Нелогичная жизнь. Смерть - песнь без веры

Мария Метлицкая

Нелогичная жизнь

© Метлицкая М., 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

* * *

Ничего подобного! Вот никакой логики! То есть – абсолютно.

Сколько мелькало перед глазами на долгом жизненном пути примеров! Вот эта – красавица, боже ж мой! Ну просто глаз не отвести! Ни на что создатель не поскупился, да и родители от души постарались. А умница какая! И книжки читает, и в живописи с музыкой разбирается! А вяжет, а шьет! И в доме такой уют! А какой вкус! Просто из ничего конфетку сделает! А разносолы! Про ее столы ходят легенды! А какая трепетная мать! И результат – детки чудные! Загляденье просто, а не детки. Все логично – у нее, у этой трудяги и умницы, просто не может быть по-другому, если вообще есть в жизни справедливость!

И вот у нее, у этой трудяги, умницы, верной и преданной жены и матери, нет счастья. Например – муж гуляет, да еще и внаглую, или денег не носит. А она бьется, как на Ледовом побоище, чтобы «у всех все было». И у детей, и у этого…

Или вообще ужас, потому что пьет. И как она с этим ни борется, все впустую.

Вот тогда понимаешь – нет в жизни справедливости!

Очень обидно становится от всей этой алогичности.

И, как говорится, наоборот – зеркальное, так сказать, отражение ситуации.

Вот есть женщина: слова доброго не скажешь, при всем желании.

Не красавица, мягко говоря, неопрятна, неумна, необразованна. Хозяйка нулевая. Бывает – нет способностей. Но ты хотя бы постарайся! Не надо многослойных тортов, сложных рулетов, тончайших блинов и банок с солеными помидорами и грибами. Есть же блюда простые, но вкусные. И книги кулинарные есть – всегда были.

Но – не хочет. Готовить не хочет даже для самых близких и любимых. И полы вымыть не хочет, и красивые шторы повесить. И накраситься, и похудеть неохота, и брови выщипать, и надеть новый халат – взамен старого и дырявого.

Ей даже путешествовать неохота.

И, кроме всех вышеперечисленных «достоинств», она еще и сплетница, злоязыкая, недобрая к людям. Завистливая. Жадноватая. Равнодушная к чужой беде. Плачет только во время бразильских сериалов. Одним словом, совсем неважный человек. Дети ее раздражают. Подруги и соседки – тоже. Свекровь… Ту вообще глаза бы ее не видели.

И у такой женщины – прекрасный, любящий, заботливый муж. Щедрый и непритязательный. А как бы иначе он смог с ней жить, спрашивается?

Или давно со всем смирился? Или? Просто любит?

Ох, нелогичная жизнь! Нелогичная.

* * *

Нет, здесь было все не так криминально. Неважных людей точно не было. А вот все остальное, увы, имелось.

Три женщины, о которых пойдет речь, были очень некрасивы… Ну, просто пугающе нехороши – так, что при встрече хотелось отвести глаза. И еще задать вопрос: ну почему? Почему так несправедливо, так жестоко обошлась с ними природа?

Конечно, они не виноваты! Разумеется. И все же… Был бы у них «изюм» какой-то. Не горсть – так, пара ягод. Обаяние хотя бы. Или какая-нибудь другая особенность: остроумие, тяга к знаниям, увлечение или хобби, рассудительность, женская премудрость, пылкое сердце.

Нет. Ничего этого не было. Все три, как на подбор, скучны, вялы, однобоки и пресны.

А еще все как из одного ларца – просто хромосомное извращение.

Бабка, мать и внучка. Аннета Ивановна, Изольда Александровна и Софья Вячеславовна.

Серые мыши, белые моли – что там еще?

Правда, дружны, ничего не скажешь. Прогуливаются «на променаде» рядком. В основном – молчат. Говорить не о чем. Книг не обсуждают – не читают. В кино не ходят, политикой не интересуются. Субботние ужины, когда собирается вся семья, не обсуждаются тоже…

Не оттого, что возвышенны, а оттого, что плохие хозяйки.

