Почему дети не хотят жить. Почему наши подростки не хотят жить

29 мая

Чаще всего дети и подростки оказываются «пассивными жертвами» ДТП - они гибнут, проходя по улице пешком или проезжая на велосипеде.

Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков - в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно.

Но если основные причины смерти детей и подростков распределить с учётом возраста, пола и места проживания, картина существенно изменится. Так, две трети случаев придутся на страны Юго-Восточной Азии и Африки.

В отчёте указано, что многие из этих смертей можно предотвратить, повысив качество работы медицинских и социальных служб, а также образовательных учреждений.

Плохое питание, дефицит физической активности и рискованное половое поведение - факторы, способные повлиять на дальнейшую жизнь человека - обычно начинают проявляться ещё в юности. И это, по мнению экспертов ВОЗ, также необходимо принять во внимание.

Травмы и инфекции среди юношей

Хотя дорожно-транспортные происшествия в целом оказались ведущей причиной смерти детей и подростков, они особенно опасны для юношей в возрасте от 15 до 19 лет. При этом, как показала статистика, в большинстве случаев погибшие подростки не находились за рулём автомобиля, а шли пешком или ехали на велосипеде. Только в странах с высоким уровнем дохода доля погибших подростков-водителей оказалась несколько выше.

Второй по распространённости причиной смерти среди юношей оказалось межличностное насилие, в том числе, насильственные действия сексуального характера или преступления на эмоциональной почве.

Риски, связанные с подростковыми беременностями

Причины смерти девочек и девушек также в значительной степени зависят от возраста. Так, в возрастной группе 10-14 лет смерть чаще всего оказывается обусловлена инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей, такими, как пневмония. Авторы отчёта предполагают, что это может быть обусловлено вдыханием загрязнённого воздуха в помещениях - например, при готовке на открытом огне. Возможно также, что во многих регионах нет достаточно развитых медицинских служб, способных вовремя оказать необходимую помощь.

Девушки в возрасте от 15 до 19 лет чаще всего гибнут в результате осложнений беременности, в процессе родов или в результате проведения подпольных абортов.

Молодые девушки, лишённые поддержки семьи или окружения, чаще оказываются вынуждены предоставлять услуги сексуального характера, что, в свою очередь, может привести к беременности и связанным с ней проблемам.

Зависит от региона

Если отвлечься от глобальных цифр и рассмотреть ведущие причины смерти детей и подростков в различных областях планеты, картина может существенно измениться. Например, в странах Юго-Восточной Азии и в западной части Тихого океана причиной гибели чаще всего оказываются дорожно-транспортные происшествия. Немаловажно, что это утверждение справедливо и для стран с высоким уровнем доходов, и для беднейших государств упомянутых регионов.

В Европе своеобразную «пальму первенства» удерживают самоповреждения, а в Восточном Средиземноморье - коллективное насилие (войны). В обеих Америках дети и подростки чаще всего гибнут от межличностного насилия, а в Африке - от инфекций нижних дыхательных путей. Немало жизней африканских детей и подростков уносят и другие инфекционные заболевания, например менингит, ВИЧ/СПИД и кишечные инфекции. В целом, чем ниже уровень развития страны, тем заметнее вклад, который инфекционные болезни вносят в общую структуру смертности детей и подростков.

Влияние конфликта

В отчёте также рассматривается ещё одна масштабная проблема: влияние, которое на подрастающее поколение оказывают вооружённые конфликты и гуманитарные кризисы. Дети и подростки, живущие в таких условиях, часто оказываются вынуждены взрослеть раньше, чем их сверстники из более благополучных регионов. Это может проявляться, например, в необходимости зарабатывать деньги или заботиться о младших членах семьи. Как результат, страдает качество образования, а девочкам с большей вероятностью приходится выходить замуж раньше, чем планировалось, или становиться секс-работницами.

Эти обстоятельства, подчёркивают эксперты ВОЗ, повышают риск смерти в силу ряда причин. Это и недостаточное питание, и незапланированные беременности, и сексуальное насилие, и проблемы с психическим здоровьем.

