Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо. Предмет и метод социального обеспечения

Право социального обеспечения – это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, одним из важнейших направлений деятельности РФ является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Все государства, в том числе Российская Федерация, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., признают право каждого человека на социальное обеспечение.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, сущность которого состоит в осуществлении государством системы экономических и правовых мер, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Таким образом, значение права социального обеспечения заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом права социального обеспечения как отрасли права являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения, т. е. урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам – с другой стороны, по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на:

– пенсионные правоотношения, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии на: пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т. д.;

– правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т. д.;

– правоотношения по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют:

– правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

– правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают:

– материальные правоотношения, т. е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

– процедурные правоотношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

– процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами. Предпосылкой любого правоотношения являются юридические факты, т. е. конкретные жизненные (объективные) обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как правило, большинство правоотношений в сфере социального обеспечения возникают из сложных юридических составов. В таких случаях для наступления правовых последствий необходимо одновременно наличие нескольких обстоятельств. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

– субъект;

– объект;

– субъективное право и юридическую обязанность, т. е. юридическое содержание.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. В свою очередь к указанным государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т. е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. Правовые нормы, которые регулируют отношения по социальному обеспечению, внутренне взаимосвязаны и построены на единых принципах.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.

По сфере действия все принципы права принято делить на:

– общеправовые, свойственные всем отраслям права;

– межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

– отраслевые, действующие в рамках только одной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В соответствии с этой классификацией к принципам права социального обеспечения относятся:

– общеправовые: законность, гуманизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т. д.;

– отраслевые: всеобщность и доступность социального обеспечения; гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных в законе; дифференциация условий социального обеспечения в зависимости от условий труда, от трудового стажа, от природно-климатической зоны и т. д.; многообразие видов социального обеспечения, комплексность правового регулирования; принцип социального обеспечения за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды; принцип соответствия величины размеров пособий, пенсий и других выплат финансовым возможностям государства;

– межотраслевые: направленность, всесторонность, принцип неотвратимости ответственности, состязательности судопроизводства ит. п.;

– внутриотраслевые: каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию, каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника, адресность, доступность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг и др. Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения обусловлен комплексным характером его предмета. Поэтому воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется путем применения и административно-правового, и гражданско-правового методов.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения, так как одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, разрешений. В частности, все права и обязанности субъектов данных правоотношений определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон. Указанный метод находит свое проявление и в том факте, что большинство отношений по социальному обеспечению строятся все же не на договорной основе.

Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов (к примеру, когда одна сторона имеет только обязанность). В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Метод права социального обеспечения характеризуется следующими чертами:

– сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

– формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем. Однако большинство отношений по социальному обеспечению строится все же не на договорной основе. Так, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия;

– специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т. д.);

– абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения состоит из двух больших групп:

– общая часть, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

– особенная часть, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:

- отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)

- отношения по предоставлению различных специальных услуг (социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)

- процессуальные и процедурные отношения , связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.

В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.

Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».

Процедурные - это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии).

Процессуальные - это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).

1.3. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Особенностями метода ПСО являются:

Сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;

Права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.

1.4. Принципы права социального обеспечения.

К принципам ПСО относятся:

- всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)

- предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.

- многообразие оснований и видов социального обеспечения.

- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.

- участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.


ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов
Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:
 Отношения по пенсионному обеспечению;
 Отношения по социальному обслуживанию;
 Отношения по выплате пособий;
 Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация, характеристика. Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. долж. Понятие , предмет , метод , система ПСО .


  • Понятие , предмет , метод , система ПСО .
    Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.


  • Понятие , предмет , метод , система ПСО . ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие от... подробнее ». Принципы ПСО . Понятие , классификация, характеристика.


  • Понятие , предмет и методы правоведения. Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


  • Жилищное право регулирует более узкий предмет – возникновение, изменение и прекращение жилищных прав, но использует при этом основной метод
    Жилищные отношения – это общее, родовое понятие , опосредующее различные виды отношений, возникающих по поводу жилища...


  • Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет


  • АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.


  • АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.


  • Источники международного права – это формы, в которых выражены правила поведения субъектов междунаро. Понятие , предмет и система международного частного права.


  • Понятие конституционного права, его предмет и метод , система , конституционно-правовые нормы и институты и правоотношения. Конституционное право (КП) - совокупность правовых норм...

Найдено похожих страниц:10


Предмет – однородная группа общественных отношений. Самостоятельность ПСО как отрасли была обоснована Виталием Семёновичем Андреевым в 70-ых годах 20-го века. Он выделил следующие признаки указанных отношений:

1. Особый субъектный состав;

2. Алиментарный характер (природа) отношений;

3. Особые источники финансирования.

Возникают различные споры по поводу того, стоит ли расширять предмет и т.п. Попытаемся определить насколько эти признаки сохраняют свою актуальность.

Особый субъектный состав . Субъектами отношений являются физические лица или семья с одной стороны. И этот субъект является управомоченным на социальное обеспечение в силу закона.

Вторым субъектом являются либо государственный органы либо государственные и негосударственные учреждения, которые действуют по поручению государства. Например, последнее что обсуждалось – все медицинские учреждения – это не государственные органы. Пенсионный Фонд тоже не государственный орган. По новым законам и негосударственные медицинские учреждения будут оказывать соответствующие услуги в рамках указанных государственных гарантий. Все, что свыше этих гарантий оплачивается отдельно (и это уже начинаются гражданско-правовые отношений). Не просто разграничить.

И поэтому появился такой признак как алиментация! Понятия алиментация имеет экономический и правовой аспект.

С экономической точки зрения – бесплатность и безэквивалентность социального обеспечения для получателя. В советское время это было так. Но в настоящее время это не совсем так – есть сейчас у всех карточки индивидуального пенсионного страхования – на них взносы с заработной платы идут. Сумма, которая отражена на счете будет на 228 месяцев делится и таким образом будет определяться наша пенсия.

Так что пенсионные платежи – возмездные и эквивалентные. ПО беременности и родам – выплаты зависят от того, сколько до этого зарабатывал.

Для государственных служащих эти отношения бесплатные. В силу Международного пакта о гражданских и политических правах и в силу Конституции – каждый может получать подобные выплаты. Родившийся ребенок-инвалид сразу же будет получать такие платежи, хоть он и не работал. Для них – они безвозмездные.



Экономическая природа изменилась. Часть этих отношений стала полностью возмездной и эквивалентной (пенсии). Но большинство отношений сохраняют неэквивалентную, бесплатную для потребителя природу (для потребителя только, т.к. государство возмещает эти суммы).

В медицине у нас существует принцип солидарного финансирования – богатый платит за бедного, а здоровый платит за больного. Пример – только начал работать и тут же потребовалась сложная операция – тебя вылечат, хоть ты еще «и не накопил» на такую операцию.

С правовой точки зрения общегосударственная обязанность по содержанию нетрудоспособных членов общества, т.е. тех, кто еще не приобрели способность к самообеспечению или утратили ее.

Алиментация – с лат. содержание, но не «семейное», а государственное. Причем оно не обусловлено совершение потребителем встречных действий по созданию финансового эквивалента в ответ на получение выплат или услуг.

Основная масса ГП отношений – это отношения возмездно-эквивалентные. Но и тут есть исключения. ПСО – там все, как правило, безвозмездно.

I. Материальные отношения , которые составляют ядро ПСО:

1. Имущественные отношения публичного характера, которые складываются в рамках государственной системы и заключаются в предоставлении денежных выплат медицинских или социальных услуг лицам, пострадавшим от социального риска.

Помимо материальных отношений предмет ПСО образуют:

II. Процедурные отношения по установлению юридических фактов, принятию решений о предоставлении выплат или услуг или отказе в этом.

Процедура – это нормальный порядок реализации права. Никакие услуги и выплаты просто так не предоставляются. Нужно обратиться в компетентный орган.