Моя бабушка их передразнивала: «Картошку сварим. Или макароны – с ними меньше хлопот. И откроем консерву. А чаек попьем с печеньем».

И это в самые яблочные годы, когда со всех участков разносились сладкие запахи яблочных пирогов, варенья и компотов.

А они яблок даже не собирали. Приходила деревенская молочница Дуся и уносила их ведрами – на радость своим кабанчикам.

В доме этих трех женщин (кстати, добротном и просторном) было «как в казарме» – тоже слова моей бабули: ни скатерки, ни покрывала, ни вазочки, самой простенькой, керамической, из местного сельпо, хотя бы с полевыми цветами.

Мария Метлицкая

Нелогичная жизнь

© Метлицкая М., 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

* * *

Ничего подобного! Вот никакой логики! То есть – абсолютно.

Сколько мелькало перед глазами на долгом жизненном пути примеров! Вот эта – красавица, боже ж мой! Ну просто глаз не отвести! Ни на что создатель не поскупился, да и родители от души постарались. А умница какая! И книжки читает, и в живописи с музыкой разбирается! А вяжет, а шьет! И в доме такой уют! А какой вкус! Просто из ничего конфетку сделает! А разносолы! Про ее столы ходят легенды! А какая трепетная мать! И результат – детки чудные! Загляденье просто, а не детки. Все логично – у нее, у этой трудяги и умницы, просто не может быть по-другому, если вообще есть в жизни справедливость!

И вот у нее, у этой трудяги, умницы, верной и преданной жены и матери, нет счастья. Например – муж гуляет, да еще и внаглую, или денег не носит. А она бьется, как на Ледовом побоище, чтобы «у всех все было». И у детей, и у этого…

Или вообще ужас, потому что пьет. И как она с этим ни борется, все впустую.

Вот тогда понимаешь – нет в жизни справедливости!

Очень обидно становится от всей этой алогичности.

И, как говорится, наоборот – зеркальное, так сказать, отражение ситуации.

Вот есть женщина: слова доброго не скажешь, при всем желании.

Не красавица, мягко говоря, неопрятна, неумна, необразованна. Хозяйка нулевая. Бывает – нет способностей. Но ты хотя бы постарайся! Не надо многослойных тортов, сложных рулетов, тончайших блинов и банок с солеными помидорами и грибами. Есть же блюда простые, но вкусные. И книги кулинарные есть – всегда были.

Но – не хочет. Готовить не хочет даже для самых близких и любимых. И полы вымыть не хочет, и красивые шторы повесить. И накраситься, и похудеть неохота, и брови выщипать, и надеть новый халат – взамен старого и дырявого.

Ей даже путешествовать неохота.

И, кроме всех вышеперечисленных «достоинств», она еще и сплетница, злоязыкая, недобрая к людям. Завистливая. Жадноватая. Равнодушная к чужой беде. Плачет только во время бразильских сериалов. Одним словом, совсем неважный человек. Дети ее раздражают. Подруги и соседки – тоже. Свекровь… Ту вообще глаза бы ее не видели.

И у такой женщины – прекрасный, любящий, заботливый муж. Щедрый и непритязательный. А как бы иначе он смог с ней жить, спрашивается?

Или давно со всем смирился? Или? Просто любит?

Ох, нелогичная жизнь! Нелогичная.

* * *

Нет, здесь было все не так криминально. Неважных людей точно не было. А вот все остальное, увы, имелось.

Три женщины, о которых пойдет речь, были очень некрасивы… Ну, просто пугающе нехороши – так, что при встрече хотелось отвести глаза. И еще задать вопрос: ну почему? Почему так несправедливо, так жестоко обошлась с ними природа?

Конечно, они не виноваты! Разумеется. И все же… Был бы у них «изюм» какой-то. Не горсть – так, пара ягод. Обаяние хотя бы. Или какая-нибудь другая особенность: остроумие, тяга к знаниям, увлечение или хобби, рассудительность, женская премудрость, пылкое сердце.

Нет. Ничего этого не было. Все три, как на подбор, скучны, вялы, однобоки и пресны.