Улучшая уход, давая поддержку и обучая

Для решения упоминавшихся выше проблем авторы отчёта рекомендуют повысить качество работы социальных служб, обеспечивающих помимо медицинской также и психологическую поддержку. Чтобы уменьшить показатели детской и подростковой смертности, необходимо также правильное понимание той роли, которую семья и общество должны играть в воспитании подрастающего поколения. Доказано, что риски для здоровья ребёнка или подростка во многом зависят от того, в какой семье он растёт.

Авторы отчёта рекомендуют внедрение ряда стратегий, нацеленных на борьбу с гибелью детей и подростков. В частности, в отчёте упоминается введение более масштабных курсов сексуального просвещения в школах, повсеместное использование ремней безопасности и шлемов, переход на более безопасные виды топлива, используемого при приготовлении пищи в помещении, и повышение минимального возраста, необходимого для приобретения алкоголя.

Однако следует понимать, что внедрение этих стратегий возможно только там, где службы здравоохранения будут работать в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, в первую очередь - образовательными. Одни только медицинские вмешательства не могут кардинальным образом изменить показатели детской и подростковой смертности, но в сочетании с изменениями в подходах к обучению и другими мерами эта задача может быть решаема.

Дорогие родители!

Поэтому совместно с нашими экспертами мы решили опубликовать памятку для тех детей, кто задумывается о самоубийстве.

Если ваш ребенок склонен к самообвинению, испытывает постоянное одиночество и предпринимает попытки убежать из дома, а также проявляет , донесите до него информацию из этого текста.

Вы можете сделать это ненавязчиво. Например, оставить открытой страницу на компьютере. А можно просто начать дружеский разговор о приоритетах, жизненных ценностях, любви и ваших отношениях с ребенком. Вы также можете аккуратно затронуть эту тему в разговоре и упомянуть некоторые рекомендации, о которых пишет наш эксперт, – семейный психолог Ирина Григорьева.

Памятка подросткам 13-18 лет

Бывает, обстоятельства складываются так, что твой привычный мир рушится. Может быть, из-за невыносимого стыда и неловкости за какие-то поступки, а возможно, и в силу самих обстоятельств. Такое ощущение, что всё и все против тебя. Если тебе знакомо это состояние, прочитай, пожалуйста, этот текст.

Жизнь каждого человека – это чередование радостей и трудностей, которые мы преодолеваем на своем пути. Проблемы необходимы нам: они закаляют людей, дают возможность вырасти личности внутри нас. Думая о самоубийстве, человек лишь бежит от проблем, но никак не решает их.

О чем важно помнить в минуты отчаяния?

Все временно

Помни о том, что любое твое состояние временно. Каждая сложная ситуация когда-нибудь кончается, а каждая проблема имеет решение. Даже если положение кажется безвыходным, оно не может длиться вечно.

Никто не выиграет от того, что ты умрешь

Каждый раз, когда ты задумываешься о жизни и смерти, помни о том, что есть люди, которые тебя любят. Никаким родителям не «станет легче». Если ты желаешь близким счастья, всегда выбирай жизнь.

Возможно, ты рассчитываешь на то, что кто-то будет чувствовать себя виноватым перед тобой и хочешь «насладиться местью»? В этом случае помни, что ты не увидишь чувства вины тех, на кого ты обижен.

При жизни у тебя есть возможность исправить ошибки, преодолеть трудности, пережить неприятности, доделать дела, извиниться, выражать радость или грусть, раскаяться, начать что-то с чистого листа, а вот после смерти ничего изменить ты уже не сможешь.

Что делать, чтобы вернуть вкус к жизни?

В трудной ситуации в первую очередь нужно найти, с кем поговорить. Подумай, есть ли в твоем окружении человек, который может тебя понять и по-настоящему поддержать? Возможно, это кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, тетя или дядя. Стоит рассказать им о своих переживаниях и попросить тебя выслушать.

Если такого человека не оказалось рядом, то на территории всей России действует бесплатный, анонимный для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: ты можешь позвонить на него в любое время и получить помощь у опытных психологов.

Напиши письмо самому близкому человеку

Иногда нам легче рассказать о своих чувствах на бумаге. Напиши настоящее бумажное письмо самому близкому человеку:

  1. Подумай, что ты чувствуешь? Обижаешься ли на родных или на близкого человека? Возможно, тебе больно и страшно оттого, что одноклассники с тобой не общаются?
  2. С кем может быть связано это чувство? Обвиняешь ли ты себя или кого-то другого?
  3. Доверь все свои переживания бумаге и тому близкому человеку, кто тебя поддерживает. Расскажи историю в лицах, не боясь ругательств и обвинений.
  4. После того, как ты почувствуешь, что сказать больше нечего, перечитай письмо несколько раз.
  5. А теперь рви на мелкие кусочки и выбрасывай!

Окажи помощь тому, кто в беде

Самое лучшее и эффективное «лекарство от ощущения собственной бесполезности» – начать заниматься действительно полезной деятельностью. Это может быть волонтерство или просто помощь другим людям.

По всей стране действуют тысячи волонтерских организаций, которые с радостью примут тебя в свои ряды. Одни помогают сиротам и курируют детские дома, другие направлены на помощь старикам, третьи занимаются больными людьми с серьезными диагнозами, четвертые – экологией. Выбери для себя тот вид волонтерства, который придется по душе.

Однако для того, чтобы помогать людям, совершенно не обязательно числиться в волонтерском движении: ты можешь делать это адресно. Например, купить бабушке-соседке продукты, научить дворовых малышей каким-нибудь навыкам или новым играм, помогать им с уроками.

Мечтай!

Подумай о том, чего тебе по-настоящему хочется: представь себя через пять, десять, двадцать, тридцать лет. Задай себе вопросы:

  • каким я хочу быть?
  • как я хочу выглядеть?
  • чего я хочу достичь?
  • как я хочу себя чувствовать?
  • чем я хочу заниматься?
  • какие люди будут меня окружать?
  • что полезного я буду делать для себя, семьи, общества?

По результатам мысленно нарисуй самый позитивный портрет «будущего себя» и не скупись на детали.

А теперь подумай над «маленькими шажками» к своей мечте: что для этого ты можешь сделать уже сегодня? Действуй!

С наилучшими пожеланиями,
Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт сайта «Я – Родитель»

Суицид у подростков, как и у взрослых, происходит обычно на фоне психологического кризиса. Личность сталкивается с препятствием, которое не может быть устранено и из-за этого пребывает в состоянии диссонанса.

Психологический кризис у ребенка может возникнуть внезапно, как реакция на ссору с родителями или одноклассниками. Однако, чаще всего, такая напряженность накапливается постепенно. Озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью и тд., - говорит Елена Белова - клинический психолог МУЗ «Городская больница №1 имени Г.И. Дробышева».

По мнению Елены Валерьевны, очень часто родители не придают должного значения проблемам, с которыми сталкиваются их дети, не вникают в них. Психолог вспомнила историю из своей практики, когда мама девочки-подростка, совершившего попытку суицида, не желала, что бы ее дочь посещала психотерапевта. В этом случае психологи стараются донести до родителя, что если после первого случая не будет оказано должной психологической помощи и человек не пройдет лечение, попытка может повториться.

Если не помочь сейчас, и фармакологически в том числе, то тот психологический кризис, в котором находится ребенок, не пройдет сам собой и малейшие трудности вновь толкнут его к суициду, - говорит Елена Белова.

Причины подросткового суицида кроются не только в отношениях внутри семьи, очень часто какие-то особенности поведения им диктуют внешние «раздражители». В настоящее время очень большое влияние на детей оказывает интернет и СМИ. Современные условия жизни таковы, что человек постоянно находится в состоянии повышенной активности, пропускает через себя огромное количество информации, мнений и взглядов. Все это накладывает огромный отпечаток на внутренне состояние ребенка.

Пожар в доме, вышла новая игра на ПК, посмотрел фильм ужасов, поругался с одноклассником, поссорилась с подругой - весь день наполнен новостями, которые формируют состояние стресса. Особенно яркое впечатление на подростков производят события, происходящие в их личной жизни. Причинами суицида часто становится неразделенная любовь, непонимание со стороны общества, ссора или расставание с друзьями.

Огромную роль в современных коммуникациях играет интернет. В последнее время социальные сети превратились в поле битвы.

