Волшебные свойства магнита проект дошкольника. Опыты с магнитом для дошкольников: этапы проведения, цель, результаты. В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом

В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - бакуган). Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании. Помогли в этом забавные игры в детском саду, выстроенные в определенной последовательности. Занятия в детском саду по ознакомлению со свойствами магнитов рассчитаны на подготовительную группу.

Необходимо было провести предварительную работу и начать ее с приобретения магнитов. Для большинства игр можно использовать маленькие магнитики, которые применяются в мебельных замках. Магниты с окрашенными полюсами можно попросить для временного пользования в ближайшей школе.

Атрибуты для игр можно изготовить совместно с детьми на занятиях или в свободное время:

  • автомобильные трассы нарисовать на листе формата А3,
  • бумажные лодочки сложить на занятии по конструированию,
  • рыбок вырезать по шаблону из цветных клеенок,
  • бумажные заготовки для машинок можно нарисовать или сделать аппликацией.

Необходимо провести инструктаж детей по работе с колющими предметами (игла, гвоздь).

Сейчас в образовательном процессе педагоги часто используют технические средства обучения, в том числе мультимедийный проектор, что значительно повышает уровень познавательного интереса. Хорошо бы сопровождать предъявляемый материал наглядностью и при знакомстве детей с магнитами. Чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнить задание, принять участие в играх-опытах, меньше уставали, проявляли активность и самостоятельность, стоит приготовить атрибуты для каждого ребенка. В зависимости от подготовленности и интересов детей занятие, конспект которого представлен ниже, можно разделить на две части.

Конспект занятия в детском саду НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ

Цель занятия в детском саду - развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия в детском саду

1. Организационный момент

Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

2. Все ли притягивают магниты?

Опыт с различными предметами

  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, - в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод. Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Педагог: — Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

— Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

3. Действует ли магнит через другие материалы?

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • стакан с водой,
  • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. В стакан с водой опустить рыбок.
  2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование (на каждую пару детей):

  • лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
  • заготовки для машинок (дно, крыша) - по количеству детей,
  • металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
  • ножницы и скотч (можно клей и кисти),
  • палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.

Ход опыта:

  1. Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
  2. Установить автомобили на старте.
  3. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.

Педагог: — Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

4. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • кусочек пенопласта в виде лодочки,
  • портновская игла для мачты,
  • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
  • маленький магнитик,
  • миска или таз с водой.

Ход опыта:

  1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
  2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Педагог: — Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

5. Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

Опыт «Магнитные узоры»

Оборудование:

  • магниты разных форм и размеров,
  • железные опилки (можно получить стачиванием гвоздя напильником),
  • лист оргстекла (лучше с бортиком).

Ход опыта:

  1. Положить магнит под лист оргстекла.
  2. Посыпать лист железными опилками и постучать по нему пальцами.
  3. То же самое сделать, положив под оргстекло другие магниты.

Результат опыта. Большая часть опилок соберется по концам магнитов.

Вывод. Сила магнита больше по его краям.

6. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

  1. Поднести два магнита друг к другу.
  2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом - разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Педагог: — Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт «Управление автомобилем»

Оборудование:

  • два магнита с окрашенными полюсами,
  • игрушечный автомобиль,
  • скотч.

Ход опыта:

  1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
  2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные - назад.

Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

7. Где еще используются магниты?

Педагог: — Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

8. Окончание занятия в детском саду

Педагог: — Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: — Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Педагог: — Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.

Устинская Валентина Олеговна

МАДОУ Комбинированного вида Детский сад № 25

Конспект НОД с использованием опытов с магнитом в старшей группе «Волшебный магнит».

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием “магнит”.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
  • Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.

На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.

Ход занятия

На столе у воспитателя коробка с “волшебной” рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.

Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

Что это? (предметы)

А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

Опыт. Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.

Что происходит с предметами?

Вывод: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.

Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Предложить детям рассмотреть.

Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.

Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)

Опыт. По очереди подносить магнит к предметам.

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит - это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Предложить детям сделать отметки в таблицах.

Физ - минутка.

Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.

Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

А еще магнит умеет “рисовать”!

Как вы думаете, как?

