Научение в раннем возрасте. Московский государственный университет печати Основной тип научения в раннем возрасте

На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Практические действия с материальными предметами постепенно замещаются действиями с образами этих предметов. Ребенок делает очередной и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для того чтобы это развитие и дальше шло ускоренными темпами, детям раннего возраста необходимо как можно больше давать заданий на воображение. Следует особенно поощрять их самостоятельность и стремление к художественному и техническому конструированию, творчеству, в частности - рисование. Общение со взрослыми, совместные с ними творческие игры выступают в качестве основных условий развития способности ребенка.

Начало раннего возраста - это вступление в сензитивный период развития речи. В возрасте от одного года до трех лет ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Здесь завершается формирование тех предпосылок к овладению человеческой речью, которые возникли еще в младенческом возрасте,- речевого слуха, способности к пониманию речи, включая язык мимики, жестов и пантомимики. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого, к которому ребенок практически уже подготовлен к концу младенческого возраста, в раннем дошкольном детстве замещается активным овладением речью.

В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее активного пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание речи взрослых. На втором году жизни у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. Дети все хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. В этом возрасте их особенно интересуют названия новых предметов и явлений имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответствующих разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда отвечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребенка и способствовать его когнитивному развитию.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо говорить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и выражения. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, жесты и пантомимику.

По ним он улавливает смысл тех слов, которые произносятся взрослым. Поэтому, разговаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необходимо широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.

Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе речевого развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, общаясь с ребенком, его ближайшие родственники разговаривают с ним, тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одобрение собственной речевой активности ребенка со стороны окружающих людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всего обучать и практически оценивать уровень речевого развития, достигнутый ребенком, может мать. Если одни и те же слова произносит она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реагирует, чем на аналогичные высказывания других людей.

У родителей, которые наблюдают за речевым развитием детей, иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала их активной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говорит, но хорошо понимает обращенные к нему слова взрослого, то никаких серьезных оснований для переживаний по поводу его речевого развития быть не должно. Дети, которые до этого говорили мало, между двумя и тремя годами нередко обнаруживают значительный и быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя своих сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные, нормальные индивидуальные различия, которые не должны вызывать беспокойства.

В возрасте около трех лет ребенок начинает внимательно и с явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Их речь в связи с этим должна быть разнообразной становиться такой, чтобы быть понятной для ребенка.

Еще один важный момент, связанный с речевым развитием ребенка раннего возраста,-это возможность усвоения детьми одновременно двух языков: родного и неродного. Можно предположить, что наиболее благоприятным периодом времени для начала параллельного изучения двух языков является как раз ранний дошкольный возраст. Однако оба языка здесь должны преподаваться с помощью одних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последовательно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоянно говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае не возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явление языковой интерференции.

Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна повышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстрому интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе внимательного наблюдения за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития любознательности ребенка имеют игрушки.

Среди тех игрушек, которые находятся в распоряжении детей, должно быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь (все в игрушечном варианте), разнообразные инструменты для изготовления простейших поделок.

Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста особенно важно для совершенствования его интеллекта, творческого воображения и для развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок, ремонтировать собственные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее не стоит выбрасывать, даже если родители в состоянии купить новую. Лучше попросить малыша и помочь ему починить игрушку. Конечно, в этом возрасте Дети вряд ли в состоянии делать это самостоятельно. Важно, однако, другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолюбию и бережливости.

С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного возраста связан еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для Дальнейшего психологического и поведенческого развития ребенка могут стать последствия ранней сенсорно-двигательной депривации, т.е. лишения ребенка необходимых стимулов для его психофизического развития. Если речь идет о чисто двигательных навыках, т. е. о некотором дефиците возможностей для свободного передвижения в пространстве, то задержки в этом плане, наблюдаемые в раннем возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без каких бы то ни было серьезных последствий. В других сферах развития таких, например, как речь, эмоции, интеллектуальные способности последствия ранней сенсорной депривации могут оказаться более серьезными и устойчивыми. Дети, чьи возможности в отношении этих психических функций были существенно ограничены в возрасте от рождения до двух-трех лет жизни, т. е. те, с которыми в раннем дошкольном детстве взрослые мало общались, которым, например не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изучать окружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти дети как правило, заметно отстают от своих сверстников в психологическом развитии. Из них нередко вырастают так называемые педагогически запущенные дети.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


Введение.

