Питание и уход. Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет

В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании . Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания , мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета , отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев

По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
  • есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
  • раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
  • просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
  • умываться, мыть руки и вытираться;
  • отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
  • называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
  • различать основные цвета;
  • знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
  • держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
  • играть в сюжетные игры;
  • строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
  • сочувствовать, сопереживать окружающим;
  • играть рядом или вместе с другими детьми;
  • знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.

Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев

Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.

Развитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года?

В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития.

По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:

  • Рост – от 80 до 90,5 сантиметров;
  • Вес – от 10 до 14 килограмм.

Мальчики:

  • Рост – от 83 до 93 сантиметров;
  • Вес – от 11 до 14,5 килограмм.

Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • Девочки ростом от 80 до 93 сантиметров и весом от 9 до 14 килограмм;
  • Рост мальчиков – от 83 до 94 сантиметров при весе от 10 до 15 килограмм.

К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом.

Нормы физического развития

Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.

Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?

  1. Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
  2. Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
  3. Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
  4. Совершают невысокие прыжки.
  5. Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
  6. Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
  7. Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
  8. У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.

Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.

Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.

Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.

Упражнения для физического развития

Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.

  • Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
  • Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.

Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.

  • Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
  • Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.

Вербальное развитие

У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.

Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.

В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».

Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.

Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».

Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.

Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.

Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.

Упражнения для развития речи

Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.

Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.

Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.

Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.

Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.

Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:

  • Посылать друг другу воздушные поцелуи;
  • Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
  • Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.

Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.

Мелкая моторика — ее значение, упражнения

Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.

Малыши второго года жизни должны уметь:

  • Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
  • Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
  • Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
  • Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.

Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.

Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.

  1. Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
  2. Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
  3. Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.

Познание мира, эмоции и социум

В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.

Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.

У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.

Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.

Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.

Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.

Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.

Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.

Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства

Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.

Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.

  • Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
  • Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
  • Если он не пытается общаться с другими детьми.

Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


Истерики в два года - обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


Негативизм в два года

Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


Истерика - это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже. Многие начинают возмущаться, считая, что я ввожу полную вседозволенность...

Я нисколько не переживаю за своего младшего сына, которому через несколько месяцев исполнится два года. Не переживаю за то, что он до 18 лет так и не выучит слово «нельзя», и не сможет воспринимать запреты до пенсии. Но слышу, как многие мамы переживают за своих детей... Поэтому пишу на эту тему снова и снова. Сегодня мы подробнее поговорим о границах, и о том, как воспитывать ребенка в 2 года.

Итак, запреты и границы у ребенка всегда есть. И в 2 года, и в год, и даже в несколько месяцев. Другой вопрос — как мы обозначаем эти границы. Кричим ли мы грозно «нельзя» или показываем запреты максимально мягко?

И опять подчеркну: все, о чем я буду здесь писать, касается только малышей до 5 лет. В 5-7 лет происходит значительный скачок в развитии ребенка. И после этого возраста отношение к запретам должно поменяться (со стороны родителей). Если же родители до 18 лет своего чада так ничего и не меняют, и разговаривают с подростком, как с годовалым карапузом... Тогда действительно начинаются большие проблемы. Но у нас речь идет именно о карапузах. Это очень важно!

Эта ужасная вседозволенность

Как же мне надоело отвечать на возмущенные комментарии к моим постам, грозящие моим детям страшное будущее из-за нашей «вседозволенности»! Надоело, потому что почти к каждому посту в соц.сетях о моем отношении к разлитому годовасиком маслу или о безобидных шалостях, найдется кто-то «неравнодушный». И каждый раз приходится писать одно и то же. Иногда уже хочется просто проигнорировать комментарий... Но потом понимаю, что это важно повторять. Много раз повторять. Чтобы у кого-то из мам разрушились старые стереотипы.

Так вот, хорошая новость: вседозволенность вашему ребенку не грозит. Ее организовать просто невозможно. Невозможно. Если вы нормальная мама, вы не позволите своему малышу играть с огнем, вылезать из окна, бегать по проезжей части и т.д. Так что у поведения вашего ребенка в любом случае будут какие-то границы. И он начнет осваивать их с рождения.

С рождения ребенок сталкивается с тем, что жизнь не всегда такая, как хотелось бы. Даже если вы практикуете , даете грудь по первому писку и круглосуточно носите дитя в . С первых месяцев ребенку уже что-то нельзя.

Например, грудничку нельзя переворачиваться у края дивана. Если он так перевернется — он упадет. Однако, ни одна нормальная мать не будет пытаться донести это до трехмесячного малютки.

Представьте себе мамашу, грозно размахивающую пальцем перед таким малышом и приговаривающую: «Нельзяяяяя!!» А потом, когда ребенок все-таки упал, приговаривающую: «Почему ты не слушаешься?! Какой ты непослушный! Вот теперь будешь знать! Я вижу, что ты все понимаешь! У тебя глаза уже умные, и „агу“ прекрасно выговариваешь! Все понимаешь, а не слушаешься! Кто же из тебя вырастет?!»

