Вопрос мам и пап: "Когда ребенок начнет улыбаться?". Когда ребенок начинает улыбаться

Говорят, ничто в мире не стоит слезинки ребенка, и это так! А первая улыбка новорожденного – это ни с чем не сравнимое счастье, которое запоминается на всю жизнь. После того, как малыш в первый раз улыбнулся маме и папе, они готовы забыть все – бессонные ночи, капризы, усталость, ведь это настоящая награда за их заботу и любовь.

Первые улыбки неосознанные!

Первую улыбку мамочка начинает фиксировать уже через несколько дней после рождения малыша. Но необходимо понимать, что первые 2-3 недели своей жизни младенцы выражают свои чувства неосознанно, рефлекторно. Пока что улыбка крохи - это всего лишь сигнал о том, что ему хорошо, что он чувствует себя комфортно. По сути, мы увидим легкое искривление губ, похожее на улыбку, направленное в никуда и ни к кому не обращенное. Малыш еще не смеется, это спонтанные, неконтролируемые проявления мимики его лица.

Когда малыш начнет улыбаться осознанно?

Осознанная улыбка - явление более позднее. Чтобы она появилась, ребенку нужно «дозреть» физически (десятки лицевых мышц участвуют в ее появлении), интеллектуально (она является результатом сложной работы мозга), а также психически. Чтобы он начал улыбаться осознанно, ему нужно научиться обрабатывать получаемую им информацию извне.

Дети начинают дарить нам свои первые осознанные улыбки в разное время - все очень индивидуально. Но не раньше конца первого месяца. Только к 6-й – 8-й неделе, а то и позже, когда у новорожденного малыша более или менее разовьется зрение, и он сможет сфокусировать взгляд на маме и папе, можно ждать первых эмоций радости и удовольствия, выражаемых улыбкой.

Он начинает отвечать на улыбку, на взгляд матери, на ее прикосновения, объятия. Улыбается во время кормления, купания, пеленания. Чем больше общаться с грудничком, агукать, строить ему рожицы, тем скорее может появиться его первая улыбка. Когда новорожденный начнет улыбаться целенаправленно, этого не пропустишь!

Улыбка ребенка – это счастье для мамы

Улыбка как средство общения

Первые улыбки быстры и мимолетны, ведь ребенок еще не умеет надолго концентрировать внимание на чем-либо. Но постепенно малыш начинает отличать человека, который заботится о нем, и отвечать ему.

Младенец 10-ти – 12-ти месяцев от роду уже хорошо отличает живое от неживого. Это дает ему возможность эмоционально реагировать на живой объект – активно двигать и сучить ручками и ножками при его появлении, смотреть в глаза. Педиатры называют это «рефлексом оживления». Рефлекс оживления свидетельствует о нормальном развитии грудничка.

Многократные исследования и наблюдения за детьми первого года жизни показали, что улыбаться они начинают, как бы отражая ласковое обращение, мимику, улыбки матери и других окружающих. Такие улыбки являются первыми признаками не только физического («я сыт, мне тепло»), но и эмоционального общения («мне хорошо, я доволен») с окружающим миром.

Какие действия взрослых способствуют появлению улыбки младенца?

Почему некоторые действия взрослых вызывают улыбку у детей? Этим вопросом задавались не только родители, бабушки и дедушки, но и специалисты детской психологии и педиатрии. Так, детский психолог, специалист в области общения детей со взрослыми М. И. Лисина, выявила закономерности активизации взаимодействия в следующих ситуациях:

  • взрослый находится в поле видимости ребенка, но ведет себя пассивно – новорожденный активно пытается привлечь к себе внимание звуками, мимикой, движениями, причем, чем пассивнее взрослый, тем активнее ребенок;
  • взрослый находится в поле зрения ребенка и улыбается – малыш оживляется, старается улыбаться в ответ;
  • взрослый вступает в общение с ребенком посредством разговора – ребенок реагирует на речь кряхтением, гулением, другими звуками;
  • взрослый вступает в общение посредством поглаживаний, похлопываний, других прикосновений – ребенок замирает, прислушивается к ощущениям, он спокоен, может длительно гулить;
  • взрослый общается с ребенком комплексно, включая вербальный, тактильный контакт и улыбку – ребенок успокаивается, улыбается в ответ.


При помощи улыбки младенец выражает свое хорошее настроение

Каждая мать инстинктивно чувствует свое чадо, что дает ей возможность применять к нему не отдельные элементы, а все в комплексе. Слова, произносимые мягким, приветливым голосом, нежные тихие песенки, душевные объятия, поглаживания, легкие массажи, покачивания, баюканья начинают зарождать в ребенке первые коммуникативные навыки, которые впоследствии помогут ему в общении в социуме.

