Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник русской березки. Праздник русской березки в начальной школе. Сценарий Сценарий праздник березки в начальной школе

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…

Праздник Русской берёзки

Цель : приобщение к традициям русского народа,

Воспитание уважительного отношения к прошлому.

Подготовка : подбор материала для сценария, разучивание стихов, песен, хороводов, изготовление и подбор костюмов, оформление альбома, оформление сцены

Литература. Практика: Вкладка к журналу «Начальная школа», №2, 2007г.,

Газета «Начальная школа»

Сценарий праздника

Учитель:

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Вопрос : Какое дерево считается самым красивым в России?

Сегодня ребята из кружка « Народоведение» и Школы искусств рады приветствовать вас на празднике, посвящённом РУССКОЙ БЕРЁЗКЕ.

Звучит хороводная музыка. Выходят ведущие. Музыка становится тише, на её фоне говорят ведущие.

1 Вед. В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила- была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

2 Вед . Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна — красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

1 Вед. Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.

Выходит Берёзка. Кланяется, здоровается. Приглашает всех быть активными на празднике.

2 Вед. С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы.

1 Вед. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой древности и связаны с праздниками православного календаря.

2 Вед . Через 40 дней после Пасхи наступает первый праздник Зелёных святок – Вознесение Господне. Дни в эту пору становятся длиннее, а ночи короче. Но ночи особенные – соловьиные.

1 Вед. За Вознесением скоро и праздник Святой Троицы. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Это самый разгар Зелёных святок.

2 Вед. Четверг перед Троицей – седьмой четверг после Пасхи, поэтому и называется он Семиком. На Семик в старину шли в лес, завивали венки на берёзках. Через эти венки целовались, обменивались колечками, платками и становились кумушками – подружками.

1 Вед. И пели песни.

Исполняется песня « Во поле берёза стояла»

2 Вед. Суббота перед Троицей – Родительская. Про родителей помнить от века завещано. В этот день поминают усопших родных.

1 Вед. В этот день именинницей считалась Вода. К ней относились бережно: полы в этот день не мыли, бельё не стирали, баню не топили.

2 Вед. За субботой – воскресенье, праздник Троица. В этот день Лес – именинник. Его нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёз, пекли караваи, гостей созывали.

1 Вед. Завивали лиственные венки, в волшебных венках водили хороводы. Да такие, что тянулись от села до села. И весь хоровод будто живой венок на челе Матушки – Земли.

2 Вед. И недаром. В понедельник после Троицы – третьи именины. В этот день Земля — именинница.

Хоровод «Земелюшка – чернозём»

Звучит музыка « С чего начинается Родина?» Входят ведущие и Берёзка

(она стоит посреди сцены).

1 Вед. Из старины глубокой мы возвращаемся в наше время.

Изменилось ли в наши дни отношение к русской берёзке?

2 Вед. Зайди в берёзовый лес! И ты словно окажешься среди подружек в нарядных белых сарафанах. Это дерево с контуром редкого изящества, со своим голосом стало символом России.

1 Вед. Прилетела однажды в поле Жар – птица, села у берёзки и стала хвастаться.

Жар-птица. Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского! Не чета тебе – дереву!

Берёза. А я простого рода. Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит. Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет. Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица. А мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза. Моей лучиной избу освещали.

Жар-птица. А я вся огнём пылаю!

Берёза. А я в печи жаром всех согреваю!

Жар-птица.Мои перья царские одежды украшают.

Берёза. А я в лапти всех обуваю!

Жар-птица. Ради меня за тридевять земель отправляются.

Берёза. А моим соком по весне угощаются!

Жар-птица. А я хвост веером распускаю.

Я Жар-птица! Моей красотой весь свет дивится!

Берёза. Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю. За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо… Ведь влюблённые часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

Жар-птица. Заслушалась я тебя, Берёзонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

2 Вед. Берёзка уже рассказала о пользе, которую она приносит людям. Можно только добавить, что прочная древесина берёзы шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

Живёт берёза 100 – 120 лет.

Учитель. Берёза, русская берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча Осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.

Сколько песен о ней сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

Чтение детьми стихов о берёзе

Учитель. О берёзе сложено много песен, в основном это хороводные песни. В давние времена парни и девушки собирались в берёзовых рощах и водили хороводы. Всех гостей, всех друзей, всех хороших людей берёзка встречала и величала. И нам её встречать – величать, а ей ветками качать.