А еще все как из одного ларца – просто хромосомное извращение.

Бабка, мать и внучка. Аннета Ивановна, Изольда Александровна и Софья Вячеславовна.

Серые мыши, белые моли – что там еще?

Правда, дружны, ничего не скажешь. Прогуливаются «на променаде» рядком. В основном – молчат. Говорить не о чем. Книг не обсуждают – не читают. В кино не ходят, политикой не интересуются. Субботние ужины, когда собирается вся семья, не обсуждаются тоже…

Не оттого, что возвышенны, а оттого, что плохие хозяйки.

Моя бабушка их передразнивала: «Картошку сварим. Или макароны – с ними меньше хлопот. И откроем консерву. А чаек попьем с печеньем».

И это в самые яблочные годы, когда со всех участков разносились сладкие запахи яблочных пирогов, варенья и компотов.

А они яблок даже не собирали. Приходила деревенская молочница Дуся и уносила их ведрами – на радость своим кабанчикам.

В доме этих трех женщин (кстати, добротном и просторном) было «как в казарме» – тоже слова моей бабули: ни скатерки, ни покрывала, ни вазочки, самой простенькой, керамической, из местного сельпо, хотя бы с полевыми цветами.

Даже посуда у них была скучной – казенной, что ли. Как в дешевой столовке.

Соседки разводили георгины и розы, пускали по сетке разноцветный клематис, варили повидло из слив, закатывали банки с соленьями. Сушили на зиму мяту и зверобой – над печкой на нитке сладко пахли сухие грибы.

Нет. Ничего этого на восьмом участке, где проживали наши героини, не было. А что было? Сложно сказать.

Но зато эти три женщины – бабка, дочь и внучка, эти три «красавицы и хозяюшки», – были абсолютно счастливы в браках. Правда, и в их жизни однажды случилась некая проблема… По части мужской верности… Но – так, мимолетно. Все пережили. А в целом…

* * *

Впрочем, как соседи они были просто замечательны. Наши заборы граничили друг с другом. Редкий штакетник, сквозь который, как на ладони, была представлена вся соседская жизнь. Что-то вроде коммунальной квартиры.

Все знали, когда и кто выходит в огород, кто подрезает кустарники и стрижет траву, кто собирает смородину и крыжовник, кто развешивает свежевыстиранное белье и насколько хорошо оно выстирано. Кто и какой варит суп – от запахов никуда не денешься. Кто печет пирог. Кто и с кем скандалит и выясняет отношения. Как много сумок привезли молодые на выходные старикам и детям. Кто из бездельников валяется в гамаке или загорает на травке. К таким отношение было, мягко говоря… Ну, это понятно. Когда женщины разрываются между внуками, готовкой и посадками, что, кроме презрения и зависти, могут вызвать праздношатающиеся?


Бабушка моя, не сидевшая ни минуты без дела – обед, штопка, стирка, уборка, цветы и морковь, – бросала на соседний участок редкий взгляд. Брови ее сходились к переносице, и губы складывались в «бутон».

Она качала головой и громко вздыхала. От зависти или осуждения? Не думаю, что от первого. Она просто не могла усидеть без дела. Если присаживалась, то на пару минут, и сидела как-то неспокойно, ерзая и теребя бретельку старого, в горошек, фартука. Посидит, встанет и скажет виновато:

– Не сидится как-то!


А тем временем… Тем временем на восьмом участке по-прежнему ничего не происходило! Так, какое-то вялое перемещение, почти незаметное глазу. То Аннета – без отчества, так короче, – та, что бабка и мать, присаживалась в гамак, лениво обмахиваясь пожелтевшей газетой, то Изольда – Доля, – ее дочь, плюхалась в соломенное кресло и равнодушно оглядывала заросший бурьяном участок. То Софья – дочь и внучка – заторможенно полоскала в эмалированном тазу чашки от завтрака. А потом и она присаживалась. Например, на колченогий стул у крыльца. И засохшим лаком пыталась накрасить короткие неухоженные ногти.

