Обучение ребенка в 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

В этой статье:

Уже на этапе планирования детей, будущие мамочки, штудируют просторы интернета. Они ищут любую информацию, начиная от течения беременности по неделям, до развития малыша до года. И надо сказать, что делают они это не зря. Очень многое в физическом и психологическом развитии ребенка зависит как раз от маминых умений и знаний. Именно поэтому мы рассмотрим в данной статье как происходит развитие 4 месячного ребенка.

Начнем с психологического развития

Когда ребенок вступает во второй «квартал» своей жизни, для него очень важной становится эмоциональная связь с матерью. Если до 3 месяцев ребенку было все равно, в каком состоянии вы находитесь, лишь бы кормили и подмывали, то с наступлением 4 месяца все меняется.

В этот период формируется так называемый «барьер безопасности». Другими словами, 4 месячный новорожденный начинает копировать вас как зеркало. Он обращает свое внимание на вашу реакцию на его действия и начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Так, если он улыбается и играет с игрушками и в ответ от вас получает улыбку или непонятные для него пока слова с приятной интонацией и довольным выражением лица, то в голове ребенка откладывается понимание, что он делает что-то хорошее. А если в ответ на его улыбку вы стоите с каменным лицом, то он не понимает, правильно он делает или нет. При таком отношении у малыша происходит психологический слом.

При адекватной реакции на те или иные действия ребенка, вы формируете у него барьер безопасности. Это значит, что исследуя что — то новое, малыш изначально посмотрит на вас. Только после вашей реакции на его действия он либо продолжит начатое, либо перестанет это делать.

Если же вы упускаете момент начала его психологического развития, то у малыша сформируется страх ко всему неизвестному. Он будет спокойно играть в манеже, например, потому что так ограничена зона комфорта.
Очень важно проводить с ребенком много времени и заниматься с ним. Ведь на этом этапе закладываются основы его психологического восприятия мира. Если время будет упущено, наверстать вы его уже не сможете.

Основы физического развития

Начиная с первого месяца жизни, каждая мать следит за развитием своего малыша. С нетерпением ждет, когда же он сможет сделать еще что то новое. Начиная с четвертого месяца, таких открытий станет гораздо больше.

Во-первых, на этом этапе своей жизни ребенок начинает уверенно держать головку. Хотя бдительные родители все еще будут ее придерживать. Он уже более уверенно сможет осматривать окружающий его мир.

Во-вторых, в этом возрасте малыш начинает самостоятельно поворачиваться на животик и обратно на спинку. Это значит, что оставлять его без присмотра на кровати больше нельзя, иначе существует большой риск падения. В этом возрасте для его безопасности лучше класть ребенка на пол.

В-третьих, некоторые малыши начинают по-пластунски ползать, что также увеличивает риск падения. Вы уже можете давать ребенку «постоять» пару минуток, держа его за подмышки. Его ножки и ручки с каждым днем становятся все сильнее и устойчивее, поэтому такие упражнения ему не повредят.

Также при соответствующем подходе, развивается мелкая моторика малыша. Он начинает захватывать игрушку, перекладывать ее из руки в руку. На этом этапе важно делать гимнастические упражнения, для того чтобы в будущем ваш малыш не вставал на носочки, а наступал на полную стопу.

Навыки и умения вашего малыша

В 4 месяца младенец, начинает усиленно изучать окружающий мир. Поэтому ему просто необходимо приподниматься на животе и вертеть головой. Именно познание неизвестного толкает его на ускоренное развитие. Раньше, лежа на спине, он мог видеть только потолок, с взрослением же для него открылись новые возможности, что не может не радовать его.

К 4 месяцам у малыша окончательно формируется зрение, поэтому он с интересом рассматривает яркие детали интерьера или игрушки. Если подвесить над кроваткой яркую игрушку, то вполне можно отвлечь его внимание минут на 15-20.

Также малыш начинает реагировать на музыку. Если вы, слушая веселую мелодию, поете или пританцовываете с ним на руках, то в будущем он начнет самостоятельно выполнять эти действия. И это поднимает его настроение, ведь как мы говорили выше, малыш копирует вас. На исходе четвертого месяца малыши уже пытаются издавать самостоятельные звуки в виде слогов.

Очень важным является тактильное восприятие малыша. Теперь все новое он познает через рот. Совсем не важно, что вы ему дали, он все равно попробует это на вкус. Так будет продолжаться еще очень долго, поэтому важно на данном этапе стараться убирать предметы, которые брать в рот нельзя.