Примерно то же самое происходит даже тогда, когда ребенку исполняется год. Я писала об этом в статье « ». Такая ситуация продолжается и в 2 года. И даже дольше. Хотя в 2-3 года малыш уже реагирует на многие запреты. И кажется, что он уже такой умный... Реагирует на многие ваши слова и запреты, но... Не на все.

Что плохого в запретах?

До 5-7 лет мозг ребенка еще недостаточно созрел для адекватного восприятия запретов. Это не значит, что до 5 лет вы вообще не будете произносить слово «нельзя». К сожалению, это невозможно. Но надо произносить это слово как можно реже.

Нашей старшей дочери сейчас почти 4 года. И она уже хорошо знает «нельзя». И даже — о чудо! — в большинстве случаев она хорошо слушается. Но даже сейчас в 4 года любые запреты тяжелы для нее. И если я начинаю говорить «нельзя» часто, начинаются капризы, истерики и все признаки перевозбуждения. Это — в 4 года! Что уж говорить о малыше двух лет?

На самом деле, в 1-3 года запреты не так страшны — ребенок их легко игнорирует. В этом возрасте правильная стратегия звучит так: «Нельзя ругать или отчитывать малыша за то, что он не слушается».

До 5 лет детей вообще нельзя ругать. В этом возрасте малыш ни за что не поймет, что вы «его очень любите, но злитесь на его плохое поведение». И единственное, чего вы добьетесь — ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.

Как ставить границы

Стратегия воспитания очень проста. Предельно проста. Если трехмесячный малыш лежит около края дивана — что вы делаете? Правильно, берете его и уносите в безопасное место. И вообще стараетесь не класть малыша на диван. Примерно также мы реагируем на поведение малыша 2-3 лет.

Конечно, унести двухлетку от края гораздо сложнее. Но суть остается той же. И постепенно, по мере роста, карапуз учится воспринимать эти границы.

Если малыш хватает что-то запретное и опасное — отбираем. Лезет на что-то слишком высокое или хрупкое — снимаем. Ведет себя неподобающе — уносим в другое место.

В идеале — отвлечь карапуза чем-то более интересным. Это — лучшее, что вы можете сделать. Не получается? Хотя бы просто пожалейте. Да, годовасик будет вопить, брыкаться и всячески выражать свой протест. Но вы все равно спокойно и с любовью забираете его из опасного места...

На что важно обратить внимание?

  • Запретов должно быть как можно меньше! Постарайтесь убрать все запретное и опасное туда, где малыш не достанет.
  • Когда малыш приближается к запретному — можно мягко сказать «не надо брать» или что-то подобное. Покачать головой. Но мягко, без угрозы или агрессии.
  • Малыш все равно залез на запретный шкаф? Спокойно снимайте его оттуда. И помогите ему пережить весь спектр эмоций. Помогите своим сочувствием, любовью и терпением.
  • Постепенно ребенок привыкнет к ним. Особенно, если ему уже два года. Постепенно в голове малыша сформируется связь: залезешь — все равно снимут. Поэтому нет смысла туда лезть. Но эта связь не будет иметь примеси страха!
  • Однако, периодически дети снова «проверяют границы». И ваша задача — снова отреагировать на это спокойно и с любовью.
  • Если ребенок все-таки что-то сломал, испачкал, разбил... Это не он виноват. Это вы не уследили. Это ваша ответственность, а не его. Поэтому ругайте не ребенка, а саму себя.
  • А если же никто не пострадал — и себя не ругайте. А просто вытрите лужу, вымойте шкаф или соберите осколки с пола. Небольшие неприятности не стоят того, чтоб из-за них переживать.

Чем старше ребенок, тем больше шансов, что он отреагирует на ваше словесное предупреждение. И в 3 года многие дети готовы слушаться родителей. Без криков и угроз! Но... Не всегда. И это тоже надо понимать. Когда малышу в 3-4 года чего-то очень хочется, он проигнорирует ваши просьбы. И снова ваша задача — не ругать и не требовать послушания.

Как общаться с малышом 3-4 года, если он не хочет идти домой, мыть руки или снимать дома сапоги — . Здесь уже можно постараться договориться. Но в 2 года это еще не имеет смысла.

Поэтому если наш младший сын начинает выливать воду из ванны на пол — я просто вытаскиваю его из ванны. Разбрасывает из тарелки еду? Забираю тарелку. Кидает в детей песок на детской площадке? Уношу его из песочницы. Все это можно делать спокойно, без угроз. И границы соблюдены, и мама осталась любящей.

Подпишитесь на новые статьи блога и сделайте репост в социальных сетях. Я желаю вам счастья. До новых встреч!