Корректурный тест (кольца ландольта). Корректурная проба

2. Корректурная проба

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

< 1010

2495 – 2660

3160 – 3320

1010 – 1175

2660 – 2825

3320 – 3480

<1560

2825 – 2990

3480 – 3640

1175 – 1340

1560 – 1720

2990 – 3155

3640 – 3800

1720 – 1880

3155 – 3320

3800 – 3960

1340 – 1505

1880 – 2042

3320 – 3485

3960 – 4120

2042 – 2200

3485 – 3650

4120 – 4280

1505 – 1670

2200 – 2360

3650 – 3815

4280 – 4440

1670 – 1835

2360 – 2520

3815 – 3980

4440 – 4600

1835 - 2000

2520 – 2680

3980 – 4145

4600 – 4760

2000 – 2165

2680 – 2840

4145 – 4310

> 4760

2165 – 2330

2840 – 3000

>4310

2330 – 2495

3000 – 3160

Таблица 2

Точность (С)

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

< 70

< 81.9

87 – 88

70 – 72

81,9 – 83,0

88 – 90

94,9 – 96,0

72 – 73

83,0 – 84,1

90 – 91

73 – 74

84,1 – 85,1

91 – 92

96,0 – 97,0

74 – 76

85,1 – 86,2

92 – 94

76 – 77

86,2 – 87,3

97,0 – 98,1

77 – 79

87,3 – 88,4

94 – 95

79 – 80

88,4 – 89,5

98,1 – 99,2

80 – 81

89,5 – 90,6

95 – 96

81 – 83

90,6 – 91,6

>99,2

83 – 84

91,6 – 92,7

96 – 98

84 – 85

92,7 – 93,8

85 – 87

93,8- 94,9

> 98

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

ШО

ШО

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

> 50

42 – 43

25 – 27

25 – 26

23 – 24

23 – 24

48 – 49

20 – 22

46 – 47

39 – 40

16 – 19

20 – 21

44 – 45

37 – 38

14 – 15

18 – 19

39 – 43

35 – 36

12 – 13

36 – 38

33 – 34

9 – 11

34 – 35

31 – 33

30 – 32

28 – 30

27 – 29

> 9

12 – 15

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

Варианты корректурной пробы

Корректурная проба с кольцами Ландольта

Оборудование

Бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение N 3).

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

Обработка результатов

Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

Корректурная проба с переключением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

Процедура проведения

Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

Обработка результатов

Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

Е1= S 1 ----------- , где

N 1+ O 1

S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

O 1 – число допущенных ошибок.

Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

P = ------

Анализ результатов

Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

Вывод

Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

Корректурная проба с распределением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

Обработка и анализ результатов

Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

Вывод

Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.

В течении 1 минуты зачеркиваются кольца Ландольта с заданным направлением разрыва. Определяются оценки точности (Т) и продуктивности (П) выполненной работы по формулам:

где

С - количество просмотренных знаков;

m - число правильно зачеркнутых колец;

n - число колец, которые необходимо зачеркнуть.

Приложение 5 к Правилам

Наблюдательность определяется путем заполнения схемы тушения пожара, представленной на рис. 1 соответствующими цифровыми индексами. На запоминание заполненной схемы (рис.2) и воспроизведение дается по одной минуте. При заполнении схемы испытуемый пользуется рисунком с порядковыми номерами предметов (рис.3).

Учет правильно проставленных предметов выражается в процентах и определяется по формуле:

где

n - количество правильно проставленных предметов;

m - общее число предметов.

Рис 1. Схема тушения пожара

Рис 2. Схема тушения пожара с изображением предметов

Рис. 3. Изображения предметов с цифровыми индексами

Приложение 6 к Правилам

Исследование кратковременной вербальной (слуховой и зрительной) памяти проводится путем предъявления обследуемому 12 слов:

В первом случае обследуемый на слух запоминает, а во втором - читает сам предъявленный материал. На запоминание и воспроизведение дается по одной минуте.



Объем слуховой (V с) и зрительной (V з) памяти выражается в процентах и определяется по формуле:

где

m - число заданных слов;

n - число воспроизведенных слов.

