Сверхъестественное крампус. Дьявол из Европы. Кто такой Крампус

К:Фильмы 2015 года

В основе сюжета фильма - старинная легенда альпийского региона об антиподе Николая Чудотворца , злом духе Рождества Крампусе который сопровождает Николая Чудотворца и отвечает за наказание непослушных детей - специально для этого он носит с собой березовые прутья. Без Крампуса в альпийских регионах не обходится ни один рождественский карнавал или гуляние.

Майкл Догерти описывает картину как рождественский фильм, страшный и сентиментальный одновременно.

Спецэффекты к фильму делали студии Weta Workshop и Weta Digital.

Имена темных эльфов, написанные в сценарии, были позаимствованы из исландской мифологии, у персонажей исландского фольколора - рождественских духов Йоласвейнаров . По некоторым повериям, они могли появляться перед детьми в виде чудовищ и пожирать их.

Напишите отзыв о статье "Крампус (фильм)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Крампус (фильм)

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
– Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
– Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
– Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.
– Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него.
– Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты.
Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.

Крампус - мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 4-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

Санта-Клаус существовал не один. У него был и антипод - Крампус. Санта одаривал послушных и добрых детей, а Крампус наказывал капризных. Мог и похитить ребенка для последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Крампус — мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 5-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

.

Если говорить о самых интересных традиционных мероприятиях Европы, то невозможно не упомянуть довольно старинный праздник «День Крампуса». Крампус выступает в фольклоре альпийского региона как спутник Святого Николая, который был полной его противоположностью и нужен был для создания равновесия в мире. Иными словами, если Святой Николай дарил подарки хорошим детишкам, то Крампус наказывал непослушных.

Проходит праздник в ночь с 5 на 6 декабря. Его отмечают в Австрии, Чехии, Венгрии, Словении, Южной Баварии, северных областях Хорватии и Италии.


Каждый год в эту ночь организуется шествие Крампусов, которые проходят по городу с демоническими огнями, танцами и песнями. А все желающие могут поучаствовать в конкурсе на самый жуткий костюм и самый страшный рык.

«День Крампуса» считается одним из наиболее увлекательных и самых ожидаемых праздников. Посмотреть на него приезжает множество туристов, а местные жители с удовольствием покидают свои дома, чтобы повеселиться на параде страшных дьяволов.


Вот так выглядит процесс изготовления маски дьявола.


Для этого резчика по дереву традиция переодеваться Крампусом является неплохим способом заработать. Костюм ручной работы будет стоить прилично - порядка 500-600 евро, но и на изготовление его уходит целых 15 часов.

В разных районах Крампуса изображаю по-разному, но чаще всего он представляет собой косматое, покрытое шерстью чудовище, на голове которого дьявольские рога.

В ночь празднования на улицах можно увидеть множество самых разных устрашающих обличий Крампуса. Мужчины переодеваются в костюмы, чтобы пугать детей, гремя цепями и колокольчиками.


Согласно легенде, Крампус наказывал непослушных детей максимально строго. Он находил их, кидал в свой мешок и уносил в пещеру, где съедал их на рождественский ужин. В более старых сказаниях говорится, что демон забирал детей в свой замок, после чего сбрасывал их в море.

Нельзя не заметить, что некоторые черты внешности Крампуса похожи на сатиров - существ из древнегреческой мифологии.


Так проходил праздник в Словении в 2015 году.

Это фото сделано во время празднования в австрийском городе Хубен в 2014 году.


Резчики по дереву создают настоящие шедевры искусства. Только взгляните на эти потрясающие маски!

Светлый праздник Рождества приносит нам немало приятных сюрпризов. Но все мы знаем, что у медали 2 стороны. Так и получилось, что в Рождество к нам могут прийти не только добрые и милые персонажи детских сказок, а и их противники.

В одном из рассказов мы упомянули Крампуса, который сопровождает Св. Николая в его рождественских путешествиях. И, наверняка, многие из вас задались вопросом: "Кто же этот самый Крампус? Неужели это один из ангелов, которые помогают Николаю приносить детям счастье?". Крампус совсем не милозвучное имя для доброго сказочного существа, не правда ли? ;) Так и есть.

Крампус (или как его еще называют Демон Рождества) - мифологический персонаж, который помогает Николаю. В то время, как добрый Николай дарит детям сладости и исполняет их самые заветные желания, Крампус высматривает среди них самых непослушных и, скрываясь в тени Николая, забирает их с собой.

Как же этот страшный персонаж стал одним из символов Рождества?


Истоки его появления стоит искать высоко-высоко в Альпах. Еще с давних времен скандинавы пугали своих непослушных чад Крампусом. Имя "Крампус" (Krampus) происходит от старого немецкого слова «krampen», которое означает «коготь». Обычно это легендарное существо изображали в виде мохнатого зверя, с огромными рогами и внушительными когтями. В руках он держал кадку с розгами для маленьких шкодников, а самых непослушных бандитов забирал в мешок, который нес за спиной, чтобы потом полакомиться ими в Святой Вечер. Возникнув в Южной Германии и Австрии, эта легенда постепенно распространилась и в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в деревни Италии, расположенные высоко в Альпах. Также менялся и его внешний вид. Например, в Западной Германии он путешествует в санях и держит в руках ружье, а в Штирии (на юго-востоке Австрии) целый год в домах на стенах висят палочки, окрашенные в золотистый цвет, напоминая юным хулиганам о скором приходе Крампуса.

В наши дни эта легенда не менее значима для юных обитателей европейских стран. В преддверии праздника Св. Николая во многих городах проходят разные увеселительные действа, которые призваны припугнуть непослушных детишек, а также развлечь не менее непослушных взрослых:) Многие жители переодеваются в разные вариации Крампусов, Николаев, кто знает каких еще существ, и носятся по улицам городов, превращая сказки и легенды в самую настоящую реальность! Существуют даже целые Крампус-фестивали и название им Крампуснахт (Krampusnacht), что в дословном переводе означает - Ночь Крампуса. Пожалуй, самый известный из них происходит на территории Тироля, Австрия.