Ребёнок после года: развитие по месяцам. Чему научился ребенок за эти месяцы? Что умеет кроха в этом возрасте

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    В этой статье:

    Как происходит развитие ребенка после года, чему учится малыш с каждым новым месяцем и как изменяются его интеллектуальные способности? Обо всем этом родителям нужно знать для того, чтобы выявить отклонения от нормы в случае их проявления.

    1 год и 1 месяц: активное знакомство с миром

    В этом возрасте детки проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Им интересно все, начиная от собственного тела и заканчивая окружающими предметами. Малыш любопытен и в то же время осторожен: он не знает, что таит в себе мир, поэтому все еще нуждается в родительской поддержке и понимании. Детки в этом возрасте по-прежнему сильно привязаны к родителям, для них свойственны частые смены настроения.

    Большинство малышей в 1 год и 1 месяц уже пробуют пополнять словарный запас. Впрочем, если даже этого не происходит, ничего страшного здесь нет. Нормальным считается начинать разговаривать после 18 месяцев. Старайтесь как можно больше общаться с малышом, показывать ему картинки, петь песенки – и он обязательно заговорит!

    1 год и 2 месяца: проявление собственного «я»

    На втором месяце второго года кроха начинает осознавать себя как личность и «ощупывает почву» вокруг родителей, стараясь понять рамки дозволенного. Малыш может противиться всему, что ему предлагают, просто чтобы ощутить себя самостоятельным. Задача родителей на этом этапе – не ругать его и не конфликтовать с малышом, а постараться договориться, проявляя уважение к его стремлению стать более самостоятельным.

    В этом возрасте особенностью ребенка является отличие его жизненного ритма от привычного для взрослых. Отсюда кажущиеся невнимательность или отсутствие концентрации в нужные моменты. Время для ребенка в 1 год и 2 месяца течет несколько иначе, и минута для взрослых малышу может показаться целой вечностью. Именно поэтому его игры, знакомства с новыми игрушками и занятия длятся так мало - ровно столько, сколько крохе нужно.

    1 год и 3 месяца: игра как основной вид деятельности

    Дети играют не только потому, что это весело. В игре они познают мир, учатся проводить причинно-следственные связи. Они начинают понимать, что слишком большая башня из кубиков обязательно упадет, а папина шляпа делает их похожими на папу. Малыши уже делают первые попытки придумать себе игру, но пока не способны объединять
    усилия со сверстниками. Пока все, чем ограничивается их общение с другими детками, это слепое копирование действий друг друга.

    В год и три месяца малыша нужно стараться увлекать книгами с красочными картинками, больше с ним разговаривать, разучивать песенки для расширения лексикона. Детки в этом возрасте уже способны выполнять простые поручения, можно пробовать играть с ними в простые игры, например с мячом.

    1 год и 4 месяца: социализация и интеллектуальные навыки

    Этот возраст особенно важен для социализации малыша. Кроха пробует самоутвердиться, стараясь заставить родителей выполнять его пожелания. В первую очередь это касается еды. Малыш манипулирует мамой и папой, отказываясь от привычной пищи и требуя лакомства. Родителям при этом нужно проявить терпение и иметь несколько альтернатив на случай отказа малыша от какого-то блюда. Таким хитрым способом можно будет добиться взаимопонимания.

    В 1 год и 4 месяца детки по-прежнему изучают мир, жизнь их наполняется новыми впечатлениями. Родителям нужно подбирать развивающие игрушки для ребенка, принимать участие в его играх, стимулируя общение.

    Ребенок в 1 год и 5 месяцев: сила привычки

    Малыши этого возраста особенно остро чувствуют связь с личными вещами. Они могут устроить истерику, если приходится расставаться со старой игрушкой или любимыми кроссовками. Так малыш пробует оказывать противостояние внешнему миру, продолжая нуждаться в заботе и помощи близких.