Приложение 7 к Правилам

На таблице с числами черного и красного цвета в первом задании отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке. Во втором задании - числа красного цвета в убывающем порядке. В третьем задании попеременно отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке, красные в убывающем. При этом балльная оценка функции внимания осуществляется по интегральному критерию - скорости переключения внимания (ПВ).

где

t k - время счета красных цифр, с;

t ч - время счета черных цифр, с;

t см - время смешанного счета, с.

ТАБЛИЦА ШУЛЬТЦЕ - ПЛАТОНОВА

Приложение 8 к Правилам

ОПРОСНИК ТЕЙЛОР

Вопросы анкеты написаны на специальных карточках (40 вопросов). Обследуемому предлагается разделить весь набор карточек на две группы, соответствующие двум возможным вариантам ответов (положительных или отрицательных).

Бальная оценка осуществляется по специальному коду, учитывающему количество “неверных” ответов, т.е. характеризующих уровень тревожности: чем выше балл по шкале Тейлор, тем выше уровень тревожности.

1. Перед тем, как пойти к зубному врачу, представляю себе, что будет больно.

2. Мне неприятно оставаться одному в темноте.

3. Пугаюсь грозы и молнии.

4. Обычно легко выхожу из равновесия.

5. Никогда в жизни ничего не пугался.

6. Боюсь змей.

7. Часто снится такое. что просыпаюсь от страха.

8. Отвечая перед группой, испытываю большую неловкость.

9. Идя к врачу, волнуюсь, что он мне скажет.

10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине вызывает меня начальник.

12. Пугаюсь, увидев мертвое животное.

13. Не люблю оставаться один на открытом месте.

14. С трудом осваиваюсь с новым местом или коллективом.

15. Никогда не беспокоюсь о будущем.

16. Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом.

17. Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли.

18. Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму.

19. Считаю себя более нервным, чем большинство людей.

20. Меня беспокоит, что думают обо мне другие.

21. Не могу долго сосредотачиваться на одном деле.

22. Беспокоюсь о деньгах и о своей работе.

23. Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь что-нибудь сделать.

24. Чаще, чем другие, краснею от смущения.

25. Я никогда не видел страшных сновидений.

26. Я часто боюсь, что начинаю краснеть.

27. У меня легко появляется испарина даже в прохладные дни.

28. Смущаясь, покрываясь испариной, что мне очень неприятно.

29. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

30. Мне никогда не приходит в голову мысль о неполноценности.

31. Я редко бываю в хорошем настроении.

32. Почти всегда тревожусь о ком-нибудь или о чем-нибудь.

33. Свидание с начальником меня нервирует.

34. Я чаще, чем другие, занимаюсь самоанализом.

35. Иногда я чувствую невозможность преодоления трудностей.

36. Иногда я беспокоюсь по несуществующей причине.

37. Иногда я боюсь вещей и людей, которые на самом деле не могут мне повредить.

38. Мне не хватает уверенности в себе.

39. Я не люблю сталкиваться с трудностями и принимать важные решения.

40. Иногда я чувствую себя беспомощным человеком.

Ключ к опроснику Тейлора

Каждый пункт заносится на отдельную карточку.

Испытуемому предлагают внимательно прочесть карточки и выбрать те, которые его характеризуют.

Среди 40 пунктов 6 из них являются критериями надежности (лжи) - 5, 10, 15, 20, 25, 30. Если с четырьмя и более утверждениями этих пунктов испытуемый выразит согласие (отложит карточки), то все ответы считаются ненадежными и пользоваться результатами данного испытания нельзя. Уровень тревожности считается высоким, если количество карточек с утверждениями которых согласился испытуемый, составляет 16 и больше (т.е. коэффициент надежности составляет 16 и больше). Из этого количества карточек вычитаются карточки с ненадежными ответами, если они там оказались. Чем ниже коэффициент, тем ниже уровень тревожности.

Высокий коэффициент тревожности характерен для эмоционально неустойчивых людей (для психопатов он достигает 37), которые не могут адекватно оценить ситуацию, особенно аварийную, обеспечить высокую надежность действий в таких условиях.

