Люди которые не стареют — кто они? Нестареющая Сэй Сенагон

Н.А. Рыбакова

ФЕНОМЕН СТАРОСТИ

Монография

В монографии рассматривается одна из мало изученных в философском и культурологическом отношении проблема – проблема старости и старения человека. Автор подходит к вопросу о сущности старости и старения как к целостному исторически изменяющемуся феномену, выявляет его ценностно-значимое социокультурное и метафизическое содержание.
Рекомендуется для студентов, изучающих проблемы современного человековедения и социальной работы, преподавателей вузов, а также социальных работников, имеющих дело с пожилыми и старыми людьми.

Старость не радость? (Вместо введения)................ 3
Глава I. Естественнонаучные концепции
старости.............................................................. 10
И. И. Мечников о старости как закономерном этапе жизни человека. Основные теории старения первой половины XX века. Исследование психологии старения. Адаптационно-регуляторная теория старения. Старение как интегральная болезнь (теория гиперадаптоза). Старение с точки зрения синергетики.
Глава II. Этногенетический аспект
исследования старости................................ 44
От организмоцентрического уровня изучения старости к этническому. Методологическое значение этнологического подхода в геронтологии.
Глава III. Возрасты жизни древнейшего
человека............................................................ 57
Две точки зрения - две мировоззренческие позиции. Символизм старости в свете архаического мышления.
Глава IV. Древнеславянский образ
старости............................................................. 66
Ведический характер древнеславянской культуры. Деяния древнеславянских богов. Старость в функции космосозидания. Умерщвление стариков: от факта к ритуалу. Соотношение жизни и смерти в древнеславянской культуре. Индивидуальность человека и смерть. Качественные и количественные характеристики старости. Старость как мудрость, приобретенная с годами. Трансформация ритуала умерщвления стариков. Мудрость старости как пронизанность светом космического начала. Три вида старости.
Глава V. Осмысление идеи старости
в античности.....................................................98
Равноправие возрастов жизни перед лицом вечности. Поиски космологических причин старения. Натурфилософские причины старения. Старик-мудрец и старик толпы. Старость как необходимая возрастная мера.
Глава VI. Старость и старчество
в христианстве................................................ 113
Возрастание человека: от творения до «века будущего». Равновесие человеческой жизни. Старость и плоть. Старость и преображение человека. Радование сердца как достижение духовного здоровья. «Домострой» как внешнее и внутреннее домостроительство. Софийная старость. Старчество как идея святого тела. Метафизический возраст Христа. Старчество как гигиена духа. Сердце как средоточие телесной и духовной жизни. Старчество и русская интеллигенция. Святая старость подвижника.
Глава VII. Экзистенциальный смысл
старости...............................................................148
Возраст как культурно-историческая категория. Отношение к старости - показатель развития культуры. Старость как состояние духовной зрелости. О необходимости категориального анализа старости. Рождение, жизнь, смерть. Старость как интегральный возраст жизни.
Средоточие старости (Вместо заключения)............ 161

«Лет до ста
расти
Нам без
старости»
В. В. Маяковский

Старость - не радость?
(Вместо введения)