Опыт. Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.

Что получилось?

Вывод: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

Как достать скрепку, не замочив рук?

Опыт. Поднести магнит к банке.

Что произошло?

Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений (показ иллюстраций).

Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки - все перемешалось в шкатулке.

Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.

Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска…)

Итог занятия:

Магнит притягивает железо.

Магнит действует сквозь бумагу.

Магнит действует сквозь стекло.

С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.

Мамонтова Ольга Ивановна, воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников № 38 «Гвоздика» с. Кочубеевского Кочубеевского района

Познавательно – исследовательский проект

«Волшебный камень магнит»

Участники проекта:

Воспитатель: Мамонтова О.И.,

дети, родители группы «Почемучки»

МДОУ № 38 «Гвоздика»

2014 учебный год

Тема: Создание мини- музея «Валшебный камень магнит» как средстворазвития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проблема: Федеральные Государственные Требования предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности ребенка в процессе формирование представлений о магните, его свойствеи использование в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

  • Знакомство с понятием «магнит»;
  • Познакомить с историей появления «магнита»;
  • Формирование представлений о свойствах «магнита»;
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
  • Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность,любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
  • Активизировать личностную позицию ребенка
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
  • Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Объект: Магнит и представление, что умеет магнит.

Предмет: Создание психолого – педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).

Мотивом для творческой, познавательно-исследовательской деятельности дошкольника для нас, педагогов является развивающая и воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

2 этап – поисковый

В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования.

В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы.

3 этап – практический

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.

Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

Гипотеза:

Если мы создадим психолого – педагогические условия для органицации мини- музея «Волшебный камень магнит», то у детей:

  • Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности:
  • Сформируются навыки исследовательской деятельности:
  • Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами магнита, повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Задачи для педагогов:

  1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
  6. Обогащение предметно-развивающей среды
  7. Создание мини-музея «Волшебный камень магнит»
  8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
  9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
  10. Презентация проекта.

Задачи, поставленные для детей:

  1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит?, как появился магнит?, какие бывают магниты?, свойства магнита, эксперименты с магнитом).
  2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)
  4. Формировать исследовательские навыки.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
  6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.

Задачи, поставленные для родителей:

  1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
  2. Участие в организации мини-музея «Волшебный камень магнит»;
  3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;
  4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды;
  5. Сбор, накопление материала

Схема работы по проекту

Презентация проекта «Волшебный камень магнит»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве , использование в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о магните,познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»;актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, делать выводы, обобщения, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
  • воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества;

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Оборудование: «волшебный» клубочек, ноутбук, проектор, посылка со звуковым письмом и «волшебным камнем», шапочки, магниты, карточки с изображением предметов, рукавички, металлические предметы, емкость с водой.

Примерный ход мероприятия.

Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем наш результат.

Организационный

Ребята, заходят в зал под музыку.

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

2. Посылка от почтальона.

Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей старшей группы «Почемучки»

(Дети садятся на ковер и рассматривают содержимое посылки.)

Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать звуковое письмо.

  1. Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?

Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же звуковое письмо.

Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

А Свитенко Алина расскажет нам, что такое магнит…

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.

Чтение стихотворения «Магнит»:

С мамочкой мы мастерицы:

Занимаемся шитьем.

То иголочками, то спицей

Целый день одежду шьем.

А вчера совсем случайно

Потеряли мы иглу.

Целый день ее искали

И придумали игру.

Если мы возьмем магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду о появлении магнита нам расскажет Артем.

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель : На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите, какими свойствами обладает магнит?

Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали свойства магнита в группе.

Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»

Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» предлагаю послушать наших юных исследователей в лаборатории.

  1. Лаборатория.

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

Что мы знаем о свойствах магнита?

Как эти свойства можно проверить?

Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент».

Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы» Борканова Лиза

«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все металлические детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и деревянными, и спрятала их под кровать.

Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила взять магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне помочь? Мама сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.

Вот я сейчас и проверю. « Важное дело – Эксперимент!

(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки железные предметы.)

В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги, потому, что они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных металлов

Опыт № 2 «Форма магнита и его сила» Сурин Сергей

Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.

Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.

Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил гвозди и скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к каждой из коробок, можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему. Также можно использовать прямоугольный и круглый магниты и увидеть сколько предметов притянулось к каждому из магнитов.

Магнит в форме подковы притягивает больше предметов, чем прямоугольный. А прямоугольный больше, чем круглый магнит.

Опыт № 3 «Полюса магнита» Рябихин Миша

“Я очень люблю играть с магнитом. Я даже придумал машину на магните.” (ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом.) “Когда я подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ ребенком)

Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком) “Магнит сломался,” – решил я и очень расстроился.Мама мне рассказала, что у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает. Когда сближаем разные – то машинка подъезжает. Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса.

6. Динамическая пауза «Волшебный камень»

А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное на этом поле растут злаки?

Магнитное поле Фомин Матвей

На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит

  1. Фокусы.

Воспитатель : А сейчас я хочу вас позабавить.

(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает скрепку).

1.«Достань скрепку»

Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?»

Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки.

Значит у магнита есть сила,он действует сквозь стекло и воду.Так происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также под водой.

  1. Волшебная рукавичка

Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»

(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.

  1. Просмотр фотографий «Мы играет с магнитом»

- А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии «Как мы играет с магнитом»

Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным

  1. Для чего нужен магнит.

Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?

Скажите мне, пожалуйста, вы узнавали что –то новое и интересное, откуда вы добывали эту информацию? (Спрашивали у взрослых, находили и читали в книгах, выходили в Интернет, услышали по телевизору, позвонили другу и т.д.)

Сегодня у нас с вами есть возможность рассказать нашим гостям, о том что вы узнали в книгах, в интернете, у взрослых.

  • Медицина

«Применение магнитов в медицине» Вика Рамонюта

Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.

  • В быту: Гелеверьева Полина

В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный, в электрических гитарах

Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне.

Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды.

  1. Ответ Лунтику

Вот мы свами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен. У нас есть возможность пообщаться с Лунтиком по скайпу

(Дети с воспитателем проходят к ноутбуку)

Давайте поздороваемся и расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном камне».

Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где его используют? (Ответы детей).

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Ответ от Лунтика.

«Спасибо,вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»

  1. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Познавательно – исследовательский проект

«Загадочный магнит»

Участник проекта: воспитанник

подготовительной группы

Нефёдов Артём

Руководители проекта:

Е.А. Бояршинова

Н.А.Зырянова

г.Оханск 2016

Цель: знакомство со свойствами магнита

Задачи:

    Научиться обследовать предметы и экспериментировать с ними

    Изучить свойства магнита

    Найти полезное применение магнита для игр в детском саду

    Обогатить словарный запас

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Объект исследования : магнит, различные предметы, вещества.

Гипотеза: возможность использования магнита для создания игр

Проблема: В нашей группе проходила неделя «Науки» и мы познакомились с учёными, провели разные опыты и эксперименты. Меня больше всего заинтересовал опыт с магнитом. Мне захотелось узнать как будет действовать магнит в разных условиях. И я задал вопрос воспитателям «Можно ли магнит применить для игр в нашей группе?»

Методы исследования:

    Обработка информации из книг, журналов, интернет - ресурсов

    Экспериментирование

    Наблюдение

Участники проекта : Артём – воспитанник подготовительной группы, воспитатели: Бояршинова Е.А., Зырянова Н.А.

Продолжительность : среднесрочный (1 месяц)

Материалы: магнит, различные предметы (пластик, дерево, картон, металл, стекло, вода, гель для душа)

Словарная работа : магнит, магнетизм, сила притяжения и отталкивания.

Этапы выполнения проекта

Подготовительный:

Беседы: «Кто такие учёные», «Что такое магнит?», «Полезные свойства магнита». Рассматривание книг и журналов с экспериментами.

Меня заинтересовали опыты с магнитом. Я задал вопрос воспитателям «А что можно ещё сделать с помощью магнита»

Исследовательский:

Проведение исследовательской работы по свойствам магнита.