Глава 1. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ.

      Импринтинг. Условнорефлекторное. Оперантное. Викарное. Вербальное.

Глава 2. НАУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

2.1. Начальный этап научения.

2.2.Особенности научения детей в младенческом возрасте.

2.3. Научение детей в раннем возрасте.

Заключение.

Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Понятием научение пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть результат учения. Оно характеризует факт приобретения человеком новых качеств и свойств в процессе учения. Этимологически это понятие происходит от слова «научится» и включает всё то, чему действительно может научиться индивид.

Сначала заметим: далеко не всё, что связано с развитием, может быть названо научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо – физиологическое сходство ребёнка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания.

Всякий процесс, называемый научением, не является, однако, совершенно независимым от созревания. Это признаётся всеми учёными, и вопрос только в том, какова мера этой зависимости и в какой степени развитие определяется созреванием. Вряд ли, например, можно обучить ребёнка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь, и другое. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. Научение в гораздо большей степени зависит от созревания, чем, наоборот, созревание от научения, так как возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме весьма ограничены.

Глава 1.

ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

      Импринтинг

У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это – научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длинным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям жизни с использованием практически готовых форм поведения. Например: достаточно прикоснуться каким – либо твёрдым предметом к внутренней поверхности ладони новорождённого, как у него автоматически сжимаются

Краткое содержание

Начальный этап научения. Последовательное появление основных

форм и признаков научения: импринтинг, условнорефлекторное научение,

оперантное научение викарное научение, вербальное научение. Роль слова на

начальном этапе научения ребенка.

Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного и

викарного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения.

Необходимость такого сочетания для ускоренного развития способностей

Особенности научения детей младенческого возраста. Движения,

психические процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление

и речевой слух --основные сферы научения у детей младенческого возраста.

Значение физического развития ребенка и совершенствования его движений

для психического развития. Приемы физического закаливания. Развитие

движений младенца от рождения до одного года. Стимулирование развития

произвольных движений. Формирование потребности в знаниях. Основные

компоненты речевого слуха и способы его развития у младенцев. Подготовка

детей к прямохождению. Развитие наглядно-действенного мышления.

Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор,

способствующий переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному

мышлению. Особенности вхождения ребенка в сензитивный период развития

речи. Стимулирование активной речи через развитие и удовлетворение

познавательных интересов ребенка. Роль общения с окружающими людьми в

речевом развитии ребенка раннего возраста. Оптимальная организация

общения. Проблема задержек в развитии активной речи ребенка. Значение

невербальной коммуникации на начальных этапах становления активной речи.

Проблема раннего двуязычия. Оптимальные условия параллельного усвоения

детьми двух языков в первые годы жизни. Способы развития воображения и

речевого мышления. Игры и игрушки, помогающие развитию детей двух-

трехлетнего возраста. Вероятные следствия для развития депривации



сенсорных систем или повышенной сенсорной активности.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧЕНИЯ

Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С

первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как

импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые

рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время

у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и

научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным

образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и

викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной

скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения,

навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и

быстро совершенствуется вербальное научение.

К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все

пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает

дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии,

особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения

функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их

постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее

важных форм прижизненного приобретения человеком опыта:

условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.

Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные

системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально

нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость

воздействия. Это - способность откликаться на физико-химические стимулы

(звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна

сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная

система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного

опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но

существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы

научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание

ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия.

Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления,

становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с

реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже

достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном,

научении.

Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное

обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более

совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его

успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на

то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за

способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его

деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать

эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без

слова (по определению) просто невозможно).

У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения

существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется

им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь

начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и

важнейшим инструментом научения.

СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ НАУЧЕНИЯ

Важная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние годы

состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с

оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое

сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие

вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный

при помощи разных органов чувств, как правило, является самым

разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие

пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового,

проприоцептивного и кожного анализаторов.

Параллельная работа разных анализаторов помогает развитию у ребенка

способностей. Всякая человеческая способность представляет собой сочетание

и совместную, согласованную работу множества психических функций, каждая

из которых развивается и совершенствуется в различных видах деятельности и

научения. Условно-рефлекторное научение положительно влияет на

способность органов чувств различать физические стимулы (дифференциальная

сенсорная способность).

Оперантное научение

позволяет активно

совершенствовать движения. Викарное научение улучшает наблюдательность, а

вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении ребенка мы

используем все четыре вида научения, то одновременно у него будут

развиваться восприятие, моторика, мышление и речь. Вот почему с раннего

детства, приступая к обучению детей, необходимо стремиться к сочетанию

разных видов научения.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Основные сферы научения детей в младенческом возрасте - это

движения, психические процессы: восприятие и память, речевой слух и

наглядно-действенное мышление. Развитие двигательной активности ребенка

необходимо для расширения возможностей его самостоятельного

передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего

мира, а также для овладения предметными действиями. Без приобретения

соответствующими процессами человеческих свойств невозможно дальнейшее

развитие у ребенка собственно человеческих способностей.

Если бы с самых первых дней жизни можно было начать активную

учебную и воспитательную работу с ребенком, направленную на развитие его

познавательных процессов и речи, то это следовало бы сделать, приступив к

обучению ребенка сразу после его рождения. Однако мы знаем, что в первые

дни своего существования человеческий младенец является одним из самых

беспомощных на свете существ и прежде всего требует физического ухода.

Поэтому о его физическом воспитании необходимо заботиться в первую

долго держать его в таком состоянии. Руки и ноги ребенка должны иметь

возможность свободно двигаться с двух-трехнедельного возраста. От движений

младенца в первые дни и месяцы жизни может зависеть развитие в будущем его

двигательных способностей, умений и навыков.

До тех пор пока малыш не станет на собственные ноги и не научится

самостоятельно передвигаться, с ним начиная с полуторамесячного возраста

необходимо регулярно проводить специальные физические упражнения. В

возрасте от 1,5 до 3 месяцев это может быть легкий, поглаживающий массаж

рук, ног, спины и живота ребенка. От тpex до четырех месяцев рекомендуется

применять растирание разминку тех же самых частей тела, свободное

пассивное передвижение рук и ног ребенка, их сгибание и разгибание руками

взрослого.

От четырех до шести месяцев взрослому следует уже внимательно

наблюдать за собственными попытками ребенка самостоятельно выполнять

разнообразные целенаправленные движения и всячески их стимулировать.

Такими движениями, которые требуют поддержки, могут быть доставание и

захватывание предметов, переворачивание с боку на бок, попытки занять

сидячее положение, самостоятельно встать на четвереньки, на колени, на ноги и

сделать первые шаги. Примерный комплекс физических упражнений для

младенца 6-7-месячного возраста должен включать в основном оказание

помощи ребенку в движениях, выполняемых им по собственной инициативе. В

9-12 месяцев особенно важно стимулировать собственное старание ребенка

встать и ходить.

бодрствования, за 20-30 минут до кормления или спустя 30-40 минут после

него утром, днем и вечером, но не позднее чем за 3-4 часа до ночного сна.

Физические занятия с ребенком следует проводить на гладкой, твердой

поверхности, устланной мягким чистым ковриком или байковым одеялом с

пеленкой или простыней наверху. Руки взрослого при этом должны быть сухие

и чистые.

Желательно, чтобы физические занятия с детьми постоянно проводил

один и тот же человек, не обязательно мать. Лучше даже, если это будет делать

отец в то время, когда мать занята какими-либо другими делами. Во время

занятий необходимо поддерживать у ребенка хорошее настроение и ласково

разговаривать с ним.

С возрастом по мере совершенствования и развития движений надо

стимулировать активность ребенка, направленную на самостоятельный прием

пищи, одевание и раздевание. Для закаливания и физического развития ребенка

полезно купание и плавание при помощи взрослого или в специальных

плавательных принадлежностях, поддерживающих младенца на поверхности

Ребенок, начиная с двух-трех месяцев, должен не только находиться в

окружении ярких, разноцветных, красивых и привлекательных игрушек,

издающих разнообразные и приятные звуки, но и сам иметь возможность

касаться их, брать в руки, двигать, поворачивать, порождать определенные

зрительные и слуховые эффекты. Всем манипулятивным действиям ребенка с

предметами не следует препятствовать, так как с помощью этих действий

младенец активно познает окружающий мир. Здесь начинается формирование

произвольных Движений и познавательных интересов. Поддержание и

закрепление их в этом возрасте в дальнейшем может привести к формированию

важной для современного цивилизованного человека потребности в

приобретении новых знаний.

