Психология мальчика 8 лет отношения с мамой. Участие родителей в развитии восьмилетнего ребенка. Похвала и поощрение: за что хвалить

О том, что должен уметь ребенок в 8 лет, написано немало. На самом же деле, индивидуальное развитие присутствует практически у всех детей, но есть определённые общие критерии, которым малыш обязательно должен следовать. Например, он должен самостоятельно развиваться, учиться выполнять различные работы по дому, самостоятельно заниматься сбором сумки в школу, укладкой учебников и тетрадей. Порой дети стремятся самостоятельно познавать и иные вещи, тогда не мешайте малышу, но и не стремитесь во всём ему помогать. Ребёнок всегда должен оставаться самодостаточным, умеющим делать всё без участия взрослых.

Ребёнок всегда должен оставаться самодостаточным

Порой результатом стремительного развития становится появление ноющих болей в конечностях малыша. Это не является 100% доказанным медицинским фактом, но весьма широко распространено, да и удивительного в этом ничего нет. Ребеночек активнее двигается, бегает, прыгает, занимается увлекательными физическими упражнениями, стремится познавать этот мир. Травмы будут подстерегать его на каждом шагу, начиная от сбитых коленок. Не стремитесь каждый раз жалеть его, малыш и сам прекрасно справится с любыми трудностями, возникающими на данном этапе.

Формирование Характера у Ребенка. Воспитание детей до 3х лет. Раннее Развитие Ребенка

Кризис семи лет - в чём его главная особенность? Воспитание детей. Мамина школа

Развитие ребенка 6-7 лет. Почему ребенок 6-7 лет не слушается и психует

Развитие и воспитание детей от 5 до 8 лет 1 часть

Психология развития 7-11 лет

В поведении ребёнка также происходят значительные изменения. Некоторые дети теперь плохо засыпают, могут проваляться всю ночь не смыкая глаз. Днём ребёнок всегда должен достаточное количество времени пребывать на открытом воздухе, чтобы чувствовать себя значительно лучше и приятнее. Если идти до школы не слишком далеко, не вздумайте подвозить малыша на автомобиле! Пусть учится подобные расстояния преодолевать пешком, это улучшает кровоснабжение сосудов на ногах. Если вы всё ещё водите малыша в школу сами или расстояние далёкое, можете также гулять с ним без транспорта.

В чём же причина плохого сна? Эмоциональный фон малыша становится всё более нестабильным, именно в этом возрасте появляются первые эмоции, чувства, переживания, связанные с реакцией окружающих людей, особенно сверстников.

Всегда старайтесь общаться с малышом на волнующие его темы, всегда внимательно выслушивайте, давайте ценные советы, действуйте по обстоятельствам. Дети охотно делятся с родителями на этом этапе.

Знания восьмилетнего малыша

Возраст идеален для любого обучения

А что должен знать ребенок в 8 лет? Этот возраст идеален для любого обучения, поскольку дети стараются всеми силами соответствовать уровню родителей. Например, можно обучить ребёнка правилам этикета за столом, особенно если к вам в гости частенько заходят посторонние люди. Если характер малыша довольно тихий и спокойный, противиться подобному обучению он вряд ли станет. Просто делайте всё плавно, постепенно, не надавливая слишком сильно.

Сейчас всё кажется ребёнку игрой. Именно развивающие логические игры будут активно помогать дальнейшему развитию и обучению. Малышу можно подарить копилку, заодно рассказав о необходимости собирать деньги на чёрный день. Первые правила экономной жизни прививаются уже в этом возрасте. Также есть масса настольных и спортивных игрушек.

Позволять ли ребёнку пользоваться компьютером? Во времена интенсивного развития высоких технологий обойтись без этого никак не получится. Старайтесь лишь ограничивать получаемый контент, особенно в сети Интернет. Различные игрушки могут развивать ту же логику. Не нужно насилия, крови, бездумных стрелялок, ничему хорошему научить они не смогут.

Поведение малыша

Истерики раннего возраста постепенно исчезают

Истерики, которые случались в раннем детстве очень уж часто, постепенно исчезают вовсе или становятся большой редкостью. Вот только полностью слушаться родителей малыш всё равно не станет, предпочитая игнорировать многие ваши указания, наставления, просьбы. Для восьмилетнего ребёнка это вполне является нормой, некоторые ваши требования будут сопровождаться спорами. Это начало его самоутверждения. Собственного опыта у малыша пока ещё маловато, но некоторые выводы из поведения родителей и общения со сверстниками он уже успел сделать.

