Проект "игры наших бабушек и дедушек". Проект (3 класс) на тему: Проект "Во что играли наши бабушки и дедушки"

Тищенко Алевтина
Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Актуальность.

Пожилой человек, это вовсе не старый,

Это значит, он пожил, мудрость обрёл.

Просто может быть так., немного усталый,

Ведь всегда за собой молодёжь вперёд вёл.

От души он делился опытом, знаньем,

Помогал нам советом, примером своим.

Так примите от нас «спасибо» с признаньем,

За ваш труд бескорыстный на благо страны!

Этот день отмечает, не только Россия.

В этот день славим всех, пожилых, мы людей,

И желаем вам старости только счастливой!

Быть здоровыми, полными новых идей!

"Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле?"

(Цицерон Марк Туллий)

Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но…Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

Для человека здорового, бодрого, полного сил, старость - понятие относительное. И в преклонном возрасте можно принести много пользы обществу и себе, если жить полнокровно. И не слушайте тех, кто говорит, что если вам за, то время упущено. Избежать старости нельзя, но и поддаваться, не сопротивляясь, не стоит Человек в силах отодвинуть ее на один другой десяток лет. Одни ощущают старость в 40 - 50 лет, другие и в 80 чувствуют себя молодыми. Все зависит только от нас самих. Учиться рациональному образу жизни не поздно в любом возрастном периоде.

День пожилого человека

Это добрый и светлый праздник, в который мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, т. к. он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей, а также проблеме демографического старения общества в целом.

Согласно данным мировой статистики, наше общество неизбежно стареет. Так, в 2002 году на десять человек приходился один шестидесятилетний, а к 2050 году это соотношение будет составлять уже один на пятерых. Ожидается, что треть населения мира к 2150 году будут составлять люди старше шестидесяти лет.

Нужно отметить, что изначально проблемы старения населения были актуальны исключительно в развитых странах. Но в настоящее время они волнуют и правительства развивающихся стран.

В этот день в центре внимания должны находиться проблемы пожилых людей: интересы одиноких пенсионеров, пожилых инвалидов и малообеспеченных пожилых граждан нашей страны. Традиционно большое внимание уделяется вопросам оказания им медицинской, материальной и социально-бытовой помощи.

Цель проведения Дня пожилых людей

Привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме демографического старения общества в целом, а также к возможности улучшения качества жизни людей преклонного возраста.

Возраст : 6 -7 лет.

Цель : Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Задачи :

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.);

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;

Знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о своей родословной, ориентировка в пространстве (справа, слева).

Тип проекта : практика - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)

История праздника «День пожилых людей»

«Моя дружная семья» (картина «Семья», рассказы о семье)

«Бабушка (дедушка) - мой лучший друг» - ИЗО д-ть.

«Моя родословная»

ОД ситуативные разговоры :

Как мы вместе отдыхали?

Как вы помогаете близким? (Игра «Хорошо - плохо»)

Игры - путешествия : «В деревню к бабушке»

Просмотр мультфильмов :

Репка - р. н. с.

Колобок - р. н. с.

Как у бабушки козёл - р. н. с.

Самое дорогое - р. н. с.

Курочка ряба - р. н. с.

Было у бабушки сорок внучат - А. Барто.

Морозко - р. н. с.

Бабушка Метелица - р. н. с.

Дед Мазай и зайцы - Н. Некрасов.

Встречайте бабушку - А. Курляндский.

Чтение художественной литературы :

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

«Волшебное слово» В. Осеевой.

«Дедуля» Т. Боковой.

«Бабушкины руки» Льва Квитко;

«Бабушка» Агния Барто)

«Бабушкин халат» Михаил Садовский

«Дедушка» Е. Дюк

«Моя бабуленька» Ольга Чусовитина

«Вместе с бабушкой» Наталья Майданик

«Мой дедуля» А. Чурбанова

«Моя бабушка» Наталья Майданик)

«Моя бабушка» Р. Рождественский

«Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова

Игры :

«Похвали бабушку, дедушку»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Нравственная делема»

Игры соревнования .

Педагогические игровые ситуации :

«Бабушкины (дедушкины) помощники»

«Бабушка (дедушка) заболела»

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

П/и «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Работа с родителями :

Сбор фотографий, материала по теме.

Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка».

Фотовыставка «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи».

Итоговое мероприятие : Праздник «Любимым бабушкам и дедушкам посвящается»

Ожидаемый результат : Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к людям преклонного возраста, углубят знания о своей родословной.

