Произведения для детей на тему защитники отечества. Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Герои Великой Отечественной Войны. Маршал

Беседа на тему:

День защитника Отечества

Разработала и организовала:

методист Сизонова С.Н.

провела:

ПДО Филлипова Л.А.

ПДО Погосова Н.А.

Беседа на тему: День защитника Отечества

Цель:

Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

Задачи:

1.Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских солдат.

2. Воспитывать гордость за свою страну.

3. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу Родину.

4. Донести до каждого ребёнка, что он является гражданином РФ, и в будущем его почётная

обязанность защищать Родину, охранять её спокойствие

5. Закрепить знания детей об армии, о родах войск;
6. Познакомить детей с особенностями службы моряков, лётчиков, танкистов, пограничников и рассказать им о том, какими качествами должен обладать солдат – защитник Отечества.

Актуальность темы.

Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают не всегда положительную информацию из телевизионных передач. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали нашу Родину. Знакомя воспитанников с историей праздника День Защитников Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Предполагаемый результат:

Воспитание патриотических чувств.

План беседы:

    Организационный момент.

Педагог читает стихотворение Самуила Маршака

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,
И несется по земле
Белая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Отгадайте загадку:

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат)

Педагог: Что означает слово »Отечество»?
Педагог: Отечество – это земля отцов. А каждый отец передает свои знания и опыт своим детям, встает на защиту Родины, когда ей угрожает враг, приходит время – сыновья приходят им на смену. Так и вы, когда подрастете, станете защитниками Родины. А что нам для этого требуется?
Ответы детей: быть здоровыми, сильными, умелыми, любить свою Родину.
Педагог : А какие слова можно подобрать к слову «Отечество»?
Ответы детей: отчизна, Родина, наша малая Родина, земля – Матушка, Кубань, Краснодарский край, Армавир.
Педагог: а каких героев Отечества вы знаете?
Ответы детей: Михаил Кутузов, Александр Суворов, Иван Сусанин (он спас будущего царя Михаила Романова), былинный герой Илья Муромец.

2. Введение в тему.

Педагог: Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В нашей стране, пожалуй, всем известно, что 23 февраля – это День Защитника Отечества, который празднуется в России очень давно. Многие из нас отлично знают, , но мало кто знает, откуда произошёл праздник и какую историю под собой имеет... Долгое время он именовался « День Советской Армии и Военно-Морского флота » в честь Красной армии, которая одержала победу над фашистами под Нарвой и Псковом. Эти события происходили 23 февраля 1918 года.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

3. Знакомство с родами войск.
Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:
Погранвойска . (Пограничники).
- Кто из вас знает, кто такие пограничники?
Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – воздушные войска .
-Кто из вас знает, кто такой десант?
Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Военно – морской флот . Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
Солдаты тренируются. Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

4. Физкультминутка. Раз, два, дружно в ногу, Три, четыре, твёрже шаг. На парад идут солдаты И чеканят дружно шаг.

5. Изготовление самолетиков (оригами) и их украшение (ИЗО)

6. Итог.

Пограничники, лётчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили, – это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает. Российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почётная обязанность каждого российского мужчины.
У многих ребят папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

Задать вопросы:
- Какие рода войск вы знаете? (перечисляют)
-О каком празднике мы сегодня говорили?
-Кого мы поздравляем в этот день?

Загадки БУДУ Я СОЛДАТОМ!

1.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою... .(страну)

2.
Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь... .(пограничником)

3.
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном... .(корабле)

4.
Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный... .(летчик)

5.
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется... .(танкистом)

6.
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат, ... .(пехота)

7.
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было... .(войны)


Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»

консультация для воспитателей

Тема : «Этапы , формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста »

Воспитатель : Федюнина Т. П.

г. Ефремов

Тема : «Этапы формы и методы патриотического воспитания детей старшего и дошкольного возраста »

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и. готовность, вплоть до самопожертвования, ж его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как ; важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах, поведения. Основные задачи : формирование духовно - нравственного отношения и чувства, сопричастности к семье., городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толетарного отношения к представителям других национальностей.

