Ребёнок постоянно плачет и капризничает. Системно-векторная психология. Ребенок стал очень капризным: что было пропущено в воспитании

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Отказ малыш что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему ребенок стал капризным?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, – объясняет психолог Алена Казанцева. – В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет». Основная задача этого этапа – автономия, психологическое отделение от мамы, проявление собственного «я» ребенка. До этого периода он воспринимает себя и маму как единое целое, как «мы». О себе он может говорить в третьем лице: например: «Петя сегодня ходил гулять». А затем ребенок как бы совершает скачок на новый уровень развития. Новое «я» требует построения новых отношений с близкими, которые не всегда оказываются к этому готовы и порой активно сопротивляются. Малыш, ощущая себя отдельной и самостоятельной личностью, начинает выражать протест против сложившихся правил. А поскольку он не обладает достаточным набором инструментов и хорошо развитой речью для обозначения своей новой позиции, то использует все, чему уже научился и что по его опыту способно повлиять на консерваторов-родителей: крик, слезы, капризы, падение на пол, порчу имущества. Ситуацию усугубляет авторитарный способ воспитания и нежелание родителей перестроить свою систему отношений с ребенком».

Откуда возникает «я не хочу!»

«Избаловали, он и кочевряжится» – сразу же находят объяснение детской строптивости бабушки. Современный ритм жизни диктует свои правила, и родителям порой действительно проще пойти на поводу у ребенка, чтобы добиться результата: «Надевай все, что хочешь, только пошли уже!». Но, казалось бы, капризный ребенок не всегда является таковым на самом деле, и все детские «не хочу» бывают разными.

Вот несколько причин, почему прежде кроткий ребенок стал очень капризным.

1. Проверка на прочность. Попытка ребенка отхода от родителей неизбежно связана с желанием проверить границы собственных возможностей, прочность установленных правил и силу авторитета старших. Если вы сказали малышу, что кушать принято за столом на кухне, в один прекрасный момент он может заявить о своем желании есть суп только в гостиной перед телевизором. Не потому, что не хочет отрываться от просмотра любимого мультика, а для того, чтобы испытать, насколько крепки вы и ваши запреты.

2. Следствие гиперопеки. В стремлении оградить драгоценное чадо от жизненных неурядиц важно не перейти черту, за которой начинается гиперопека. Если вы до трех лет возили малыша в коляске, кормили с ложечки и не отпускали от себя ни на шаг, естественно, что ваши первые попытки воззвать к его самостоятельности будут встречены в штыки.

3. Привлечение внимания. Как правило, к двум годам дети уже хорошо знают, в каких ситуациях родительский интерес им обеспечен. Если так повелось, что вы дарите крохе свое внимание и общение, только когда он делает что-то неправильное или недопустимое. Ребенок стал очень капризным, потому что он понял: громкое «не хочу» может стать отличным способом сделать так, чтобы его наконец заметили.

4. Страх новизны. Гиперчувствительных подверженных эмоциям малышей, которые легко возбуждаются и ударяются в слезы, нововведения, неизбежные в жизни, могут не привлекать, а пугать. «Переезд» в новую кроватку встречен категоричным «нет»? Все просто: в старой он чувствует себя в безопасности.

5. Простой отказ. Он тоже имеет право на существование. Это должно вас радовать, а не огорчать. Когда у ребенка начинает формироваться свой собственный взгляд на мир, у него появляются свои вкусы, интересы, пристрастия и предпочтения. Если предлагаемое с ними не совпадает, вы можете получить отказ. «Не буду надевать красную футболку, хочу зеленую», «Не буду пить томатный сок, хочу персиковый» – возможно, это не игра на ваших нервах, а красный цвет и сок из помидоров вашему малышу действительно не нравятся. Проанализируйте несколько таких ситуаций и сделайте выводы.

Подумайте, действительно ли ребенок стал капризным? Может быть, детское «не хочу» – реакция на ваши завышенные требования? Если малыш не просто отказывается что-то сделать, но и выглядит при этом растерянным и подавленным, задумайтесь, действительно ли это так «элементарно» для него.

Как справиться с капризами

Победить детское отрицание бывает непросто. Особенно если кроха упрямится, а вы, например, опаздываете. Круг замыкается: отказ ребенка – ваше раздражение – его слезы – ваше раздражение. «Поверьте, малышу не столько важно отстоять свои права, сколько пережить сам процесс их отстаивания, поэтому активно бороться с детским «не хочу» не нужно! – объясняет Алена Казанцева. – Ваша главная задача – сформировать новый кодекс правил общения с крохой, а также научить его выражать свое мнение и заявлять о потребностях более эффективным, удобным и «взрослым» способом».

Очень часто от родителей можно услышать жалобы: «Ребенку год, очень капризный, на все просьбы, требования – сплошные отказы». Как же справиться с «нехочухой»? Вот несколько правил, которые помогут и вам, и ему преодолеть период этого «кризисного» возраста.

Проведите переоценку ценностей. Пересмотрите свои стратегии взаимодействия с малышом, требования и запреты. Возможно, некоторые из них он уже перерос?

С учетом возраста сформируйте четкую систему «нельзя». Таких «нельзя» должно быть немного (например, 5–7), но это должны быть непоколебимые правила. Если что-то нельзя в будни, то не стоит делать исключения в выходные, а также во время отъезда родителей или болезни ребенка. Если запрещает мама, этот же запрет должен подтверждать и папа, и бабушка.

Предлагайте варианты. Безусловно, день за днем ежечасно следовать наставлениям хоть и легко, но скучно. Признайтесь, вы бы и сами рано или поздно взбунтовались. Ставьте малыша в ситуацию простого выбора («Возьмем на прогулку красный мяч или зеленый?», «Что ты хочешь надеть сам – курточку или ботинки?»), спрашивайте его мнения и совета. Если кроха от чего-то упорно отказывается, спросите у него, чего он сам хочет.

Воспитывайте самостоятельность. Даже самый капризный ребенок совсем не беспомощный! Старайтесь не делать за него то, с чем он может справиться самостоятельно, даже несмотря на лимит времени. Приплюсуйте к сборам на прогулку 15 минут и поручите ему самому натянуть на себя штанишки, застегнуть кнопки на курточке и т.п. Если раз за разом вы будете делать это за него, позже в один прекрасный момент, опаздывая в детский сад, вы услышите закономерное «не хочу». В самом деле, зачем – мама все сделает сама.

Помните о самоконтроле. Не кричите! Повышать голос на малыша в моменты, когда он отказывается что-то делать, не имеет смысла – вы только продемонстрируете ему свою беспомощность и подтвердите правильность его способа влиять на вас. Чтобы побыстрее успокоиться, оцените мужество собственного чада: любой бунт требует от него немало сил и решимости, ведь он видит, как расстраивает вас.