Публикации по теме:

Конспект занятия (аппликация) в средней группе к Дню пожилого человека «Цветы для бабушки и дедушки» Аппликация в средней группе на тему «Цветы для бабушки и дедушки». Занятие посвящено празднику «Пожилого человека».Воспитатель Копылова.

Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Составитель ТИХАНОВИЧ.

Вчера, к большому своему удивлению, прочитала в блоге Елены Ксеник о том, что с 2009 года 28 октября в России отмечают праздник бабушек.

Сценарий праздника ко Дню пожилых людей «Бабушки и дедушки - наши лучшие друзья» Сценарий праздника «Бабушки и дедушки – наши лучшие друзья» в разновозрастной группе (филиал, посвященный Дню пожилых людей Роли: ведущий,.

Сценарий семейного праздника в подготовительной группе «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки» в рамках Дня пожилого человека Сценарий семейного праздника «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!» /в рамках Дня старшего поколения/ 1Ведущая. Здравствуйте дорогие друзья.

Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Жили - были бабушка Лукерья дедушка Фома. Жили, поживали у них Лошадка, Корова,.

С чего все началось…
Меня зовут Лиза Паутова, мне 10 лет. Учусь я в Гимназии №1, в 5 «Б» классе города Полярные Зори Мурманской области. Семья наша большая: я, мама и бабушка Таисия Федоровна, а еще кот Кузя и пес Тихон. Моей любимой бабушке 76 лет. Она встречает меня со школы, кормит обедом. Вместе с бабушкой мы летом ездим в отпуск, я помогаю бабушке на нашей даче выращивать цветы.
Как-то раз я хотела выбросить кусочек черного хлеба, оставшийся от обеда, в мусорное ведро. Бабушка очень рассердилась на меня и сказала: «Эх, Лиза, не знаете вы теперь цену хлеба, не видели вы горя и не знаете голода, мы «дети войны» дорожили даже самой маленькой, черствой корочкой черного хлеба…»
Мне стало очень интересно, и я попросила бабушку рассказать о ее детстве. Со слезами на глазах она рассказывала, то, что смогла ребенком запомнить о тех ужасных временах, о послевоенном детстве.
Июнь 1941 года
Моя прабабушка Пятницкая Мария Семеновна родом из Ленинградского района, деревня Ирса. Бабушка Таисия Федоровна родилась на Ниве-2 Мурманской области. Но в 1941 году они жили большой семьей Пятницких в общем семейном доме в деревне Ирса. Когда бабушка, еще была маленькой девочкой, любила она широкие поля, березняк, деревья около дома казались огромными. Она часто залезала на большой сундук около окна и смотрела на улицу, ей было все интересно. И все это разом оборвалось, потому что пришла война. 22 июня 1941 года немецкие фашисты напали на советскую страну. На этот момент Тасе исполнилось 5 лет, ее младшей сестре Инне 3 года. Семья Таси с соседями убежали в лес, вырыли землянки и остались там жить. В землянках сделали печи, продукты вешали на деревья, чтобы звери не достали. Ловили в речке рыбу.

Захват деревни немцами

Зимой 1942 года фашисты добрались и до их деревни. Разозлившись, что деревня пустая, немцы полностью сожгли все дома и отправились на поиски жителей. На берегу реки им попался старик, он ловил рыбу. После страшных пыток рыбак привел врагов к людям. Уже наступила ночь и, не смотря на темноту и холод, фашисты выгнали всех из землянок на улицу. Люди были почти не одеты, кто, в чем спал, в том их и выгнали на холод. Немцы отобрали все, что им было нужно птицу, скотину, вещи. Врагам были нужны работники для тяжелых работ, чтобы расчищать дороги убирать снег, завалы после взрывов, убирать мертвых и т.д. Для этого женщин, стариков и детей сажали в товарные вагоны, в которых раньше возили скотину и возили по всей оккупированной России.