Психолог Елена Белова отметила, что огромную опасность для психики подростков представляют «группы смерти», которые активно функционируют в сети, не смотря на уголовные преследования. Специалист посоветовала родителям быть внимательными и внимательнее следить за ребенком. Понять, когда подроста затянула опасная игра не только возможно, но и необходимо.

Порезы на руках, зачастую в форме рисунка, не спят ночью, сидят в телефоне, просыпается по ночам около 4 утра, прячет от родителей телефон. Ребенок становится более отстраненным, задумчивым, появляется апатия и отсутствие какой-либо реакции даже на сильные эмоции и важные жизненные события, - перечислила Елена Белова признаки увлеченности подростка «группами смерти». - Помимо этого родители могут проследить, как ребенок реагирует на информацию об опасных интернет-сообществах. У детей, которые имеют отношения к «игре», знают о ней, реакция, как правило, агрессивная, или, наоборот, при упоминаниях «смертельных групп», появляется страх.

Если у ребенка обнаруживается хотя бы один из признаков, необходимо незамедлительно обратиться к психологу. Не стоит устраивать скандал. Агрессия со стороны родителей только сильнее заставит ребенка замкнуться в себе и окончательно отдалиться.

Что же мы можем сделать, что бы спасти ребенка или взрослого человека от суицида? На первом месте, безусловно, обращение к специалистам. Без обращения к профессионалу невозможно грамотно вылечить депрессию. Амбулаторный прием в нашей больнице как раз для этого нужен и необходим, - говорит клинический психолог Елена Белова. - Однако, моменты психолого-педагогического вмешательства не исключают и психологической поддержки со стороны родителей. Обязательно должно быть принятие чувств. В случае с подростками - это сложно. Иногда требует несколько консультаций только для того, что бы вытащить ребенка хотя бы просто на контакт.

Как отмечают специалисты, иногда, суицид для подростка - это вызов обществу, протест против чего-либо. В другом случае это может быть проверка своих возможностей - смогу или не смогу. Причины могут быть разнообразными. Родителям необходимо вовремя разобраться в них и помочь своему ребенку выйти из тяжелого психологического состояния.

Подростки, часто романтизируя смерть, рассматривают её как иной способ существования. Шагая с крыши высотки, они думают, что уходят в другой мир. Это особенность психики подростков. Они не могут всерьёз понять, что это всё - конец, что за этим уже не будет ничего. Не понимают, что смерть необратима. В их сознании они просто переходят в некий другой мир.

Существует молодёжная мода. В группе подростки чувствуют себя увереннее, им свойственна стадность, когда они могут сказать: «Мы одна команда!» Это работает и при суициде. Подростки частенько подражают своим кумирам. Чаще всего авторитетами для них становятся рок- или поп-звёзды. Так, вслед за тем, как один из поп-идолов, «Иванушка» Игорь Сорин, «шагнул с балкона в предрассветное небо», среди подростков последовала целая череда самоубийств. Для подражателей было важно «повторить его судьбу, уйти с ним, уйти с кумиром». В отличие от взрослых, подросткам свойственны и групповые суициды: за компанию «не так страшно» и «интересней».

В возрасте от тринадцати до шестнадцати лет у ребёнка происходит психологическая ломка организма, на всё формируется своя воля, своя точка зрения. Ребёнок, вступая во взрослую жизнь, ищет ответ на вечные вопросы: кто я в этой жизни и зачем я на этой земле? Родителям в этот момент важно сохранять душевную связь с ребёнком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять к нему армейско-палочную систему, а проявлять понимание и гибкость.

В одном из случаев отец ввёл для сына бессмысленные ограничения: запретил подходить к компьютеру и телевизору, лишил его мобильного телефона. К тому же, как рассказывают соседи, дело доходило и до рукоприкладства. Подросток, стремясь к определённой свободе, понял, что его свобода только в одном: распоряжаться своей жизнью и смертью. Для отца он оставил записку: «Этого ты мне уже не запретишь».

По статистике, сорок процентов подростков, покончивших с собой, жили в асоциальных или неполных семьях и девяносто шесть процентов - росли в семьях с тем или иным патологическим типом воспитания.

Несмотря на то, что суицидальное поведение - процесс, который порой длится годами, чаще всего его механизм закладывается в раннем детстве. В нашей стране распространён авторитарный тип воспитания. С ребёнком в такой семье не считаются, подавляют в нём любую инициативу, бьют, унижают. В результате, достигнув подросткового возраста, он не способен сопротивляться трудностям.

Немало у нас семей, где ребёнка просто не замечают, ребёнок растет как сорняк, беспризорником при живых родителях. В непростом подростковом возрасте ребёнок чувствует себя ущемлённым, никому не нужным, порой ему не с кем посоветоваться. Под влиянием улицы он пробует алкоголь и наркотики.

Третьим вариантом патологического воспитания является ситуация, когда ребёнок является кумиром семьи. Родители сдувают с него пылинки, не могут нарадоваться на своё чадо, потакают капризам. Всё, что ни сделает чадо, - всё великолепно. Никаких ограничений, замечаний! Это формирует истерический тип характера. В детский сад такого ребёнка, как правило, не водят. Проблемы начинаются когда он идёт в первый класс, и сходу нарывается на ответную реакцию сверстников. Оказывается, что он почему-то не «самый-самый», как ему внушали в семье. Тут же страдает достоинство ребёнка, наступает разочарование, всё это оборачивается срывом и психологической травмой.

Повышен риск развития суицидального поведения для тех подростков, кому с детства предъявляют повышенные требования : «Ты должен быть лучше всех в классе! Победить на олимпиаде, выиграть спортивные соревнования». Любая неудача в дальнейшем подростком воспринимается как трагедия. Примером может служить прошлогодний случай суицида тринадцатилетнего школьника из Тюмени, покончившего с собой из-за двойки по иностранному языку.

Сообщения о подростках-самоубийцах смакуются во всех средствах массовой информации. Это провоцирует у подростков с суицидальной готовностью -впечатлительных, легкоранимых, обидчивых детей, склонных зацикливаться на негативных эмоциях, - ответную реакцию. Подростки рассуждают: «Если кто-то смог это осуществить - смогу и я, я не хуже, решусь и тоже уйду». Начальные признаки психического заболевания проявляются уже в пять-шесть лет. А затем ещё часть склонных к суициду подростков формируется патологическим воспитанием.

Согласно статистике, одно завершённое самоубийство среди подростков сопровождается сотней попыток суицида. Каждый год в России кончают с собой полторы тысячи подростков и более двухсот детей. В последнее время частота самоубийств среди тех, кому десять-четырнадцать лет, колеблется в пределах от трёх до четырёх случаев на сто тысяч, а среди подростков пятнадцати-восемнадцати лет - девятнадцать-двадцать случаев. И эти цифры не снижаются. В России подростки сводят счёты с жизнью в два и семь десятых раза чаще сверстников живущих в других странах.

Пятьдесят процентов всех суицидов - это следствие взаимоотношений в семье. Причинами остальных самоубийств являются конфликты со сверстниками, неразделённая любовь, беременность, сексуальные неудачи, страх одиночества.

Где подростки чаще решаются на самоубийство, в больших городах или сёлах? Ответ как бы напрашивается сам собой, но он не столь очевиден. Около тридцати лет назад только в Китае частота самоубийств на селе была выше, чем в городе. В девяностые годы, по этим показателям, рядом встала Россия.

Относительно спокойная ситуация наблюдается в Подмосковье, некоторых регионах Центрального и Южного федеральных округов, Санкт-Петербурге. Количество самоубийств существенно растет на Урале, зашкаливает в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

По статистике, лидерами по частоте самоубийств среди детей являются Тува, Бурятия и Якутия. На сто тысяч подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет там приходится соответственно 126,6, 86,6, и 74,2 случая самоубийств. Это связано с тяжёлыми условиями жизни. На психологическое состояние человека оказывают воздействие климатические условия, социально-экономические реалии региона, царящая там безработица. Надо учитывать верования и вековые традиции проживающих там народов. Так, например, коренные народы Севера до сих пор имеют сильные языческие корни. А те же буддисты уверены в жизни после смерти, только в несколько ином качестве. Это снижает планку страха перед самоубийством. Суицид в Бурятии и Туве верующими людьми порой воспринимается не как греховный поступок, а как достойный уважения.

Чтобы сформировать у ребёнка психологическую устойчивость, которая помогла бы ему справиться с различными обстоятельствами и искушениями, надо прежде всего любить своего ребёнка, с пелёнок общаться с ним. Недаром с грудными детьми агукают, улюлюкают, улыбаются и подмигивают малышам. Всё это способствует созданию устойчивой психики ребёнка. Тем мамашам, что сбывают ребёнка няням, хочу сказать, что их любимое чадо - уже лишенец, он ещё не говорит, но уже ощущает, что его бросили. Самая лучшая няня - чужой человек. Все занятые родители должны знать, что основы личности формируются в первые пять-шесть лет. Не стоит потом удивляться, что ребёнок чувствует свою заброшенность, что он никому не нужен, не достоин ничьей любви. Такое восприятие окружающего мира может привести к развитию суицидального поведения.

Подростки остро чувствуют фальшь . Ребёнка необходимо воспитывать своим примером. Если папа говорит ребёнку о вреде алкоголя, а затем, когда приходят гости, засыпает в салате, никакие разговоры тут не помогут. Как можно больше общайтесь с ребёнком, с младенческого возраста прививайте ему понятие ценности жизни, её единственности, необходимости её беречь. Учите ребёнка самому решать свои проблемы, при этом стройте с ним партнёрские отношения, старайтесь быть ему другом.

Ребёнку очень важен телесный контакт со своими родителями. Несмотря на переходный возраст, нужно гладить их по голове, обнимать и ласкать. Ребёнок при этом будет осознавать уникальность собственного тела. Отсутствие телесного общения с родителями формирует у ребёнка мысли о бессмысленности телесной оболочки, которую не жалко и потерять.

Наша реальность - больное, глухое к чужой беде общество! Но что меня убивает? Все занимаются выборами, не понимая, что скоро уже неважно будет - кто наш президент, потому что не будет страны.

В тринадцать-шестнадцать лет легко сделать шаг с последнего обрыва. Во-первых, к таким мыслям их приводит школа. В ней агрессивная среда и никакой отдушины нет. Детям в школе неинтересно. А ЕГЭ напрочь отбивает желание учиться. Подростки ходят только на те предметы, которые им придётся сдавать. Мотиваций нет. Целей нет. И что? Кто-то колется, кто-то начинает пробовать травку. Ни светлых помыслов, ни идеологии.

Во-вторых - родители... Если в переходном периоде родители не становятся для них друзьями, дети попадают в омут всеобщего равнодушия. Дети никому не нужны. Ни семье, ни школе, ни... стране. Подростки сначала уходят в социальные сети, в выдуманный ирреальный мир. Но и в этом суррогате не видят любви. А ведь им нужна всего лишь небольшая частица любви!

Сегодня всё подменяется деньгами. А деньги - это мусор. Когда нет любви, когда нет ценностей, деньги не имеют значения.

Девочка написала: «Полгода жила с мыслью о самоубийстве, но поговорив с добрым человеком, поняла, что значит жить по-настоящему». Поняла, что ТАМ не будет ничего… Что утром не почувствует запах кофе, не съест булочку, не сможет поцеловать маму. Не увидит, как расцветают подснежники, как падает снег. Ты думаешь, что, когда ты упадешь, сцепившись за руки с другом, все сразу заговорят о тебе? Но ты-то никогда этого разговора не услышишь! А ещё все кричат: «конец света...» - да оглянитесь вокруг: он давно наступил, мы в нём живём!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков - в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно.

Но если основные причины смерти детей и подростков распределить с учётом возраста, пола и места проживания, картина существенно изменится. Так, две трети случаев придутся на страны Юго-Восточной Азии и Африки.

В отчёте указано, что многие из этих смертей можно предотвратить, повысив качество работы медицинских и социальных служб, а также образовательных учреждений.

Плохое питание, дефицит физической активности и рискованное половое поведение - факторы, способные повлиять на дальнейшую жизнь человека - обычно начинают проявляться ещё в юности. И это, по мнению экспертов ВОЗ, также необходимо принять во внимание.

Травмы и инфекции среди юношей

Хотя дорожно-транспортные происшествия в целом оказались ведущей причиной смерти детей и подростков, они особенно опасны для юношей в возрасте от 15 до 19 лет. При этом, как показала статистика, в большинстве случаев погибшие подростки не находились за рулём автомобиля, а шли пешком или ехали на велосипеде. Только в странах с высоким уровнем дохода доля погибших подростков-водителей оказалась несколько выше.

