Юмор – это серьезно: как шутить с ребенком? Когда новорожденный ребенок начинает осознанно улыбаться в голос и как ускорить появление смеха Как научить малыша смеяться

Чувство юмора, чувство комичного... Далеко не все люди имеют такой дар при рождении. Намного легче в жизни человеку, обладающему этим чувством, чем тому, который его лишен! Оказывается, воспитывать у детей эту способность, как любую другую, можно и нужно с самого детства.

Что делать, когда вашего ребенка дразнят на улице или в садике, и он из-за этого страдает, плачет, злится? Надо научить его, чтобы он улыбался в ответ обидчику или придумал что-то смешное, свое, изменить его отношение к самому себе. И тогда чужие насмешки будут восприниматься совсем не так болезненно.

Улыбка во весь рот

Первую улыбку-гримаску у своего малыша вы можете увидеть уже в первые дни жизни ребенка. Но психологи и педиатры эти улыбки называют «спонтанными» или «физиологическими», тем самым подчеркивая, что психологического содержания они еще не имеют. Настоящая улыбка появляется к концу периода новорожденности (второй месяц) в ответ на улыбку мамы, ее ласковые слова. Не пропустите этот момент! Старайтесь поддерживать такое общение. Ребенок поймет, что с помощью улыбки может продлить контакт с вами, и все чаще начнет пользоваться этим надежным средством.

«Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть», - пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки - привычная и обязательная часть его жизни.

Итак, совет такой: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.

Что же еще вызывает смех у младенца? Разнообразные «фокусы» с появлением и исчезновением: мамино лицо исчезает за ладонями или спинкой кровати, а затем появляется: «Ку-ку!» Включается и выключается фонарик: «Есть огонек, щелк - нет огонька!». Вызовут смех всякие «захватывающие дух» игры: качание на коленях с паданием в «ямку», подбрасывания, щекотания. Но не только вы можете рассмешить своего ребенка, он и сам в состоянии организовать себе веселье. Например, двадцать раз «уронив» ложку, которую ему торжественно вручили, чтобы учился кушать самостоятельно.

Ребенок постарше, даже не научившийся еще толком и говорить, уже может пользоваться чувством юмора в своем поведении при общении с другими людьми. Вот пример полуторагодовалого малыша. Бабушка протирает пыль, ребенок сидит за столиком с рисованием. Но это занятие сейчас не так уж увлекает его. Он тянет ручки к бабушкиной тряпке, мол, я тоже хочу вытереть свой столик. Но бабушка другого мнения: «Подожди у тебя еще чисто». Мальчик на мгновение замер, а потом, лукаво глядя на бабушку, раз провел кисточкой по столу, потом еще раз. «Ну как, а теперь?» Бабушке ничего не оставалось сделать, как засмеяться вместе с малышом и вручить ему тряпку. В этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора внука.

Вот и еще совет для родителей, которые хотят взлелеять в детях это чувство: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Ехал Ваня на ремне

Чувство комичного проявляется и в том, что дети подшучивают друг над другом, строят гримасы, говорят несуразности. И какое большое удовольствие получают они при этом! Так, один малыш любил говорить своей матери: «Надень шубу, надень шапку, надень перчатки и садись пить чай», - и каждый раз сам громко смеялся своей шутке.

Изобретая шутку, дети чувствуют, что «переворачивать» по своей прихоти мир не только не страшно, а весело и очень забавно. Для ребенка придумывание всяких несоответствий, несообразностей - это своеобразные «игры разума», ведь на самом деле он отлично знает, «как правильно».

Обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.

Дошкольники любят слушать сказки и стихи, где встречаются так называемые «перевертыши». Сколько радостного веселья доставляет ребятам стихотворение К. Чуковского «Путаница», где поросята мяукают, кошки хрюкают, а горящее море тушат «пирогами, и блинами, и сушеными грибами». Или «Ехал Ваня на ремне, вел старушку на коне, а собачка в это время мыла фикус на окне». Чувство комичного проявляется у детей и в их собственной творческой деятельности: в сочиненных ими дразнилках, считалках, в перефразировании известных стихов, песенок. Мальчик Коля 3-х лет перефразировал песенку, которую поют дети, играя в горелки. Вместо «птички летят - колокольчики звенят» он повторял «птички звенят - колокольчики летят» и звонко смеялся при этом.

Особенностью чувства юмора у дошкольников является то, что они воспринимают лишь внешнюю сторону комического. Им нравится буффонада, комизм голосовой, комизм жестов, а при восприятии комических литературных произведений они находят смешное во внешних ситуациях (например, в обрисовке внешности персонажей).

Чувство юмора во многом зависит от жизненного опыта ребенка. Из-за бедности своего опыта дети 4-6 лет, в отличие от более старших ребят, вместо того чтобы смеяться в комических местах, часто испытывают страх и беспокойство за любимого героя, боятся, что с ним произойдет несчастный случай, что он погибнет.

Большое влияние на развитие чувства юмора у детей оказывают забавные игрушки, восприятие ими веселых рассказов, смешных картинок, а также шутки и юмор окружающих ребенка взрослых. Одна мама оттопыренные ушки своего любимого чада, шутя, называла «ангельские крылышки», и ребенок в ответ на это мило улыбался. Конечно, чувство юмора играет решающую роль в развитии оптимизма и жизнерадостности ребенка.

Неприкосновенность чувств

Вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства. Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.
Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности. Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.

Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого.

Относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок, скорее всего, переймет ваш стиль.

В заключении хочется посоветовать.

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.
Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память, фантазию и воображение.
В-третьих, учите ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное.
Наконец, нужно поощрять ребенка высказывать собственное мнение, точку зрения, не боясь при этом показаться смешным или глупым.
Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни - очень ценное качество.
И, конечно, самая лучшая проверка чувства юмора человека - способность смеяться не столько над другими (это дело нехитрое), сколько над собой.

Помните ли вы этот момент, когда раздается истинно непритворный, заливной детский смех? Особенное чувство если эти эмоции вызваны именно вашим ребенком! А ведь еще совсем недавно вас с большим любопытством разглядывали полные вопросов глазки, эти крохотные ручки пытающие ухватиться за вас и найти защиту от всего нового и пугающего в ваших объятиях. Стишки, колыбельные, различные игры и нежные прикосновения заставили в первый раз улыбнуться вам вашего малыша... И вот, вы уже в ожидании когда же вместо радостных агуканий ваш ребенок начнет смеяться в голос. Именно этой теме, эмоциям ребенка и о том когда уже пора смеяться малышу представлена эта статья.

Когда ребенок начинает смеяться вслух (в голос)?

В первый месяц новорожденного почти все время припадает на сон. Таким образом происходит адаптация к жизни вне предела утробы. Через месяц, окружающий и любопытный мир вокруг младенца заставляет становиться его общительным. В этом возрасте и появляется та искренняя и теплая первая улыбка, адресованная вам. Чуть позже к этой улыбке прибавиться и звуки, подобные звукам радостных агуканий и гыканий.

Так на каком месяце все-же дети начинают смеяться в голос? Здесь не существует одного ответа для каждого малыша, но зачастую это случается в третий - пятый месяц жизни. Неврологи полагаются на срок от 20-ти до 30-ти недель. Что оставляет вопрос о возрасте в котором должен смеяться ребенок немного сложным и даже порой некорректным, ведь каждый ребенок отличается в эмоциональном плане друг от друга. Поэтому услышать смех ребенка можно услышать абсолютно в разное время.

Ребенок не смеется в голос

У многих родителей возникает вопрос, а стоит ли переживать если наряду с ровесниками их кроха еще не смеется? Очень часто у мам возникают вопросы и беспокойства что ребенок в свои 4-5 месяцев еще так и не смеется, в то время как у знакомых на второй месяц малыш просто заливается громким смехом. В этом случае стоит отметить что сравнения своего малыша с другими далеко не самый самый правильный вариант, а скорее даже напротив - дело весьма неблагодарное и крайне бессмысленное. Во-первых, умение смеяться не показатель в плане нормального и здорового развития ребенка. А во-вторых, на эмоции и смех ребенка влияет в первую очередь темперамент и его привычки показывать радость, а не его смешливость и умственные способности.

В чем же причина что ребенок не смеется? Большая вероятность что этот факт вызван незрелостью нервной системы малыша. Ведь многие мамы в беспокойстве, когда их малышам всего пару месяцев. В этом случае, все что требуется от родителей просто подождать. Также причиной отсутствия смеха у ребенка может быть чрезмерный самоконтроль окружающих взрослых, их недостаточное проявление вокруг него радостных эмоций. Часто слыша и наблюдая за смехом родителей, будучи совсем маленьким ребенок тоже начинает смеяться. К тому же, следует отметить, что некоторые дети просто по своей натуре могут быть еще с самого рождения серьезными.

Как научить ребенка смеяться?