Путь под дулом автомата

Фашисты угоняли население за многие километры от родных мест. Не миновала эта учесть и жителей Тасиной деревни. Женщины, с малыми детьми на руках, ребятишки постарше, старики шли, не зная куда. Среди них были и Тася с младшей сестрой, мамой и тетей. Было так страшно, что личное семейное горе растворилось, затерялось в этой всеобщей боли и тоске людей, покидающих родное место, трудно было понять сейчас день или ночь. Жизнь была далеко, а смерть шла рядом. По дороге фашисты расстреливали немощных стариков и грудных детей вместе с матерями – тех, кто уже не мог идти. Наконец всех загнали в товарные вагоны и повезли. Поезд часто останавливался, и взрослых выгоняли на работу. Еды немцы не давали, и детям приходилось ходить в ближайшие населенные пункты и просить милостыню. На станциях искали питьевую воду, кипяток. Если ребенок не успевал, то товарняк уходил без него, так потерялось по пути много детей. По всей России люди видели разрушенные города и сожженные села, в которых уцелели только печные трубы. Часто останавливались на одном месте на несколько дней, недель, месяцев.
Этапы военной дороги
Бабушка рассказывала о том, как в одной деревне стояли очень долго. Люди расселялись, кто как мог. Есть, было, нечего не только пришлым, но и хозяевам этих домов. Питались гнилой картошкой, конским щавелем, крапивой, лебедой. Немцы часто пили кофе, а гущу от него выбрасывали на улицу. Люди собирали эту гущу, смешивали с натертым турнепсом и делали лепешки. Мама бабушки тоже так поступала, по одной целой лепешки доставалось взрослым, им нужно было работать, а детям давали по половинке.
А было еще так. Однажды есть было совсем нечего и мама бабушки, привязав девочек к санкам, укрыла их рваным одеялом, и пошла, просить милостыню. В одной избе они натолкнулись на гуляющих и веселящихся немцев. Женщины попросили дать поесть хотя бы детям, но фашисты закрыли дверь на крючок и стали избивать женщин ногами и прикладами. Бабушкиной маме выбили несколько зубов. Чудом удалось открыть дверь и выбежать на улицу. На этот раз все уцелели.
В другом месте поезд стоял очень долго, расселили людей по баракам. Бараки были длинные, нары в три яруса. Люди болели тифом и другими болезнями. Мама Таси со своей сестрой веником с одеял стряхивали на улице вшей, клопов. У немцев убили лошадь, и они разрешили взять по кусочку мяса тем, у кого маленькие дети. Один из врагов зашел в барак, где жили Тася с семьей. В то утро все ели гнилую картошку с крапивой. Фашист брезгливо сравнил Тасю и ее семью со свиньями: «едите как свиньи». Тетя Таси, Евдокия, тихонько ответила на это, что, мол, сами немцы свиньи. Фашист услышал, но перепутал тетю Евдокию с мамой Таси. Он ударил ее прикладом по щеке, выбив зуб, и сказал: «вас Сталин должен кормить». Много времени еще не могла разговаривать мама Таси, а только плакала.
Долго пришлось девочке со своей семьей жить в деревнях оккупированных немцами, ехать в товарных вагонах через всю Россию.
Жизнь в оккупированной Литве

В числе других семей, маленькую Тасю с родителями, немец догнал до Литвы. Всех выгрузили из вагонов и загнали в сараи ни пить, ни есть не давали. Приходили местные помещики и выбирали себе работников на подворья. Но с маленькими детьми никто не хотел брать себе - это лишние нахлебники. Так семья Таси осталась последняя в бараке. Когда отчаяние совсем уже одолело всех, пришел местный священник. Он сжалился над детьми и забрал всех к себе на хутор.
За место в сарае пришлось много работать и взрослым и детям. Женщины чистили двор, убирали за скотиной, делали всю грязную работу. Дети пасли гусей, индюков, помогали в церкви. Приходилось всю службу стоять на коленях на ступеньках у входа в храм. Осенью собирали ягоды в лесу. Но еды все равно не хватало. Поэтому дети выбирали из навоза, после лошадей непереваренный овес и приносили взрослым. Мама Таси его мыла, перетирала, и пекла в печи лепешки, так получался хлеб. Фронт стал приближаться к Литве, и семье священника пришлось уехать. Священник и матушка просили маму Таси отдать им девочку на воспитание. Они обещали ее кормить, водить в школу, не обижать, и оставить свой адрес для того, чтобы потом их можно было найти. Сейчас, по прошествии многих лет, Таисия Федоровна очень благодарна своей маме, что не смотря на тяжелое и страшное положение, она не оставила священнику свою дочь. Мария Семеновна, мама Таси, решила: «даже если умирать, то всем вместе».