Старость... Наверное, у большинства из нас это слово, в котором зафиксирован определённый этап жизненного пути, определённый возраст человека, не вызывает никакого энтузиазма. Мы привыкли, что когда грядёт, будь то шестьдесят или семьдесят, виновника торжества поздравляют, награждают и желают «долгих лет жизни», чтобы он жил и не старел, оставался вечно молодым. Слово «старость» в торжественной ситуации остаётся как бы запрещённым. Если же оно и промелькнёт невзначай, то его стремятся заговорить другими словами. И, не дай бог, пожелать юбиляру, чтобы он скорее состарился, вошел, что называется, в старческий возраст. Это будет воспринято как пожелание скорейшей смерти. Возможен скандал, возмутителя торжества сочтут невоспитанным, даже наглым, а то и вовсе посчитают ненормальным. Желать старости не принято - это знак дурного тона. Хотя при этом все прекрасно понимают, что от старости, как и от смерти, никуда не уйти.
Жизнь человека как бы обрамлена двумя абсолютными датами - датой рождения и датой смерти. Между ними пролегает то, что обычно называют жизненным путём человека. Меж этих дат человек путешествует по жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Я - пришлец на земле: вошёл я рождением; выйду смертию». . И чуть далее: «Я - странник на земле: странствие начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным». .
Как это изумительно точно и тонко подмечено: я - странник на земле. И жизнь моя - это странствие по возрастам: начинаю с детства и иду до старости... Ох, как порой нескончаемо долог и тернист бывает этот путь. Наверное, как бы убоясь этого пути, мы и желаем себе оставаться молодыми, тешим себя надеждой жить без старости. Почему? Да потому, что впереди один финал, один исход - смерть. Исключая же из лексикона своего слово «старость», мы как бы тем самым исключаем и слово «смерть». Отодвигая наступление старости, стремимся задержать и приход смерти.
От старости, как впрочем, и от смерти, повторяем, никуда не уйти. Верно ли это? От смерти не уйти - это абсолютно точно. «Исключений, - продолжает И. Брянчанинов, - не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего». . Смерть неминуема. Но дожить до старости дано далеко не каждому. Умереть может младенец, жизненный путь которого обрывается, едва начавшись. Умереть может и юный отрок - то ли от болезни, то ли от несчастного случая. Умирает на поле боя солдат, не дождавшись старости... Одним словом, смерть готова принять каждого из нас с первых мгновений нашей жизни и в любой момент. Человек - раб смерти и уйти от неё он не в силах. Но идя к своему неминуемому концу, он должен обрести в своём странствии по возрастам искусство, чтобы пройти своевременно все возрасты, включая и старость. А это, видимо, и есть самое сложное из всех искусств. Что-то не сработало - жизнь оборвалась, хотя впереди ещё было много этапов.
Специально подчеркнём, что когда мы говорим о жизненном пути человека, то имеем в виду естественный жизненный путь, где налицо все возрастные этапы от детства до старости. Такой жизненный путь уместно назвать полным жизненным путём, или полным периодом жизни человека, в отличие от неполного (сокращённого), когда жизнь человека обрывается прежде достижения им старости. В дальнейшем о сокращённом жизненном пути мы речи вести не будем.
Теперь вполне резонно задать вопрос: а верно ли, что старость в наших представлениях обязательно должна ассоциироваться со смертью? И другой: оправдано ли, что стараемся отдалить старость, убежать от неё, застыв в состоянии «младости»? И третий: естественно ли это для человека?
Разумеется, на первый вопрос напрашивается утвердительный ответ: верно, ведь старость завершается именно смертью. Вот уже и готово обозначение качественного своеобразия старости как возраста и этапа жизненного пути человека: старость непосредственно предшествует смерти. Правда, потенциально смерти предшествует любой этап жизненного пути, однако, актуально для них смерть не является неизбежной. У старости же исход только один - смерть. Тут потенциальное и актуальное совпадают, сливаются и нет уже никакой вариации, никакого выбора. Стало быть, все возможности исчерпаны, вероятно, они осуществлены и других больше не предвидится...
И всё же с утвердительным ответом спешить не стоит: старость и смерть качественно разнятся меж собой, они, как это понятно, совсем не суть одно и то же. Старость - этап жизни, бытия человека. Смерть - уход из жизни, погружение в небытие. А бытие и небытие, как кажется на первый взгляд, вещи несовместные. И потому в старости - как этапе жизненного пути - нет ничего зазорного. Не так уж и плохо пожелать человеку дожить до старости, тем более, прожить саму старость. Ведь это, по сути дела означает, что мы желаем человеку полной (полноценной) жизни. Чтобы он прошёл все положенные ему стадии, вкусил и прелестей, и горестей, свойственных каждому жизненному этапу. И если мы убегаем от старости, то не обкрадываем ли самих себя в собственной жизни? Не оказываемся ли в таком случае этакими неполноценными людьми, не ощутившими всей полноты жизни? Ведь природой человеку предназначена старость как его естественное состояние, которого он должен достичь. Вот только далеко не каждому это удаётся.
В России в 1994 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 65 лет (59 - у мужчин, 72 - у женщин). В США, Великобритании - 75 лет, в Швеции - 78 лет, в Японии - 79 лет. . А это значит, что в России старость становится дефицитным возрастом. И если демографы, анализирующие возрастную динамику населения, констатируют, что на земном шаре в целом наблюдается постарение населения, что ведёт к ряду неблагоприятных последствий, то кто может сказать, не обернётся ли ещё большим социальным и психологическим бедствием то, что население России оканчивает своё странствие по возрастам, не достигая старости, т.е. не проживая полного периода жизни. Как это скажется на следующих поколениях, на отношениях между поколениями, на их самочувствии, самосознании, на социальном и психическом здоровье, наконец, на чувстве полноты жизни?
Видимо, в самой старости, раз она является завершающим этапом жизненного пути человека, заложен некий смысл, некая мудрость, а потому и не столь уж зазорно желать человеку дожить до старости. И пока и поскольку факт старости как именно завершающего этапа жизни налицо, постольку проблема старости и старения имеет и будет иметь свою общечеловеческую значимость. Она всегда будет привлекать к себе внимание людей - от простых обывателей до учёных и богословов. Можно сказать, что сама эта проблема относится к разряду нестареющих: она существует с тех пор, как появился человек, странствующий по возрастам, как появилось общество, в котором одновременно живут разные поколения и каждое из них связано с другим, каждое несёт в себе специфический социальный и культурный смысл. Сосуществующих и взаимодействующих поколений, если измерять время жизни человека веком, 100 годами, как правило, три: молодое, зрелое и старшее (старое). И от того, какая в этих отношениях сложится конфигурация, во многом зависит место, роль, значимость каждого из поколений в конкретную эпоху. Не случайно испанский философ Х. Ортега-и-Гассет различает эпохи старчества и эпохи юности. .
В XX в. в связи с увеличением численности и удельного веса старых людей в возрастной структуре многих стран мира, включая и Россию, возникла геронтология - наука о старении и старости, основной задачей которой стало изучение путей продления полноценной жизни человека. За это время геронтология накопила колоссальный эмпирический материал, выдвинула различные концепции старости, которые требуют тщательного анализа и обобщения.
Вершиной естественнонаучного изучения старости в XIX в. стали труды И. И. Мечникова. В его книгах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека» старость рассматривается как закономерный этап человеческой жизни. И. И. Мечников разработал теорию ортобиоза, в которой анализирует проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Опираясь на эволюционное учение, он исследовал продолжительность жизни и механизмы процесса старения.
После И. И. Мечникова проблема старения и старости исследовалась в биологии старения. И. Н. Буланкин, Дж. Биддер, М. С. Мильман, В. Н. Никитин и другие высказали много предположений о начале процесса старения. Различия в истолковании механизмов старения породили множество школ и направлений в рамках биологии старения.
Одной из наиболее важных проблем геронтологии является изучение связей между возрастными изменениями и болезнями старости. Имеют место попытки создать общую теорию старческих изменений, исследовать системные механизмы старения.
Однако, несмотря на впечатляющие успехи и достижения современной геронтологии, нельзя не заметить, что она, а также комплекс связанных с нею дисциплин, в основном ограничиваются естественнонаучным подходом к процессам старения и старости. И хотя геронтология претендует на создание универсальной естественнонаучной теории старения, тем не менее её притязания оказываются во многом неэффективными. Дело в том, что геронтология, функционирующая прежде всего как естественнонаучная дисциплина, в лучшем случае «расположена» на стыке естественнонаучного и социального способов изучения старости. Она исследует не старость и не процесс старения, но человека стареющего. Для неё старости самой по себе нет - старость здесь является своего рода абстракцией, обозначением человека, достигшего последнего возрастного этапа. Потому геронтология методологически ограничена медико-биологическими и социальными представлениями о человеке. А это - позиция, сомнительная методологически. Человек же - не просто биосоциальное и даже не биопсихосоциальное, но культурно-историческое существо. И вся его жизнь, включая и её биосоциальные аспекты, развёртывается, протекает в рамках определённой картины мира.
Путешествие по возрастам - это не только биологический процесс старения, не столько социальные проблемы пожилых людей, хотя всё это очень важно, но, прежде всего, странствие по возрастам в том или ином культурном пространстве, где жизненный путь человека вычерчивает порой весьма замысловатые траектории. И если действительно верно, что старости как таковой нет, позволим себе согласиться с точкой зрения геронтологии, то есть существуют лишь старые люди, то это справедливо лишь до определённых рамок. С точки зрения культуры старость обретает иное смысловое измерение, включающее особые социальные роли старых людей в социуме, особое их состояние в контексте родового бытия человека (племени, нации, народа). А потому она обретает вполне осязаемое бытие не только в абстрактном, но и живом воплощении, оставляя след в культуре в виде того или иного образа, феномена. Старость, как феномен социокультурной жизни общества, существует вполне реально. Носителем образа старости, в котором воплощается этот феномен, оказывается не просто эмпирически стареющий индивид, но народная традиция, обычай, то особое место, которое занимает старый человек в обществе. Потому от естественнонаучного видения проблемы для раскрытия старости следует перейти к её социокультурному исследованию.
В то же время надо отчётливо представлять, что и социокультурный аспект анализа старости ограничен в самом своём существе. Он важен тогда, когда возникает потребность вскрыть социокультурные типы и образы старости, выявить их динамику в общем контексте человеческой жизни. Но смысл старости и на этом пути полностью ещё не раскрывается, хотя это уже более глубокий и содержательный, по сравнению с геронтологическим, уровень её исследования. Человек есть существо не только биологическое, социокультурное, но и вселенское, он обладает вселенским бытием, бытием в мире в целом. И как только затронута тема «мира в целом», значит, поставлен вопрос о последних (или, что то же самое, первых) основаниях бытия человека в мире, а вместе с этим и вопрос об основаниях его возрастов. Стало быть, совсем не лишена смысла проблема метафизики старости - только на этом пути можно надеяться изучить этот феномен во всей его полноте.
Такой поворот проблемы оправдан тем, что человек - существо целостное, обладающее телесно-душевно-духовным бытием, а потому и всякий его возраст преломляется через эти его измерения. Человек - существо одновременно и индивидуальное, и родовое. Потому всякий его возраст не только индивидуален, но и воспроизводится в родовом бытии. Значит, старость тоже есть системно-целостное состояние человека, имеющее своё отпечатление в индивидуальном, родовом и вселенском назначении человека. Старость, как становится ясно, не сводится к биологическим, медицинским, антропологическим и прочим аспектам человека. Она есть целостный акт его бытия, вбирающий в себя все эти характеристики, являющий собой некий символический ценностно-значимый метафизический феномен, исполненный глубокого смысла. Какого именно? Об этом и пойдёт речь в настоящей книге.
Разумеется, её автор не претендует на полноту рассмотрения проблемы. Цель книги более скромная: привлечь внимание к чрезвычайно важной для всех нас проблеме и обозначить некоторые новые подходы к осмыслению феномена старости.
Примечания
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. М.:1993. С.91.
2. Там же. С.91.
3. Там же. С.91.
4. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. 1997. №10. С.11.
5. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: 1991. С. 6-7.

