Монтессори: методика раннего развития, суть и принципы. Принципы методики марии монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Принципы развития детей, сформированные Марией Монтессори

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Основные принципы развития детей

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

В комнате, организованной по принципу Монтессори, малыш должен иметь доступ к любым предметам, будь то игры или его одежда

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающая книжка для детей с шести месяцев

Помимо бизибордов, малышам также подойдут пирамидки, кубики, рамки-вкладыши и другие подходящие по возрасту развивающие игрушки.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип - побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.
Смысл целей поставленных при воспитании ребёнка, по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие – СВОБОДА. Но, как не раз обращала внимание сама Мария «Свобода – это не дикое «ХОЧУ И ЖЕЛАЮ», это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других».



Задача взрослого – организовать условия для возможности ребёнка, самостоятельно, с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою ПРИРОДУ.
Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную среду – Монтессори класс. Приоткроем занавес и окунёмся в уникальную атмосферу Монтессори класса.
…Легкие маленькие стулья, креслица, столики, за которыми могут работать от одного до троих детей, и которые дети сами могут переносить. Материал для занятий «дидактический материал», как его называет Монтессори хранится в длинных низеньких шкафах, расположенных вдоль стен комнаты так, что дети сами могут открывать их и класть в них учебные пособия. Посуда, которою дети пользуются при еде, такова, что дети сами могут ее мыть, подавать и убирать в порядке дежурств. Домашние работы и «житейские упражнения» входят в программу занятии. Мария Монтессори создала среду, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками.


Однако этот социальный и жизненно-практический момент стоит все же на втором плане. «Цель воспитания, — по выражению Монтессори, - развивать силы», и этой целью определяется всецело характер того «дидактического материала», которым преимущественно заняты дети и который составляет, несомненно, центр всей системы Монтессори. Описание этого материала не входит в нашу задачу, тем более что ознакомиться с ним возможно, лишь увидав его на деле или по крайней мере прочтя его подробное описание в книжках самой Монтессори. Мы здесь ограничимся только уяснением общего духа «дидактического материала».
Доктор Монтессори дифференцирует различные чувства, при чем для каждого из них в отдельности подбирает соответствующий материал, упражнения с которым способны развить его до максимальной степени. Так для развития тактильного чувства служат наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй. Термическое чувство развивают набором металлических чашечек, наполненных водою различных температур. Барическое (чувство тяжести) - набором одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек.


Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором геометрических фигур. Соответствующим образом воспитываются глазомер и чувство формы и цвета. Слух развивается с помощью набора, состоящего из двух рядов по 13 колокольчиков и 4-х молоточков (распознавание тонов)…. Исходя из той мысли, что задача воспитания - развитие всех сил человека, Монтессори не оставляет без внимания и чувство вкуса и обоняния: для развития их служат наборы разных порошков и жидкостей. Для каждого чувства подбирается специальный материал, и это изолированное упражнение отдельного чувства усугубляется еще особым «методом изолирования»: так например слуховые, тактильные и термические упражнения происходят с повязкой на глазах, т. е. при выключении чувства зрения и т. д.



Аналогичным образом протекает воспитание движений, в значительной мере сводящееся к упражнению участвующих в разных двигательных процессах мускулов: кроме системы специально разработанной гимнастики для этого служат упражнения с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнурованием, специальная гимнастика дыхания. Воспитание умственной деятельности, с точки зрения метода Монтессори, есть не что иное, как сочетание восприятия с моторными процессами, сводится к комбинированному упражнению органов чувств и двигательных процессов: сюда относятся «уроки номенклатуры», связанные с упражнением с геометрическими вкладками (обучение форме и цветам) и усложняемые наблюдением окружающей среды под руководством учительницы, игра с вырезанием геометрических фигуp, рисование по разработанной системе (штриховка черная, затем цветная и т. д.), лепка, игры с наименованием цветов и их оттенков и т.д

.

Все это завершается упражнениями, имеющими целью своей введение в арифметику (упражнения с цифрами, «уроки с нулем», упражнения на запоминание цифр), и наконец кульминируется в приобретшем особую известность методе обучения чтению и письму.
Основная задача учителя по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.