Хоровод « Берёзка»

Учитель (под мелодию « Русские берёзы»). Русский народ знает и другую берёзку – военную. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. 63 года минуло с той поры, с первого Дня Победы. Стоят 3 берёзки у Вечного Огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время этой войны.

Минута молчания.

У читель. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Берёза и в сказках, и в песнях, и в загадках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.

(Входят по 1 человеку с 2- х сторон и читают загадки)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей)

Берёзка . Спасибо вам, ребята, порадовали меня. Сколько, оказывается, загадано про меня! Вот уж не знала, не ведала!

Учитель .

Уважаемая Берёзка, а мы приготовили для участников праздника

« Берёзовую викторину»

— Почему у берёзы молодые листочки клейкие?

(Смолистые вещества защищают листья от заморозков)

— Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)

На стволе берёзы ряд отверстий. Чья работа?

(Дятел весной пил берёзовый сок)

— Что означает «плач» берёзы весной?

(Сокодвижение)

— За что берёзу называют вестницей далёких эпох?

(Когда не было бумаги, писали на бересте. Береста принесла нам вести о жизни людей XII-XIV в.)

— Сколько лет живёт берёза?

(100 – 120 лет)

— Назовите имя великого русского композитора, который, возвращаясь на Родину, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе?

(М. Глинка)

Ученица.

Берёзка. А. Прокофьев.

Берёзка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

Как ты стоишь, счастливая,

Весёлым летним днём,

Из – за тебя красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Берёзка белоствольная,

Ну всем ты хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон прошёлся вдруг,

Как будто колокольчики

Ударили вокруг.

Учитель.

— Милая русская берёзка, накануне твоего праздника ребята оформили альбом с рисунками, загадками, стихами, песнями и своими сказками о тебе и принесли его тебе в подарок. (Вручают Берёзке альбом)

Учитель.

Россия! Русские берёзки! Слова-то какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама!

Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

(Выходят дети и читают стихи)

1. Опять о них, кудрявых и белёсых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2. « Россия»- шепчут мне берёзки,

« Россия» — шепчут камыши,

« Россия» — ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: « Русь!»

3. Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рос,

И я люблю тебя по-русски.

(Дети хором). Моя берёзовая Русь!

Берёзка. Россия, моя мама,

С тобой я горда и упряма.

Твоею живу я силой,

Отчизна моя. Россия!

Выходят дети с двух сторон и поют песню «Родной край».

ПРАЗДНИК

«Русская берёзка»

Разработала и провела

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5

г. Минеральные Воды

Швецова Л.Н.

Ведущая.1

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей родной стороне.

Вед ущий 2

Хлеб да соль вам, гости дорогие! Народ у нас весёлый, песни петь любит да хороводы водить, игры играть да загадки отгадывать. А вы любите загадки отгадывать?

Ведущий 1

Отгадайте загадку – и вы узнаете, кому посвящён наш праздник.

Стоит Алёна,

Платок зелёный.

Тонкий стан,

Зелёный сарафан.

Встречаем её.

Берёза (девочка в костюме берёзки)

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я берёза – лиственное дерево с тонкими розово-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название получила по цвету коры. Корень «Бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой.

Ученик 1 берёзка моя, берёзонька,

Берёзка моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные.

Под тобой, берёзонька,

Трава шелковая…

Ученик 2

Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные берёзы,

Украшая России простор.

Ведущий 1

Берёзу милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Ведущий 2

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа!

Ученик 3

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка –

Символ Родины моей.

Ведущий 3

На территории России растёт до 70 видов берёз. Но некоторые виды из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст берёзы достигает порой 120 лет.

Ученик 4

Опять о них, кудрявых и белых,

И что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы,

Хоть день, хоть вечность колеси.

«ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» ХОРОВОД

Ученик 5

Красота русской берёзки воспета многими поэтами.

Люблю берёзу русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её , заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую…

Ученик 6

Ты до того, берёзонька, красива

И в жаркий полдень,

И в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Ученик 7

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А зоря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ученик 8

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

Берёза

А теперь я вас прошу вспомнить и назвать все прилагательные, которые характеризуют меня.

Ведущий 2

Нельзя представить жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала их жилища.

Ведущий 3

На кусочках берёзовой коры – бересте писали. Кору бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и процарапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем.