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция - промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 - 52/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.

Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /8, с.53/.

Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).

Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость - болезнь, старость - бедность, старость - зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /8, с.55/.

Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.

Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8, с.55/.

Пожилой человек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования своего времени, с которым они фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.

Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.

Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного - синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 - 59/.

Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.

При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.

Теория геронтологической трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти /8, с.60/.

Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

В мире, оказывается, есть нестареющие люди, которые остаются молодыми в возраст 97 лет. И это не следствие каких-то операций или инъекций, никакой фальсификации. Они, действительно, не стареют, застыв на определенной возрастной отметке. Есть и те, кто с каждым годом молодеют.

Феномен: не стареющий человек

C каждым годом прибавляются случаи, когда человек не только перестает стареть, но и начинает молодеть. Они не предпринимают ничего для омоложения, ни в плане изменения образа жизни, ни в плане медицинского вмешательства. Ученые это явление называют феноменом. Природа его не ясна, но представляет большой интерес.

Самый старый нестареющий человек отметил 97-летие.

Случаи остановки старения, обращения старения в омоложения бывают разными. У этих историй есть как счастливый конец, так и печальный. Есть дети, которые сразу после рождения остаются в своем возрасте. Их тела стареют, но неравномерно, вызывая деформацию. Процесс старения протекает медленно. Один год взросления таких детей равен 4 годам обычных детей. Такой ребенок никогда не сможет состариться, потому что умрет от других причин раньше срока. Для родителей это не чудо, а настоящая беда. Ученые полагают, что причина лежит в мутации генов. Но, точно они пока сказать ничего не могут.

Живут также и люди, которые перестают стареть после стечения некоторых обстоятельств. Они стремительно молодеют, но потом снова начинают стареть интенсивней прежнего и умирают . Также, есть и более оптимистичные случаи, когда человек просто не стареет так быстро, как обычные люди. Темпы его старения настолько медленные, что окружающим практически незаметны.

Нестареющая Кэнди Ло

Модель, по происхождению китаянка. Кэнди сейчас 50 лет, а выглядит она как 30-летняя женщина в расцвете сил. Мать троих детей. Она считает, что медленное старение в ее случае связано с идеальным образом жизни, отсутствием вредных привычек, положительным психологическим настроем и спортом. Поняв, что она значительно моложе своих сверстниц, Кэнди использовала свое преимущество в коммерческих целях, написав книгу о своей истории. Книга называется Timeless (Вне времени).

Молодеющая Роза Фарони

Этой женщине сейчас 97 лет, вы можете в это поверить?

Это как раз тот человек, который, дожив до 97 лет, не стареет до сих пор. Наоборот, Роза Фарони помолодела насколько, что ее перестали узнавать знакомые, путая ее с дочерью.

