Программа железновой. Суть и значение методики Железновой «Музыка с мамой. Примеры поурочных планов для педагогов

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.

С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Создание методики «Музыка с мамой»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Принципы методики

1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Серии дисков для малышей

Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.

Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно.

Диски с колыбельными - русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.

Диски с песенками–потешками - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких - «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.

Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».


Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №11»

п. Ванино


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«ИГРОГРАД»

Конспект открытого занятия

Тема: «Игроград»

Цель: развитие взаимодействия сенсорных и моторных компонентов психической деятельности

Задачи: дидактическая – закрепить полученные знания и обогатить двигательный

опыт через игровую деятельность;

коррекционная – развивать слух, речевую память, устойчивое внимание;

воспитательная – воспитывать положительные эмоции и чувства.

Предварительная работа: *проработана литература

*подобраны фонограммы

*заучивание стихов, песен

*создание наглядной мультимедийной продукции (презентации)

Оборудование: *музыкальный центр

*мультимедийная доска

*игровой реквизит

Ресурсы : Серия развивающих игр - www.m-w-m-ru

Ход занятия:

I .Организационный момент

Воспитатель протягивает руку ладонью вверх и приглашает детей положить правую руку на его ладонь. Все дружно произносят стих:

«Вот закончилась Игра

Заниматься нам пора!

Здравствуйте!»

II .Введение в тему

Воспитатель:

Ребята, я вас удивлю, сегодня на занятии, мы с Игрой прощаться не будем! Мы с вами отправляемся в волшебную страну «Игроград»! (на экране видео заставка «волшебная страна»)

III .Основная часть

Воспитатель:

Ребята, обратите внимание на сказочный Сундук! Интересно, что же там храниться? Я сейчас одним глазком взгляну и вам расскажу (воспитатель выражает своё удивление, заглянув в сундук и вынимает из него колокольчик и дудку), интересно что же это у меня в руках? (ответы детей), а какой волшебной силой они могут обладать? (ответы детей: колокольчик – звенит; на дудке можно играть). Мы сейчас с вами в этом убедимся.

Игра «Колокольчик и Дудка»

(коррекционно-развивающие цели: создание доброжелательной атмосферы, развитие внимания)

Дети двигаются по кругу. Если воспитатель зазвонил в Колокольчик – дети должны присесть, если заиграла Дудка – дети должны остановиться.

Воспитатель:

Ребята, как можно назвать колокольчик и дудочку? (ответ детей: музыкальные инструменты)

Воспитатель:

Ребята, а кто хочет посмотреть, что ещё в нашем сундуке? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку- кота)

Игра «Как Кот хозяйничал»

(коррекционно-развивающие цели: расширение эмоционально-чувственного опыта, формирование умения распределять внимание в процессе деятельности)

Жили-были девочка Катя и кот Вася

Вот как-то раз Катя и говорит: (пальчиком указывает)

«Я в магазин схожу, а ты хвостиком пол подмети

Вот так, вот так (рукой имитируется подметание пола с разных сторон)

Лапкой пыль везде вытри (имитация-вытираем пыль)

И здесь, и здесь»

Сказала и ушла

Вот Катя домой вернулась, и видит

Коза в огороде капусту ест (жуём как козы)

Куры на кухне хлеб клюют (пальчиками стучим по полу)

Мышки на столе конфеты грызут (грызём как мышки)

А кота нигде не видно

Стала Катя по дому бегать, котика искать

А Вася спит и носиком сопит, мурлыкает тихонько (лечь, положить руку под голову)

Воспитатель:

Ребята, как звали хозяйку кота? Как звали кота? Кот какой – опишите? (ответ детей: хозяйка Катя, кот Вася; кот ленивый)

Воспитатель:

Ребята, а кто следующий заглянет в наш волшебный сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-пчёлку)

Игра «Пчёлки» - пальчиковая гимнастика

(коррекционно-развивающие цели: развитие мелкой моторики, обогащение сенсорными впечатлениями)

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывает в «улей». Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими - «пчёлки летают»)

Воспитатель:

Ребята, где был домик пчёлки? (ответ детей: на ёлке)

Воспитатель:

Ребята, кто ещё заглянет в наш сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-паучок)

Игра «Паучок» - пальчиковая гимнастика

(коррекционно-развивающие цели: развитие внимания и способности сосредотачиваться)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям/полу. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным. «Паучки» ползают на голове.)

