Принципы воспитания и их составляющие компоненты. Система принципов воспитания в современной педагогике

Основные принципы воспитания

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса , а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

Принцип активной деятельности

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности .

Взаимосвязь воспитания и жизни

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип самовоспитания

Определение 1

Самовоспитание - это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Важность этого принципа продиктована изменением в современном социуме роли образования. Его роль сегодня выражается формулировкой: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Замечание 1

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике.

К этим закономерностям относятся следующие:

1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.

Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширили данное понятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

Ш Учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;

Ш Гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

Ш Общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитии всех других сторон развития;

Ш Морально-воспитательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

Ш Художественно эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

Ш Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.

Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, что она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Школьники успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, то эта деятельность практически его не развивает. Как отмечал Л.В.Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.

Идея об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и необходимости стимулирования этой активности в процессе воспитания стала общепризнанной. «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное и плодотворное воспитания - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, и изнутри… Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития». Несколько по-иному эту мысль высказывал позже психолог С.Л.Рубинштейн. Он отмечал, что все в развитии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии невыводимо непосредственно из внешних условий. Внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.

Подобные идеи мы находим также у философов. «Человека нельзя "сделать". "Произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизмы этой его собственной, совместно с другими людьми - деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд) и т.д.».

Большой движущей силой активности и развития человека является интерес.

Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения.

Мотив обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. Например, общая потребность в учении осознается школьником как условие для своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного статуса в обществе и т.д.

Рассмотренные положения показывают, что, только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта.

Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.

В известном смысле можно сказать, что воспитание -- это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. Н.А.Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания:

«...Это идеальное юношеское верование облегчает действие учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...»

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин). Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознания и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.

Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые они испытывают в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко.

В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других - медленнее, у третьих бывают неудачи и срывы.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На поведении и развитии личности, так или иначе, сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.

7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения:

1) важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развитии у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе;

2) воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог-воспитанник А.С.Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который но только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся.

8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут гармонировать, а действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.

То же самое относится к воспитательной работе семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественности придают воспитанию целенаправленность и действенность. А.С.Макаренко подчеркивал:

«...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились клас­сические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее суще­ственные закономерности процесса воспитания. Они составляют основу, систему принципов и свидетельствуют об определенном понимании про­цесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он дол­жен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило бо­лее успешно. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов. Анализ и отбор принципов обучения и воспитания, акцент на каких-то определенных из них, переосмысление их содержа­ния - это живой научно-педагогический и практический, социокультур­ный процесс, выражение той или иной концепции, парадигмы воспитания.

Таким образом, принципы могут сначала определяться той или иной педагогической концепцией, а потом в ходе практики и экспериментов ве­рифицироваться, т. е. проверяться опытным путем на истинность или адек­ватность реальной ситуации в образовании.

Как уже было сказано, в отечественной школе и педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистиче­скому, личностно направленному воспитанию, что обязывает инициаторов смены парадигмы воспитания обосновывать новую систему принципов или выделять приоритетные среди традиционных принципов, наполнять их но­вым содержанием, трактовать в соответствии с современной концепцией воспитания. Это хорошо видно при сравнении принципов воспитания не­давнего прошлого и современной России.

В научной и учебной литературе советского периода на первом месте стоят принципы коммунистической направленности воспитания, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства, сочетания педа­гогического руководства с самостоятельной деятельностью воспитуемых, уважения к личности в сочетании с требовательностью к ней и другие по­добные. В этом видны определенные идейные, идеологические, концепту­альные установки, отвечавшие той эпохе: государство в системе воспита­ния ориентируется на контроль над формированием подрастающего поко­ления, активное управление этим процессом.

Как и почему изменилась система принципов воспитания в настоящее время в России? Из вышеизложенного ясно, что система принципов вос­питания сложилась под влиянием новой парадигмы воспитания и отражает ее основные положения, установки. Эта концепция носит название гума­нистического воспитания, она получила признание еще ранее в развитых странах мира, по-своему развивалась в России.