Особенностям проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность , способствовать формированию нравственных чувств .

Важно помнить, что мировоззрение педагога – его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания .

Чтобы правильно строить работу но патриотическому воспитанию , за основу необходимо взять следующие документы : Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации»

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России

Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великий Отечественной воине 1941 -1945гг.»

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации»

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи, 1. Задачи эстетического и нравственного воспитания . Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляете в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни,

2. Задачи физического воспитания . Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием )

3. Задачи трудового воспитания . Поощрение трудовой деятельности детей , в основе которой лежит желание сделать что-то дом других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен , однако он необходим для формирования его личности . Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному доброму, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения ж хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых,

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение. суботники, уборка улиц) .

Целевые прогулки" и экскурсии.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.)

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей ,

Беседы о родном городе, посёлке и т. п.

Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение) .

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. п.)

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Привлечение детей к посильному общественно - полезному труду.

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнить поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов ; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человек, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека,

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

Обращайте внимание ребёнка на красоту родного. города,

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений : понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, oтметьте ценность их груда,

Вместе с ребёнком принимайте участие в -труде по благоустройству и озеленению своего двора, Расширяйте собственный кругозор,

Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других,

Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа и т. д. Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература :

«Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской. Издательство : Москва : сфера, 2006г.

«Моя страна» В. И. Натарова. Издательство :Воронеж,2005г.

«Наследие» М. Ю. Новицкая. Изд.:Москва :Линка-Пресс,2003г.

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми. Рассказы, стихи, видеоэкскурсия в военную часть.

Эта статья поможет Вам интересно рассказать ребенку о защитниках Отечества — как о древних богатырях из былин, так и о современных солдатах.

В статье Вы найдете:

Раздел 1. Из истории. Кто такие богатыри – защитники Русской Земли,

Раздел 2. Кто сейчас нас защищает – что такое армия, как живут, учатся, постигают военную науку, тренируются современные солдаты, что есть в военной части.

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми.

Раздел 1. Из истории. Богатыри – Защитники Отечества.

Защитники Земли Русской были во все времена. Есть очень известная картина «Богатыри», написанная известным художником Васнецовым. Если вглядеться в детали этой картины, то очень много можно для себя открыть. Давайте попробуем рассмотреть эту картину вместе с детьми и проникнуть в тайны замысла художника. Ответить себе на вопрос, что он нам хотел сказать нам – потомкам древних русичей — богатырей – в этой картине?

Художник считал свою картину «Богатыри» главной картиной всей жизни. И это говорит очень о многом. Значит, не простая эта картина, что-то в ней скрыто, в ней есть тайна – загадка, которая не видна с первого взгляда, но которую нужно разгадать. И разгадать ее может только очень внимательный, вдумчивый человек.

Картина эта очень тесно связана с идеей защиты Отечества. Давайте постараемся проникнуть в тайны этой картины вместе с ребенком. А поможет нам в этом замечательный рассказ Лидии Кудрявцевой «Богатыри Земли Русской», который я адаптировала к дошкольному возрасту.

Прочитайте ребенку отрывок из рассказа:

«Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером.

Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал ее Васнецов просто и коротко: Богатыри.

Древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.

Красивые песни – былины слагали в народе о русских удалых молодцах. Много былин знал наизусть и Васнецов и, работая, любил их чуть слышно напевать, подражая монотонному голосу старинных гусляров – сказителей.

Под славным городом под Киевом,

На тех на степях на Днепровских,

Стояла застава богатырская…

Давайте рассмотрим эту картину вместе с детьми.

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли.

Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не враг ли там, вдали?»

Рассмотрите с ребенком фигуры богатырей (я специально даю презентацию, чтобы Вам было удобнее рассматривать). Пусть малыш попробует догадаться, какой у каждого из богатырей характер, чем богатыри похожи друг на друга, а чем не похожи? О чем говорит нам взгляд каждого богатыря, его жест?

