Русские народные сарафаны выкройки для детей. Русский народный сарафан

Вам понадобится

  • Плотный однотонный ситец, сатин – 2,5 метра при ширине 110 см
  • Цветная ткань в мелкий рисунок 2 м при ширине 90 см
  • Кружево или нарядная тесьма 10 м
  • Лист бумаги для выкроек
  • Измерительная лента

Инструкция

Измерьте ширину спины и груди. На листе для выкроек постойте свою индивидуальную выкройку с учетом этих размеров. Из цветной вырежьте по две детали А, В и С. Это будет кокетка и лямки вашего будущего . Из цветной ткани нарежьте шириной 7 см, они пойдут на отделку сарафана.

Из однотонной ткани выкроите две трапеции. Их высоту определите с учетом необходимой длины сарафана. Длина нижнего основания – 110 см, верхнее основание у трапеций сделайте разным. Заднее полотнище должно быть на 5 см больше ширины спины, переднее – на 8 см.

Сшейте боковые части кокетки, обработайте тесьмой ее верхнюю часть.

Сшейте боковые части переднего и заднего полотнища. Подол обработайте отделочной из цветной ткани с проложенной вдоль шва тесьмой. Отгладьте . Верхнюю часть полотнищ прострочите крупным стежком и соберите «в кулиску» по ширине нижней части кокетки.

Сшейте кокетку и нижнюю часть сарафана. Прогладьте и обработайте все швы с изнанки. Лямки сложите пополам, острочите их, проложив тесьму по краю. Прогладьте лямки и отрегулируйте их местоположение и длину, надев . Пристрочите их к .

Источники:

– традиционная русская женская одежда. В традиции каждого региона существовали свои особенности кроя: цвет, приталенность, ткань, орнаменты, другие детали. Кроме того, существовали различия между яркими праздничными сарафанами и светлыми, но более скромными повседневными. Но в любом случае сарафан был настолько свободен, что позволял женщине не менять гардероб даже во время беременности.

Инструкция

Детали : четыре детали бретелей двойной длиной от точки до , шириной 5 см.; спинка длиной от середины лопатки до пят, шириной в пол-обхвата над ; передняя часть в форме трапеции: ширина – пол-обхвата над грудью, по линии груди расширение до объема груди (от одной боковой линии до другой по линии груди), длина до пят. Все детали выкраиваются с учетом припусков на швы.

Детали бретелей сложите парами друг на друга, лицом внутрь, прострочите каждую пару с трех сторон и выверните. Подогните края и прострочите четвертую сторону.

Если вы планируете украсить вышивкой на груди или на верху спины, наложите заранее подготовленную ткань на края . Подогните боковые края основных полотнищ, прострочите (по левому боку вышивку не пристрачивайте). Соедините между собой с правого бока полностью, а с левой стороны вверху оставьте место для потайной молнии.

Подогните верхние и нижние края основных полотнищ, прострочите. Если есть вышивка, оставьте между строчками симметричные расстояния, в которые спрячете концы бретелей.

Пришейте бретели швом «через край» или «зигзаг». Если есть вышивка, концы бретелей должны располагаться между основной тканью и вышивкой. Вшейте молнию в левый боковой шов, между вышивкой и основной тканью.

Видео по теме

Осенью и зимой хочется укутаться во что-нибудь теплое и приятное, при этом выглядеть безупречно и стильно. Девушки в эти сезоны выбирают джинсы и свитера, аргументируя, что в этом и тепло, и комфортно. Женственные наряды вынуждены скучать в гардеробе, но ведь это несправедливо. Ведь платье или сарафан тоже может согревать в зимнюю стужу и поднимать настроение. Чтобы комбинировать одежду и играть с образом, попробуйте сшить теплый сарафан .

Вам понадобится

  • - швейная машинка;
  • - ткань;
  • - сантиметровая лента, линейка, нитки, ножницы, иголки;
  • - мелки, булавки;
  • - резинка;
  • - крупные декоративные пуговицы;
  • - брошка.