Воспитатель:

Ребята, в какую погоду гуляли паучки? (ответ детей: в солнечную)

Воспитатель:

Ребята, у нас в сундучке ещё что-то есть? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-мячик)

Игра «Шарики»

(коррекционно-развивающие цели: развитие пространственного мышления)

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Наши шарики берём

И трясём, трясём, трясём

Ведь каждый шарик не простой

С горохом, рисом и крупой

Поднимите шарик свой

Высоко над головой

На носик можно положить

Но только чур не уронить

Наши шарики берём

И трясём, трясём, трясём

Ведь каждый шарик не простой

С горохом, рисом и крупой

Шар перед собой кладём

И вокруг него идём

И даже можно проскакать, но только шар не задевать

Наши шарики берём

И трясём, трясём, трясём

Ведь каждый шарик не простой

С горохом, рисом и крупой

Прыгай, прыгай, высоко

Прыгать с шариком легко

Так прыгай, прыгай веселей

И даже ножек не жалей

Наши шарики берём

И трясём, трясём, трясём

Ведь каждый шарик не простой

С горохом, рисом и крупой

На ладошке шар несём

И другой ладошкой бьём

И дружно говорим слова

И раз, и два, и раз, и два

Воспитатель:

Ребята, положите мячики справа, слева, перед собой, около себя, за собой? Какие игры с мячом вы знаете? (ответ детей)

Воспитатель:

Ребята, а кто ещё не заглянул в наш волшебный сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-жираф)

Игра «У жирафов» - массаж

(коррекционно-развивающие цели: развитие устойчивого внимания, обогащение тактильными впечатлениями)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("собираем складки" - щипает себя)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).
Воспитатель:

Ребята, где живут жирафы, слоны и зебры? (ответ детей: в Африке)

Воспитатель:

Ребята, а кто следующий заглянет в наш волшебный сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-яблоко)

Игра «Яблонька»

(коррекционно-развивающие цели: развитие внимания, памяти и мышления)

В саду росла яблонька (дети сидят и постепенно поднимаются во весь рост)

С красивыми белыми цветами (играют пальчиками рук)

На цветы прилетали пчёлы (отмахиваются от пчёл)

Потом лепестки облетели (опускают поочереди кисти рук, предплечье)

И на ветках стали расти маленькие яблочки (в руке показывают красный мячик)

Каждое утро к яблокам прибегал ёжик (игрушка-ёжик)

И смотрел на яблоки

Однажды, ночью подул сильный ветер (наклоны рук, тела в разные стороны)

Яблоки стали падать на землю (мячики падают на пол)

Утром прибежал ёжик

И стал грызть самое большое яблоко (ёжику предлагают красные «яблоки»-мячики)

Воспитатель:

Ребята, как росли яблочки? В какое время года прибежал ёжик за яблочками? (ответ детей: осенью)

Воспитатель:

Ребята, а кто следующий заглянет в наш волшебный сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-руль)

Игра «Автобус»

(коррекционно-развивающие цели: развитие речи, двигательных навыков)

Вот мы в автобусе сидим (1)

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим (2)

Всё глядим!

Глядим назад, глядим вперёд (3)

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везёт (4)

Не везёт?

Колёса закружились (5)

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат (6)

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим (7)

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт (8)

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

1 – покачиваемся

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони

4 - пожимаем плечами.

5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников») .

7 - «крутим руль» и бибикаем.

8- подпрыгиваем на мячах

Воспитатель:

Ребята, кто едет в автобусе? Кто ведёт автобус? Кто продаёт билеты? (ответ детей: пассажиры, водитель, кондуктор)

Воспитатель:

Ребята, у нас в сундучке есть ещё волшебные предметы, кто следующий заглянет в наш сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку- фартук)

Игра «Помощники»

(коррекционно-развивающие цели: развитие музыкального слуха, ритма, активной речи; коррекция лени)

А ну-ка, за дело живей (одевается фартук)

Работа пойдёт веселей

Увидят взрослые сейчас

Как трудится каждый из нас

Пыль мы везде вытираем (рукой имитируем протирание пыли)

И даже на стул залезаем (имитация-встаём на стул)

И тут протрём, и там протрём (протираем пыль с разных сторон)

Везде эту пыль соберём

Утром цветы поливаем (имитация поливки цветов из лейки)

И это мы не забываем

Цветок один, цветок другой (поливаем цветы с разных сторон)

Польём мы прохладной водой

Пол подметать обожаем (имитация веника в руке-подметаем пол)

И три раза в день подметаем

Метём, метём

Ни капельки не устаём

И очень скоро посуду

Я сам мыть без помощи буду

Смотрите как (моем тарелки-круговыми движениями, споласкиваем и ставим на полочку)

Вот так, и вот так, и вот так

Воспитатель:

Ребята, кого называют «наши помощники»? А как можно назвать такую хозяйку? (ответ детей: ручки; трудолюбивая)

Воспитатель:

Ребята, а кто следующий заглянет в наш волшебный сундук? (воспитатель приглашает одного ребёнка, который может взять из сундука игрушку-червячок)

Игра «Червячок» - пальчиковая гимнастика

(коррекционно-развивающие цели: развитие внимания, способности сосредотачиваться)

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь - а червячков уж нет!