Будьте психологом. Ребенку год – стал капризным? Детские капризы выдерживать нелегко. И если в домашних условиях вас настигли громкий плач и катание по полу, просто уйдите в другую комнату и начните демонстративно играть с игрушками вашего чада (петь, танцевать и т.п.). Так вы переключите внимание крохи и дадите ему возможность успокоиться, а чуть позже сможете объяснить, при каких условиях удовлетворите его просьбу. Когда с безобразным поведением ребенка вы столкнулись в общественном месте, прежде всего, разрешите себе игнорировать мнение кумушек, которые могут сказать (или подумать), какая вы плохая мать. Спокойно возьмите ребенка и, плотно фиксируя плечи и руки, унесите его за угол, подальше от раздражающей обстановки.

Анализируйте. Помните, что за каждым капризом стоит нереализованная детская потребность. А плохих потребностей в таком нежном возрасте нет, есть лишь деструктивные способы их реализации.

Поверьте, капризный ребенок в год, капризный ребенок в 2 года и даже капризный ребенок в 3 года – это вполне нормально. А вот если «период негативизма» затянулся до 5–6 лет, скорее всего, это означает, что основные задачи периода взросления не были решены вовремя. Обратитесь к психологу, который поможет разобраться, почему это произошло, и даст рекомендации по взаимодействию с малышом.

Как перехитрить капризного ребенка

Предлагаем несколько нестандартных способов борьбы с детскими «не хочу».

Помощь друга. Когда ваши обращения малыш игнорирует, попробуйте действовать через подставное лицо. Возьмите его любимую игрушку (это может быть как мягкая зверушка, так и машинка) и с ее помощью «заговорите» с ним: «Привет! Мне очень грустно. Пойдем гулять?»

Театр абсурда. Если на кроху накатил приступ негативизма и вы знаете, что любую вашу просьбу он вывернет наизнанку, действуйте методом от противного. Хотите накормить кроху рыбой? Скажите, что ему ее ну никак нельзя! На улице надо повернуть направо? Говорите, что идете налево.

Праздник непослушания. Быть всегда правильным и послушным – довольно трудное занятие. В течение дня устраивайте своему «нехочухе» один или несколько «праздничных» часов, когда он сможет делать все, что обычно запрещается (в разумных пределах, конечно). Не хочешь одеваться? Пожалуйста! Желаешь конфеты вместо супа? На здоровье! Но поставьте обязательно условие – все остальное время карапуз должен вас слушаться.

С юмором. Если ситуация безвыходная (хочешь не хочешь, а надо к врачу), поборите детские негативные эмоции в прямом смысле. Предложите малышу шуточный бой, используя в качестве подручных средств все, что есть под рукой: мягкие игрушки, маленькие подушки, свернутые «дубинками» газеты. Капризный ребенок выплеснет агрессию, и неприятный эпизод будет забыт.

Каждый родитель желает, чтобы их дети росли здоровыми, умными, спокойными и покладистыми. Однако спокойные и послушные дети сегодня редкость. Рано или поздно родители встречаются с такой проблемой, как капризы у детей, когда ребенок плачет, кричит и не поддается на какие-либо уговоры. В чем же причина их возникновения и как с ними бороться?

Сразу скажу, что речь в данной статье пойдет о капризах, которые свойственны здоровым детям с хорошим настроением и интересом ко всему окружающему, так как применительно к больному ребенку капризы являются естественным явлением.

В переводе с французского слово «каприз» означает «упрямство, упорство, прихоть». Чаще всего детские капризы выражаются в виде плача или сильного крика, сопровождающегося резкими движениями (махание руками, топанье ногами или даже падание на пол). Следует отметить, что они могут возникать у ребенка разных возрастов, следовательно, и носить разный характер.

Грудные дети, ка правило, плачут от испытываемого чувства какого-либо дискомфорта. Конечно, это нельзя назвать прихотью, это больше похоже на просьбу о помощи. Каждый возрастной период ребенка сопровождается разными кризисами, которые ярко и эмоционально ими переживаются. Именно в период возрастных кризисов ребенку просто необходим особый подход и чуткость взрослых. Важно воспринимать такое поведение ребенка в эти периоды как естественную психологическую реакцию. Однако при неправильном воспитании они могут перерасти в привычную форму поведения. Первые годы своей жизни ребенок осознает себя как личность и активно познает окружающий мир. В это время малышу хочется все потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот, то есть понять, что и каким образом работает. То же самое происходит и в отношении родителей. Ребенок пытается испытать, какова будет реакция взрослых на то или иное поведение, каковы будут их действия в случае, если проигнорировать их замечания? Такого рода эксперименты ребенка с разными формами поведения дают определенный результат, и если этот результат именно тот, который хотел ребенок добиться, то этот способ поведения наиболее запомнится и отложится в сознании, как более действенный. Отсюда можно сделать вывод, что родители, зачастую, сами виноваты в истериках своего ребенка.

Как правило, капризные дети вырастают в семьях, где родители чрезмерно балуют и одаривают лаской своих чад. Непрестанное внимание может утомить ребенка, и если поначалу он будет радоваться и смеяться, то в дальнейшем это может закончиться его плачем. На бесконечное внимание со стороны взрослых психика ребенка реагирует плачем и криками. Поэтому, перед тем как начать искать способы борьбы с ними, необходимо реально оценить свое общение с ребенком.

Однако недостаток внимания со стороны взрослых, их равнодушие по отношению к малышу также приводит к их возникновению. Таким способом ребенок хочет привлечь к себе родительское внимание. Известно, что дети, у которых острая нехватка материнского внимания, любви и ласки, часто делаются раздражительными и отстают в развитии.

Другой предпосылкой взращивания капризулей является непоследовательность действий со стороны родителей или отсутствие единства в требованиях, предъявляемых к ребенку. К примеру, если вчера во время дневной прогулки вы разрешили своему чаду походить по лужам, а сегодня внезапно воспретили, то слёз ребенка избежать не удастся, как и переубедить, что этого делать нельзя! Ведь вчера было можно! Поэтому, если когда-то вы запретили ребенку какое-то действие, постоянно настаивайте на том, что этого делать нельзя. Или, например, мама очень требовательно относится к воспитанию ребенка и многое ему запрещает, тогда как бабушка многое из запрещаемого мамой ребенку разрешает. В данном случае ребенок быстро сообразит, что в бабушкином случае можно и пофокусничать, а вот при маме это бесполезно. Частое «подстраивание» под каждого взрослого сильно нагружает психику малыша и его нервную систему, что в результате приводит к истерикам и срывам. В данном случае сформировать план борьбы с ними не удастся, поскольку взрослые не имеют общей позиции.