    Сила привычных вещей для деток в этом возрасте огромна. Они могут не расставаться с любимым одеялком или подушкой, которые являются для них источником безопасности, ощущаемой в младенчестве. Не спешите забирать у крохи старую и ненужную на ваш взгляд вещь, которую он повсюду берет с собой: возможно, это именно тот предмет, который выступает для него опорой в нелегком деле - познании окружающего мира.

    Что касается интеллекта малыша на этом этапе, то можно сказать одно: он активно продолжает развиваться. Задача родителей - всяческими способами способствовать этому процессу, используя методики раннего развития. Старайтесь подогревать интерес крохи к окружающему миру, ограничьте влияние на него телевизора и компьютера. Замените гаджеты общением, книжками и яркими картинками.

    1 год и 6 месяцев: в поисках опасности и риска

    В этом возрасте у большинства деток за плечами почти полугодовой опыт ходьбы, поэтому чувствуют они себя вполне уверенно. Малыш практически не падает, легко меняет направление во время
    бега, способен преодолевать препятствия на пути с минимальными потерями.

    Большинство деток настолько верят в собственные силы, что пробуют одолеть сложные препятствия в виде высоких стенок и горок, невзирая на опасность и риск упасть. Родителям таких отчаянных малышей нужно стараться быть рядом для подстраховки, но не ограничивать их свободу.

    В этом возрасте ребенок начинает много спрашивать, желая узнать как можно больше. Словарный запас его активно пополняется, и в первую очередь за счет прослушивания песенок и стишков, поэтому родителям нужно уделять внимание малышу и время от времени петь ему и читать.

    1 год и 7 месяцев: рождение личности

    С момента рождения крохи прошло 19 месяцев, и он уже четко понимает, что является личностью. Малыш знает и умеет произносить свое имя, а также имена близких. Он часто копирует поведение взрослых
    и старается принимать активное участие во всем, что делают мама и папа, считая, что только так и нужно делать.

    Родители не должны пресекать инициативу ребенка, даже если она усложняет им жизнь. Гораздо полезнее будет давать ему несложные поручения в игровой форме, искренне хваля за помощь.

    Режим дня крохи в этом возрасте немного меняется. Малышу уже не нужно спать днем два раза. Большинство деток чувствуют себя вполне отдохнувшими и после одного «тихого часа» в обед.

    20 месяцев: новые заботы и новые увлечения

    Малыши в этом возрасте достаточно самостоятельные и упертые, часто бывают злыми и капризными, отстаивая свое мнение. Ребенок четко понимает, что любит, а чего на дух не переносит, и пытается диктовать свои условия. Очень часто именно сейчас малыши начинают «не слышать» родительского «нет», особенно если запрет кажется им нарушающим их планы и задумки.

    Протестуя против всего,
    что им не нравится, малыши кричат, плачут и истерят не потому, что хотят разозлить родителей, а потому, что пока не понимают, каким еще образом можно проявить свое недовольство.

    Родители могут помочь детям избежать таких «номеров», если позаботятся о том, чтобы они вовремя ели, спали, не слишком уставали и, конечно же, не скучали. Дело в том, что именно это – основные причины истерик ребенка в этом возрасте. Во все остальных случаях приступы можно попытаться игнорировать, предлагая крохе отвлечься.

    Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыши чувствуют себя повзрослевшими. Они уже не только знают свое имя и имена близких, но и активно стараются быть полезными взрослым. Не отталкивайте маленьких помощников, дайте им возможность проявить себя, ведь подавление инициативы может привести к нежеланию ее проявлять в будущем.

    1 год и 9 месяцев: первые занятия и укрепление дружеских связей

    В год и девять месяцев малыш кажется уже почти готовым для детского сада, но это впечатление обманчиво. Связь крохи с родителями по-прежнему настолько прочная, что отдавая его в этом возрасте в детский сад, родители рискуют подорвать не только доверие, но и здоровье малыша.

    Впрочем, самых активных и подвижных малышей в этом возрасте уже можно водить в школу раннего развития. Это необходимо для того, чтобы детки научились контактировать со сверстниками без помощи взрослых. Занятия должны быть короткими, но интересными, целью их важно ставить не обучение буквам и цифрам, а привитие основных навыков поведения в социуме.

    В словарном запасе малыша в этом возрасте уже более 30 слов, и это количество быстро увеличивается. Ребенок с удовольствием общается с родными и знакомыми, но часто замыкается при просьбах рассказать что-то о себе в обществе малознакомых людей.

    Кроха развивается в интеллектуальном плане, проявляет интерес к головоломкам, пробует осваивать более сложные движения, выполняя зарядку, продолжает копировать манеру поведения окружающих его взрослых.

    22 месяца: развитие в социуме и новые достижения

    Кроха в этом возрасте уделяет огромное значение деталям. Он может протестовать, если ему подали обед не в его тарелке или заменили чашку. Малыш становится требовательным и наблюдательным, настаивает на том, чтобы взрослые считались с его порядком, порой не совсем адекватно реагируя на небольшие изменения.

    Родители в таких ситуациях должны проявлять терпение и понимание. Ребенок так себя ведет не потому, что хочет показаться главным, а только потому, что порядок и привычные вещи для него являются символом контроля над ситуацией, а значит, определенной стабильности.

    Очень часто в этом возрасте детки настаивают на том, чтобы им читали одну и ту же книжку, включали один и тот же мультик. Им это необходимо, так как многократные повторения помогают усвоить материал. Спустя время малыши с удовольствием цитируют длинные отрывки из прочитанного и увиденного. Продолжайте общаться с малышом, развивая его, и очень скоро вы услышите, как интересно и грамотно он умеет общаться!

    23 месяца жизни: приветливость и доброжелательность

    Если несколько месяцев назад кроха был молчалив и осторожен с незнакомыми людьми, а с родными – требователен и раздражителен по мелочам, то к годику и 11 месяцам он проявляет повышенную приветливость и становится особенно дружелюбен со сверстниками. Конечно, пока о дружбе говорить рано, но
    интерес к деткам есть, равно как и желание наладить контакт и найти совместные развлечения.

    Детки в этом возрасте обычно уже умеют говорить простыми предложениями, отлично знают названия птиц, растений, транспорта, повторяют почти все, что слышат от взрослых. Родителям в это время важно контролировать все, что они произносят, не забывая о том, что кроха все впитывает как губка.

    Детки часто говорят о себе в третьем лице, но очень скоро это изменится. К трем годам в лексиконе малышей будет более 300 слов, они смогут выражать мысли связно и ясно, применяя местоимения и прилагательные.

    Два года: второй юбилей

    В два годика малыш с удовольствием наблюдает за всевозможными представлениями и шоу. Именно в этом возрасте можно начинать водить его:

    • в цирк;
    • в кукольный театр;
    • на всевозможные детские утренники;
    • на выставки животных.

    Если кроха проявляет интерес к зрелищам, то нужно дать ему возможность их получить.

    Помните о том, что, несмотря на интерес, малыш вряд ли сможет высидеть до конца представления. Будьте готовыми уйти, как только ему станет скучно, кроме того, старайтесь выбирать только те представления, где громкие звуки не напугают кроху.

    В отношении интеллектуального развития у двухлетнего малыша наблюдается значительный прогресс. Малыш уже лучше понимает значения абстрактных слов и явлений, например таких как «больше», «позже» и пр. Кроме того, ребенок понимает, в чем отличие живого от неживого, различает животных, прекрасно знает, когда заслуживает похвалы, а когда расстроил родителей.

    В этом возрасте нужно продолжать заниматься с малышом, развивая его способности:

    • специальными играми;
    • игрушками;
    • головоломками;
    • книжками;
    • картинками.

    Учите с ребенком цвета, названия предметов, животных, птиц. В процессе обучения старайтесь заинтересовать малыша и не настаивайте на том, чтобы он неподвижно сидел рядом с вами. Обучение должно проходить в непринужденной форме, ровно столько времени, сколько кроха способен выдержать.