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Воспитатель:

Ребята, от кого прятались червячки? (ответ детей: от вороны)

Воспитатель:

Ребята, наш сундук почти пуст, но остался ещё один волшебный предмет кто нам его достанет? (воспитатель приглашает последнего учащегося достать из сундука игрушку-Баба-Яга)

Игра «Весёлые страшилки»

(коррекционно-развивающие цели: артикуляционная гимнастика, коррекция страха)

(под музыку дети строят друг-другу смешные рожицы)

Воспитатель:

Ребята, как можно назвать страшилки? (ответ детей: смешные, весёлые, забавные)

IV .Заключение

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Игроград». Вам понравился город «Игроград»? (ответы детей) Какие игры понравились вам? Ребята, но наш волшебный Сундук не пуст. Мы ещё сюда вернёмся? (ответы детей) Нам надо успеть ещё раз побывать в «Игрограде», пока мы не выросли! (детям предлагается взять игрушки и проститься с «Игроградом» - на экране видео заставка «волшебная страна») Мы прощаемся и возвращаемся Домой!

Список использованных материалов:

1.Серия развивающих игр – www.m-w-m-ru

Семинар «Музыка с мамой®»

Для кого:
Семинар адресован педагогам раннего развития, педагогам дополнительного образования, педагогам-музыкантам, монтессори-педагогам, детским фитнес-инструкторам, логопедам и коррекционным педагогам, а также всем тем специалистам, которые хотели бы работать по методике «Музыка с мамой ®» или дополнить свою программу нашими материалами.

Кто проводит семинар:
Ведущая семинара - Екатерина Железнова

Продолжительность семинара:
2 дня, 12 академических часов

Дистанционный семинар:
5 академических часов видео-курса
Ответы на вопросы

Содержание семинара:
Как и большинство педагогов-музыкантов, занимающихся с дошкольниками, на занятиях «Музыка с мамой ®» мы стремимся не только раскрыть музыкальные способности детей, но и обеспечить их общее развитие средствами музыки. На семинаре «Музыка с мамой ®» мы будем говорить об особенностях организации комплексных музыкально-ритмических занятий с детьми от 9 месяцев до 5 лет.

  • Мы рассмотрим следующие виды комплексной музыкально-ритмической деятельности:
  • Игры для начала и завершения занятия: приветствия, разминки, заключительные упражнения и прощания.
  • Игры для развития моторики и активизации речи: пальчиковые игры, жестовые игры, игровой массаж.
  • Игры для физкультминуток: подвижные игры, ритмика, коммуникативные игры и танцы.
  • Песенки и игры для развития речи и вокальных навыков.
  • Сказки для элементарной театрализации: сказки-шумелки, сказки-подражалки, сказки-щекоталки, музыкальные сказки.
Документы:
Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении семинара «Музыка с мамой ®» (12 часов)

Тренинг «Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха»

Для кого:
Это тренинг предназначен, в первую очередь, для педагогов-музыкантов, которые проводят групповые и индивидуальные музыкальные занятия с детьми от 1 до 5 лет. Но и мамы малышей на этом тренинге смогут узнать много интересного и полезного для развития музыкальных способностей своего ребенка.

Кто проводит тренинг:
Ведущая тренинга - Екатерина Железнова

Продолжительность тренинга:
1 день, 4 академических часа

Дистанционный тренинг:
2 часа видео-курса Ответы на вопросы

Содержание:
Опираясь на наш многолетний опыт групповых и индивидуальных занятий мы разработали специальный курс «Школа абсолютного слуха». На тренинге вы узнаете:

  • Как развивать музыкальные способности детей
  • Как в игровой форме познакомить малышей с нотами и развивать слух
  • Как научить детей петь по нотам и играть первые песенки
  • Как использовать компьютерный тренажер «Школа абсолютного слуха» для индивидуальной работы и работы в мини-группах
Документы: Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении тренинга «Музыка с мамой ®»: Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха» (4 часа)

Вебинар «Музыка с мамой ®» для родителей

Мы приглашаем участвовать в вебинаре родителей и малышей от 3 месяцев. Даже если у вас нет музыкального образования, вы сможете развить музыкальные способности ребенка и обеспечить увлекательный и полезный музыкально-игровой досуг.

На вебинаре мы поговорим о том:

  • Как организовывать и проводить музыкальные занятия дома
  • Какое оборудование необходимо для занятий
  • Какой репертуар и какие пособия вам понадобятся
  • Как заниматься по комплекту «Домашняя студия Музыка с мамой ®»
  • Каких результатов вы сможете добиться

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.

Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.

