Родители, требуйте послушания от ваших детей. Как воспитать в ребенке послушание Послушание ребенка

Bookitut.ru

Если вы хотите, чтобы ваши дети ни от кого не зависели, не шли бы на поводу у своих друзей и подруг, советовались бы только с вами, почитали и слушались только вас, прочитайте такой заговор:

Иди, дитятко, до дому,

Не корись никому другому,

Держи совет с батькой,

Держи совет с маткой,

Так бы ты все домой рвался,

Как младенец за титькой гонялся.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Заговоры на послушание детей

Ученые не отрицают действенность заговоров.

✔ «Живую» или освященную в храме воду;

✔ точное написание слов молитвы или заговора;

Начались проблемы с дочкой

Когда сын отбивается от рук

Если сын-подросток стал непослушным, у него появились дурные друзья и привычки, он стал дерзить родителям и учителям в школе, то можно прибегнуть и к такому обряду.

Здесь важен такой момент, как правильное произношение слов. Поэтому для точного произношения можно заранее написать эти слова на листике бумаги, а потом в нужный момент прочитать. А вещицу возвратить сыну и пусть он ею и дальше пользуется.

Эффективные заговоры на послушание ребенка

Довольно распространенный случай, когда родители заботятся о ребенке, уделяют ему немало внимания, но ребенок все равно непослушный. Хамство, истерики и скандалы становятся обычным делом в этой семье. В таких случаях приято использовать заговор на послушание ребенка, ведь каждому родителю хочется иметь хорошего, воспитанного ребенка, которым можно гордиться. Хочется сделать так, чтобы все другие семьи завидовали их семейному благополучию.

Заговор на послушание ребенка

Если сделать это психологическими и воспитательными методами не представляется возможным, то на помощь приходит магия, ведь родители перепробовали все возможные методы, только результата это не принесло. Отцы и матери обращаются за помощью к магии в тех случаях, если обычные традиционные методы не увенчались успехом. Некоторые родители приводят малыша на прием к психологу, чтобы тот помог решить сложившуюся проблему. Вот только нередко, даже самые опытные специалисты в области психологии не могут определить причину такого поведения малыша.

Если капризы ребенка не проходят

Если ребенка одолевает неспокойный сон, капризы и плачь, то мать не может спокойно за этим всем наблюдать. Наши предки нашли способ решения данной проблемы. Во время купания, нужно читать следующий заговор:

«Матерь Божья, помоги мне. Сделай так, чтобы с ребенка капризы ушли, как с гуся вода стекает. Аминь».

Если этот вариант обряда вам не подходит, то есть другой способ. Во время того, как будете укладывать малыша спать, читайте следующий наговор:

«Пусть сон окутывает малыша, а капризы улетучиваются от него. Прошу, чтобы ребенок смог нормально спать, и родителям своим не мешать. Аминь».

Если малыш перестал слушать родителей

С древних времен использовались молитвы, которые позволяли улучшить послушание детей. Существует огромное количество таких заговоров. Самый распространенный способ заключается в том, что во время кормления ребенка, нужно читать следующую молитву:

«Кормлю малыша со своих рук. Таким образом, я хочу забрать его волю. Всю жизнь теперь буду окружать своего ребенка, раба Божьего (имя), от невзгод и проклятий. Я стану ребенку самым верным защитником и другом. Прошу, чтобы он искал помощи у меня, а у не посторонних. Аминь».

Если ребенка одолевают кошмарные сны, то нужно проводить следующий обряд:

  • наберите из водоема воду, это может быть, как река, так и колодец – главное, не стоит использовать воду из-под крана;
  • зайдите в комнату к ребенку, когда он спит;
  • перекрестите в воздухе ребенка, и прочтите заговор: «Я рожала малыша, и давала ему жизненное счастье. Желаю, чтобы мой ребенок никогда не болел, и хорошо спал ночами. Пусть ночами малыш спит, а днем позволяет мне работать. Аминь».

Если сын перестает слушать родителей

В принципе, для подростка изменение в поведении – нормальная вещь. Если сын в подростковом возрасте связался с плохой компанией, и стал хамить родителям, то стоит провести специальный обряд, который позволит быстро и эффективно решить сложившуюся ситуацию. Проведение обряда должно состояться в тот момент, когда сын пребывает в доме. Возьмите вещь, которая принадлежит вашему ребенку, причем он сам должен дать вам эту вещь. Не вздумайте забирать ее самостоятельно. Вас должно переполнять чувство заботы.