Дети, которые ни в чем не ограничены взрослыми, также часто бывают капризными. У них не вырабатывается умение себя сдерживать, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень большое значение имеет своевременное приучение ребенка к самоограничению. Слово «нельзя» ребенок должен понять и запомнить одним из самых первых. Но здесь важно не переусердствовать, бесконечно ставить запреты не надо. Нужно запрещать действительно то, что может каким-либо образом навредить ребенку, и то, чему навредить может уже он (бытовые приборы, ценные вещи и т.д.).

Зачастую родители сами допускают ошибку, требуя от ребенка того, что он не может выполнить или что ему недоступно в силу своего возраста. Естественной реакцией ребенка в данном случае будет, конечно же, каприз. Но его в данной ситуации таковым назвать нельзя. Более правильно будет назвать это формой протеста. Чтобы не совершать такой ошибки впредь, родители должны знать о возрастных особенностях детской психики и причуд того или иного кризисного периода. Именно эти представления помогут родителям в понимании того, как реагировать и бороться с ними.

В возрасте до года у детей речь еще не сформировалась, поэтому плач выступает в качестве сигнала взрослым, которым ребенок сообщает о том, что у него что-то болит или он мокрый, или голоден и т.п. Поэтому детские капризы в этот период, в общем-то, и не являются таковыми. Внимательные родители, понаблюдав за ребёнком, достаточно быстро научаться понимать, что именно требуется их малышу, что он хочет выразить своим криком.

В этом возрасте очень мало причин детских «выкрутасов»:

  • Вероятно ребенок мокрый. Поменяв пеленку или подгузник, скорее всего, он успокоится.
  • В случаях, когда ребенок голоден.
  • Мучают газы. Часто бывает так, что ребенок накормлен, сухой, но все равно плачет и при этом сучит ножками. Это говорит о том, что у него болит животик. Примерно до 3-4 месяцев кишечник у детей еще не до конца сформирован, бывает, что материнское молоко он плохо воспринимает. Для уменьшения боле следует положить на животик малыша нагретую утюгом пеленку и прижать его животиком к себе. Тепло быстро успокоит малыша и уменьшит болевые ощущения.
  • Также причиной капризов в этом возрасте может стать болезнь малыша. Если малыш начинает плакать и проситься на руки, необходимо понаблюдать за ним. Если есть хоть какие-нибудь признаки болезни необходимо вызвать врача.
  • Нарушение режима ребенка также может вызвать капризы у малыша. Очень важно строго соблюдать режим дня, поскольку ребенок привыкает к тому, что он в определенное время кушает, спит, гуляет, и любой сбой может вызвать у него беспокойство.
А вот настоящие капризы у детей появляются примерно к году. В это время ребенок очень быстро уясняет, что на его плач родители живо реагируют, поскольку он является для них сигналом, что ему что-то требуется. Позднее ребенок начинает делать точно такие же сигналы в целях получения какой-либо понравившейся вещи (конфеты и т.п.). И если родители к году не привили ребенку, что ему дозволено, а что нет, при этом устанавливая границы дозволенного, они ведут себя не последовательно, то причуды ребенка данного возраста в этой семье становятся обычным явлением.

Как правило, в год ребенок ощущает первый возрастной кризис. Это обусловлено накоплением им определенных знаний и навыков к этому периоду жизни, которые нуждаются в том, чтобы отношения родителей и ребенка перешли на новый этап. В этот период ребенок начинает воспринимать себя личностью, он начинает ходить, говорить, смотреть на мир по-другому. Это и способствует увеличению капризов у детей годовалого возраста. При этом достаточно часто их причиной могут стать сами родители.

К примеру, неуверенной походкой идет малыш и, не удержав равновесие, падает, но не плачет. Ребенок не успевает понять, что произошло, к тому же и падать было не больно, так как лететь невысоко, однако родители тут же с испуганным видом, аханьями и оханьями подбегают к ребенку и берут его на ручки, в результате ребенок плачет. Здесь представлена самая распространенная ошибка взрослых. Ребенок в этот момент заплакал не от боли, а от суеты и испуга родителей в этот момент. Этим они акцентировали внимание малыша на факте падения. В результате при каждом своем падении ребенок будет плакать, поскольку однажды родители поторопились с помощью, которая была вовсе не нужна, и не дали малышу самостоятельно справиться с первыми трудностями. Вот вам, пожалуйста, родители сами взрастили капризного ребенка.

Примерно в конце первого года жизни интересы ребенка распространяются уже за пределы кроватки, манежа или коляски. Ему хочется все пощупать, взять, затащить в рот. Однако оказывается, что его потребности, которые уже существенно возросли, он не может полностью удовлетворить, так как на пути возникает множество запретов и окриков. Детям в этом возрасте очень нравится открывать разные коробочки, греметь крышками от кастрюли, ложками и т.п. Только какая-либо вещь его заинтересовала, родители, бабушки и дедушки тут же ее отнимают. Конечно, в этом случае реакцией малыша будет протест, выражающийся в виде крика, ведь иначе он пока не умеет. В данном случае разрешить играть с такими «игрушками» ребенку можно, только перед этим следует убрать те из них, которые для него пока не желательны, чтобы не спровоцировать капризы.

На втором году жизни они возникают чаще всего от того, что они пока не могут четко выразить и сформулировать словами то, что им нужно, а непонимание со стороны взрослых вызывает в них сильное возмущение. Родители должны знать, что в некоторые возрастные периоды ребенок может быть очень раздражительным. Например, малыш, некогда обожающий процедуру купания, вдруг отказывается лезть в ванную, или перестает садиться на любимый горшок, тогда как до этого проблем с ним не возникало, или наотрез отказывается от любимой кашки. При этом такие яростные отказы сопровождаются криками и плачем. Такое поведение малыша не стоит списывать на обычные выкрутасы и тем более пытаться их побороть. Стоит сначала выявить причину их появления. Почему вдруг ребенок начал яростно отказываться? Чаще всего причина таится в каких-либо упущениях. Может быть, в ванне была вода горячее обычного, или во время прошлого купания в глазки малыша попала мыльная вода, или горшок больно врезался в кожу, или каша оказалась пересоленой, или произошло что-то другое, неприятное малышу, которое врезалось ему в память и которое он не смог вам объяснить, в силу недостаточности словарного запаса. В данном случае отчаиваться и огорчаться не стоит, как не стоит настаивать на своем. Спустя некоторое время малыш забудет все неприятные моменты и вновь согласиться на купание и все остальное.

Не редко случается, что капризы у ребенка второго года жизни возникают по причине его переутомления, смены обстановки или они вызваны его болезнью. Если вдруг причина такого поведения вам не понятна, подождите, не пытайтесь настаивать на своем. Этим вы не зафиксируете его внимания на инциденте, в результате про неприятные ощущения он быстро забудет. В этом возрасте погасить такое поведение ребенка еще довольно просто. В этот период ребенку необходимо позволять выполнять новые действия. Например, при кормлении можно дать ему в руку ложку, или разрешить попытаться натянуть обувь и т.п. не мешайте малышу исследовать свою квартиру, просто предварительно уберите с его пути опасные предметы. Необходимо помнить, что этот малыш уже индивидуальность, имеющая свои эмоции, желания и настроение.

Где-то к трехлетнему возрасту формируется модель общения между родителями и ребенком. К этому моменту у ребенка практически сформирован характер и отношение к себе и окружающим. Именно в этот период их самооценка сильно завышена, но в этом нет ничего ненормального. Но где-то в три года возникают настоящие капризы, более эмоциональные и изощренные, от которых родители сходят с ума и зачастую не знают как вести себя в этой ситуации и что делать. Даже довольно спокойные до этого момента детки вдруг часто начинают говорить «не хочу», «нет», «не буду», при этом поведение их отличается агрессивностью, визгами, криками, бросанием на пол предметов и вещей, и даже падением на пол. Родители в данной ситуации приходят в растерянность, при этом эти инциденты происходят не только в домашних условиях, но и на улице на глазах у прохожих, в магазине и т.п. Важно понимать, что такое поведение ребенка пока не является устоявшимся, просто ребенок экспериментирует с механизмами воздействия на родителей.

На третьем году жизни капризы требуют своевременной перестройки отношений между родителями и ребенком. Этот период в жизни ребенка можно назвать трудным. Он как бы отдаляется от взрослых и делает попытки сформировать с ними новые отношения с позиции своего осознанного «я». Непонимание этого со стороны родителей вызывает у ребенка возмущение в яркой эмоциональной форме. В данном случае родители должны постараться установить более глубокий контакт с собственным чадом, всячески поощряя его инициативу и не ограничивая первые самостоятельные «шаги». Именно такой подход поможет справиться с такими проявлениями у детей.

Капризы пятилетнего ребенка, можно сказать, практически схожи с их проявлениями у детей трехлетнего возраста. Разница лишь заключается в том, что ребенок уже подрос, поэтому манипуляция им родителями происходит уже более осознанно. То есть ребенок уяснил для себя, что слезы, нытье, крик, дергание себя за волосы могут творить настоящие чудеса, позволяют добиться от родителей чего угодно. Ибо при виде рыдающего своего чада многие родители просто теряются, не могут размышлять логически, и соглашаются на все что угодно, лишь бы дитя успокоилось. Если дела настолько плохи, то таким родителям можно лишь посочувствовать, ведь они до сих пор понятия не имеют, как бороться с истериками своего дитя.

Нередки случаи, когда взрослые, делая попытки урезонить разбаловавшегося и орущего ребенка, повышают на него голос, что в корне не правильно. Они не понимают, что ребенка следует всего лишь научить высказывать свои потребности нормальным тоном и голосом, а не криком. При этом на каждую его просьбу, высказанную нормальным человеческим языком, сразу же реагировать, и игнорировать, если просьба была высказана в виде требования на повышенных тонах. Если родители будут реагировать таким же повышением голоса на требования ребенка, то ребенок четко себе уяснит, что решение абсолютно всех проблем может осуществиться только с помощью крика. Ребенок в этот период может прекрасно анализировать поступки взрослых и применять их на себя. Поэтому давление на ребенка авторитетом старшего ни к чему хорошему не приведет. Чтобы справиться с истериками пятилетнего ребенка, необходимо подчеркнуто игнорировать малейшие попытки манипулировать вами. В данном случае ребенку следует дать время подумать, для чего же ему необходимо то, что он просит. Ели выполнить просьбу невозможно, следует объяснить причину. Постепенно ребенок поймет, что чтобы тебя услышали не обязательно кричать и плакать, а также что не любое его желание выполнимо. Знание и понимание ребенком причины, по которой не может осуществиться желаемое, позволит ему не так болезненно принять отказ. Ведь если нет отрицательных эмоций - нет капризов.

Как отучить ребенка от капризов?
Как говорилось ранее, эти проявления могут случаться даже у самых послушных и спокойных детей. При этом происходить это может в любом возрастном периоде. Поэтому в процессе воспитания ребенка очень важно правильно бороться с ними. Каприз является следствием неправильного воспитания. Если не хотите самостоятельно взрастить в своей семье привереду, ни в коем случае не балуйте своё чадо. Формируйте у малыша самостоятельность и уверенность в себе. Развивайте умения и навыки, благодаря которым он сможет делать что-то, помимо того, что требуется в детском саду или школе. Например, учите его шить, вязать, плести из бисера, лепить, посещайте с ним танцевальные кружки и т.п. Важно своевременно изменить стратегию общения с ребенком. Нельзя делать за ребенка то, что он уже в состоянии прекрасно сделать самостоятельно, даже если хочется сделать это быстрее и лучше. Пусть ребенок попробует помогать вам по дому (мыть пол, мыть посуду и вытирать тарелки и т.п.). По мере появления результатов малыш будет по праву гордиться ими. Это поможет ребенку самоутвердиться.

Необходимо вовремя сменить тактику и стратегию вашего общения с ребенком. Не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, не смотря на то, что сами вы сделали бы это и лучше, и быстрее. Пусть и он тоже пробует, учится – помогает мыть пол, стирает свои носочки, ставит тарелки на стол. Это поможет его самоутверждению, а это стоит дороже, чем разлитая вода или разбитая тарелка!

Чтобы отучить ребенка капризничать родителям важно самим научиться стоически противостоять глупым желаниям ребенка. Ведь стоит хотя бы раз пойти на поводу у ребенка, то в перспективе малыш постоянно будет добиваться своего посредством крика и требовательного поведения. Если все же ситуация дошла до того, что каприз все-таки случился, родители должны подойти к ребенку и обнять его, стараясь отвлечь внимание. При этом ласковым голосом сказав слова любви в его адрес. Ни при каких обстоятельствах не следует отступать, и давать ему то, из-за чего, собственно, весь сыр-бор. Если ребенок успокоиться никак не может, не реагирует ни на какие уговоры, просто оставьте его в покое. Ситуацию никак не комментируйте происходящее, а просто проигнорируйте его. Желательно оставить в данный момент ребенка наедине с самим собой. Крики и плач, скорее всего, быстро пройдут, поскольку одному плакать неинтересно, слушателей-то нет. После того, как ребенок уже успокоится, следует к нему подойти и поведать о том, что его поведения очень вас расстроило и огорчило.

Если ребенок не успокоился, и каприз у него перерос в истерику, необходимо присесть около ребенка, чтобы ваши глаза были с ним на одном уровне. Затем необходимо спросить ребенка о том, что он желает, при этом он должен четко сформулировать вслух свои потребности. Если сделать он этого не может, необходимо обнять его и прижать к себе, разговаривая при этом с ним мягким и спокойным голосом. Если ребенок вдруг сделает попытку вас ударить, просто придержите его руку, но не отталкивайте его, при этом ребенок постоянно должен слышать ваш успокаивающий ласковый голос. Этим вы дадите ему почувствовать поддержку с вашей стороны.

Самым лучшим подходом в борьбе с детскими выкрутасами является большее внимание к нему с вашей стороны, узнавание его потребностей, объяснение причин, по которым вы ему отказываете в просьбе. Стоит отметить, что свой отказ ребенку необходимо аргументировать. Слова «нельзя, и всё!» или «потому что я так сказал(а)» могут сформировать у ребенка неверное представление о том, что добиться чего-то можно только в приказном порядке.

В случаях возникновения разногласий между вами и ребенком не следует повышать на него голос или пугать каким-либо наказанием. Просто постарайтесь с ним договориться. Умение приходить к соглашению пригодиться и во взрослой жизни.

Всегда хвалите малыша за хорошее поведение. Если вы будете постоянно акцентировать внимание ребенка на негативных действиях, то эти действия будет воспроизводить постоянно, чтобы привлечь ваше внимание. Развивайте в ребенке положительный настрой в поведении, создавайте благоприятную домашнюю атмосферу, устанавливайте контакт с малышом через совместные прогулки, развлечения, приготовления любимого лакомства и т.п. - это снизить желание ребенка быть в оппозиции, научит расставлять приоритеты, дожидаться обещанного удовольствия.

Всегда предоставляйте малышу возможность выбора. Не принуждайте ребенка подчиняться вашим требованиям. В случаях возникновения конфликтов следует создавать приятные для ребенка перспективы, что поможет ему смириться с тем, что сейчас нужно сделать что-то, что ему не нравиться. Например: «Саша, сейчас необходимо убрать на место разбросанные игрушки, а потом я дам тебе все необходимое, и ты будешь рисовать».

Когда ребенок маленький старайтесь, чтобы он не переутомлялся, поскольку это может привести к капризам. Следует переключать внимание ребенка с одного занятия на другое, поскольку детские выкрутасы могут быть следствием недостатка впечатлений у ребенка.

Старайтесь меньше давать ребенку , а до трех лет вообще не стоит этого делать. Частая смена картинок на экране телевизора сильно раздражает несформированную детскую психику и приводит к перевозбуждению малыша. Лучше заменить это занятие прослушиванием детских песенок или сказок.

Конечно, капризы могут возникать у детей и по причинам более глубокого значения. Например, в негативной, нервной домашней обстановке, бесконечных родительских скандалах. Капризы могут появляться у ребенка из-за того, что ему не хватает чего-то, из-за неудовлетворения его любознательности, скуки и ничего неделанья, нехватки родительского внимания и общения, общения со сверстниками. Какова бы ни была причина нельзя требовать от ребенка хорошего поведения посредством угроз, насилия, унижения, криков, наказаний и оскорблений. Поведение родителей является для детей образцовым. Вряд ли кому-нибудь захочется, чтобы их чадо в будущем, когда станет взрослым, на повышенных тонах разговаривало со своими детьми, женой, мужем или даже с вами. Взрослые должны быть справедливыми и доброжелательными в отношении к ребенку, но твердо пресекать любые намеки на хулиганство. Важно помнить, что любые их проявления у детей возникают не просто так, всему есть причина. Родители должны научиться правильно на них реагировать.

Ожидание ребенка всегда полно радостными мечтами, планами и надеждами. Родители рисуют себе свою будущую жизнь с малышом в ярких красках. Сын или дочь будут красивыми, умными и обязательно послушными. Реальность же оказывается несколько другой. Долгожданный малыш действительно самый красивый, смышленый и любимый, и даже иногда послушный. Однако ближе к двум годам характер малыша начинает меняться. Да так, что родители перестают узнавать свое чадо.

С ребенком становится чрезвычайно сложно справляться. Еще совсем недавно такой милый и покладистый, он становится капризным, истеричным и стремится все делать по-своему. Разумеется, родители осведомлены, что между двумя и тремя годами ребенок вступает в свой первый переходный возраст.

Психологи этот период так и называют - «кризис двухлетнего возраста». Он ведь еще очень маленький ребенок - 2 года. Часто психует и капризничает. Однако легче от этих знаний не становится. Жизнь рядом с маленьким тираном становится просто невыносимой. Малыш, такой послушный и милый, в одночасье становится упрямым и капризным. Истерики возникают по многу раз и на пустом месте. Причем, если ребенок задался целью получить желаемое, то отвлечь его, переключив внимание на что-то другое, уже не удастся. Малыш будет стоять на своем до последнего.

Растерянность родителей

Большинство родителей оказываются неготовыми к таким переменам. Происходящее с ребенком застигает их врасплох. Даже если у малыша есть старшие брат или сестра и родители уже прошли через что-то подобное, все равно вечно закатывающий истерики, нервный ребенок создает невыносимую атмосферу в доме. Родители, напуганные мыслью, что у малыша, возможно, серьезные проблемы со здоровьем, ищут помощи у опытных знакомых. Однако мало кто решается обратиться к специалисту и получить советы детского психолога.

Советы обывателей в таких случаях даются однотипные. Большинство склоняется к мысли, что ребенку просто нужно «задать, как следует», чтобы знал, как себя вести. Однако пользы подобные методы не приносят. Ребенок нервничает и психует еще больше, доводя близких своим поведением буквально до

Как проявляется - возраст испытаний

Чаще всего малыш прибегает к бурной демонстрации своего недовольства. Падает на пол, разбрасывает вещи, бьет родителей, ломает игрушки. Причем поводы для недовольства порой возникают на пустом месте. Например, ребенку захотелось воды. Мама дает ему бутылочку, которая тут же летит на пол. Оказывается, малыш хотел, чтобы бутылочка была полной, а она налита только наполовину; или малыш вчера бегал по лужам в резиновых сапожках и хочет сегодня надеть их тоже. Объяснения, что сегодня на улице солнышко и сапожки не нужны, не помогают. Ребенок закатывает истерику.

