Помочь ребенку не бояться детей. Как помочь ребёнку не бояться темноты. Причины возникновения страха у детей

Зачастую родители воспринимают визит их чада к врачу-стоматологу, как обычный факт. Они считают, что в предварительной подготовке нет необходимости.

Маленькие пациенты, как правило, испытывают чувство страха не перед врачом. Их пугают манипуляции стоматолога в процессе осмотра и лечения.

Детей страшит всё неизвестное. Они не понимают, что им предстоит, будет ли больно, кто обеспечит им защиту.

Кабинет доктора – это совершенно новое место, в котором скрыто много неизвестного. А если это новое, то оно наверняка опасное.

Как помочь ребенку с самого раннего возраста не бояться врача-стоматолога?

Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку заботу о его зубах. Он должен соблюдать гигиену рта и посещать зубного врача своевременно.

С наступлением трехлетнего возраста ребенок все чаще заявляет – я сам, говоря таким образом о своей самостоятельности. Воспользуйтесь этим моментом. Предложите ему игру: пусть он почистит зубки любимой игрушке, потом – маме, а потом и себе. Когда малыш созреет для ролевых игр, попробуйте поиграть с ним в стоматолога: можно посчитать зубки во рту, дотрагиваясь до них маленькой ложечкой, осмотрите с ребенком его зубы в ручном зеркале, посветите ему маленьким фонариком.

Такие игры позволят ребенку абсолютно без страха воспринимать различные манипуляции во рту, он станет более адекватно относиться к происходящему, и его уже не будет пугать неизвестность, ожидающая в кабинете зубного врача.

А что делать в случае, если у ребенка болит зуб или десна и он очень боится идти к врачу? Отнеситесь к будущей процедуре творчески и попробуйте заранее дома сыграть с ребенком в доктора и несчастливого пациента, чтобы трусишка перестал волноваться.

Боязнь можно легко преодолеть только через детское любопытство: хороший детский стоматолог всегда сумеет заинтересовать малыша – покажет свои инструменты, разрешит ребенку с ними поиграть, самому выбрать понравившийся цвет для пломбы. И конечно, сможет донести до ребенка, что обязательно нужно прийти сюда снова и довести лечение до конца.

Несколько советов, которые помогут сделать так, чтобы ваш малыш меньше боялся посещения стоматолога:

  • Не стоит пугать ребенка тем, что если он откажется чистить зубки, то это закончится необходимостью визита к стоматологу.
  • Нельзя при ребенке заводить разговоры о том, насколько болезненно лечить зубы.
  • Важно, чтобы дорога в стоматологию не была слишком утомительной. Выбирайте лечебное учреждение в непосредственной близости к дому.
  • Не торопитесь за один прием вылечить несколько зубов: ребенок не усидит долго в кресле и от усталости начнет капризничать.
  • Обязательно поддерживайте свое чадо морально. Говорите, что будете находиться с ним рядом в кабинете доктора и поможете, если это будет нужно.
  • Остановите свой выбор на хорошей детской специализированной клиники. Выбирать зубного врача лучше всего по рекомендации.

Разобраться в этом нам помогает психолог-консультант ДЦДЛ им. Н. А. Семашко, кандидат психологических наук Игорь Костин.

Бояться темноты - естественно для ребенка трех-пяти лет, считают психологи. К этому времени он уже набрал приличный багаж знаний, наслушался сказок, насмотрелся фильмов, сам начинает фантазировать, но пока еще не различает, где кончается мир реальный и начинается воображаемый.

Страхи естественны, но это не значит, что взрослым надо от этой проблемы отмахиваться, высмеивать их или считать: дети вырастут - страхи пройдут сами. Страх темноты может доставлять ребенку страдание, плохо влиять на его сон и общее самочувствие. Поэтому родители должны своим трусишкам помочь.

Страх надо конкретизировать и вынести наружу. Малыш ведь боится не самой темноты, а чего-то, что прячется во мраке. Чего? Вот это и надо выяснить. Ненавязчиво выспросить, попросить нарисовать это чудовище (Бабу-ягу, огромную собаку, волка или привидение…), вылепить из пластилина. Когда образ материализовался, его можно слегка изменить: добавить чудовищу смешные, нелепые или очаровательные детальки. Так ли страшна эта собака, если ей одно ухо поднять вверх, другое загнуть, нарисовать кудрявую шерстку, хвост баранкой и улыбающуюся пасть?