Чтобы ребенок был послушным, на вещь нужно читать следующий наговор:

«Желаю, чтобы мой ребенок стал снова меня слушаться. У чужых людей пусть не ищет помощи. Прошу помочь мне, чтобы сын хорошо учился. Чувство ненависти, которое находится в его душе, пускай уйдет безвозвратно. Пусть раб Божий (имя сына) почитает своих предков, чтобы они не тратили свои силы. Прошу наделить наш дом гармонией, чтобы его переполняло умиротворение. Пусть совесть, которая исчезла у сына, вновь вернется. Чтобы родителей почитал, и больше никогда не перечил. Меня очень беспокоит сын. Аминь».

Важно помнить, что слова должны читаться правильно. Поэтому, если вы не уверены в правильном произношении, напишите слова на листе бумаги. Держите постоянно его при себе, чтобы в определенный момент быстро прочитать необходимые слова. Вещь необходимо снова вернуть ребенку для дальнейшего пользования.

Мы все любим наших детей, но иногда они просто выводя�

Дети – это цветы жизни! Но что же делать, если ребенок

Проблемная дочь

В те моменты, когда начинают у девочек развиваться гормоны, они очень сильно подвергаются психологическим проблемам. Они могут замкнуться в себе, и перестать воспринимать родителей. Мать всегда замечает малейшие изменения в поведении дочери. Если она замечает, что дочь стала общаться с сомнительными взрослыми ребятами, то ее сердце начинает беспокоиться. Если вы хотите избежать негативных последствий, то нужно читать определенный заговор.

«Господи, прошу направить мою дочь, рабу Божью (имя), домой. Пусть ее дорога никуда не сворачивает. Маму нужно постоянно слушать. Я не пожелаю дочери плохого. Пусть она поймет, как я ее люблю. Прошу сделать так, чтобы она вернула свое отношение ко мне. Я стану ей самой верной подругой, самой преданной сестрой. Я заменю ей всех, только, чтобы наладились наши отношения. Ребенку своему желаю только счастья. Святой Ангел пусть заботится о ней. Аминь».

Не переживайте, на дальнейшей судьбе дочери данный заговор не отразится. Она станет счастливой, и у нее будет хороший молодой человек. Читать заговор нужно во время того, как дочь спит. Помните, ребенку нужно доверять.

Какие нужно читать заговоры на послушание детей

В семье может случиться так, что и родители внимательные, заботливые, и времени немало своим детям уделяют, а дети растут непослушными, могут нагрубить, нахамить, могут что-то делать просто, если посмотреть на них со стороны, назло не только своим родителям, но и другим людям. Отец с матерью, чтобы исправить ситуацию и избавить своих детей от неприятностей, прибегают к разным способам.

Нередко даже психологи, психиатры и педагоги не могут понять, что с ними случилось, почему дети так капризничают, вредничают. Часто специалисты не могут дать совета, который бы помог изменить все к лучшему. А родители ищут способы, чтобы дети росли крепкими, здоровыми и послушными. Заговор на послушание обычно читают, если другими методами не удается исправить положение.

Когда младенец капризничает

Часто матери приходится нервничать и переживать, если ребенок плохо спит по ночам, кричит и капризничает. Бабушки советовали, когда маленький ребенок сильно плачет, мучается, то чтобы он был спокойнее, при купании надо сказать:

Заговор при купании

«Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба».

Были еще такие слова, которые говорили матери, укладывая детей спать:

«Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас».

Если ребенок перестал слушаться

Издавна наши бабушки и прабабушки, когда дети переставали слушать старших, прибегали к молитвам и заговорам . Был не один заговор, который читали на послушание. Если ребенок плохо себя ведет, то давая ему кушать, тихонько приговаривайте:

«Как ты с моей руки ешь и пьешь, Так ты и свою мне волю отдаешь, Во все дни, вовеки и навсегда. Аминь. Аминь. Аминь».

Когда ребенок плохо спит по ночам, нужно уловить момент, когда он спит, войти в комнату с чашкой воды, которую предварительно набрать из колодца, ручья, родника или просто с речки. Водопроводная вода в данном случае для этих целей не подходит! Трижды малыша надо перекрестить и прочесть над ним следующие слова:

Заговор на хороший сон

«Я тебя, дитятко породила, талантом и участью наделила. Не мешай ночью спать, а днем дело делать».

Нередко бабушки говорили, если ребенок стал капризным и непослушным, то следует провести такой обряд. Надо сходить в церковь и поставить 12 свечей перед иконой Скорбящей Матери. Помолиться перед этой иконой и купить в церкви святой воды. Дома над водой, которую принесли из церкви, следует произнести такие вот слова:

«Вода водица, Морская царица, тебе, вода, похвала. Чаду моему, рабу Божьему (имя),– на здоровье, телесное и душевное».

После этих слов надо трижды сплюнуть через левое плечо, перекреститься и лечь спать. Утром надо встать пораньше и приготовить ребенку завтрак, в еду следует подлить, хоть совсем немного, той воды, над которой прочитали слова. Старые люди говорят, что вода с природного источника – вода особая, потому что «живая» и целебная. И многим приходилось убеждаться на собственном опыте, что так оно и есть.

Обряд на посушание

Когда сын отбивается от рук

Если сын подросток стал непослушным, у него появились дурные друзья и привычки, он стал дерзить родителям и учителям в школе, то можно прибегнуть и к такому обряду. Читать это заговор следует в то время, когда ребенок находится дома. Надо взять у сына принадлежащую ему вещь. Но сделать так, чтобы он сам вам ее дал, а потом именно над ней произнести следующие слова:

«Дитятко мое пускай послушным станет, злость и ненависть пускай его оставят! Пусть прибудут родители в почете, чтоб не придаваться лишней работе! Да настанет отныне гармония в доме моем! Боже Всемилостивый, даруй мне терпения и сыну моему умиротворение! Да прибудет воля Твоя в нем и проснется совесть в душе его! Пусть не противится он послушанию родителям своим ради имени Твоего Славного! Аминь».

Здесь важен такой момент, как правильное произношение слов. Поэтому для точного произношения можно заранее написать эти слова на листике бумаги, а потом в нужный момент прочитать. А вещицу возвратить сыну и пусть он ею и дальше пользуется.

Начались проблемы с дочкой

Девочки, когда наступает возраст полового созревания, нередко сталкиваются с множеством проблем, становятся замкнутыми, начинают дерзить, нередко уходят в себя, отношения с матерью могут дать трещину.

Если мать видит, что раньше были хорошие отношения, а теперь у дочки появились слишком взрослые друзья противоположного пола или ребята сомнительного поведения, то чтобы избежать более серьезных последствий, наши бабушки рекомендовали произнести такие слова:

«Дорога твоя (имя дочери), ведет к дому, к матери (имя матери) и ни к кому другому. Меня будешь слушать, мою соль-хлеб кушать, на посулы чужих людей не ведись, матери поклонись и покорись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!».

Не бойтесь, дочка после таких слов не останется одна, она найдет себе подходящую пару, а вот от нежелательного знакомства заговор поможет спасти. Такие слова следует произносить над спящей дочерью.

Проблемы с подростками

Ученые не отрицают действенность заговоров

Если кто-то и не верит в заговоры, в то, что что-то может измениться от слов, что дети после чтения определенных молитв станут лучше себя вести и чувствовать, то советуем больше узнать о современных исследованиях в области психологии и естественных наук.

Сейчас доступны сведения, что ученым экспериментальным путем удалось доказать, вода, когда над ней произносят слова, а особенно молитвы, проигрывают музыку, меняет свою структуру.

Ведь именно вода является носителем информации, она словно «впитывает» в себя то, что ее окружает. С этим свойством воды связаны многие церковные действа: освящение воды в храмах после службы, обряд крещения. Священники рекомендуют пить освященную воду в разных случаях, а на Пасху возле церквей и храмов прихожан кропят святой водой со словами, обращенными к Богу.

При использовании молитв и заговоров необходимо приготовить:

  • «Живую» или освященную в храме воду;
  • точное написание слов молитвы или заговора;
  • церковные свечи;
  • определенную икону.

От хороших слов, классической музыки молекула воды приобретает красивую форму звездочки или снежинки, а от тяжелого рока или плохих слов, замерзая, становится просто бесформенным сгустком льда. Поэтому советуем почитать научную литературу и подумать над тем, что в наследство оставили нам наши предки в виде молитв и заговоров.