На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять

движения взрослых. Тем самым они демонстрируют готовность к викарному

научению с повторными самостоятельными упражнениями. Это обстоятельство

имеет принципиальное значение для дальнейшего общего развития ребенка, в

частности для формирования его речи. Под влиянием речи взрослых у ребенка

вначале развивается специальный речевой слух. Он включает в себя ряд

последовательно формируемых элементарных и более сложных способностей:

фонематического слуха (ознакомление со звуками речи, из которых состоят

слова); правил комбинирования фонем в слоги и слова (усвоение

фонологических правил); способности выделять в речевом потоке основные

значимые единицы языка (морфемный слух); усвоение правил их

комбинирования (синтаксиса).

Для того чтобы речевой слух у младенца оформился как можно скорее,

необходимо начиная с двух месяцев как можно больше разговаривать с

ребенком во время кормления и выполнения других дел по уходу за ним.

Ребенок при этом должен хорошо видеть лицо и руки человека, произносящего

слова, так как через мимику и жесты они передают информацию о том, что

одновременно обозначается при помощи слов.

Произносимые взрослым слова младенец связывает с тем, что он сам

чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение комплексному

восприятию речи, формируется способность к различению ее элементов и

пониманию.

Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, необходимо

заботиться о том, чтобы ребенок научился понимать слова, относящиеся к

действиям и признакам предметов. Их следует начинать использовать в

общении с ребенком примерно с 8-9-месячного возраста, когда он уже

научился самостоятельно выполнять элементарные произвольные движения,

связанные, например, с изменением позы, хватанием, перемещением

предметов, переворачиванием собственного тела, передвижением его частей:

рук, ног, головы. Особое внимание в период формирования речи ребенка

следует обратить на развитие движений рук. В лексиконе взрослого человека,

общающегося с младенцем, должно быть достаточно слов, обозначающих

подобные движения. Это такие слова, как «дай», «возьми», «подними»,

«брось», «принеси», «отнеси» и т. п. Успешность усвоения и понимания речи

значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением со

взрослым и во время его ребенок имеет возможность активно манипулировать

предметами, называемыми взрослым, самостоятельно исследовать их,

внимательно изучать.

Главное, что должен приобрести ребенок к концу младенческого

возраста,- это прямохождение и разнообразные движения руками. В

естественных условиях это в той или иной степени происходит у всех детей, но

с определенными индивидуальными различиями, достигающими иногда по

времени двух-трех месяцев. С помощью определенных действий можно

ускорить двигательное развитие детей. Такие действия должны базироваться на

естественных внутренних побуждениях ребенка к совершению тех или иных

движений.

У младенца чуть ли не с первых дней жизни проявляется особый опорный

двигательный рефлекс, который состоит в том, что при прикосновении ладонью

к нижней поверхности стопы ребенок автоматически разгибает, выпрямляет

ножки. Этим рефлексом можно воспользоваться для того, чтобы активно

развивать у него мышцы постепенно подготавливая ребенка к вставанию на

Для развития движений рук и ног ребенка и его ускоренной подготовки к

прямохождению очень важна координация ручных и ножных движений.

Важно, чтобы ребенок, находясь в состоянии бодрствования, мог одновременно

касаться окружающих предметов ногами, опираясь на них, захватывать руками,

сначала лежа, а за- . тем сидя и передвигаясь по поверхности. Это подготовит

скоординированные движения его рук и ног и соответствующих групп мышц.

Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие и память

ребенка, его двигательная активность достигают такого уровня развития, что он

оказывается вполне способным решать в наглядно-действенном плане

элементарные задачи. С этого момента наступает пора позаботиться о развитии

у ребенка наглядно-действенного мышления. Перед младенцем теперь

необходимо чаще ставить разного рода задачи на зрительный и двигательный

поиск знакомых и привлекательных предметов. Например, на глазах у ребенка

можно спрятать игрушку, на несколько секунд отвлечь его внимание и затем

попросить найти спрятанную вещь. Такие вопросы и игры с детьми не только

хорошо развивают память, но благотворно влияют на мышление.

НАУЧЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект ребенка,

происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному

мышлению. Практические действия с материальными предметами постепенно

замещаются действиями с образами этих предметов. Ребенок делает очередной

и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для того

возраста необходимо как можно больше давать заданий на воображение.