Людей, у которых коэффициент тревожности равен 16 и больше, не рекомендуется использовать при работе на пожаре в непригодной для дыхания среде.

Приложение 9 к Правилам

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

2. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить “нет”?

3. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

6. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

7. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

8. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать и говорить?

9. Легко ли Вас обидеть?

10. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

11. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

12. Часто ли Вы мечтаете?

13. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

14. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

15. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

17. Вы иногда сплетничаете?

18. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

19. Бывают ли у Вас сердцебиения?

20. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

21. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если не опасались проверки?

22. Раздражительны ли Вы?

23. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

24. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

25. Часто ли Вам снятся кошмары?

26. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

27. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

28. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

29. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

30. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

31. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

32. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

33. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Данная методика используется для выявления уровня нейротизма.

“Нейротики” отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Из 33 вопросов на карточках 24 предназначены для выявления нейротизма и 9 - для контроля достоверности ответов.

Оценивают характер, а не умственные способности.

Оценку производят следующим образом.

1. Карточки NN 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33 с ответом “да” свидетельствуют о нейротизме, с ответом “нет” - об эмоциональной стабильности.

Если карточек с ответом “да” больше 12 - нейротизм, если карточек с ответом “да” 12 и меньше - эмоциональная стабильность.

2. Карточки NN 3, 14, 21 с ответом “да” и карточки NN 7, 10, 17, 24, 28, 31 с ответом “нет” свидетельствуют о необъективности ответов возможной устойчивости или несостоятельностью самооценки.

Если показатель оценки эмоциональной стабильности (нейротизма) равен 12 и меньше, испытуемый эмоционально устойчив, уравновешен. С учетом положительных результатов оценки других психофизиологических показателей он признается пригодным к работе на пожарах в непригодной для дыхания среде.

Приложение 10 к Правилам

Обследуемому предлагаются 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо найти правильные ответы. Фиксируется количество правильных ответов и выражается в процентах.

ТЕСТ БЕННЕТА

Задание 1.

При каком способе удержания молотка удар будет сильнее?

А-Б-Одинаково

Задание 2

Какой из проводов необходимо подсоединить к оборванному, чтобы лампочка светила?

А - Б - Оба

Задание 9

В каком направлении движется пожарный рукав, который держит пожарный?

А - Б - Назад

Задание 10

Если шестеренчатый насос подает жидкость в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращаются шестерни?

А - Б - Безразлично

Ключ к тесту Беннета

Тест для выявления технического мышления.

Обследуемому предлагают 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, который обследуемый считает правильным. Подсчитывается процент правильных ответов и оценивается по шкале, приведенной в приложении 14.

Правильные ответы:

Б
Б
В
Б
Г
А
Б
А
Б
Б

Приложение 11 к Правилам

Работоспособность – базовая психофизиологическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями центральной нервной системы человека и сама, в свою очередь, определяет весь стиль жизнедеятельности.

Высокая работоспособность является наиболее важным и универсальным психологическим качеством, обеспечивающим успешность практически любой целенаправленной деятельности. Для оценки работоспособности часто используют корректурные тесты. Один из них - тест Э. Ландольта.

Тест Э. Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.

Методика незаменима при решении задач, связанных с диагностикой работоспособности, в таких областях, как:

Педагогика – оценка утомляемости, индивидуальных особенностей внимания, скорости переработки информации; оказание помощи в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, расчет оптимальной учебной нагрузки;

Профконсультирование – помощь в выборе профессии;

Менеджмент – отбор и оценка персонала (прежде всего, менеджеров среднего и высшего звена);

Спорт – прогноз выносливости при значительных физических нагрузках, выбор вида спорта с учетом психофизиологических особенностей человека;

Вооруженные силы – отбор кандидатов, способных к четким и адекватным действиям в кризисных опасных ситуациях, в условиях дефицита времени и информации, значительного нервного и физического напряжения.

В комплекте теста Ландольта:

Методическое руководство

Бланк ответов

Бланк фиксации результатов

Ключи для ручной обработки результатов

Тест предназначен для работы с детьми начиная с младшего школьного возраста и взрослыми. Время проведения 7-10 мин. Форма проведения индивидуальная/ групповая

Возраст от 7 лет.