Освобождение Литвы
Потом бабушка рассказала об освобождении Литвы от немецко-фашистских захватчиков.
Отступая, немцы расстреливали всех русских, и жгли все кругом. Люди прятались кто где. Бабушка со своей семьей спрятались во ржи, но от взрывов поле начало гореть, пришлось прятаться в болоте. Целые сутки мама бабушки с тетей Евдокией, держа на руках маленьких девочек, простояли по пояс в гнилой и холодной, болотистой воде. Когда кругом стихло, они вернулись на подворье священника.
Среди русских солдат тоже были разные люди. Одни жалели угнанных с родины женщин и детей, другие считали их предателями, т.к. они прислуживали немцам. Семье Таси оказалось после всего пережитого еще хуже, чем остальным, потому что они работали на священника. Один из солдат выведя на окраину хутора Марию Семеновну, Евдокию Семеновну, Тасю и маленькую Инну, стал требовать от них признания, где спрятано церковное богатство или показать где скрывается сам священник с семьей. Но что могли ответить запуганные женщины и маленькие дети? Они только плакали. Тогда солдат стал грозить расстрелом. Мария Семеновна (мама Таси) поставила девочек впереди себя и сказала: «Сначала их, а потом меня. Чтобы не остались сиротами на чужбине и не мучались». В этот момент у русского солдата все- таки что-то дрогнуло внутри, сжалось сердце, и он отпустил всех домой. Так женщины и девочки вернулись на хутор и остались там жить до прихода русских вербовщиков, они то и помогли им вернуться на Родину в Россию. Это было лето 1944 года. Война еще не закончилась.
Возвращение к жизни

Из Литвы семья Таси добралась до Московской области в город Орехово-Зуево. Мария Семеновна с Евдокией Семеновной пошли работать на ткатскую фабрику. Поселили их в общежитие, больше напоминавшее бараки в два этажа. Затем они переехали в частный дом на две семьи. Рядом речка, девочки бегали туда купаться. Топить печку было нечем, дров не было. Дети ходили в лес за шишками. Рядом шла стройка и Тася с соседскими девочками собирали там щепу для растопки печи. Однажды, оступившись на втором этаже стройки, она упала вниз и разбила голову. Пришлось делать операцию, врачи чудом спасли жизнь девочки.
Война уже шла на территории Германии, по-прежнему все силы русские люди отдавали на благо победы. В стране была страшная разруха. Дома, школы, больницы разрушены, есть нечего.
Карточки... Мы, современные дети, не знаем, что это такое. В этом маленьком листочке, размером с ладошку, разделённом на крохотные квадратики с числами, была заключена вся жизнь наших ровесников и их родных. Продавец в магазине вырезал один квадратик и выдавал дневную порцию хлеба. В те голодные времена любой ребёнок знал, что такое карточки. Их берегли больше, чем деньги и документы.
В мае 1945 года Красная Армия водрузила стяг победы на рейхстаге. По всему миру разнеслась весть об окончании страшной, жестокой войны. Сколько радости и надежды на будущую жизнь было у русского народа! Описать это невозможно... Люди возвращались на пепелище своих домов. Тася помнит, как, увидев после войны, первый батон белого хлеба, не знала можно ли его есть, потому что за 4 года забыла, что такое белый хлеб. Помнит, как открылась школа. Значит, было, для кого ее открывать! Долгие годы дети не брали в руки карандаши, ручки. Измученные голодом, изболевшиеся, мальчишки и девчонки с взрослыми лицами шли на уроки.
Они учились и верили, что все преодолеют, что будут построены и дома, лучше прежних изб, и просторные школы. Не только знания, но и хлеб по «усиленной» детской карточке, и одежду по ордерам им давала Родина, сама истощенная войной. Тася тоже училась, старалась. Очень хотелось порадовать маму своими успехами. Мама была больная, иссохшая, пожелтевшая. Тася училась хорошо: школа, уроки словно пробуждали ее к жизни. Таисия Федоровна, маленькая Тася, помнит, как светлело лицо матери, когда приходили люди и приносили радостные слова: «Твою опять на родительском собрании хвалили ».