Можно самому превратиться в монстра, который тебя пугает. Закричать, что есть силы, грозно зарычать, как рычит он. Вон как мама испугалась, значит, похоже. Превращение в монстра, «идентификация себя с агрессором», как назвали бы этот прием психологи, тоже помогает изжить страх. Этот защитный механизм впервые описала детский психоаналитик дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Разве будешь бояться кого-то, когда ты сам такой грозный и пугающий всех?

Материализованный страх легко уничтожить. Разорвать рисунок с чудовищем, смять его фигурку, вылепленную из пластилина, затопать ногами, закричать: «Уходи, я тебя не боюсь, тебя больше нет…» Только воевать с чудовищем лучше не перед сном, а днем. Зато вечером, собираясь ко сну, нелишне этот эпизод мимоходом припомнить: «Монстр-то больше не придет, мы его еще днем растоптали…»

Трусишку поддержит роль смельчака. Эту роль надо присваивать малышу в любых играх - он защитник и младших детей, и котят, и своих игрушечных зверушек, которые боятся спать одни и хотели бы подкатиться вечером к нему под бочок и спокойно заснуть в его кроватке. Надо при каждом удобном случае всем знакомым и родным рассказывать, какой у вас смелый ребенок: он спокойно прошел во дворе мимо большой собаки, он зашел в темную комнату, не испугался, взял, что было надо, и вернулся к маме.

Назначьте ребенка властелином света. Не надо принуждать его спать в темноте. Трех-четырехлетний малыш уже может сам включать-выключать ночник, настольную лампу или бра. Пусть погасит свет, если захочет, или оставит его гореть. Позвольте ребенку быть хозяином положения. Оставьте у его кроватки хотя бы фонарик.

Соблюдайте ритуал отхода ко сну. Каждый вечер в одно и то же время, после того как, например, посмотрели передачу «Спокойной ночи, малыши», в одной и той же последовательности совершайте привычные действия: вместе уберите игрушки, искупайте малыша, уложите в кроватку, расскажите сказку… Чем устойчивее ритуал, чем больше в нем рутины, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок.

Живите весело. Хорошее настроение - прекрасная профилактика любых страхов. Какие бы ни были у вас серьезные проблемы и печальные моменты во взрослой жизни, почаще смейтесь, шутите, возитесь с ребенком. Малышу как воздух необходимы игры, дающие мышечную радость.

Кстати

Особенно склонны пугаться темноты большие фантазеры и астеники - дети осторожные, мнительные, склонные фиксироваться на неприятных ощущениях.

Практика

Психолог Татьяна Шишова предлагает родителям маленьких трусишек поиграть со своими детьми в такую игру:

«У страха глаза велики». Представим, будто малыш ложится спать. Вот он накрылся одеялом, погашен свет или горит ночник. «Но что там чернеет в углу? Может, это волк? Скорее включаем свет! Да это одежда лежит на стуле! (Сидит забытый плюшевый зайчик; тень от стоящей на столе игрушечной машины…) Чем больше не похож реальный предмет на выдуманный страшный образ, тем смешнее.

А теперь давайте все вещи разложим по местам, и больше нам ничего не привидится.

Личное мнение

Алексей Кортнев:

Лично я не сталкивался в детстве с такой проблемой, как боязнь темноты. Но моя мама всегда оставляла дверь в моей спальне приоткрытой, чтобы через нее просачивалась полоска света. Думаю, если ребенок боится темноты, то с ним прежде всего нужно поговорить на эту тему и постараться объяснить, что никакой опасности в этом нет. И не стоит настаивать на том, что свет нужно выключить, если ребенок просит оставить ночник включенным. Со временем этот его страх исчезнет. А если свет все же выключать, то у ребенка может нарушиться сон и ночью он будет тревожно спать.

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога - это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях , наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым . Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: "придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать".
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.


Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх - это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе — у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять. Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил.

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство детских страхов обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой. Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком. Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения , помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция , которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом . Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно разме ра, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх , проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если , бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе. Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка , не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

59 комментариев