Дети - пожалуй самые удивительные существа, чьим умениям наслаждаться и радоваться жизни может позавидовать любой взрослый. Для них весь мир новый и загадочный, который они узнают в игре. Научно доказано что эндорфин, так называемый гормон удовольствия, у детей вырабатывается в значительно большем количестве чем у взрослого человека. Поэтому чтобы научить смеяться вашего ребенка, вы не вынуждены будете специально придумывать что-то невероятное и сверхъестественное.

Обратите внимание на то, как часто вы сами улыбаетесь и смеетесь, как и насколько в вашей семье это принято. Ведь дети словно губка - впитывает все то, что их окружает в первые месяцы жизни. Что заставляет смеяться детей? Это может быть что угодно. Одним доставляет удовольствия массажи и зарядки, других забавляет игры и необычные им слова. Также смех у ребенка можно вызвать, спев ему песенку, пощекотав или строя различные рожицы.

Поначалу некоторые крохи услышав собственный смех могут испугаться. Но со временем, поняв кто доставляет этот звук, могут днями хохотать даже без повода. Кстати смех без причин для малышей очень полезный и является своего рода приятной тренировкой новоиспеченного навыка. Так что в итоге, ваш малыш непременно осчастливит вас своим заливным смехом и чарующей улыбкой. Ведь это пожалуй самый приятный звук для любящей своего малыша родителей. Пусть в вашем доме этот приятный звук в вашем доме звучит как можно чаще!

Любая мамочка, наверное, бережно хранит в своей памяти тот момент, когда её кроха первый раз загулил, улыбнулся или заливисто и искренне засмеялся. Все эти явления не только признак веселья, но и важный этап эмоционального развития малыша. Поэтому все новоиспеченные и неопытные родители очень часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребёнок начинает смеяться, чтобы точно знать, когда ожидать эти трогательные и незабываемые события в жизни.

Первая эмоция

В начале своего развития малыш просто улыбается маме в ответ. В среднем это начинает проявляться к шестой неделе его жизни. В некоторых случая этот особый момент может произойти раньше либо позже. Очень многое зависит от окружающей обстановки, в которой растёт кроха. Например, если он видит частое проявление нежности и ласки, то осознанно будет улыбаться уже в месяц.

Одновременно с этим малыш может активно размахивать ручками и ножками и постепенно начнёт агукать в ответ на обращение к нему. Всё это в целом специалисты называют комплексом оживления. Считается, что этот этап эмоционального развития начинает формироваться примерно с двадцатого дня жизни, и уже в три месяца поведение малыша становится более сложным. Наступает именно тот момент, когда начинает смеяться ребёнок.

Во сколько у малыша появляется настоящий смех?

Чётких нормативов здесь нет, но чаще всего, по мнению опытных мамочек и педиатров, это происходит в начале четвёртого месяца. Неврологи, в свою очередь, указывают размытый срок, когда дети начинают смеяться в голос. Они говорят, что это может произойти в промежуток с 20 по 30 неделю от рождения. Из этого можно сделать вывод, что вопрос, когда начинает смеяться ребёнок, немного некорректный, так как все малыши индивидуальны и разные в эмоциональном плане. Поэтому дети могут начать веселиться не в одно и то же время.

Очень важно не пропустить этот этап эмоционального развития крохи и обязательно поддерживать первые робкие попытки проявления радости. Так как некоторые специалисты утверждают, что чувство юмора прививается ещё в и оказывается, что этой черте характера можно научить. Если в семье, в которой растёт кроха, принято подшучивать друг над другом, а также часто рассказывать весёлые истории, то, скорее всего, малыш с ранних дней усвоит такую манеру поведения и вырастит жизнерадостной личностью.

Почему малыш может не смеяться?

Но иногда может быть такое, что кроха хорошо развивается в эмоциональном плане и возраст уже подходящий, но родители все никак не могут дождаться первого проявления его радости. Поэтому начинают задаваться вопросом, во сколько ребёнок начинает смеяться в голос, и что не так с их чадом. Стоит ли переживать в этом случае?

Первой причиной этому может быть незрелость нервной системы малыша. Так как многие неопытные мамы начинают ждать момента, когда начинает смеяться ребёнок уже на третьем месяце жизни крохи. В этом случае стоит только немного подождать, и непременно в скором времени появятся первые признаки искреннего веселья малыша.

Второй причиной могут быть сдержанные отношения между родителями и недостаточность проявления радостных эмоций в семье. Поэтому может не смеяться и кроха, так как он веселится, слыша радостный голос взрослых.