Несколько слов о Железновых


Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Особенности методики Железновых


В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .

Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.

Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:

  • улучшить общее физическое развитие;
  • развить музыкальный слух и память;
  • сформировать навыки общения;
  • научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.

Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.


Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.

Первые игры с малышом
- Когда начинать играть с малышом?
- Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры. Не случайно такие игры есть в каждой стране, у каждого народа. Как бы само собой возникает желание развлекать ребёнка, говорить с ним приподнятым тоном, весело, нараспев. Песенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, радуют малышей и одновременно развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают к определённой дисциплине. Ребёнок постепенно запоминает многократно повторяющиеся мелодии и слова, у него появляется желание "подпевать". Во время игры тренируется навык быстрого реагирования на ситуацию и слова взрослого, формируется уверенность в себе. Малыш постепенно привыкает "соблюдать" правила игры, а развитие мелкой моторики способствует хорошему общему развитию, в том числе овладению речью.
- Что представляют собой первые игры?
- Самые первые песенки-игры напоминают массаж. Продолжительность этих игр на первом месяце жизни 2-3 минуты. Малыш должен видеть ваше лицо. Поглаживайте ручки ребёнка от пальчиков к плечам, а ножки - от ступней к бёдрам. Гладьте очень осторожно. Приговаривайте или подпевайте в такт движениям. Есть народные песенки-игры, похожие на пассивную гимнастику, их можно проводить со второго месяца жизни. Движения выполняются в удобном для малыша темпе с помощью взрослого. Первое время не следует пропевать песенки более двух раз подряд. Общее время занятий - не более 5 минут. Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите "помочь маме поиграть".
- Как часто обновлять репертуар?
- Выбрав 4-5 песенок-игр, вы должны ежедневно выполнять их, стараясь развеселить малыша. Вы можете переписать их на аудиокассету в удобном для вас порядке и с необходимым количеством повторов (от 2 до 4). Также полезно выучить песенки и петь их самой под фонограмму, играя с малышом. Каждый месяц рекомендуем добавлять к практикуемым играм 2 - 4 новых и одну, наиболее понравившуюся, оставлять в вашем "репертуаре" для ежедневного использования.
Материал: компакт диски «Ладушки», «Первые уроки», «Мишка с куклой».

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока», «Дождик» с аудиокассет «Десять мышек» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.
Материал: компакт диски «Ладушки», «Десять мышек», «Первые уроки».

Показ игрушки с пением.
-Когда начинать?
- С трёх месяцев. Занятия лучше проводить в течение 2-3 минут. Показ игрушки с пением - это форма слушания музыки, доступная для самых маленьких детей.
-Какие нужны пособия?
- Используйте для показа подходящие по содержанию песенок игрушки, куклы. Используйте песенки с аудиокассеты «Песенки - инсценировки», циклов "Ладушки", "Азбука-потешка", "Катенька и котенька".

- Малыш должен видеть ваше лицо. Если не поёте, а проговариваете текст песенки - подчёркивайте ритм, игрушка во время показа должна двигаться. Можно показывать, наклонившись над лежащим ребёнком, или вести игрушку у края кроватки. Чтобы ребёнок повернул голову, начинайте или заканчивайте пение и показ сбоку от его головы Ребёнка постарше можно держать на коленях или посадить рядом. В конце игры дайте возможность малышу поиграть с игрушками, которые вы ему показывали. На аудиокассете «Песенки - инсценировки» вам предложены варианты показа игрушек с пением. Из циклов «Азбука-потешка» или «Катенька и котенька» выберите наиболее понравившиеся и удобные для показа.
Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука-потешка", "Мишка с куклой».


- Ребёнок подрос. Как продолжать занятия?
-Чтобы привлечь внимание малыша 5-6 месяцев к звукам, можно играть в "прятки": искать вместе звучащий предмет или игрушку.
-Как проводить занятия?
1. Игрушку, например утёнка, поместите за спиной малыша и когда утёнок "крякнет", побудите ребёнка повернуться и взять игрушку.
2. В картонную коробку поместите утёнка или другую "говорящую" игрушку. Вырежьте часть картонной стенки. Пусть игрушка будет немного видна. После "кряканья" покажите ребёнку, как поднять коробку и взять игрушку в руку.
3. Постепенно усложняйте задание. Те предметы, которые могут звучать без вашей помощи, спрячьте в комнате (приёмник, магнитофон, будильник, музыкальная шкатулка, и.т.д.). Привлекайте внимание ребёнка к звуку, ищите вместе с ним, если сразу не найдёт - помогите. Для игры выбирайте наиболее интересные для малыша предметы и игрушки, говорите короткими фразами - только чтобы поддержать интерес. Если замечаете усталость или недовольство ребёнка - помогите найти побыстрее.
Материал: Звучащие игрушки, Звуковые заставки на компакт диске "Азбука - потешка"