Сейчас она шутит насчет того, что если решит забеременеть, не смешно ли будет рожать, когда на пороге 100-летний юбилей. При этом, как отмечают геронтологи, она помолодела не только телом, но и умом.

Все ее данные моложе ее паспортного возраста как минимум на 70 лет. Она имеет острый ум, прекрасную память, физическую форму. Всю свою жизнь она никогда не соблюдала никаких диет, не вела правильный образ жизнь, курила и пила. Это настоящий феномен.

Неспящий Яков Циперович


Этот парень выглядит в 58 лет как будто ему 30 с небольшим.

Это мужчина, который живет на территории Германии. После опыта клинической смерти, длящейся около часа, он очнулся и перестал стареть. Это случилось в 1979 году.

Интересный факт истории этого человека заключается еще и в том, что ему не нужен сон. Он вообще не может спать. Он научился со временем придавать телу горизонтальное положение, но оно не нуждается во сне.

Для того, чтобы научиться беспрепятственно ложиться на поверхность, ему понадобилось время и занятия йогой. Сейчас Якову Циперовичу 58 лет, он совершенно здоров и выглядит ровно настолько, сколько ему было до клинической смерти.

Нестареющая Сэй Сенагон

Японке Сэй только исполнилось 75 лет, как она перестала стареть. Она начала молодеть. Физиологический процесс ее организма полностью обратился в процесс омоложения. Обновились волосы, зубы, пропали морщины, заново запустился менструальный цикл, и появилось сексуальное желание. Со временем женщина стала выглядеть совершенно молодой. Ей пришлось развестись с мужем и повторно выйти замуж за более молодого мужчину, от которого она родила ребенка.

Существует ли вероятность превратить феномен в норму?

Такая вероятность существует. Ученые из Соединенных Штатов Америки пришли к выводу, что процесс старения не является естественным для организма человека. Генетически в человеке заложена сложная программа по противодействию старению.

Видео: Как остановить старение с помощью антиоксидантов и свободных радикалов.

За долголетие в человеческом организме отвечает целая группа генов. Изучив ДНК пожилых людей, которым исполнилось 90 лет, ученым удалось составить генетическую карту человека. Группа испытуемых людей состояла из сестер и братьев, родных по крови.

Открытие оказалось ошеломительным. Выяснилось, что у исследуемых пожилых людей была обнаружена группа генов, которая блокирует гены, запускающие процесс старения.

Их назвали генами молодости. Проблема заключается в том, что эти гены обычно остаются неактивными. Сегодня задача перед геронтологами состоит в том, чтобы понять механизм активации этих генов. Когда это произойдет, нестареющие люди будут появляться все чаще, до тех пор, пока все человечество не омолодится.

В аннотации первого издания книги «От семидесяти до ста. Размышления и воспоминания» отмечалось, что автор, известный социолог и литератор, достигший солидного возраста (в июле 2014 года ему исполнилось 80 лет), делится своими впечатлениями и размышлениями по поводу наступившей старости, воспоминаниями о событиях, ей предшествовавших и ее сопровождающих. Подчеркивалось, что сделанные в книге выводы могут быть интересны всем, но особенно молодым, не задумывающимся об этом неизбежном этапе на их жизненном пути. Именно им автор адресовал свою книгу в первую очередь. Готовя второе издание книги, автор учел то обстоятельство, что в России насчитывается значительное число долгожителей, в том числе и перешагнувших столетний возрастной рубеж, в связи с чем название книги было несколько изменено. Теперь книга называется «От 70-ти до 100 и далее…». При этом размышления и воспоминания остались и осталась ее нацеленность на молодежь. В книге появились фотографии, иллюстрирующие представления автора об активной старости. Выражаю искреннюю благодарность за ценные советы коллегам: профессору В.В. Мартыненко, члену-корреспонденту РАН Ж.Т. Тощенко, профессору С.А. Тюшкевичу. Издание 2-е, дополненное.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От 70-ти до 100 и далее… Размышления и воспоминания (В. Н. Иванов, 2018) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Феномен старости

Старость же – последняя сцена в драме жизни.

Цицерон

Странно стариться, очень странно.

Недоступно то, что желанно.

Д. Самойлов

Устоявшейся точкой зрения является утверждение, что старость начинается с 70 лет. Правда, в последнее время она все чаще подвергается пересмотру. Появились термины «молодые старики» и «старые старики», третий и четвертый возраст.

Старость, как утверждает «Большая медицинская энциклопедия», – это период человеческой жизни, начинающийся в возрасте около семидесяти лет, в этот период происходят разные изменения, которые трактуются как вполне естественные.

По классификации Всемирной организации здравоохранения, выделяются следующие возрастные этапы: до 44 лет – молодой возраст, 45-59 – средний, 60–74 – пожилой, 75–89 – старческий, 90 лет и старше – долгожители. Есть и другие подходы, другие градации.

Своя шкала измерения возраста есть у геронтологов: до 45 лет человек считается молодым, с 45 по 59 – зрелый возраст, с 60 по 74 – пожилой, с 75 по 89 – старческий, 90 лет и выше – возраст долгожителей.

Мне представляется оптимальной такая градация: детство, отрочество, юность – до 20 лет; молодость – от 20 до 35 лет; зрелые годы – от 35 до 60 лет; пожилой возраст – 60–75 лет; старость – 75–90 лет; долгожительство – после 90 лет.

Существуют и различные определения старости: от серьезных философских до юмористических. Старость, считают философы, – заключительный этап жизненного цикла человека. Старость, считает народная мудрость, – это когда «видит око, да зуб неймет», желание есть, а сил его реализовать нет.

А поэт Александр Тимофеевский (83 года) так сказал по поводу старости:

Знаешь, что такое старость?

Старость – когда в сердце лед.

Водка с праздника осталась,

Но ее никто не пьет.

Старость, говорят юмористы, – это когда половина мочи уходит на анализы.

О старости написано немало, но эта тема всегда актуальна. Разные исторические условия, разный культурный уклад, разные социальные реалии рождают новые проблемы людей старческого возраста.