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Интерпретация результатов по диагностике работоспособности с помощью колец Ландольта Приступая к интерпретации результатов, прежде всего необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервного субстрата (нервной системы), т.е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии c определенными правилами. На какое "волевое усилие" способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом. Интерпретация количественных показателей работоспособности Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Показатель скорости переработки информации (S) Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы - это скорость распространения нервных импульсов, a также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности. Скорость распространения процессов по нейронам м комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения. Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы пo следующей шкале: Величина S Стандартные баллы < 0,57 0,57-0,63 0,64-0,73 0,74-0,83 0,84-0,91 0,92-1,04 1,05-1,19 1,20-1,34 1,35-1,36 > 1, При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом: 1

2 10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные); 8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные); 4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные); <4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные). Показатель средней продуктивности (Рт) Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь c показателем S (0.891 при р<0.01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Рт), оценивая ее по следующей шкале: > высокий уровень продуктивности; уровень продуктивности выше среднего; средний уровень продуктивности; < низкий уровень продуктивности. Таким образом, лица c высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этик людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции. в повышенном темпе, 6удут более успешны при выполнении сложных алгоритмических операций, особенно скоростных. Лица c инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, радиотелеграфисты. телефонисты, работа на конвейере). Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся y них способностей. 2

3 Люди c инертной нервной системой всегда "проигрывают" в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе. Коэффициент выносливости (Кр). Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя. Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале: < 0% - высокий уровень выносливости; 0-15% - средний уровень выносливости; > 15% - низкий уровень выносливости. Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. e. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить Также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки. Лица c низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о "главном звене" деятельности, т. e. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности. 3

4 Интерпретация качественных показателей работоспособности Показатель средней точности (Аt) Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе. Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале: высокий уровень точности; уровень точности выше среднего; средний уровень точности; низкий уровень точности. Коэффициент точности (Та) Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (Аt) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Как и Кр, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но c точки зрения поддержания безошибочности деятельности. Коэффициент точности оценивается по следующей шкале: колебания точности в пределах 5% падение точности на 5-15% падение точности более чем на 15% - не учитываются; - умеренный, допустимый уровень изменений - значительные изменения, нарастание утомления. Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа "Человек - Знаковая информация"). Очевидно, что индивидуальный стиль деятельности (трудовой, учебной), позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы. Показатель надежности Определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени. Для определения надежности рекомендуется построить графики продуктивности и точности работоспособности. Анализ характера изменений продуктивности в 4

5 процессе выполнения задания и сопоставление ее c динамикой точности позволяют вынести заключение o надежности работы и наличии признаков утомления. Некоторые критерии оценки надежности: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ незначительная амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90); средняя амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (Аt 0.90) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к высокой". СРЕДНЯЯ НАДЕЖНОСТЬ низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax- Рmin < 100 единиц) при среднем уровне точности работы (Аt =); высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Pmiп > 100 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90). НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Аt < 0.80); даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) низкий уровень точности (Аt < 0.80) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к низкой"; высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin >100 единиц) при среднем уровне точности (Аt =). При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивноcти работы Рt не имеет значения. Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом: Рmax - Рmin > 100 единиц - высокая амплитуда колебаний; Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний; Рmax - Рmin < 50 единиц - незначительная амплитуда колебаний. Амплитуду колебаний точности можно оценить по следующей шкале: колебания в пределах одного диапазона оценки точности (в зависимости от показателя средней точности Аt; например, Аt = A за каждые 2 минуты работы - в диапазоне от) незначительные; 5