Узнавание картинок по звукам.
- Когда начинать эти упражнения?
- К этому разделу следует переходить после того, как ребёнок научился имитировать звуки, которые издают игрушки, повторять за вами: "Бе", "My", "Ав" и т.п. Малыш начал узнавать шумовые и детские музыкальные инструменты по звучанию, проявлять интерес к рассматриванию книжек с картинками, играть с фигурками зверей.
- Что нужно для занятий?
- Картинки животных, машин, звучащих предметов, фотографии знакомых детей и взрослых.
- Как заниматься?
- Запишите на магнитофон интересные для малыша звуки и голоса. Выберите для прослушивания самое доступное для различения, например часы, голос бабушки и гудок машины. Привлеките внимание ребёнка, покажите две-три фотографии, рисунки со словами: "Смотри (показываете картинки), а теперь послушай; это часы, машина, голос бабушки". Можно прослушать запись несколько раз. После этого прослушивайте звуки отдельно, ребёнок должен показывать соответствующую картинку. Изобразите бурную радость, если ребёнок как-то показал, что узнал.
- А потом?
- Через несколько дней поменяйте картинки и соответствующие записи на аудиокассете. Не торопитесь, первое время не выкладывайте перед ребёнком более двух предметов или картинок.
- Какие задания можно предложить дальше?
Постепенно меняйте пары, выкладывайте предметы по 3-4. Если не получается, вернитесь к более лёгкому этапу. Примерно после одного года можно перейти к песенкам с картинками. Используйте для этого аудиокассету, книги "Азбука-потешка" и "Катенька и котенька".
Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука - потешка"

Музыкальные занятия «по картинкам».
- Когда начинать показывать на занятиях иллюстрации из книжек "Азбука-потешка"?
- Обычно после 10 месяцев. Такая деятельность по силам ребёнку, если он, слушая песенки, может следить за показом игрушек более 5 минут и пробует имитировать "голоса" животных и другие звуки. Проследите, чтобы малыша ничто не отвлекало. Занимайтесь не более 2-3 минут.
- А как заинтересовать малыша книгой?
- Садитесь с ребёнком у стола с музыкальным инструментом (металлофоном, ксилофоном, синтезатором) или у пианино. Рассказывайте малышу содержание картинок максимально просто, короткими фразами. Персонажей указывайте. Изображайте звуки, которые издаёт предмет или зверь, старайтесь рассмешить малыша. Чередуйте рассказ с пением соответствующих песенок. Если играть не на чем или вы не умеете, пойте и ритмично стучите под фонограмму. Не беспокойтесь, если ребёнок не реагирует, и показывайте, что рады, если он проявляет интерес. Песенки из "Азбуки-потешки" легко поются на какой-нибудь один простой слог ребёнком, который только учится говорить. На фонограмме имеются "голоса" животных и шумы, которым с удовольствием подражают дети. Рассматривание иллюстраций и прослушивание подготовят детей к участию в играх. С помощью "Азбуки-потешки" вы легко познакомите малыша с буквами и произношением звуков. Дети без труда, подражая артистке, споют песенки, называя ноты. Позже это облегчит знакомство с клавиатурой.
Материал: компакт диски "Мишка с куклой", "Азбука".

Танцевальные движения под музыку
- Когда начинать?
- С 3-4 месяцев можно танцевать с ребёнком на руках под плясовые песенки из музыкальной сказки "Катенька и котенька", такие как "Ах вы сени", "Во саду ли", "Качели" и другие. Напевая песенки (или под фонограмму), придумывайте и демонстрируйте движения кукол, игрушек. Ребёнок заинтересуется. Ряд игр с движением для самых маленьких предложен на аудиокассетах «Первые уроки», «Мамины уроки».
- Как танцевать с малышом?
- Не рекомендуем устраивать "танцы" сразу после пробуждения ребёнка, после приёма пищи или при посторонних людях, в незнакомой обстановке. Во время "танца" ребёнка можно покачивать, наклонять, подбрасывать, кружиться вместе с ним. Если вы придерживаете ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, не забывайте напевать песенку.
- Как изменятся танцы, когда малыш подрастёт?
- Уже в 8 месяцев при правильном музыкальном воспитании ребёнок пытается делать движения в такт музыке. После года он пытается танцевать самостоятельно. Вам следует танцевать рядом с малышом, показывая, как топать ножкой. Поддерживая за руки, помогать идти боковым приставным шагом и кружиться, ходить вперёд и пятиться. Помогите малышу "подпрыгивать", ходить на месте, раскачиваясь. Показывайте новые простые движения, напоминайте любимые. Можно попросить малыша поучить вас танцевать и копировать его движения. Некоторые движения могут носить изобразительный характер, его вам подскажут тексты песен. Учите танцевать с куклой или игрушкой, для малыша это бывает намного интереснее, чем танцевать одному. Малыш быстрее учится, если в "танцах" принимает участие ещё один взрослый или ребёнок.
Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Аэробика для малышей", подборка народной музыки.