Инструкция

Приобретите в магазине теплую красивую ткань. Например: флис, полотна, шерстяные ткани, велюр, твид, костюмные ткани с высоким содержанием полиакрила, ворсистые ткани, похожие на плюш и тонкий искусственный мех. Для декора будут нужны крупные декоративные пуговицы. Застегивать их не придется, поэтому смело берите то, что привлекло внимание. Разумеется, пуговицы должны аккомпанировать выбранной ткани, быть в тон, или красоваться изюминкой – зависит от вашего настроения. Красиво смотрятся деревянные круглые и пластиковые с металлическим напылением украшения.

Снимите с себя мерки. Вам нужен объем груди, бедер и длина изделия. Теперь разложите ткань на ровной поверхности и, используя линейку, мелки и ножницы, начинайте кроить. Если разбег объема груди и бедер невелик ( в 5-8 сантиметров роли не играет), то скроите прямоугольник. Ширина равна объему бедер, плюс 20 сантиметров. Длину оставьте пока равной метру.

Отличительная черта а – подборт- . Должно сложиться впечатление, что модель на пуговицы в месте отворота, хотя на самом деле это не так. Отогните боковой край по лицевой стороне на 5 сантиметров и сметайте вручную. Теперь наложите подборт- поверх второго бокового шва и пристрочите на машинке в месте вашей сметки. Заметьте, что сарафан цельнокроеный, единственный шов – передний с . Получившийся боковой срез обоверлочьте или используйте обметочную строчку на машинке.

Верхнюю часть сарафан а обработайте и отстрочите на 1 сантиметр от края так, чтобы внутрь можно было вставить резинку. Примерьте на себя изделие, сарафан должен располагаться поверх груди и плотно держаться за счет резинки. Отметьте булавкой или мелком точку под грудью, здесь ткань тое нужно присборить. Получится эффект наряда беби-долл, свободная посадка от груди.

Ориентируясь на метки, с изнаночной стороны пристрочите резинку по линии под грудью, осторожно растягивая ее во время выполнения шва. Еще раз примерьте. Сантиметровой лентой замерьте необходимую длину для бретелей.

Из остатков ткани скроите две полоски шириной около 8 сантиметров и длиной до 35-40. Прострочите боковой шов и выверните ткань на лицо. Руками приметайте бретели к сарафан у, наденьте наряд и убедитесь, что все сидит как положено. Теперь закрепите лямки.

Прежде чем обработать нижний край сарафан а, встаньте на возле зеркала и отметьте необходимую вам длину готового изделия. Подогните ткань на 0,5 сантиметра и прострочите.

Сарафан можно и нужно украсить. Здесь пригодятся купленные пуговицы и брошь. На отвороте-обманке пришейте 2- . Если одну из бретелей сделать длиннее, чем положено и выпустить остаток сзади, то и его можно украсить декором. На передней бретели закрепите маленькую блестящую брошку.

Обратите внимание

Не забывайте о припусках на швы. Ширину при раскрое полотнища не увеличивайте больше, чем на 20 см от объема бедер.

Полезный совет

Сарафан, сшитый из шотландки, эффектно смотрится с черной водолазкой и ботильонами. А модель из леопардового плюша и высокие замшевые ботфорты сделают образ задорным и необычным.

Большую часть жизни мы проводим на работе. И вполне объяснимым желанием женщины является потребность выглядеть стильно, красиво и ухоженно не только в кругу друзей, на вечеринке, но и в той сфере, где мы ежедневно общаемся, ведем деловые переговоры, обсуждаем сплетни и, в конце концов, обеспечиваем себе финансовую стабильность, так необходимую в современной жизни. Не всегда в торговых центрах среди бесконечного разнообразия одежды, мы находим себе подходящую и уместную для работы. Однако сшить сарафан для офиса вполне возможно и дома.

