Кто занимался поиском философского камня. Философский камень, что это? Источник духовной мудрости


Философский камень, что это?

Введение

«Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества» - вот, на мой взгляд, очень точная фраза, которая объясняет суть философского камня. По представлениям алхимиков, процессы которые протекают в растениях и животных идентичны процессам в неживых предметах (в металлах, например). Сложность создания этого вещества заключается в том, что нужно создать «катализатор жизни», то есть: в нем должно присутствовать некоторое количество «живой» энергии. При том она должна храниться для выполнения функций камня. Есть разные представления о камне.

Приведу некоторые из них:

Камень - соединение всех стихий (оккультных, а не физических), то есть философский камень является подобием Бога, который дарит жизнь.

Камень - аккумулятор, который в нужной ситуации может отдать свою энергию, например, для исцеления болезней.

Камень - очиститель, призванный очищать от «мертвой энергии».

Но до сих пор ведутся споры по этому вопросу. Мне ближе версия, что философский камень - есть абстрактное понятие. Оно означает... мудрость. Ведь мудрость может дать и вечную жизнь, и богатство.

Каковы его функции?

1) Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют (Залепленным в воске или обернутым в бумагу). По некоторым источникам, он также превращал в золото медь, серебро, иные металлы. Алхимики считали (или и сейчас считают) что все металлы зарождаются в недрах Земли от смешения серы с серебром. Причем в процессе роста метал портиться; а то, что нормально «созревает», мы называем золото. Аристотель, например, называл свинец - прокаженным золотом. Так вот, философский камень должен лечить или очищать «заболевшие» металлы, после такого лечения они превратятся в «здоровый» метал - золото. Приведу цитату из книги «Принципы алхимии» Филарета:

Не прислушивайтесь к говорящим вам, будто Золото наше есть Золото не обычное, но физическое: верно, что обычное Золото мертво, однако приготовляем мы его таким образом, что оно вновь оживает, как мертвое зерно оживает в земле. По истечении шести недель Золото, которое было мертвым, в деянии нашем становится живым и плодоносным, ибо помещено было в подходящую для него почву, под коей разумею я наш состав. Итак, можно по справедливости называть его нашим Золотом, ибо мы соединили его с агентом, призванным дать ему жизнь; ведь бывают случаи противоположного толка, когда осужденный на смерть именуется покойником, потому что он скоро умрет, хотя и живет еще. (с)

2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни, а также улучшая тело и придавая некоторые духовные качества. Здесь механизм работы не обговорен точно алхимиками, каждый говорит свое: то он вбирает негативную энергию, то насыщает жизненной энергий, то превращает тело в частичку божественной сущности, то «замораживает» все процессы в организме, здесь такая же неопределенность, как и в точном определении философского камня.

Хочу заметить, что Великие адепты (так именовались посвященные в Великое Деяние, проще говоря, в алхимию) большее значения придавали 2-му свойству философского камня, тогда как алчные, невежественные мошенники (так называемые суфлеры) гнались лишь за одной целью - получением искусственного золота.

Кто из алхимиков искал философский камень?

Ответ прост - все. Британский монах Роджер Бэкон в книге «Зеркало алхимии» (“Miroire d’Alquimie”) пишет об этом совершенно определенно: “Алхимия есть наука об изготовлении некоего вещества, или эликсира, который, воздействуя на несовершенные металлы, передает им в момент воздействия свое совершенство”. Хотя следующая цитата из книги Грийо де Живри «Собрание колдунов, чародеев и алхимиков» (“Le Musee des Sorciers, Mages et Alchimistes”) опровергает слова британца: “Многие из тех, кто никогда не изучал алхимию, - пишет он, - считают ее нагромождением пустых грез и измышлений, отражающих суетное желание получить искусственное золото, желание, порожденное либо банальной алчностью, либо безумным стремлением стать равным Создателю. В то же время люди, всерьез изучающие алхимию, очень скоро обнаруживают за этой побочной целью особое и совершенно не поддающееся описанию очарование: в угрюмом лабиринте средневековой учености лишь она, алхимия, блистает столь же ярко, как гигантские, безмолвные и неподвижные розетки-витражи, которые, возвышаясь над пошлостью обыденности, заливают невыразимым светом величественное пространство спящих соборов». Но несомненно, что многие приходили в алхимию, следуя за мечтами о философском камне. Далее, я собираюсь привести в пример различных алхимиков: поистине великих мудрецов и буквально помешанных мошенников.