Монтессори в мире

Началом истории развития метода Монтессори метода в мире заслуженно считают 1907 год. Именно в этом году, 6-го января,


в Итальянском городе Сан – Лоренцо, открылась первая школа Монтессори «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»). Здесь Марии Монтессори представилась возможность широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов.
Уже к 1909 г. стало ясно, что осуществленный Монтессори эксперимент оказался успешным. С этого времени её яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В это время слава доктора Монтессори переходит за границы Италии. Из Испании, Голландии, Англии и Швеции начинают приезжать учителя, чтобы познакомиться с её методикой.


В течение нескольких лет Мария Монтессори много путешествует по Европе, выступает в США, Южной Америке, Азии. Везде, где она была, возникали детские учреждения, работающие по её методу.

В короткий срок метод Монтессори распространился по всему миру.
В 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном Марио основывает Международную Монтессори Ассоциацию AMI (Association Montessori International) в Амстердаме (Нидерланды).
С 1960 года в городе Гринвич (США) начинает работать Американское Монтессори Общество - AMS (American Montessori Society).
В мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори, только в Голландии их более 200-х.

В США, в Европе, Азии работают специальные фабрики, выпускающие её дидактические материалы.


Одна из Монтессори школ в Индии «Сити-Монтессори» в 2013 году была официально признана самой большой в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. На сегодняшний день в этой школе обучается около 47 тысяч учеников.


Монтессори в России

Первые сведения об успехах метода Монтессори дошли до России ещё в 1910 году, но достаточно полно российская педагогическая общественность смогла ознакомится с системой Марии Монтессори в 1913 году, когда вышел в свет русский перевод главного ее труда под заглавием «Дом ребенка. Метод научной педагогики».


Книга сразу привлекла внимание своей оригинальностью и прикладной направленностью. Вокруг идей, изложенных в ней, развернулись горячие споры. Осенью этого же года в Петербургском университете, а потом и в Педагогическом музее состоялась презентация дидактического материала Монтессори, который получил восторженные отклики большинства посетителей.
Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.

На базе сада Ю.И. Фаусек было создано в 1916 г. «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были открыты курсы по ознакомлению с ее системой. В результате в России открылись сразу несколько детских садов Монтессори: два – в пос. Лесном (близ Петрограда), их руководительницы ездили в Нью-Йорк и купили дидактический материал; один сад - в провинции, в г. Кириллове Новгородской губернии. Были открыты специальные сады при Попечительстве о бедных и Народном доме графини Паниной.
Несмотря на объективные трудности, вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек оставалась верной своему делу и весной 1917 г. создала в Петрограде детский сад Монтессори, который устоял среди потрясений гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили четыреста семьдесят пять делегаций, в основном провинциальных педагогов и даже крестьян, живо интересовавшихся системой. Несмотря на полемику вокруг этой системы и ее критику, дети с увлечением занимались с Монтессори-материалами и поражали своими успехами в развитии. Это и было главным аргументом пропаганде метода.

Постепенно в России начинает возникать все больше садов Монтессори. В Москве – «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.А. Перроте), сад под руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также четыре детских сада в Тифлисе, в которых преподавала ученица Монтессори. При Институте дошкольного образования в октябре 1923 г. открылся «Научный кружок по методу Монтессори», в котором было впервые предпринято научное изучение возможностей и путей использования метода в отечественных условиях.
Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори - движение переживает второй этап – период возрождения. Второй период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве.
Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты»

Е.А. Хилтунен и голландский учитель Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори - материалов в России.
Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори - движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца.
Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори - курсах стали Е. Хилтунен и М. Сорокова.
В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной был создан Московский Монтессори - центр, который проводил работу в разных направлениях. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, Р.В. Тонкова-Ямпольская.
В настоящее время в России, более тысячи групп в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори, проходит множество семинаров и конференций, как всероссийского, так и международного масштаба. Идёт серьёзная работа по более глубокому изучению метода Марии Монтессори, и использованию полученных теоретических знаний на практике.


Биография Марии Монтессори

…Мария Монтессори…

Почему для нас так интересна биография этой Великой Женщины?
Познать любой метод невозможно не зная историю его создания, история создания - это история создателя. В нашем случае это Мария Монтессори.
Надеемся этот небольшой экскурс в биографию доктора Монтессори, поможет вам глубже понять мотивы и обстоятельства появления этой уникальной методы развития ребёнка.