Все три богатыря разные, совсем разные по характеру. Как же отгадать их характер – постарайтесь сделать это вместе с ребенком в обсуждении. Это самое главное в восприятии любого художественного полотна – попробовать проникнуть вовнутрь картины.

После того, как малыш выскажет свои предположения, попытается проникнуть в характер каждого богатыря, расскажите ему их историю. Вам поможет рассказ Л. Кудрявцевой. Не нужно его зачитывать ребенку. «Готовая информация для запоминания» не поможет в его развитии. Намного эффективнее попробовать вместе с ребенком самим в картине найти те детали, о которых говорится в рассказе, и сделать свои выводы – что может нам сказать эта деталь? А уже когда рассмотрите картину и сами откроете ее тайны, можно как итог зачитать отрывки из рассказа.

Главное в этом задании – попробовать разгадать характер каждого богатыря по деталям, которые изображены на картине.

Илья Муромец.

«Первым мы невольно видим Илью Муромца на черном коне. Знаменитый богатырь в центре картины. Это он победил страшного Соловья – разбойника. А когда в бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво!

Да разве одной силой славен Илья? В былинах поется, что выбрал он в жизни из трех дорог не ту, «где богату быть», а самую благородную, но и самую опасную, — где можно «убиту быть». Ведь служил он не за богатство и славу, а защищал землю российскую…

Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В темных глазах – смелость, твердость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит.

Стремя пустым болтается. О чем может поведать нам эта деталь? Значит, не спешит Илья вдеть в стремя ногу богатырскую. Всё равно врагу не застать его врасплох.

На коне Илья сидит уверенно. О чем это говорит? Что седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он в седле провел.

Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга – рубашка из тысячи металлических колец. И щит, и рубашка очень тяжелые, только богатырь сможет ими пользоваться.

У Ильи Муромца острое копье на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы – всё нам говорит о характере этого воина. Таким он и был, богатырь Илья Муромец – крестьянский сын».

А как мы можем понять, что этот богатырь – крестьянский сын, выросший в деревне? Богато ли украшено его оружие, одежды? Сравните с другими богатырями.

Добрыня Никитич.

«Добрыня Никитич изображен по-другому. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжелый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлен во вражескую сторону. Рвется в бой русский витязь.

Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде и по вооружению мы видим – он не крестьянский сын, он из богатого и знатного рода».

Постарайтесь с ребенком сравнить одежду и оружие Ильи Муромца и Добрыни Никитича и найти доказательства того, что они вышли из разных родов.

Подсказка:

На груди у Добрыни – золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена по низу рубаха. Поверх тонкой кольчуги еще крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже очень нарядно украшены.

Алеша Попович.

«Алеша Попович ни в чем от других богатырей не отстает. И кольчуга на нем надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И все-таки он не такой, как Илья или Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алеши мечтательный, спокойный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается.

А пригладишься очень внимательно – и заметишь, что прихватил с собой Алеша…. (не подсказывайте ребенку – покажите на картине и спросите: «Что это?») Гусли! Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алеша песни петь, на гуслях звончатых играть. И мы чувствуем, что душа у Алеши — тонкая, поэтическая.

Эти качества русского человека тоже хотел передать художник в своей картине».

А теперь давайте вместе с ребенком сравним коней – у них тоже разный характер! И их характер тоже многие тайны нам откроет!

Сначала сравните коней сами с ребенком, а потом прочитайте отрывок из рассказа.

Кони богатырей – защитников Земли Русской.

«Под стать богатырям и кони.

Конь Алеши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный и неторопливый.

Горяч, нетерпелив как сам Добрыня, его конь — «белеюшко». Первым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь.

Вороной конь Ильи тяжел, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхивает. К бою готов!»

Наши защитники – богатыри.

«Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё ее пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы».

О чем говорит такое построение картины? Может ли враг пройти сквозь такой заслон? (выслушайте ответ ребенка) Нет, не может! Врагу не пробиться через эту заставу!

«За могучими плечами богатырей мы видим на картине леса, холмы, небо. Родина! И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!