Вам понадобится

  • - материал для пошива
  • - сантиметровая лента
  • - ножницы
  • - иголки
  • - нитки
  • - швейная машинка

Инструкция

Решите, какой длины будет сарафан выбранного вами фасона. Учтите, что короткие сарафан ы-мини для будут неуместны. Идеальный сарафан для офиса тот, длина которого доходит или чуть ниже. Цвет ткани желателен спокойных выдержанных тонов, никаких кричащих и переливающихся оттенков. Блестящие, с большим количеством пайеток материалы также лучше оставить для пошива праздничных нарядов. Легкие ткани и шелка не подходят для строго офисного стиля. Хорошо смотрятся сочетания белого, черного и серого. Спокойные теплые или выдержанные холодные тона также очень выгодны для сарафан ов в деловом . Избегайте сложных узоров и вычурных декоративных , они будут отвлекать от работы не только вас, но и коллектив, что явно не понравится начальству.

Снимите необходимые мерки: длина изделия, объемы груди и бедер. Если вы не являетесь умелой швеей-мастерицей, воспользуйтесь советами журналов кройки и шитья, в каждом из них присутствуют выкройки моделей, указанные в анонсе. Помимо этого, в зависимости от того, будет ли этот сарафан на бретелях, либо с круглой горловиной, возможно, нужно будет сделать дополнительные замеры.

Прочно укрепился в сознании русского человека как непременный атрибут национального костюма, который, кажется, был на Руси с самых древних времен. Тем не менее, эта деталь женского гардероба прижилась на территории России сравнительно недавно.

История русского сарафана для детей

По мнению историков, сарафаны пришли на Русь с Востока. Само слово sarapa или sarapai - иранского происхождения и означает "одетый с головы до ног". Первоначально так называли мужскую одежду, напоминающую внешне длинный, расклешенный кафтан. По одной из версий, женщины стали носить сарафаны во время правления Ивана IV Грозного, причем это был придворный наряд. Однако, как это часто бывает, мода для царских приближенных довольно быстро «ушла в народ». Сначала сарафаны начали носить женщины из знатных и богатых семейств, позднее - простолюдинки.

В начале XVIII века Петр I начал борьбу с сарафанами, как и с остальной традиционной одеждой. Специальным указом самодержец запретил носить эту деталь одежды представителям всех привилегированных сословий. Женам и дочерям дворян, купцов, духовенства, медиков, ученых и т.д. отныне предписывалось носить европейское платье.

Выкройки русских сарафанов для девочек

Выкройки и эскизы русских сарафанов, характерных для разных губерний (Н. Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами")

Каргопольский сарафан

Нижегородский сарафан

Вятский сарафан

Новгородский сарафан

Вологодский сарафан

Таким образом стали уделом лишь крестьянок и мещанок. Но даже и в их жизнь сарафан входил постепенно, вытесняя поневу, - традиционный для славянок элемент костюма.

Сегодня сарафан прочно вошел в повседневный женский гардероб. При этом благодаря удобству в использовании наибольшим спросом сарафаны пользуются в качестве детской одежды. Сшить довольно просто, это можно сделать и без особенно «продвинутых» навыков.

Самый элементарный сарафан можно изготовить вообще без выкройки. Для этого нужно построить прямоугольник, где короткая сторона - объем груди, длинная - длина изделия (без учета лямок). После этого нужно сшить шов сбоку, вывернуть изделие, примерить на модель и обозначить места, к которым будут пришиваться лямки. Кроме того, верх сарафана можно сделать пошире и присобрать его резинкой. Если хочется сшить обязательно широкий сарафан, то нужно выкроить расширение подола к низу. Самое главное - готовое изделие нужно украсить яркой тесьмой, вышивкой, бисером и т.д.

Русский народный сарафан - это очень красивый наряд, и пусть мы не носим подобную вещь в повседневной жизни, но некоторые элементы русской национальной одежды часто можно увидеть в современной моде. Сегодня мы сошьем с вами русский народный сарафан.


