Научиться считать время на часах. Как научить ребенка понимать время

Понятие времени сопровождает ребенка с самого рождения. При соблюдении режима дня “внутренние часы” подсказывают крохе, когда пора вставать, обедать или принимать водные процедуры. Ближе к 4 годам у подрастающего чада появляется интерес к определению времени по циферблату. Но научить ребенка понимать время, используя механические часы, бывает непросто. Обучение времени потребует сил и разъяснений. Как рассказать дошкольнику о минутной и часовой стрелках, как научить определять время по часам – все это вы узнаете в нашей статье.

Научиться определять время по часам – непростая задача, справится с которой маленькому исследователю помогут родители. В среднем, обучение детей пониманию времени можно начинать с 5-6 лет. При должном подходе к первому классу дошкольник уже сможет отвечать на вопрос, который сейчас час.

Как понять, что ребенок готов разбираться и ориентироваться во времени? Для умения легко и правильно “считывать” текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • способность визуально различать числа в пределах 12;
  • написание чисел от 1 до 12;
  • понимание счета шагом через 5 (для изучения минут).

Если все вышеописанные действия под силу вашему чаду, то будьте уверены, что вы всего лишь в одном шаге от понятия времени. 2-3 занятия, и ребенок сможет определять значения циферблата.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.

Времена года

Календарь – вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна – всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого “особого” дня и считать время до них.

На заметку! Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик “Двенадцать месяцев”.

Время суток

Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем (“полдник у нас в 11 часов дня”, “в 5 часов вечера придет бабушка” и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям “час”, “минута” и “секунда”.

Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы – это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.

  • Секунда – самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
  • Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты – довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут – озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
  • Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки – это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы “что такое часы?” и “как они показывают время?”

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а минуты более мелкими.

Важно! Ребенок при изучении времени должен знать числа от 1 до 12.

  • На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть, покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он – как часовой мастер, поэтому должен обращаться с временем бережно.
  • Разъясняйте, какая из стрелок двигается медленно, какая – быстрее. Задавайте вопросы по прошлой “теме”: что показывает толстая стрелка? Далее можно изучать, что часовая стрелка на единице означает 1 час, на двойке – 2 и т.д.
  • На следующем занятии повторите пройденное и спросите – который час? Так как числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знание по часам, можно переходить к минутам.

Определяем время на часах

Проще всего ребенку, умеющему считать до 100, использовать для учета времени электронные часы. С их помощью можно контролировать время и не нужно высчитывать минут. Если вы ищете ответ на вопрос, как научить быстро узнавать время, то это, вероятно, самый простой вариант. Но электронный прибор может лишить стимула учиться использовать обыкновенные механические часы. На стадии обучения старайтесь не давать ребенку “послабления” в виде циферблата на дисплее.

  • Приобретите детские часы из дерева или картона с возможностью самостоятельно двигать стрелки. Цифры должны быть написаны по часам и по минутам, так будет проще ассоциировать расположение стрелки и количество времени.
  • Секундной стрелкой при определении времени мы пользуемся редко, поэтому заостряйте внимание, прежде всего, на часовой и минутной стрелках.

    Покажите, в какую сторону движутся стрелки на часах. Значение “по часовой стрелке” будет часто сопровождать ребенка. Объясните, что стрелки движутся только в одном направлении.

    На часах обычно написаны цифры от 1 до 12, но важно сразу рассказать что день включает в себя целых 24 часа. Сутки – это когда маленькая часовая стрелка дважды обходит весь циферблат.

    Что такое час? Это когда часовая стрелка на любой из цифр, а минутная ровно на 12. Сначала сморим на часовую, потом на минутную, и ни в коем случае не наоборот.

От теории переходите к практике. Покажите, что сдвиг минутной стрелки на единицу означает 5 минут. Еще раз сдвинули – уже 10 минут (5+5).

Обратите внимание! Если ребенок знаком с таблицей умножения, то проще объяснить, что два умножить на пять – это десять. Ряд умножения на пять – это и есть “минутный” циферблат. Не знакомы с умножением? Можно просто запомнить скороговоркой – 5,10,15,20 и т.д.

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Время представляет собой странное понятие, отличающееся абстрактной природой происхождения – его невозможно увидеть либо потрогать. Но понимать, определять по часам, пользоваться правильно обязан любой . Не обучившись этому своевременно, затруднительно выдерживать дневной режим, планировать действия. Уметь определять время – необходимость для малыша. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка времени по часам на циферблате, картинки которого будут также представлены.