Процедурные отношения, как правило, предшествуют материальным. Допустим, идет речь об установлении трудовой пенсии по инвалидности. Нужно обратится в бюро медико-санитарной экспертизы, ею устанавливается инвалидность. Далее нужно обратиться в Пенсионный Фонд и предоставить документ, подтверждающий трудовой стаж и инвалидность. Пенсионный Фонд принимает решение о назначении пенсии и дальше Пенсионный Фонд будет осуществлять выплаты.

Дело в том, что у нас инвалидность устанавливается на срок. Материальные отношения могут существовать и наряду с ними могут возникать отношения по переосвидетельствованию инвалида. Может быть сохранена инвалидность, а может быть изменена – повышена или понижена.

В данном случае процедурные отношений существуют наряду с материальными отношениями.

Может быть и так – материальные правоотношения одни закончились, начались новые процедурные отношения, а после них возникают новые материальные отношений.

Т.е. процедурные правоотношения могут i) предшествовать; ii) сопровождать; iii) следовать за материальными правоотношениями.

Могут быть процедурные правоотношения по фактам и по срокам.

Наиболее часто процедурные отношения возникают между:

1. Территориальными подразделениями Пенсионного Фонда и ФЛ по установлению продолжительности трудового и страхового стажа;

2. Между бюро медико-санитарной экспертизы и ФЛ по установлению группы и причины инвалидности;

3. Между лечебными учреждениями и ФЛ по установлению факта временной нетрудоспособности (например, в результате опасного случая на производстве), факт беременности и родов.

Выдают больничный лист – на его основании дают выплаты по беременности и родам. Работодатель платит или орган социального обеспечения (если женщина не работает).

Органы ЗАГСа подтверждают дату рождения, факт смерти и т.п. Но факт смерти могут устанавливать и суды (безвестное отсутствие/смерть).

Процедурные отношения по срокам и фактам есть. Выше были указаны по фактам. А есть по срокам, что означает, что прописано в течение какого времени какие процедуры действуют.

Отношения по рассмотрению споров. В законодательстве о социальном обеспечении установлены два порядка разрешения споров:

1. Вышестоящими органами в порядке подчиненности;

2. Либо в судебном порядке.

Если в судебном порядке – тогда это ГПП отношения. Если это Министерство или департамент определенный – тогда это будет административные правоотношения.

III. Есть только 1 группа отношений ПСО, которая касается рассмотрения споров и входит в предмет ПСО – рассмотрение споров вышестоящими органами внебюджетных фондов .

Существует давно предложение о создании специальных судов по делам социального обеспечения. Если у нас вдруг они появятся, либо в судах общей юрисдикции появятся судьи, которые будут заниматься этими вопросами, тогда это будет включаться в предмет ПСО.

Кто-то считает, что в ПСО надо включать предоставление пенсий работодателями по коллективным договорам. Но их не очень много – в коллективных договорах РАО ЕЭС такие есть указания, есть в Газфонд и т.п. Это исключение из правил – тут нет государственных обязательств, это не государственные средства и основным признакам ПСО они не отмечают.

Газфонд – в эту структуру внес денежные средства Газпром. В отношении человека, поступающего на работу в Газпром, Газфонд начинает уплачивать дополнительные пенсионные взносы. Вот какие это отношения? Вряд ли они относятся к ПСО, ведь потом Пенсионный Фонд выплачивать будет.

Кто-то говорит, что не имеет значение источник пенсий. А тогда как мы будем разграничивать ГП отношения и ПСО отношения? Белов вообще говорил – не важно, кто платит – государство, работодатель или еще кто – если человек лечится в учреждении – это гражданское право.

Но Мачульская считает, что не надо расширять сферу ГП безмерно, хотя вопрос не бесспорный.

Ядро – государственные средства, выплачиваемые из соответствующих фондов. А дальше мы можем уже излагать свою обоснованную позицию.

Метод ПСО

Для выделения отраслей необходимо 2 признака – обособленный круг общественных отношений и особые приемы и способы воздействия на этих общественных отношений.

Сорокин говорил, что нет особых методов у всех наших отраслей права – есть лишь сочетание дозволений и запретов.

Поэтому в ПСО используются дозволения, предписания и запреты. Сочетание этих приемов и образует 2 основных метода:

1. Императивный (преобладает предписание и запрет);

2. Диспозитивный (преобладает дозволение).

Поскольку правоотношения эти у нас публичные, то преобладает императивное регулирование. Вместе с тем медицинские и социальные услуги предоставляются на основании договора. У нас тоже есть у всех карточки обязательного медицинского страхования – и вот эта карточка означает, что в отношении нас есть договор обязательного медицинского страхования.

Можно ли сказать, что есть «договорный метод» регулирования. Если есть договор – всегда ли можно считать, что это договорный метод или договор – это просто юридический факт, на основании которого возникают эти отношения.

Мачульская считает, что тут нет договорного метода – договор типовой, стороны не могут изменить ни перечень услуг, ни качество услуг, ни уплачиваемы тарифы – это все регулируется в нормативном порядке. Договор – лишь дополнительный юридический факт, который необходим для возникновения соответствующих правоотношений.

Дозволения. С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в области социального обеспечения. Вот например, норма о том, что право на пенсию имеют мужчины, достигшие с 60 лет,а женщины – 55 лет. Дозволение заключается в том, что ФЛ никто не принуждает обращаться в ПФ на получение пенсий. Не обратится – не будет пенсий. Если пенсии на потерю кормильца – если мать не работала, ребенок все-равно имеет право на эту пенсию (если она умрет).

ФЛ само определяет когда оно обратится за пенсией. При наличии права на несколько видов социального обеспечения, человек самостоятельно выбирает тот вид, который захочет, но, как правило, тот, который больше по размеру.

С развитием государственной социальной помощи (а она будет у нас развиваться, никуда мы от этого не денемся), органы социальной защиты приобрели право на осуществление проверки материального и имущественного положения лица, обратившегося за социальной помощью. При этом они действуют по своему усмотрению – смотрят на сколько лицо нуждается в социальной помощи и определяют размер выплаты с учетом финансовой возможности субъекта.

В данном случае речь идет о регулировании этих отношений с помощью дозволений, т.е. органы социальной защиты имеют широкие возможности даже по определению размера. В 99% случаев выплаты на основе правовых норм производятся, а тут – на основании дискреции органов. Если органы социальной защиты установят, что у лица нет средств, достигающих до величины прожиточного минимума, то эта помощь и будет дополнять этот размер. А сейчас можешь прийти и тебе скажут, что денег у нас нет.

Особенности метода любой отрасли права проявляются в следующем:

1. Правовое положение субъектов;

2. Особенности юридических фактов, порождающих и прекращающих правоотношений;

3. Степени определенности предоставленных прав и автономности действий субъектов;

4. Меры об особенностях ответственности за совершенные правонарушения.

Несмотря на то, что одним из органов может быть государственный орган, может ли быть здесь подчиненность как в административном праве? Нет, оба субъекта действуют в рамках закона. Они несет документы, другой на основании них должен осуществить выплату.

Субъекты в этих отношения обладают равенством прав и обязанностей.

По поводу степени определенности – это определяется законом, а не договором. Вот только у органов социальной защиты есть определенная мера усмотрения.

Меры ответственности должны иметь имущественный характер. К физическим лицам применяются правоограничительные санкции, которые направлены на уменьшение объема его правомочий (объема его прав).

Например, выплачивается пособие болезни по лицу, которое болеет, но продолжает получать з/п. Снижается размер пособия в случае нарушения режима, предписанного врачом, неявки на медицинское освидетельствование в установленные сроки.

Выплата пособия по безработице может приостанавливаться на срок до 3 месяцев в случае неявки безработного на перерегистрацию в установленный срок, отказа от двух вариантов предложенной подходящей работы без уважительных причин. Размер пособия может быть сокращен на 25% при неявке безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение 3 дней после получения направления службой занятости.