Следует особенно поощрять их самостоятельность и стремление к

художественному и техническому конструированию, творчеству, в частности

Рисование. Общение со взрослыми, совместные с ними творческие игры

выступают в качестве основных условий развития способности ребенка.

Начало раннего возраста - это вступление в сензитивный период

развития речи. В возрасте от одного года до трех лет ребенок наиболее

восприимчив к усвоению речи. Здесь завершается формирование тех

предпосылок к овладению человеческой речью, которые возникли еще в

младенческом возрасте,- речевого слуха, способности к пониманию речи,

включая язык мимики, жестов и пантомимики. Пассивное восприятие и

реагирование на речь взрослого, к которому ребенок практически уже

подготовлен к концу младенческого возраста, в раннем дошкольном детстве

замещается активным овладением речью.

В основе развития речи ребенка в начальном периоде ее активного

пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как

подражание речи взрослых. На втором году жизни у ребенка резко возрастает

интерес к окружающему миру. Дети все хотят узнать, потрогать, подержать в

своих руках. В этом возрасте их особенно интересуют названия новых

предметов и явлений имена окружающих людей, они ждут от взрослых

соответствующих разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают

взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие

вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда отвечать на них как

можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребенка и

способствовать его когнитивному развитию.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует

речевому развитию детей. С ребенком необходимо говорить медленно,

отчетливо произнося и повторяя все слова и выражения. Внимательно

наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого года жизни уже

оживленно реагирует на его мимику, жесты и пантомимику. По ним он

улавливает смысл тех слов, которые произносятся взрослым. Поэтому,

разговаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвоения активной

речи, необходимо широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.

Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе речевого развития

подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, общаясь с ребенком, его

ближайшие родственники разговаривают с ним, тем быстрее сам ребенок

усваивает речь. Поддержка и одобрение собственной речевой активности

ребенка со стороны окружающих людей играют важную роль в развитии его

речи. Лучше всего обучать и практически оценивать уровень речевого

развития, достигнутый ребенком, может мать. Если одни и те же слова

произносит она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реагирует,

чем на аналогичные высказывания других людей.

У родителей, которые наблюдают за речевым развитием детей, иногда

возникает беспокойство по поводу задержек начала их активной речи. Если

ребенок примерно до двух лет мало говорит, но хорошо понимает обращенные

к нему слова взрослого, то никаких серьезных оснований для переживаний по

поводу его речевого развития быть не должно. Дети, которые до этого говорили

мало, между двумя и тремя годами нередко обнаруживают значительный и

быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя своих сверстников.

В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные,

нормальные индивидуальные различия, которые не должны вызывать

беспокойства.

В возрасте около трех лет ребенок начинает внимательно и с явным

интересом прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Их

речь в связи с этим должна быть разнообразной становиться такой, чтобы быть

понятной для ребенка.

Еще один важный момент, связанный с речевым развитием ребенка

раннего возраста,-это возможность усвоения детьми одновременно двух

языков: родного и неродного. Можно предположить, что наиболее

благоприятным периодом времени для начала параллельного изучения двух

языков является как раз ранний дошкольный возраст. Однако оба языка здесь

должны преподаваться с помощью одних и тех же методов. Важно, чтобы на

разных языках последовательно, не переходя от одного языка к другому, с

ребенком постоянно говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом

случае не возникнет или будет довольно скоро и успешно преодолено явление

языковой интерференции.

Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна

повышенная любознательность. Ее поддержка ведет к быстрому

интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых

знаний, умений и навыков, причем умственное развитие детей этого возраста

осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со

взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе внимательного наблюдения

за тем, что ребенка окружает. Особенное значение для развития

любознательности ребенка имеют игрушки. Среди тех игрушек, которые

находятся в распоряжении детей, должно быть много таких, с помощью

которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщаться к миру человеческих

отношений. Здесь в достатке должны быть куклы, изображающие людей и

животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции,

предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь

(все в игрушечном варианте), разнообразные инструменты для изготовления

простейших поделок.