Развитие чувства ритма.
-Как проявляется чувство ритма у малыша?
- Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку.
- Какие виды занятий развивают чувство ритма?
- Массаж с пением, который можно начинать с первого месяца жизни, гимнастика с пением - со второго. Выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого на шумовых и детских инструментах - с четвёртого, пятого месяца. Гимнастика, предложенная на аудиокассете «Гимнастика для мам и малышей» - начиная с года. - Часть песенок из цикла "Ладушки" специально предназначена для развития чувства ритма. Песенки из "Азбуки-потешки", короткие и простые, при медленном пении на один слог и отстукивании ритма ладошкой, ножкой или подходящими предметами позволяют сосредоточиться на ритме. Например, в песенке "Дон-дон" можно стучать ложкой по чашечке или сковородке, а в песенке "Аты-баты" - идти куклой по столу. Многие песенки из сказки "Катенька и котенька" имеют танцевальный аккомпанемент, и под них стучать веселее. Рекомендуем фонограмму песенок "Катеньки и котенька", а также «Кошкин дом» прослушивать в разных вариантах:

1. Звучит только голос артиста. Взрослый подпевает и помогает стучать ребёнку.

2. Звучит только аккомпанемент. Взрослый поёт (вместо артистки) или проговаривает текст песенки и помогает стучать ребёнку. Стучать надо в такт, то есть под музыку, равномерно. Для занятий расставьте или развесьте набор "инструментов": колокольчиков, стаканчиков, чашечек, тарелочек, кастрюлек, бутылочек, ложечек, палочек и т.п. Ряд игр для развития ритма у малышей раннего возраста предложен на аудиокассетах «Мамины уроки», «Первые уроки». Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой. Различные виды музыкальной деятельности способствуют этому - слушание музыки, пение, песенки-игры, танцевальные и ритмические движения, а позже - игра на музыкальном инструменте.
Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Ладушки", «Кошкин дом», «Гимнастика для мам и малышей»

Подготовка к пению.
-Когда можно начинать занятия?
- Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни, Большой выбор таких песен вы найдёте на аудиокассете. Побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев.
- С чего начинать занятия?
- Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте ребёнку свой восторг от его вокализаций. Побуждайте продолжать. Попробуйте использовать самодельный рупор. Играйте в "попугаев": весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте реакцию ребёнка: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; "поёт" более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в "репертуаре" ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.
- А если ребёнок замолкает?
- Не удивляйтесь. Некоторые дети предпочитают лепетать, когда остаются одни.
Материал: компакт диски «Азбука», «Первые уроки» №10,15, «Мамины уроки» №24, «Первые песенки».

Звукоподражание.
- Когда начинать занятия?
- После того как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать "голосу" животного или другому звуку.
- Что понадобится для занятий?
- Подберите рисунки или фотографии животных, птиц, а также предметов, которые "издают" интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг "Азбука-потешка", подберите их сами исходя из выбранного вами песенного материала.
- Что учитывать, выбирая картинки?
- 1. Учитывайте, узнают ли дети предметы и животных.

2. Какие звуки малышу наиболее интересны?

3. Какие звуки дети легко воспроизводят?
- Как заниматься?
- Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или зверь, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее ребёнок начнёт копировать. Например: "Вот собачка! Собачка говорит: «Ав-ав!»" Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам. Когда ребёнок научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть, ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет, помогите. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.
- Как ещё можно помочь?
-Ребёнку легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка.
-Мой ребёнок очень неусидчив, легко отвлекается.
- Старайтесь пользоваться красочным и ярко раскрашенным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время «Уроки» должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно справлялся: продолжительность одного задания составляет приблизительно 30 секунд, всего должно быть не более трёх заданий. Гуляя на улице, предложите ребёнку повторить интересные и несложные для него звуки (ворона, кошечка, собачка, гудок машины).
Материал: Звуковые заставки компакт дисков "Азбучки", "Весёлых уроков".