Ориентация во времени для детей

Понимать время довольно непросто. Когда малыш подрастет и начнет осознавать течение времени (кушать в определенные часы, отличать день от ночи и т. д.), несколько позже научится узнавать времена года, он уже готов для того, чтобы начать изучать часы. Ведь это именно то устройство, при помощи которого малыш будет правильно ориентироваться во времени, определять его безошибочно.

С чего следует начинать родителям?

На первом обучающем этапе возьмите часы крупного размера, круглые, не имеющие лишней декоративной отделки. Можно воспользоваться макетным устройством. Главное условие – , обозначающие часы, должны быть достаточно крупными и четко отображенными. Стрелки пособия должны вращаться без затруднений.

Далее разъясните, что такое циферблат. Малыш должен понять, что часовая стрелка всегда указывает на часы. Покажите, в какую сторону она перемещается, назвав это движение «по часовой стрелке». Дайте малышу потренироваться, передвигая стрелку самостоятельно и громко называя часы, на которые она переместилась. , что означает понятие «час назад», используйте для этого макетное устройство.

Теперь разрешается переходить к изучению минут. Научитесь их отсчитывать по одной, затем перейдите на пятерки. С внешней стороны циферблата можно мелко приписать цифры, кратные пяти. Занятия проводите до того момента, пока малыш не начнет самостоятельно передвигать стрелку, выставляя названное вами время. Так же объясните ребенку что такое половина часа и четверть часа.

Приучите малыша называть минутный отсчет вслух, когда он отыскивает необходимое место для размещения стрелки. Когда малыш станет определять время, постепенно перемещаясь от одного значения к другому, можно давать ему задания вперемешку.

В магазине без труда можно найти различные игры и макеты часов для обучения.

Как быстро научить ребенка времени по часам и стрелкам

Чтобы ребенок быстро научился определять время, выполняйте с ним задания тренировочного характера.

Один из методов закрепления материала – электронные часики. На них просто уточнять показания, но сложней ориентироваться. Какая наступила часть суток – утро или вечер.

Учим ребенка как понимать время с помощью игры

Есть специальная интернет игра «Часы». Она предназначена для того, чтобы ребенок сосредотачивал свое внимание на часиках игрушечного вида, облегчая труд взрослых. Игра прекрасно тренирует память и внимание, ей можно пользоваться в любое время. Малыш, привыкнув к ней, сможет играть самостоятельно, используя полученные навыки в работе с настоящими часами.

  • Первый игровой этап – без ошибок расставить цифры и распределить стрелки на часовом циферблате. При этом в качестве подсказки в действиях фигуры, изображающие стрелки и цифры, окрашены в различные цвета по секторам, в которых расположены установочные ячейки. Да и сами таблички различаются формами для того, чтобы не перепутать ячейки, в которые они устанавливаются ребенком. Все это необходимо для того, чтобы малышу было проще запоминать и ориентироваться в заданиях.
  • Второй этап игры – правильно устанавливать время на часах. Разбросанные стрелки выставляются на циферблатах так, как того требует задание.
  • Все игровые этапы сопровождаются появлением на экране компьютера веселого человечка, символизирующего верное решение задания.

В обучении распознавать время родителям можно посоветовать некоторые моменты. Простым языком постарайтесь объяснить, какие бывают стрелки и что каждая из них обозначает. При каждом удобном случае проводите с ребенком тренировочные упражнения. Большинство способно правильно определять время, но частенько ошибается, не стремясь думать. Придерживайтесь основного правила – не давайте возможности малышу угадывать.

Наглядность и увлекательность — два кита, на которых основано успешное обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая это, научить ребенка понимать по часам время можно легко и просто! Оговоримся, что речь идет о часах со стрелками — электронные часы нужно показать ребенку после того, как он освоит навык определения времени по обычным часам.

  • Научите ребенка считать!

Значение времени на часах — это цифра. Без знания цифр ничего не получится! Беглый счет от 1 до 60 — половина успеха! Используйте любой способ для тренировки счета — обсуждайте ценники в магазине, возраст родственников, даты на календаре, учитесь определять и писать разные числа. Сделайте плакат с цифрами, красиво раскрасьте его вместе с ребенком и повесьте на дверь или стену — даже случайный взгляд на него будет помогать запомнить цифры на уровне подсознания.

  • Сколько будет пять плюс пять?

…а еще и еще плюс пять? Счет пятерками также очень важен. Выучите последовательность сумм от 1 до 60, для облегчения запоминания используйте мнемотехнику, придумайте смешную песенку или считалочку. Она нам понадобится на следующем этапе, без этого научить ребенка часам будет довольно сложно.

  • Как ориентироваться во времени?