Мы провели опыты с магнитом: действие магнита на расстоянии(опыт №1), через жидкость (опыт №2), через дерево (опыт №3), через картон (опыт №4)

Изготовление игр с магнитом: «Лабиринт», «Магнитный театр», сюжетно-ролевая игра «Рыбалка», «Порхающая бабочка»

Заключительный:

Доказали, что магнит можно использовать для игр. Показали игры с магнитом детям средней и старшей группы и рассказали как работает магнит.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Тайны необычного камня»

Актуальность
Природа полна тайн и загадок. И необыкновенная способность «необычного камня» притягивать к себе предметы вызвала у детей удивление. Первое знакомство детей с магнитом произошло тогда, когда в один из дней Артём К. принёс магнитики в группу. Сначала дети просто рассматривали их, но потом Артем решил показать магнитики воспитателю, неожиданно к магнитикам прицепились скрепки, которые лежали на столе, и всем детям стало интересно, что произошло, почему всё так прочно держится.
И так, детям захотелось выяснить, что же такое «магнит», какие тайны хранит он в себе.
Цель проекта: изучение свойства магнита и возможности использования его в быту, расширение кругозора старших дошкольников по теме «Магнетизм».
Объект исследования – магнит.
Предмет исследования – свойства магнитов.
Задачи проекта:
- выяснить, что такое магнит и магнитная сила;
- узнать, какими свойствами обладают магниты;
- выявить, каким образом люди используют магниты в жизни.
Образовательные:
1. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силы, магнитное поле, магнит. Дать детям представление об основных видах магнитов, а также о ферромагнитах, диамагнитах и парамагнитах.
2. Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.
3. Познакомить с историей открытия магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнитов человеком.
4. Формировать умения у детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
5. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
6. Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
7. Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, постоянный магнит, временный магнит, электричество, электромагнит, компас.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
2. Развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы группой и подгруппой.
2. Воспитывать чувство коллективизма.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Гипотеза.
Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Предварительная работа:
1. Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, истории открытия магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.
2. Чтение. М. Константиновский. Почему Земля магнит. Журнал «Смешарики». Магнетизм.
3. Просмотр видеоматериалов на интерактивной доске. Документальный фильм. Прозрачный магнит.Мультсериал«Фиксики». Магнит. Мультсериал «Компас и будильник». Магнит. Мультжурнал «Светлячок». Выпуск 2.
Оборудование и материалы: Магниты разной формы. Варежки с вшитыми магнитами для организационного момента.Металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди. Набор предметов из разных материалов. Железный порошок. Пластиковые крышки. Тазик с чечевицей. Стакан с водой. Картон. Деревянные фигурки. Металлические шарики. Карточки с лабиринтами. Заготовки для схем.

Свойства магнитов
1) Всё ли притягивают магниты?
Проведем опыт (Приложение 1).
Требуется:
- предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги;
- магнит.
Ход опыта:
- разделим все предметы на две группы: металлические и не металлические;
- поднесем магнит по очереди к предметам первой и второй группы.
Результат:
некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

2) Все ли магниты имеют одинаковую силу?
Для проведения этого опыта нам потребуются:
- магниты разной формы и разного размера;
- металлические предметы (шурупы, монеты, гайки);
Ход опыта:
- разложим предметы, разделив их по типам;
- поднесем по очереди магниты к разным предметам и подсчитаем, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит.
Результат:
одни магниты поднимают больше предметов, чем другие (Приложение 2).
Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.

3) Может ли магнитная сила проходить через предметы?
Чтобы это проверить, я провёл опыт (Приложение 3).
1. В стакан с водой бросил шуруп.
2. Прислонил магнит к стенке стакана на уровне шурупа. И после того, как он приблизился к стенке стакана, медленно двигал магнит по стенке вверх.
Шуруп перемещался вместе с магнитом и поднялся вверх вместе с магнитом. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

4) Зависит ли сила притяжения от расстояния между телами?
Проведем опыт (Приложение 4).
Требуется:
- три магнита разных размеров;
- несколько металлических предметов;
- линейка.
Ход опыта:
- разложим на столе магниты в ряд на расстоянии 10 см друг от друга;
- положим на стол линейку и вплотную к ней разложим монеты, но на расстоянии от магнитов;
- потихоньку подталкиваем линейку с монетами в сторону магнитов.
Результат:
одни монеты притягиваются к магниту сразу же, другие – только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние.
Вывод:
магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Магниты обладают свойством притягивать металлические предметы. Магнитная сила может действовать через различные предметы и на значительном расстоянии. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от формы и размера магнита.