В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженой солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень – могильник напоминают о прошлых битвах. А темно – зеленые холмы у горизонта спокойны и величественны».

Какое настроение у природы в день богатырской заставы?

А можем ли мы почувствовать тревогу? – покажите ребенку фрагменты картины, о которых написано ниже:

«Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядитесь, как рядом с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Ильи Муромца, одежды Алеши, флажка на его шлеме». Горит – недаром здесь такое слово написано!

Почему эта картина – главная картина жизни художника и символ русского искусства?

Порассуждайте вместе с ребенком, почему художник считал для себя эту картину самой главной картиной его жизни? И почему сейчас она считается символом русского искусства? Что особенное есть в этой картине? Что эта картина нам передает? Ради чего сошлись три богатыря на этой заставе богатырской?

Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый и великий народ, преданность родине, готовность защищать ее. Поэтому и считал эту картину для себя самой главной.

Но это еще не всё. Вложил художник в свою картину еще один – очень важный и глубокий смысл.

Сам художник писал в 1882 году о картине так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

«Не обижают ли кого» – вдумайтесь в эти слова… Часто ли мы их слышим сейчас? Или чаще слышим – «хорошо, что меня не обижают», «лишь бы меня не тронули», «лишь бы мне хорошо было», «моя хата с краю – ничего не знаю»?

Вот урок жизни этой картины, который заложил в нее художник и хотел передать всем нам – и заключен он в словах «не обижают ли кого»!

В словах «не обижают ли кого» звучат и неравнодушие к судьбам современников, и великодушие, и сила мужская – богатырская, и готовность прийти на помощь и защитить людей – соотечественников в любую минуту, и уверенность в своем успехе и в судьбе своей Родины. Это наша суть – суть Человека и суть Защитника Отечества.

И как хочется, чтобы и мы, и наши дети, глядя на эту картину, это увидели за внешним сюжетом! И как хочется, чтобы именно богатыри с великой душой, с высокой нравственностью и огромной физической силой стали для них идеалом. Ведь если нет идеала, то его место занимают разные современные монстры и страшилища, которых полным – полно в каждом магазине игрушек. Но которые не могут дать ребенку ничего для души и для успеха в жизни!

В заключении послушайте начало из произведения «Богатырские ворота» Мусоргского (первую минуту музыки) и прочувствуйте с детьми характер этого произведения и всю силу и мощь души и духа богатырей на заставе, всю силу и мощь картины «Богатыри».

Для любителей истории: познавательное детское видео о богатырях из былин.

Очень интересное познавательное видео детского образовательного телеканала «Радость моя» расскажет Вам о том, кто был прототипом каждого из трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, что в былинах и сказках — правда, а что — вымысел.

Раздел 2. Современные защитники Отечества.

Спросите у малыша – кто же сейчас охраняет нас и защитит от врагов?

Очень часто у детей весьма далекие представления об армии и солдатах, хотя они часто слышат эти слова от нас, встречают их в рассказах и фильмах.

Приведу пример своего диалога с детишками на занятии:

— Кто нас защищает на земле?

Дети: Пограничники, танкисты, пехотинцы.

— А кто нас защищает в небе?

Дети: ракетчики, летчики.

— Наша страна – морская держава. Кто защищает морские границы нашей страны?

Дети: утки и гуси!

Или: «Хочу в армию – там весело. Солдаты маршируют, песни поют, на барабане играют. Я тоже хочу на барабане играть. Когда я вырасту, то пойду в армию».

И такое неточное представление детей о наших современных защитниках и армии связано с тем, что дети видят фильмы только о войне, а вот посмотреть наглядно, что делают солдаты в мирное время у них возможности нет.

И поэтому мы сейчас исправим эту ситуацию и совершим видеоэкскурсию в военную часть к настоящим солдатам.

Детям о защитниках Отечества: познавательное видео для занятий.

Посмотрите вместе с детьми этот замечательный и очень интересный познавательный видеофильм для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста о современных наших защитниках.

Вместе с Бравым Солдатом дети попадут на экскурсию в военную часть и узнают:

— кто такие солдаты,

— что такое армия и что в ней делают,

— что такое устав,

— чем занимаются солдаты,

— где они живут,

— как солдаты учатся и познают военное дело,

— что делают солдаты в свободное время и многие другие факты о наших защитниках.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Приятного просмотра!

Прочитайте детям стихи о наших защитниках – солдатах, моряках. И о том, что такое ЗАЩИТА не только в большом, но и в малом – в нашей обыденной жизни.

Раздел 3. Стихи для детей о защитниках Отечества.

Защита. (Андрей Усачев)

Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку —
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?

Суворовец (Владимир Степанов)

Красные погоны,
Новенький мундир.
По Москве шагает
Юный командир.
У него походка
Гордости полна.
День своих защитников
Празднует страна.

Февраль (Самууил Маршак)

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной —
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

Мой папа – военный (Гайда Лагздынь)

Мой папа – военный.
Он в армии служит.
Он с техникой сложной
Армейскою дружит!
Ходил он не раз
В боевые походы.
Не зря говорят:
«Командир – из пехоты»

Мой папа (Татьяна Агибалова)

По секрету старший брат
Мне сказать решил:
«В прошлом папа наш — солдат,
Родине служил,
Просыпался за заре,
Чистил автомат,
Чтобы был на всей земле
Мир для всех ребят.»
Я почти не удивлен,
Я подозревал
И давно считал, что он-
Бывший генерал.
Двадцать третьего, решил,
Ровно в шесть утра,
Прокричу от всей души
Громкое УРА!

Праздник всех солдатов наших —
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Мы славим тех, кто не плакал
Мы славим тех, кто не плакал
От боли своей,
Но слез не скрывал
На могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был
Не на словах,
Труса не праздновал,
Сидя в кустах,
Тех лучших
Сынов человечества,
Тех, кто на страже Отечества!

Презентацию для более удобного рассматривания картины с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями нашего сообщества)

Еще о защитниках Отечества:

Замечательный детский рассказ о Суворове из дореволюционного издания истории для детей, а также видеофильм о Суворове Вы найдете в статье

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Тематическая беседа для старших дошкольников "День защитника Отечества" - 23 февраля. Конспект

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ№43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Материал разработан для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям.
Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
- Развивать память, воображение, речь.
Материал: иллюстрации, открытки, плакаты с изображением защитников Отечества.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций «армейские будни»; беседы об армии.

Ход мероприятия:

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? А какой праздник мы с вами будем отмечать в этом месяце?
- Ответы: месяц – февраль, а праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев и т.д.
- Ребята, посмотрите, какие картинки развешены у нас в группе. А как вы думаете, что бы это значило?
- Ответы – рассуждения детей.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». И сегодня мы с вами поговорим на эту тему.
- Посмотрите, внимательно на картинки, что там изображено?


- Ответы детей.
- Совершенно верно, солдаты, матросы, офицеры. А как, одним словом назвать этих людей?
- Ответы детей.
- Конечно это военные? А что означает – Военные?
- Это люди, которые защищают нас и всю страну, Родину, Отечество.
- А как вы думаете, что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Ответ: Россия.
- Ребята, а какие виды войск вы знаете?
- Ответы: военно – воздушные силы,


военно – морские силы,


сухопутные или наземные.


- А можете, назвать, что делают летчики, пехотинцы, моряки?
- Ответы: летчики – защищают небо, моряки – море, а пехотинцы – сушу.
- Ребята, а кто является главным защитником Отечества в мирное время?
- Ответ: Солдаты.
- Каким должен быть солдат?
- Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, любить свою Отчизну и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
- Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
- Солдаты тренируются, проводят учебные учения, сражения, изучают военную технику.
- Давайте и мы с вами проведем физминутку, представьте, что вы на учениях.

Выполнение физических упражнений:
1. Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз!
Посмотрите вы на нас!
2. Приседаем быстро, ловко.
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать!
Приседания, руки вперёд (осанка).

Молодцы, присядьте на стульчики и давайте поиграем.
Д/и «Продолжи предложение».
«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).
За штурвалом самолета сидит (пилот).
Из пушки стреляет (артиллерист).
Границу охраняет (пограничник).
На корабле служит (моряк).
На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).
С парашютом прыгает (десантник).
В ракетных войсках служит (ракетчик).
- Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Чтобы стать настоящими защитниками Отечества нужно многому учиться. Ребята, я желаю Вам стать надёжными защитниками Отечества.
- Наше занятие подошло к концу, надеюсь, Вам понравилось.
За то, что солнце светит нам,
За то, что нет войны,
Спасибо тем, кто бережёт
Покой родной страны.


Всех поздравляем с наступающим праздником.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Защитники Отечества»

ФИО (полностью)

Ященко Светлана Петровна

Место работы

МБОУ НОШ-ДС «Надежда»

Должность

Воспитатель

Предмет

НОД «Познание: формирование целостной картины мира» с интеграцией в образовательные области «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическое развитие», «Музыка».

Класс

Подготовительная группа

Тема и номер урока в теме

«Защитники Отечества»

Базовый учебник

    Цель урока: Расширять кругозор о героическом прошлом России и воинов - защитников русской земли.

    Задачи:

    обучающие : подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев слагают песни и стихи, устанавливают памятники.

    развивающие: развивать интерес к истории своей страны.

    воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым.

    Тип урока – интегрированное занятие

    Формы работы учащихся – беседа, д/игра, выполнение игровых физических упражнений, чтение стихов.

    Необходимое техническое оборудование – личный компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

    Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

Вводная

Беседа с детьми,

д/игра «Назови»,

Показ слайдов (3,4,5,6,7,8)

Беседа с воспитателем,

10 мин

Основная

Рассказ воспитателя, игровые задания детям.

Показ слайдов (9 -24)

Игровые упражнения,

Физкультминутка.

Рассматривание наглядного материала

15 мин

Заключительная

Беседа с детьми,

руководство инсценировкой.

Показ слайдов(25-30)

Участие в инсценировке.

Беседа

10 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

презентация

презентация

Презентация «Защитники Отечества»

Предварительная работа:

    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    Рассматривание картины «Бородинское сражение».

    Чтение произведений о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

    Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне

    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Солтане».

    Посещение музея боевой славы.

    Экскурсия к памятникам героям войны 1812 года.

    Разучивание песен, танцев с военной тематикой.

    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», тематическое рисование к «Дню Защитника Отечества», «Поздравительные открытки к Дню Победы»

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации богатырей Древней Руси.

Активизация словаря :

Богатырь, русичи, былины, гусар, полководец, главнокомандующий, сражение, ветераны, Рейхстаг.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, 23 февраля наша страна отмечает праздник - День Защитника Отечества. Вы знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападение врагов. Ведь Россия - богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею, (слайд 3)

Еще в древние времена большой опасностью для русских земель были набеги врагов. Они разоряли на Руси села и города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства

И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – русичи, так в далекие времена звали наших предков – славян, (слайд 4) Славились русичи богатырской силой, храбростью и мужеством. Об их подвигах и силе слагались песни, сказки и былины.

А знаете – ли вы, ребята, русских богатырей? Назовите их (слайд 5)

Ответы детей:

В каких сказках (мультфильмах) мы встречаемся с богатырями? (слайд 6, 7, 8)

Ответы детей:

Много славных подвигов совершили русские люди, оберегая свою землю от врагов. В далеком 1812году на Россию напала армия французского императора Наполеона. Наполеон решил покорить Россию. Армия Наполеона была очень сильна и завоевала много стран. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы, (слайд 9)

Наполеон говорил, что если он возьмет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Но когда его армия вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. (слайд 9)

Кутузов умело вел бои. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве.

26 августа 1812 года Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Это сражение вошло в историю как Бородинское сражение, (слайд 10)

Только темная ночь остановила бой! Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

Но потери русских солдат были огромны, и тогда Кутузов приказал отступать, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу.

Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать, когда явятся русские, но никто не пришел на поклон. Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир, но никто ему мира не предлагал, (слайд 11)

Ничего не оставалось Наполеону, как только покинуть Москву. Под селом Тарутино Кутузов разбил французскую армию. Последний бой был дан на Смоленской дороге. Так закончилось нашествие Наполеона, (слайд 12)

Воспитатель: д\и «Отгадай»

Ребята, отгадайте, какой из этих солдат принимал участие в Бородинском сражении? (слайд 13)

Ответы детей : картинка №4

Воспитатель: Чтобы защищать Родину, воин должен многое уметь, а главное быть сильным. Как стать сильным?

Ответы детей : Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку по утрам и т. д.

Физкультминутка (слайд14)

Богатырь он вот каков: (показывают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал (имитация действий)

На границе стоял

Зорко, зорко наблюдал

Подрастаем мы, смотри

Станем, как богатыри

Воспитатель: Спустя много лет началась еще одна война – Великая Отечественная 1941-1945 годов. Война с фашисткой Германией. Гитлер, как и Наполеон, хотел завоевать весь мир, покорить нашу Россию, Москву, (слайд 15) звук

Но не суждено было сбыться мечтам врагов. Наш народ одержал победу.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатства нашей страны, а мирных людей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика. (слайд 16-19) звук

В те дни появилась такая песня – призыв «Вставай, страна огромная /Вставай, на смертный бой, / С фашисткой силой темною, / С проклятою ордой».

(Звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Это была жестокая, принесшая нашей стране много горя и большие разрушения война. Кто из вас, ребята, знает об этой войне, слышал от взрослых, видел в кино? (высказывания детей)

Воспитатель: (д\и «Назови и покажи»)

какие вы знаете виды военной техники времён Великой Отечественной войны (слайд20)

Я, предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

    Какими наградами за заслуги перед Родиной награждают защитников Отечества? (орденами и медалями)

    Какое оружие называется женским именем? (катюша) (слайд 21)

    Какое звание было присвоено столице нашей Родины Москве, и городу Смоленску за героизм и мужество в Великой Отечественной войне? (город-герой)

    Какое звание было присвоено нашему городу? (знак воинской славы) (слайд22)

    Где было водружено Знамя Победы? (в Берлине, над рейхстагом) (слайд 23)

    Где проходил парад Победы? (в Москве, на Красной Площади)

    Отгадайте загадку:

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них – то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

(салют) (слайд 24)

Долгие 4 года воевали наши и другие народы с фашистами. И, наконец, 9 мая 1945 года одержали сокрушительную Победу над врагом. (слайд 25) звук

Если вы думаете, что это происходило давным-давно, то ошибаетесь. Еще живы те люди, которые участвовали в этих событиях. Конечно, сейчас они совсем старенькие, но если 9 мая вы выйдете на улицу, то обязательно увидите их с орденами и медалями. (слайд 26)

Те же, кто был детьми во время войны, будут без боевых наград, но и их вы узнаете по радостной улыбке - это тоже их праздник, они точно знают цену мирному небу над головой.

Но это и наш праздник, потому что он – история страны.

А чтобы помнить об этой истории люди устанавливают памятники и отмечают праздники. Герои живут среди нас, и не всегда различишь героя в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания.

На площадь приходим с цветами,

Бессменно солдат там стоит,

И Вечный огонь – наша память –

Всегда озаряет гранит. (В. Губарев) (слайд 27)

В нашей стране этот день – выходной, в Москве на Красной площади и в других больших городах в День Победы проводятся военные парады, вечером над всей страной раздаются самые мирные на свете взрывы – салют Победы. (слайд 28-29)

И, сегодня, в наши дни, защитники Отечества защищают нашу Родину – Россию. Многие наши мальчики, когда, вырастут, станут военными и будут служить в армии, чтобы защищать Родину. (слайд 30)

Мы играем, мы играем,

Мы – пехота, моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что, когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдем.

На границу и в саперы,

В летчики, в подводный флот.

Подрастем мы очень скоро,

А пока игра идет.

(песня «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, сл. В.Малкова)