Ведь хочется сделать все, чтобы дети слушались. И не единичны случаи, когда врачи были бессильны, а деревенские бабушки спасали детей именно молитвами и заговорами, да и не только деток, от разных напастей. Эти заговоры и молитвы были действенными на протяжении сотен и тысяч лет, продолжают они помогать и сегодня.

Главное, не желать никому зла. А если мать просит помощи для своего ребенка, прибегая к старинным молитвам и словам, что читали наши предки, то она не нарушает этим законы Мироздания. И нет здесь никакой магии, а если и есть, то только магия любви.

Отзывы посетителей

Один комментарий

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ

(с) 2017 Гадания, привороты, заговоры

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник

Любые материалы, полученные Вами с использованием Nagadali, Вы можете использовать на свой собственный страх и риск

10 заговоров на послушание ребенка

Хочу обрадовать Вас уникальной коллекцией магических заговоров на послушание ребенка. Этакий у Вас непоседа. Ну как его можно оставить без присмотра родителя?

С другой стороны, если детям все запрещать, они начнут развиваться с задержкой.

Важно найти компромисс, с подростком или малюткой.

Если у Вас есть свечи, купленные в православной Храме, зажгите хотя бы одну.

Выберите время, когда ребенок будет мирно спать.

Не сетуйте на его непослушание и чрезмерную активность.

Главное, чтобы он рос здоровым и счастливым.

Я Вам это желаю от всей души.

Шепчите магические заговоры у изголовья с рукописного листа.

1). Пусть ребенок мне не перечит, понимает с полуслова все речи. Аминь!

2). О, Дитя, стань послушным во всем, заклинаю тебя я огнем. Аминь!

3). Уймутся капризы, ты плакать не будешь, былые обиды с утра позабудешь. Аминь!

4). Заговорю тебя на послушание, чтоб советам внимал, проблемы нам не создавал. Аминь!

5). Свои секреты мне расскажешь, и с кем встречаешься покажешь. Аминь!

6). Как огонь пылает в ночи, когда я говорю- ты молчи. Аминь!

7). В послушании мне подчинишься, с неугодным мужчиной простишься. Аминь!

8). Я- родитель, а ты- мой ребенок, над тобой власть имею с пеленок. Аминь!

9). Станешь слушать ты только меня, помоги же мне, пламя огня. Аминь!

Выберите из 10 магических заговоров наиболее подходящий к Вашей ситуации.

Если, скажем, у Вас уже взрослая дочь, которая дома не ночует, непослушно предаваясь утехам со смутьяном, читайте седьмую по счету формулировку.

Вскоре она расстанется с ним.

Спокойствия Вам и благоденствия!

Наталья Лёнова
Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Консультация для родителей .

Воспитание послушания у детей .

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться невозможна ни какая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени , как ребёнок станет понимать требования окружающих.

Есть родители . Которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не готовность подчиняться чужой воле. Да, самостоятельность и инициатива необходимы, но только тогда, когда они направлены на достижение разумных целей. Как с точки зрения ребёнка, так и с точки зрения окружающих. Инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. И если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования, то значит эти нормы успешно усваиваются. Послушание не противоречит так же и воспитанию воли . Сила воли в том и заключается, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям.

Ребёнку недоступно понимание многих моральных принципов, и если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воле старших, он вырастает своевольным человеком.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал : «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей , ибо если он не послушен сейчас , то он совершенно утратит послушание в 6-8лет ». Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо. Что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Но и слепое послушание нам не нужно . Мы должны видеть, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых к нему требований и с желанием их выполняет.

Воспитание послушания требует от родителей спокойствия и терпения.

При воспитании послушания считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать вопросы и умело на них отвечать. Н. К. Крупская говорила : «Самое важное – это не смотреть на ребёнка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на раба, обузу или игрушку.

Надо научиться смотреть на ребёнка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите… но всё же на человека, притом человека будущего».

Любовь и уважение должны сочетаться с требовательностью к нему. Заметим, что отрицательную реакцию нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать только то, что ему под силу : содержать в порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и др.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет.

В группе воспитатели всегда едины в своих требованиях, особенно к тем, кто непослушен . Ребёнку можно объяснить очень многое : например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

Иногда послушный ребёнок не выполняет того, что вы потребовали, это зависит от того как вы потребовали, будь то приказ или тон раздражения. Он думает, что вы его не любите и он переживает отчуждение.

Недопустимо требовательность упрашиванием и так же по мере возможности избегать распоряжений.