Нужно установить рамки для ребёнка, в пределах которых он будет находиться. Здесь очень важно показать своему малышу, что вы полностью устойчивы, морально и психологически, всегда имеете своё мнение, умеете настаивать на своём. Если ребёнок видит ссоры, особенно на глазах у посторонних людей, или же вы принимаетесь сильно его ругать, то подобное негативно отразится на его дальнейшем поведении. А ведь переходный возраст не так и далёк!

Бранные слова лучше не использовать для наказания. Просто смотрите в будущее, указывая ребёнку на последствия всех его действий. Плохие слова никак не будут оказывать эффекта, лишь усугубляя тяжёлую ситуацию. Внимательно думайте перед тем, как применять наказания. Дети злопамятные, случайный подзатыльник малыш обязательно запомнит. Итак, физическое насилие даже в самой легкой форме – крайняя мера!

Компромисс – именно та вещь, к которой вы всегда должны стремиться. Не нужно быть слишком упёртым со своим ребёнком, поскольку это вам боком выйдет. Некоторые словесные битвы нужно специально проигрывать, чтобы чадо училось вести переговоры, настаивать на своей точке зрения. В будущей взрослой жизни, особенно в бизнесе, ему это очень сильно пригодится. Подобные навыки прививаются уже с данного возраста.

Итоги восьмилетнего воспитания

Излишняя забота мешает

Немного поговорив о том, что должен знать и уметь ребенок в 8 лет, следует сделать выводы обо всей проделанной работе. Если малыш остаётся слишком непослушным, проблема кроется совсем не в нём! Всё дело в методиках применяемого воспитания. Излишняя забота мешает, как и жестокость в обращении, всё должно быть в меру. Сохраняя грамотный баланс, вы всегда будете находить с вашим ребёнком взаимопонимание, хотя от мелких конфликтов никуда уйти не получится, таковы дети.

Следует ли заступаться за ребёнка в школе? Двоякий вопрос, поскольку есть несколько точек зрения на сей счёт. С одной стороны, любые конфликты малыш должен уметь решать самостоятельно, без помощи взрослых. Но с другой стороны, ребёнок всегда должен чувствовать себя защищённым. Если в классе есть драчун, который всё никак не успокаивается, лучше переговорить с его родителями об этом.

Не всякая ситуация нуждается в контроле. Саморазвитие малыша теперь ускоряется, иногда лучше просто наблюдать со стороны, никак не действуя. Собственный бесценный опыт стоит передавать малышу только тогда, когда он действительно в нём нуждается, начинает просить о помощи. Здесь уже вступают индивидуальные особенности характера, которые сильно различаются у детей.

Если рассматривать разные возрастные периоды развития ребёнка, то 8-9 лет – это, пожалуй, самое спокойное время для родителей. Успешно пережит кризис 7 лет, связанный с поступлением в школу. Ещё не начался самый сложный в психологическом плане подростковый возраст. Но, несмотря на относительное затишье, данный этап — самый важный в формировании и развитии у маленького человека собственных жизненных принципов, в становлении его личности.

Именно сейчас, родителям нужно быть максимально чуткими к происходящим в детях переменам, изучить их психологию, особенности отношения к жизни, к окружающему миру.


Организм только готовится к грядущим переменам. Он быстро развивается, но по-прежнему остаётся детским, неокрепшим.

Похожие процессы происходят и в детском эмоциональном развитии. С одной стороны возраст 8-9 лет самый простой для родителей, а с другой – он связан с неизбежным началом формирования у ребёнка личного «Я», абсолютно независимого от мамы и папы.

Психологическое развитие ребёнка 8-9 лет имеет такие характерные особенности:

  • Он адаптировался к школьной жизни, регулярным учебным нагрузкам, привык к преподавателю, уверенно чувствует себя в коллективе.
  • Дети восьми-девяти лет очень любознательны, настроены на активную познавательную деятельность и освоили некоторые навыки саморазвития.
  • Уже определился некий «статус» ребёнка в окружающем его обществе. Наблюдается активное общественное, социальное развитие.
  • Меняются детские приоритеты, в жизни ребёнка появляются люди, чьё мнение способно перевешивать мнение родителей. Это могут быть лидеры среди сверстников, старших детей или чужих взрослых.