6 колебания в пределах двух диапазонов оценки точности колебания в пределах трех-чeтырех диапазонов оценки точности умеренные; значительные. Типовые соотношения изменений продуктивности c динамикой точности представлены вариантами 1-5. Вариант 1. После кратковременного повышения продуктивность стабилизируется, практически не изменяясь до окончания работы. Аналогично уровень точности после кратковременного снижения (или без него) остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует o надежности работоспособности обследуемого при высоком или среднем уровне точности работы (Аt> 0.80). При этом уровень продуктивности Рt не играет роли. Даже в случае Рt < 150 мы будем иметь дело c надежной работой на низком уровне продуктивности. Вариант 2 После некоторого снижения уровень продуктивности постепенно повышается, достигая своего максимума на 6-8 минутах работы. K окончанию работы продуктивность несколько падает, оставаясь выше первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может быть выше среднего уровня (Рmax - Рmin < 100 единиц). Кривая точности постепенно снижается, но ее колебания не превышают умеренного уровня изменений. При этом общая точность работы должна быть средней (Аt =). Такое сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности к концу работы отражает появление признаков yтомления. Вариант 3 Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется 6

7 постепенным или резким снижением. K окончанию работы продуктивность достигает первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Рmax - Рmin < 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня. При среднем уровне общей точности работы (Аt =) подобное сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности, a также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков yтомления. Вариант 4 После кратковременного повышения продуктивности (либо без него) начинается ее прогрессирующее падение. K концу работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. Амплитуда колебаний продукгивности высокая (Рmax - Рmin > 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (Аt < 0.90) такое сочетание показателей свидетельствует o низкой надежности работоспособности обследуемого. Постоянное падение продуктивности, которое начинается практически в начале работы, при среднем или низком уровне точности отражает раннее развитие признаков утомления. Вариант 5 Выраженные колебания.продуктивности и точности на протяжении всей работы позволяют сделать вывод o низкой надежности работоспособности обследуемого, независимо от того, будyт ли рассчитанные по формулам показатели общей продуктивности и точности работы высокими, средними или низкими. 7

8 Следует иметь в виду, что построенные кривые характеризуют колебания продуктивности и точности работы обследуемого непосредственно в процессе выполнения задания теста. Для более точной пролонгированной характеристики изменений продуктивности, точности и надежности можно предъявлять обследуемому тест в различные периоды рабочего дня, по крайней мере, дважды: до начала работы и после ее окончания. B этом случае изменения продуктивности и точности оцениваются следующим образом: колебание показателя Рт или Ат в пределах 5% ухудшение показателя Рт или Ат на 5-15% ухудшение показателя Рт или Ат на 16-19% ухудшение показателя Рт или Ат более чем на 19% - не учитываются - умеренные, допустимые - выраженное yтомление - переутомление. Интегральная оценка уровня работоспособности Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие и составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого. Сочетания отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как высокую продуктивность В ВС В В В ВС ВС ВС В В В В ВС ВС ВС выносливость ВС В ВС В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС точность В В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС ВС В надежность В В В В ВС В В ВС В ВС ВС ВС ВС В ВС Сочетания отдельных показателей; позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как низкую продуктивность Н С Н Н Н С Н Н Н С С ВС В Н Н Н Н выносливость Н Н С Н Н С С Н С Н С Н Н В ВС Н Н точность Н Н Н С Н Н С С Н Н С Н Н Н Н ВС В надежность Н Н Н Н С Н Н С С С Н Н Н Н Н ВС В Обозначения: В - высокий уровень, ВС - уровень выше среднего, С - средний уровень, Н - низкий уровень. 8

9 Сочетания показателей, не вошедшие в Табл. 2 и 3, будут свидетельствовать o среднем уровне работоспособности обследуемого. Характеристика личностных и трудовых качеств обследуемого по показаниям работоспособности Формулировка предположений o личностных и трудовых качествах обследуемого требует опыта работы c методикой и применения определенной схемы для анализа личности. Одна из таких схем разработана Хосковцев. В сoответствии c ней, на основании результатов теста можно выделить четыре грyппы обследуемых: 1. C хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы. Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить y обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину. 2. C хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие y обследуемого таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности. З. C хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить y обследуемого такие личностные черты как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, a также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер. 4. Слабые количественные и качественные результаты работы. Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее всего, Не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано c заниженными интеллектуальными способностями. Методика диагностики работоспособности широко применяется в психологии труда и военной психологии для профессионального отбора, распределения и психологического сопровождения (помощь в формировании индивидуального стиля деятельности) персонала. Также она может быть применима и в других областях: педагогической, клинической, консультативной психологии и др. Необходимо специально отметить, что выявленные c помощью Методики 9