    Наблюдая за развитием ребенка по месяцам с года до двух, можно заметить, насколько ощутимым является прогресс. Отмечайте любые изменения, как положительные, так и отрицательные, и радуйтесь маленьким и большим победам малыша вместе, ведь золотая пора детства проходит так быстро!

    • Вес ребенка в начале второго года жизни в 3 раза больше, чем на момент появления на свет.
    • Рост также существенно увеличивается – от 25 до 29 см.
    • Развивается центральная нервная система , и в особенности головной мозг. К концу первого года жизни его размер составляет уже 60% от «взрослого».

    Крупная и мелкая моторика детей

    Движения вашего годовалого ребенка стали намного увереннее и разнообразнее – теперь он самостоятельно стоит, и, возможно, сделал свои первые шаги. Ну а если этого пока не произошло – держите наготове свою видеокамеру, ведь совсем скоро вам удастся запечатлеть этот великолепный момент.

    К своему первому дню рождения малыш уже обладает некоторыми навыками, которые позволяют ему почувствовать себя самостоятельным:

    • кушает ручками либо неуверенно держит ложечку;
    • помогает родителям одеть себя;
    • листает книжки с любимыми сказками.

    информация В этом возрасте ребенок уже начинает понимать назначение некоторых предметов ежедневного пользования – расчески, ложки, телефона, даже если еще не совсем научился управлять ими.

    Сон и питание

    К этому возрасту детки уже переходят на «ночной сон», но, скорее всего, послеобеденный отдых еще надолго останется в их привычке.

    информация Пищеварительная система ребенка уже достаточно развита, для того чтобы он . Если вы до сих пор практикуете – вы можете задуматься об отлучке (но это не обязательно), ведь теперь ваше чадо получает все питательные вещества из продуктов.

    Но будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного во время трапезы - в этом возрасте очень велик.

    Развитие ребенка после года

    1. Не понимает функцию простых бытовых предметов в возрасте 15 месяцев.
    2. Не имитирует никаких «взрослых» действий к концу этого периода.
    3. В 18 месяцев ребенок не ходит.
    4. К 24 месяцам не может составить простое предложение.

    важно Врачебная практика показывает, что зачастую вышеуказанные проблемы появляются именно по причине недостаточного общения и обучения. Развитие детей является важной задачей для каждого родителя, ведь инвестируя свои силы, время и любовь в вашего малыша, вы даете ему пропускной билет в отличное будущее.

    Обновление: Декабрь 2018

    С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

    Питание детей до полутора лет

    Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

    • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
    • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
    • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
    • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

    Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

    Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

    • Завтрак (8.00-8.30)
    • Второй завтрак (10.30-11.00)
    • Обед (12.30-13.00)
    • Полдник (15.30.-16.00)
    • Ужин (18.30-19.00)

    В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

    Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

    • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
    • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

    Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

    Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

    Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

    • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
    • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
    • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
    • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

    В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

    Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

    • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
    • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
    • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
    • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

    Основные требования к рациону питания детей

    Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

    • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
    • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
    • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

    Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

    Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

    В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

    Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

    Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
    Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
    Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
    Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
    Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
    Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
    Распределение калорийности приемов пищи
    • Первый завтрак – 15%
    • Второй завтрак 10%
    • Обед – 40%
    • Полдник – 10%
    • Ужин – 25%.
    • Завтрак – 25%
    • Обед – 35%
    • Полдник – 15%
    • Ужин – 25%.

    Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

    Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

    Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
    Овощи
    • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
    • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
    • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
    • редис, редька, чеснок
    • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
    200 -300 гр.
    Фрукты
    • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
    • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
    • виноград
    • цитрусовые
    • другие экзотические фрукты
    100-200 гр.
    Молочные продукты
    • кефир — 2.5-3.2%
    • йогурт – 3.2%
    • сметана – 10%
    • сливки – 10%
    • творог – 5-9%

    сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

    • молоко
    • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
    Каждый день:
    • кефир, йогурт: 200-300мл.

    Через день:

    • творог 50-100гр.

    Всего молочка 400 мл. в день

    Крупы, хлеб, макароны
    • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
    • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
    • черный хлеб: 10гр.
    • белый хлеб: 40гр.
    • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
    • каши 200-250 гр.
    Рыба
    • треска
    • хек или минтай
    • судак
    • морской окунь
    • рыбный бульон
    • рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.
    1-2 раза в неделю, 100 гр.
    Мясо, птица
    • индейка, кролик
    • телятина, говядина
    • курица
    • ягненок
    • субпродукты: язык, печень, сердце
    • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
    • сало, баранина, жирная свинина
    • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
    100 гр.
    Яйцо
    • куриное
    • перепелиное
    1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

    О молочных продуктах

    Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

    • детям с атопическим дерматитом
    • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
    • детям с нарушениями пищеварения.

    Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

    Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

    • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
    • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
    • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
    • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
    • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

    Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

    Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

    Какие молочные продукты можно ребенку

    Йогурт

    Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

    Кефир

    Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

    Творог

    Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

    Сыр, сметана и сливки

    Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

    Рыба

    В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

    Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

    Мясо

    • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
    • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
    • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
    • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
    • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
    • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

    Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

    Яйцо

    Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

    Масла

    В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

    Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

    Крупяные блюда

    После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

    После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

    Хлеб, макароны

    Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

    В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

    Овощи и фрукты

    В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

    Овощи

    Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

    Можно Нежелательно
    • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
    • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
    • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
    • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
    • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

    Фрукты

    Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

    • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
    • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
    • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

    Сладости

    До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

    Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

    Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

    • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
    • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
    • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
    • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

    Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

    Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

    Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

    Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

    Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

    Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

    Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

    • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
    • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
    • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
    • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
    • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

    Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

    Прием пищи Состав блюда Количество
    Завтрак

    Овощное блюдо, каша

    Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

    Салат или фрукты

    Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

    Второй завтрак

    Фрукты, печенье, булочка

    Йогурт, творожок, кефир, сок

    Обед

    Закуска или салат из овощей

    Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

    Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

    Полдник

    Йогурт, кефир, сок, компот

    Творог, крупяное, овощное блюдо

    Выпечка, печенье, сушки

    Фрукты, ягоды

    Ужин

    Творожное, овощное блюдо, каша

    Кефир, йогурт

    126 комментариев

    В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?

    Специфика возраста

    К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.

    Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.

    Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.

    4 основных этапа второго года

    Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.

    1 год и 3 месяца

    У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.

    Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.

    Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).

    Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.

    Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.

    Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.

    Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.

    Что умеет ребенок в этом возрасте?

    • пользоваться указательным жестом;
    • ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
    • стоять, подниматься по лестнице, бегать;
    • наклоняться за упавшим предметом;
    • хлопать в ладошки;
    • радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
    • стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
    • пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
    • катать мяч;
    • «калякать» карандашами или фломастерами;
    • использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
    • затевать игры;
    • показывать части тела;
    • разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
    • проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).

    1 год и 6 месяцев

    Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).

    В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?

    Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.

    Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.

    Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.

    Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.

    Что сейчас умеет малыш?

    • Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
    • Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
    • Петь, подпевать.
    • Покорять и исследовать различные поверхности.
    • Снимать с себя предметы одежды (не все).
    • Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
    • Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
    • Чистить зубки с помощью родителей.

    1 год 9 месяцев

    Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.

    Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.

    На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.

    Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.

    Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.

    Чему научился ребенок за эти месяцы?

    • Раздеваться.
    • Проситься на горшок.
    • Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
    • Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
    • Строить башенки из 3–4 кубиков.
    • Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
    • Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).

    2 года

    Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.

    Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.

    В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.

    Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.

    Что умеет кроха в этом возрасте?

    • Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
    • Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
    • Подниматься по наклонной поверхности.
    • Бросать мяч из-за головы, ловить его.
    • Ездить на детских машинках.
    • «Водить» игрушки-каталки.
    • Рисовать прямую.
    • Ходить в туалет без «аварий».
    • Учить по несколько слов в день.
    • Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
    • Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
    • Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).

    Этап воспитания

    Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.

    Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.

    На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?

    1. Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
    2. Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
    3. Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
    4. Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
    5. Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.

    Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.