Нужно сказать, что родителей подчас пугает не сама истерика, а реакция на нее окружающих. В ситуации, когда твой ребенок постоянно психует или с воплями катается по полу, сложно оставаться спокойным. Особенно если это происходит в общественном месте, где полно "доброжелателей". Мамы теряются в догадках. Что произошло? Что упущено в воспитании? Чтоделать, если ребенок нервный и непослушный?

Чаще всего вины родителей в подобных ситуациях нет. Просто у малыша начался его первый переходный возраст. Детские психологи называют это состояние кризисом двухлетнего возраста. Причина кризиса кроется в самом ребенке. Малыш активно осваивает окружающий мир, который постоянно преподносит ему сюрпризы. Ему хочется быть самостоятельным, но без помощи родителей он еще обойтись не в состоянии. Причем сама помощь нередко активно отвергается. Таким образом проявляется 2 года - это достаточно сложный возраст как для малыша, так и для его родителей.

Пока малыш был совсем мал, он ощущал себя единым целым с матерью. Он спокойно позволял брать себя на руки и переносить с места на место, кормить, одевать и проделывать множество других необходимых манипуляций. Начиная осознавать пределы собственного «я», ребенок одновременно пытается узнать пределы дозволенного в отношении других людей. Хотя иногда родителям кажется, что их осознанно выводят из себя. Однако это далеко не так. Ребенок учится общаться, пытается осознать, насколько простирается его власть над другими людьми, и пытается ими манипулировать. От взрослых требуется проявлять выдержку, не поддаваясь на провокации.

Не существует конкретной даты, когда ребенок начнет проявлять характер. В среднем это начинается в два года и заканчивается около трех с половиной лет. Если маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, то это можно назвать возрастной нормой. Вопрос только в том, как этот период пережить с наименьшими потерями.

Что делать родителям

Это, пожалуй, самый разумный совет, который можно дать родителям, переживающим вместе с ребенком его первый кризис. Стоит на время забыть о том, что правильно и неправильно, и позволить ребенку приобрести свой собственный опыт. В меру разумного, конечно.

«Я сам» ─ эту фразу родителям приходится теперь слышать чаще всего. Сам оденусь, сам буду есть, сам пойду гулять. И неважно, что на улице +30, а ребенку захотелось надеть на улицу теплые рейтузы. Переговоры с упирающимся малышом закончатся бурной истерикой. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, - это просто разрешить ребенку надеть то, что он хочет. Пусть идет на улицу в теплых рейтузах. Просто захватите с собой легкую одежду, и когда малышу станет жарко, переоденьте его. Попутно объяснив, что сейчас светит солнышко, и нужно одеться полегче.

Похожая ситуация повторяется в обед. Ребенку может захотеться есть сладкую манную кашу, макая в нее соленый помидор. Попытка накормить его «правильно» приведет только к тому, что он откажется и от того, и от другого. Позвольте ему есть то, что он хочет и как он хочет. Если не можете смотреть на это, просто не смотрите.

Давайте ребенку больше свободы и не обращайтесь с ним, как с игрушкой. Он такой же человек, как и вы, и он тоже имеет право совершать ошибки. Ваша задача - не ограждать его от всех неприятностей, а помочь приобрести свой собственный жизненный опыт. Конечно, значительно легче одеть ребенка самому, чем ожидать, пока он сделает это самостоятельно. Просто выделите на сборы несколько больше времени. Помимо этого, старайтесь прислушиваться и к мнению самого ребенка. Ведь он тоже человек и имеет право на то, чтобы к нему прислушивались. Если наступило время обеда, а ребенок отказывается есть, то, скорее всего, он еще не голоден. Пойдите ему навстречу. Скорее всего, он вскоре проголодается, и вы без проблем его накормите.

Налаживайте контакт с ребенком через игру

Игры для детей 2 лет - это основной способ взаимодействия с окружающим миром. На вопрос: «Чем ты занимаешься?», ребенок 2-3 лет наверняка ответит: «Играю». Ребенок играет постоянно. Если у него есть игрушки, он будет играть с ними. Если игрушек нет, то он их себе придумает.

Часто родители жалуются, что у ребенка есть множество игрушек, но он в них почти никогда не играет. Чаще всего это происходит тогда, когда игрушки валяются где попало, разобранные и разломанные. Ребенок просто про них забывает.

Для того чтобы ребенок помнил о своих игрушках, они должны быть у него на виду. Для этого их лучше всего держать на открытых полках. Большие игрушки лучше расставить на полу, чтобы малыш мог без труда их достать. Игрушки среднего размера разместите прямо на полке. Тут они будут смотреться наиболее привлекательно.

Всевозможные мелкие предметы вроде маленьких машинок, фигурок от "Киндер-сюрпризов", найденных на улице красивых камешков, разложите по небольшим коробочкам. Сверху каждой коробочки поставьте по одному предмету из тех, что в ней лежат. Так ребенку будет понятно, где чей домик.

Не давайте ребенку все игрушки одновременно

Если ребенок не будет видеть все свои игрушки сразу, то у него дольше сохранится к ним интерес. Если игрушек скопилось слишком много, то соберите какую-то часть и спрячьте. через некоторое время их можно будет показать ребенку. Он начнет с ними играть с не меньшим интересом, чем с новыми. Разумеется, не следует прятать те игрушки, к которым ребенок очень привязан. Некоторые стоит хранить там, где они чаще всего используются. Например, игрушечные кухонные принадлежности вашей дочери можно хранить в специальной коробочке на кухне. Это сохранит в целости вашу собственную кухонную посуду.

Игрушечные инструменты сына можно хранить рядом с папиными. В ответ на просьбу малыша дать ему молоток или дрель выдавайте ему его собственный игрушечный инструмент. Игрушки для купания лучше хранить в ванной, а мяч, с которым он играет на улице, лучше поселить в коридоре.

Придумывайте ребенку занятия

Возможно, ваш ребенок постоянно капризничает из-за того, что ему просто скучно. Он еще очень маленький и не всегда может придумать, как ему играть с той или иной игрушкой. Для того чтобы малыш всегда был при деле, заведите специальную коробку для всяких интересных мелочей. В нужный момент вы извлечете из коробки ленточку, из которой можно будет сделать поводок для плюшевой собачки, к которой он уже было потерял интерес, или лоскуток для нового платья кукле.

Во время игр ваш малыш старается находиться поближе к вам. В своих играх он с радостью примет ваше предложение о помощи, но вряд ли захочет, чтобы ему давали указание, что нужно делать. Игры для детей 2 лет - это всевозможные исследования, эксперименты и новые открытия. Не стоит стремиться объяснить ему назначение той или иной игрушки или спешить ответить на вопрос, который он еще сам толком не смог сформулировать. Так вы можете все испортить. Постарайтесь дать ребенку возможность быть в его игре лидером и следуйте за ним.