Развитие слуха.
- С какого возраста следует давать малышу погремушки?
- Со 2-3 месяца. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию.
- Что кроме погремушек можно использовать для такого "музицирования"?
- Любые колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Делайте погремушки сами: коробочки, флакончики и бутылочки с рисом, горохом, камушками. Подвешивайте их так, чтобы малыш мог дотянуться. Время от времени следует играть при ребёнке или помогать играть малышу.
- Сколько этим заниматься?
- По 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно привязать погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели. - Какие ещё инструменты можно использовать?
- Бубны, трещотки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы ребёнок не начал бояться "музыки". Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.
-Как играть?
- Играйте настолько разнообразно, насколько возможно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, прибавляя громкость и затихая, ритмично и без какого-либо ритма. Играйте то на одном инструменте, то на другом.
- Как заниматься?
- Прежде всего обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышам, разговаривайте с ними, особенно если они реагируют на "музыку". Расскажите малышу, какие звуки особенно нравятся вам, почему нравятся, как они получаются.
-
Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?
- Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля. Наиболее удобна для свободного музицирования народная музыка (и не обязательно только русская). Отбивайте ритм, подпевайте, подыгрывайте, если умеете. Только не включайте очень громко, и 5 - 6 минут вполне достаточно.
Материал: компакт-диски «Наш оркестр», «Кошкин дом», Десять мышек»

«Игра» на шумовых и детских музыкальных инструментах.
- С какого возраста?
- С 8 - 9 месяцев.
- Что нужно для проведения занятий?
- Какие-нибудь звучащие игрушки или предметы, из которых дети уже научились извлекать нравящиеся им звуки. Запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку предметов - это могут быть игрушки, кухонные принадлежности и посуда, самодельные, детские или профессиональные музыкальные инструменты. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.
- Как заниматься?

1. Положите перед малышом два предмета, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.

2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.

3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда малыш начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.
- Что можно предложить малышу, когда он познакомится с инструментами?
- Попробуйте сами сыграть "дождик капает", "цыплята клюют", "выстрелил охотник" и т.д. Удобно воспользоваться звуковыми эффектами и песенками из фонограммы "Азбука-потешка". Когда ребёнок понаблюдает, как вы играете, предложите ему, чтобы он помог. Малыш не только будет повторять ваши приёмы, но и придумает что-то своё. Тут же можно спеть или сыграть соответствующие воспроизводимым "эффектам" песенки из цикла "Азбука-потешка", «Кошкин дом».
-Я заметила, что ребёнку хочется сыграть песенку на синтезаторе самому, как ему помочь?
- Пусть "играет" вашим пальцем. Получится, что он "играет" как бы сам. Малыш чувствует и видит движение мелодии, учится "играть" ритмично, привыкает к клавишам. Пробует "подпевать" во время игры. Для "игры" на инструменте и подпевания выбирайте самые несложные песенки из цикла "Азбука-потешка".
Материал: компакт-диски «Азбука-потешка», «Кошкин дом», подборка народной музыки.
Если малышу 2 года.
Общие советы:
-Что делать, если я не занималась с ребёнком до 2 лет?
- Вашему ребёнку будет интересно и полезно позаниматься с материалом, рекомендованным для детей более раннего возраста. Когда ребёнок начнёт уверенно выполнять предложенные задания, переходите к более сложным.
- Что характерно для ребёнка, продолжающего занятия?
Пробуждающееся стремление малыша к самостоятельности требует от родителей тщательной подготовки к занятиям. При подборе игрового и учебного материала следует учитывать вкусы ребёнка, время от времени обеспечивать "демонстрацию" успехов ребёнка членам семьи и друзьям. Как мы уже сказали, переходить к более сложным заданиям надо только тогда, когда ребёнок легко справляется с предыдущими.
-Как организовать занятия с малышом?
1. Подавайте ребёнку пример - занимайтесь и играйте сами.

2. 1-2 раза в день прослушивайте фрагменты фонограммы, записанной на аудиокассету, иногда подпевайте, тогда песенки легко запоминаются и разучиваются. Для развития слуха в раннем детстве очень важно пение матери.

3. Следует определить ближайшие цели музыкального развития вашего ребёнка (раздел "Проверка уровня музыкального развития детей и планирование занятий").

4. Первое время занятия проводятся несколько раз в день по 2-5 минут. Для занятий выбирайте время, когда ребёнок не устал, у него хорошее настроение. Заниматься нужно, когда ребёнка не будет никто отвлекать.

5. Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте, не показывайте своего разочарования.

6. Заниматься следует регулярно. Ребёнок, который занимается ежедневно 30 минут, будет развиваться гораздо быстрее, чем тот, с которым занимаются 2-3 раза в неделю по 1 часу.