Напомним, предпосылки развития гуманистической педагогики в Рос­сии были. Во-первых, это классические теории, взгляды русских и зару­бежных педагогов с древних времен до XIX в., в том числе таких педагогов, как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Во-вторых, это работа таких русских педагогов первой трети XX в., как К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, а позже и В. А. Сухомлинский. В-третьих, это выступления группы советских педагогов, на­званных новаторами в 80-е гг., позиция которых получила название «педа­гогика сотрудничества».

В начале XX в. сильнейшее влияние на мировую педагогику, в том чис­ле на русскую и потом советскую школу и образование, оказали представи­тели педоцентризма, свободного воспитания Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Вальдорфской педагогики Р. Штайнера и др. Они принесли новый взгляд на воспитание и способствовали поискам в этом гуманисти­ческом направлении. А во второй половине XX в. гуманистическая педаго­гика получила поддержку и новые идеи со стороны гуманистической пси­хологии К. Роджерса, а также, как мы говорили, от общей тенденции в ми­ровом развитии по пути гуманизма, демократии, гражданского общества. Надо заметить, что во многих пособиях по воспитанию используются, объясняются, рекомендуются принципы и методы психотерапии К. Род­жерса: принятие ребенка, безусловная любовь, эмпатия, психолого-педаго­гическая поддержка и пр.

На поворот отечественного воспитания к гуманистической педагоги­ке оказали влияние также социальные процессы в новой России и доку­менты ООН: Декларация о правах человека и Конвенция о правах ре­бенка.

В научно-методической и учебной педагогической литературе читатель может увидеть на первый взгляд разнообразие принципов воспитания, но, если подумать, в целом дается система принципов, отражающая концеп­цию гуманистического воспитания. Назовем основные из них:

    воспитание должно быть направлено на развитие личности, на фор­мирование творческой индивидуальности;

    воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;

    воспитание должно проходить в процессе освоения воспитанниками культуры и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения;

    воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную раз­вивающую деятельность;

    воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего об­щества, с трудом, с опытом и жизнью воспитанника;

    воспитание надо осуществлять в коллективе и с помощью коллектива;

    в воспитании следует опираться на положительные стороны воспи­танника;

    в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с само­деятельностью, самостоятельностью воспитанников.

Если выделить среди этих утверждений самое главное, то получится следующее: воспитание должно быть направлено на развитие творческой личности, индивидуальности в процессе деятельности воспитанников по освоению культуры и на основе их возрастных и индивидуальных различий. Подчеркнем еще раз, что такая система принципов и отраженная в них концепция воспитания определяются не только системой законов воспита­ния, но и рядом вышеназванных объективных факторов, а также субъек­тивным фактором - волей педагогического сообщества или отдельных пе­дагогов.

В этих же условиях группа педагогов, один учитель, студент, читающий эту книгу, может выбрать другую систему принципов. Во всяком случае, надо знать, что расстановка акцентов, приоритетов среди принципов ведет к одной из трех концептуальных позиций в воспитании. Первая из них: процесс воспитания, отраженный в системе принципов, ориентирован на формирование в сознании и поведении молодежи общественных норм, ценностей - то, что сегодня большинством пишущих называется автори­тарной педагогикой.

Второй вариант возможной расстановки акцентов и трактовки принци­пов воспитания ведет к воспитанию, главная цель которого - саморазви­тие, самоопределение, автономность личности от общества, с подчеркива­нием свободы личности среди прочих педагогических ценностей. Эта кон­цепция еще сто лет назад получила название «педоцентризм», имеет историю своего развития и в настоящее время в нашей стране для многих является очень привлекательной, что находит отражение в официальных документах (Закон РФ «Об образовании»), в педагогической литературе (публикации в журналах «Народное образование», «Школьные техноло­гии») и практике (школа самоопределения А. Тубельского).

Третий вариант системы принципов определяет воспитание с ориента­цией на сочетание того и другого подхода, на гармонизацию свободного развития личности, ее прав на самореализацию и, с другой стороны, под­чинение человека нормам и требованиям общества. При таком воспитании возможна передача молодежи социальных норм, человеческих традиций, ценностей и одновременно движение общества вперед, которое инициирует и осуществляет, как правило, молодое поколение. Такое воспитание на­зывают гуманистическим.