Дети, как правило, выражают много желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания надо поощрять. Это такие желания, как помочь маме в уборке квартиры, сделать что - нибудь приятное. Но у детей бывает много желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Такие желания, запрещая мы должны быть твёрдыми, настойчивы и не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться слову «нельзя» .

Но и чем больше мы запрещаем, тем больше ребёнок желает нам противодействовать. Иногда следует отказаться от применения простых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает : например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет выработать доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного.

Дети по своей природе активны, деятельны. Покажите своему ребёнку, как из спичечных коробков можно сделать полезную вещицу в подарок кому-нибудь и вы будете приятно удивлены какой у вас послушный ребёнок .

Жизненный опыт детей ещё незначительный , они многого не знают, не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей . Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей . Но недостаточно сказать ребёнку «молодец» , нужно оценивать конкретные действия (что хорошо, что плохо) .

Ни в коем случае нельзя делать за послушание подарки . Подарки дарятся к празднику, ко дню рождения. При выборе мер поощрения надо учитывать возраст ребёнка. Не следует хвалить ребёнка за то, что он убрал свои игрушки, но стоит его похвалить за то, что он кому-нибудь помог.

Во многих семьях мерой воздействия на поведение детей является наказание .

Оно всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки : неряшливое отношение к вещам, грубость со старшими… наказания не должны быть частыми, т. к. ребёнок к ним привыкает и становится равнодушным к воздействию родителей . Совершенно недопустимы физические наказания Дети перестают уважать родителей , они начинают их бояться.

Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания , во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы собственным поведением не будете подтверждать того , что вы требуете от ребёнка.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание послушания у детей.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, как же воспитать послушание у детей, так как именно в среднем возрасте дети вызывают больше хлопот у родителей своим непослушанием. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но ведь ребенку в этом возрасте недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Воспитание послушания требует от вас дорогие родители, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение.

Нельзя постоянно упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания. И все-таки очень важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, верить в возможности ребенка, доверять ему. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с требовательностью к нему. Опыт показывает, дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, требуйте от ребенка то, что он сможет сделать наверняка: сложить свои игрушки, аккуратно сложить вещи и т. д. Успех воспитания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мама предъявляет к ребенку требования, а папа освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет делать так, как захочет. Вот почему требования к детям должны быть едиными. Если ребенок будет постоянно ощущать это единство, то у него выработается устойчивая привычка послушания. Очень важно, объяснить ребенку для чего он будет выполнять эти требования. Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т. д. Иногда бывают случаи, что даже послушный ребенок не всегда выполняет ваши требования. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети выполняли ваши поручения, обращайтесь к ним спокойно, ровно, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Избегайте распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!» Хорошее желание ребенка довести начатое дело до конца, помочь маме с уборкой в квартире, сделать что-нибудь приятное бабушке и прочее – надо всемерно поддерживать и поощрять. Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения и при этом объяснять причины запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Но иногда искушение сделать что-нибудь запретное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае, лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок увидит, что его слезы остаются без внимания и постепенно успокоится. Послушание ребенка формируется в деятельности, в процессе выполнения хороших поступков. Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях и сестрах. Жизненный опыт детей еще не значителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Одобрение, похвала поднимут настроение, укрепят веру в свои силы. Недостаточно сказать «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечать, что хорошо и что плохо.

Дети будут слушать вас, если чувствуют, что вы слушаете их. Мы часто удивляемся почему дети нас не слушаются, хотя сами демонстрируем им совсем обратное, забывая, что они нам рассказывают и отмахиваясь от их разговоров, когда устаем или заняты. Слушайте своих детей внимательно, чтобы понять их мир или суметь разовраться в мотивах поведения, которое они демонстрируют.

Я, думаю советы и рекомендации помогут вам воспитать послушание ваших у детей. Важно помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.

Успехов вам в воспитании своих детей!


Послушание - это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжения. Здесь кроется ошибка, потому что послушание не цель, а только способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием воспитателя и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) - непременное условие активного послушания.

Безусловно, совсем маленький ребенок и дошкольник 5-7 лет проявляют различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся. Указания «пожалуйста, принеси», «подойди ко мне», «не шуми» и т. п. - это своего рода способ общения между взрослым и ребенком, способ корректировки поведения малыша.

Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Побыстрей одевайся: приехала в гости бабушка, она ждет тебя». Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета. Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться, этим самым выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения. .