Малыш начинает улыбаться чаще, если мама и папа разговаривают с ним с добрыми интонациями, привлекают к себе внимание ласковой мимикой и нежными прикосновениями. Это уже не просто физиологическая реакция, а начало общения малыша, его вступление в осмысленный контакт с окружающим миром, взаимная связь с одушевленным существом, словом, жизненная адаптация.

Как ускорить появление улыбки

  1. Ускорить появление первой улыбки поможет ласковое, радостное обращение мамы и других членов семьи к новорожденному.
  2. Улыбка мамы и папы – своеобразная «обучающая» программа для малыша, и не важно, во сколько месяцев ее начинать применять. Если он будет видеть каждый день улыбающиеся лица близких людей, то вскоре сам начнет копировать такое поведение.
  3. Фактом является также то, что те новорожденные, родители которых достаточно времени уделяли эмоциональной атмосфере общения, а именно носили малыша на руках, разговаривали с ним, пели детские песенки, развивались быстрее, а значит и улыбка у них появилась раньше. Невероятно, но такие дети начинают излучать улыбки уже к 5-й неделе жизни.

Итак, все очень просто: для появления улыбки на личике вашего ребенка необходимы внимание, любовь, интерес к нему.

Все дети разные!

Многие новорожденные дети улыбчивы от природы, а от некоторых малышей родители ждут улыбки долго. Все зависит от темперамента, характера. Не стоит пугаться, если малыш редко улыбается. Возможно, это его природная особенность.

Озаботиться проблемой стоит только в том случае, если новорожденный не улыбается вообще, а ему уже 2 месяца. Тогда рекомендуется посоветоваться с педиатром.

После рождения ребенка ритм жизни матери настолько изнурителен, что о каких-либо радостях она даже не задумывается. Беспомощному малышу отдаются все крупицы энергии и сил, забота о нем занимает 24 часа в сутки. Молодая мама с нетерпением ждем награду за свои труды – первую улыбку своего любимого малыша. Но не стоит торопить события, ведь мозг малыша развивается согласно природному плану. Пройдет всего несколько недель после родов и мама узнает, когда ребенок начинает улыбаться осознанно.

Первая улыбка малыша

Многие родители утверждают, что их кроха начал улыбаться чуть ли не сразу после рождения. В этом есть совсем небольшая доля истины, на рефлекторном уровне у новорожденного происходит неосознанное движение мышц. Взрослым при этом кажется, что он улыбается, обычно это происходит во сне. Старшее поколение даже придумало объяснение: малыша во сне целует ангел, поэтому он губами выражает радость. Но дело в том, что для осознанной улыбки человеку необходимо задействовать более 15 лицевых мышц. Ребенок просто не сможет осчастливить родителей задорной улыбкой в таком маленьком возрасте.

Когда ребенок улыбается осознанно

В возрасте 6-8 недель ребенок учится устанавливать зрительный контакт с близкими людьми и окружающими предметами. Мама может заметить, что кроха напряженно всматривается в ее лицо, пытаясь запомнить, эмоционально отреагировать. Когда грудничок начинает улыбаться осознанно, тогда и происходит в сознании полная идентификация родителей.

Первая мимика губ – это реакция на:

  • знакомые лица, их мимику;
  • голосовые раздражители (убаюкивающие песенки, ласковые слова матери, похлопывание в ладоши);
  • визуальное восприятие неживых предметов (игрушки с крупными лицами);
  • приятные прикосновения к телу.

Второй месяц жизни ребенка является определяющим для дальнейшего развития умственных и психологических навыков. В этом возрасте у него проявляется так называемый рефлекс оживления. Малыш узнает голос родителей, проявляет интерес к окружающим событиям, радуется знакомым лицам.

Вместе с первой улыбкой проявляются другие признаки «рефлекса оживления» — хаотичные движения рук и ног. В педиатрии такое поведение новорожденного означает нормальное формирование умственной деятельности.

Когда начинает агукать ребенок

Следующий этап развития – «гуление». Вот малыш уже научился радовать маму и папу своей искренней улыбкой, привлекать к себе внимание интенсивным подергиванием конечностей. И вдруг родители 2-месячного крохи слышат не привычный плач, а позитивные звуки – агуканье. Радостный вскрик малютки происходит на фоне какого-либо интересного и удивительного события для него.

Когда ребенок начинает агукать и улыбаться впервые, родители бросают все свои дела и бегут на призыв к общению. Это лучшее время наладить контакт с крохой, сейчас он только учится взаимодействовать с окружающими людьми. Через двигательную активность, мимику губ, агуканье малыш передает свое отношение к увиденным и услышанным событиям. Маме следует чаще брать его на руки, разговаривать, напевать разные мелодии. Ее нежный голос вызовет положительные эмоции, на лице малютки засияет хоть и беззубая, но такая красивая и искренняя улыбка.


