Во сколько месяцев ребенок начинает фокусировать взгляд. Когда у новорожденных фокусируется взгляд. Когда новорожденный начинает видеть

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

В некоторых случаях родители могут замечать, что их новорожденные детки скашивают взгляд. Такое состояние ребенка считается нормой примерно к полугодовалому возрасту . Данное явления имеет обоснование, которое заключается в отсутствии возможности при рассматривании предметов использовать одновременно оба глаза. Если ситуация продолжается, когда малышу исполняется 6 месяцев, родителям лучше проконсультироваться с врачом .

В некоторых случаях родителям может показаться, что глазки ребенка косят из-за того, что у него большое расстояние между глазками при широкой переносице.

Чтобы проверить свои предположения, достаточно посветить малышу в глазки фонариком. При отсутствии косоглазия отблески света будут располагаться в одинаковых местах в обоих глазах.

Что видят новорожденные и на что предпочитают смотреть

Непосредственно в первое время после появления на свет, ребенок может реагировать на наличие или отсутствие света. В первый месяц жизни, он способен различать крупные предметы, окружающие его, однако с несколько размытыми формами. Вскоре малыш может даже следить взглядом за перемещением этих предметов или сопровождать им проходящих мимо людей.

Если речь идет уже о возрасте 3-4 месяца, то малыши способны сопровождать взглядом движущиеся игрушки. И уже к полугодовалому возрасту, ребенок начинает различать даже мелкие предметы, узнавать знакомые вещи.

Родители интересуются, во сколько месяцев у малышей появляются предпочтения в плане того, на что смотреть. Замечено, что груднички с 3 месячного возраста чаще всего любят наблюдать за следующими объектами:

  • лицами своих родственников, особенно папы и мамы, которых он видит чаще всего, особенно им нравятся хорошо заметные детали лица, как, например, усы у папы;
  • ребенок может отреагировать недовольством на изменение привычного внешнего облика одного из родителей и в лучшем случае просто отвернется, если, например, мама наденет темные очки или парик;
  • также новорожденные предпочитают рассматривать различные узоры, фотографии или фигурки в черно-белом исполнении.

Чтобы обеспечить своему ребенку самые лучшие условия для рассматривания своих родителей, привлечь его внимание можно следующими способами и с учетом таких нюансов:

  • лучше фокусировать взгляд малыш может в вертикальном положении, поэтому необходимо чаще брать его вертикально и давать ему немного времени сфокусироваться;
  • рассматриваемый предмет лучше всего помещать на расстоянии 20-25 сантиметров от глаз, так как именно это расстояние считается оптимальным для зрения новорожденного;
  • при разговоре с крохой очень уместно будет использовать мимику, например, улыбаться.

Как узнать, что ребенок видит

Если у новорожденного отмечается слабая реакция на световые раздражители или она вовсе отсутствует, значит, малыш не видит. Однако это может означать, что зрение ребенка еще не достаточно развито и это нормальная ситуация. После постепенной адаптации зрения к внешней среде ребенок будет реагировать на яркие предметы и даже поворачивать головку на их движение.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Среди родителей бытует мнение, что малыши некоторое время после появления на свет ничего не слышат и не видят. На самом деле, такое утверждение неправильное, хотя развитие этих функций действительно происходит со временем. Вопрос многих родителей, когда новорожденные начинают видеть, не следует воспринимать буквально.

В реальности новорожденный может видеть, когда еще находится в материнском утробе, и сразу же после появления на свет. Однако это совсем не то зрение, которое привычно для взрослого человека, так как грудничок воспринимает окружающий мир по-своему. У малыша в связи с родовой деятельностью могут быть припухшими веки, и он щурится от слишком яркого света. Первое время кроха расплывчато видит не далее чем до материнской груди.

В каком возрасте начинают видеть дети и как

Очень интересен тот факт, что примерно первый час своей жизни ребенок проводит с широко открытыми глазами и его взгляд не является растерянным или абстрактным, а наоборот, выражает определенную заинтересованность. После появления на свет, новорожденный уже может видеть окружающий мир и различные предметы вокруг себя, но расплывчато, как будто в тумане. При ярком освещении ребенок начинает жмуриться и большую часть времени проводит именно с открытыми глазами. Постепенно зрение адаптируется к внешним условиям и его четкость увеличивается. Когда младенец начинает улыбаться своим родителям, он уже достаточно хорошо их различает среди прочего окружения.

Взгляд ребенка на первой неделе жизни, на различных окружающих его предметах останавливается всего на несколько секунд. Лучше он начинает фокусироваться, когда достигает 2-месячного возраста, однако останавливать взгляд надолго еще не может, а лишь скользит по предметам. Уже к 4 месяцам новорожденный проявляет способность фокусироваться на заинтересовавших его предметах.

Почему малыши косят глазами

В некоторых случаях родители могут замечать, что их новорожденные детки скашивают взгляд. Такое состояние ребенка считается нормой примерно к полугодовалому возрасту. Данное явления имеет обоснование, которое заключается в отсутствии возможности при рассматривании предметов использовать одновременно оба глаза. Если ситуация продолжается, когда малышу исполняется 6 месяцев, родителям лучше проконсультироваться с врачом.

В некоторых случаях родителям может показаться, что глазки ребенка косят из-за того, что у него большое расстояние между глазками при широкой переносице.

Чтобы проверить свои предположения, достаточно посветить малышу в глазки фонариком. При отсутствии косоглазия отблески света будут располагаться в одинаковых местах в обоих глазах.

Непосредственно в первое время после появления на свет, ребенок может реагировать на наличие или отсутствие света. В первый месяц жизни, он способен различать крупные предметы, окружающие его, однако с несколько размытыми формами. Вскоре малыш может даже следить взглядом за перемещением этих предметов или сопровождать им проходящих мимо людей.

Если речь идет уже о возрасте 3-4 месяца, то малыши способны сопровождать взглядом движущиеся игрушки. И уже к полугодовалому возрасту, ребенок начинает различать даже мелкие предметы, узнавать знакомые вещи.

Родители интересуются, во сколько месяцев у малышей появляются предпочтения в плане того, на что смотреть. Замечено, что груднички с 3 месячного возраста чаще всего любят наблюдать за следующими объектами:

  • лицами своих родственников, особенно папы и мамы, которых он видит чаще всего, особенно им нравятся хорошо заметные детали лица, как, например, усы у папы;
  • ребенок может отреагировать недовольством на изменение привычного внешнего облика одного из родителей и в лучшем случае просто отвернется, если, например, мама наденет темные очки или парик;
  • также новорожденные предпочитают рассматривать различные узоры, фотографии или фигурки в черно-белом исполнении.

Чтобы обеспечить своему ребенку самые лучшие условия для рассматривания своих родителей, привлечь его внимание можно следующими способами и с учетом таких нюансов:

  • лучше фокусировать взгляд малыш может в вертикальном положении, поэтому необходимо чаще брать его вертикально и давать ему немного времени сфокусироваться;
  • рассматриваемый предмет лучше всего помещать на расстоянии 20-25 сантиметров от глаз, так как именно это расстояние считается оптимальным для зрения новорожденного;
  • при разговоре с крохой очень уместно будет использовать мимику, например, улыбаться.

Как узнать, что ребенок видит

Если у новорожденного отмечается слабая реакция на световые раздражители или она вовсе отсутствует, значит, малыш не видит. Однако это может означать, что зрение ребенка еще не достаточно развито и это нормальная ситуация. После постепенной адаптации зрения к внешней среде ребенок будет реагировать на яркие предметы и даже поворачивать головку на их движение.

ladyibaby.ru

Когда ребенок начинает видеть и слышать

Каждого родителя интересуют все вопросы о здоровье своего ребенка. Любой тревожный сигнал становится стимулом для серьезных размышлений и действий. Однако не все признаки и симптомы у ребенка становятся причиной для такого поведения родителей. Многие характеристики состояния здоровья маленького крохи являются вполне нормальным развитием. К таким характеристикам относятся притупленный слух и зрение у новорожденного. Сегодня мы с вами поговорим о том, когда новорожденный начинает нормально видеть и слышать, а также, почему родителям не следует беспокоиться.

Когда новорожденный начинает видеть

Только что рожденный кроха не может фокусировать взгляд, у него пелена на глазках и это может вызвать беспокойство у родителей. До определенного возраста такое состояние у малыша является нормой. Однако некоторые родители считают, что ребенок при рождении совсем ничего не видит, а когда новорожденный начинает видеть становится заметным. Однако данная позиция не совсем правильная. Новорожденный ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, из-за пелены на глазках изображение расплывчато, поэтому создается ощущение, что ребенок ещё ничего не видит. В этот период у малыша неосознанный взгляд, он не может еще следить за предметами, за мамой. При этом яркий свет может спровоцировать малыша отреагировать, прищурить глазки. Со временем происходит взросление крохи и формирование полноценного зрения.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В первые недели жизни малыш реагирует только на свет, но к концу первого месяца уже начинает распознавать крупные предметы;
  • Следующим этапом развития зрения является слежение крохи за перемещением своих родителей;
  • Примерно к трехмесячному возрасту ребенок начинает активно следить за движением и движущимися предметами;
  • К полугодовалому возрасту ребенок уже вполне хорошо видит, умеет распознавать предметы, активно фокусирует взгляд на интересующих его игрушках, взгляд становится осознанным, сосредоточенным.

У подавляющего большинства новорожденных существуют любимые предметы для наблюдения. К таким предметам, прежде всего, относятся родители. У пап очень часто бывают усы и борода, что особенно активно привлекает деток. Лица родителей служат самым любимым предметом для наблюдения малышом.

Иногда, изменения привычного облика родителей может привести к неадекватному поведению малыша. Глобальное изменение внешности для вашего крохи может стать причиной серьезного эмоционального срыва. Дело в том, что малыш уже привык за вами наблюдать, знает все ваши черты лица, реагирует на каждое ваше мимическое действие. Но изменения во внешнем облике вызывают у ребенка ощущение неизвестного, чужого, чего ваш малыш еще очень боится. Поэтому, если вы решили сбрить бороду, либо покрасить и подстричь волосы, то малыш может после этого плакать, капризничать, отворачиваться от вас, поэтому будьте к этому готовы.

Также очень часто малыши любят смотреть на разнообразные фотографии, также им нравится разглядывать фигуры, узоры. Но это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Отметим, что существуют некоторые особенности развития зрения у детей.

  • До первого месяца жизни ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, останавливаться на предметах, осознавать объемы и формы;
  • К двухмесячному сроку зрение становится немного лучше. Начинают формироваться навыки фокусировки, однако ещё совсем слабые, чаще всего скользящий взгляд;
  • К четырехмесячному сроку фокусирование является уже нормальным, ребенок может останавливаться на предмете, сосредотачивать свое внимание;

У некоторых детей может проявляться косоглазие, когда взгляд на глазах скошен относительно друг друга. До полугодовалого возраста это является вполне нормальным явлением. Дело в том, что малыш ещё не умеет пользоваться обоими глазами одновременно, поэтому один смотрит в одну сторону, другой в другую. К полугодичному периоду такое состояние проходит, а если нет, то необходимо обратиться к врачу.

Как ускорить развитие ребенка

Каждый родитель может помочь своему крохе быстрее научиться нормально видеть. Для этого необходимо выполнять следующие советы:

  • Стараться ребенка чаще носить в вертикальном положении, так ваш малыш быстрее научится сосредотачивать свой взгляд на предметах, активно познавая окружающий мир;
  • Ребенку необходимо дать время, чтобы он мог сфокусировать свой взгляд на предмете. В этом случае родителям следует проявить терпение, всему свое время;
  • Если вы пытаетесь натренировать зрение малыша, то вам необходимо учесть, что расстояние до наблюдаемого объекта должно быть не менее двадцати пяти сантиметров, тогда вашему ребенку будет легче сфокусировать свой взгляд;
  • Такое расстояние следует учитывать также и при расположении игрушек в коляске и манеже. Нельзя вешать объекты для наблюдения очень близко к лицу вашего малыша, тогда ребенок не сможет правильно сфокусироваться и вместо пользы будет только вред.
  • Родителям следует учитывать, что общение с малышом должно проходить в нежной, ласковой форме, тогда ребенок будет пытаться наблюдать за вашей мимикой, сосредотачивая взгляд на вашем лице. В противном случае, ребенок будет испуган и интереса ваше лицо для него представлять уже не будет.