Чтобы , нужно, чтобы он имел некоторое представление о том, что вообще такое время. Самый наглядный пример — годовой и суточный цикл. Попутно можно обсудить очень важное и полезное понятие распорядка дня. Зима и лето, день и ночь — ребенок должен ориентироваться в этих понятиях, и знать, в какое время какие процессы происходят в природе и в его собственной жизни.

2 этап. Наглядно-познавательный

На этом этапе мы создадим свои собственные часы со стрелками. Часы мы будем изготавливать из пары одноразовых тарелок. Заинтересуйте ребенка! Пусть ему станет интересно, так будет намного проще научить ребенка определять время по часам.

Для начала пусть малыш аккуратно согнет тарелочку пополам. Потом сложенную тарелку нужно будет сложить еще раз, в результате чего линии сгиба образуют крестик.

Затем нам понадобится самоклеющаяся цветная бумага, из которой нужно «выкроить» подходящие по размеру цифры от 1 до 12 — это и будут значения времени на часах. Поставьте рядом с рабочим местом обычные часы со стрелками для сравнения. Ориентируясь на них, пусть ребенок приклеит числа 12, 6, 3 и 9 на правильные места. Приклеить оставшиеся цифры будет намного проще! Можно нарисовать линии, ведущие из центра круга к приклееным цифрам, отделяя секторы-часы. Так будет нагляднее. Теперь пришла очередь часовых стрелок — мы изготовим их из картона и зафиксируем силовой кнопкой в центре тарелки. Попросите ребенка сравнить получившиеся часы с образцом — все ли правильно? Это очень важно для того, чтобы правильно научить ребенка часам.

3 этап. Феерично-заключительный!

На этом этапе ребенок, собственно и учится определять время. Для этого надо разобраться со стрелками — покажите малышу, что они разной длины, а следовательно, указывают на разные промежутки времени. Объясните, что они помогают определять время и научить ребенка часам. Выучите их названия, можете подписать их, если ребенок знает буквы.

Часовая стрелка

Начните передвигать часовую стрелку по кругу. Проговаривайте полученное значение времени. Постарайтесь сопоставить сведения о времени с привычными ребенку действиями — «в это время мы просыпаемся», «в это — ты идешь в садик, а мама — на работу», «в это время все кушают» и т.д.

Усложните задачу. Попросите ребенка самому показывать нужное время. Например так: «подскажи мне, когда дети уходят в детский сад?» или «покажи на часах, когда мы ложимся спать».

Минутная стрелка

А вот на этом шаге нам понадобится ноу-хау — новый способ, как научить ребенка определять время по часам, ведь основная сложность для детей заключается в том, что им непросто сопоставить цифру на часах с количеством минут.

Редкий ребенок в наше время не в курсе кто такой Человек-паук. Предложите ему вспомнить как его звали (Питер Паркер, если вы сами забыли!). Расскажите, что цифры на часах, так же как и супергерои, имеют второе имя и значение. Цифра 1 означает не 1 минуту, а 5; цифра 2 обозначает 10 минут и так далее. Подпишите эти вторые имена рядом с цифрами, вспомните песенку или считалочку, которую вы вместе с ребенком придумали, когда осваивали «счет пятерками».

Объясните ребенку, что минутная стрелка обладает волшебной способностью высвобождать «супергероя», который таится в каждой цифре. Как только она указывает, например, на цифру 6, эта цифра начинает обозначать не просто число 6, но и временной отрезок в 30 минут. Передвигайте стрелку по кругу, комментируйте каждую цифру, предложите ребенку попробовать самому.

Объединяем!

А теперь покажите ребенку как определять и часы и минуты одновременно! Двигайте обе стрелки по кругу, проговаривайте полученные значения.

Высший пилотаж

Добавьте на циферблат метки для остальных минут. Поучитесь выставлять на часах сложные значения времени, например, «два часа сорок две минуты» или «одиннадцать часов семь минут».

Предложите ребенку рассказать о своем распорядке дня с точностью до минут. Скажите ему, что именно этим знамениты супергерои! Пусть покажет на часах чем и когда он занимается!

А ведь есть еще часы со стрелками, где деления не подписаны, или же подписаны не все! Если в доме есть такие — обязательно потренируйтесь на них тоже.

Определяем время по часам (видео):

И самое главное!

Хвалите! Хвалите, восторгайтесь, умиляйтесь каждому верному шагу! Перехвалить ребенка сложно, а вот недостаток похвалы фатально влияет на самооценку малыша и его тягу к знаниям. Хвалите — и у вашего чада все получится! Ну и расскажите ему, что электронные часы он освоит гораздо быстрее!

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам