Православные праздники в мае и июне. Основные православные праздники в мае. Как отмечают Вознесение

Именины в мае: какое имя дать ребёнку, рожденному в мае по православному календарю? Полный список майских имен по святцам Вы найдёте в нашей статье.

Календарь православных женских и мужских имен мая

1 — Антон, Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Тамара, Феликс.

2 — Антон, Виктор, Георгий, Иван, Матрона, Никифор, Трифон, Христофор.

3 — Александр, Анастасий, Гавриил, Григорий, Николай, Федор, Феодора, Феодосий.

4 — Александр, Алексей, Денис, Иван, Кондратий, Николай, Федор, Яков, Януарий.

5 — Виталий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Климент, Лука, Платон, Федор.

6 — Александра, Анатолий, Иван, Георгий, Лазарь.

7 — Алексей, Валентин, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лука, Николай, Савва, Сергей, Фома.

8 — Василий, Марк, Ника, Сергей, Сильвестр.

9 — Василий, Глафира, Иван, Нестор, Николай, Петр, Степан.

10 — Анастасия, Георгий, Иван, Иларион, Мария, Николай, Павел, Петр, Семен, Сергей, Степан.

11 — Анна, Виталий, Кирилл, Максим.

12 — Артемий, Василий, Федот, Филимон.

13 — Василий, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.

14 — Герасим, Еремей, Ефим, Игнатий, Макар, Нина, Тамара.

15 — Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Зоя, Михаил, Роман.

16 — Мавра, Николай, Павел, Петр, Тимофей, Феодосий.

17 — Антон, Афанасий, Валериан, Иван, Кирилл, Климент, Лазарь, Леонтий, Мария, Никита, Никифор, Николай, Пелагея.

18 — Адриан, Ирина, Яков.

19 — Василий, Денис, Иван, Илларион, Касьян, Пахом, Савва.

20 — Антон, Давид, Иван, Илья, Иосиф, Михаил, Пахом, Сидор, Степан.

21 — Адриан, Арсений, Иван, Никифор.

22 — Василий, Гавриил, Дмитрий, Иосиф, Николай, Христофор.

23 — Анисим, Василий, Лаврентий, Симон, Таисия.

24 — Александр, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Михаил, Никодим, Ростислав.

25 — Герман, Денис, Иван, Петр, Семен, Федор, Филипп.

26 — Александр, Василий, Гавриил, Георгий, Гликерия, Ефим, Иван, Ирина, Макар, Никифор, Сергей, Тарас, Феодосий, Христофор.

27 — Леонтий, Максим, Никита, Петр, Сидор.

28 — Анастасия, Дмитрий, Игнат, Пахом.

29 — Александр, Аркадий, Георгий, Ефрем, Касьян, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Петр, Федор.

30 — Адриан, Афанасий, Евдокия, Ефросиния, Николай, Степан, Феофан.

31 — Александра, Анастасий, Андрей, Василий, Давид, Денис, Клавдия, Лев, Макар, Матрона, Михаил, Павел, Петр, Семен, Фаина, Федор, Федот, Христина, Юлиан, Юлия

Церковные православные праздники в мае

Блаженная Матрона Московская

Свт. Афанасий Великий

15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные богословские сочинения.

Св. страстотерпцы Борис и Глеб с житием

В этот же день вспоминается перенесение в Вышгородский храм мощей , во святом Крещении Романа и Давида, убитых по приказу своего брата Святополка в 1015 г.

Память празднуется 21 мая . Один из ближайших последователей Иисуса Христа, Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия. Апостол прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. Празднование установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на место его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов

22 мая – день перенесения мощей , архиепископа Мир Ликийских, из Мир в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г. во избежание осквернения святыни мусульманами.

Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий

Общий день памяти отмечается 24 мая . Братья, родившиеся в греческом городе Солуни, хорошо знали славянский язык и перевели на него многие богослужебные книги. В конце IX в. они установили славянское богослужение в Моравии, при этом Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии, он же крестил чешского князя Борживоя и его жену Людмилу. В этот день празднуется тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

15.09.2015 00:30

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. ...

Многие граждане нашей страны считают себя православными христианами. Они чтут традиции предков и отмечают православные праздники. Им наверняка будет интересно узнать, какие будут церковные праздники в мае 2018 года.

Важные церковные события мая

В последний месяц весны все православные будут отмечать два очень важных праздника:

  • 17.05.18 — Вознесение Господне;
  • 27.05.18 – Троица.

Кроме этого, будет два дня поминовения усопших:

09.05.18 День поминовения усопших воинов
26.05.18 Троицкая суббота

С 28.05.18 по 03.06.18 пройдет сплошная Троицкая седмица. Она примечательна тем, что в пятницу и среду не надо будет поститься.

Вознесение Господне

Этот праздник широко известен всем православным христианам в России. Он всегда отмечается в четверг, так наступает на сороковой день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник приходится на 17.5.18 г.

В разных местах это торжество имеет различные названия:

  • Спас;
  • Спасов день;
  • Вознесеньев день;
  • Вознесенье.
  • В церковном календаре он значится, как — Вознесение Господне.