Мария родилась в провинциальном итальянском городке Кьяравалле 31 августа 1870 года. Семья Монтессори была довольно обеспеченной, а поскольку Мария была единственным ребёнком в семье, родители сделали всё возможное, чтобы дать ей хорошее образование. Мечтой юной девушки была профессия детского врача, и по окончанию гимназии, Мария поступает на медицинский факультет Римского университета, через два года она получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину.
Важно понимать, что Европа в то время была далеко ещё не так демократична и эмансипирована, как сейчас. Каких-то сколь бы то ни было высот, тем более в науке, женщине достичь было просто невозможно. Но даже такие, казалось бы, непреодолимые препятствия не смогли остановить Марию на пути к МЕЧТЕ.
И в 26 лет Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной врачом. Уже тогда известная своими передовыми взглядами, доктор Монтессори стала работать ассистенткой профессора в университетской психиатрической клинике.

Именно работая в этой клинике, каждый день, наблюдая за детьми с ограниченными умственными возможностями, изучая труды по детской психологии и педагогике Итарда/ Itard, Jean Marie-Gaspard (1775- 1838), и Сегена/ Seguin, Edouard - (1812 1880), Мария пришла к удивительному выводу: проблемы умственно отсталых детей - это не МЕДИЦИНСКИЕ, а ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. И решать их нужно не в больнице, а в школе. С этого момента судьба Марии Монтессори сделала крутой поворот. Доктор Монтессори становится директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие её ученики научились читать, писать и сдали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Помимо психологии и педагогики Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека - природные факторы, влияющие на умственное развитие ребёнка.

Мария Монтессори 1908 год

В 1904 году Мария возглавила кафедру антропологии в Римском университете. Именно в этот период она разрабатывает столь популярные сейчас Монтессори - материалы, формулирует основы своей собственной педагогики, работает над новой методикой обучения детей письму и чтению.
В начале XX века в Европе было время больших социальных экспериментов. В Риме было решено модернизировать рабочий квартал Сан - Лоренцо. Руководитель проекта Эдуардо де Саламо предложил Монтессори взять на себя руководство образовательной частью проекта. Она согласилась, так как давно чувствовала необходимость опробовать свой метод обучения на здоровых детях.
7 января 1907 года в Сан - Лоренцо открылся первый «Дом Ребёнка».
60 ребятишек, семьи которых поселились в новых домах, собрались в большой комнате, ставшей прообразом современного класса Монтессори. Результаты, полученные Марией Монтессори, превзошли все её самые смелые ожидания. Она бросила всё: лекции в Университете, профессорскую практику, хорошие заработки, ради нового, неизведанного, но влекущего к себе дела - создания новой педагогической системы свободного саморазвития детей.

Удивительно, с какой быстротой известие о методе Монтессори разнеслось по всему миру. Педагоги из Англии, Франции, России, Америки, отправлялись к Марии, получить бесценный опыт новой методики. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», и её сразу перевели на 20 языков мира. Доктор Монтессори стала не только гордостью Италии, но едва ли, ни самым известным педагогом планеты. Мария Монтессори прожила жизнь в нескончаемой борьбе за права ребёнка. Она называла свой метод - методом научной педагогики и считала, что любые практические действия, теории, модели могут строиться только на глубоких знаниях о развивающемся человеке.
В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, и она была выдвинута на международную Нобелевскую премию.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвейке, Голландия.
Свидетельством Мирового признания Марии Монтессори стало решение ЮНЕСКО в 1988 году, о включении её в четвёрку педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макарено и Мария Монтессори.


ТЕРМИНОЛОГИЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ

Сензитивные (как принято в психологии и педагогике) или сенситивные (термин из медицинской практики) периоды - периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори-педагогике известна сензитивность детей до 6 лет. Иногда путают сензитивность и периоды развития ребенка

Монтессори материалы - средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача - стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

Монтессори-педагогика - научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет) в рамках научной педагогики Монтессори.

AMI (Association Montessori International) - Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 году самой М.Монтессори и ее сыном Марио. Долгое время ее генеральным секретарем являлась внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб-квартира находится в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори-учителей. Готовит и утверждает Монтессори-тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

AMS (American Montessori Society) - Американское Монтессори Общество - огромная организация, которая занимается продвижением Монтессори-образования в мире. AMS начало свою деятельность в 1960 г. в Гринвиче, сейчас распространяет свое влияние на шесть континентов.
AMS имеет свои собственные стандарты и критерии аккредитации монтессори образования. AMS-подход в Монтессори характеризуется адаптацией системы Монтессори к реалиям сегодняшнего дня, к различным менталитетам детей и учитывает развитие современных технологий.