Главное, о чём должны знать родители: сейчас, когда ребёнок только начинает оформляться в самостоятельную личность, мы вносим огромный вклад в его будущее и одновременно готовимся к переходному периоду.

Как правильно воспитывать детей в этом возрасте? Как в любом деле – соблюдать баланс.

Во-первых, предоставить определённую свободу, а именно свободу выбора, возможность самим принимать решения, выражать своё мнение, проявлять инициативу и т.д. Так вы показываете, что доверяете ребёнку и при этом развиваете ответственность, самостоятельность.

Во-вторых, не отстраняться, всегда быть рядом, только делать это деликатно. Несмотря на стремление к самостоятельности, психоэмоциональное развитие ребёнка 8-9 лет ещё не окончательное, оно только набирает обороты. Поэтому во многих ситуациях маленький школьник нуждается в поддержке, внимании, мудром совете. Если вам не удастся сохранить доверие между вами и сыном (дочерью), если вы не научитесь уважать его личное, то ребёнок перестанет полагаться на ваше мнение и есть риск потерять свой авторитет в его глазах, а вместе с ним – и возможность влиять на его дальнейшее личностное становление.

Ментальная арифметика

Существует прямая связь между психологическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием. Максимального эффекта в одном из этих направлений можно добиться только при условии гармоничного, всестороннего воспитания детей. Улучшенная ментальная арифметика Соробан – методика, которая сочетает в себе уникальные методы развития ума и современные инструменты коммуникативного, психологического развития. Именно поэтому устный счёт может помочь ребёнку справиться с любыми эмоциональными, учебными нагрузками, формирует качества, составляющие основу личности, и помогает легко преодолеть трудности подросткового возраста.

Общение поможет ребёнку повысить самооценку и уверенность в себе. Общение – основа ваших взаимоотношений с ребёнком.

Ребёнку любого возраста важно, чтобы родители понимали, что он чувствует в данный момент. Ваша задача – дать детям понять, что он может поговорить с вами обо всём, что происходит в их жизни. Единственный способ достичь этого – внимательно выслушивать всё, что ребёнок говорит вам, не встревая со своими собственными суждениями и не обвиняя его почём зря во всех смертых грехах.

Налаживание продуктивного общения даст вам фору на подростковый период, когда найти общий язык будет ещё сложнее, а вопросы будут гораздо более каверзными и запутанными. Если в возрасте 8-9 лет не начать обсуждать с ребёнком вопросы морали, взаимоотношения полов, опасность наркотиков и т.п., подростковые годы, скорее всего, пройдут под эгидой бесконечного противоборства. К тому же, методы воспитания, действовавшие на ребёнка в более юном возрасте, на восьмилетнего ребёнка действовать перестают, поэтому для лучшего взаимопонимания с ребёнком наладить общение просто необходимо.

Основные принципы плодотворного общения

Начало разговора должно подразумевать продолжение. Например, вопрос должен звучать так: "Расскажи, как прошёл ваш поход", а не так: "Тебе понравился поход?"
. Общение должно быть двусторонним. Нужно не просто сообщать или советовать что-то ребёнку, а выслушивать его точку зрения и пытаться понять, что он чувствует.
. Вдумчивое слушание – самый эфективный способ общения с ребёнком этого возраста. Следует понимать, принимать и уважать взгляды и опасения ребёнка. Постарайтесь понять эмоциональную составляющую, которую зачастую не выразить словами; поймите, что ребёнок чувствует, и ответьте на его чувства. Например, скажите: "Наверное, тебя это очень разозлило". Также можно переспросить для уточнения подробностей: "Ты хочешь сказать, что ваш учитель уйдёт из школы в конце полугодия?".

Слушаете ли вы?
Говорить – только половина общения. Умение слушать – не менее важный навык.

Прекратите ваши дела и уделите всё внимание ребёнку.

Смотрите ему в глаза.

Не перебивайте ребёнка раньше времени.