Будем помнить
Слушая бабушку, у меня замирало сердечко, хотелось плакать, а еще очень хотелось пойти на войну и защитить всех, всех. Раньше когда я смотрела с бабушкой фильмы про войну, я не понимала, почему она плачет и выключает телевизор. Я думала, что это все художественный вымысел автора. Теперь я по другому стала относиться к еде, к стихам про войну, к пожилым людям и конечно к своей бабулечке.
Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, и их память до сих пор хранит события военных лет...
Что же помогло выжить нашим героям вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость и трудолюбие. На примере этого поколения мы учимся быть настоящими людьми, уважая прошлое своих близких и своего народа.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж»

(филиал в г.Касимов)

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Детство наших бабушек

Выполнил: студент группы

Ефремов Вячеслав

Касимов 2017 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………......3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………...5

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………….6

4. Аннотация проекта………………………………………………………………7

5. Этапы реализации проекта программы………………………………………...10

6. План мероприятий……………………………………………………………….11

7. Ресурсы………………………………………………………………………..…12

8. Риски и пути преодоления рисков……………………………………………..13

9. Выводы…………………………………………………………………………..14

10. Литература……………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………..16

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток. Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь бабушек, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение.

Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Создавая наш проект, мы надеялись, что наши воспитанники через прикосновение к истокам народного творчества испытают сильные эмоции, станут сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, важной роли семьи в жизни каждого человека, гордости за неё, любви и уважения к бабушкам и дедушкам, бережного отношения к пожилым людям.

Проектом предусмотрен объект исследования – жизнь в СССР до 1990г., предметом деятельности является - изучение детства, проведенного в СССР.

Актуальность проекта.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства.

Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Цель исследования: передача опыта от старшего поколения к младшему и изучение истории из первых уст.

Задачи:

Развитие продуктивного взаимодействия между поколениями;

Формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;

Ожидаемые результаты

1. Возможность более тесного общения с людьми пожилого возраста, осуществление связи поколений;

2. проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

Продукт:

1. Итоговое мероприятие «Секреты бабушкиного сундука»;

2. Фоторепортаж: «Бабушке - песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих».

3. Оформление мини-выставки «Рукоделие наших бабушек».

Аннотация проекта.

1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. Таким образом в этом году 25 лет этому празднику.

Название проекта: Проект «Детство наших бабушек»

География проекта: Проект реализуется по адресу: 391300, Рязанская область, город Касимов, МБОУ «СШ №7».

Стадия реализации: Проект находится на стадии разработки.

Вид проекта: Творческий, краеведческий

Продолжительность: сентябрь – октябрь (краткосрочный).

Участники проекта: дети 7-8 лет.

Руководитель проекта: Учитель начальных классов Трубилова Ж.Г.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. формирование нравственных качеств личности;

2. воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;

3 . формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.

В соответствии с ФГОС НОО проект опирается на научные принципы его построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей младшего школьного возраста;

принципы дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у ученика начальной школы качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения.

В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка.

Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими.

Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям.

Школьное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.

Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье.

Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина.

Большое значение уделял воспитанию детей совместно с родителями В.А.Сухомлинский.

Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.

Пути решения проекта:

учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного НОО;

оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта программы .

Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» ноября по «30» ноября

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

- сбор информации об участниках проекта;

Проведение устного опроса у детей класса.

01.11. - 08.11

Практический этап

проведение совместных мероприятий между родителями, бабушками, детьми

09.11. - 16.11

Обобщающе - результативный этап

анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта;

Итоговое мероприятие;

Обобщение опыта работы на родительском собрании класса.

17.11. - 28.11

Презентация проекта

Подготовка презентации проекта «Детство наших бабушек»

29.11. - 31.11

План мероприятий.

Форма проведения

«Физическое развитие»

- «Семья»

- «Во что играли наши бабушки и дедушки»

сюжетно - ролевая игра

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

Опрос составлен по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

«Куклы наших прабабушек»,

- «Секреты бабушкиного сундука»

Устный опрос

беседы

Тематическое мероприятие

«Познавательное развитие»

«Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

- «Моя семья»

-«Моя куколка»

-«Сказки наших бабушек»

- «О чем мечтала бабушка, когда была как я»

- «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков»

дидактические игры

Составление генеалогического древа

Рассматривание и изготовление тряпичных кукол Сбор фотографий, материала по теме.

Оформление книжной выставки

Выставка рисунков

Фоторепортаж

«Художественно-эстетическое развитие»

- «Моя семья»

- «Моя семья».

Стихотворение Я. Акимова «Родня».

- «Ты мне, я тебе», «Составь семью», «А ты мне кто?»;

-«В чем наши бабушки ходили в школу»

Рисование Рассматривание семейных фото. Беседа

Чтение

Игра

Рисование

Ресурсы.