Национальный сарафан включает 6 деталей (по два элемента уходят на боковые детали, передняя и задняя половинки) и подклад до бедер. При пошиве наряда вытачки на груди и спине необходимо строчить одновременно с подкладом, а на боковых сторонах все строчки выполняем на талии, тем самым выделяя ладный силуэт. Сзади русско-народного сарафана, посередине спинки, делается складка до талии, а потом уже наряд идет свободного кроя. Выполнить оформление всего наряда, применяя украшение, а центр русского сарафана, моделирующий пристежку, можно декорировать интересными пуговками. Примерно материала уйдет по выкройке на национальный сарафан и кокошник - 800 см шелка и вискозы на сарафан, 300 см бязи на подклад, 300 см шелка на рубашку, 400 см бязи на нижнюю юбку.

Национальная одежда остается популярной при использовании в театральных спектаклях, на концертах и у людей, которые занимаются проведением мероприятий. Для всех этих людей будет полезна статья, как сшить русский сарафан своими руками.

Русский сарафан носят и в наше время, только немного изменили фасон. Простота модели и применение различных тканей по оттенку и текстуре дают право носить такой фасон и для работы, и для отдыха. Но в статье подробнее рассмотрим выкройку старинного русского сарафана.
Для этого нам требуется:
. Плотный одноцветный ситец, сатиновый материал - 250 см и шириной 110 см
. Яркий материал с меленьким узором 200 см и шириной 90 см
. Украшение (кружевная ткань или тесьма) 1000 см
. Бумага, чтобы начертить выкройку
. Сантиметровая лента

Этапы работы:

1 . Для начала необходимо снять с себя мерки спины и груди. На бумаге нарисовать личную выкройку, исходи из своих замеров.


Берем материал из ярких алых цветов и вырезаем элементы нашего сарафана. Получится кокетка и лямки задуманного наряда. Оставшийся цветной материал требуется нарезать на полоски шириной 7 см, чтобы потом выполнить оформление сарафана.
2. далее вырезаем 2 трапеции из одноцветной ткани. Высота трапеций зависит от выбранной длины сарафана. Длина основания внизу 110 см, вверху выполните разным. Сзади полотно необходимо сделать на 5 см больше, чем ширина спинки, перед на 8 см.
3. прострачиваем боковые детали кокетки, обрабатываем каким-либо украшением ее верх.
4. в центре переда прострочите для отделки цветную ткань. Скрепите ее одновременно с украшением, располагая по вдоль строчки.
5. прошейте боковые детали переда и спинки изделия. Низ необходимо отделать полоской из цветного материала по вдоль строчки с украшением.
6. прострочите кокетку и низ изделия. С помощью утюга погладьте все строчки с изнаночной стороны. Лямки сверните напополам, прошейте их, распределяя украшение по краю. Погладьте лямки и откорректируйте их положение и длину наряда, когда примерите на себя. Пришейте лямки к кокетке.

    Сарафан включает 6 деталей.по два элемента на боковушки,переднюю и заднюю половинку,и подкладка до бедер.когда шьешь ввтачки на груди и спинке нужно строить одновременно с подкладом.на боковых сторонах шить строчки на талии.на спине посередине делается складка до талии.тогда наряд идт свободного кроя.по выкройке уйдт материала 800 см шлка и вискозы,700 см бязи и 300 см шлка на рубаху.

    Русские сарафаны бывают разных выкроек, раньше их шили обычные женщины, кто-то был мастерицей и шил замысловатый, сарафан, а кто-то выбирал модель попроще.

    Вот одна из простых выкроек сарафана.

    Для сарафана лучше взять атласную ткань и красивую конву. Сарафаны могут быть разных цветов.

    Сшить русский сарафан для девочки своими руками очень просто. Вам понадобится ткань, замеры ребенка, выкройка и желание 🙂

    Также определитесь с типом сарафана, они бывают разными.

    Существует много видов русского сарафана: косоклинный глухой, косоклинный распашной, круглый русский сарафан... На фото представлены эскизы этих сарафанов:

    Для детей чаще всего шьют круглый сарафан на бретельках или косоклинный на бретелях. Ниже выкройки косоклинных сарафанов:

    Желаю успеха!

    Русский народный сарафан имеет свободный покрой, сшить его не трудно даже начинающей мастерице. Такой национальный костюм носят и в наши дни, изменив только фасон.

