучите потешки для детей.
  4. Делайте паузы, чтобы возобновить внимание малыша.
  5. Как можно чаще улыбайтесь и не бойтесь брать ребенка на руки.
  6. Прекращайте любые занятия, если вы видите, что ребенок устал или ему надоело.
  7. Занимайтесь только в удовольствие!
  8. Будьте всегда в расположении. При скверном собственном настроении и не начинайте - малыши очень тонко чувствуют это.
  9. Не ждите быстрых результатов.

Следует понимать, что в 1 месяц кроха еще не будет подавать явных признаков того, что занятия идут на пользу. Но будьте уверенны: процесс в разгаре. Все эти занятия и рекомендации будут актуальны также и в 2-3 месяца.

Обязательно приобщайте к делу папу: мужчина и женщина используют разный подход к делу, что ребенку будет очень интересно и полезно.

Успехов вам!

Специально для malutka.net - Елена Кичак

malutka.net

Режим дня 2-х месячного ребенка. Каким он должен быть?

Дорогие, мамы и папы, с рождения вашего ребенка прошел ровно месяц. За это время вы научились хорошо понимать язык малыша и предугадывать его желания. Остались позади первые страхи и сомнения, а, возможно, и первые ошибки. У вас накопился бесценный родительский опыт, и теперь вместе с малышом вы готовы осваивать совершено новый режим дня 2-месячного ребенка.

Чем занят малыш в 2 месяца от роду

Возможно, кому-то покажется, что применение понятия «режим дня» к 2-месячному малышу лишено логики. Ну что еще может делать грудничок, кроме как есть и спать. Отчасти это верно. Примерно до 3-4 месячного возраста малыши подчиняются исключительно физиологическим потребностям: они хотят есть, спать, быть на руках у мамочки и постоянно пачкают пеленки. Однако с возрастом даже в этих проявлениях можно усмотреть закономерности и использовать их для развития способностей ребенка. Также эти знания помогут маме без труда справляться с домашними заботами, подстраивая свой день под ритм ребенка.

Что же делает 2-месячный малыш в течение дня:

  • Спит;
  • Сосет грудь или бутылочку;
  • Бодрствует.

Кроме этого, мамочка должна успеть:

  • Поменять подгузники или пеленки;
  • Заняться с малышом развивающими играми;
  • Выйти с ним на прогулку;
  • Искупать.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Сон

Грудничок в 2 месяца спит примерно 16-18 часов в сутки. Днем периоды сна прерываются бодрствованием, в которое входит уже не только кормление, но и промежуток времени до и после него. Ночью же ребенок просыпается для того, чтобы взять грудь или попросить бутылочку.

Много споров возникает о пеленании. Издревле матери пеленали своих младенцев, но сейчас все больше набирает обороты движение за его отмену. Дать однозначный вопрос очень сложно. Но все же если по ночам грудничок до 3-4 месяцев спит неспокойно, то можно нетуго запеленать его на ночь.

Кормление

Режим дня у детей на грудном скармливании отличается от малышей, которые получают молочную смесь.

Наиболее физиологичным является грудное вскармливание в режиме «по требованию», когда малыш ест именно тогда, когда хочет. Сигналом дать грудь для мамы может служить плач или беспокойство ребенка. Однако даже несмотря на свободный режим кормления большинство детей сами устанавливают свое «расписание», и мамочка с облегчением может заметить, что малыш ест примерно через каждые 3 часа днем и каждые 4 часа ночью. Только в период болезни дети могут «виснуть на груди» почти сутками. Но в этом нет ничего страшного, так организм справляется со стрессом и ускоряет выздоровление.

Малышей, получающий молочную смесь, необходимо кормить строго по часам. Это обусловлено тем, что даже самая дорогая и качественная смесь не является идентичной грудному молоку, поэтому хуже усваивается и требует определенного времени на переваривание. Поэтому ни в коем случае нельзя давать бутылочку чаще и в объеме больше, чем это рекомендовано. Для кормления грудных детей используют адаптированные молочные смеси под номером 1. Кратность кормлений и объем каждой порции всегда четко указан на упаковке смеси. В среднем для малышей в 2 месяца число кормлений из бутылочки равно 5-6 и зараз ребенок должен съедать от 120 до 140 мл смеси.

Особый режим кормления применяется для недоношенных и маловесных детей на искусственном вскармливании. Для них допустимый объем смеси указывает педиатр.

Бодрствование

Малыш в этом возрасте начинает постепенно познавать окружающий мир. Если раньше он просыпался только для того, чтобы поесть, то начиная со второго месяца жизни периоды бодрствования удлиняются. Малыш уже не спит и перед кормлением, и после него. К концу 2 месяца ребенок может бодрствовать до 1 часа между периодами сна.

Повышение активности малыша тесно связано с его физическим и психо-эмоциональным развитием. Он начинает овладевать своими мышцами и совершать целенаправленные движение. Развивающиеся зрение и слух, помогают малышу начать ориентироваться в пространстве и узнавать родных. Укрепление мышц шеи позволяет ребенку поворачивать головку, что, в свою очередь, стимулирует развитие органов чувств.