В сущности, и социализация, и воспитание как педагогический процесс должны соблюдать подвижную грань между ограничением, принуждением и свободой, автономией человека как в процессе становления, так и всей жизни.

Итак, ниже охарактеризуем принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания в учебно-воспитательных учреждениях и, с другой стороны, на основе современного понимания процесса воспитания, требований време­ни, в свете тенденций социального развития. Хотя специалисты и пишут, что только выполнение всех законов и принципов ведет к эффективному воспитанию, однако здравый смысл, анализ теории и опыта говорит о на­личии иерархии среди принципов. Поэтому среди всего множества прин­ципов мы выделим три их группы.

Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспита­ния, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитатель­ной работы.

Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психоло­гические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без кото­рых он будет малоэффективным.

Оговоримся, что это деление в известной мере условно, но является нужным для выделения главного, для понимания сущности процесса вос­питания, тем более что прецедент, структурирование принципов воспита­ния уже есть (см. учебник под ред. В. А. Сластенина). Напомним, что речь идет о принципах - требованиях к процессу воспитания в рамках образо­вательной системы страны, т. е. в учебно-воспитательных учреждениях; имеется в виду, что принципы могут быть другие в семье или в какой-ни­будь негосударственной, например конфессиональной, школе, или в обще­ственной организации.

Перечислим принципы первой группы. Это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы. К ним относятся: принцип гуманисти­ческой направленности воспитания на развитие личности; принцип направ­ленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм пове­дения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

Вторая группа принципов - это собственно педагогические, или мето­дические, технологические принципы. К ним относятся: принцип воспита­ния в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность лично­сти; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип соче­тания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требова­тельностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные каче­ства человека.

Третья группа принципов - социопсихологические. К ним относятся: прин­цип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности).

Кратко опишем содержание принципов.

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие лично­сти. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания - человек, раскрытие и развитие его способ­ностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленно­сти системы образования и шире - всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий - «человеческое измерение», «качество жиз­ни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. Ученых, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биоло­гов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. Не случайно также, что среди педагогических дисцип­лин возродилась отрасль, названная в свое время К. Д. Ушинским педаго­гической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики.

От воспитателей же и учителей это требует сменить педагогическую по­зицию, направить усилия не столько на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Есть, правда, неверная тенден­ция противопоставлять ориентацию на знания, программу ориентации на личность. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноцен­ное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выготским, и не только им, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие.

Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей об­щества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры - это более широкое толкование тезиса «обучение ве­дет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (ак­сиологический) подход к определению целей и содержания воспитательно­го процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.

Вторая сторона этого принципа - «единство воспитания и культуры» - состоит в том, что мы уже не раз подчеркивали: личность формируется не в поисках своей «самости», «самоценности», как сегодня говорят некоторые педагоги и психологи, а в гармонии, в активном взаимодействии с окруже­нием, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры; в служении тому, что составляет ценность для общества, в работе над сверх­личными проблемами. Об этом можно читать у многих великих авторов, в том числе у К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др. Глубоко об этом рас­суждает замечательный русский педагог С. И. Гессен. работавший в эмиграции в основном в Польше в 20-30-е гг. прошлого века. Анализируя процесс формирования личности, он пишет: «...личность обретается только через ра­боту над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, на­правленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры». Далее он говорит, что и индивидуаль­ность, своеобразие, личности проявляется и образуется только как «есте­ственный плод устремления к сверхиндивидуальному».

О том же самом и в то же время, но с позиций христианства писал еще один прекрасный педагог русского зарубежья В. В. Зеньковский: «Личность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приоб­ретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социаль­ном опыте, в обращении к Богу». В. В. Зеньковский еще тогда спорил с детоцентризмом, как он говорил, с натуралистической педагогикой, по воп­росу о сущности развития и воспитания личности. Он убедительно доказывает, что своеобразие и неповторимость личности складываются не в биологическом или «метафизическом ядре», но «лишь в живом и дей­ственном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом. Лич­ность и метафизически, и этически не замкнута в себе - она входит в сис­тему мира... сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Нельзя поэтому объявлять идею личности верховным и последним прин­ципом педагогики: хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия этого развития личности могут быть приняты лишь в системе целостного мировоззрения». По мысли автора, воспитание должно состоять не во взращивании «самости», а в подчинении личности мировоззренческим ценностям культуры, для него религиозной.