В некоторых случаях бывает и такое, что ребёнок сам по себе обладает серьезным характером с самого рождения, что можно считать его индивидуальной чертой. Поэтому, когда дети начинают смеяться в голос уже в четыре месяца, кроха с таким темпераментом может проявлять эти эмоции немного позже своих сверстников.

Для того, чтобы как можно быстрее услышать смех своего чада, нужно с самого младенчества постоянно с ним беседовать, часто ему улыбаться и играть, так как у каждого ребёнка уже с рождения заложено стремление к общению. Также необходимо постоянно показывать ему яркие игрушки и рассказывать какие-либо стишки и песенки. И тогда не придётся задаваться вопросом, во сколько дети начинают смеяться, так как кроха не заставит долго ждать и порадует родителей своим весельем.

Особенно важным моментом во взаимоотношениях отца и ребёнка является именно данный этап жизни малыша, так как именно сейчас он впитывает образ и мимику родных словно «губка». Поэтому папе необходимо как можно чаще общаться со своим чадом, если он желает создать в будущем крепкую эмоциональную связь с ребёнком.

Но если вдруг кроха длительное время не отвечает улыбкой на различные весёлые гримасы родителей, в этом случае следует обратиться к специалисту. Возможно, у малыша проблемы со зрением.

Что может вызвать смех грудничков?

Оказывается, что таких крохотных ребятишек могут рассмешить какие-то конкретные вещи. Например, их особенно веселит, когда с ними играют в прятки, то есть родители закрывают себе либо малышу глазки и говорят ему «ку-ку». Но есть одна забава, особенно заливисто. Для этого нужно подуть ему на личико либо животик или слегка прикусить за его пальчик и бочок.

Удивительно, что младенцев могут ещё повеселить длинные и незнакомые слова, которые не используются в речи его близкого окружения.

Причины веселья детей постарше

Когда малыш взрослеет, то его начинают забавлять различные забавы с одеждой. Например, если папа наденет мамин халат либо кто-то применит не по назначению ту или иную вещь из обихода. То есть до годика ребёнок реагирует весельем только на внешние раздражители.

Очень важно помнить тот факт, что постоянное чувство радости и смех в столь раннем возрасте могут сказаться только положительным образом на дальнейшем развитии малыша.

Почему один ребенок с трудом адаптируется в коллективе, а другой становится «звездой» и всеобщим любимцем везде? Почему один малыш обидчив, а другой легко воспринимает и «дразнилки», и «обзывалки»? Может, потому, что у одного прекрасно развито чувство юмора, а другой слишком серьезен?

Как часто родители стремятся научить ребенка читать, писать, отправить в хорошую школу, оплатить музыкальные занятия, но почему-то очень редко задумываются о том, насколько развито у их ребенка чувство юмора.

Да, дети не рождаются с готовым умением смеяться и шутить. Умению смеяться над собой, с юмором воспринимать любые неприятности и быть душой компании можно и нужно научить.

С чего начать? С самых простых вещей: надеть «случайно» брюки на руки, а рубашку на ноги – уже будет смешно, ведь нарушено нормальное течение жизни. Также оденьте ребенка и посмейтесь вместе с ним, поразмышляйте вслух, как же так могло произойти.

А могут случайно тапочки оказаться в кастрюле? А зубная щетка «захочет» побыть вилкой?

В такие моменты не бойтесь стать смешным, покажите ребенку, как смеяться над собой. Чем раньше малыш поймет, что любую нелепую и смешную ситуацию можно обратить себе на пользу, тем легче ему будет общаться с людьми. Научите ребенка простому правилу «поклонись, улыбнись и помаши».

В конце концов, многие взрослые не начинают какого-нибудь дела только потому, что боятся показаться смешанными. Преодолев этот страх в раннем детстве, можно дать ребенку колоссальный толчок к великим свершениям.

Больше дурачьтесь: поскользнитесь, как герой мультфильма, поищите очки, как бабушка из детского стишка, что-нибудь уроните и т. д.

Разыгрывайте с ребенком сценки, маски можно сделать самим вместе с ребенком. Для масок очень удобны картонные одноразовые тарелки, в которых вырезаются глаза и рот, раскрашиваются лица и морды, прикрепляются красные носы, рожки, большие уши.

Необязательно делать лицо или морду, можно нарисовать и говорящий дом, и грузовик, и цветок, и будильник.