Ведущий 1

И всё из берёзы идёт в дело.

У САМОВАРА Выходят два ученика с берёзовыми вениками, садятся на скамейки у самовара и беседуют.

1 Хорошо берёзовым веничком в бане попариться.

2 Берёзовый веник всю хворь выгоняет.

1 А берёзовой корой лечат язвы.

2. Настоем листьев – ожоги.

1. Берёзовый уголь – карболен принимают при отравлениях.

2. Почки берёзы используют как противовоспалительное средство.

1. Наросты гриба чащи используют для лечения рака. Этот гриб настаивают и пьют, как чай.

БЕРЁЗА

Сок берёзы издавна употребляют как напиток, делают квас.

БЕРЁЗА УГОЩАЕТ ВСЕХ СОКОМ

Песня «Берёзовый сок»

ЛЕСНИК

Да, хорошее дерево – берёза.

Но послушайте мой рассказ. Стоял солнечный день. Дул лёгкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой берёзки. По лесу шёл мальчик, он собирал грибы. Устав, он присел под берёзу, прислонился к стволу и уснул в её тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе берёзы вырезал своё имя.

Замерла берёза от боли. Горькие слёзы потекли по её стволу. Затрепетала она от боли, потянулась к мальчику, прося пощады. Но не было пощады. Ещё сильнее заплакала берёза. А через некоторое время пожелтели и осыпались листочки, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нём.

Почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе?

Ведущий 3

Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески,лукошки для сбора грибов и ягод, шкатулки, игрушки. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают мебель, фанеру, лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. А ещё из берёзы делают посуду.

Дети исполняют песню «Два весёлых гуся»

в сопровождении ложкарей

Ученик 9

Эй, народ!

Товары у меня славные,

Занятные и забавные.

Есть прехитрые штуки –

Позабавят от скуки.

Ученик 10

Вот к топору топорище,

Коль сильна у вас ручища,

Раз махнёшь одной рукой,

Накидаешь дров горой.

Ученик 11

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри да любуйся,

Долго не торгуйся.

Ученик 12

Веник венику не брат.

Этот жарит в бане.

Этот веник – вот чудак,

Пыль метёт в чулане.

Ученик 13

А вот это – туесок!

Он не низок не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Ученик 14

Девицы, красавицы!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива.

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни.

Ученик 15

Своей красой неброской

Во всех краях во все года

Родные русские берёзки

Сердца пленяют навсегда.

Красивы при любой погоде,

А пуще в солнечные дни.

В своём зелёном хороводе

Они лебёдушкам сродни,

Белы, стройны и горделивы.

Без них и мир не так чудесен,

И не слагается мотив,

Народ создал немало песен,

Берёзкам русским посвятив.

ПЕСНЯ «С чего начинается родина»

Ведущий 3

И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Ведущий 2

И не найти её красивей,

На радость нам она растёт.

В ней образ матери – России

Неувядаемой живёт.

Внеклассное мероприятие "Праздник русской берёзки"

Класс празднично украшен. На переднем плане картины леса, рощи, красивые иллюстрации с русской березкой.

Учитель: Сегодня мы с вами устроим праздник – «Праздник русской берёзки». Белая берёза – символ нашей Родины. Любят её все люди нашей страны. Её воспели поэты и музыканты. Любят её за красоту, и ещё за пользу, которую она приносит людям.

Берёзку люди называют как?
Назовите, – какая ОНА.

Дети: кудрявая, стройная, тонкая, белая, весёлая, грустная, нарядная, белоствольная, зелёная, ясная, заречная, ясная, развесистая, большая, ма-ленькая, высокая, низкая, ясная.

РОДНАЯ РУССКАЯ!!!

Учитель: А какие нежные названия нашли поэты в своих стихах.

Дети: 1. Берёзка – лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.

2. Зелёная, раздольная
Ты гибче камыша
Березка, белоствольная
Ну всем ты хороша.

3. У красы березки платье серебристое
У красы березки зелены косицы.

4. Защищать березку мы бежим гурьбой
Чтоб краса березка выросла большой.

Учитель: Да, надо защищать березку и особенно весною.

Вот послушайте рассказы Г. Скребицкого и подумайте –

Как помочь березкам весной.