Обучение осознанной улыбки

В родительские обязанности входит эмоциональное развитие малыша, стоит уделять достаточно времени для игр с ним. Некоторые молодые родители считают, что в таком возрасте малыш беспомощный, ничего не понимает, поэтому оставляют его в кроватке даже в состоянии бодрствования. Это большая ошибка, ведь без контакта с родными малыш не научится адекватно реагировать на внешние явления, не сможет проявлять свое плохое или хорошее настроение.

Когда дети начинают улыбаться осознанно – это знак для родителей начать обучение чувствам. Необходимо выбрать подходящий момент для тренировки улыбки. Общение лучше оставить на самый пик бодрствования, когда он сыт и его не тревожат колики. Малышу нужно строить потешные гримасы, щекотать за пяточки, издавать смешные звуки.

По поведению малыша можно определить готовность одарить родственников улыбкой:

  • открывает широко глаза;
  • часто издает звуки (гулит);
  • ерзает на спинке;
  • пытается достать заинтересовавший его предмет.

В независимости от того, во сколько начинает улыбаться малыш обучение следует прекратить на время если у него испортилось настроение. Выражаться это может в суетливых движениях, наморщенном лобике и искривлении губ для дальнейшего плача. Маме при этом следует прекратить гримасничать и петь, взять кроху на руки и просто помолчать. Ему необходимо отдохнуть от новых для него эмоций. Часто родители доверяют обучение новорожденного старшим детям, и именно они становятся первыми свидетелями осознанной ухмылки.

Что делать если ребенок не улыбается

Обычно к 2-3 месяцам дети радуют всех окружающих людей своей заразительной улыбкой. Даже самый серьезный карапуз найдет чему порадоваться. Но если к этому возрасту у ребенка отсутствует навык гримасничать, то это должно насторожить родителей, стать основанием внепланового визита к педиатру.

Причины отсутствия улыбки:

  1. Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника. Ребенок не может держать головку.
  2. Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
  3. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
  4. Генетические заболевания.

Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно.

Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Бывает, новорожденный улыбается уже в первые дни, и даже часы жизни. Но подобные улыбки еще не осознанны и спонтанны. Они просто знак того, что малышу комфортно и спокойно в данный момент. Часто такую улыбку можно заметить во время сна или после кормления ребенка.

Настоящая, осознанная улыбка требует от малыша немалых усилий: работы более десятка лицевых мышц и сложной мозговой деятельности – распознавания лица, голоса и эмоций близкого человека. Это происходит обычно в возрасте 4-8 недель. Настоящую улыбку легко узнать: младенец внимательно смотрит на человека, которому улыбается. Тут важно от радости не напугать малыша громким возгласом, а просто тихонечко улыбнуться ему в ответ. Если малыш продолжает улыбаться, можно негромко начать диалог. И это будет именно диалог, так как улыбка – это способ общения ребенка с вами, так же как и плач, агуканье и другие сигналы малыша. Такой диалог является основой всех социальных отношений.

Когда малыш улыбается?

К концу первого месяца улыбка малыша может появиться как реакция на:
какое-то приятное событие (мамина песенка, игрушка, хлопанье в ладошки);
позитивные эмоции взрослого (смех, улыбка, доброжелательное выражение лица);
ласковые прикосновения (массаж, поглаживание);
узнавание (ребенок может улыбнуться четкому изображению лица в журнале, кукле).

Как вызвать улыбку у младенца?

Лучшее условие для появления улыбки малыша – нахождение в комфортной обстановке с близким человеком, когда все его базовые потребности удовлетворены. Дети учатся, повторяя за взрослыми, поэтому приглашением к улыбке может послужить ваша улыбка. При этом можно приблизить свое лицо к малышу примерно на 20-30 см. Интересно, что мамочек, при виде улыбки крохи, вырабатывается гормон счастья эндорфин, поэтому взаимные улыбки полезны им обоим.

При этом не стоит настойчиво пытаться вызвать улыбку ребенка, ведь все дети обладают разным темпераментом от природы. Если малыш серьезен, это не значит, что он несчастлив. Важную роль играет отзывчивость родителей. Малыш обязательно должен получить обратную связь – улыбку или ласковое слово взрослого, чтобы понять, что его эмоции признают. Конечно, это не означает, что нужно ловить каждую улыбку младенца, но когда вы рядом и видите ее, обязательно ответьте. Не существует четких сроков, во сколько малыши начинают улыбаться. Но если к трем месяцам этого так и не произошло, стоит поговорить с педиатром.

Малыш еще только учится поддерживать зрительный контакт с окружающими, реагировать на звуки и прикосновения. Включайте ненадолго негромкую классическую музыку, подвижный мобиль с игрушками над кроваткой, ласково разговаривайте с крохой и вскоре он обрадует вас своей ангельской улыбкой.

Первая улыбка родного малыша дарит родителям радость и ощущение долгожданной эмоциональной отдачи. Потому молодые мамы нередко ищут ответа на вопрос, в каком возрасте начинают улыбаться грудные дети?

В каком возрасте начинают улыбаться младенцы?

Разумеется, все дети развиваются в индивидуальном темпе. Однако считается нормой, когда начал улыбаться в возрасте 6-8 недель. Однако некоторые детки улыбаются уже в 4 недели, а иные начинают только к третьему месяцу. Это абсолютно нормально, ведь все люди имеют разный темперамент и характер: одних так и хочется называть «улыбаками», а другие больше похожи на бук, стесняются или не видят повода для улыбок.

Порой мамочки гордо рассказывают, как их чадо еще в роддоме начало светиться улыбками. Однако это правда лишь отчасти: улыбка – это лишь рефлекторное явление, и она не выражает обычно какой-то положительной эмоции, она еще неосознанна. В то же время не будут улыбаться, если их что-то беспокоит, и расплывшееся в полуулыбке лицо недавно родившегося младенца – сигнал того, что малышу комфортно и спокойно, он сыт и доволен.

Как определить, что малыш начал улыбаться осознанно?

Сделать это можно достаточно просто. Осознанная улыбка младенца обычно сопровождается радостным «дрыганьем» ногами и руками, приветливыми возгласами, пристальным взглядом в глаза.

Самую первую улыбку малыш чаще всего дарит маме, которая день и ночь обычно находится рядом. Именно ее запах и голос он уже умеет безошибочно узнавать среди тысяч других. Однако не стоит удивляться, если ребенок на первых порах улыбается всем подряд – и своим, и чужим. Это нормально, и подобная ситуация будет продолжаться примерно до полугода. После шести месяцев дети обычно перестают открыто улыбаться чужим людям и с меньшей охотой идут на руки к посторонним «дядям и тетям».

Можно ли помочь ребенку научиться улыбаться?

Да, можно. Есть несколько нехитрых советов на этот счет. Например, можно взять малыша на руки, начать с ним ласково разговаривать, напевать ему мелодичную песенку и при этом широко улыбаться. В возрасте полутора месяцев грудные дети уже проявляют свое стремление быть похожим на окружающих людей, и наверняка младенец начнет подражать взрослому, попытается улыбнуться.

Все неприятные впечатления, полученные в роддоме, хроническое недосыпание и усталость мамы от настигших ее забот и хлопот в последнее время непонятно куда улетучиваются, когда начинает улыбаться новорожденный малыш.

Когда появляется первая улыбка у новорожденного?

Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка чаще всего наблюдается во время сна, купания или после кормления.

Для того чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти некоторое время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействуется порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.

Кроме того, возникновению улыбки предшествует сложный мозговой процесс, включающий в себя узнавание эмоций близкого человека, передачу нервных импульсов в определенную зону головного мозга и последующее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.

Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно?

Примерно к 4-8 неделе жизни, когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость при помощи улыбки.

Так, в этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:

Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.

И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку, прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.

Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая подобные действия характерным для новорожденных «гулением».

Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой лицо близкого человека или приятный для него звук и реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.

Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению специалистов в области психологии, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача, манипулировать взрослыми, то есть таким образом он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих.

Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.

Тем не менее, по наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой прямо отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них (такие, как «гуление»), могут и вовсе отсутствовать.

Неспособность или нежелание улыбаться очень редко наблюдаются сами по себе. Обычно они сопровождаются дополнительными физиологическими признаками или функциональными нарушениями. В случае серьезных проблем, педиатры и невропатологи, помимо улыбки, отмечают сразу несколько отклонений:

  • физиологические отклонения в шейном отделе позвоночника, когда ребенок не может держать головку;
  • отклонения психического характера, при которых выражается нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нарушения в координации движений, когда малыш не способен фокусировать свое внимание на внешних факторах.

Самостоятельно справиться с вышеописанными проблемами невозможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу, который назначит комплексное обследование организма, в результате чего выяснит причину психического или физиологического нарушения у новорожденного.

Так или иначе, главное, даже при наименьших сомнениях вовремя среагировать и начать действовать. Ведь только своевременное лечение избавит от проблем дальнейшее развитие малыша.

И в заключение. Пока ребенок еще не научился использовать улыбку в качестве одного из способов взаимодействия со взрослыми, ему нужно обязательно помочь. Для этого будет достаточно как можно чаще брать его на руки, поглаживать, ласково с ним беседовать, петь песни, рассказывать стишки и, конечно же, чаще улыбаться.

Такие простые действия со стороны любящей и заботливой мамы со временем приведут к тому, что ребенок однажды широко распахнет глазки и просияет ей своей невинной и, безусловно, радостной улыбкой.