Очень часто с ним связывают прощание с весной.
Когда упоминают этот день, сразу вспоминаются некоторые моменты, связанные с этим торжеством:

  • поминальные хлебцы;
  • торжественное богослужение в храмах;
  • «Небесные лесенки»;
  • поминовение усопших;
  • поминальные блины и др.

Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам и отмечается не только в России, но и в Европе. Этот праздник напоминает нам о том, как около двух тысяч лет назад Сын Божий вознесся на небеса. Новый завет подробно описывает этот момент. Как известно, воскресший Иисус не один раз являлся перед взором своих учеников. Когда наступил сороковой день, он обратился к ним с просьбой собраться в древнем городе Иерусалим. В присутствие своих апостолов он снова вознесся в небо. Правда, после этого с небес спустилось два ангела, которые были одеты во все белое. Они поведали ученикам, что их учитель обязательно вернется. На самом деле в Евангелиях от Марка и Луки рассказывается о том, что Иисус заранее рассказывал своим ученикам о своем Вознесении.

До конца четвертого века Троица и Вознесение были одним торжеством. Затем эти праздники были разделены.

Как отмечают Вознесение

Праздник отмечают 10 дней. Среду называют днем предпразднства. Во всех церквях совершают обряд отдания Светлого Воскресения. Служба ведется всю ночь. Священнослужители читают стихиры Цветной триоди. Утром звучат паремии из Евангелие от Марка. Следующие дни называют попразднеством. В церквях священники прославляют Вознесение Спасителя на небеса. В пятницу совершается обряд отдания Вознесения. Начиная с Пасхи и до Вознесения, священнослужители одеты в белые одежды.

Среди прочих действий в этот день принято вспоминать усопших. В России раньше существовала традиция – хозяйки делали из теста «небесные лесенки» для того, чтобы умершие родственники могли легче добраться до рая. Было принято приносить их на могилы предков. Иногда их относили прямо в поле. Считалось, что это способствовало хорошему урожаю. Лесенки помогали зерну быстрее подниматься к небу.

Также на Руси существовала традиция печь «Христовы лапотки» — это блины, изготовленные особым образом. Древние предания гласили, что Иисус в промежутке между Пасхой и Вознесением обходит всех верующих. Ему «на дорожку» и пеклись эти кулинарные изделия.

На Вознесение не разрешается работать. Обычно верующие ходят в гости или приглашают самых близких людей к себе в дом.

Еще в этот день существовала традиция помогать убогим. Считалось, что под видом таких людей может ходить сам Спаситель.

Также запрещалось плевать и мусорить, чтобы случайно не навредить Иисусу, который в это время под видом нищего ходит среди живых людей.

Приметы на Вознесение

День Святой Троицы

Также относится к двунадесятым праздникам. Он имеет переходящую дату и празднуется на пятидесятый день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник припадает на 27.05.18, воскресенье.

Для этого торжества присущи особенные черты:

  • украшение жилищ цветами, ветками деревьев и полевыми травами;
  • особое богослужение;
  • освящение воды;
  • выпечка особых мучных изделий и др.

Название праздника происходит от события, которое произошло более двух тысяч лет назад. Именно тогда, перед взором Девы Марии и апостолов появился Святой Дух, который провозгласил, что Иисус является Сыном Божьим. Троица является свидетельством того, что Святой Дух, Бог-сын и Бог-отец едины.

Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Как свидетельствуют древние рукописи, на пятидесятый день после Светлого Воскресенья на мать Иисуса и его учеников снизошел Святой Дух. Это произошло в Иерусалиме в Сионской горнице. Сначала все присутствующие услышали необычайный шум, потом появился благодатный огонь. После этих событий последователи Иисуса стали уметь говорить на разных языках. По велению Бога это было сделано для того, чтобы апостолы могли нести христианское учение разным народам, живущим на Земле.

Как празднуют Троицу в России

Этот праздник отмечают три дня. Храмы, жилища верующих украшаются зеленными ветвями деревьев, луговыми травами и цветами. Священнослужители одевают зеленную одежду, которая олицетворяет животворение.

Богослужение в храмах начинается в субботу и продолжается всю ночь. На саму Троицу звучит торжественная литургия. Третий день посвящен Святому Духу. Во время службы освящается вода.

Прихожане, освященные ветки, цветы и травы сушат и используют в качестве оберега на протяжении года.

В дни Троицы, кроме храмов, христиане должны посетить могилы предков, для того, чтобы угостить духов.

Перед праздником делается генеральная уборка. Хозяйки украшают свой дом разнообразной зеленью и готовят праздничные блюда. Среди них обязательно должен быть каравай, который должен принести в дом достаток и благополучие.

После церкви и кладбища наступает время народных гуляний. Сначала семья, родственники и друзья собираются за круглым столом, чтобы поздравить друг друга с Троицей и отведать праздничные блюда хозяйки. После трапезы народ выходит на улицу, на природу, где танцует и поет обрядовые песни. В некоторых местах принято при этом разжигать костер.

В этот день целители занимаются сбором трав. Считается, что в эти дни они обладают особыми целительными свойствами.

Еще в Дни Троицы принято гадать. Молодые девушки проводят всякие обряды и гадают на свою будущую жизнь и жениха. При этом они используют собранные травы и ветви деревьев.

На Троицу нельзя:

  • работать и заниматься домашними хлопотами;
  • шить, стирать и стричься;
  • сквернословить и ссориться;
  • купаться в природных водоемах. Говорят, что в эти дни там водятся водяные, русалки и другая нечисть.

Приметы Троицы

Полный церковный календарь на май 2018


  • 1 мая, вторник
    Преподобного Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика преподобного Григория Декаполита
  • 2 мая, среда
    Преподобного Иоанна Палеолаврита Ветхопещерника, иеромонаха
    Блаженной Матроны Московской
  • 3 мая, четверг
    Преподобного Феодора Трихины
    Преподобного Александра Ошевенского, игумена
    Мученика младенца Гавриила Белостокского
  • 4 мая, пятница
    Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского
    Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия, Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия, Акутиона
  • 5 мая, суббота
    Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского
    Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца
    Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента
    Преподобного Виталия Александрийского
  • 6 мая, воскресенье
    Великомученика Георгия Победоносца
    Мученицы царицы Александры Римской
    Иверской иконы Божией Матери
  • 7 мая, понедельник
    Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов
    Преподобных Саввы Печерского, и Алексия, затворника Печерского
  • 8 мая, вторник
    Апостола и Евангелиста Марка (Иоанна)
    Преподобного Сильвестра Обнорского
  • 9 мая, среда
    Поминовение усопших воинов
    Священномученика Василия, епископа Амасийского
    Святителя Стефана, епископа Пермского (Великопермского)
    Преподобного Иоанникия Девиченского
    Праведной Глафиры девы
  • 10 мая, четверг
    Апостола от 70-ти Симеона Иерусалимскаго, сродника Господня
    Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
  • 11 мая, пятница
    Апостолов от 70-ти Иасона, Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших
    Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана
    Святителя Кирилла, епископа Туровского
  • 12 мая, суббота
    Девяти мучеников Кизических
    Преподобного Мемнона Чудотворца, игумена Египетского
    Святителя Василия Острожского, митрополита
  • 13 мая, воскресенье
    Апостола Иакова Зеведеева
    Обретение мощей святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
    Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского
    Святителя Доната, епископа Еврийского
  • 14 мая, понедельник
    Пророка Иеремии
    Преподобного Пафнутия Боровского, игумена
    Священномученика Макария, митрополита Киевского
    Благоверной Тамары, царицы Грузинской
    Преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия
  • 15 мая, вторник
    Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)
    Перенесение мощей мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида)
    Святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца
    Благоверного и равноапостольного царя Бориса (во Святом Крещении Михаила)
  • 16 мая, среда
    Мученика Тимофея и мученицы Мавры
    Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского
  • 17 мая, четверг
    Вознесение Господне
    Мученицы Пелагии девы, Тарсийской
    Преподобных Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде
  • 18 мая, пятница
    Великомученицы Ирины Македонской
    Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского
  • 19 мая, суббота
    Праведного Иова Многострадального
    Преподобного Михея Радонежского
    Мученика Вукашина Ясеновацкого
    Мученика Варвара Луканского, бывшего разбойника
  • 20 мая, воскресенье
    Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
    Мученика Акакия, сотника
    Преподобного Нила Сорского
  • 21 мая, понедельник
    Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
    Преподобного Арсения Великого
    Преподобных Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских
  • 22 мая, вторник
    Пророка Исаии
    Мученика Христофора Ликийского
    Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая
    Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского
    Преподобного Иосифа Оптинского
  • 23 мая, среда
    Апостола Симона Зилота
    Святителя Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского
    Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого
  • 24 мая, четверг
    Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
    Священномученика Мокия
    Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
    Святителя Никодима, архиепископа Сербского
    Преподобного Софрония Печерского, затворника
  • 25 мая, пятница
    Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца
    Святителя Епифания, епископа Кипрского
    Святителя Германа, патриарха Константинопольского
    Преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита
  • 26 мая, суббота
    Суббота Троицкая
    Мученицы Гликерии девы и с нею, мученика Лаодикия Гераклейского, стража темничного
    Перенесение мощей преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца
    Мученика Александра Римского
  • 27 мая, воскресенье
    День Святой Троицы (Пятидесятница)
    Мученика Исидора Хиосского
    Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца
    Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
  • 28 мая, понедельник
    Троицкая седмица 1 день
    Преподобного Пахомия Великого
    Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
    Благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского
    Преподобных Евфросина и ученика его,Серапиона, Псковских
  • 29 мая, вторник
    Троицкая седмица 2 день
    Преподобного Феодора Освященного, игумена
    Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца
  • 30 мая, среда
    Троицкая седмица 3 день
    Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (Юнии)
    Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской
  • 31 мая, четверг
    Троицкая седмица 4 день
    Память святых отцов семи Вселенских Соборов
    Мученика Феодота Корчемника и семи дев, мучениц Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии
    Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и мученицы Христины

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.