Первое, что бросается в глаза, – их становится все больше. Так, по данным Росстата, общая численность населения в нашей стране с 2006 до 2015 года выросла на 2 %, в то же время численность населения в возрасте старше трудоспособного (пожилом) – на 20 %. Если в 2006 году доля пожилых составляла 20,4 %, то в 2015 году – уже 24 %. По прогнозу того же Росстата, до 2031 года в России рост численности пожилых продолжится. Это, вообще говоря, общая тенденция для всех развитых стран. Она подтверждается и растущей ожидаемой продолжительностью жизни после шестидесяти лет. Так, в европейских странах она составит: в Германии – 23,51 года, в Швейцарии – 25,03, в Италии – 25,09, во Франции – 25,18, в России – 18,35.

Растущий удельный вес людей старших возрастов в составе населения страны обусловливает необходимость большего к ним внимания. Нужно создать и освоить культуру старости (старения). В этом залог не просто продления жизни, но и повышения ее качества на завершающем жизненный цикл этапе. Об этом, кстати, шла речь на проведенной в октябре 2016 года в Москве конференции на тему «Общество для всех возрастов». Как отметил на этой конференции писатель и телеведущий А. Дубас, «культура старости – это культура жизни».

Старость в наше время, как, собственно, и в другие времена, меняет многое в жизни человека. Статус, роли, возможности, перспективы, ожидания – все меняется. Меняется в целом образ жизни.

Жизнь, для мужчины в особенности, – это длинный список дел. Старость означает его сокращение. Вообще говоря, этот процесс начинается еще в преддверии старости. В 60–65 лет (еще не старость) человеку предлагают перейти на пенсию со всем, что к этому прилагается. Приходится принимать соответствующие решения. Дальше – больше. Реально наступает старость, и все, что с нею связано, ощущается в полной мере. Прежде всего, появляются горькие мысли: «Неужели и жизнь отшумела?» (А. Блок). Вопрос, требующий конкретного ответа. Он может быть и положительным, и отрицательным. Для тех, кто продолжает трудиться, кто не разрывает свои связи с социальной средой, жизнь продолжается, пусть и в несколько сокращенном масштабе. Для тех, кто этого сделать не сумел, ответ будет положительным. Вывод такого рода может вызвать смятение и даже страх, преодолеть который бывает непросто.

Как отмечает заведующий кафедрой гериатрии и геронтологии Первого московского медицинского университета профессор П. Воробьев, «резкий переход от активности до ничегонеделания часто не проходит даром. Поэтому нужно, чтобы люди в старшей возрастной группе трудились как можно дольше. Это сохраняет им здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Кроме того, мудрость пожилого вполне уравновешивает импульсивность молодого. И в результате производительность такого тандема кратно растет».

Старость – это когда главное сделано: дом построен, дерево посажено, дети выросли, книги написаны. Но растут внуки и правнуки, дом требует ремонта, деревья – ухода, замысел новой книги – своей реализации. Объективно жизнь продолжается во всех случаях, как бы и кто бы ни воспринимал происшедшие изменения. Ощущение, что «я устал, устал, и крылья одряхлели» (С. Надсон), может быть преодолено. Конечно, при соответствующих волевых усилиях.

Вспоминается Р. Киплинг:

Умей принудить мысли, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все истлело

И только воля говорит: иди!

Шок осознания наступившей старости, как правило, со временем проходит. Человек успокаивается, примиряется с происшедшим. Появляется понимание того, что нужно осмыслить новое состояние и адаптироваться к нему. Хорошо об этом сказал наш современник, уже немолодой поэт (1941) Юрий Рыченков:

Ах, как бы научиться мудро жить:

Встречать рассветный час и помнить Бога,

Сомненьями себя не изводить,

Растя в душе гнетущую тревогу.

И поспешить, пока горит свеча,

Собрать все до единого каменья

И всех, с кем не поладил сгоряча,

Простить, понять и попросить прощения.

Самым сложным на пути адаптации к новой жизненной ситуации может стать состояние одиночества. Причины последнего могут быть разными, так же как и его характер. Одиночество может быть добровольным (и даже привлекательным) и вынужденным. В данном случае речь идет о последнем. Одиночество в известном смысле противоестественно, ибо человек – существо социальное, ориентированное на самые разнообразные контакты с себе подобными. Человеку одному в старости справиться со всей совокупностью возникших проблем очень сложно.

На уже упоминавшейся научно-практической конференции в Москве по теме «Общество для всех возрастов» были представлены первые итоги социологического исследования «Столетний гражданин». Социологами было изучено состояние здоровья и социальные условия жизни ста пожилых людей в условиях мегаполиса. Были сделаны, в частности, выводы, что в этом возрасте они не могут жить самостоятельно, одиноко, они нуждаются в поддержке и у них высокая потребность в получении социальной и медицинской помощи.

Старость – это время воспоминаний. Воспоминания представляют собой своеобразный способ приведения в порядок собственной жизни, попытку найти какую-то логику в своих поступках, а может быть, и оправдать некоторые из них, объяснить их смысл, причины и последствия, воскресить в памяти что-то самое главное и значимое в твоей жизни, что-то согревающее душу.

О чем вспоминают в старости? О многом. О делах и свершениях, о том, что удалось, что можно поставить себе в заслугу. Реже о том, что не свершилось и что вызывает сожаления. Иначе говоря, о многом из того, что составляло смысл прожитой жизни. Но не меньшее место в воспоминаниях занимают и сугубо личные коллизии. И здесь первое место принадлежит любви. Любовь. Влюбленность. Увлечения. Все, что наполняет жизнь особым смыслом, особой радостью. Конечно, не исключены и огорчения, и разочарования. Но все же радости, как правило, бывает больше. «И море, и Гомер – все движется любовью» (Осип Мандельштам). К этой вечной теме возвращаешься вновь и вновь и каждый раз находишь для себя что-то новое. В основном читая других авторов и сопоставляя прочитанное со своим видением, со своим личным опытом.