Итак, на вопрос «когда начинает видеть новорожденный ребенок» можно с легкостью ответить, что с момента родов, а некоторые особенности зрения (фокусировка, внимание и сосредоточивание) начинают развиваться со временем.

Когда новорожденный начинает слышать

Миф о том, что ребенок при рождении ничего не слышит – это заблуждение. Уже давно доказано, что малыши начинают слышать еще во время беременности мамы, примерно на семнадцатой неделе. Во время внутриутробного развития ребенок уже слышит и осознает голос любимой мамы. Доказано, что в последний триместр беременности, если мама читает своему животику стихи, то ребенок это запоминает. После того, как кроха родился, эти же самые стихи вызывают знакомое чувство и реакцию малыша в виде движений ножками и ручками, и так далее. Миф о том, что ребенок начинает слышать только на третий-четвертый день после родов – неправда. Да, в ухе у малыша ещё есть не рассосавшаяся жидкость, которая притупляет слух, но не лишает малыша его вовсе. При рождении тихие шумы ребенку услышать сложно, однако громкие вполне ощутимы и могут вызвать определенную реакцию у малыша. Если на вашего ребенка не влияют звуки от телевизора, либо другие вполне монотонные и спокойные звуки, то это не значит, что малыш ничего не слышит. Ребенок не хочет реагировать на данные раздражители, потому что они ему не мешают. Однако громкие звуки (крики, хлопанье и другие) могут вызвать испуг и негативное влияние на эмоциональный настрой и поведение вашего малыша. Самым первым, что начинает узнавать ребенок – это человеческий голос. Причем голос любимой мамочки для него представляет наибольший интерес и является самым узнаваемым. Дело в том, что малыш слушал мамин голос на протяжении всей беременности, поэтому он для него стал самым любимым, надежным, узнаваемым. Мамин голос малыш не может перепутать ни с каким другим. Для человека распознавание человеческого голоса является врожденным рефлексом.

Наибольший интерес для малыша представляет интонация и темп речи взрослых. Причем малыш легко различает тембр голоса и может распознавать по тембру маму, папу, бабушку, дедушку – наиболее знакомых для него близких людей. Новорожденным также интересно слушать звуки погремушек, других предметов, но все это зависит от индивидуальных особенностей ваших детей.

Как проверить слух малыша?

Проверить слышит ваш малыш или нет вполне легко, достаточно пронаблюдать за поведением крохи. Когда ребенок заинтересовался каким-то звуками, либо просто прислушивается, то видно замирание крохи, либо активное поведение, например, на мамин голос – малыш начинает дрыгать ножками и ручками, плачет, поворачивает голову, замирает. Также легко пронаблюдать, позвав вашего кроху, реагирует ли он на зов или нет. Однако, если реакции нет это не значит, что малыш ничего не слышит, просто ему неинтересен данный звук.

Важно! Если все-таки есть какие-то моменты, которые вызывают у вас опасение и тревогу, то вам лучше всего обратиться к врачу.

Отметим, что вне зависимости от того на каком этапе находится ваш малыш – сон или бодрствование, слышит ребенок одинаково.

Трехмесячный порог является критерием для диагностики нормы или патологии слуха вашего малыша. Если к этому периоду ребенок активно различает звуки, реагирует на них, то это норма, а если нет, то необходимо обратиться к врачу для дальнейшей диагностики.

Для проверки слуха вашего новорожденного ребенка вы можете выполнить следующие действия: на третий – четвертый день после рождения вы можете создать искусственные раздражители – хлопнуть в ладоши, либо погреметь недалеко от ушей игрушками. Если ребенок никак не реагирует, то вам необходимо обратиться к врачу.

Резкие, неожиданные и громкие звуки могут вызвать неадекватную реакцию у вашего крохи, но это не является патологией. Дети вплоть до школьного возраста очень эмоциональны и чувствительны, поэтому могут очень резко реагировать на такие неприятные внешние раздражители. Для полноценного развития с ребенком необходимо разговаривать ласково и спокойно.