Нормализация - процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Впитывающий ум (абсорбирование) - природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности.

Концентрация - способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

Подготовленная среда - такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензетивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

«Взрыв» в обучении - спонтанный процесс перехода количества опосредовано накопленных знаний в новое качество. Например, « взрыв письма». В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

Сенсорные материалы - предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница)). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.

Круг – групповое занятие (занятие на линии), содержащее обязательно конкретную проблему, задачу, обучающий момент. Круги имеют прямую и косвенную цели, материал, презентацию, возможность контроля и коррекции ошибки, направлены на определенные сензитивные периоды. Круг – это «место организации мышления и сознания».

СОЗДАНИЕ ДОМА МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА 3-6 ЛЕТ

Считается, что в возрасте 3-6 лет ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:


Зона 1: Упражнения в практической жизни
Зона 2: Сенсорное развитие
Зона 3: Математическая зона
Зона 4: Языковая зона
Зона 5: Зона «космоса»


ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.


ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня), разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам.


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.


ЗОНА РУССКОГО ЯЗЫКА, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.


ЗОНА КОСМОСА отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.
(по мат. Марии Третьяковской)

Но создать все это дома - стоит немало денег. И полноценное использование среды требует специальных знаний. Поэтому многие родители предпочитают отдавать деток на монтессори-занятия или в детские монтессори- сады.


МЕТОД МОНТЕССОРИ

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори знаком многим: “Помоги мне это сделать самому”. Педагогам важно сохранить природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным учеником.

Почему важен именно период от 0 до 6 лет в развитии ребенка?
Мария Монтессори на основе многолетних изучений поняла, что определенные физические потребности малыша совпадают с его интеллектуальным развитием. Например, в конце второго-третьего месяца жизни ребенок хватает поднесенный ему предмет из чисто мышечного ощущения, а в два-три года он стремится к хватанию вещей из-за глубокой потребности интеллектуального исследования. В 9-10 месяцев ребенок начинает делать первые шаги с удивительным упорством, пока не добьется самостоятельного передвижения как самоцели. А в пять-шесть лет эти движения связаны с удовлетворением умственных потребностей. Эти побуждения, проявляясь вовне, должны найти себе подходящую обстановку. Если же малыш в такой момент услышит: «Нельзя!» или «Мне некогда!», он может понять, что любое его начинание бессмысленно и не находит поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Что такое Монтессори-среда?
Это специально оборудованное помещение, где педагог не может сказать ребенку: «не трогай» или «нельзя» (конечно, если нет опасности для жизни малыша и окружающих его людей). Начнем с того, что занятия ребенок посещает с мамой или папой. Присутствие близкого человека создает у юного первооткрывателя чувство защищенности. Монтессори-среда состоит из маленьких столиков и стульчиков, маленьких полочек. Материалы расположены на уровне роста ребятишек. Вся комната поделена на зоны. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно стирать, переливать воду, вылавливать из воды шарики и т.д. В другой части комнаты «сыпучая зона» – здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и еще очень много интересного делать (приходите – увидите). «Зона сенсорного развития» научит малыша различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и по высоте. «Зона практического развития» – это опыт самостоятельного застегивания и расстегивания одежды; можно также повозиться со шнурками, липучками. Можно высушить и погладить постиранные вещи, а потом нарезать салат и пришить пуговицы. Очень нравится ребятам «круги». Это короткие пяти-десятиминутные занятия. В «кругу» вместе с родителями малыши выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения, музицируют с помощью простейших музыкальных инструментов. Все время пребывания похоже на участие в волшебной доброй сказке.

Материалы Монтессори

Монтессори-материалы являются составной частью "монтессори-среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка (сенситивным периодам). Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых.

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

1. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития речи (от рождения до 6 лет)


На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором лавинообразно нарастает словарь ребенка, в 2,5-3 года- высшая точка, в этом возрасте речь становится средством общения и средством управления поведением. Около 4х лет ребенок начинает выделять отдельные звуки, появляется интерес к чтению и письму.

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка, поэтому психологи не рекомендуют разговаривать с детьми на упрощенном детском языке и следить за грамотностью своей речи.

2. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития чувства порядка (1,5-4 года)


Пик интенсивности 2-2,5 года.