Купите набор красок для лица или подарите свой косметический набор. Пусть ребенок сам творит и раскрашивает себя, после обязательно сфотографируйте его, а фотографию наклейте в специальный «смешной» альбом.

В этом альбоме можно также хранить и любимые маски, и любимые комиксы (с детьми школьного возраста их можно рисовать самостоятельно), записывать смешные истории.

И конечно, чтобы ребенок вырос с чувством юмора, родители должны показывать пример собственного легкого отношения к жизни.

Смотрите вместе и комедии, вспомните, как вы переживали и смеялись над тем, что сейчас вам кажется таким несерьезным и даже глупым.

Покажите ребенку, что уметь смеяться также важно, как и уметь складывать числа в столбик, а умение заметить смешное в обыденных вещах делает разноцветным мир серых унылых будней.

"Много ли шутят в вашей семье?" - этот вопрос я часто задаю и взрослым, и детям. И вот что интересно. Родители обычно отвечают утвердительно, а вот от детей чаще приходится слышать, что... никто не шутит. Ну, в крайнем случае, гости. Преобладающее мамино настроение называлось "грустным", "серьезным", даже - сердитым. И почти никогда - "веселым".

А чего нам веселиться?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, с какой стати, если в жизни одни сплошные проблемы... Особенно часто слышишь такие возражения от родителей болезненного ребенка или ребенка с тяжелым характером.

Но, встав на такую позицию, семья загоняет себя в замкнутый круг, ведь мрачность и уныние только усугубляют ситуацию.

У унылого человека нет сил ни на что. В том числе и на борьбу со злом. Поэтому в унылой, мрачной атмосфере пышным цветом расцветают гнев и зависть, ревность, обиды и многое-многое другое.

А ведь дети самой природой созданы для радости! Их ничего не стоит рассмешить. Ведь даже законченные маленькие меланхолики, попадая в компанию, где царит доброжелательное веселье, на глазах расцветали и становились гораздо общительней и открытей. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, наши малыши особенно нуждаются в психологической поддержке.

"Фыфки" для детей и взрослых

У ВЗРОСЛЫХ и у детей разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку... Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути, малоприятных моментах. Некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости.

Но в действительности это проявление не жестокости, а неразвитости чувства юмора. Детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать же другим они еще не научились. Поэтому задача взрослых - научить детей отграничивать просто смешное от смешного с привкусом садизма.

В сущности, мы, взрослые, смеемся над такими же недоразумениями, только они облечены в более сложную форму. Скажем, мы не будем смеяться над тем, как два героя пятятся по сцене, якобы не замечая один другого, и, в конце концов, сталкиваются спинами. Но киносюжет, когда герой, попав по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, где его обнаруживает хозяйка, вот уже много лет подряд вызывает смех и у нас.

При чтении книжек дети тоже частенько пропускают мимо ушей пассажи, которые вызывают улыбку у взрослых. Зато покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Да неужели вас самих в детстве не смешили "фыфки" и "хыхки" из рассказа В. Драгунского?

Но задумаемся, что собой представляет "игра слов", на которой построено множество смешных каламбуров, литературных эпиграмм, анекдотов и проч. Что это, как не те же "фыфки", только для взрослых?!

Вообще чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Вы, наверное, обращали внимание на то, что так называемые детские анекдоты обычно кажутся взрослым глупыми. И наоборот, наши шутки зачастую вызывают у детей недоумение. Это обусловлено и различиями жизненного опыта, и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. Отчасти поэтому родителям и детям не очень легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходимо, иначе общение выродится в нудные нотации, от которых ребенок будет мысленно отгораживаться.

Культура комиксов

РАЗВИТИЕ чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки, когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех, то ребенок может и не продвинуться дальше первой ступеньки. И, повзрослев, будет заливисто смеяться, глядя, как оператор прокручивает назад кино- или видеопленку и люди на экране пятятся задом.

Помнится, путешествуя по Германии, мы с моей коллегой впервые столкнулись с такой реакцией взрослых людей с научными степенями и высоким социальным статусом. Поначалу это нас ошарашило и даже шокировало. Но потом, увидев, что так по-детски реагируют на перемотку пленки не только немцы, но и многие другие граждане "цивилизованного мира", мы привыкли и больше не удивлялись.

А собственно, чему тут удивляться, если в Европе и Америке уже несколько поколений вырастает на комиксах? Есть серии, которые издаются без перерыва на протяжении 80 лет! В последние годы наши дети зачастую воспитываются на тех же западных мультфильмах, фильмах, телепередачах, что и их западные сверстники. И в плане развития чувства юмора они подотстали по сравнению со школьниками 80-х. Но пока, по-моему, мы еще не догнали "цивилизованный мир".