Попытка отразить познанное в любовных отношениях была сделана мною в книге «О любви. Феномен. Коллизии. Финалы». Казалось бы, что можно сказать нового после наших замечательных классиков, после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Толстого, Куприна, после Блока, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Симонова и т. д. И понимая, что сказано так много, все же пытаешься сказать что-то свое. Придает смелости мысль А.П. Чехова: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что “тайна сия велика есть”, все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались нерешенными». Старость – это как раз то время, когда можно подумать об этих нерешенных вопросах, понимая, что решить их в полной мере не удастся, но что-то добавить в общую копилку накопленных в этой области знаний имеет смысл.

Что касается моих личных воспоминаний, память почему-то удержала главным образом неудачи на любовном фронте, обломы, как нынче говорят. Не скажу, что я был донжуаном, но в юные годы влюблялся часто, и неудач было мало. Я старался держать под контролем свои чувства и если понимал, что нравящаяся мне женщина не ответит мне взаимностью, то пытался побыстрее ее забыть. Но получалось не всегда. Иногда чувства брали верх, даже в случаях явной бесперспективности, и тогда меня ждала неудача (облом). То, что связано с так называемыми победами на любовном фронте, оставило светлое, доброе, но какое-то аморфное воспоминание, за исключением некоторых уж очень ярких любовных вспышек. Все это относится, разумеется, к холостяцкой поре. Женитьба же все меняет в корне. Любовь «до» и «после» отличается уровнем ответственности и постоянства. Действуют разные жизненные установки. Легкомыслие молодости сменяется основательностью зрелого возраста.

У Вольтера есть интересный термин – «дух возраста». Он отмечал, что если человек не овладевает им, то несет на себе горе этого возраста.

«Дух возраста» требует своего своевременного осмысления и в известном смысле смирения на этой основе, ибо что позволительно юноше, то выглядит смешным в зрелом (пожилом) возрасте. Но человек, как правило, не хочет стареть. Он сопротивляется наступлению старости, хотя где-то в глубине души всегда понимает неотвратимость ее победы. В юности человек редко задумывается о неизбежном финале. Он живет полной жизнью. С возрастом его возможности объективно уменьшаются, и он становится, как говорил поэт, «скупее в своих желаниях» (С. Есенин). Это как правило. Но бывают и исключения, «бунт против возраста», и этот бунт несет в себе угрозу неизбежного поражения и, как следствие, разочарования. А. Шопенгауэр отмечал в этой связи, что «более разумные индивидуумы в этом периоде жизни стремятся к простому отсутствию страданий и беспокойств, нежели к наслаждениям». Но менее разумные поступают нередко по-другому.

Мои беседы со сверстниками убеждают в том, что особое место в воспоминаниях занимает детство. Оно окрашено в особые тона, и у всех, как правило, это радостные воспоминания, связанные с любовью родителей и к родителям, с многочисленными открытиями мира, с его познанием, его принятием. Детство – это фантазии и мечты. «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери) – эта крылатая фраза полна глубокого смысла.

«Детство – «маленький рай» (Галина Головина). И, вполне понятно, воспоминания о нем всегда приятны, и чем дальше уносит нас время от этого «маленького рая», тем более дорогим и ярким он нам представляется.

Конечно, детство не лишено огорчений, но они быстро забываются.

О своем детстве, невзирая на то, что оно пришлось на военные и послевоенные годы, я тоже сохранил добрые воспоминания. В годы войны наша семья (мать, двое ребят и бабушка) была эвакуирована на Урал. Жили в деревне. Было тяжело, как и всем. Но были и радости. Впервые именно там я приобщился к верховой езде и сохранил на всю жизнь любовь к лошадям. Именно там я научился плавать. Понял смысл сельского труда. Ощущениям детства я посвятил четверостишье:

Что в прошлом? – Мой нелегкий труд,

Дел и ошибок грустное наследство

Что хочется из прошлого вернуть?

Сказать по совести, пожалуй, только детство.

Иногда в памяти совершенно неожиданно всплывают, казалось бы, малозначимые случайные эпизоды, фрагменты каких-то спектаклей и даже отдельные фразы, которые когда-то поразили своей точностью или парадоксальностью. В какой-то пьесе, сыгранной в советское время в одном из московских театров, дед говорит внуку: «Знаешь, чего в вашем поколении не хватает? Задумчивости». Наверное, это фраза на все времена. Молодым всегда не хватает времени сначала подумать, а уж потом сделать. Подумать, чтобы понять глубинную суть явлений и процессов, не ограничиваться тем, что лежит на поверхности.

Недавно встретил своего старого приятеля, с которым вместе учились в адъюнктуре ВПА имени В.И. Ленина. Обрадовались встрече, разговорились, и вдруг он меня спросил: «Ну как, ты еще “освежаешься”?» И мы оба рассмеялись. А предыстория этого bon mot такова. В годы учебы в адъюнктуре к моему соседу и другу Б.В. Сафронову приехал из Ленинграда его бывший сослуживец, полковник В. Собрались в моей комнате (она была самой вместительной). Разговор шел на самые различные темы, и вдруг наш гость спросил у Б.В. Сафронова: «Борис, у вас здесь все условия для донжуанства. Вы, надеюсь, пользуетесь ими?» Борис ответил отрицательно, на что полковник В. заметил: «Напрасно. Очень освежает». С тех пор, когда кто-нибудь из наших адъюнктов-холостяков шел на свидание или свидание проходило тут же, широко применялся термин «пошел освежиться» или «освежается». Этот термин как-то прозвучал на встрече с начальником политотдела академии, который приехал познакомиться с тем, как живут и трудятся адъюнкты. Всех собрали в комнате отдыха. Старший по этажу (была такая общественная должность) зачитывал список присутствующих, и было обнаружено отсутствие одного из адъюнктов. Когда начальник политотдела спросил, чем объяснить его отсутствие, кто-то из зала произнес: «Наверное, освежается». Начальник политотдела спросил: «Что, на прогулке?» И все дружно засмеялись.

Воспоминания – это активированная память, соствляющая, по большому счету, основу нашего духовно-нравственного мира – память личности, память общности, память народа.