АЛЕНА БЕЛОУСЕНКО

(Естественные противоречия в художественном тексте)

Достоверность описываемых событий в художественном произведении - один из основных критериев, по которому можно судить о его качестве. Литературовед и критик Вадим Кожинов даже считал, что именно правдивость является мерой художественности произведения. И потому вопрос о художественной правде и о том, как ее оценить, измерить, стоит перед каждым критиком.

Но из чего же складывается художественная правда? Подробный рецепт на любой случай дать невозможно. Но присутствие правды или отсутствие ее можно почувствовать в каждом конкретном случае, как бы говоря себе: «Нет, так не бывает» или «Да, именно так и бывает!» То есть, сравнивая то, что написано, с тем, что есть в жизни, что подсказывает нам опыт. И возможно лишь почувствовать, но не описать языком формальной логики! Художественная достоверность - таинственная субстанция, которую нельзя разложить на составляющие. И поэтому мы лишь попробуем выделить одно из ее воплощений, так сказать, частный случай. Назовем его «естественное противоречие». За­ключается оно в том, что герой ведет себя не так, как на первый взгляд требуют от него обстоятельства.

Вообще, нелогичное поведение людей в какой-либо жизненной ситуации - предмет самый что ни на есть естественный. Мы не всегда плачем, когда умирает любимый человек, не всегда радуемся, когда получаем желаемое, и не всегда счастливы, когда обладаем богатством. Существует бесконечное множество сложных жизненных обстоятельств, которые не пережиты нами, а если и пережиты, то вешать, не перекраивая, это платье из личных переживаний на конкретного героя с его психологическими предпосылками - нелепо. И потому, описывая поведение героя в художественном произведении, есть опасность представить его недостоверно.

Когда плохой или неопытный автор пытается написать правдиво и естественно, он старается воспроизвести поведение своих героев из соображений поверхностной логичности. То есть стремится понять, как бы поступил его герой, не погружаясь в персонаж и в ситуацию глубоко. Ошибка такого подхода в узости и наивности восприятия происходящего. Грубо говоря: «Когда случается что-то страшное, герой должен испугаться и закричать» (хотя на самом деле в экстремальных ситуациях люди порой бывают невероятно хладнокровны и безэмоциональны) и т.п. Заметим, что противоречие в художественном тексте - это не отрицание жизненных законов, а подчеркивание естественной нелогичности реальности.

Для того чтобы лучше понять для себя, что такое «естественное противоречие», разберем два конкретных художественных произведения - рассказ Леонида Андреева «Красный смех» и повесть современного молодого автора Дмитрия Филиппова «Три дня Осоргина» («Нева», № 1, 2014), наполненные яркими удачными примерами подобных противоречий.

НЕНОРМАЛЬНОСТЬ - НОРМАЛЬНОСТЬ

В центре рассказа Л. Андреева «Красный смех» - ужасы войны, точнее «сумасшедшие» впечатления от военных событий. Сначала повествование идет от лица одного из героев-братьев, а после его смерти - от лица другого. И события на фронте, и - дома в период войны, и сны, и мысли - все пронизано безумием: нет опоры, нет объективной пристани, на которой можно было бы передохнуть.

Рассказ начинается с того, как измученные солдаты идут по раскаленной земле, словно «армия бесплотных теней ». С первых же слов автор погружает читателя в «ненормальный» мир: «Движения были уверенны и быстры, приказания ясны, исполнение точно - но если бы внезапно спросить каждого, кто он, он едва ли нашел ответ в затемненном мозгу ».

К герою подходит солдат с «бездной ужаса и безумия » в глазах и падает на него. Потом герою представляются голубые обои и запыленный графин - его кабинет. Горит лампа - значит, вечер. А в соседней комнате жена и сын. Он вдруг спрашивает у находящегося рядом ездового, отчего не спит сын. Ездовой же почему-то «долго и подробно объяснял мне что-то, а левая бровь у него дергалась, и глаз хитро подмаргивал на кого-то сзади ».

Ситуация, в которую попали герои - странная, и одновременно поведение этих героев странное. То есть их поведение не противоречит ситуации. Но вот полил обыкновенный дождь, и он был «так неуместен» , все «испугались промокнуть » и «начали прятаться куда попало ». В этом эпизоде в ход событий вторгается простой «нормальный» элемент - дождь, который возвращает мир в обычное измерение, и все от него прячутся. Если бы автор написал рассказ, в котором женщина после работы идет в магазин за продуктами, попадает под дождь и начинает поспешно искать от него укрытие - это ничего бы ценного не дало для художественного мира, не копнуло бы вглубь. Но в нашем примере такое поведение солдат «нелогично» в рамках «ненормального» мира, который создал автор, ведь во время войны, точнее именно войны у Андреева, ненормально думать о том, что промокнешь. В такой нелогичности и заключается суть, эпизод становится более «выпуклым»: среди ненормальности должна появляться нормальность, а среди нормальности - ненормальность, потому как это естественно и для реальной жизни.

ЖЕСТОКОСТЬ - ЛЕГКОСТЬ

В другом эпизоде рассказа солдаты попадают в ловушку. Загородка из колючей проволоки цепляет одного за другим в свои объятия, один за другим - все оказываются в ее власти, а внизу врагом вскопан «лабиринт волчьих ям, с набитыми на дне кольями ». И вдруг главному герою «все показались похожими на пьяных », так как кто-то начал петь, а из этих голосов составился целый хор. На фоне жестокости войны такое «легкое» поведение тех, кого коснулась жестокость, выглядит странным. В эпизоде с засадой из проволоки, в которой погибло около двух тысяч человек, картина пьяного хора вступает в диссонанс, рушится внешняя логика, но не рушится логика внутренняя, и эпизод становится естественным, то есть достоверным.

СУРОВОСТЬ - ДЕТСКОСТЬ

Противоречие в рассказе также создается «детскими» репликами героев в атмосфере «мужской», серьезной войны. Солдаты отдыхают перед завтрашним наступлением. Один из них просит отрезать ему лимона, но ему отвечают, что он закончился. «Что же это, господа, - с тоскою, почти плача, прозвучал тихий и обиженный голос. - А я только ради лимона и пришел ».

Следующий пример: герой, разбуженный доктором, чтобы искать раненых, разозлился на него, сказав, что это нечестно, так как он не спал пять суток - а доктор с ним, как с ребенком: «Голубчик, спустите ножки, ну, одну ножку, ну, так, так… » И это тоже «естественное противоречие». Тут детскость поведения выделяется на фоне суровой «взрослой» войны.

В рассмотренных эпизодах «естественные противоречия» явны и заметны, и читатель понимает их «противоречивость» сразу, без дополнительного анализа. А вот в повести «Три дня Осоргина» молодого автора Дмитрия Филиппова они не так выделяются, потому что более близки жизненному опыту читателя, более привычны1.

ПАНИКА - СПОКОЙСТВИЕ

Действие повести Д. Филиппова «Три дня Осоргина» происходит в 20-х годах прошлого века и основано на реальных событиях жизни семьи Осоргиных. Главу семьи - Георгия - арестовывают и отправляют в Соловецкий лагерь, в который через много лет разрешают приехать его жене. В повести рассказывается о ее пребывании в лагере в течение трех дней и о последующем расстреле Георгия в тот самый момент, когда жена, ничего не подозревая, плывет на пароходе обратно.

А начинается повесть с ареста главного героя. Осоргины «предчувствовали непоправимое », и вот оно случилось: два красноармейца и командир ночью пришли в их дом. «Осоргин вдруг успокоился, с наслаждением закурил ». Казалось бы, арест не за мелкое преступление, арест политический, а Осоргин неожиданно спокоен и курит с наслаждением. Потом он вдруг берет яблоко со стола и, отрезая от него по кусочку, закидывает в рот. Его сердце не колотится в истерике, он не пытается сбежать, не пытается подкупить красноармейцев, не плачет - он абсолютно спокоен.

МНОГОЛЕТНЕЕ ТЕРПЕНИЕ - МИНУТНАЯ СЛАБОСТЬ

Лина приезжает к мужу на Соловки. Им отводят деревянный дом, тогда как в обычное время муж жил на Секирке (старый промерзший храм, приспособленный под камеру: днем сидишь на жерди, не доставая ногами до пола; ночью же позволяется спрыгивать и спать на каменном полу).

В разговоре Лина говорит Георгию, что сын хочет стать пионером, глупенький еще. «Тьфу! Пакость! » - злится Осоргин. «Ребенок растет во времени », - Лина. «Ребенок растет в семье, и время тут ни при чем », - Осоргин. «Без отца », - Лина. Это самое «без отца» вызывает «естественное противоречие». Супруги любят друг друга, автор не давал нам ни малейшего намека на натянутость в отношениях. Лина знает, что муж невиновен в том, что живет не с семьей. Ответ жены преобразует их отношения в глазах читателя, не ухудшает, а добавляет жизни и естественности: плоскость становится выпуклостью.

Из того же ряда эпизод перед расставанием супругов. Неизвестно, получится ли жене еще приехать, и неизвестно, когда приедет муж. «Глупо, да? Меня больше всего волнует, в чем я буду одета, когда ты приедешь… Совсем приедешь », - говорит Лина перед прощанием. Но если мы посмотрим на ситуацию пристальнее, мы поймем насколько нелогично это внешне: муж живет в чудовищных условиях, и, может быть, они никогда не увидятся; дома ее тоже ждет тяжелая жизнь с заботой о двух детях. Но, если бы супруги расстались перед долгой разлукой и жена не сказала бы ничего легкого и «глупого» - мы бы не поверили, хотя это было бы внешне логично.

РАССТРЕЛ - УЛЫБКА.

ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНИЕ - НЕНУЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

СМЕРТЬ - ПЕСНЬ БЕЗ ВЕРЫ

На расстрел вывели двадцать человек, в том числе и Осоргина. «И когда вы­плюнули его фамилию, звуки разорвались в голове динамитной шашкой: сухо, хлестко . А потом вдруг стало легко и спокойно ». Он улыбнулся. Но через несколько мгновений ему опять стало тревожно, и он уже не понимал, чему улыбался. «Конвоиры ощерились дулами винтовок ». Осоргин запел молитву, но запел без веры. «Картинки прошлого неслись в голове Осоргина беспорядочно, всплывало из глубин памяти самое странное, самое погребенное и ненужное ». «Счастье…» - была последняя мысль ». Сцена расстрела наполнена противоречиями: перед расстрелом стало легко и спокойно, он улыбнулся; запел без веры, хотя автор ввел героя как человека верующего; последние мысли были не о главном, а о мелочах, странных и ненужных.

Заметим еще, что «естественного противоречия» должно быть в меру, иначе у читателя создастся впечатление искусственности и литературности. Представим: если бы в эпизоде с расстрелом Д. Филиппов оставил бы у героя улыбку и спокойствие, не сменил бы их тревогой, это было бы неправдоподобно.

Еще раз подчеркнем: следование художественной правде - задача многогранная, для которой сложно подобрать решение. И рассмотренное нами «естественное противоречие» - не ключ к написанию произведений, но все же один из многочисленных штрихов, по наличию которого можно сделать вывод о художественной достоверности конкретного эпизода.

Художественная достоверность не всегда предполагает присутствие в тексте «естественного противоречия», скорее, наоборот, отсутствие «естественного противоречия» в том месте, где оно должно было бы быть, лишает эпизод необходимой достоверности. И говорить об этом необходимо, потому что это случается чрезвычайно часто, едва только автор забывает простую истину - жизнь нелогична.

1 Сразу оговоримся, что «близки жизненному опыту читателя» не значит, что в обыденной жизни мы часто попадаем под арест и живем на Соловках; скорее, существуем в тех же понятиях нормальности, как и в повести, в отличие от войны у Андреева.

Алена Анатольевна Белоусенко родилась в городе Удомля Тверской области. Окончила экономиче­ский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, учится в Литературном институте им. А.М. Горького. Публиковалась в журналах «Подъём», «Волга ХХI век», «День и ночь», «МолОко» и др. Лауреат литературных фестивалей-конкурсов «Хрустальный родник», «Во славу Бориса и Глеба», сайта «Россий­ский писатель». Живет в Подмосковье.

© Метлицкая М., 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

Ничего подобного! Вот никакой логики! То есть – абсолютно.

Сколько мелькало перед глазами на долгом жизненном пути примеров! Вот эта – красавица, боже ж мой! Ну просто глаз не отвести! Ни на что создатель не поскупился, да и родители от души постарались. А умница какая! И книжки читает, и в живописи с музыкой разбирается! А вяжет, а шьет! И в доме такой уют! А какой вкус! Просто из ничего конфетку сделает! А разносолы! Про ее столы ходят легенды! А какая трепетная мать! И результат – детки чудные! Загляденье просто, а не детки. Все логично – у нее, у этой трудяги и умницы, просто не может быть по-другому, если вообще есть в жизни справедливость!

И вот у нее, у этой трудяги, умницы, верной и преданной жены и матери, нет счастья. Например – муж гуляет, да еще и внаглую, или денег не носит. А она бьется, как на Ледовом побоище, чтобы «у всех все было». И у детей, и у этого…

Или вообще ужас, потому что пьет. И как она с этим ни борется, все впустую.

Вот тогда понимаешь – нет в жизни справедливости!

Очень обидно становится от всей этой алогичности.

И, как говорится, наоборот – зеркальное, так сказать, отражение ситуации.

Вот есть женщина: слова доброго не скажешь, при всем желании.

Не красавица, мягко говоря, неопрятна, неумна, необразованна. Хозяйка нулевая. Бывает – нет способностей. Но ты хотя бы постарайся! Не надо многослойных тортов, сложных рулетов, тончайших блинов и банок с солеными помидорами и грибами. Есть же блюда простые, но вкусные. И книги кулинарные есть – всегда были.

Но – не хочет. Готовить не хочет даже для самых близких и любимых. И полы вымыть не хочет, и красивые шторы повесить. И накраситься, и похудеть неохота, и брови выщипать, и надеть новый халат – взамен старого и дырявого.

Ей даже путешествовать неохота.

И, кроме всех вышеперечисленных «достоинств», она еще и сплетница, злоязыкая, недобрая к людям. Завистливая. Жадноватая. Равнодушная к чужой беде. Плачет только во время бразильских сериалов. Одним словом, совсем неважный человек. Дети ее раздражают. Подруги и соседки – тоже. Свекровь… Ту вообще глаза бы ее не видели.

И у такой женщины – прекрасный, любящий, заботливый муж. Щедрый и непритязательный. А как бы иначе он смог с ней жить, спрашивается?

Или давно со всем смирился? Или? Просто любит?

Ох, нелогичная жизнь! Нелогичная.

Нет, здесь было все не так криминально. Неважных людей точно не было. А вот все остальное, увы, имелось.

Три женщины, о которых пойдет речь, были очень некрасивы… Ну, просто пугающе нехороши – так, что при встрече хотелось отвести глаза. И еще задать вопрос: ну почему? Почему так несправедливо, так жестоко обошлась с ними природа?

Конечно, они не виноваты! Разумеется. И все же… Был бы у них «изюм» какой-то. Не горсть – так, пара ягод. Обаяние хотя бы. Или какая-нибудь другая особенность: остроумие, тяга к знаниям, увлечение или хобби, рассудительность, женская премудрость, пылкое сердце.

Нет. Ничего этого не было. Все три, как на подбор, скучны, вялы, однобоки и пресны.

А еще все как из одного ларца – просто хромосомное извращение.

Бабка, мать и внучка. Аннета Ивановна, Изольда Александровна и Софья Вячеславовна.

Серые мыши, белые моли – что там еще?

Правда, дружны, ничего не скажешь. Прогуливаются «на променаде» рядком. В основном – молчат. Говорить не о чем. Книг не обсуждают – не читают. В кино не ходят, политикой не интересуются. Субботние ужины, когда собирается вся семья, не обсуждаются тоже…

Не оттого, что возвышенны, а оттого, что плохие хозяйки.

Моя бабушка их передразнивала: «Картошку сварим. Или макароны – с ними меньше хлопот. И откроем консерву. А чаек попьем с печеньем».

И это в самые яблочные годы, когда со всех участков разносились сладкие запахи яблочных пирогов, варенья и компотов.

А они яблок даже не собирали. Приходила деревенская молочница Дуся и уносила их ведрами – на радость своим кабанчикам.

В доме этих трех женщин (кстати, добротном и просторном) было «как в казарме» – тоже слова моей бабули: ни скатерки, ни покрывала, ни вазочки, самой простенькой, керамической, из местного сельпо, хотя бы с полевыми цветами.

Даже посуда у них была скучной – казенной, что ли. Как в дешевой столовке.

Соседки разводили георгины и розы, пускали по сетке разноцветный клематис, варили повидло из слив, закатывали банки с соленьями. Сушили на зиму мяту и зверобой – над печкой на нитке сладко пахли сухие грибы.

Нет. Ничего этого на восьмом участке, где проживали наши героини, не было. А что было? Сложно сказать.

Но зато эти три женщины – бабка, дочь и внучка, эти три «красавицы и хозяюшки», – были абсолютно счастливы в браках. Правда, и в их жизни однажды случилась некая проблема… По части мужской верности… Но – так, мимолетно. Все пережили. А в целом…

Впрочем, как соседи они были просто замечательны. Наши заборы граничили друг с другом. Редкий штакетник, сквозь который, как на ладони, была представлена вся соседская жизнь. Что-то вроде коммунальной квартиры.

Все знали, когда и кто выходит в огород, кто подрезает кустарники и стрижет траву, кто собирает смородину и крыжовник, кто развешивает свежевыстиранное белье и насколько хорошо оно выстирано. Кто и какой варит суп – от запахов никуда не денешься. Кто печет пирог. Кто и с кем скандалит и выясняет отношения. Как много сумок привезли молодые на выходные старикам и детям. Кто из бездельников валяется в гамаке или загорает на травке. К таким отношение было, мягко говоря… Ну, это понятно. Когда женщины разрываются между внуками, готовкой и посадками, что, кроме презрения и зависти, могут вызвать праздношатающиеся?

Бабушка моя, не сидевшая ни минуты без дела – обед, штопка, стирка, уборка, цветы и морковь, – бросала на соседний участок редкий взгляд. Брови ее сходились к переносице, и губы складывались в «бутон».

Она качала головой и громко вздыхала. От зависти или осуждения? Не думаю, что от первого. Она просто не могла усидеть без дела. Если присаживалась, то на пару минут, и сидела как-то неспокойно, ерзая и теребя бретельку старого, в горошек, фартука. Посидит, встанет и скажет виновато:

– Не сидится как-то!

А тем временем… Тем временем на восьмом участке по-прежнему ничего не происходило! Так, какое-то вялое перемещение, почти незаметное глазу. То Аннета – без отчества, так короче, – та, что бабка и мать, присаживалась в гамак, лениво обмахиваясь пожелтевшей газетой, то Изольда – Доля, – ее дочь, плюхалась в соломенное кресло и равнодушно оглядывала заросший бурьяном участок. То Софья – дочь и внучка – заторможенно полоскала в эмалированном тазу чашки от завтрака. А потом и она присаживалась. Например, на колченогий стул у крыльца. И засохшим лаком пыталась накрасить короткие неухоженные ногти.

Они негромко и довольно редко перебрасывались какими-то незначительными фразами.

– А не подшить ли мне голубой сарафан? – спрашивала Софья у Изольды.

Та кивала:

– Да, подшей.

Бабка Аннета похрапывала в гамаке.

– А может, поменять на нем пуговицы? – продолжала, позевывая, Софья.

– Поменяй! – кивала мать.

– А если сварить зеленые щи? – вдруг осеняло Изольду.

– Свари, – соглашалась дочь. – Хорошо бы! Со сметаной и яйцом!

– И еще – охладить! – Изольда мечтательно прикрывала глаза.