На помощь современной мамочке приходят одноразовые подгузники, поэтому она свободна от ежедневной стирки пеленок. Но некоторые мамы сознательно отказываются от памперсов. В этом тоже есть свои плюсы. Поэтому каждый родитель решает по-своему.

Но и тем и другим важно знать, что малыш в 2 месяца мочится по 10-13 раз в сутки. Это настолько важный показатель здоровья, что педиатры на основе числа мокрых пеленок оценивают, достаточное ли количество молока в день получает ребенок. При правильном питании количество походов по маленькому должно быть больше 10-12 раз в сутки. Как правило, ночью малыши писаются редко.

Начиная с 2 месяца жизни у малыша устанавливается режим стула. Считается нормальным, если ребенок на грудном вскармливании пачкает пеленки с частотой от «после каждого прикладывания к груди» до 2-4 раз в сутки. Малыш, получающий смесь, делает это реже. В этом случае нормальным считается 1-2 раза в сутки.

Развивающие занятия с малышом в 2-месяца

Вот это точно звучит даже нелепее, чем «режим дня» в применении к младенцу. Но не спешите смеяться. Дело в том, что именно для этого возраста любые занятия с мамой – будь-то массаж, гимнастические упражнения, колыбельная, яркая погремушка или просто ласковый материнский голос являются для малыша хорошей тренировкой органов чувств.

Начиная с 2-месячного возраста тонус мышц сгибателей постепенно ослабевает, ребенок начинает совершать целенаправленные движения: поднимает ручки, поворачивает головку, поджимает ножки.

Развиваются и глазки: малыш учится удерживать в поле зрения движущиеся предметы, фокусировать взгляд. Он начинает видеть не только очертания, но и детали, хотя острота его зрения остается все еще низкой,и хорошо различать он может только предметы, расположенные на расстоянии 20 см от глазок. Поэтому маме при разговоре с грудничком необходимо наклоняться к нему как можно ближе, чтобы он смог рассмотреть черты любимого лица.

Ушки малыша также развиваются. Теперь кроха уже не только реагирует на звуки вздрагиванием или плачем, но и пытается отыскать источник звука.

Какие же игры можно придумать с 2-месячным малышом.

Самое просто это во время бодрствования брать малыша на ручки, разговаривать с ним, меняя интонации, улыбаться, петь песенки.

Можно поиграть «в прятки»: позвать малыша сначала с левой стороны, подождать пока он повернет головку, а потом перейти направо и позвать с другой. Малыш будет пытаться повернуть голову и найти, откуда звучит мамин голос. Можно использовать для этой игры погремушку с приятным звучанием, и греметь ею то у одного ушка, то у другого.

Лучшей игрушкой для развития восприятия цвета и движений в ручках является легкая погремушка из экологичной пластмассы, с приятным звуком. Цвет первых погремушек должен быть теплой гаммы: желтый, оранжевый, красный, потому что новорожденный первыми начинает различать именно эти цвета.

Прогулки с малышом в 2 месяца

В зимнее время не следует гулять на улице при температуре ниже 10 C⁰, а для лета лучшие часы для прогулок – это до 11 часов утром и после 16 часов вечером.

Поскольку малыш в этом возрасте мало двигается, необходимо внимательно подойти к выбору одежды для прогулок зимой. Самый лучший вариант: меховой конверт или полукомбенизон на натуральном мехе без раздельных ножек.

Летом нельзя подставлять малыша под прямые солнечные лучи. Если ребенок во время прогулки не спит, то нужно почаще брать его на руки и знакомить с окружающим миром: его звуками, запахами, силуэтами.

Купание

Не существует идеальных способов купания. Главное, придерживаться следующих правил: мыло и шампунь использовать не чаще 1 раза в неделю. А для ежедневных ванн подойдет чистая вода. Малышей с опрелостями, потничкой можно купать в воде с добавлением настоя трав (череда, ромашка).

Так сложилась традиция, что малышей чаще всего купают вечером перед сном. Но это необязательное требование. Если ребенку не нравится такой режим, он становится капризным, плохо засыпает, то можно перенести водные процедуры на утро или день на одно из бодрствований.

Температура воды в ванночке не должна быть выше 37 C⁰. Это легко проверить, опустив в воду локоть, если ощущается приятное тепло, значит, вода идеальна для купания.

Уход за ребенком – нелегкий труд, он требует огромного терпения и безграничной любви. Но если мама будет внимательна, то она сможет легко разглядеть режим дня даже у 2-месячного ребенка и на его основе планировать свой день так, чтобы материнство приносило только радость, а не утомление.

moy-kroha.info

Режим дня двухмесячного ребенка

В возрасте двух месяцев налаживается режим кормлений, период бодрствования увеличивается, и если вам не удалось до этого времени систематизировать режим, продолжаем приучать малыша к определённому режиму, у вас обязательно получится.

Двухмесячный малыш с интересом наблюдает за новым для него миром, улыбается, начинает гулить. Ребёнок весом более 5 кг с лёгкостью выдерживает перерыв в еде 4 часа.