Воспоминания – тот пласт человеческого сознания, который специально не изучался социологами. Эту ситуацию следует исправить.

Я думаю, что анализ воспоминаний респондентов той или иной возрастной когорты может дать некоторое представление об их ценностных предпочтениях (частота, характер воспоминаний, а также вызванные им чувства). Методика социологического анализа воспоминаний должна включать, как мне представляется, три основных вопроса: «что?», «как часто?», «с каким чувством?». В качестве контрольного может быть поставлен вопрос: «Что бы вы изменили из прошлого, будь такая возможность?»

Призыв древнегреческого философа Протагора «Человек! Познай самого себя» – для всех и на все времена. Интерес человека к самому себе постоянен. Но характер самопознания на разных этапах его жизни разный, так же как и различаются по сути делаемые им открытия, от половой самоидентификации до ощущения приближающейся смерти.

Важно отметить и такой несомненный плюс, как наличие свободного времени. Уместно в этой связи вспомнить рассуждения К. Маркса о свободном времени как условии разностороннего развития личности. Конечно, свободное время для пенсионера преклонного возраста может выступить в некоторых случаях как продолжение рабочего времени, но это уже в другом режиме, и, как правило, в соответствии с его желанием, и нередко связано с занятием новыми видами деятельности.

Изменение социального статуса ставит перед пожилыми людьми новые вопросы, возникает проблема выбора нового для себя социального контекста обустройства своей жизни, освоения новых форм солидарности, участия, досуга.

Что касается актуальной общественной проблематики в беседах с моими респондентами, то ей также было уделено значительное внимание. В целом, характеризуя ее направленность и содержание, следует отметить, что ни один из участников бесед не высказал какого бы то ни было одобрения проводимому курсу либеральных реформ. Особенно резкой была критика в адрес властей в связи с недофинансированием российской экономики, продолжающимся размещением российских средств в иностранных банках, несмотря на фактически развязанную против России холодную войну и разного рода санкции, неэффективную борьбу с коррупцией и отсутствие четких представлений о желаемом будущем страны (какое государство мы хотим построить, какого человека хотим воспитать).

Жизнь постоянно порождает нестабильность и критические ситуации. Но люди разных возрастов по-разному воспринимают перемены. Общим является некоторое запаздывание в осмыслении и приспособлении к новым условиям. Но и здесь возраст людей имеет существенное значение. Молодому человеку, например, в 90-е годы было выжить легче, чем пожилому, легче ездить в другие страны в роли челнока, легче менять профессию и т. д.

Для пожилых людей актуальной становится проблема вторичной социализации, детерминированной как изменяющимися социальными условиями, так и возрастными проблемами.

Люди, сформировавшиеся в условиях тотальной мобилизации (идеологической, экономической, социальной и т. д.), оказавшись в условиях свободы (неопределенности), ощущают неизбежный дискомфорт. Последний возникает и на основе осознания отсутствия необходимых индивидуальных ресурсов (физических или профессиональных) для встраивания в новую социальную реальность, неприятия ситуации социальной поляризации и отказа властей от принципа социальной справедливости.

Нельзя не замечать, что отнюдь не способствуют успеху вторичной социализации пожилых людей некоторые получившие в последнее время широкое распространение в общественной жизни процессы, в частности, такие как культ скорости и связанная с ним ювенилизация: «Мы вынуждены, – пишет А.Б. Гофман, – постоянно и быстро переключаться с одного занятия на другое, делая это с большим или меньшим успехом. Но вряд ли можно сомневаться в том, что в принципе это плохо сказывается на каждом из занятий».

Понятно, что участие в подобного рода переключениях для пожилых людей весьма затруднительно. Но это объективные обстоятельства, с которыми следует считаться, решая житейские проблемы людей в возрасте.

Очевидно, что для пожилых людей становится невозможным сохранение прежнего modus vivendi. Новый образ жизни – жизни пенсионера – каждый формирует для себя сам, ориентируясь на заданные обществом параметры, а также свои жизненные ресурсы, знания, предпочтения и установки, свой опыт взаимодействия с социальной средой.

Альберт Швейцер утверждал, что его познание пессимистично, а воля и надежда оптимистичны.

Пессимизм, рожденный познанием, зиждется, в частности, на понимании несокрушимости и вечности зла, но мысль о том, что зло в его движении можно ограничить, что его объем может быть уменьшен при определенных волевых усилиях, рождает оптимистическую надежду.

Утрата интереса к себе самому – один из показателей утраты интереса к жизни как таковой. Процесс самопознания не должен прекращаться. Понять, что такое старость, найти в ней свои положительные моменты, безусловно, имеет большой смысл. Если взять за эталонный срок продолжительности человеческой жизни сто лет и начать отсчет старости с семидесяти, то получается полноценных тридцать лет. Срок немалый. Срок «большой старости». (И даже если не все тридцать удастся реализовать.) Она должна быть наполнена новым смыслом и новыми деяниями, адекватными этому возрасту. При этом сто лет не следует рассматривать как нечто фатальное. Все большее число наших соотечественников преодолевает этот возрастной рубеж.

Из всего, что удалось прочитать о старости, наибольшее мое внимание привлекли высказывания Л.Н. Толстого и Германа Гессе. Мысли Толстого у нас широко известны. Рассуждения Г. Гессе известны значительно меньше. Между тем его определение старости заслуживает безусловного внимания. «Старость, – писал Г. Гессе, – это ступень нашей жизни, имеющая, как и все другие ее ступени, свое собственное лицо, собственную атмосферу и температуру, собственные радости и горести. У нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя задача, придающая смысл нашему существованию». Понять эту задачу и попытаться решить ее всегда интересно.

Все прочитанное, услышанное, наблюдаемое убеждает в том, что у нас стихийно сложился трагический образ старости. Между тем в старости есть свой смысл и своя экзистенциальная миссия. В старости перед человеком открываются некоторые новые идентичности, недоступные в более ранние периоды жизни. Создать новый образ старости представляется актуальной и заслуживающей большего внимания задачей.

Механизмы феномена старения - предмет активных исследований, но для ученых он пока во многом остается загадкой. Изучая процессы старения, люди надеются продлить жизнь и улучшить ее качество.