    Шьется из ситца, шелка, атласа и др.

    Для начала измеряем объем груди и спинки, делаем выкройку в соответствии с этими размерами, переносим на ткань, вырезаем составные части: кокетка, 2 трапеции, 2 боковины, 2 лямки. Соединяем детали, прострачиваем на машинке, украшаем стразами, бусинами, ленточками, цветочками и т.д.

    Можно сшить такой симпатичный сарафан для девочки, например, из своих старых джинсов.

    Чтобы не ошибиться с размерами, рекомендую взять за основу любое детское платье. Сама выкройка очень легкая (см картинку). Самое сложное - сделать бант и отделать сарафан тесьмой. Думаю, при желании, с этой задачей справится любой начинающий.

    Для начала нужен качественный материал (чем то напоминающий шелк), из которого сарафан для девочки делать будет. Выкройку сарафана можно найти здесь. Распечатайте и аккуратно прорисовываете выкройку на материале, из которого будете сарафан вырезать. Вырезать нужно аккуратно и все - иначе ничего не получится, если не хватит какого либо кусочка для сарафана.

    Главное смотрите за тем, что бы сарафан был удобный - не очень длинный, не очень широкий. И что бы в нем не было девочке тесно. Когда все вырежете - аккуратно зашейте (предварительно взяв мерки с девочки) и получите сарафан, который не стыдно будет девочке надеть.

    P.S: А можно сделать все гораздо быстрее - как на видео ниже. Русский сарафан можно сделать подобным же образом.

    Пожалуй упустили самое главное - сарафан будет шиться именно под вашего ребенка, поэтому вам необходимо и шить под его размеры, вам не подойдут какие-то конкретные выкройки, необходимо снять размеры с вашего ребенка. Ниже на картинке показано какие размеры потребуется снимать не только для пошива сарафана, но и также для пошива остальной одежды.

    Как видите, всего несколько основных размеров. Это рост, обхваты шеи, талии, бедер, обхват груди, ширина спины, ширина груди. Вот с учетом этих размеров нужно делать выкройку.

    Русский сарафан можно сшить и в домашних условиях. Для этого вам понадобится красная ткань, желательно, атласная, а также различные ленты золотых или серебряных оттенков. А выкройку для такого сарафана предлагаю вам такую:

    Что бы сшить русскую народную одежду для девушки, или для женщины, можно использовать вот такую выкройку. Далее вам уже останется выбрать из какого материала вы сделаете сарафан, и как вы сарафан украсите, отделаете.

    Чтоб выглядеть индивидуально, лучше всего сшить сарафан своими руками, выбрав ткань и модель по своему вкусу.

    Самое главное - правильно скроить сарафан.

    Можно выбрать хорошую выкройку сарафана в журналах по шитью, а можно и попробовать сотворить индивидуальное.

    Можно сшить простейший сарафан вообще без выкройки: нужно выкроить прямоугольник, одна сторона-объем груди, другая - длина сарафана без лямок. Зашиваем боковой шов, выворачиваем, одеваем на себя и непосредственно на себе булавками намечаем где будут лямки. Если выкроить прямоугольник одинаковой ширины сверху и снизу то верх можно присборить резинкой.

    А еще сарафан можно украсить карманами, аппликациями, пайетками, стразами, бисером и бусами, различными вышивками

    выкройки и советы по шитью тут и еще тут

На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Ди пломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.

РУБАХА

Рубаха представленная наиболее поздним вариантом - с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава - широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой. На кокетке, манжетах, оборках - вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть ("стан", "станушка") - из более грубой "самотканой" ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерельи". В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами.




Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "душегрея", "епанечка", "холодник", "кафтанчик". Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном "борами".

ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По - видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником - фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх - "воротуха" - изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название " по топорному" (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи - станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.


САРАФАН

Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи - "станина" сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.

Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине - встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.

Рубаха имеет составную конструкцию. Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками - прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой - обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия. На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные элементы

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.


Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние


Конструкция головной повязки проста, представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой