Принципы воспитания детей в поднебесной. Особенности воспитания детей в китае

Как известно, Китай - самое крупное по численности населения государство в мире (свыше 1,3 млрд,чел.).

Наверное, если бы не принятая в стране политика рождаемости, то населения было бы еще на несколько сотен миллионов больше. Все дело в том, что в стране действует программа "Одна семья - один ребенок", согласно которой за рождение второго и последующих детей на семью налагают огромные штрафы (это относится только к представителям титульной нации - ханьцев, для национальных меньшинств правила гораздо менее жесткие).

Кроме того, на данный момент двух детей в Китае не каждая семья может себе позволить, так как это очень дорогое удовольствие. Очень интересно узнать, что в Китае большую часть населения составляют мужчины. Причина этого проста - рождение мальчика в китайских семьях традиционно предпочтительней, поэтому зачастую на ранних стадиях беременности определяется пол ребенка, и если плод - девочка, делают аборт и повторяют попытку. Поэтому в некоторых провинциях страны действует следующая политика: если в молодой семье рождается девочка, то можно рожать и второго ребенка, если же рождается мальчик - право на второго ребенка теряется.




Воспитание детей в Китае сильно отличается от нашего. В Китае женщины очень много работают, поэтому, как правило, в декрете долго не засиживаются и выходят на работу буквально через 3-4 месяца после родов. Тем более что если женщина до декрете работала в частной фирме, ее место не сохраняется и ее могут даже уволить. Китайская женщина зарабатывает достаточно для того, чтобы обеспечить своего малыша всем необходимым. В связи с тем, что в стране отсутствует пропаганда грудного вскармливания, специальные комнаты для кормления на предприятиях не предусмотрены. Сразу после выхода на работу ребенка отдают в ясли, а с трехлетнего возраста в детский сад. В детских садах малышей уже с раннего возраста приучают к жесткому режиму: спать и кушать строго по расписанию, практикуется раннее приучение к горшку. Очень большое внимание отводится раннему развитию детей, уже в полтора года их учат считать и рисовать. Некоторые семьи отдают своих детей на воспитание бабушкам и дедушкам.

Китайские дети уже с раннего возраста очень сильно подчинены воле своих родителей. Родители даже играют с малышами в игры, которые так или иначе могут быть связаны с их будущей трудовой деятельностью. Мама или папа четко определяют какие кружки или студии должно посещать их чадо и если ребенок противится этому, применяется метод "кнута". Родители не считают нужным воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства, с их уст малыш очень редко может услышать похвалу.

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Китайская мама - европейским родителям: «Вы растите тупой и безынициативный планктон!»

Дочери Эми - София (18 лет) и Лулу (15) - на радость матери делают большие успехи в музыке.
Американка китайского происхождения написала скандальную книгу о жестком воспитании детей в азиатских семьях
Мария САРЫЧЕВА - 03.02.2011

Книга «китайской мамы» Эми Чуа «Боевая песнь матери-тигрицы» на прошлой неделе произвела в США настоящий фурор. В ней 48-летняя Эми без прикрас и сантиментов описывает свои взгляды на воспитание детей и приводит примеры из жизни своей семьи.

Ее младшая дочь Лулу, судя по описаниям, - сущий дьяволенок. Она лентяйничает, скандалит, «визжит, как демон», грызет клавиши фортепиано. А все потому, что не хочет стараться быть первой во всем, как завещала ее Великая Китайская Мама.

Эми считает, что ее дети обязаны вырасти настоящими лидерами и победителями. А для этого нужно много работать. Скорее даже пахать. Причем с самого раннего детства.

В три года ребенок не должен отказываться многократно повторять упражнения на фортепиано. Его самоконтроль в этом возрасте уже позволяет сидеть за инструментом часами, считает Эми. Если же малыш скучает и сопротивляется, то он должен быть наказан. Щепетильничать китайская мама не будет - она просто выставит маленького скандалиста за дверь. А там зима и мороз…

«Ты не можешь оставаться дома, если не слушаешься маму! - решительно сказала я. - Ты будешь хорошей девочкой или пойдешь за дверь?» Лулу распахнула дверь и вызывающе посмотрела на меня. Она уже не плакала.

Мне стало не по себе. На Лулу был только свитер, короткая юбочка и колготки.

«Ладно, я вижу, что ты решила хорошо вести себя, - быстро сказала я, - ты можешь вернуться в дом». Но Лулу покачала головой.

«Не делай глупостей, детка, - продолжала я, - ты замерзнешь и заболеешь!»

Зубы Лулу стучали от холода, но она лишь качала головой.

И тут я поняла, что недооценила собственного ребенка. Она скорее замерзнет насмерть, чем сдастся. Мне пришлось срочно менять курс и всеми правдами и неправдами заманивать дочку в дом. Через некоторое время Лулу уже лежала в теплой ванне и пила горячий шоколад с зефиром.

Но и Лулу недооценила меня. Я заново вооружилась и наметила новую линию фронта. И она не могла быть готовой к этому...»

Общение с маленькой Лулу Эми описывает в военных терминах не случайно. Это и правда настоящая война, в которой может быть только один победитель - мама. Потому что она старше, сильнее и умнее. Ребенок никогда не бывает прав. Его задача - только слушаться и исполнять приказы старших. Эми пишет, что послушание - основа китайского менталитета. Европейский демократизм в китайской семье неприемлем. Именно послушание воспитывает в итоге сверхчеловека, способного выживать в любой ситуации и выполнять любую работу. Европейское же воспитание, основанное на безусловной любви, поощрении и прощении, по ее мнению, превращает детей в тупой и безынициативный планктон.

Кроме абсолютного повиновения, ребенок также должен уметь работать на результат. Если четырехлетняя девочка дарит маме на праздник открытку, то мама должна быть уверена, что ребенок постарался на славу, а не схалтурил. Поэтому, если открытка маме не понравилась, она вернет ее ребенку со словами: «Это мусор. Ты можешь лучше», - и отправит переделывать подарок. Если малышка не хочет в течение трех часов долбить гаммы, мама пообещает ей сжечь все ее игрушки. И сожжет…

Старшая дочь не имеет права участвовать в спектаклях, оставаться в гостях у подруг на ночь, смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, если она не получила высшие баллы по школьным предметам.

«Если ребенок не в состоянии всегда быть номером один в школьном театре или на музыкальных занятиях, то пусть лучше вообще не берется за актерство и не подходит к скрипке или фортепиано. Скажете, жестоко? Зато моя старшая дочь София уже выступала на сцене Карнеги-холла. А ваши дети, вероятнее всего, нет…

Ничего не делается ради удовольствия. Всегда нужно иметь в виду лучший результат. А для этого надо работать. Дети сами по себе никогда не хотят работать, и задача родителей - заставить их это делать».

Эми знает, о чем говорит. Ее саму воспитывали точно так же. По ее словам, жесткое воспитание в китайских семьях и есть основа невероятного развития и процветания Поднебесной. Ее родители, бедные иммигранты, дрессировали ее ежедневно с рождения. В итоге Эми получила престижное образование в США и стала профессором права в Йельском университете.

Книгу жестко раскритиковали в Америке и Европе. Но «мать-тигрицу» это не смутило. Она была готова к такому повороту событий. «Меня не расстраивает критика, - пишет она. - Я знала, зачем пишу эту книгу. Кстати, такое воспитание принято не только в Китае. Я знаю многих выходцев из Африки (Нигерии, Ганы, Ямайки) и даже некоторых ирландцев, в чьих семьях воспитывают детей так же. К счастью не ведет только одна дорога, как думают американские обыватели. Их всегда много. И моя дорога - одна их них».

Вся система образования в Китае нацелена на достижение наивысшего результата.

Китайская школа готовит «тигров» для западных университетов

В школе дети учатся 12 лет. Для того чтобы поступить туда, шестилетки сдают свой первый экзамен в виде тестирования.

Учебная нагрузка в школе очень велика. Помимо занятий в школе, дети очень много занимаются дома. Часто родители нанимают репетиторов по двум-трем предметам даже в начальной школе.

На рабочие места претендуют тысячи специалистов, и побеждает тот, у кого образование лучше. Конкурс в вузы просто бешеный, по 200 - 300 человек на место. Естественно, абитуриенты стараются иметь блестящее школьное образование.

Все больше китайских студентов обучаются за границей. В Европе, США да и в России они выгодно выделяются на фоне местной разболтанной молодежи: китайцы гораздо лучше подготовлены по профильным дисциплинам, ответственно относятся к учебе, не нарушают университетский распорядок и т. д.

В последние годы в вузах США бытует популярная шутка: «Американский университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов».

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Лю Гао Цзе (по-русски Настя), преподаватель китайского языка, переводчик, 3 года живет в Москве:

«Все, что написала эта женщина, - правда. Это очень принято в современном Китае. Все хотят, чтобы их ребенок стал победителем. Поэтому родители заставляют детей учиться. У китайских детей почти нет свободного времени.

В Китае очень много людей, большая конкуренция. И страшная безработица. Чтобы пробиться, надо приложить очень много усилий. Поэтому такое жесткое воспитание принято в больших городах. В маленьких городках по-другому. Там детей балуют, не наказывают и не заставляют во всем быть первыми. Ведь в семье только один ребенок, все внимание ему. У меня в семье было именно так: меня любили и воспитывали мягко».

Китай - страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и др.. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники. Не менее интересна и богата традициями педагогическая наука, особенно в аспекте семейного воспитания.

Традиция уделять большое внимание домашнему воспитанию существует в Китае с древних времен. На сегодняшний день самой древней сохранившейся книгой об эстетическом понимании мира является «Шан Шу». В ней древними императорами были описаны опыты воспитания детей. После династии Чунь Чжу таких описаний стало гораздо больше. Отсюда можно сделать вывод о постоянном развитии теории домашнего воспитания в древние времена. После создания КНР социальная система претерпела резкие изменения, но традиции домашнего воспитания изменились незначительно. Были и остаются признанными принципы традиционного воспитания в Китае. Приведем некоторые из этих принципов:

  • 1. Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.
  • 2. Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как считалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.
  • 3. В первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек („стать человеком“)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т. д.
  • 4. Чтобы дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.
  • 5. Необходимо передавать народные традиции своим детям.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали ее неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. От богатой древней культуры осталось много полезных традиций. Приведем принципы семейного воспитания, характерные для воспитания детей в семье.

Воспитание с раннего возраста. Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Любовь и строгость. Не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Честность. Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Личный пример родителей. Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

Равная любовь к каждомуребенку. До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно.

Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. Отсутствие этого в период политики «Плановое деторождение» вносит существенный социальный дискомфорт в семье, особенно это касается семей сельской местности.

Сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского, - задача семьи: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей - благо, бесплодие - несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.

Сохранившаяся и поныне, эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек. У некоторых людей довлеет старое представление о продолжении своего рода: рождается мальчик - неимоверная радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка - великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж, и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают неблаговидные махинации.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране, «три учения» - конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция - образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья - малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам « ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».

Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. педагогический семейный воспитание культурологический

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т. е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Культ предков - древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть - почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии. Поэтому одной из проблем семейного воспитания в проводимой политике является страх родителей не иметь наследника, с одной стороны, а с другой - страх потерять единственного ребенка и остаться без опеки под старость лет. Все это приводит к излишней опеке над единственным ребенком, воспитанию в нем эгоизма, потеря традиции воспитания почитания старших и ответственности перед старшими. С одной стороны, родители могут больше средств потратить на образование ребенка, его интеллектуальное развитие, с другой стороны, оберегая его, боятся нагружать. Определенные издержки семейного воспитания, которые проявляются в условиях политики «Плановое деторождение» в Китае, повторяют проблемы семейного воспитания европейских стран, которые уже давно имеют одного ребенка и редко двух. Возникает необходимость педагогических действий, которые могут быть оказаны со стороны социального педагога в процессе сопровождения как родителей, так и детей.С антропологической точки зрения самой существенной является проблема человек и Другой, человек и общество (семья, народ, родина, государство). Человек, по определению Аристотеля, -- это существо социальное (ens sociale), М. Бубер определял его как диалогическое, папа Иоанн Павел II как семейное (homo familiaris) (см. Szewczyk 1993: 69).

С этим связаны две категории: общение и социализация личности. Общение -- это процесс, в котором происходит обмен информациями, опытом, навыками, как одно из необходимых условий формирования и развития личности и общества (Словарь 1989: 433). Социализация означает процесс усвоения человеческим индивидом знаний, норм и ценностей, благодаря которым он может функционировать в обществе (Словарь 1989: 602). Как подчеркивал М. Бубер, представитель персоналистического экзистенциализма, человек не является монадой, изолированной от мира бытийно и аксиологически -- он нуждается в Другом. Отношения «я-ты» приводят к новой форме интерперсональной жизни, которую можно назвать «мы».

В своем исследовании мы будем исходить из основных положений межпарадиг мального подхода в анализе вариантов возможных достижимых в опыте уровней самоорганизации общности и личности, основных положений синергетики в анализе развития «человекоразмерных» социальных педагогических систем, положений «отношенчески-деятельностного» подхода в анализе результатов воспитания в отечественных авторских педагогических системах России XIX-XX вв. А также для нас будут важны положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, предположившего необходимость посредничества специально организованных педагогических общностей («социальных ситуаций развития») между культурой и личностью ребенка, в процессе интериориза- ции ребенком ценностей и смыслов родной культуры и самоорганизации среды и внутреннего мира ребенка на основе естественного нравственного закона - совести .

Правильно понятая концепция Л. С. Выготского приводит каждого педагога к выводу о том, что для детей разных возрастов необходимо создавать соответствующие их возрасту «социальные ситуации развития» как системы отношений ребенка к окружающей его реальности (со-бытийные педагогические общности) и далее, действуя по принципу опережения и постановки опережающих его развитие задач, изменять их по мере его взросления, создавая в них структуры, необходимые для перевода во внутренний мир ребенка, являющимися основаниями для формирования психических новообразования данного возраста и развития способности к самоорганизации и установки на нравственное самосовершенствование.

Первым образцом педагогической общности, в которой начинается духовно-нравственное становление личности ребенка, у любого народа является семья. Для воспитания в семье не нужны специальные усилия и условия. Атмосфера открытости и любви является той естественной укрепляющей и питающей средой, на которой, как от пищи телесной - физические силы, как от знаний - способности умственные, в детях растут нравственность и духовность. Детская душа не ощущает ни в чем ни противоречий, ни недостатка. Все, что необходимо, ребенок тотчас находит в любовной заботе отца с матерью. Он и сам привыкает жить общими ценностями, вносить свой индивидуальный вклад в соборное целое. Эта атмосфера в русской цивилизации издавна создавалась укладностью всех форм народной жизни, она же царила и в церковном приходе, и в крестьянской общине, в артели и других событийных общностях русского народа.

К. Касьянова в книге «О русском национальном характере» приходит к выводу о том, что русский психотип эпилептоида (большого индивидуалиста и интроверта) с принятием христианства приобрел новую черту характера, осознанную как жизненную необходимость, способность пре- восхождения себя в пользу общего дела, формирования отношений сорадования и сострадания, преодоление своей самости, животного начала, эгоизма, сформировавшегося в борьбе с окружающей средой на первых ступенях онтогенеза. Именно на этой основе формируется и новый способ бытия русского этноса - со-бытие как особый тип общежития или единение в любви .

Такое единение человеческих душ между собой и сообща с Богом уже нельзя назвать внешним термином «коллектив». Требуется какое-то иное понятие, способное обозначить внутреннее единство, органическую духовную целостность, ощущение всеединства с мирозданием. А. С. Хомяков назвал его соборностью - «единством во множественности». Соборное начало не отменяет потребности в личном развитии, напротив, личность только и раскрывается по-настоящему, «способна становиться «сама собой», «находить себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом» . В со-бытии человек выступает как бы фокусом всех энергийных потоков и сам осуществляет свое «со-бытие», «синергию» со всем остальным миром и с энергиями Высшего Внеположенного Истока (по терминологии С. С. Хоружьего).

Под со-бытийной педагогической общностью в исследовании мы будем понимать особый тип самоорганизующейся среды взаимодействия старших и младших на основе гуманных личностных отношений взаимопомощи в служении Добру, Красоте, Благу. Именно через совместную жизнедеятельность и глубинное диалоговое общение воспитанников и воспитателей в таких специально организованных со-бы- тийных педагогических общностях (детских сообществах) полнее передается от учителя к ученику система нравственных ценностей и ментальность, характерная для российской цивилизации. Создание нравственного климата, особого духа группы (где дух, там нравственность, там ценности), гуманных отношений сорадования и сострадания, системы разновозрастных постоянных и временных коллективов, системы самоуправления, иерархии ролей, уклада и традиций общности является необходимыми педагогическими условиями для организации самоорганизующихся живых детских сообществ в России.

Одним из первых в русской педагогике описывает такую живую самоорганизующуюся педагогическую общность, как «правильно организованное общежитие» детей в своей школе, С. А. Рачинский. Но С. А. Рачинский сразу отмечает одну особенность такой общности: «Никакая организация, как бы ни была она совершенна, не может создать организма, не может создать жизни, а всякая жизненная деятельность неминуемо создает органы, ей свойственные, ей необходимые. Будем же хлопотать о первом, а второе приложится нам. Всякая общественная деятельность слагается из личных усилий, возбуждающих и поддерживающих друг друга» . Описывая динамику самоорганизации школьного сообщества, С. А. Рачинский говорит о развивающейся благодаря ему самодеятельности школьников.

Именно такие живые со-бытийные педагогические общности, самоорганизующиеся и предоставляющие возможность для самоорганизации ее участников, будут создаваться в практике других отечественных педагогов: С. Т. Щацкого, И. В. Иони на, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Россин- ского, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова и др. - в начале и середине XX в. Проведя сравнительный анализ динамики развития этих общностей и процессов личностного развития их участников, мы пришли к выводу о том, что духовно-нравственное становление личности подростка будет успешным, если оно будет происходить в условиях специально организованной само- развивающейся со-бытийной педагогической общности.

Процессы взаимодействия в событийной общности подчиняются и осуществляются в соответствии с теориями резонанса, ритма, полевого взаимодействия и проявляется в эффектах, например, маятника.Маятниковое движение в событийной общности осуществляется так: спуск учителя за учениками на их уровень и подъем вместе с ними на возможный для них и чуть выше уровень - совместный анализ (общие собрания) - индивидуальная коррекция учителя и участника - новый совместный подъем.

Одним из первых в отечественной истории педагогики попытался осмыслить динамику развития личности ребенка в педагогической общности воспитателей и воспитанников В. Н. Сорока-Росинский. В статье «От принудительства к добровольчеству» он рассматривает необходимость определенного соотношения управления и самоорганизации в процессе воспитания и динамику их взаимодействия в истории Школы им. Достоевского.

В. Н. Сорока-Росинский приходит к выводу, что принудительность и добровольчество могут рассматриваться «как начальная и конечная стадия одного и того же педагогического процесса, в котором на первых порах дело ставится по принципу обязательности и вытекающего отсюда принуждения, но затем мало-помалу переходят к добровольчеству, все большая и большая часть работы предоставляется свободному выбору воспитанников, прежде обязательные для них виды деятельности начинают выполняться уже добровольно, и, наконец,свободная инициатива,самодеятельность и добровольная работа становятся основой всей жизни школьного коллектива» .

Анализируя отечественный опыт создания таких со-бытийных общностей в педагогических системах России, мы видим, что в начале зарождения такой со-бытийной общности создателем ее - педагогом должна быть определена ее цель и представлена модель общности, а ребенок, доверившись и раскрывшись педагогу, должен принять основные нормы общности.

На первом этапе, входя в общность, ребенок полностью находится внутри нее, регламентируется ее структурой, нормами, традициями, его задача на этом этапе соответствовать требованиям, которые он решил добровольно принять. А. В. Петровский пишет, что «человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены» . Ребенок полностью включается в систему контроля, учится подчиняться ей и другим людям, в первую очередь учителям. Ему все надо объяснять. К нему должен быть приставлен человек, который ему все объясняет и рассказывает о жизни в общности, помогает адаптироваться к ней.

Это момент усвоения новых знаний, чем больше он откроется и будет чувствовать себя защищенным и свободным в общности, тем больше он получит знаний, тем легче ему будет включиться в общность. На этом этапе важен личный пример и даже, чтобы разбудить совесть воспитанника, нравственный подвиг педагога. Этот уровень адаптации, на котором уже начинает действовать главная движущая сила развития - противоречие между процессами идентификации и индивидуализации.

Н а втором этапе - самоконтроля - ребенок активно осваивается через включение в общую деятельность, обсуждение результатов деятельности обязательно должно быть регулярным (лучше каждый день) и совместным, он учиться быть полезным общему делу какими-то своими индивидуальными способностями и учиться от цели переходить к результатам. По результатам он должен учиться себя контролировать. Самоконтроль - это механизм самосознания индивида, его внутренний вектор развития. Ученик осознает цели, задачи и развивает собственную активность, деятельность, которую ему поручает руководитель, произведя результат, контролируемый руководителем, активом и частично самостоятельно. Актив здесь действует, но еще нет самоуправления. Актив берет на себя функцию контроля. Процессы организации превалируют над процессами самоорганизации. А. В. Петровский называет эту ступень индивидуализацией.

На третьем этапе - самоорганизации - самоконтроль здесь как механизм развития самоорганизации развит уже у большинства членов общности. Они могут жить самостоятельно какое-то время без учителя. А. В. Петровский называет эту ступень интеграцией. Уже имеются эффективные и дееспособные органы самоуправления. Ребята сами планируют, осуществляют и контролируют деятельность. Актив и вся общность все усваивают самостоятельно, самоорганизуются и могут частично или полностью заменить педагога, развиваясь по освоенному ими типу традиции общей жизни, которую сами и продуцируют.

Если на первых двух уровнях самоорганизации у учеников происходит взаимодействие только с отдельными элементами культуры, подросток начинает подражать отдельным традициям, осваивает, присматривается к отдельным ценностям через включение в общую деятельность, то на третьем этапе он уже становится осознанным носителем традиции, культуры, ценностей.

Четвертый этап - самовыражение. Это уровень мастерства, на котором большинство великолепно выполняют задания. Когда ученик освоил все, что нужно, - он себя открывает как представитель культуры, как творец. Это уже высший уровень самовыражения человека, он в образцах культуры может себя выражать, ищет, где себя выразить. У него сформировались бытийные и событийные привычки, он освободился для высоких материй. Его стихия - самодеятельность в культуре, он разворачивает свои способности и осуществляет их в творчестве. Начинает развиваться потребность в любви и другие душевные потребности в духовно-нравственном самосовершенствования. Он чувствует свое развитие, свое движение, учится овладевать тайной свободы в себе.

Пятый этап - самореализация. На этом уровне человек всего себя отдает творчеству, он включен в этнос, творит через себя в традиции. Это уровень творчества, когда начинают не только творить в культуре, но и себя творить и помогать другим в самосовершенствовании. Это когда человек находит себя и условие для своего развития в себе самом, таланты, которыми он может другим служить, реализует себя в служении другим в общине. Общинная жизнь выглядит на первых трех уровнях как разноголосие, полифония, на четвертом уровне - симфония из индивидуальных партий, а все вместе на пятом уровне - полноценное соборное единство. Уровень самореализации возможен в такой общности, где все служат друг другу своим талантом. Если человек с утра со вечера трудится, то избегает преступлений, не попадает в зависимости, дети в авторских школах были заняты с утра до вечера.

Пятый уровень самоорганизации человеком достигается тогда, когда часть учеников становится учителями-помощниками, соратниками педагогов. Учителя готовят себе учеников для создания таких же событийных общностей. Так из опыта мы видим, что и у С. А. Рачинского, В Красных Зорях, у А. С. Макаренко, у В. А. Сухомлинского наиболее способные ученики часто становились тоже учителями, а в Та- тево и Красных Зорях даже были созданы специальные учебные заведения для подготовки их к будущей профессии педагога - педагогические техникумы.

И. П. Иванов, анализируя опыт коллективной творческой деятельности в таких общностях и свой опыт взаимодействия с ленинградскими школьниками в 60-х гг. XX в., отмечал, что развитие самодеятельности ребенка, основанной на его творчестве, не может успешно строиться в рамках традиционного для демократической педагогики отношения к воспитаннику как объекту педагогической опеки - открытой воспитательной заботы, открытых «развивающих» воздействий, а должно развиваться свободно в среде специально организованного содружества поколений.

Такое содружество поколений запускает механизмы самоорганизации, и создается педагогическая общность - содружество старших и младших, как неиссякаемый источник взаимного (целенаправленного и непроизвольного, скрытого и открытого, прямого и косвенного) воспитывающего влияния всех на всех в непринужденном обмене впечатлениями, знаниями, чувствами, интересами, умениями и требовательного отношения каждого к каждому в общих занятиях, в совместных переживаниях, в практической деятельности и в общей борьбе с общественным злом. В такой атмосфере у участников общей заботы возникают ощущения и осознание необходимости преодоления своих слабостей, недостатков, развития своих достоинств во имя успеха общего дела. Все эти влияния запускают процессы не только воспитания воспитанников, но и воспитания воспитанников воспитанниками, воспитанниками-воспи- тателей, воспитания самих воспитателей и самовоспитание каждого.

В событийных педагогических общностях России формируется такой тип личности, в котором воля определяется как способность свободного самоопределения в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Русский философ Иван Алексеевич Ильин подчеркивал, что «воспитание... должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании интеллекта, а в зажигании сердца». Подлинное образование возможно только в такой со-бытийной педагогической общности, где взрослые помогают ребенку овладеть истинно человеческим способом бытия на основе ценностей родной культуры.

И. А. Ильин, размышляя о воспитании в грядущей России, приходит к выводу, что страна нуждается в новом, «предметном» типе воспитания, способном «вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему; открыв его глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, которая с этим связана, и на те обязательства, которые из этого вытекают, вызвать в нем чутье и вкус к делам совести, веры и чести, права и справедливости, церкви и Родины» . Тогда, мы предполагаем, сформированные в со-бытийной педагогической общности на основе культурных ценностей гуманные отношения у молодежи будут способствовать зарождению процессов самоорганизации как в производственных, так и в других общностях современной России, а на их основе будет формироваться новая демократии «участия» и внеэкономическая социально обусловленная мотивация работников информационной эпохи.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.