Отметим, что иногда ребенок не слышит звуки, если чем-то очень увлечен. В этом случае ребенок учится сосредотачивать свое внимание на игре и его нельзя отвлекать.

Поэтому на вопрос когда новорожденный начинает видеть и слышать можно с уверенностью сказать, что с самого рождения. Как видите при постоянном и заботливом наблюдении за вашим малышом вы вполне сможете распознать норму и патологию в развитии своего крохи. Поэтому побольше вам терпения и внимания, и пусть ваши детки будут всегда здоровы!

lazy-mama.ru

Зрение у новорожденных

Малыш становится объектом пристального изучения родителей сразу же после своего рождения. Родители рассматривают его с головы до ног, пытаясь найти черты сходства и налюбоваться долгожданной крохой. Глазки малыша – предмет особого внимания, ведь так интересно узнать, что спрятано во взгляде милого крохи.

В отличие от слуха, который развивается еще в утробе матери, развитие зрения у новорожденных начинается с момента рождения и совершенствуется весь первый год. Ребенок, только что пришедший в этот мир, видит совсем не так, как взрослые. Острота зрения у новорожденных находится на уровне восприятия наличия или отсутствия источника света. Малыш также способен заметить движущиеся объекты, вот почему он быстро запоминает склоняющееся над ним лицо матери. Весь мир, окружающий младенца, представляет собой размытые серые картинки, что связано с незрелостью сетчатки и зрительных центов в головном мозге. Т.е. физически малыш способен видеть с самого рождения, но мозг еще не готов обрабатывать полученную информацию.

Проверка зрения у новорожденных

Для того чтобы убедиться, что у младенца никаких отклонений в развитии органов зрения нет, его следует показать специалисту. Первый осмотр делается в роддоме, затем в поликлинике в 1 месяц и в полгода. Врач осматривает глаза и оценивает состояние зрительной функции.

1 месяц. В первый месяц ребенок учится фокусировать взгляд на световых источниках и крупных ярких предметах. Например, ребенок может видеть пламя свечи или свет лампы, а также разглядеть игрушку более 15 см на расстоянии около 25-30 см. Удивительно, но младенцы изначально смотрят по горизонтали, а позже начинают смотреть и по вертикали. Также родители могут заметить, что глаза у малыша смотрят в разные стороны. Не стоит этого пугаться, в первый месяц это нормально. И только к концу второго месяца движения обоих глаз должны стать согласованными.

2 месяц. В последующие месяцы у малыша появляется способность различать цвета. Отмечают, что, прежде всего, младенец учится различать желтый и красный, а также такие контрастные цвета как белый и черный. Также ребенок может следить за движением игрушки в ваших руках. В этом возрасте зрительному развитию способствует выкладывание малыша на живот, и перемещение с малышом по комнате в период бодрствования. С 2 месяцев можно повесить над кроватью новорожденного детский мобиль или яркие игрушки. Вы можете также показывать черно-белые картинки для развития зрения новорожденного, которые будут стимулировать становление зрительной системы. Это может быть изображение шахматной доски, широкие полоски или клеточки.

3-4 месяц. Начиная с этого возраста, у ребенка развиваются способности управлять своими руками и хватать видимый предмет. Предлагайте ребенку брать в руку различные яркие игрушки, например, погремушки для того, чтобы он учился определять такие понятия, как размер и форма.

5-6 месяц. Ребенок начинает активно изучать свое ближайшее окружение, он тщательно исследует черты вашего лица и мимику. Малыш учится различать расстояние до предмета, а также активно совершенствует навыки хватания. Любимой игрушкой становятся его собственные ручки и ножки. Ребенок также учится понимать, какой знакомый предмет находится перед ним, если видит его часть.

7-12 месяц. Ребенок начинает осознавать постоянство предметов: малыш уже знает, что вы никуда не исчезли, играя с ним в прятки. Также он начинает активно искать пропавший предмет, понимая, что вещь куда-то переместилась.

Развитие зрения, как и других способностей малыша, происходит благодаря тесному контакту со взрослыми. Проводите с ребенком больше времени, и тогда прогресс развития зрения будет налицо.

Статьи по теме:

Уже рождаясь, малыш способен слышать и различать звуки. Поэтому проверить слух младенца родители могут с первых дней жизни, чтобы в случае необходимости вовремя обратиться к специалистам. Как это сделать - вы узнаете из нашей статьи.

Как держать новорожденного?

Новорожденный малыш - такой хрупкий и нежный, что многие родители в первые дни жизни просто боятся брать его на руки. Но не стоит бояться, есть некоторые способы держать малыша, которые будут не только удобны, но и полезны.

Перинатальная энцефалопатия

Перинатальная энцефалопатия - серьезный диагноз, который способен ввести в панику родителей. Суть его - в расстройстве центральной нервной системы малыша. Причины могут быть разными, но вовремя выявленная болезнь и адекватное лечение способны вернуть здоровье младенцу. В нашей статье мы расскажем о подробностях этого заболевания.

Косоглазие у новорожденных

Родители новорожденного малыша с умилением ловят его первые взгляды и любуются каждой черточкой. Но иногда они замечают, что глазки малыша немного косят. Но паниковать не стоит: косоглазие - вполне нормальное явление для неокрепших глазных мышц и зачастую оно проходит само по себе. Об этом - наша статья.

womanadvice.ru

Когда ребенок начинает видеть осознанно: различать лица, предметы и цвета

Во время внутриутробного развития все системы детского организма претерпевают значительные изменения и продолжают формироваться после рождения. Органы чувств малыша также работают не в полную силу, им требуется определенное время для адаптации к условиям окружающей среды. Рассмотрим, когда новорожденный начинает видеть, и как изменяется его зрение в первые недели после родов.

Как видят новорождённые дети?

Установлено, что все здоровые и доношенные младенцы видят сразу после появления на свет, но качество их зрения не достаточно высокое. Новый мир представляется малышам тусклым и расплывчатым. Сначала они способны различать только силуэты, а чёткость появляется значительно позднее.

Особенности зрения в первые дни жизни

  1. Появление на свет для ребёнка является огромной физической и эмоциональной нагрузкой. Прохождение по родовым путям оказывает значительное давление на черепную коробку, в результате чего новорождённый видит окружающие его предметы и людей размыто. Послеродовая реабилитация и адаптация к окружающей среде происходят постепенно.
  2. В утробе матери ребёнок в течение девяти месяцев находится в амниотической жидкости, из-за чего появляется на свет с отёкшим лицом и глазками, что также мешает сфокусировать зрение.
  3. Сразу после рождения младенцы хорошо реагируют на дневной и искусственный свет.
  4. В первые дни жизни новорождённый способен узнавать лица мамы и папы на расстоянии 25 см. Поэтому во время частых кормлений ему удаётся детально изучить силуэты близких людей.
  5. Малыши лучше видят в вертикальном положении. На руках у мамы им проще сконцентрировать взгляд на крупном предмете, но только на короткое время.
  6. У новорождённых отмечается высокая чувствительность сетчатки глаза, поэтому лучше избегать яркого света, пока крохе не исполнится хотя бы 3 недели. В детской комнате обязательно должны быть плотные занавески, не пропускающие солнечные лучи.

На что нравится смотреть деткам?

  1. В последние месяцы беременности родители мечтают скорее увидеть своего ребёнка, который уже чувствует их любовь и заботу. Поэтому самое любимое занятие крохи – рассматривать лицо мамы и папы.
  2. Стоит молодой маме изменить цвет волос или сделать яркий макияж, как большинство малышей начинает выражать негодование и даже испуг. Дело в том, что младенцы привыкают к внешнему виду родителей, и любые перемены не приходятся им по вкусу.
  3. Из-за чётких границ чёрного и белого, груднички предпочитают смотреть на старые фотографии, игрушки или изображения контрастных цветов.

Когда ребёнок начинает видеть

Ещё находясь в утробе матери, дети способны различать день и ночь. Многочисленные эксперименты показывают, что если включить яркий свет в тёмное время суток, будущий малыш жмурится и пытается отвернуться, а на последних неделях беременности, наоборот, разворачивается к свету.

1 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок в 2 месяца ?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок , если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж, можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок ?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.