Жиль де Ре - служил в армии под командованием Жанны д"Арк. Для своих опытов использовал человеческую кровь, в том числе и кровь младенцев. Был казнен.

Иоганн фон Рихтгаузен - придворный алхимик, который обещал изготовить «философский камень». В присутствии императора он «превратил» ртуть в золото, вызвав восторг у придворных, но потом выяснилось, что алхимик заранее растворил золото в ртути и, добавив щепотку растертого в порошок «камня», нагреванием испарил ртуть. Что было с Рихтгаузеном дальше, история умалчивает...

Венцель Зайлер - тоже придворный алхимик, при помощи «философского камня», таинственного красного порошка, превращал цинк в золото, из которого чеканили дукаты - венецианские золотые монеты, имевшие хождение по всей Европе. На одной стороне дукатов якобы была надпись: «Силой порошка Венцеля Зайлера я из цинкового стал золотым. 1675 год». Однако ни одной такой монеты до наших дней не сохранилось. Под впечатлением от успешного получения золота император даже возвел Зайлера в дворянское сословие. Но позже его секрет разгадали - палка, которой мошенник перемешивал кипящую ртуть, была снизу полая, в ней был спрятан порошок золота, а отверстие Зайлер залепил воском. Нижняя часть палки - вещественное доказательство обмана - сгорела. Угли, которые Зайлер бросал в тигель, тоже, вероятно, были полыми, и внутри их было спрятано некоторое количество золотого порошка. А воск и сажа были прекрасной маскировкой. Порошок золота быстро растворяется в ртути с образованием жидкого сплава ртути с драгоценным металлом (амальгамы), которая может содержать до 10% золота. Когда ртуть нагревали до кипения, она испарилась, и в тигле осталось лишь чистое золото. За «философский камень» вполне мог сойти оксид ртути HgO, который при высокой температуре полностью разлагается на ртуть (которая тоже испаряется) и кислород. Но его раскрыли уже после его смерти.

Отто фон Пайкуле - шведский генерал, лже-алхимик. В присутствии короля он получил золото, подействовав на указанную смесь порошком «философского камня». Его опыт продолжался 140 дней, причем на ночь он уносил смесь «на отдых» к себе домой, где, видимо, и подмешивал в нее золотой порошок. Смертной казни Пайкулю избежать не удалось...

Наиболее известным алхимиком, который утверждал о возможности получения таинственного вещества, которое позволит человеку жить долго, почти вечно, был Джабир ибн Хайян (721-815) из Багдада. В Европе он был известен в течение многих столетий под именем Гебер. Его имя овеяно легендами. В Багдаде Джабир создал научную школу, как в свое время Аристотель создал Ликей, а Платон - Академию. Джабир оставил один из рецептов долголетия. «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке».

Ясно, что Джабир вложил в описание рецепта свою иронию, подчеркнув его нереальность. Но он, как и другие алхимики, твердо верил, что металлы образуются в земле из серы и ртути под влиянием планет.

В России получением «эликсира долголетия» занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне. Для неграмотных москвичей Брюс слыл чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. По одной из легенд, ходивших в то время по Москве, Брюс получил «живую» и «мертвую» воду и завещал слуге оживить себя после смерти.

Китайский алхимик Вэй По-ян, живший во втором веке нашей эры, готовил пилюли бессмертия (по-китайски «ху-ша» и «тан-ша») из сульфида ртути HgS. В легенде говорится, что эти пилюли Вэй По-ян принимал сам и давал своим ученикам и любимой собаке. Все они умерли, но потом якобы воскресли и жили вечно. Однако его примеру почему-то никто не последовал =)

В средние века, где-то около 1600 года, легендарный монах-алхимик Василий Валентин, известный адепт, решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы Sb2O3. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы - «антимониум», что значит «противомонашеский».

В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло... Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств...

Небольшое отступление. Параллельно с поиском самого философского камня, алхимики искали некий растворитель (так называемый «универсальный растворитель») который позволил бы выделять вещество философского камня из природных или искусственных химических элементов.