Слушая ребёнка, показывайте, что вы действительно слушаете его – кивайте, улыбайтесь, говорите "Ммм…" и т.д.

Пусть ребёнок поймёт, что вы всегда готовы выслушать и посочувствовать, в чём бы проблема ни заключалась: поссорился с другом, не удалось сколотить футбольную команду, получил плохие оценки на экзамене. Объясните, что ошибка – это не просто неудача, а способ научиться устраивать дела должным образом.

Часто родители, вместо полноценного общения с 8-9-летними детьми, лишь занимаются наставлениями и объясняют, в чём ребёнок неправ. Они используют такие фразы, как: "Я тебе говорила, что этого делать нельзя" или "Надо было меня слушаться". Если родители при каждом удобном случае пытаются посрамить детей или обвинить их в чём-то, у них возникает ощущение, что они никогда не научатся поступать, как надо.

Если ребёнок 8-9 лет видит, что все его попытки поговорить с родителями кончаются одной и той же родительской лекцией, он вскоре решит, что не стоит и пытаться.

Важные советы по налаживанию общения

Если у вас действительно нет времени выслушать ребёнка, объясните ему причину. Например: "Я сейчас занят, но через полчаса мы сможем поговорить об этом как следует".

У детей в этом возрасте повышается потребность в "личном пространстве", и вам следует отнестись к этому с уважением. Дети хотят больше независимости, и, возможно, не захотят вам рассказывать обо всём.

Постепенно ослабляйте контроль, и с вниманием относитесь к рассказам ребёнка о том, что у его сверстников есть права, которых нет у них – они ложатся спать позже, дольше смотрят телевизор, получают больше денег на карманные расходы. Может быть, пора пересмотреть семейные правила.

Если нужно, чтобы ребёнок вас послушался, сделайте так, чтобы это не ущемляло его право на собственную точку зрения – объясните, что пока он не вырастет, некоторые решения за него должны принимать родители.

В этом возрасте, когда дети начинают понимать больше об окружающем мире, нужно объяснять им, как важно уважать взгляды других людей. Объясните, что нельзя судить ни о чём, не обладая полной информацией. Научите ребёнка без предрассудков относиться к другим людям и их убеждениям.

Рассказывайте ребёнку о своих чувствах. Если вы расскажете, как вы устали на работе или как вы рады предстоящим выходным, ребёнок будет охотнее рассказывать о своих переживаниях. Однако ни в коем случае не загружайте ребёнка взрослыми проблемами, будь то личные отношения или финансовые затруднения. Не следует требовать от ребёнка эмоциональной поддержки.

Не стоит недооценивать роль невербального общения. Старайтесь замечать, когда ребёнок выглядит грустным и расстроенным. Скажите: "Ты выглядишь расстроенным – не хочешь рассказать, в чём дело?"

Побуждайте ребёнка говорить о своих делах в позитивном ключе. Например: "Я стараюсь разобраться в математике", а не "Я ничего не понимаю в математике".

Избегайте саркастических и уничижительных высказываний: "Ты дурак", "Как ты посмел такое сделать?". Постоянное унижение ведёт к неуверенности. Говорите лучше так: "Да, я понимаю, что ты имеешь в виду", или "Да, ты права, но…".

Постарайтесь выработать у ребёнка отношение к жизни по принципу"я могу". В этом возрасте уверенность ребёнка в собственных способностях может пошатнуться, он яснее воспринимает собственные недостатки и острее реагирует на отсутствие успехов в школьных предметах или в спорте.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    Психологические особенности детей 9 – 10 лет

    9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

    Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

    Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

    Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

    Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

    Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

    Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

    Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

    У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

    К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

    Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

    Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

    В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

    Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

    Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

    Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

    В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

    Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

    К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

    Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

    Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

    Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

    Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

    Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

    Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

    Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

      дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

      совершенствование головного мозга и нервной системы;

      рефлексия, анализ, внутренний план действий;

      качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

      развитие нового познавательного отношения к действительности;

      ориентация на группу сверстников своего возраста;

      неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

      нервно-психическая ранимость ребенка;

      неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

      развитие познавательных потребностей;

      развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

      изменение способности к произвольной регуляции поведения.

    Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

      раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

      развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

      формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

      развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

      становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

      развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

      усвоение социальных норм, нравственное развитие.

    Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.