Второй по распространённости причиной смерти среди юношей оказалось межличностное насилие, в том числе, насильственные действия сексуального характера или преступления на эмоциональной почве.

Риски, связанные с подростковыми беременностями

Причины смерти девочек и девушек также в значительной степени зависят от возраста. Так, в возрастной группе 10-14 лет смерть чаще всего оказывается обусловлена инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей, такими, как пневмония. Авторы отчёта предполагают, что это может быть обусловлено вдыханием загрязнённого воздуха в помещениях - например, при готовке на открытом огне. Возможно также, что во многих регионах нет достаточно развитых медицинских служб, способных вовремя оказать необходимую помощь.

Девушки в возрасте от 15 до 19 лет чаще всего гибнут в результате осложнений беременности, в процессе родов или в результате проведения подпольных абортов.

Молодые девушки, лишённые поддержки семьи или окружения, чаще оказываются вынуждены предоставлять услуги сексуального характера, что, в свою очередь, может привести к беременности и связанным с ней проблемам.

Зависит от региона

Если отвлечься от глобальных цифр и рассмотреть ведущие причины смерти детей и подростков в различных областях планеты, картина может существенно измениться. Например, в странах Юго-Восточной Азии и в западной части Тихого океана причиной гибели чаще всего оказываются дорожно-транспортные происшествия. Немаловажно, что это утверждение справедливо и для стран с высоким уровнем доходов, и для беднейших государств упомянутых регионов.

В Европе своеобразную «пальму первенства» удерживают самоповреждения, а в Восточном Средиземноморье - коллективное насилие (войны). В обеих Америках дети и подростки чаще всего гибнут от межличностного насилия, а в Африке - от инфекций нижних дыхательных путей. Немало жизней африканских детей и подростков уносят и другие инфекционные заболевания, например менингит, ВИЧ/СПИД и кишечные инфекции. В целом, чем ниже уровень развития страны, тем заметнее вклад, который инфекционные болезни вносят в общую структуру смертности детей и подростков.

Влияние конфликта

В отчёте также рассматривается ещё одна масштабная проблема: влияние, которое на подрастающее поколение оказывают вооружённые конфликты и гуманитарные кризисы. Дети и подростки, живущие в таких условиях, часто оказываются вынуждены взрослеть раньше, чем их сверстники из более благополучных регионов. Это может проявляться, например, в необходимости зарабатывать деньги или заботиться о младших членах семьи. Как результат, страдает качество образования, а девочкам с большей вероятностью приходится выходить замуж раньше, чем планировалось, или становиться секс-работницами.

Эти обстоятельства, подчёркивают эксперты ВОЗ, повышают риск смерти в силу ряда причин. Это и недостаточное питание, и незапланированные беременности, и сексуальное насилие, и проблемы с психическим здоровьем.

Улучшая уход, давая поддержку и обучая

Для решения упоминавшихся выше проблем авторы отчёта рекомендуют повысить качество работы социальных служб, обеспечивающих помимо медицинской также и психологическую поддержку. Чтобы уменьшить показатели детской и подростковой смертности, необходимо также правильное понимание той роли, которую семья и общество должны играть в воспитании подрастающего поколения. Доказано, что риски для здоровья ребёнка или подростка во многом зависят от того, в какой семье он растёт.

Авторы отчёта рекомендуют внедрение ряда стратегий, нацеленных на борьбу с гибелью детей и подростков. В частности, в отчёте упоминается введение более масштабных курсов сексуального просвещения в школах, повсеместное использование ремней безопасности и шлемов, переход на более безопасные виды топлива, используемого при приготовлении пищи в помещении, и повышение минимального возраста, необходимого для приобретения алкоголя.

Однако следует понимать, что внедрение этих стратегий возможно только там, где службы здравоохранения будут работать в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, в первую очередь - образовательными. Одни только медицинские вмешательства не могут кардинальным образом изменить показатели детской и подростковой смертности, но в сочетании с изменениями в подходах к обучению и другими мерами эта задача может быть решаема.