Читает первый ученик: «Раненая береза».
Однажды весной бродил я по лесу и вышел к опушке. Остановившись и оглянувшись кругом, я заметил – возле самой дороги старую развесистую березу. На её стволе ещё издали ярко выделялись свежие следы топора. Глубокую зарубку заливал прозрачный березовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Густые ветви сплошь были усыпаны лиловыми почками, но многие из них уже не распустятся. Та влага, которая напитала бы их, теперь течет на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы их вырастить нужно 40-50 лет. И вот такое ЗЛО делает любой человек, который желает испить 2-3 глотка – сладковатого, почти безвкусного сока, сока так нужного бе-лоствольной красавице.

Читает второй ученик: «Весенний плач».
Видели, как весной плачут березы. Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья то жестокая рука ранит ствол.

Как помочь березе?

Заслушиваются ответы детей.

Надо замазать ранку глиной, или смазать варом, или просто землёй.

Учитель: Берёзовый сок берут в тех местах, где лес будут вырубать, а не в лесных зонах городов и сёл, и не в парках.
И ещё сок можно брать из прошлогодних спиленных пней на вырубках.

Учитель: Чтобы больше узнать о нашей русской березке – мы с вами сейчас заочно совершим «Экскурсию по экологической тропе» – всем классом совершим эту заочную экскурсию и много интересного узнаем какую пользу она приносит людям.

Почему берёза белая?

Дети: 1. Кора молодой берёзы темная. Но пройдёт несколько лет и она побелеет. Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. А ведь говорят, - береза – единственное в мире дерево с белой корой. Так, наверное, и есть на самом деле.

2. И ещё в одном отношении береза необычна. Это единствен-ный случай, когда белый цвет получается за счёт особого красящего вещества – бетулина. Бетулин как пудра какая-то или мел, - заполняет омертвевшие клетки из которых состоит береста.

3. У других растений белый цвет (цвет лепестков) получается, как пишет ботаник В.В Нотров из-за отсутствия всякого красящего вещества: клетки лепестков прозрачны и между ними есть пространства – межклетники, заполненные воздухом. Они то и создают видимость белого цвета, отражая солнечные лучи.

4. Белая кора берёзы тоже отражает солнечные лучи. Поэтому всегда даже в самый солнечный, жаркий день она остаётся прохладной.

5. А вообще то берёзы бывают не только белыми. Есть виды желтоватой, коричневой и даже чёрной березы. Ботанический род берёзы насчитывает 120 видов.

6. На коре берёзы видели вы поперечные чёрные чёрточки – это чечевички. Они служат для дыхания ствола, через них проходит воздух. Сама же береста ни воды, ни воздуха не пропускает.

7. Плоды берёзы часто называют семенами. Но это неточно. Не семена они, а именно плоды: орешки, только очень маленькие.

8. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко-далеко, больше чем за километр от материнского дерева.

9. И почти всегда, где эти крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Богатой почвы им не надо, недаром берёза даже на старой кирпичной стене может вырасти. Да и к остальным жизненным благам дерево это нетребовательно. И в слишком влажных и в слишком сухих местах не погибнет. Вот только свет берёзе обязательно нужен, затемнённые места не для неё.

10. Обычная берёза живёт 100-120 лет, но берёза ЖЕЛЕЗНАЯ, растущая у нас в Приморье доживает до 400 лет. Древесина её необычно твёрдая, ствол нельзя распилить, можно только срубить, меняя топоры. Но рубить не следует: железная берёза занесена в Красную книгу.

11. Берёза КАМЕННАЯ, тоже растущая у нас на Дальнем Во-стоке, получила своё название за то что древесина её очень прочна, как камень. Но не все ботаники с этим согласны. Профессор А.В. Смирнов утверждает: древесина её обычная, только просто берёза эта любит расти на камнях. А доживает она до 500 лет.

Учитель: Мы познакомились с разными видами берёз. И самое удивительное, что берёзы бывают даже – чёрные. Но люди любят берёзы не только за красоту, но ценят её как целительницу здоровья.

Сейчас дети расскажут, что изготовляют из берёзы в медицине и что можно ею лечить.
Дети: 1. В этом дереве четыре угодья: - первое угодье – большим на здоровье. Наверное все знают – БАННЫЙ ВЕНИК!

Дёготь, получаемый при сухой перегонке древесины, обла-дает сильным противомикробным действием. Его используют для лечения кожных заболеваний, ожогов, ран. Дёготь входит так же в состав ранозаживляющих мазей Вишневского, Вилькенсона, дегтярного масла.