Очень пагубно сказывается на детях и увлечение "черным" юмором, который теснейшим образом связан с "культурой комиксов". Сейчас, к сожалению, иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа "Девочка в поле нашла пулемет, больше в деревне никто не живет", чем стихи Пушкина или Барто. А родители поощряют это увлечение, покупая детям соответствующие сборники анекдотов и прочую "методическую литературу".

"Черный" юмор - особенно санкционированный авторитетными взрослыми: родителями и учителями - размывает границы добра и зла. Смех имеет свойство заглушать страх. Да, в каких-то случаях это бывает полезно. Но далеко не всегда. Если садизм, хулиганство, издевательства перестают казаться страшными и даже приобретают ореол привлекательности, можно с уверенностью сказать, что смех сослужил нам плохую службу. А именно это происходит, когда ребенок напитывается "черным" юмором.

Смех сквозь слезы

ПОРОЙ взрослые общаются с ребенком исключительно в юмористическом, ироническом ключе. Причем ирония вовсе необязательно бывает обидной для ребенка. Просто в кругу, в котором вращаются эти люди, принято над всем подтрунивать.

И вот малыш, который, естественно, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Но тонкая ирония почти никому из детей недоступна просто в силу их возраста. Поэтому она вырождается у них в демонстративность, ерничанье, а порой и в откровенную дурашливость.

В результате у ребенка куча проблем в школе, он превращается в шута, на которого все показывают пальцем. А родители, не понимая, что они сами все это спровоцировали, разводят руками: дескать, в кого он у нас такой? "Достучаться" до вечно ерничающего человека бывает чрезвычайно трудно, ибо приходится ломать стереотипы, усвоенные чуть ли не с пеленок и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание.

Когда все не всерьез, человека ничто не может пронять. У него нет глубоких чувств, он отгораживается от переживаний - как от чужих, так и от своих. Совсем отгородиться ему, конечно, не удается - он же все-таки человек, а не кукла Петрушки, и запертые внутри эмоции начинают бурлить. А поскольку они как следует не осмыслены, не отрефлексированы, в душе поселяется хаос. Человек перестает понимать сам себя, невротизируется и от страха ерничает еще больше.

Если ребенок не понимает шуток

НЕ НАДО приучать ребенка смеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей, повышая их самооценку, вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся, они сами дозреют до того, чтобы посмеяться над своими промахами.

Скорее всего, поначалу это будет что-то несущественное, какой-то пустяк, но не следует торопить события. Положитесь на детское чутье. Ребята лучше вас знают, где у них "больные мозоли", и если не хотят, чтобы на них наступали, значит, время еще не пришло.

Скажем, ребенок страшно застенчив и при встрече с чужими совершенно теряется. Ну, какой смысл над этим смеяться? Малыш и так переживает из-за своей робости, а вы еще подливаете масла в огонь. Вы лучше помогите ему избавиться от застенчивости (естественно, не шутками, которые он справедливо воспринимает как издевательство!). А потом, когда ребенок станет общительней, можно будет и подтрунить над его былым недостатком. Но опять же не просто так, "из любви к искусству", а возвышая ребенка в собственных глазах. Подчеркивайте важность того, что он смог себя преодолеть. Не уставайте повторять, что это удается далеко не каждому.

Ни в коем случае не следует подтрунивать над внешностью детей. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда.

Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом, обилием веснушек или оттопыренными ушами, чтобы не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно, часто невозможно, и смеяться над ними - самая настоящая подлость. Строго следите за тем, чтобы в вашей семье никто не позволял себе потешаться над внешностью друг друга.

Тем более что дети, над которыми смеются дома, не преминут отыграться на ком-нибудь, кого они считают более слабым. Например, на младшем брате или на девочке-заике из детсадовской группы.

Чтобы научить ребенка понимать шутки, пробудить у него чувство юмора, вовсе не обязательно штудировать сборники анекдотов. Вполне достаточно обычных детских мультфильмов и юмористической классики для детей: рассказов Носова, Драгунского, повестей Линдгрен и т. п.

Хотя, на мой взгляд, в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо важнее другое. Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо, прежде всего, следить за своим выражением лица и тоном. Чем "труднее", чем болезненнее ребенок, тем больше в его квартире должно звучать смеха и веселых голосов, ибо для него это самое лучшее лекарство.