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом - это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регули­руются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательно­го процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспи­тания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспе­чивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулиру­ются как компетенции, т. е. способности выпускника не столько воспроиз­водить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информа­цию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т. д.

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуждать с ними жиз­ненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действи­тельности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, програм­мы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.

Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Возникает, правда, вопрос: ка­кой труд и с какими целями? Есть учебный труд - в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию - уборка в школе, интерна­те, дома; общественно полезный труд - участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, даю­щий продукт, товар и прибыль. Насколько можно вовлекать школьников во все эти виды труда? Чем руководствоваться в решении этого вопроса? Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процес­сом воспитания, - это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи ста­ла распространенным явлением. Насколько это совмещается с процессом воспитания в школе и как соотносится с целями воспитания и социальны­ми проблемами - эти вопросы должны решаться на основе принципов воспитания, исторического опыта и остроты сегодняшней ситуации.

Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону вос­питания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: что­бы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учеб­но-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. А. С. Макаренко иронизировал над роди­телями и педагогами, которые считают, что воспитывать - значит дей­ствовать нужными словами, т. е. читать мораль. Настоящий педагог дол­жен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и увлекать всем этим воспитуемых.

Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под палки, участвуя во всем лишь внешне, фор­мально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания - активная, сознательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они во­влечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в поло­жительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутрен­ней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера - всего того, что составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тог­да эффективна, когда основана на внутренней «работе» и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Как технология это будет дано ниже, а как принцип значит следующее. Во-первых, необходи­мо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обще­стве, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, об­щественные интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель.

Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим сред­ством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспи­танников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоя­тельностью воспитанников. Воспитание по определению является руко­водством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая раз­витие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу - значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явле­нии, как самоуправление - участие их в организации и регулировании соб­ственной жизни в учреждении. Для этого создаются, например в школе, органы ученического самоуправления, постепенно вырабатываются их функ­ции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не бу­дет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена раз­нообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педа­гоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех.

Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Педагогическое требование - это ме­тод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе, имно­гое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодей­ствие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основы­ваться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профес­сии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, воспитатели пренебрегают этим, нарушая нормы морали ипрофес­сии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе.

Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ори­ентирует учителей на гуманное уважительное отношение к ребенку, на со­блюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе.

Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии че­ловека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на кото­рые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окруже­нием. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимис­тической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим че­ловеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив - хвалить, поощрять, поддер­живать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве - настойчивость и волю, в непосед­ливости - любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и др.

Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать учени­ков, их семьи, друзей, компании, их особенности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изу­чены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Воз­растные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать харак­тер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.

Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспи­тателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с пси­хологом, врачом, социальным педагогом.

Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезнен­ная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой инфор­мации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы дей­ствуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопони­мания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и шко­лы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и соци­альным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в из­вестной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение.

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Читатель должен заметить, что все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.

В следующих главах принципы найдут конкретное отражение в анализе содержания, методов и форм воспитательной работы в учебном учрежде­нии, в семье, в детском и молодежном движении и организациях.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы существенные черты процесса воспитания?

2. Что такое педагогическая система и что она дает для понимания процесса воспитания?

3. Назовите и раскройте два-три главных закона воспитания.

    Что значит педоцентризм в воспитании? Сформулируйте свое отно­шение к нему.

    Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое отношение к ней.

Основная литература

    Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1995.

    Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984.

3. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.

Дополнительная литература

    Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избран, пед. и психолог, соч. В 2 т. М., 1979. Т. 1.

    Воспитание детей в школе / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998.

    Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. М., 1996.

    Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. В 8 т. М., 1983. Т. 1.

    Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антро­пологии» // Пед. соч. В 6 т. М., 1990. Т. 6.

Главное дело вовсе не в изучении

правил педагогики, а в изучении тех научных

основ, из которых эти правила вытекают.

К.Д. Ушинский

Принципы (от лат. principium - начало, основа) - основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания

(в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания - своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания - достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.


Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации - ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация

этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития

человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация - это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания : вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные

типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме:

как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность - это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль - важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны

его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Воспитание – это формирование личности маленького человека, которому предстоит жить в мире и влиять на него после достижения определенного возраста. По крайней мере так гласит педагогика. Ответственность за то, каким человеком будет ребенок, полностью лежит на родителях. Не стоит легкомысленно относиться к воспитанию или откладывать на потом. С самого раннего возраста будущий взрослый должен учиться быть личностью и жить в социуме. Мы вам поможем разобраться в принципах воспитания с профессиональной точки зрения.

В воспитании должны принимать участие оба родителя

Принцип, который гласит, что «мой ребенок будет кушать много конфет, чтобы ему не хотелось их так же, как мне в детстве», не относится к педагогическим, а тем более к воспитательным. Не надо играть роль вседозволяющего родителя.


Основные воспитательные принципы

Основные принципы воспитания

  1. Тоталитарный.
  2. Гуманистический.

Стоит понимать, что все воспитание направлено на то, чтобы ребенок смог стать полноценным членом социума. В некоторых трудах даже есть утверждения, что государство играет роль заказчика, а учитель – роль исполнителя. Предмет договора – подготовка правильно политически ориентированного социума в отдельно взятом поколении. Может быть именно это стало причиной того, что во многих странах появились частные школы, отвергающие любые политические направленности.


Типы воспитания: авторитарное и гуманистическое

Тоталитарный принцип воспитания как раз основан на том, чтобы подготовить социально правильно ориентированного человека, согласно требованиям времени и страны, в которой ребенок растет. Ярким примером можно назвать систему воспитания в Советском Союзе. Педагогика была направлена на то, что ребенка готовили ориентированного на коммунистическое светлое будущее, закаляли тело и дух, но наблюдалось некоторое подавление индивидуальности в пользу общественности. Главной была характеристика человека коллективом, а не наоборот. Это воспитание сыграло огромную роль в современной жизни людей.


Авторитарное воспитание травмирует психику ребенка

Гуманистический принцип воспитания пришел на смену тоталитарному, по крайней мере в промежутке времени последнего века. Эти приемы в педагогике более приемлемы для личности. Он позволяет ребенку хорошо влиться в социум, при этом не потеряв себя. Воспитатель становится не надсмотрщиком, а старшим товарищем для того, кого воспитывает. Эту роль взрослого в своей жизни дети воспринимают лояльнее, что позволяет воспитать современного человека. Таблица в основном вмещает в себя принципы именно гуманистического принципа воспитания.


Суть гуманистического воспитания

Основным отличием этих принципов воспитания является конечная цель. В первом случае человека подстраивают под правила, во втором – учат его жить в рамках правил.

Составляющие принципов воспитания

  • направленность на природу и роль взаимодействия с ней, характеристика взаимоотношений с ней;
  • направленность на культуру и ценности, выраженные в ней человечеством, характеристика с точки зрения специалистов;
  • направленность социальная;
  • принцип незавершенности, позволяющий личности постоянно развиваться;
  • направленность на коллективизацию;
  • принцип диалогичности.

Малыша надо учить любить окружающий мир

Человек – часть природы. Кажется, это было лозунгом, а может и сейчас есть таковым в каких-то организациях. Но сути это не меняет. Принцип воспитания в единстве с природой состоит в том, что ребенок не будет отделять себя от природы, что особенно актуально для детей, растущих в мегаполисах. Воспитатель, роль которого берут на себя одновременно родители и учителя, не просто заставляет ребенка усваивать простые истины, но прививает ему их. Целесообразность такого направления заключается в том, что уже следующему поколению людей предстоит беречь планету и природу, а для этого ее надо понимать и любить.