Крыса обычно живет не больше трех лет. Слон может дожить до 70, а кит до 200 лет. Француженка Жанна Кальман, самый старый человек в мире среди долгожителей, чей возраст достоверно известен, умерла в 1997 г., когда ей было 122 года. Все эти примеры наглядно иллюстрируют феномен старения — возрастных изменений, постепенно приводящих организм к смерти. Но можно ли говорить о старении бактерий, которые размножаются делением? Если бы они старели, каждое новое поколение становилось бы старше предыдущего, и все бактерии давно бы вымерли. Так что бактерии, как бы стары они ни были, практически бессмертны и вечно остаются молодыми.

Неизбежный процесс

Старению подвергаются организмы, размножающиеся с помощью половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток): в результате их слияния на свет появляется совершенно новая особь. Так размножаются, за немногими исключениями, все животные. По-видимому, процесс старения тесно связан с механизмами размножения. Можно даже утверждать, что организм начинает стареть лишь после достижения им половой зрелости. Возрастные изменения, несомненно, также предопределены генетическими факторами.

Существуют три основные гипотезы, объясняющие феномен старения. Одну выдвинул английский биолог Питер Медавар. Он считает, что если бы процессы старения, ухудшающие функции организмов, начинались до наступления половой зрелости, то их род рано или поздно прервался бы и они имели бы меньше шансов передать свои гены потомкам, чем организмы, приступающие к размножению в расцвете сил. С другой стороны, рассуждает ученый, если старение начинается после наступления половой зрелости, оно не мешает размножению и передаче генов потомкам. Естественный отбор не устраняет связанные со старением нежелательные изменения организмов, следовательно, ответственные за них гены могут передаваться потомству.

Американский эволюционист Джордж Уильямс полагает, что, если какой-либо признак (скажем, способность к старению) имеет среди живых организмов универсальное распространение, естественный отбор, видимо, способствует его сохранению. Из этого он заключает, что гены старения должны оказывать благотворный эффект на молодой организм, например увеличивать его плодовитость.

По мнению английского геронтолога Тома Кирквуда, старение связано с механизмом «временного перераспределения» энергетических ресурсов, когда организмы отдают предпочтение процессам воспроизводства потомства в ущерб поддержанию жизненно важных функций тела. С эволюционной точки зрения для сохранения вида организмам важнее потратить энергию на репродуктивные процессы, сохранив свои гены в молодом, здоровом следующем поколении, чем направлять усилия на восстановление собственных уже изношенных тел. При благоприятных условиях существования выгоднее переключить баланс в пользу долгожительства и поддержания своей жизнеспособности, чтобы продолжить успешно размножаться.

Эти современные гипотезы, дополняющие друг друга, к сожалению, пока не дают окончательного решения загадки старения.

Размеры тела и долголетие

Анализ продолжительности жизни животных помогает понять процессы старения. Почему слоны живут дольше мышей? Во-первых, конечно, у них меньше естественных врагов. В условиях напряженной борьбы за существование мало кто может похвастаться долголетием. А мыши становятся жертвами хищников гораздо чаще, чем крупные млекопитающие.

Летучие мыши, которые днем прячутся в укрытиях, живут до 15 лет. Черепахи, надежно защищенные панцирем, могут прожить больше 100 лет. Но даже в условиях полной безопасности мышь не сможет дожить до 100 лет. Таким образом, естественный отбор не наделил долголетием виды, которые в природе не имеют шансов прожить долгую жизнь: оно не принесло бы им пользы как видам. Тому факту, почему более крупные виды - но не отдельные особи! — живут дольше мелких, можно дать и логическое объяснение. Чем крупнее животное, тем дольше ему приходится расти, чтобы достигнуть зрелости. Поэтому и старости он, естественно, достигает в более позднем возрасте, чем мышь. Слониха рождает одного детеныша раз в несколько лет. Поскольку он один из немногих продолжателей рода, мамаша очень долго окружает его родительской заботой. У мышей риск погибнуть в начале жизни намного выше, но и детенышей у них рождается помногу.

В поисках эликсира молодости?

Старение вызывает у ученых не только теоретический интерес. Многие исследования имеют практические цели. И хотя тайна бессмертия до сих пор не раскрыта, по всему миру давно ведутся работы, направленные на борьбу с признаками старения и продление жизни. Попытки идентифицировать гены, ответственные за продолжительность жизни, и научиться управлять их работой не увенчались успехом. Такой подход оказался слишком простым. Предельный возраст, достичь которого может организм, зависит от взаимодействия множества факторов, связанных как с наследственностью, так и с внешними условиями.

Людей не покидает надежда отыскать чудодейственное средство против старения. Еще сравнительно недавно такие свойства приписывали антиоксидантам, которые «обезвреживают» так называемые свободные радикалы, но представляют серьезную опасность для живых тканей. Рекламодатели советовали употреблять пищу и пить таблетки, содержащие антиоксиданты, и даже наносить их на кожу, несмотря на то что до сих пор нет результатов, достоверно свидетельствующих, что они позволяют успешно противостоять старению.

Сторонники другой методики призывали сокращать потребление калорий. Этот способ увеличивал продолжительность жизни у крыс, но не у плодовых мушек. Инъекции дегидроэпиавдростерона, вещества, синтезируемого надпочечниками, в некоторых случаях слегка замедляли процессы старения, в других никаких результатов не приносили.

В 1960-х гг. была сформулирована теория, согласно которой основной причиной старения является накопление возрастных генетических мутаций. Гены теряют способность правильно регулировать жизненно важные процессы вследствие повреждений в ДНК, а система репарации (способность исправлять нарушения), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность передачи наследственной информации, с возрастом ослабевает. Сегодня, однако, получены данные, опровергающие и эту гипотезу.

Так что, похоже, эпоха поиска эликсира молодости закончилась, по крайней мере для ученых. Но есть надежда, что геронтологические исследования позволят науке в скором будущем продвинуться в изучении механизмов старения и способов борьбы с ним.