Информационные ресурсы

интернет – ресурсы:

https://interneturok.ru

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

библиотека;

игротека;

аудиотека;

фонотека.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, принтер.

Финансовые ресурсы:

Финансирование проекта производится за счет муниципального и областного бюджета школы.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы НОО (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса ученика начальных классов.

Риски и пути преодоления рисков.

- совместные беседы с родителями и детьми о детстве старшего поколения (бабушек);

Организация итогового родительского собрания по реализации проекта «Детство наших бабушек»;

Индивидуальные поручения детям (с помощью родителей) по созданию фотовыставки;

Проведение дидактических игр с детьми;

Беседы с детьми по вопросам об истоках своей семьи.

Выводы.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к прошлому своей семьи, русского народа в целом.

Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей своей семьи, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.

Литература.

    Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год;

    Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год;

    Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год;

    Журнал «Мурзилка» // 2005 год;

    Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год;

    Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год;

    Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год;

    Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год;

    Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год;

    Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.

Приложение 1.

На начальном этапе для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проводился опрос:

Что такое семья?

Какая бывает семья?

С кем ты живешь?

Как зовут твоих маму и папу?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочь)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата (сестры)?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Где работают твои родители?

Как называются их профессии?

Что такое «род», «родословная», «предки»?

Как вы отдыхаете?

Как вы проводите праздники?

Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

Детство наших бабушек familyr_style wrote in April 5th, 2012

текст: Вероника Бердина

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.


Фото: Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы - жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь - вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома - простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

«Посмотрите вокруг, - говорит Зинаида Серафимовна, - сегодня все жалуются, что бедно живем. А ведь теперь у нас все есть! Сейчас вот внук приедет стиральную машину подключать. Могли мы когда-то о таком мечтать?»

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.

ОПФ МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

в д. Македоновка

Проект на тему:

« Игры наших бабушек и дедушек»

Работу выполнили:

Ученики 2,3 классов

Руководитель: Климова С.А.

Учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

«Игры наших бабушек и дедушек?»

Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель: изучить игры родителей, бабушек и дедушек; как влияет научно-технический прогресс на развитие игр; выяснить влияние игры на развитие ребёнка.

В результате проекта каждый ученик оформил книжку-малышку, в которую входят: считалки, песенки – потешки, зазывалки, кричалки и игры с ее правилами.

Цель и задачи проекта:

Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».

Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.

Задачи исследования:

Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Выяснить влияние игры на развитие ребёнка

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.

Методы исследования:

  1. Подбор и изучение материала по теме.
  2. Опрос в форме анкетирования бабушек.
  3. Опрос в форме анкетирования учащихся 1-4 классов .

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

Подготовительный этап. Планирование проекта

Распределение заданий между детьми, составление плана проекта.

Ученики проводят опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть.

В какие игры играли наши бабушки и дедушки?

Насколько изменилась двигательная активность детей разных поколений?

В какие игры больше всего играем мы на уроках физической культуры?

В какие игры больше всего играем мы во дворе?

Какие подвижные игры бывают?

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Заполнение анкеты "Подвижные игры".

Заключительный этап. Итоги.

Мы задумались, почему же старшее поколение меньше подвергалось болезням? Мы создавали свой проект «Игры наши бабушек и дедушек?» Пытались выяснить, в какие же игры играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы проделали большую работу. Создавали книжки - малышки, знакомились с правилами игр. Искали информацию в разных источниках. Читали книги, беседовали с взрослыми, заглядывали в интернет. Сегодня у нас заключительный этап нашего проекта.

В ходе выполнения проекта мы знакомились с различными видами подвижных игр и узнали, как изменились подвижные игры с течением времени.

Мы провели ряд исследований.

1.Провели опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть. В анкетировании участвовало бабушки, дедушки и родители 10 учеников. Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта и казаки – разбойники.

Название игр.

Бабушки (кол-во чел.)

Дедушки (кол-во чел.)

мама

папа

Любимая игра (кол-во чел.)

Лапта

Городки

Казаки-разбойники

Прятки

Жмурки

Хоккей

В куклы

Дочки - матери

Классики

Чижик

Ножички

Выжигало

Резиночка

12 палочек

Чехарда

2. Чтобы выяснить, во что играют дети сейчас, мы провели ещё одно исследование. Провели анкетирование среди ребят (1-4 классы -12 человек). Вот что у нас получилось.

Http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139