7. У маленького ребёнка в первое время может не быть видимых успехов, да и потом бывают периоды, когда взрослому кажется, что ребёнок "стоит на месте". Надо продолжать работу по различным направлениям, оформлять задания по-другому, давать новый материал той же трудности, не спешить. Оценить успехи и обнаружить пробелы помогут краткие записи о занятиях с ребёнком, в которых вы отметите: форму заданий, песенный репертуар, время занятий и поведение малыша. Очень важно, чтобы малыш увидел, как вы занимаетесь с другим ребёнком. Занятия должны проходить оживлённо, весело. Используйте игрушки, кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия - придумывайте свои игры.
Материалы для занятий с малышами от 1,6 лет:
-«Весёлые уроки» -«Забавные уроки» -«Аэробика для малышей» -«Игровая гимнастика для малышей» -«Пластилиновая азбука» -«Песенки-бусинки» - «Десять мышек» -«Игры для здоровья»

Развитие чувства ритма.
-Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?
- Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.
- Какие используются упражнения?
- Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия.

1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

2. Проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.

5. Пение под фонограмму без выполнения движений.

6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "Аты-баты"- идти пальчиками по столу, "Бабка-ёжка" - топать одной ногой или махать "помелом", "Воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.

8. То же с пением.

9. Ходьба по кругу с пением.

10. Ходьба по кругу с пением и хлопком (игровым движением) на каждый шаг или через шаг.

11. "Считалка" по кругу.

12. Проговаривание или пропевание песенки по ритмической записи в "Азбуке-потешке" на слоги "ти" и "та".

13. Ритмичное исполнение песенки на клавишном музыкальном инструменте. В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.
МАТЕРИАЛ: компакт-диски «Мамины уроки», «Весёлые уроки», «Игровая гимнастика», «Аэробика для малышей», «Кошкин дом», «Едет, едет паровоз», «Наш оркестр».

Пение.
- Насколько важно заниматься пением?
- Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети подпевают лёгкие песенки в двух - трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 100 песенок.
- Смогут ли родители помочь малышу петь чисто?
- Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Надо пропеть несколько раз под фонограмму, затем пропеть следом за записью по Фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы. Желательно, чтобы взрослый проиграл несколько раз эту песенку на синтезаторе или другом инструменте, пропевая мелодию нотами, потом словами. Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка. За 2-3 недели до разучивания песенки с ребёнком взрослый знакомит малыша с ней, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Песенки разучиваются в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка. Во время разучивания песенки взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку. Очень важно, чтобы ребёнок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке или спеть этот звук названием ноты. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше оно очень полезно. Удобно петь на слоги: "ма", "му", "ду", "ля", "та" и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребёнок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь "тоньше" или "толще", сыграйте эту ноту на инструменте, покажите, как спел он, а затем - как надо спеть. Важно помочь ребёнку лучше слышать свой голос.

Предложите ему несколько заданий:

1. Петь, закрыв одно или оба уха ладонями.

2. Петь с закрытым ртом.

3. Петь в резиновую трубку, направив один конец к уху (в концы трубки вставлены воронки).

4. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика. Если в песенке несколько нот - следует предварительно подстроиться голосом к каждой. Дети легко поют низкие звуки; "до", "ре", "ми". Более высокие ("тонкие") звуки многие дети сразу не могут спеть, так как их разговорный звуковой диапазон ниже. Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, "кукольным" голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь. Взрослый должен петь очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: "Пой тоньше, как куколка" или "Пой толстым голосом".
- Как удержать внимание ребёнка?
- Рекомендуем при разучивании песенок использовать наглядное пособие "музыкальный светофор". Полоска белой плотной бумаги или картона шириной 10-15 и длиной 60-80 см крепится к стене вертикально так, чтобы ребёнку было удобно доставать до верхнего и нижнего краев. На полоске рисуются на равном расстоянии 8 цветных кружочков. Нижний - красный, далее - оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и верхний - снова красный. Нижний кружок - диаметром 8-12 см, следующие равномерно уменьшаются так, что верхний имеет диаметр 1-2 см. В середине кружков - буквенное обозначение соответствующих нот. При пении взрослый "играет" по этим кружкам мелодию своей рукой или рукой ребёнка. Указания: "выше", "тоньше" благодаря "светофору" будут ребёнку понятнее. Полезно для развития слуха играть песенки на синтезаторе, повернув его так, чтобы клавиатура расположилась вертикально. Можно играть пальчиком ребёнка, подсказывать жестом или петь нотами.
- Надо ли петь на каждом занятии?
- Пением песенок следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Успех приходит в результате систематических упражнений. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка "выполняет" какие-либо действия, например, появляется и убегает зайка ("Охотник"), кукла ложится спать ("Гули-гули"), цыплёнок клюёт хлеб ("Цыплята") и т.п. Для музыкального развития детей следует показывать кукольные сценки на темы "Ладушки", "Азбуки-потешки" и "Катеньки и котеньки". Кукла или игрушка помогут спеть детям песенки и разыграть сказку. Благодаря тому что на аудиокассете запись аккомпанемента и пения разделена по каналам, есть возможность во время кукольного спектакля, концерта, в де