Пятилетняя Маргарита, собираясь из детского сада домой, просит у мамы:
- Можно ко мне придет Вера?
- Нет, нельзя.
- Ну, почему? Мы с ней поиграем вместе…
- Нет, нельзя.
- Ну, разреши, пожалуйста. Мне одной скучно.
- Ты разве не понимаешь, что тебе сказано!
- Ну тогда я не пойду сейчас домой! Здесь буду играть,- вспыхивает девочка и намеревается идти в группу.
При этом разговоре присутствует воспитатель:
- Наверное, у мамы есть причины не разрешать тебе пригласить домой подружку,- говорит она девочке и выразительно смотрит на Маргаритину маму, как бы приглашая ее к разговору.
- Конечно,- отвечает мать,- намечаем сегодня генеральную уборку. Какие могут быть игры в это время?
- Ну вот видишь, причина серьезная,-снова обращается воспитатель к девочке. - Ведь ты, наверное, будешь помогать маме.
Девочка соглашается и начинает торопиться домой.

Обязанность воспитателя - в тактичной форме разъяснить родителям, что они поступают неправильно, если требуют от ребенка безоговорочного подчинения.

Нельзя забывать, что воспитание - сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребенка, вызывая в нем внутреннее согласие с указаниями взрослых.

При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других, если для этого существуют веские причины.

Мише седьмой год. Скоро он пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. С раннего детства родители воспитывали в ребенке умение управлять своими желаниями, учитывать последствия своих поступков. Любые требования они выражали не в форме приказа, а в форме совета, пожелания, просьбы. Тем самым родители развивали детскую активность, стремление самому сообразить, что выйдет из задуманного.

Как-то родители пообещали сыну пойти с ним в воскресенье в музей. Но неожиданно из другого города приехали знакомые. Миша сначала не понял, что это меняло все планы.
- Поездку придется сегодня отменить… Ты, конечно, догадываешься, почему? - доверительно спросила мама,.
- Как же так? Вы обещали,- пытается возразить мальчик. (Он знает, что родители всегда выполняют обещания.)
- Подумай хорошенько, как быть? Как решишь, так и сделаем. ‘
После недолгой внутренней борьбы Миша объявляет решительно:
- Конечно, не поедем, нельзя же гостей оставить одних.
- Я не сомневалась, что ты так поступишь,- говорит мать, укрепляя в сыне уверенность в самостоятельности принятого решения.

Такой метод воспитания развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. В послушании даже самых маленьких детей важно прогнозировать начало развития такого качества, как дисциплинированность.

Осознанное послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий - «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если, разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.

Первое «дай» произносится ребенком еще неосознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более настойчиво, наступает момент, когда на неразумное требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим отказом.

Малышу постарше можно разъяснить многие «нельзя». Например: «Нельзя ходить по лужам без резиновых сапог - промочишь ноги, придется идти переобуваться»; «Нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать в ней интересную сказку». Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, так как доставляет неудобство себе и другим; это плохо. Дети 5-7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими.желаниями.

Важно, чтобы понятия «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка параллельно. Это дает возможность ему более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным. С развитием сознания ребенка к понятию «нельзя» прибавляется еще одно - «надо», а вместе с ним приходит чувство ответственности за свое поведение, вырабатываются воля и сдержанность.

Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.

С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые бы обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.

Поясним на примерах. Трехмесячную Оленьку всегда кормят строго по часам, в одно и то же время гуляют с ней, совершают туалет, укладывают спать без укачивания, без особой надобности не берут на руки. Девочка растет спокойной.

Однако не у каждой молодой матери хватает терпения и выдержки, чтобы поступать так, как Оленькина мама. При первом же сигнале мама Саши берет его на руки, пытается успокоить, кормит ночью, укачивает его, легонько похлопывая по спинке. Мальчик замолкает, успокаивается на время, но, как только пробуждается, снова плачет, напоминая таким способом, чтобы его взяли на руки… Проходят недели, месяцы, и вот у малыша уже возникла привычка выражать свои желания и потребности криком.

Итак, в первом случае у ребенка постепенно формируются положительные навыки, во втором - отрицательные.

Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становится основой поведения. Если взрослые выпускают это из виду, то ребенок сам начинает избирать удобные для себя способы действия.