Еще одним, алхимиком был Гермес Триждывеликий, его принято считать основателем алхимии, вроде он оставил рецепт камня в своей гробнице, но покамест нет данных, что у кого-то получилось расшифровать его.

Также камень искали: Силиани, Фюльканелли, Арман Барбо.

Как можно заметить даже из этого скромнейшего списка искателей камня, эти поиски привлекали очень многих людей, но удалось ли кому-нибудь найти тот заветный божественный элемент?

Кто нашел философский камень?

А вот это воистину тяжелый вопрос. Смею предположить, что похожее по свойствам вещество находили, но, естественно, не сделали это открытие достоянием общественности. Но ученные открыли способ превращать ртуть в золото: «В исчезающе малых количествах можно получить золото из ртути в ядерных реакторах. Например, из радиоактивного изотопа ртути-197 в ядерной реакции, когда в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути (так называемого K-захвата) один из протонов ядра атома ртути превращается в нейтрон с выбросом фотона» Но ведь это не похоже на тот романтический образ философского камня, за которым века охотились авантюристы и ученные со всего мира?

Хотя есть множество историй о людях, с которыми «делились» философским камнем некие адепты Деяния. Приведу некоторые из них, а верить или нет – вам решать.

В частном собрании неизданных рукописей Бернар Юссон нашел сообщение об одном необычайном событии, которое произошло в начале XVII века в окружении государственного советника Сен-Клера Тюрго. Речь идет о мемуарах врача, не предназначенных для публикации? и об алхимии в них больше нигде не говорится, в силу чего они и представляют для нас особый интерес.

Советник состоял в связи с незамужней дамой, которую принимал каждый день в своем доме. Стремясь соблюсти приличия, та уходила в город в сопровождении старого конюшего, мэтра Арно; тот дожидался ее у соседнего фармацевта, с которым, в конце концов, подружился. Этот фармацевт, более двадцати лет посвятивший созданию философского камня, однажды встретил мэтра Арно радостным воплем:

Наконец-то я его нашел! Нашел!

Что ты нашел?

Камень, Арно.. Эликсир! Посмотри, - воскликнул он, потрясая какой-то склянкой, - вот раствор жизни. Выпьем его немедленно, старый друг, в нашем возрасте нам это более чем необходимо.

С этими словами фармацевт налил по полной ложке эликсира себе и Арно. Проглотив жидкость, он предложил Арно сделать то же самое, однако старый конюший из осторожности лишь смочил губы и язык. Из затруднения его вывел присланный дамой лакей, который сообщил, что хозяйка их уже покинула дом советника и ему должно сопровождать её. Арно отдал ложку с эликсиром фармацевту и удалился с такой быстротой, какую позволяли его дряхлые ноги.

Однако: по пути домой его вдруг прошиб холодный пот, сменившийся сильным жаром. Дама, страшась за жизнь верного слуги, послала одного из лакеев за фармацевтом, который, как она знала, был в дружбе с Арно. Лакей вернулся один: фармацевт внезапно скончался!

Конюший довольно быстро оправился от недуга, но лишился волос, ногтей и даже зубов. Сен-Клер Тюрго, узнав об этом странном происшествии, решил лично побеседовать с ним. После этого разговора он предложил 100 тысяч ливров за склянку с эликсиром, но наследники фармацевта не смогли её отыскать, потому что в лавке было обнаружено множество совершенно одинаковых сосудов без каких бы то ни было надписей на них.

Много лет спустя врач, вхожий в дом Сен-Клера Тюрго, описал это необыкновенное событие в своих мемуарах. В заключение он добавил, что у Арно вновь выросли волосы, ногти и зубы, а в момент написания мемуаров старый конюший чувствовал себя превосходно, невзирая на свои сто двадцать три года…

Вот еще история про суфлера, но он раздобыл философский камень:

Эдуард Келли совершил ряд публичных трансмутаций, ошеломивших весь город. Он сразу стал кумиром высшего общества, его наперебой приглашали на приемы, устроенные в его честь, и он на глазах у всех производил проекции, а затем раздавал полученное золото и серебро присутствующим. Одну из таких трансмутаций он совершил в доме императорского врача Тадеуша Хайека. С помощью всего лишь одной крупицы порошка он обратил фунт ртути в чистое золото. Я процитирую здесь слова Луи Фигье: «Невозможно усомниться в правдивости этой истории, рассказанной серьезными писателями и подтвержденной многими очевидцами, в частности, врачом Николаем Барнау, который жил тогда в доме Хайека и сам создал золото с помощью Келли. Кусочек металла, полученный в результате этого опыта, был сохранен наследниками Хайека, которые показывали его всем желающим».