Игры для этого возраста

Развивающие игры очень важная ступень развития малыша. От того как вы с ним занимаетесь, зависит быстрота его развития. Для развития речи используйте игру «Повторюшки». Это очень простая игра, основанная на повторении вами звуков за малышом.

Старайтесь лучше тянуть слова, делая ударения на гласных, выделяя их. Для начала можно привлечь его внимание игрушкой, а затем рассказывать о каждом действии, производимом с ней. Малыш начнет гукать вам в ответ. Тут ваша задача состоит в том, чтобы повторить звук за малышом, но более правильно и растянуто. Так если он говорит «агу», вы должны растянуть слово до «агуууууу». Такие упражнения следует делать по 3-4 минуты.

Играем с игрушками

Для начального развития мелкой моторики, хорошо подойдут разноцветные колечки небольшого диаметра. Для лучшего восприятия можно подвязать к ним бубенчики.

Сначала покажите игрушку малышу и встряхните ей, чтобы заинтересовать его. После этого вложите колечко в ручку крохи и зажмите кулачок. Можно встряхнуть эту ручку, чтобы бубенчики зазвенели, и ему стало интересно. Проследите за его реакцией. Малыш должен пытаться самостоятельно трясти ручкой, чтобы получить звук.

Затем те же колечки можно привязать над кроваткой на расстоянии вытянутой руки ребенка. В этом возрасте малыши очень любознательные, поэтому он обязательно сделает попытку дотянуться до игрушки ручкой. После таких упражнений можно дразнить малыша, подводя игрушку к нему и убирая назад. Таким образом, вы добьетесь от него желания потянуться за игрушкой и схватить ее.

Следует приучать малыша к разного вида фигурам. Для этого положите его на животик и разложите перед ним игрушки разного цвета и формы. Подбираясь к игрушкам, он будет формировать умение захватывать разные предметы.

Что и как развивать

В 4 месячном возрасте следует активно заняться развитием слуха. Для этого подойдут различные шуршалки, погремушки или музыкальные игрушки. Возьмите в руки звучащий предмет и произведите с его помощью звук. Как только малыш повернет голову в сторону звука и сосредоточится на нем, переместите игрушку в другой угол и позвените там. При этом ваш кроха должен проследить за перемещением игрушки взглядом.

Делая гимнастику малышу, разговаривайте с ним потешками. Обязательно сопровождайте свои слова действиями.

Изображайте все, что вы говорите, например:

Стенка, стенка (при этом трогаете малыша за щечки поочередно)
Потолок (касаетесь лобика)
Две ступеньки (перебираете пальцами губки)
И звонок (слегка нажимая на носик).

Такие упражнения придутся по вкусу вашему малышу. Делая упражнения на ручки и ножки, рассказывайте и показывайте стишок про них. Так ваш малыш скорее начнет понимать, где и что у него находиться.

Учите его переворачиваться

Для развития этого навыка подойдут игрушки неваляшки. Для начала покажите ему игрушку и заинтересуйте ей. После этого положите ее сбоку от ребенка и качните. Изданный неваляшкой звук непременно привлечет внимание крохи, и он попытается разглядеть, где источник звука. Вы можете слегка подтолкнуть его к перевороту, чуть подняв край пеленки.

Делая такие упражнения несколько раз в день, очень скоро вы приучите малыша к самостоятельным переворотам.

Формирование режима дня

За предыдущие 3 месяца жизни у вашего ребенка уже сформировался определенный режим дня. Менять его не следует, можно лишь скорректировать с учетом возраста. Соблюдение режима 4 месячного ребенка очень важно. Вы все еще кормите вашего малыша не меньше 6 раз в день, через каждые 3-4 часа. Или же по требованию, если изначально вы привыкли именно так.

Режим сна у детей различен, но все же следует ограничиваться определенными временными рамками. Укладывать на ночной сон, лучше всего в 9-10 часов вечера. Таким образом, он окончательно проснется в 6-7 часов утра. Это будет полезно в летнее время. Просыпаясь в 7 утра, вы можете не спеша покормить его, подмыть, одеть и выйти на прогулку, пока солнце не так печет.

Поскольку он еще совсем маленький, то спать он будет в среднем еще и 3 раза днем. Временные отрезки такого сна составят по 1-1.5 часов сна, между 3-4 часами бодровствания. В среднем сон должен занимать 14 часов в сутки.

Прогулки в этом возрасте должны составлять не менее 2 часов. Лучше разделять это время и гулять 1 час утром, и 1 час после обеда. Чаще всего во время прогулок ребенок будет спать, но готовьтесь к тому, что неожиданно он может проснуться и тогда вам придется его развлекать.