2. Почки, листья и кора берёзы, содержат эфирные масла, ду-бильные вещества, каротин, фитоицыды, аскорбиновую кислоту и по сей день рекомендуются народной медициной как мочегонное, кровеочестительное, жаропонижающее и противовоспалительное средство.

3. Пригодился человеку и берёзовый древесный уголь, ко-торый потребляют как адсорбент при отравлениях и заболеваний кишечника.

4. Второе угодье – свет и тепло – в старину из берёзы делали лучины для освещения жилья. А берёзовые дрова - самые жаркие.

6. И наконец, следует сказать о лечебной и пищевой ценности берёзового сока. В его состав входят различные витамины, фруктовый сахар, органические кислоты, микроэлементы и другие вещества, оказывающие общеукрепляющие, противомикробные действия, стимулирующие обмен веществ в организме.

7. Третье угодье - её белая береста – на поделках красота. Из бересты русские умельцы плели корзины, сумки, оплетали глиняную посуду, изготовляли различные шкатулки, украшения, что являлось доходной отраслью русского народного промысла.

Учитель: Мы собрали разные предметы, иллюстрации и описание разных поделок, где можно использовать древесину, бересту берёзы и предлагаем вам посетить эту нашу небольшую выставку.

8. Четвёртое угодье – чистый воздух и чистая вода и лесная краса.
Один гектар лиственного леса производит 8000 кг кисло-рода – столько составляет суточная норма для 2600 че-ловек.
10000 гектаров леса удерживают полмиллиона кубометров воды, защищая почву от эрозии и высыхания.

Учитель: Древние славяне считали берёзу священным деревом. И сейчас и издавна берёза считалась символом России и широко использо-валась в различных отраслях: в медицине, в освещении, она давала тепло людям:

Есть дерево – об четыре дела
- Первое дело – мир освещает,
- Другое дело крик утешает,
- Третье – больных исцеляет
- Четвёртое дело чистоту соблюдает.

БЕРЁЗА – СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО.

Дети: 1. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвя-щали её богине Ладе.

2. На Руси это растение было связано с весенними церков-ными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник – Семик, а воскресенье праздник Троицы. Семик и Троица отмечались в рощах, лесах и озёрах. Девушки украшали берёзы лентами, плели венки, водили хороводы вокруг берёз. В домах и храмах берёзовыми ветками украшались образа святых, пол усыпался свежими травами и цветами.

3. Со священной берёзой крестьяне – земледельцы связывали немало примет: - С берёзы течет много сока – к дождливому лету.

4. Соловей запевает, когда может напиться с берёзового ли-ста.

5. Когда берёза лист распустит вперёд ольхи – будет сухое лето.

6. Когда с берёзы лист осенью на Покров упадёт чисто – к лёгкому году, а не чисто к строгой зиме.

7. Овёс сей когда берёза распускается, картошку сади, когда берёза полный лист распустит.

Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе. Поэты рус-ские посвящали ей стихотворения. Вот послушайте о нашей берёзке:

Ученик: 1. Всеволод Рождественский «Берёза».

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша,
Что кажется –
В шуме берёзы есть русская наша душа.

2. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод
Радостно и звонко каждый запоёт:
Ай да берёзка, белый ствол
Зеленей, зеленей ты листвой
Яркие платочки в руки мы возьмём
У берёзки стройной хоровод мы заведём.

3. Л. Бойков «Проселки»

В моём краю берёзы тихо строго.
Они полян цветенье берегут.
Здесь чуть приметные в траве дороги
Порой неведомо куда бегут.

Бегут извилисто и непонятно
Не напрямик, чтоб было навсегда
И потому, наверное, приятно
Петлять по ним неведомо куда.

Шагать и никуда не торопиться
А если ехать – тоже не спешить
И что-то ощутить и насладиться
Особым состоянием души.

Учитель: И в заключении мы предлагаем вам побывать заочно на лесной полянке, на празднике «Русской берёзки».
Девочки сшили нарядные костюмы, сплели венки. Они сейчас споют песню и исполнят хоровод: «Ай да берёзка».
Музыка Т. Потапенко – (движения придумываются ведущим).

Дети исполняют песню и хоровод – машут платочками, прощаются и уходят.