Помогайте ребенку, будьте ему партнером

Ваш малыш может задумать какое-то дело, но будет не в силах его выполнить из-за того, что физические возможности его еще очень ограничены. Помогайте ему, но не выполняйте все за него. Например, он посадил в песок веточку дерева и хочет теперь полить свою «клумбу». Помогите ему донести до песочницы банку с водой, но не выливайте воду сами. Ведь он хочет сделать это самостоятельно. Если вы лишите его такой возможности, то скандала не миновать. Ребенок еще не научился правильно выражать свои негативные эмоции, поэтому часто случается истерика у детей. 2 года - это возраст, в котором не все детки еще умеют толком разговаривать. Не имея возможности привести весомые аргументы в защиту своей позиции, малыш закатывает истерику.

Во многие игры просто невозможно играть самому. Нельзя поймать или покатить мячик, если некому бросить его, нельзя поиграть в догонялочки, если некому вас догонять. Часто детям приходится подолгу упрашивать родителей поиграть с ними. После долгих уговоров те нехотя соглашаются, но после нескольких минут говорят: «Ну, все, хватит, теперь играй сам». Или же, соглашаясь поиграть, заранее объявляют, что могут уделить ребенку только 10 минут. После этого ребенок не столько играет, сколько с опаской ждет, что обещанные минуты закончатся и ему скажут: «На сегодня хватит». Понятно, что вы не сможете играть целый день, но иногда стоит сделать вид, что вы сами очень этого хотите. Дайте своему ребенку возможность получить удовольствие от того, что он сам закончил игру, когда захотел. Игры для детей 2 лет - это сама их жизнь.

Как быть, если у ребенка началась истерика

Как бы бережно вы ни обращались с двухлетним ребенком, все равно иногда возникают ситуации, при которых избежать истерики не удастся. К сожалению, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает. Иногда у него возникают истерики. По статистике, больше половины двухлетних детей подвержены истерикам и вспышкам ярости. У многих такое случается по несколько раз в неделю. Склонные к истерикам детки обычно очень непоседливы, умны и хорошо знают, чего они хотят. Делать они хотят много чего и очень плохо относятся к попыткам взрослых помешать им в этом. Встретив препятствие на своем пути, маленький ребенок (2 года) часто психует и капризничает, желая добиться своей цели.

Впав в истерику, малыш не в состоянии контролировать себя. Он вообще ничего не видит и не слышит. Поэтому все предметы, попавшиеся ему на пути, обычно разлетаются в разные стороны. Ребенок может упасть на пол и громко кричать. Падая, он может сильно удариться о пол или мебель. Родители обычно в недоумении, они не понимают, почему ребенок психует, ведь только что все было хорошо. Малыш может кричать до тех пор, пока его не стошнит. При этом родители оказываются в состоянии, близком к панике, они не знают, что делать, если ребенок нервный и непослушный.

Родителям очень сложно наблюдать подобные картины. Особенно когда бледнеет и кажется, что он сейчас потеряет сознание. Правда, серьезного вреда таким образом он себе не причинит. На помощь придут защитные рефлексы его организма, которые заставят его сделать вдох задолго до того, как он сможет задохнуться.

Как помочь ребенку

В первую очередь следует постараться организовать быт ребенка так, чтобы у него не было нервных перегрузок. Если стал нервный ребенок, симптомы будут видны сразу. Это участившиеся вспышки ярости. Когда эти вспышки становятся слишком частыми, то ни к чему хорошему они не приведут. Если вы что-то запрещаете ребенку или заставляете его делать что-то, что ему не очень приятно, то постарайтесь проявить как можно больше мягкости. Не стремитесь держать ребенка в жестких рамках. Пытаясь защитить себя, ребенок станет устраивать истерики регулярно.

Иногда родители надеются улучшить состояние ребенка, самостоятельно давая ему успокоительные лекарства. Причем препараты они «назначают» сами по совету родственников и знакомых. Делать это категорически не рекомендуется. Только врач может назначать успокоительные длядетей. 2 года - это возраст, в котором ребенок еще крайне уязвим, бесконтрольным употреблением лекарств можно навредить ему.

Если у малыша началась истерика, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не нанес себе вреда. Во время истерики ребенкатакое, что он может не помнить, что натворил, пока буйствовал. Чтобы он не покалечил себя, постарайтесь аккуратно его удерживать. Придя в себя, он увидит, что вы рядом с ним и устроенный им скандал ничего не изменил. Вскоре он расслабится и заснет у вас на руках. Маленькое чудовище превратится в малыша, который нуждается в ласке и утешении. Ведь это совсем еще маленький ребенок (2 года). Часто психует и капризничает, но при этом отчаянно нуждается в вашей любви, ласке и утешении.

Есть дети, которые абсолютно не переносят, когда во время истерических приступов их пытаются удерживать. Это только усугубляет истерику. В таком случае не применяйте силу. Просто постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Для этого уберите с его пути все бьющиеся и легко ломающиеся предметы.

Не пытайтесь что-то доказывать ребенку, охваченному истерикой. Пока приступ не пройдет, на него не подействует ровным счетом ничего. Если ребенок в истерике, не кричите на него. Толку не будет все равно. Некоторые родители, пытаясь привести ребенка в чувство, начинают его бить. Обычно это не только не успокаивает его, а наоборот, заставляет кричать еще громче. Кроме того, можно не рассчитать силы и покалечить малыша.

Не пытайтесь что-то объяснять орущему ребенку. В состоянии крайнего раздражения даже взрослый плохо поддается уговорам. А что уж говорить о двухлетнем ребенке. После того как он успокоится, не начинайте разговор первыми. Многие дети воспринимают это как уступку, и вопли могут начаться с удвоенной силой.

Лучше дождитесь, пока ребенок сам не подойдет к вам. Если он подошел к вам, обнимите его, приласкайте и ведите себя так, как будто ничего не случилось.

Часто родители приходят в ужас при мысли о том, что их ребенок «закатит концерт» на людях. Они готовы идти на любые уступки, лишь бы у него не было истерики. Такая практика приводит к совершенно противоположным результатам. Дети очень наблюдательны и прекрасно знают, как можно манипулировать родителями. Не стоит удивляться, если истерики у ребенка начнут случаться регулярно и в самых неподходящих местах.

Дайте понять малышу, что истериками он ровным счетом ничего не добьется от вас. Если он пришел в ярость из-за того, что вы запрещали ему лазить на высокую лестницу, не позволяйте этого и после того, как он успокоится. Если до начала истерики вы планировали идти с ним на прогулку, идите, как только наступит тишина, и ни о чем не напоминайте ребенку.