Перед сном обязательно купайте вашего кроху. За первые 3 месяца он уже привыкает к водным процедурам и на четвертом месяце уже начинает получать удовольствие от купанья. Используя для этого круги и игрушки, вы здорово поднимите малышу настроение.

Полезное видео о развитии грудничка в 4 месяца

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

  • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
  • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
  • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).

Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

1.1. Сон четырехмесячного ребенка

В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.


Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

1.2. Питание в 4 месяца

Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

  • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
  • держит головку без посторонней помощи;
  • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
  • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
  • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
  • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
  • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
  • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.

В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

  • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
  • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
  • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
  • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
  • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.

По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

3. Развивающие игры

Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!

В этой статье мы расскажем о том, как самостоятельно оцениить развитие ребенка в 4 месяца. Но не забывайте, что на объективность домашних наблюдений влияют условия их проведения.

Развитие ребенка в 4 месяца. Положение «лежа на животе»

Положите вашего раздетого малыша на живот. Для развития ребенка в 4 месяца характерна уверенная опора на предплечья. Теперь угол между плечами и предплечьями должен быть больше 90°, а расстояние между самими предплечьями по сравнению с 3 месяцами увеличивается. Ладони четырехмесячный малыш оставляет полуоткрытыми и способен удерживать голову вертикально более одной минуты.

Развитие ребенка в 4 месяца. Реакции и навыки.

Вложите в руки лежащего на спине малыша свои большие пальцы, остальными пальцами обхватите его кисти и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему, по крайней мере, в начале движения удерживать голову на одной линии с телом (голова поднимается вместе с телом). Через несколько секунд голова может опуститься назад. Согнутые ножки в момент подтягивания также рефлекторно приподнимаются на несколько сантиметров над подстилкой. Ручки же могут находиться в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.

Возьмите малыша обеими руками под мышки, можно лицом к себе (поддерживать головку большими пальцами уже не обязательно), и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность.

Обязательно следите за тем, чтобы не нажимать кончиками пальцев, в том числе и кончиком большого пальца, на различные группы мышц тела малыша. Особенность развития ребенка в 4 месяца выражается в согнутых ножках, как будто . Возможно, вы будете наблюдать у своего малыша легкое выпрямление в коленках и голеностопном суставе и кратковременную опору на кончики пальцев ног, но вес тела он еще удерживать не сможет. А вот голову при этом ребенок уже уверенно фиксирует в среднем положении, ручки его с приоткрытыми ладонями согнуты.

Положите малыша на спину и какое-то время просто понаблюдайте за ним со стороны. В данном случае развитие ребенка в 4 месяца определяется по движениям рук и состоянию ладоней – они должны быть большую часть времени полураскрытыми. Малыш может легко вкладывать их одна в другую и «играть» так минимум 3 секунды. Кроме того, в этом возрасте младенец умеет подносить свои ручки к лицу, он с интересом наблюдает за ними, воспринимая их как движущиеся «предметы». Обратите внимание также на то, что ручки должны взаимно прикасаться на средней линии.

Развитие ребенка в 4 месяца требует проверки координации рука-рот. Покажите лежащему на спине малышу деревянный шарик (диаметром 28 мм) и вложите его в руку. Четырехмесячный ребенок подносит шарик ко рту и начинает активно «изучать» его губами и языком.

Это задание малыш должен уметь выполнять обеими руками. Если у него что-то не получилось, можно несколько раз дотронуться ручкой ребенка до его рта.

Дайте ребенку в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см) и понаблюдайте, что он станет с ней (или с ним) делать. Развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет держать предмет, рассматривать его, крутить или поворачивать. Если малыш сразу же уронил игрушку, дайте ему ее еще раз.

Развитие ребенка в 4 месяца. Речевые навыки и общение.

Прислушайтесь к «высказываниям» своего малыша в моменты бодрствования. Необязательно при этом находиться непосредственно рядом с ним, но если возникнет такая необходимость, можно «подтолкнуть» его к общению: наклониться и ласково заговорить. Внимательно слушайте, какими звукосочетаниями малыш вам отвечает. Развитие ребенка в 4 года отличается произнесением звуков, похожих на «в», «ф»,«б», «м», «с» или английский «th».

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 16 минут

А А

Последнее обновление статьи: 12.03.2019

В первые месяцы жизни ребенок развивается настолько активно, что каждый день приносит новые достижения. К концу третьего месяца он уже накопил определенный багаж умений и навыков, и продолжает это делать все с большим энтузиазмом. Для дневного сна нужно уже меньше времени, поэтому часто после кормления малыш предпочитает изучать окружающий мир, а не сразу засыпать. Малыш растет, ему уже четвертый месяц. Что умеет ребенок в 4 месяца и чему он уже должен научиться в этом возрасте?