Я согласен с мнением, которое выразил Садуль Ж. : «... а не является ли сказка насчет превращения металла в золото чем-то вроде пыли, которую швыряют в глаза непосвященным, чтобы отбить у них интерес к постижению подлинных тайн алхимии?» Лишь совсем немного углубившись в алхимию не ради наживы, можно увидеть, что в теории алхимической (или как их еще называют «алхимические принципы») лежит нечто большее, чем создание золота...

P.S. Изучив более углубленно тему «философский камень» я пришел к выводу, что он есть, и это - вполне конкретное вещество.

Источники

Садуль Ж. Сокровище алхимиков
Википедия
Сайт Алхимик
Сайт Small Bay
Сайт Мифологическая Энциклопедия

Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень - свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.


Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (чуть ли ни с «Топосом»).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах,
а также на так называемой "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам.
К сожалению, все наставления утеряны. Также большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. Место зарытия книг не найдено до сих пор. До нас дошли лишь сильно искаженные переводы.

Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным – это его легендарная способность превращать любой металл в золото. Вот как выглядит
этот камень. Если вы видите на этом месте пустоту,
значит это не ваш камень. Ищите свой!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но, в это время Англии, в принципе, негде было достать
так много золота, причём такого великолепного качества. А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота, скорее всего, было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был намного
меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Что еще можно сказать о камне? В принципе, это порошок, принимающий различные оттенки во время приготовления в соответствии со степенью своего совершенства, но в сущности этот порошок имеющий два основных цвета: белый и красный.

Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:
1)Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.
2)Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
3)Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Все эти три пункта, покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять,
что во всех трех случаях действует усиление жизненной деятельности.

Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой
камень лекарством трех царств.

Рецепт получения философского камня представленный ниже принадлежит
(по преданию) испанскому мыслителю Раймонду Луллию (ок.1235 – 1315гг.)
и повторен английским алхимиком XV столетия Дж.Рипли в
«Книге двенадцати врат».

АЛХИМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ (РАСШИФРОВКА) АЛХИМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма толкует алхимические термины так. Философская ртуть - это свинец. Прокаливая его, получаем желтую окись свинца. Этот зеленый лев при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма),
затем горючая вода - пригорелоуксусный спирт (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или черный дракон. Это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает таять и превращается в желтую окись свинца: черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва. Его можно опять перевести в свинцовый сахар и повторить все вновь.

Попробуйте сами повторить процесс. Если у Вас уникальная аура,
тогда все получится.

Удачи всем!

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Bсю свою историю человечество что-то искало, и чаще всего не находило. Самыми популярными предметами поиска были истина, любовь и вера. А также ад, рай, богатство, знания, смысл жизни, вечный двигатель, Атлантида и инопланетяне. Но лидером в этом списке вечного поиска можно смело назвать философский камень! Ничто другое не пытались найти с таким маниакальным упорством. Ради его поисков даже возникла отдельная наука - алхимия, и поколения алхимиков посвящали всю свою жизнь единственной цели - попытке найти философский камень. Годами они сидели в лабораториях, склонясь над колбами и ретортами, в надежде однажды увидеть на дне сосуда маленький кроваво-красный камень. Чем же он так манил их? О! Причин было много...

История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.

Принято считать, что человеком, впервые поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - «Гермес Триждывеличайший». Мы, увы, не знаем, жил ли такой человек на самом деле. Вероятнее всего, Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. «Изумрудной скрижали Гермеса» - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Таким образом, рецепт философского камня теряется в веках. Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Теперь же пару слов о самом предмете поисков. Философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.

Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен - достаточно получить сплав нужного цвета!

К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни):

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови.»

Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.

Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня, используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем, так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.