Большинство детских истерик рассчитаны на наличие зрителей. Стоит уйти в другую комнату, как крики чудесным образом прекращаются. Иногда можно наблюдать довольно забавную картину: ребенок изо всех кричит, катается по полу. Как только он обнаруживает, что поблизости никого нет, он замолкает, потом подходит поближе к родителям и начинает свой «концерт» снова.

Когда пора идти к детскому психологу?

К психологу нужно обратиться, если истерики у ребенка стали слишком частыми и приобрели затяжной характер. В частности - не проходят, даже если ребенок остается в полном одиночестве. Если родители перепробовали все способы, но все равно побороть истерики не удается, то пора обратиться за консультацией к детскому психологу. Для того чтобы найти хорошего специалиста, расспросите своих знакомых, кому уже помог детский психолог. Отзывы будут вам хорошим ориентиром. Помимо этого, стоит посетить и детского невролога. Этот врач назначит нужные обследования и в случае необходимости назначит успокоительные для детей. 2 года - это возраст, в котором чаще всего рекомендуют натуральные препараты на растительной основе.

Иногда причина детских истерик кроется в семейных неурядицах и отсутствии согласия между родителями. Даже если родители никогда не ссорятся на глазах у малыша, все равно малыш чувствует нервозную атмосферу и реагирует на нее по-своему. Стоит им прийти к согласию, успокоив свои мысли и чувства, как истерики у ребенка тут же прекращаются.

Быть ребенком так же сложно, как и быть взрослым. Но все же на нашей стороне время. Очень скоро вы обнаружите, что двухлетний рубеж пройден, и все истерики остались далеко позади.

Очень капризный ребенок - это извечная проблема, с которой знакомы чуть ли не все родители в мире. Дети с самого раннего возраста, уже с первого года жизни, проявляют свои желания по-разному. И очень часто - через истерики, слезы, шантаж - через те самые капризы, с которыми просто невозможно справиться. Почему ребенок капризный? Что делает его таким? Как избавится от этого "дефекта" в его поведении? И вообще, возможно ли это?

  • Почему ребенок проявляет свои капризы?
  • Капризный ребенок в 2-3 года или в 5 лет - к чему приведут эти капризы дальше?
  • Как воспитывать капризного ребенка? Как правильно влиять на него?

Первые капризы ребенка - это тревожный звоночек для родителей, сигнализирующий, что воспитательный процесс идет не самым лучшим образом. Где-то есть недоработка, что-то мы делаем не так. А вот когда капризы становятся образом жизни для малыша, в пору бить тревогу - капризы грозят закрепиться в жизни. Ведь из капризного ребенка может вырасти капризный взрослый.

Купи вертолет... - слышу писклявый, не лишенный наглости, голос за спиной. В огромной корзине на колесиках, среди горы продуктов, сидит 5-летний мальчик, явно видно - капризный, избалованный ребенок.

Я обещал тебе купить вертолет, если ты будешь хорошо заниматься. Ты занимался? Нет. Тогда никакого вертолета, - отвечает папа, не особо обращая внимания на требования отпрыска.

Я занимался! Купи!

Ты не занимался вообще! Я все знаю, прекращай, Глеб. Договор дороже денег, ты не выполнил свои обязательства, значит никакого вертолета.

Корзину с продуктами и капризным ребенком бесцеремонно развернули и начали удалять от детского отдела. И чем дальше, тем больше слышался визг ребенка, к которому уже примешивались слезы:

Я занимался! Занимался! Занимался! Ты плохой! Я ненавижу тебя! Ты не мой папа. Ты меня не любишь. У всех есть вертолет, а в меня нету. Купи-купи-купи-купи-купиииииииииииии...

Фух... наконец-то ребенка не слышно, все взрослые вздохнули спокойно. Но что я вижу, через пару минут к полке с вертолетами возвращается папа - он берет игрушку. Мне интересно и я следую за ним. Через десяток стеллажей стоит его корзина с зареванным ребенком, который уже не может орать во все горло, а буквально задыхается слезами.

Ладно, вот тебе вертолет! Но это в последний раз я тебя жалею. А ты с сегодняшнего же дня начинаешь заниматься в два раза усердней, как мы и договорились. Да?

Да, папочка. Я люблю тебя больше всех на свете!

Куда только делись слезы. На лице заиграла улыбка, не лишенная самодовольства.

Для всех очевидцев этого происшествия, кроме папы, стало очевидно: что-что, а заниматься ребенок не будет. Это уж точно.

Современные дети - очень умны и проницательны . Они быстро научаются использовать чувства родителей, бабушек и дедушек. Капризы, которые они применяют в своих истериках-атаках, часто приводят их к маленьким победам. Игрушка получена, мороженое куплено, уроки можно не учить, а только смотреть мультики, да и кашу есть не обязательно – лишь бы не истерил. Мы надеемся, что основной воспитательный процесс идет правильно, а истерики - куда же без них. Все через это проходили, и мы прорвемся.

Однако это не так. Капризы у детей, особенно детей лет 5-6 лет и старше - это угроза для них самих. Какое у этих капризов будущее?

За каждым, даже самым маленьким капризом от ребенка, стоит серьезный вопрос для его родителя: что делать и как поступить правильно? Как ответить ребенку на его требование, так, чтобы хорошо повлиять на него?

Хотя, кажется, что капризный ребенок - это загадка, к которой нужно подбираться каждый раз с разными ключами, на самом деле это совершенно не так. Капризы ребенка всегда идут по одному и тому же сценарию, да и реакции от родителей на них типичны.

Кто, как и почему капризничает? Ребенок капризный – так ли это?

Вам это будет интересно. Читайте серию статей о воспитании детей с разными векторами " "

Говоря в целом - каждый ребенок всегда хочет все и для себя. "Дай" - вот настоящая первая мысль любого малыша. Это нормальная природа человека. Потом, в процессе роста и взросления, через культурные ограничения и стыд, мы научаемся разделять, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что неправильно, что положительно, а что преступно. Но до этого, малышу еще очень долго расти и учиться. Когда же ему исполняется 4 месяца или годик, 3 или 5 лет, вся его сущность словно бы стремится делать то, что хочется, получать, то, что хочется, и наоборот, не делать то, что не неприятно. Как ребенок добивается всего этого? По-разному. И очень часто - через капризы и истерики.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке .
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Для тех, кого интересуют вопросы воспитания детей, мы предлагаем уникальную рассылку со статьями по системно-векторной психологии. В каждом выпуске - множество информации о детях и особенностях их воспитания, в зависимости от векторального набора.