Свои эмоции и желания малыш проявляет по-разному. Но внимательной маме нетрудно общаться со своей крохой, потому что в это время еще очень сильна та тонкая связь, которая установилась во время внутриутробного развития. Но, помимо собственных интуитивных навыков, не помешает прислушаться к рекомендациям специалистов и получше изучить что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физическое развитие

В четыре месяца малыш уже окреп, подрос, стал реагировать на свое окружение. Его организм адаптировался к новым условиям жизни. Особенно это касается пищеварительной системы: выработались необходимые пищеварительные ферменты, нормализовалась микрофлора кишечника.

Рост и вес ребенка в 4 месяца

Грудничок становится более спокойным, с удовольствием кушает, набирает в весе и спокойно спит. Прибавка в весе в 4 месяца идёт, примерно, 750 грамм в месяц.

Для оценки правильности развития вашего малыша, сравните ваши данные с показателями в таблице норм физических параметров ребенка в 4 месяца:

В таблице приведены среднестатистические данные. При оценке развития ребенка в 4 месяца учитывайте и индивидуальные особенности — у кого-то малыш родился уже крупным, а кто-то появился на свет недоношенным. Точную оценку даст педиатр, который вас сопровождает.

Рефлексы

Некоторые рефлексы в 4 месяца у ребенка уже угасают, такие как:

  1. Хватательный рефлекс . Палец взрослого человека, вложенный в ручку, младенец автоматически крепко сжимает. Четырёхмесячный малыш уже осознает движения своих рук. Он делает целенаправленные захваты и сам контролирует их;
  2. Рефлекс ползания . Кладем малыша на живот и плотно прижимаем свои руки к его стопам. Младенец рефлекторно делает отталкивающие движения. Этот рефлекс является основой навыка ползания. Если начать его стимулировать, то ваш малыш начнет раньше ползать;
  3. Рефлекс Моро . При воздействии каких-либо внешних раздражителей, при резком звуке или резком ярком свете, ребенок вскидывает руки и делает обнимающие движения. Именно из-за этого вскидывания ручек новорожденные очень часто просыпаются, пугаясь своих резких движений.

Помимо угасания старых рефлексов начинают появляются новые, которые называются установочными . На 4 месяце формируется верхний рефлекс Ландау . Малыш, находясь на животе и опираясь на ручки, приподнимает верхнюю часть туловища и способен довольно долго удерживаться в таком положении.

Малыш в 4 месяца сильно отличается своей подвижностью и жаждой познания по сравнению с и младенцем.

Режим дня и кормления

У каждого карапуза режим дня индивидуален, но есть общий распорядок, который нужно соблюдать.

Режим дня ребенка в 4 месяца
Время Распорядок
6: 30 Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.
11: 30 Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.
17: 30 Период бодрствования.
19: 30 Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.
00: 00 Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Режим в 4 месяца для ребенка на искусственном и грудном вскармливании идентичный, разница лишь в том, чем вы будете кормить малыша — смесью или грудным молоком. Только в случае, если маминого молочка не хватает и кроха не наедается, он будет требовать питания чаще.

Обычно, если мамочка кормит младенца только грудью и у неё хватает молока, то никакого прикорма в этом возрасте не вводится. Давать воду можно при жаре, лихорадке, рвоте и поносе.

  1. Появление интереса малыша к взрослой еде;
  2. Грудничок хорошо держит голову, уже уверенно или с опорой сидит;
  3. При попадании в рот еды, отличной от молока или смеси, не выталкивает её;
  4. Уже наступило его удвоение веса с момента рождения;
  5. Малыш способен удерживать ложку и стремится засунуть ее в рот;
  6. Появление первых зубов.
  • Риск развития железодефицитной анемии,
  • Недостаточная прибавка в весе,
  • Функциональные расстройства пищеварения.

У младенца на искусственном вскармливании более строгий режим питания:

  1. 6 разовое кормление в сутки с промежутками в 3,5 часа.
  2. Количество смеси в сутки определяется, делением веса малыша на 7.
  3. Полученное значение распределяют поровну на 6 кормлений.

Прикорм начинают с добавления в рацион малыша овощных пюре или каш. Фруктовые пюре вводятся на месяц позже, иначе кроха может отказаться от несладких блюд.

С чего начать прикорм?

  • Если малыш склонен к запорам или имеет лишний вес, то начинать надо с овощей,
  • При риске развития анемии, малом наборе веса и неустойчивом стуле начинают с каш, обогащенных микронутриентами.

Микронутриенты (витамины, макро- и микроэлементы) – это незаменимые компоненты питания человека, поскольку необходимы для протекания многочисленных биохимических реакций в организме — Википедия

Стоит ли в 4 месяца уже прикармливать соками? Следует помнить, что раннее введение в меню ребенка соков может привести к закислению внутренней среды желудка и спровоцировать срыгивания. После сладких соков малыш может отказаться от безвкусных, на его взгляд, овощных пюре или каши.

Сколько съедает ребенок в 4 месяца

В среднем малыши в 4 месяца съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки — это 150-170 мл за одно кормление. В этом возрасте для детей на искусственном вскармливании уже начинают вводить прикорм. Новый продукт, в основном овощи и каши, начинают давать во второе кормление, постепенно увеличивая его количество до 100 г.

Физиологические особенности

  • Повышенный тонус мышц, характерный для раннего периода новорожденности, снижается. Если тонус мышц остается, нужно обязательно обратиться к невропатологу.
  • Повышение физической активности ребенка. Он не просто лежит на спине или на животе как раньше, а пытается делать перевороты, опираясь на ручки . Вы не успеете оглянуться, как малыш может переместиться на край стола или кровати. В этом возрасте оставлять его без присмотра очень опасно. Падение даже с небольшой высоты может привести к травмам младенца. Нужен специальный манеж, где он может быть в безопасности.
  • Не просто реагирует на игрушки, но пытается их удержать. Тянется к ним, самостоятельно берет в руки и все тащит в рот. Это такой способ познания мира. Необходимо следить, чтобы не было ничего опасного в окружении ребенка . Все острые, травмирующие предметы нужно убирать на безопасное расстояние.
  • Отмечается повышенное слюноотделение.
  • Сон становится более глубоким и продолжительным – до 8 – 10 часов в сутки. Днем спит меньше, чем раньше.

Что делает ребенок в 4 месяца:

Мышцы уже заметно окрепли и кроха все больше и уверенней использует двигательную активность. Он хорошо держит голову, когда ему помогают принять вертикальное положение. В положении лежа на животе он упирается ручками, приподнимает головку, поворачивает ее и осматривается по сторонам.

Лежа на кровати, 4-месячный малыш уже может перевернуться со спинки на животик, самостоятельно вытащив из-под себя ручку, а потом вернуться в положение на спине. Если он еще этого не умеет, то можно ему помочь. Как научить ребенка переворачиваться? Все просто. Нужно перевернуть его, придерживая ручку и ножку. Малыш довольно быстро понимает как это можно сделать и начинает переворачиваться сам. Ниже смотрите видео от Николая Никонова с инструкцией по массажу и упражнениям для 4-месячного младенца, там есть техника обучения перевороту.

Некоторые наиболее активные дети к концу третьего месяца уже пытаются садиться, но поощрять эти попытки не стоит, т.к. позвоночник малыша еще слабенький. Лучше все-таки придерживаться советов специалистов и начинать присаживать ребенка не раньше полугода.

Поскольку полным ходом идет развитие хватательного рефлекса, любимым занятием карапуза становится работа ручками. Сначала он может пытаться хватать крупные фрагменты рисунков на одежде мамы или постельном белье. Но вскоре его действия переносятся на реальные предметы – все, до чего можно дотянуться. Малыш будет перебирать их, рассматривать и даже пробовать на зуб. Ему быстро понравится не только ощупывать предметы, но и почувствовать текстуру различных материалов.

В четыре месяца идет активное развитие моторики, поэтому обеспечьте ребенку большое количество игрушек, которые удобно хватать и удерживать в руке. Это могут быть как купленные погремушки на ручках и кольцах, так и самодельные из подручных предметов.

У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.

Особенности развития зрения и слуха

В четыре месяца заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.

Малыш в 4 месяца способен различать несколько основных цветов – синий, красный и желтый. Большое количество цветов и их оттенков напрягают зрение и создают повышенную нагрузку на ещё слабую нервную систему, поэтому не надо утомлять кроху многоцветными игрушками.

Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек, гитары, пианино, в общем всё, что имеется у вас в наличии. Даже обычные погремушки берите так, чтобы они звучали по-разному.

В 4 месяца грудничок выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. Тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций.

В это время ребенок может делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.

Достижения в психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться и нужно лишь научиться этому.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.
  • Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
  • Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У малыша сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
  • Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
  • Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у крохи тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Младенец успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
  • Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то младенец тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же малыш одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно, если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока» , «шина-машина» , «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и, кроме развивающего фактора, обеспечивают еще множеством положительных эмоций.

Важное место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана.

На первый взгляд может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят» , но, если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

Когда необходима помощь врача

Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это особенности индивидуального развития.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.

Тревожные симптомы, на которые надо реагировать незамедлительно:

  • Грудничок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
  • Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
  • У грудничка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
  • Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
  • Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на родных, которые всегда рядом.
  • Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.

Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами. Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу.

Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.

Что необходимо ребенку для дальнейшего развития

Если у малыша серьезные отклонения в развитии, необходима квалифицированная помощь. Но более простую корректировку под силу сделать и членам семьи. Ведь часто малыш не освоил какие-то умения лишь от того, что ему уделяют маловато внимания.

Что нужно для нормального развития ребенка:

  • Для хорошего развития необходимо делать укрепляющие упражнения для мышц и суставов. В этом помогут массаж, игры, плавание. Чем больше вы уделяете младенцу внимания, тем быстрее он развивается и раньше радует своими достижениями.
  • Обязательно регулярно наблюдаться у участкового врача , своевременно вакцинироваться, проходить диспансерное наблюдение у узких специалистов (ребенка в 4 месяца показать врачам: неврологу, окулисту, ЛОР-врачу, ортопеду, хирургу). Сдать общеклинические анализы, сделать ЭКГ, пройти УЗИ органов брюшной полости, по показаниям — НСГ головного мозга. Эти меры помогут своевременно выявить патологию у младенца и провести необходимые мероприятия для улучшения здоровья.
  • При беспокойстве и ухудшении самочувствия у ребенка нужно обязательно вызвать участкового врача. Нельзя заниматься самолечением или пользоваться рекомендациями по интернету . У детей болезнь развивается быстрее, чем у взрослых. Иммунитет недостаточно зрелый, быстро истощается, может наступить внезапная смерть. Берегите своих детей!
  • Недоношенные дети развиваются с задержкой. Особенно сильно отставание заметно у детей, которые родились раньше 30 недель, у них отставание может быть до 3-х месяцев. У детей, родившихся позже 30 недель, отставание может быть 1 месяц. Это обусловлено недоразвитием нервной системы, всех органов и тканей. Такой грудничок нуждается в постоянном наблюдении врача и особенной заботе родителей. При правильном уходе и кормлении недоношенные дети быстро растут и адаптируются , догоняют в развитии своих сверстников.

Развитие идет интенсивно и постоянно, поэтому нужно как можно больше общаться со своим малышом. Общение заключается не только в прогулках, кормлении и купании. Ребенку необходимы развивающие игры с игрушками и без них. Игровой момент можно использовать при любом удобном случае. Даже ежедневный профилактический массаж лучше сопровождать прибаутками, песенками и присказками.

Речевое общение

Общение должно быть как можно более эмоциональным. Щедро используйте мимику, различные оттенки голоса, характерные жесты, чтобы малыш видел разнообразные проявления чувств.

Однако разговаривать нужно четко и отказаться от всякого «сюсюканья» – ребенок изначально должен слышать правильную речь, чтобы впоследствии не было проблемы переучивания исковерканного произношения.

Не просто разговаривайте, а учите ребенка диалогу, различными вопросами и действиями провоцируйте его на ответ. Конечно, он будет отвечать по-своему, но быстро поймет, что ему нужно делать, и оценит это увлекательное занятие.

Проявляйте по отношению к малышу только ласку, любовь и нежность. Недопустимы крики и грубый тон — это откладывается в подсознании и негативно влияет на развитие.

Всякими способами развивайте слух и зрение четырехмесячного малыша. Игрушки должны быть яркими и красивыми, чистых натуральных цветов и правильной формы. Оградите кроху от телевизора и компьютера. Включайте ему приятную музыку с колокольчиками и другими инструментами, издающими не агрессивные, нежные звуки.

Дети – это наши подражатели. Чем чаще в 4 месяца ребенок будет слышать звуки речи, тем быстрее он заговорит. Рассказывайте стишки-потешки, прибаутки, знакомые всем с детства «Сорока-ворона» , «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. На видео представлена одна из речевых игр с ребенком в исполнении известного специалиста — Татьяны Лазаревой.

Массаж и гимнастика

Массаж четырехмесячному ребенку нужно делать после сна или перед купанием, цель — снятие повышенного мышечного тонуса и развитие крупной и мелкой моторики. Это должны быть легкие поглаживающие и растирающие движения, приятные малышу. Гимнастика для ребенка 4 месяцев направлена на укрепление мышц, выработку навыков равновесия и подготовку к ползанию. Если у малыша тонус мышц еще повышенный, следует ограничиться легким массажем.

Массаж и гимнастика для ребенка в 4 месяца:

  1. Массаж ручек начинается с поглаживания плеча и предплечья, ладоней и каждого пальчика, затем — растирание каждой области — все выполняем по 3 раза;
  2. Скрещивание рук на груди для укрепления мышц плечевого пояса. Если тонус мышц еще не прошел — это упражнение делать нельзя, иначе можно навредить младенцу;
  3. Массаж ножек — так же начинаем с поглаживания бедра и голени, пальчиков и стоп. Затем большим пальцем руки надавливаем на стопу, переходя от основания пальцев к пяткам — таким образом возникает кожный рефлекс, пальчики малыша рефлекторно сжимаются и разжимаются. После этого переходим к растираниям каждой области ножек. Заканчиваем массаж ножек разминанием, по тому же порядку — голени и бедра, пальчики и стопы. Все выполняем по 3 раза. Таким образом расслабляются мышцы-сгибатели ног и уходит повышенный мышечный тонус в ножках.
  4. Упражнения «скользящие шаги» — взяв в руки ножки грудничка (у основания стоп) имитируем шаги — таким образом он чувствует стопой поверхность стола и вырабатывается опорная реакция.
  5. Повороты со спинки на животик. Поворачиваем таз ребенка вправо, закидывая левую ножку за правую, при этом придерживаем за левую ручку. Дальше он поворачивается сам, помогаем ему закончить переворот. Если малыш сопротивляется — упражнение в этот день прекращаем. То же самое повторяем в другую сторону. Так мы вырабатываем правильный навык в изменении положения тела и укрепляем мышцы шеи, плечевого пояса и др.
  6. Массаж спинки — так же начинаем с поглаживания от головы к ягодицам, затем растирание и разминание, слегка надавливая на кожу, все делаем по 8 раз.
  7. Упражнение «активное парение» — ребенок лежит животиком на вытянутых руках взрослого лицом от него. При этом малыш рефлекторно поднимает голову и плечи. Это укрепляет заднюю мускулатуру малыша и вырабатывает рефлекс равновесия.
  8. Массаж животика — поглаживаем по ходу часовой стрелки 8 раз. Растираем косые мышцы животика, это укрепляет мышцы брюшной стенки и снимает спазм кишечника, т.е. убирает колики.
  9. Упражнение «парение на спине» — обратное «активному парению». Малыш лежит на вытянутых руках взрослого на спинке лицом от него и активно поднимает голову. Это укрепляет мышцы брюшного пресса, всю переднюю мускулатуру и вырабатывает чувство равновесия.
  10. «Бокс» — сгибание и разгибание рук. Ребенок зажимает большие пальцы рук взрослого и тот попеременно сгибает и разгибает его ручки в локтях.
  11. Сгибание и разгибание ног попеременно, в форме ходьбы.
  12. Сгибание и разгибание ног вместе.
  13. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки. Малыш зажимает пальчиками большие пальцы рук взрослого и тот, придерживая его ручку и предплечье остальными пальцами, подтягивает его на себя.
  14. Упражнение «лягушка» — сгибаем ножки грудничка к животику, разводим их и выпрямляем, получаются круговые движения.

Так идет развитие мускулатуры малыша и подготовка его к ползанию. Технику массажа и упражнений для 4-месячного ребенка смотрите в видео с участием ведущего врача и массажиста Николая Никонова:

Ребенку в 4 месяца нужен максимальный тактильный контакт. Младенцу жизненно необходимы ваши прикосновения, поглаживания, любящие руки. Чаще берите его на руки, носите, кормите грудью, делайте легкий поглаживающий массаж и при этом обязательно разговаривайте с малышом.

Игрушки и игры

Парк игрушек у ребенка 4 месяца значительно больше, чем у 1-3 месячного младенца. Так как у малыша начинают зудиться дёсна и хочется всё тянуть в рот и грызть, то к погремушкам прибавляются ещё прогрызыватели .

  • Если вы наполните различные по текстуре тканевые мешочки, гречкой, манкой, горохом, то ребенку будет интересно пробовать их на ощупь. Небольшие мячики и развивающий коврик , висящие над головой игрушки , которые надо обязательно захватить, становятся целым открытием нового мира для крохи. Это и цвета, и различные по тактильным ощущениям ткани, и зеркальце , в которое можно узнавать самого себя.
  • А вот ещё одна занятная игра для вашего малыша: оденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета или привяжите к ней колокольчик , такой, чтобы карапуз захотел ухватить его. Он будет брыкать ножкой, реагируя на звук, стараться дотянуться до неё. Обязательно хвалите вашего ребенка, когда он достанет носок или колокольчик.
  • Есть ещё мыльные пузыри , которые можно запускать, чтобы кроха наблюдал за тем, как они парят в воздухе, удивлялся и радовался одновременно.
  • «Ку-ку» – это, на первый взгляд, простая игра, но она помогает малышу понять, что мама или папа, которые на время исчезают, потом обязательно возвращаются. Так у малыша начинает формироваться доверие к миру.

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки . Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка . Могут быть вывихи, повреждения суставов.
  • В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку , особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски . Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
  • Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм .

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.

Каждый новый месяц жизни маленького человечка – это целая эпоха. Только подумайте, какой путь он проходит всего за год. Совершенно беспомощное существо прямо на глазах, день за днем становится умнее, взрослее, крепче и сильнее.

Это естественный процесс, которым руководит сама Природа, правда, ни без активного участия родителей. Но, не будем много рассуждать, а перейдем к важному вопросу, актуальному на сегодняшний день – питание 4 месячного ребенка.


Из этой статьи вы узнаете:

Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Это значит, что за день, кроха будет прикладываться к груди не менее 6 раз, и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Прикорм в 4 месяца. Уже можно!

Многие мамочки, несмотря на мнение врачей, не решаются предложить 4-месячному ребенку овощное пюре или сок, и кормят его исключительно адаптированной смесью, что не совсем разумно, ведь ребенок уже вполне готов познакомиться с новыми продуктами. Ключевым аргументом в данном случае является физиология.

До 4 месяцев, ребенок практически не контролирует движения собственного языка и толком не умеет глотать. Это значит, что с твердой пищей ему справиться сложно. Даже водичка с ложечки идет в это время с трудом и кроха изо всех сил пытается вытолкнуть жидкость изо рта.

А вот после 4 месяцев, дело обретает новые черты, и ребенок постепенно учится есть. Собственно по этой причине, бояться введения прикорма в качестве дополнительного питания в этом возрасте не нужно. Если делать все правильно, малыш быстро освоит нужный навык.

Как и чем допустимо кормить кроху в 4 месяца

Теперь, когда все сомнения развеяны, можем приступить к рассмотрению списка продуктов, допустимых в качестве питания 4 месячного ребенка. К ним относятся:

  • овощное пюре;
  • фруктовое пюре;
  • творог;
  • каша;
  • молочная смесь.

Пугающее разнообразие, не правда ли? Но, ведь предлагать новую пищу нужно постепенно и по чуть-чуть.

  • брокколи;
  • цветной капусты;
  • кабачков.

Если малыш страдает недостаточностью массы тела или неустойчивым стулом, то начать лучше с каш.

Несладкие овощные пюре могут не сразу понравится ребенку, привыкшему ко вкусу сладковатого грудного молока или смеси, а потому тут потребуется родительская настойчивость и терпение.

Когда малыш попробует овощи (на адаптацию уходит примерно 5-7 дней), ему можно предложить фрукты, измельченные до пюреобразной консистенции:

  • яблоки;
  • персики;
  • груши;
  • бананы.

Скорее всего, за эти продукты ребенок возьмется с большей охотой, чем, несомненно, порадует маму.

Что касается каш, то в 4 месяца наиболее подходящим вариантом питания станут растворимые инстантные безглютеновые каши:

  • рисовая;
  • гречневая;
  • кукурузная.

А вот с пшенной, овсяной, ячменной и ржаной кашами лучше повременить, ведь в них содержится глютен – белок, вызывающий у карапузов тяжесть и вздутие живота.

Первый сок , который может попробовать 4 месячный малыш – яблочный. На время знакомства с этим продуктом, его лучше разбавлять кипяченой водичкой, примерно 1:1 и предлагать не более, чем чайную ложечку, постепенно увеличивая дозу.

Адаптированный творог для грудных малышей желательно вводить последним, в количестве 1-2 чайных ложек в виде сырковой массы, разведенной с грудным молоком или смесью.

Сколько чего

  • Овощное/фруктовое пюре (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 90-100, седьмой – 120. В последний день, один прикорм способен заменить одно кормление.
  • Каша (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 80, седьмой – 100-120.
  • Сок: в течение недели его количество с чайной ложечки доводится до 40-50 мл.

Вводя прикорм, не забываем о том, что давать его лучше утром и на полдник, а грудное молоко или смесь предоставляются в текущем объеме (800-900 гр.). Малейшие аллергические реакции и излишне жидкий/тугой стул – повод для отмены нового продукта и поиска его заменителя из доступного разнообразия.