Наличие инструментов в руках ребенка раннего возраста особенно важно

для совершенствования его интеллекта, творческого воображения и для

развития способностей. Ребенок с помощью имеющихся в его распоряжении

инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок,

ремонтировать собственные игрушки. Если игрушка случайно сломалась, то ее

не стоит выбрасывать, даже если родители в состоянии купить новую. Лучше

попросить малыша и помочь ему починить игрушку. Конечно, в этом возрасте

Дети вряд ли в состоянии делать это самостоятельно. Важно, однако, другое: с

раннего возраста приучать детей к аккуратности, трудолюбию и бережливости.

С обучением и воспитанием детей раннего дошкольного возраста связан

еще один важный вопрос: насколько устойчивыми для Дальнейшего

психологического и поведенческого развития ребенка могут стать последствия

ранней сенсорно-двигательной депривации, т.е. лишения ребенка необходимых

стимулов для его психофизического развития. Если речь идет о чисто

двигательных навыках, т. е. о некотором дефиците возможностей для

свободного передвижения в пространстве, то задержки в этом плане,

наблюдаемые в раннем возрасте, со временем, как правило, преодолеваются без

каких бы то ни было серьезных последствий. В других сферах развития таких,

например, как речь, эмоции, интеллектуальные способности последствия

ранней сенсорной депривации могут оказаться более серьезными и

устойчивыми. Дети, чьи возможности в отношении этих психических функций

были существенно ограничены в возрасте от рождения до двух-трех лет жизни,

т. е. те, с которыми в раннем дошкольном детстве взрослые мало общались,

которым, например не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно

изучать окружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти дети как

правило, заметно отстают от своих сверстников в психологическом развитии.

Из них нередко вырастают так называемые педагогически запущенные дети.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Приобретение нового опыта человеком начинается с первых дней его жизни, но в разные возрастные периоды этот процесс происходит по-разному. В возрастной и педагогической психологии приняты названия возрастных периодов по ступеням образования: младший дошкольный (3–5 лет), старший дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-10 лет), средний школьный, или подростковый (10–15 лет), старший школьный, или ранний юношеский (15–17 лет), и студенческий, или юношеский (17-22-23 года). Каждый возраст характеризуется тремя основными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития, т. е. формой отношений, в которые ребенок вступает со взрослыми в данный период; 2) ведущим видом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, т. е. психическими и социальными изменениями, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют главные линии психического развития в течение этого периода.

Период дошкольного детства выделен нами особо, поскольку научение в это время уже идет полным ходом, но учебная деятельность еще не сформировалась. Именно это является основным качественным отличием данного периода от периода школьного обучения.

С первых дней жизни у ребенка накапливается опыт благодаря действию механизмов импринтинга и условно-рефлекторного научения. По мере физического развития все большую роль начинает играть оперантное научение, а благодаря общению со взрослыми начинают развиваться викарное и вербальное научение. К достижению ребенком 2-летнего возраста все пять видов научения ему уже доступны и действуют совместно, что обеспечивает быстрый прогресс в его развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Ранее полутора-двух лет все виды научения у ребенка существуют независимо друг от друга и от речи, а речь используется только как средство эмоционального общения.

Задача обучения в младенческом и раннем возрасте состоит в сочетании разных форм научения, которое необходимо потому, что при разных видах научения оказываются задействованы и получают развитие различные анализаторы, а опыт, получаемый с помощью сразу нескольких органов чувств, является более разносторонним и богатым. Если использовать в обучении все четыре вида научения, на которые возможно социальное влияние (т. е. все, кроме импринтинга), то у ребенка будут одновременно развиваться восприятие, моторика, внимание, память, мышление и речь.

Для физического развития младенца (от рождения до 1 года) необходимы систематические упражнения, яркие разноцветные игрушки, которыми он может различным образом манипулировать: брать в руки, двигать, поворачивать, производить зрительные и слуховые эффекты. С помощью этих действий младенец активно познает окружающий мир. У него начинают формироваться произвольные движения и познавательные интересы. На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых, демонстрируя этим готовность к викарному научению с повторными самостоятельными упражнениями. Это особенно важно для дальнейшего речевого развития. У ребенка начинает развиваться речевой слух, в который входят фонематический слух, морфемный слух, усвоение правил комбинирования звуков и слов. Для развития речевого слуха следует с первых дней как можно больше разговаривать с младенцем, и он при этом должен хорошо видеть лицо и руки говорящего, так как через мимику и жесты передается дополнительная информация о том, что обозначается при помощи слов. Успешность усвоения и понимания речи значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением со взрослым и во время него ребенок имеет возможность активно манипулировать с называемыми взрослым предметами, самостоятельно исследовать их, внимательно изучать.