Из лишней выплаченной суммы в результате счетной ошибки удерживаются органы, осуществляющими выплатами (это ПФ делает). Может применяться даже штраф (с 2001 г.) к лицами, которые не сообщили или не своевременно сообщили ПФ о наличии обстоятельств влияющих на размер пенсии. Пенсионеры должны сообщать ПФ о занятии трудовой деятельностью. Хотя ПФ может установить это очень просто – если человек официально работает – за него платят страховые взносы.

Трудовая пенсия на случай потери кормильца выплачивается на ребенка до 18 лет, а если учится на очном отделении – до 23 лет. Пошел работать в 20 лет – сообщи об этом.

В зависимости от размера этих выплат – могут даже возбудить уголовное дело. Был бортинжинер. Члены гражданской авиации могут уйти с работы досрочно и получать пенсию. Как делали? Уходили с работы, получали пенсии и «по черному» получали заработную плату и получали денежные средства как за работу, как и пенсии.

В зависимости от налета часов – достаточно большая сумма. И хотели их даже привлекать к уголовной ответственности, но согласились просто все это возместить добровольно.

Работодатели говорят, что тарифные взносы очень высокие. Их снижают, но надо же за оказанные услуги/пенсии выплачивать деньги. Либо за счет бюджета, либо пенсионный возраст нужно повышать, чтобы средства Пенсионного Фонда были сбалансированы.

Что касается ответственности – внебюджетные фонды не несут ответственности за задержку выплаты, за ее неверные исчиления . Большая проблема возникает с работодателями. В чем? В том, что не к кому предъявлять претензии. Если работодатель неверно исчислил выплаты, то меньше денег поступит в Пенсионный фонд. Если это так, то человек идет в ПФ РФ и жалуется. ПФ говорит – я исчислил столько, сколько мне поступило денег. Потом идешь к работодателю и просить его будешь разобраться и тут начинаются проблемы.

Вообще нужно следить за своими пенсионными начислениями – каждый год ПФ РФ должен соответствующие уведомления рассылать. Лучше бы за этим следить, а то потом не разберешься. И, еще раз повторюсь, проблема того, что не предусмотрена ответственность.

Вывод: особенности метода ПСО проявляются:

1. В своеобразии правового положения субъектов, которое характеризуется равенством сторон, но при этом физическое лицо является субъектом, имеющим право (управомоченной стороной), а государственный орган – обязанной стороной;

2. Ограничены возможности установления или изменения содержания этих отношений с помощью договора;

Т.е. преобладающим является законодательное регулирование и при этом используются в основном предписания и запреты.

3. Особый характер ответственности ФЛ, в котором преобладают правоограничительные санкции. Появились штрафы – но он там символический – 1000 р. за непредставление информации.

Система ПСО

Совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Из каких частей складывается система?

1. Норма права;

Нормы, которые регулируют предоставление определенных видов социального обеспечения образуют:

2. Институты;

А институты образуют особенную часть ПСО.

Если это нормы общего характера, то они образуют общую часть. Это:

1. Нормы, закрепляющие принципы и задачи правового регулирования;

2. Основные права человека в области ПСО;

3. Виды социальных рисков;

4. Разграничение компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в области социального обеспечения (по Конституции эти вопросы относятся в совместном ведении – неурегулированное в области федерального регулируется уровнем субъекта и т.п.).

Могут возникнуть курьезные ситуации – субъекты за счет собственных средств могут расширить перечень медицинский услуг (сверх того, что установлено в федеральном законодательстве). Свердловская область умудрилась не расширить (что ясно следовало из закона), а сузить. Прокуратура занялась этим вопросом и все решила. Т.е. субъекты могут только расширить за счет собственных средств.

Особенная часть:

1. Институт пенсий . Они бывают:

1.1.Трудовые и социальные. И те и другие могут быть:

1.1.1. по старости,

1.1.2. по инвалидности и

1.1.3. на случай потери кормильца.

Подотрасли каждые тоже имеют свою определенную «общую часть»

2. Социальное страхование (если его можно так выделить).

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума. по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права -право социального обеспечения.

В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм. обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения но обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 "0 пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения но обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права. Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.

Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.



Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B.C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

B.C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям: - одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: - посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.

Думается, что названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих меж-

дународных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.

Органы колхозов в настоящее время также не являются участниками отношений по государственному социальному обеспечению. Но сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе.

Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет права социального обеспечения не входят.

Вторым критерием, который предложил использовать B.C. Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их"алиментарный" характер. Однако »ту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него

средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Таким образом, трудящиеся заранее "оплачивают" будущие социальные расходы.

Однако по современным экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения*.

По вопросу о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно высказать также следующие дополнительные соображения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год.

Во-вторых, право на социальное обеспечение возникало у конкретного лица. При реализации субъективного права на пенсию, пособие или услугу управомоченный гражданин получал его бесплатно, безэквивалентно, но нормировано с учетом прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельности, а не в порядке ответных действий за труд, на что справедливо указывала Р.И. Иванова.

В современных условиях понятие "алиментации" претерпевает определенную трансформацию. Оно будет подробно рассмотрено в следующем параграфе, посвященном методу правового регулирования.

Что касается третьего признака, то ссылка на фонды для нетрудоспособных утратила свое значение, поскольку их уже нет. Кроме того, они всегда существовали лишь в виде строки государственного бюджета и никогда фактически из него не выделялись, т.е. не функционировали в виде самостоятельных финансовых систем. Но акцент на особых источниках финансирования сохраняет свою актуальность. Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990 г. Пенси-

Малева Т. (ред.) Современные проблемы пенсионной сферы. Комментарии экономистов и демографов. М., 1997. Научные доклады. Вып. 16. С. 54.

онного фонда РФ и его территориальных отделений. В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения. Средства названных фондов формируются за счет: - обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; - ассигнований из бюджета РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств; добровольных взносов физических и юридических лиц; - прочих доходов.

Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.

Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами

ежегодно.

Как уже отмечалось, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделитьматериальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; *

Отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.Это -отношения по правоприменительной деятельности. Со-

держанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например,по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями: - бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - в связи с определением причины и группы инвалидности; - различными видами лечебных учреждений - о признании факта временной нетрудоспособности; - органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти; - органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении; - архивными учреждениями и др.

Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими государственными органами: - органами по назначению государственных пенсий; - органами службы занятости и пр.

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. Эти отношения могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.

По мнению Э.Г. Тучковой, процессуальные отношения регулируются нормами нескольких отраслей, так как право социального обеспечения не закрепляет какой-либо особой процедуры рассмотрения споров. Но каких именно отраслей автор не уточняет. Имеется в виду, что при рассмотрении спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. В частности, B.C. Андреев писал, что если разрешение спора отнесено к компетенции суда, то возникают обычные гражданско-процессуальные отношения.

Мнение о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчиненности критиковалось в юридической литературе. В частности, Р.И. Иванова указывала, что данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распределительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент власти-подчинения. Кроме того, решения вышестоящих органов в порядке подчиненности по вопросам социального обеспечения не являются юрисдикционными актами. Поэтому отношения, возникающие между физическим лицом и различными государственными органами в связи с рассмотрением споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения.

Многие ученые высказывают точку зрения о целесообразности создания специализированных судов для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Такие суды существуют во многих экономически развитых странах и подтвердили свою практическую эффективность. По сравнению с общегражданскими судами они рассматривают дела в сокращенные сроки и по упрощенной процедуре, позволяют быстрее и дешевле восстанавливать нарушенные права человека в области социального обеспечения.

Если предложение об организации в России судебных органов с аналогичными функциями (например, мировых социальных судов) получит законодательное воплощение, то отношения по рассмотрению в них дел и обжалованию их решений войдут в предмет права социального обеспечения в качестве процессуальных отношений.

Что касается предмета науки права социальною обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуаль-

ные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.