Для ребенка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребенку сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня и тд, только слегка поощряя его в этом.


Ребёнок нуждается в порядке, это его естественная потребность, которая приносит спокойствие. По Монтессори порядок вокруг ребёнка создает порядок и внутри ребёнка, который тот проживает и впитывает.


Порядок во времени - это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).
Порядок в пространстве - это значит, что у каждой вещи - своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку с его материалами для занятий, отведите место для игрушек. Хорошо иметь и шкафчик для одежды или полочку, чтобы малыш мог самостоятельно ими пользоваться.
Порядок во взаимоотношениях - это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.
Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до 3-х лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

3. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития самостоятельности (7 мес.-3 года)


На протяжении всего сензитивного периода ребенок шаг за шагом овладевает различными навыками, которые ведут его к самостоятельности (от стягивания шапки с головы в 7 месяцев до самостоятельных одевания и еды в 3 года). Важно, чтобы взрослые не мешали проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делали за него то, что он мог бы сделать сам. Эрик Эриксон считал, что если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым и самостоятельным, а будет пассивным исполнителем воли других людей.

4. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития движений и действий (1-4,5 лет)

Нормальное состояние бодрствующего ребенка-движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4м годам ребенок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

Благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.


Протекание этого сенситивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), затем его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

5. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД сенсорного развития (0-5,5 лет)


Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент рождения. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив возможность ребенку с самого рождения развивать и утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. "Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни", говорит М.Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4м интерес к сенсорике начинает угасать.

Сенсорное воспитание является основой мышления. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом, эстетического развития.
Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

6. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД восприятия мелких предметов (1,5-5,5 года)

Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познает дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья.


На самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
Взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора.

7. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития социальных навыков (2,5-6 лет)


Ребенок начинает активно интересоваться различными формами поведения(вежливыми и невежливыми). Важно помнить, что в этот период ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это в своем поведении бессознательно. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребенка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребенка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

_________________


Остается добавить, что влиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов невозможно, поэтому мы можем только создавать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей.

Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не упускает ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения предусмотрено в среде, и каждый ребенок может работать в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. В этой статье вы узнаете:

Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа .

В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

"Развитие творческих способностей человека и его счастье!". И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система , которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Система Марии Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – о дна из самых востребованных методик развития ребенка , в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде . Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.

Суть метода

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи системы М.Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.


Роль взрослого

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.


Развивающая среда

Развивающая среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств(зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.).

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка . Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения . Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни(мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
  2. Зона сенсорного воспитания - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов , в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.

Основные правила использования Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом :
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОБИВАЕМСЯ?

Методика Монтессори или «помоги мне сделать это самому»

Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающие суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относятся к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодняшний день ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады сегодня осваивают методику Монтессори, что дает значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.

Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. На сегодняшний день понимание внутреннего мира ребенка этой женщиной и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.

Суть методики Марии Монтессори


Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка.

Что касается самой Марии Монтессори, то она называла свой метод не иначе как «помощь жизни». Этот метод не стоит относить к методикам раннего развития детей, так как у развития есть свои определенные законы, которые ни в коем случае не стоит разрушать. У развития имеется и свой темп, его порой очень опасно форсировать.

Монтессори к данному вопросу подошла другим путем. Она доказала, что у каждого из детей имеется свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности. babydream.com.ua

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Как влияет методика Монтессори на детей

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то малыш быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или в школе.

Что изменится в ребенке, который будет воспитан по системе Монтессори:

  1. Он полюбит порядок и работу
  2. Будет способен к спонтанной концентрации
  3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу.
  4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.
  5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

Основы обучения детей по методике Монтессори


Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори , невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи.

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори, даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

В чем плюс такой методики для родителей?

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты.

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание (чем большинство современных детей, к сожалению, не может похвастаться)

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности.

4. У ребенка появится замечательная привычка к порядку и к самостоятельной работе.

5. Дети становятся послушными и самодисциплинированными.

6. Еще одно качество у таких детей – любовь к познанию.

Методика Монтессори говорит нам о том, что в основе воспитания должен быть принцип строгой возрастной периодизации. Не нужно торопить малыша к развитию, он должен делать то, что должен делать по своему развитию. Помогайте своим детям делать все самим, чтобы в будущем ваши дети стали личностями.