Причиной негативных привычек, как правило, является недостаточное внимание взрослых к отдельным отрицательном проявлениям дошкольника. Он дерзит, а родители «не замечают» этого, уклоняется от поручений - никто не следит и не требует выполнения и т. д. Таким образом, ребенок, по существу, упражняется в своеволии, упрямстве, капризах. Взрослые иногда сами способствуют закреплению отрицательных привычек, говоря при ребенке: «Упрям, как отец: ни за что не переубедишь», «Своенравна в мать» и т. п.

Задача воспитателя - разъяснить родителям ошибочность подобных взглядов. Ребенок не наследует привычки, а приобретает их в процессе воспитания и постоянного общения в семье и в коллективе сверстников.

Очень важно убедить родителей в том, что проявление нежелательных привычек не должно вызывать у детей положительных эмоций. Ведь ребенок воспринимает фразу «Упрям, как отец» не как порицание, а как своеобразное поощрение: какой малыш не хочет быть похожим на папу!

Только при правильном воспитании у ребенка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных и др. Они как бы вносят порядок в жизнь детей, экономят нервную энергию, организуют их поведение.

Если ребенка с малого возраста приучают соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшими и т. п., то эти формы поведения постепенно превратятся в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать так, а не иначе. Но положительные привычки становятся прочной основой, естественными и удобными способами поседения, если ребенок упражняется в них постоянно.

Нельзя забывать, что привычки у дошкольников могут легко утрачиваться, особенно если они непрочны. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей. Кто из нас не наблюдал, как ребенок, отсутствовавший некоторое время в детском саду, с трудом восстанавливает прежние навыки. Если раньше он без напоминания мыл руки перед едой, переобувался, входя в помещение, складывал аккуратно свои вещи, приветливо со всеми здоровался, то стоило ребенку остаться дома, где не предъявляли к нему должных требований, как он растерял эти привычки.

В чем же дело? Прежде всего меняются условия: если дома многое было подчинено прихотям ребенка, то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться установленному порядку. Новизна обстановки, масса ярких впечатлений, являющихся отвлекающими факторами от баловства и капризов, меняют форму поведения. Сложившиеся привычки не находят применения и постепенно заменяются другими. Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются. Педагог ставит ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность упражняться в нужных способах поведения. При этом не следует фиксировать внимание малыша на том, что он капризен и упрям, иначе он невольно вспомнит свои прежние негативные привычки и все новое будет вызывать в нем сопротивление.

Подготовила педагог-психолог: Сахавикова А.Н.

Послушание - это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком.

Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание - это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявленных ему требований и с желанием их выполняет.

Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания.

При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относится к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушать его вопросы, серьезно и умело отвечать на них, верить в возможности ребенка, доверять ему, проявлять такт в общении с ним.

Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему.

Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и пр.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как он захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания (можно подчеркнуть, что воспитатели группы всегда договариваются о едином подходе к детям, особенно к тем, кто непослушен).

Очень важно не просто предъявлять требования к ребенку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и пр. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

В практике семейного воспитания бывает так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. В частности, дети, например, реагируют н6е на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнить требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон не редко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте исполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а непреложное, категорическое требование - исполни то, о чем я прошу. «Но это так трудно, - нередко говорят родители.- Может подойти время еды, прогулки, поневоле войдешь в контакт с ребенком и забудешь его отказ». Трудно, но надо тренировать себя и перестраивать свое отношение к ребенку, заставив его считаться с вашим требованием. Пусть на этот раз он даже не поест своевременно, но зато поймет, что со взрослыми, их заданиями, требованиями надо считаться. В таких случаях очень важна единая линия всех взрослых членов семьи. Если ребенок начнет искать поддержки у других, он должен у всех встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное - следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжение родителей как нечто необязательное.

Недопустимо подменять требовательность упрашиванием. Следует так же избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание.

Дети, как правило, выражают много различных желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания ребенка - довести начатое дело до конца, помочь маме в уборке квартиры, сделать что-нибудь приятное бабушке и пр. - надо всемерно поддерживать и поощрять. Но дети выражают много и таких желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости - ребенок должен научиться подчиняться слову «нельзя».

Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.

Ребенок задает вопросы, а родители, вместо того чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него; «не надоедай», «не мешай». Ребенок берет нож, чтобы помочь почистить картошку, а родители отбирают его: «Положи - порежешься». И так на каждом шагу. В результате радость ребенка сменяется унынием, его энергия - бездеятельностью.

Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, у ребенка будет постепенно развиваться способность сдерживать свои желания.

Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещенное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок видит, что его слезы остаются без внимания, и постепенно успокоится.

Иногда следует отказаться от применения прямых запретов. Порой ребенку даже полезно разрешить то, на чем он настаивает: например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал, и т.п. - пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет, с одной стороны, выработать у ребенка доверие к советам старших, с другой - самому разобраться, что получится из задуманного, получает соизмерять цель и средство, пробуждает чувство ответственности за свои поступки.

Послушание ребенка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными де5лами, нормализует поведение ребенка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения.

Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и «быть паинькой», становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Но стремление ребенка к деятельности должно быть направлено по разному пути. Покажите ему, как из спичечных коробков, природного материала сделать разные вещицы для игры, в подарок брату, сестре, кому-то из взрослых, помогите, например, сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребенок.

Известно, что большую часть времени ребенок играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: ребенок отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется первое элементарное понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умения уступать, считаться с другими и т.д.

Дети очень любят, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребенком, узнать его внутренний мир. Однако детей надо учить играть самостоятельно, чтобы они могли в дальнейшем сами организовывать разнообразные игры и занятия.

У ребенка обязательно должны быть постоянные трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п., ребенок делает это все без принуждения, с охотой.

Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях, сестрах. Любовь к ним приобретает активный, действенный характер.

Жизненный опыт детей еще не значителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у детей настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечая, что хорошо и что плохо.

Если у отца, матери, бабушки правильные отношения с ребенком, то для него будет наградой одобрение теплым словом, улыбкой, жестом, кивком головы. За хорошее поведение можно пойти с ребенком в парк, в кино и т.п. Иногда бывает полезно прибегнуть к косвенному поощрению, т.е. обратить внимание ребенка на чей-то хороший поступок (старших братьев, сестер, сверстника-соседа) с целью вызвать желание поступать так же. Ни в коем случае нельзя за послушание делать подарки, иначе ребенок станет поступать хорошо из-за корыстных побуждений. Поощрения в идее книжки, игрушки, лакомства возможны, но они не должны превращаться в «подкуп». Подарки лучше преподнести ребенку в праздник или в день его рождения. Поощрениями не следует злоупотреблять, так как чрезмерное захваливание ребенка приводит к нескромности, самомнению, эгоизму и прочим отрицательным качествам.

При выборе мер поощрения надо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Не следует, например, хвалить ребенка за то, что он убрал на место игрушки, потому что он должен это делать каждый раз без напоминания, но его стоит похвалить за помощь, оказанную вам по дому.

Поощряя успехи одного ребенка, не следует противопоставлять его остальным детям и чрезмерно подчеркивать его достижения. Нужно стремиться к тому, чтобы поступки и действия одного ребенка получили признание и одобрение у других детей.

Если жизнь в семье организована правильно, установлен хороший тон между взрослыми, между взрослыми и детьми, наказания не будут нужны. Однако во многих семьях все же прибегают к таким мерам воздействия на поведение детей. Это тревожный симптом, свидетельствующий об ошибках в воспитании ребенка. И уж если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить следующее:

наказания всегда должны исходить из мотива поступка, а не из его результатов: нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительный;

основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды и вреда кому-нибудь из окружающих, грубость со старшими и пр.;

чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребенка;

наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей;

совершенно недопустимы физические наказания: они могут непоправимую и психическую травму, унизить ребенка развивать упрямство и фальш. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой - боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать родителей, считаться с ними, начинают бояться их.

Внушительно сделанное замечание часто вполне достаточное средство, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Надо только это замечание сделать так, чтобы оно дошло до его сознания, а не превращалось в надоедливое повторение «перестань», «прекрати», «тише». Если ребенок совершил более серьезный поступок, ему можно сделать выговор, серьезно и строго поговорить о недопустимости такого поведения. В некоторых семьях применяются и такие меры наказания, как лишение ребенка ранее обещанного удовольствия: не пойти с ним в кино, отказаться читать книгу, не купить обещанную игрушку. Или, например, если ребенок не убрал на место игрушки, на некоторое время спрятать их. Такие наказания обычно воспринимаются детьми как заслуженные, справедливые и воспитывают у них осознанное отношение к своим поступкам.

Какие вы будете использовать методы и приемы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.