Воспитание уважения к культуре надо начинать с первых лет

Помимо принципа воспитания на гармонии с природой, осуществляется также воспитание согласно культурному наследию человечества. Без прошлого нет будущего, как человека в отдельности, так и всей цивилизации в общем. Переоценить роль знаний о прошлых веках в формировании будущих, невозможно. Ребенку даются знания о культуре народов, обычаях и традициях, которые к ним относятся. Это может дать полноценное представление о приобретениях человечества, пути, который оно прошло до сегодняшней точки и сформировать личное отношение маленького человека к современному миру.

Отсюда выплывает принцип социализации. Каждому человеку предстоит вырасти и жить в обществе, приспосабливаться к социальным условиям и применять их в своей жизни.

Это очень важный принцип воспитания, который включает в себя очень много подпунктов и течений. Не зря в современности существует термин «социальный инвалид», означающий тот факт, что ребенка не научили адаптироваться и взаимодействовать с окружающими. И главную роль в этом играют родители.


Основные составляющие социализации в обществе

Тем не менее, одним из основополагающих принципов воспитания есть незавершенность. Это не значит давать знания не до конца, это значит не навязывать юному человеку мнение, формируя его мировоззрение зеркально своему. Один из принципов воспитания гласит, что воспитатель должен оставить незавершенность, чтобы у воспитанника был потенциал на свои выводы, заключения и формирование мнения обо всем, что его окружает и с чем сталкивается.

В конце XIX века особое внимание стало уделяться коллективизации учебного процесса. Таблица принципов воспитания возводит эту ступень в один из самых необходимых. Сначала маленького человека отправляют в детский сад, где он учится общаться с ровесниками и быть частью коллектива. Затем наступает школа, когда к коллективной социализации прибавляется освоение наук. В конце концов человека ждет институт и работа. Никакая теория не поможет человеку сразу же занять достойное место в коллективе, только практика, которая играет ключевую роль в усвоении теории. Только так можно понять, как дети относятся к воспитаннику.


Диалог с ребенком - обязательное условие воспитания

Ну и последним из принципов воспитания можно назвать диалог между воспитателем и тем, кого воспитывают. Обе стороны должны слышать друг друга, понимать и уважать. Нельзя требовать от ребенка полного подчинения и следования тому, чего от него хочет воспитатель. Это, кстати, особенно выделает таблица, помогающая в педагогике.

К сожалению идеальной эффективной формулы воспитания нет и быть не может. Каждый человек с самого рождения уже личность, подходить ко всем с одним стандартным клише невозможно. В педагогике применяется таблица, составляемая в каждом индивидуальном случае.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.


Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание. Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата.


Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.


Авторитет панибратства - один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Таблица является довольно удобным способом быстрого восприятия информации. Для этого же удобства все вышесказанные основные тезисы собраны нами в таблицу-шпаргалку.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Последний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цель В зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социума Воспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процесса Не допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанника Мотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
Диалог Не рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
Единство Как уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагогов Несчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанника Нельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
Последовательность Нельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективе Часто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Роль родителей

Как показывает предоставленная выше таблица, очень многое зависит от воспитателей. Опять же идет ассоциация с воспитателями в детском саду и учителям в школе, но надо обратить внимание на родителей. Именно они априори являются беспрекословным авторитетом для своих детей, последней инстанцией в формировании мнения. В том числе и о том, стоит ли слушаться учителя или воспитателя.


Воспитание коллективизма очень важное для детей

Родителям ни в коем случае нельзя сквернословить о тех, кто воспитывает ребенка в школе или садике, при воспитаннике. Тем самым они роняют авторитет последних в глазах маленькой личности и ни о каком педагогическом примере уже не может быть речи. Таблица должна быть у каждого родителя вместо справочника.


Принципы воспитания Марии Монтессори

Современный социум требует от человека потрясающих умений к адаптации и устойчивости к стрессам. Конечно же, довольно трудно предугадать, что от человека потребует социум через двадцать лет. Естественно, что сегодня популярна система гуманистического воспитания, которое позволяет сформировать личность. Человека, способного мыслить, анализировать и сохранять баланс между тем, что требует общественность и самим собой. Направленность к гуманизации отражается во многих педагогических программах.

Будущее вашего ребенка в ваших руках, не пускайте процесс воспитания на самотек.