10 психофизиологические параметры работоспособности необходимо интерпретировать c учетом мотивационного аспекта работоспособности. Высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные обследуемому в соответствии c его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной профессиональной или учебной деятельности, если она Не мотивирует обследуемого своим содержанием, материальным вознаграждением, т.e. не является для него мотивационно значимой. По материалам: В.Н.Сысоев. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.,


Проведение мониторинга развития нормально развивающихся детей с помощью аппаратных методов психофизиологического тестирования (ПАКПФ-02) В ходе экспериментального исследования была использована программа

Джига Надежда Дмитриевна д-р психол. наук, профессор Степанович Елена Валерьевна студентка ЧУО «БИП Институт правоведения» г. Минск, Республика Беларусь ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 1 (32). С. 43 47 УДК 613.955 ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

Физиология труда Доктор медицинских наук, профессор Н.П. Сетко Физиология труда специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Изучение характера и степени влияния условий производственной

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Османова Н.А. Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия FEATURES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» Уровень высшего

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2004. 2. Безруких, М.М., Хрянин, A.B. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Березина А.С. Екатеринбург, РГППУ, ГМУ-104 Руководитель: доктор. биол. наук, профессор Селиверстова Г.П. Отец русской физиологии академик

О. И. Дорогина, А. А. Печеркина. Работоспособность и профессиональное здоровье учителя 81 УДК 37.011.31-051 + 159.924.22 + 159.944 О. И. Дорогина А. А. Печеркина РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Применение АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителей в учебном процессе автошкол ЗАО «НЕЙРОКОМ» Актуальность проблемы человеческого фактора на транспорте Анализ происшествий на

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

УДК 378.042.2:796.966 Минченкова Наталья Владимировна Учебный мастер I категории Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected] Новокузнецк Овечкина Ирина Викторовна Учебный мастер

{jathumbnail off} Наряду со статистической нормой - используется процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результаты которой равны процентильному показателю или ниже него.

Приложение 4 Перечень аппаратурных диагностических и коррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр» моделей АЦ-9К и АЦ-6К Примечание. «Активациометр» модели АЦ-9К имеет полный диалоговый режим

Методика «Таблицы Шульте» Консалтинговая компания "Территория роста" "Живые" тренинги, on-line обучение, индивидуальные консультации, полезные материалы для бизнеса и личностного роста. г. Барнаул, пр.

УДК: :613.64 ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ А. В. Гиндюк, Л. Л. Гиндюк Белорусский

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Оценка надежности водителей психометрическими методами Кабанцева Анастасия Валериевна аспирант Украинской инженерно-педагогической академии (Украина, г.харьков) практический психолог, мл. научный сотрудник

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО

Особенности психологического состояния подростков в период подготовки и во время экзаменов. Рекомендации родителям по профилактике стрессовых состояний Геккель Валентина Николаевна, педагог-психолог БОУ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж» Березина И.С. Мельникова М.А. Тихонова О.Н. ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Мерлин В. С. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3 18. Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной

1 ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление

Ваться в профессиональных предпочтениях студентов и разработать мероприятия способствующие повышению в глазах студентов значимости работника как профессионала своего дела. На проявление ценностных ориентаций

200 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ТРЕВОЖНОСТИ М.С. Копылов Тюменский государственный университет, институт физической культуры, Россия, [email protected] Ключевые

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060601 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 1 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Кокарева М. В. Согласованность между восприятием студентами произведений современной живописи и их творческими характеристиками // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всероссийской

Медицинские науки МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ Балюк Валерий Геннадьевич канд. биол. наук, доцент Балюк Наталья Викторовна канд. мед. наук, доцент Институт физической культуры, спорта и здоровья ФГАОУ ВПО «Северный

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» С.Н. Купряжкина, Э.П. Галембо В.И. Лихтенштейн, В.В. Конашков ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ

БУЛАТЕЦКИЙ С.В. РязГМУ им. академика И.П. Павлова, Рязань, Россия [email protected] КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЕ В ГРУППАХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ

УДК 3.4:378.46 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Н. Н. Подольная, канд. экон. наук, доцент кафедры статистики ГОУ ВПО «Мордовский