№ п/п Этапы работы Содержание этапа Формы организации НОД 1 Мотивация Обратить внимание детей на варежки, лежащие на столе в раздевалке. Воспитатель примеряет варежки, проводит руками над столом и замечает, что скрепки, лежащие на столе, притянулись к рукам. Обсуждение сложившейся ситуации. Рассматривание и обследование варежки. Варианты ответов детей. Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что причина в магните, зашитом в варежку. Беседа. Эксперимент. 2 Постановка целей и задач опытно-экспериментальной деятельности. Воспитатель предлагает детям вспомнить, с какими фильмами и книгами о магните они познакомились на прошлой неделе. Воспитатель предлагает детям провести эксперименты с магнитами и проверить его свойства. Беседа. 3 Опытно-экспериментальная деятельность с целью определения свойств магнита. Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Обращают внимание на то, что у некоторых магнитов концы окрашены в синий и красный цвета и подписаны буквами Nи S. Это северный и южный полюса. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из северного конца магнита и входят в южный конец магнита. У каждого магнита два полюса. Невозможно найти магнит с одним полюсом. ОПЫТ№ 1 Убегающий магнит. Взять два магнита и соединить их. Если соединять концами с разными полюсами, они притянутся. Если соединять концами с одинаковыми полюсами, они оттолкнутся. Индивидуальная работа за столом. Схема 1. Эксперимент
ОПЫТ№ 2 Сортировка предметов. На подносе разложены предметы из разных материалов. При помощи магнита разделить их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом. На схеме отметить материалы знаками «минус» и «плюс». Притягиваются к магниту железо, кобальт и никель. Это явление хорошо заметно. Слабо притягиваются к магниту алюминий и жидкий кислород. Это явление не так заметно. Отталкиваются от магнитов металлы (золото, серебро, медь, свинец); неметаллы (графит, вода); живые существа (растения, животные). Это явление заметить сложнее и только при действии очень сильного магнита. Групповая работа за столом. Схема 2. ОПЫТ№ 3 Магнитное поле. На пластиковой крышке рассыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит. Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное поле вокруг магнита. Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы. Индивидуальная работа за столом. Схема 3. ОПЫТ№ 4 Золушка. В тазике с чечевицей спрятаны булавки. При помощи магнита дети достают их из тазика. Магнитные силы проходят через чечевицу. Групповая работа за столом.Схема 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются». Групповая и индивидуальная работа. ОПЫТ№ 5 Сухие руки. В стакане с водой находятся скрепки и гвозди. При помощи магнита их извлекают из воды, не замочив рук. Мокрые предметы кладут на салфетку. Магнитные силы проходят сквозь воду. Групповая работа.Схема 5.
ОПЫТ№ 6 Танец кнопок. На картоне расположены кнопки. Под картоном размещается магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки. Магнитные силы проходят через картон. Подгруппы. Схема 6. ОПЫТ№ 7 Силачи. На столе стоят деревянные фигуры. У детей в руках по два магнита. Один магнит находится под столешницей, другой – на ней. Движения нижнего магнита заставляют двигаться верхний магнит, сдвигая с места фигурку. Магнитные силы действуют через дерево. Индивидуальная работа.Схема 7. ОПЫТ№ 8 Цепочка. К магниту прикрепляется скрепка. Через некоторое время к скрепке осторожно присоединяется вторая скрепка. Они примагничиваются. Магнит может быть не только постоянным, но и временным. Индивидуальная работа. Схема 8. ОПЫТ№ 9 Кто сильнее? На подносе три вида магнитов: подкова, брусок, круглый магнит. На столе лежит линейка. Около линейки – металлический шарик. Магниты по очереди ведут вдоль линейки по направлению к шарику. Фиксируется с какого расстояния начинает работать магнит. Самый сильный магнит в форме подковы. Его полюса расположены на разных концах и достаточно близко друг от друга. На втором месте – брусок. Его полюса чётко расположены по разным концам. Самый слабый – круглый магнит. Его полюса самые нечёткие, они рассеяны по окружности. Групповая работа. Схема 9. РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. Просмотр опытов по магнетизму на интерактивной доске. ОПЫТ № 10 Игра «Лабиринт».Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться металлический шарик. Подгруппы. 4 Подведение итогов. Работа со схемами. С какими свойствами магнита мы сегодня Беседа. Работа со
познакомились? Дети схематически отмечают свойства магнита на заранее приготовленных листах. 1. Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от полюсов в месте соединения. 2. Магнит притягивает железные предметы. 3. Магнит имеет магнитное поле. 4. Магнитные силы проходят через разные материалы: чечевица, вода, картон, дерево. 5. При помощи постоянного магнита можно сделать временный магнит. 6. Самый сильный магнит – подкова. На втором месте – брусок. Самый слабый – круглый. схемами.

5) Магнетизм Земли
Но только ли магниты способны притягивать к себе?
Земля ведёт себя как большой магнит: у неё есть своё магнитное поле. Считается, что это явление вызвано железом и никелем во внутреннем ядре Земли, которое вращается вместе с земным шаром. Линии магнитного поля идут от одного полюса к другому. А вот колебания этого поля - магнитные бури зависят уже не от планеты, а от ближайшей звезды. В моменты вспышек на Солнце в пространство исторгаются потоки частиц. Их называют солнечным ветром. Через сутки - двое частицы долетают до Земли. Бомбардируя магнитное поле нашей планеты, они вызывают магнитные бури, северные сияния.

3. Применение магнитов в жизни людей
О магнитах люди узнали давно и стали использовать его свойства в своих целях. Во всех отраслях жизни магнит – постоянный спутник.
Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Компас - это устройство для ориентирования на местности. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток. Он был изобретен в Китае, приблизительно между IV и VI веками. Устроен компас довольно просто: внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив во стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света.
Люди изобрели электромашинные генераторы и электродвигатели, которые преобразуют либо механическую энергию в электрическую (генераторы), либо электрическую в механическую (двигатели). Действие генераторов основано на принципе электромагнитной индукции.
Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы, их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества в небольших количествах. Магниты используют под водой. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Сегодня мы страдаем от дефицита магнитного поля не меньше, чем от нехватки витаминов и минералов. Поэтому миллионы людей во всем мире используют положительное действие магнитотерапии. Магниты оказывают мягкое обезболивающее действие, улучшают настроение, лечат заболевания костей, уменьшают возбудимость нервной системы и снимают стресс. Лечебные магниты используются в виде пластырей, браслетов, обручей клипсов.

4. Электромагнит своими руками (Приложение 5)
Предлагаю вашему вниманию электромагнит, сделанный своими руками. Он состоит из гвоздя, проволоки и батарейки. Я намотал проволоку на гвоздь, соединил ее концы с батарейкой и магнит готов. Действие этого электромагнита я испробовал. Он работает (Приложение 5).

5. Практические рекомендации
В ходе нашего исследования мы узнали много интересного о магните и о его свойствах. Магнит и человек тесно взаимосвязаны, поэтому его нужно изучать и применять свои знания на практике. Продукт: Магнитный театр «Чудо – магнит»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей). Детям предлагается в качестве сюрприза детям младшей группы подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита. В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны). После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: - Рисуют и вырезают; - Делают аппликацию; - Изготовляют способом оригами и др.

6. Результат: изучая эту тему, дети узнали, что:
- магнит - это объект, сделанный из определенного материала, который создает магнитное поле;
- магнитная сила – сила, с которой предметы притягиваются к магниту;
- магниты обладают способностью притягивать предметы из различных металлов;
- форма и размер магнита влияет на его силу;
- магнитная сила может проходить через предметы и вещества;
- магниты притягивают даже на расстоянии;
- люди используют свойства магнита в своих целях.