Главное приобретение ребенка к концу младенческого возраста – прямохождение. Оно обеспечивает освобождение рук, у которых появляется возможность совершать еще более разнообразные движения. Для развития движений рук и ног ребенка и его ускоренной подготовки к прямохождению большое значение имеет координация ручных и ножных движений. Важно, чтобы ребенок мог одновременно опираться о предметы ногами и захватывать их руками, сначала лежа, а затем сидя и передвигаясь по поверхности. Это подготовит скоординированные движения его рук и ног и соответствующих групп мышц. Кроме того, во втором полугодии жизни восприятие, память и двигательная активность ребенка достигают такого уровня, что он оказывается способным решать элементарные задачи в наглядно-действенном плане. Начинается развитие наглядно-действенного мышления. Ускорить его можно путем постановки младенцу задач на зрительный и двигательный поиск знакомых и привлекательных предметов.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) совершенствуется интеллект ребенка, развивается наглядно-действенное мышление и начинается переход от него к мышлению наглядно-образному. Для ускорения этого процесса следует давать детям как можно больше заданий на воображение, поощрять их стремление к творчеству и активности. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи, так как завершается формирование предпосылок овладения ею – речевого слуха и способности к пониманию. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого сменяются активным овладением речью. В основе развития речи ребенка в начальном периоде активного пользования ею лежат оперантное и викарное научение, внешне выражающиеся как подражание речи взрослых. Поэтому с ребенком необходимо говорить несколько медленнее обычного, отчетливо произнося все слова и выражения, шире пользоваться мимикой и жестами, так как по ним ребенку легче улавливать смысл произносимых слов. В процессе речевого развития ребенок больше всего подражает членам своей семьи, следовательно, чем чаще и правильнее они с ним разговаривают, тем быстрее он усваивает речь. Родители иногда начинают беспокоиться о том, что их ребенок для своего возраста мало говорит сам, но если он хорошо понимает обращенные к нему слова, оснований для беспокойства нет. На третьем году жизни дети нередко демонстрируют значительный прирост собственной речевой активности, догоняя сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные индивидуальные различия, которые тем не менее остаются нормой и не должны вызывать беспокойства.

Для детей раннего возраста характерна повышенная любознательность, и ее поддержка взрослыми ведет к быстрому интеллектуальному развитию ребенка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков в процессе игрового общения со старшими. Среди игрушек ребенка должны появиться аналоги реальных предметов, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщиться к миру человеческих отношений. В достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, игрушечная мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь, инструменты. Именно в этом возрасте ребенок усваивает общепринятые способы действий с предметами и назначение этих предметов, а также начинает с помощью игрушек овладевать орудийными и соотносящими действиями. Для того чтобы использовать один предмет в качестве орудия воздействия на другой, ребенку необходимо научиться приспосабливать движения своей руки к устройству используемого орудия. Этот процесс требует времени, и научение здесь в основном оперантное, но задействованы и викарное, когда взрослый показывает ребенку способ удержания орудия и действий с ним, и вербальное, когда непосредственный показ заменяется словесным объяснением (но в раннем возрасте это происходит еще не так часто).

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) вносит большой вклад в познавательное развитие детей, и от того, насколько продуманы их обучение и воспитание в семье в этот период, зависит степень их готовности к школьному обучению. В этот период у ребенка строится адекватный образ действительности благодаря усвоению сенсорных эталонов, т. е. свойств предметов, выделяемых восприятием и зафиксированных в языке в виде понятий (размеров, форм, цвета, температуры, текстуры и др.). Такими эталонными образцами при восприятии формы предметов могут служить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. п.), при восприятии величины – градации мер (длины, площади, объема), при восприятии цвета – естественный спектр и различные оттенки его основных цветов. Параллельно с развитием восприятия идет процесс развития памяти ребенка сразу по нескольким направлениям: запоминание становится произвольным и опосредованным, формируются приемы запоминания и припоминания, повторение вслух сменяется повторением про себя. Предел развития памяти дошкольника задается его интеллектуальными возможностями. Основной особенностью развития мышления в дошкольном возрасте становится переход от внешнего плана действия к внутреннему. Это оказывается возможным потому, что в постановку дошкольником задачи начинает включаться речь, используются словесные рассуждения. Наглядно-образное мышление и творческое воображение позволяют составить план решения задачи и следовать ему.

Развитие речи в дошкольном возрасте идет по линии ее соединения с мышлением. Основные пути развития речи дошкольников – это формирование понятий, логики рассуждений, смысловое обогащение слова, дифференциация и обобщение словесных значений. Главная задача взрослых в этот период речевого развития состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им представления о многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. У ребенка необходимо вырабатывать умение рассказывать и рассуждать вслух, побуждая его активно использовать речь. Этому способствуют интеллектуальные словесные игры, чтение рассказов и сказок, задания на их придумывание. В эти годы уже можно начинать изучать иностранный язык, так как дошкольник обретает способность усваивать общую структуру языка и его законы.

Дошкольников целесообразно начать обучать восприятию и порождению письменной речи, т. е. чтению и письму. После того как ребенок выучит буквы и научится читать по слогам, необходимо научить его правильно ставить ударение. На этой основе идет дальнейшее обучение чтению целыми словами в результате формирования воспроизведения слова с ориентацией на ударный гласный звук. Фактически обучение чтению разбивается на два этапа, качественно отличных друг от друга. Первый из них – аналитический (интеллектуальная операция анализа заключается в мысленном разделении объекта на составные части), на котором дети овладевают чтением отдельных частей слов, механизмом чтения слогов и объединения их в слова. Второй этап – синтетический (интеллектуальная операция синтеза противоположна анализу и состоит в объединении частей в целое), предполагающий обучение чтению целых слов, словосочетаний и предложений, усвоение интонаций, осмысление связного текста. Хотя при поступлении в школу от ребенка сейчас требуется умение читать хотя бы по слогам, но в принципе можно добиться того, чтобы к этому моменту ребенок уже владел навыками синтетического чтения. О том, что для этого необходимо, рассказано в разделе 3.4 при характеристике подготовки ребенка к школе.

Письму ребенка также можно научить уже в 5-летнем возрасте, вначале печатными буквами, а затем и обычными письменными. При этом основная цель обучения дошкольника письму не его умение писать буквы, а освоение письменной речи как особой формы выражения потребности высказаться, потребности в общении. Но обучение в этом возрасте в любом случае должно строиться на личной заинтересованности ребенка, быть привлекательным для него. Учение и обучение дошкольников должны оставаться в рамках ведущей для них деятельности – игры. Учебный материал должен быть напрямую связан с потребностями дошкольника, поскольку он еще не способен задаться вопросом о том, для чего же ему нужен данный материал, и, соответственно, быстро забывает то, что в данное время не отвечает его потребностям и чем он постоянно не пользуется.

Краткое содержание

Начальный этап научения. Последовательное появление основных форм и признаков научения: импринтинг, условнорефлекторное научение, оперантное научение викарное научение, вербальное научение. Роль слова на начальном этапе научения ребенка.

Сочетание разных форм научения. Сочетание условнорефлекторного и викарного, оперантного и викарного, викарного и вербального научения. Необходимость такого сочетания для ускоренного развития способностей ребенка.

Особенности научения детей младенческого возраста. Движения, психические процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевой слух --основные сферы научения у детей младенческого возраста. Значение физического развития ребенка и совершенствования его движений для психического развития. Приемы физического закаливания. Развитие движений младенца от рождения до одного года. Стимулирование развития произвольных движений. Формирование потребности в знаниях. Основные компоненты речевого слуха и способы его развития у младенцев. Подготовка детей к прямохождению. Развитие наглядно-действенного мышления.

Научение в раннем возрасте. Творческие задачи как фактор, способствующий переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Особенности вхождения ребенка в сензитивный период развития речи. Стимулирование активной речи через развитие и удовлетворение познавательных интересов ребенка. Роль общения с окружающими людьми в речевом развитии ребенка раннего возраста. Оптимальная организация общения. Проблема задержек в развитии активной речи ребенка. Значение невербальной коммуникации на начальных этапах становления активной речи. Проблема раннего двуязычия. Оптимальные условия параллельного усвоения детьми двух языков в первые годы жизни. Способы развития воображения и речевого мышления. Игры и игрушки, помогающие развитию детей двух-трехлетнего возраста. Вероятные следствия для развития депривации сенсорных систем или повышенной сенсорной активности.



НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧЕНИЯ

Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.

Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это - способность откликаться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном, научении.

Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).

У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.