История метода Теоретические основы Практика применения ООО «Биоэнергетические техногии» МИП «Телебиомет» МТУСИ К методикам, направленным на тренировку психофизиологической регуляции можно отнести множество

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Роль квалификации водителя на безопасное движение Васильев Алексей Павлович, Негодин Игорь Петрович, мастера производственного обучения МБУ ДО «ЦТТ и ПО» г. Старый Оскол Автомобиль-источник повышенной

Темпера мент (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, их творческого мышления и способности к нестандартному

Сыроватко Зоя Викторовна Национальный технический университет Украины «КПИ» Значение и особенности развития ловкости у занимающихся на занятиях по волейболу в НТУУ «КПИ» 1.Характерные черты ловкости у

Психологические особенности работающих инвалидов по слуху специализированных предприятий А.В. Гиндюк, Г.Е. Косяченко ГУ «РНПЦ гигиены», Минск, Республика Беларусь Введение. Состояние инвалидности вместе

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТОНИЗИРУЮЩИХ НАПИТКОВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Махова Т. М., Ларионова О. В. Институт химии, Институт физической

Влияние типа ВНД на успешность запоминания учебного материала Бондарева Т.М. Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь, Россия Influence of the type of GNI on the success of remembering educational

Принято Педагогическим советом МБДОУ 108 14.03.2012 Утверждаю Заведующий МБДОУ 108 О.Н. Бердникова 12.03.2012 Положение о системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной

Темперамент определение Темперамент совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темперамент

Особенности ВНД умственно отсталого ребенка Сообщение на заседание школы «Молодого педагога», 03.11.2016г. Подготовила: воспитатель Ольховик Л.А. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых

SWorld 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

Ведяскин Юрий Алексеевич преподаватель Кулагин Анатолий Васильевич старший преподаватель Александров Алексей Анатольевич курсант ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» г. Иваново,

Возрастные особенности высшей нервной деятельности Иван Михайлович Сеченов 1829-1905 Иван Петрович Павлов 1849 1936 Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность

ЭКОНОМИКА Пушина Лариса Михайловна магистрант Афанасьев Владимир Николаевич д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская

Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА). Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л. Т. Баранская, О. С. Чаликова ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА С ПОМОЩЬЮ ШКАЛЫ Д. ВЕКСЛЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Интеллектуальная шкала Д. Векслера до сих пор остается

ДИАГНОСТИКА ПСИХОМОТОРНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психомоторная одаренность подразумевает наличие комплекса органически связанных компонентов психомоторных способностей. Широко известны

Название документа: Программа учебной дисциплины «Психгенетика» Разработчик д.б.н., профессор Мулик А.Б., Стр. 1 из 8 Версия 2 Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной

Разработка психофизиологических методов оценки функционального состояния работников локомотивных бригад (РЛБ) при различных видах движения с учётом сменного графика работы А.С. Кремез, ЗАО «НЕЙРОКОМ»,

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОККЕИСТОВ: Аспекты отбора и воспитания Физкультурно-спортивная деятельность как профессиональная деятельность предъявляет основные требования к состоянию

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ 2013-2014 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВАРИАНТ 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1.Высший

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

А.Н.КИЛИВНИК Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, г. Винница, Украина ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ

Ключевых компетенций будет эффективным только в том случае, если на всех этапах учебно-воспитательного процесса будет доминировать творческая, поисковая, профессионально и социально ориентированная деятельность

Развитие выносливости фехтовальщиков и ее значение В этой статье рассматриваются аспекты интегральной подготовки спортсменов, специализирующихся в видах выносливости. Анализ литературных источников по

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛИЦЕЕ А.Н. Рыблова, В.В. Мишле Саратовский государственный социально-экономический университет Анализ современной педагогической

Психологическая служба и психологическое сопровождение ребенка в ДОУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Борзило Лилия Вениаминовна педагог психолог МДОУ «Д/С комбинированного

Профессия Водитель входит в тройку опаснейших профессий в России. Она предполагает значительный уровень ответственности за жизни других людей. Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Оценка распределения внимания .

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.