Консультация для родителей культурно гигиенические навыки ребенка. Консультация для родителей: «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника. Не привередничай и ешь все, что дают

Консультация для родителей

«Формирование культурно – гигиенических

навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель 1КК

Лапунова Екатерина Александровна

Уважаемые родители, не забывайте , что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.

В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь.

Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека — здоровье…

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся:

  • навыки по соблюдению чистоты тела;
  • культурной еды;
  • поддержанию порядка в окружающей обстановке;
  • культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. В детском саду детей приучаем мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять у нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Со временем у него появится потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших. Приучить ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя за стол садиться с немытыми руками, нельзя есть немытые фрукты, ягоды.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Навыки опрятной еды включают умение:

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.

Учим пользоваться носовым платком:

Учим пользоваться расческой:

Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т.п. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором – ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.

Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принять желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны подавать в этом пример.

Необходимо приучать детей сдержано вести себя в общественных местах: на улице, кино, театре, на транспорте и т. д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснять, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький». Ребенка среднего возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе с взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.

Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым тоном. Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату без стука, что нужно уступать место старшим и т.д. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

Перво

Консультация для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей средней группы»

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Чтобы ребёнок развивался правильно, родители должны создавать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические нормы в семье. Формирование культурно-гигиенических навыков это важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых. Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта.

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Разъяснение детям нравственного значения этих правил вызывает интерес к ним, желание их выполнять, формирует нравственные мотивы поведения. Таким образом, наша задача не только приучить детей выполнять те или иные правила поведения, не только обучить их хорошим манерам, но и воспитать у них внутреннюю красоту, чтобы дети поступали должным образом в силу уважительного отношения к людям.

Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей пятого года жизни следующих умений и навыков:

1) Поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической;

2) Аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;

3) Приветливо здороваться и прощаться, благодарить, быть внимательным и предупредительным, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах;

4) Говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;

5) Выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять у нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Со временем у него появится потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших. Приучить ребенка выполнять правила гигиены - значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя за стол садиться с немытыми руками, нельзя есть немытые фрукты, ягоды.

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т.п. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором - ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.

Щетки для одежды, обуви нужно хранить в доступном для ребенка месте и научить его правильно действовать ими. Для того чтобы ребенок никогда не пользовался чужими расческами, необходимо, чтобы у каждого в семье была своя расческа. Научите ребенка регулярно мыть ее щеткой с мылом.

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Не спешите, заметив погрешность в костюме ребенка, устранять ее, лучше предложите ему подойти к зеркалу и посмотреть, все ли у него в порядке.

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принять желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны подавать в этом пример.

Необходимо приучать детей сдержано вести себя в общественных местах: на улице, кино, театре, на транспорте и т.д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснять, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький». Ребенка среднего возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять о или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе со взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.

Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым тоном. Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату без стука, что нужно уступать место старшим и т.д. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него "переговоры": "Ваня, ты забыл вымыть руки". - "Они у меня чистые". - "Все равно перед обедом надо вымыть". - "Я их недавно мыл"...

После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в доме или на даче нет, детей с 3 - 4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.

В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.

Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!).

А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок?

Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговка, - и сразу их устранять?

Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

Ольга Николаевна Сытник
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка»

Развитие у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы и осуществление её на практике.

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком , сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию .

Под личной гигиеной понимают совокупность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здорового ребенка . Правильный гигиенический уход имеет огромное значение для нормального развития детского организма. Постепенно приучая ребенка к определенным действиям, можно выбрать у него ряд гигиенических навыков .

В первую очередь необходимо воспитывать у детей потребность в чистоте. Необходимо заботиться о том, чтобы кожа ребенка постоянно содержалась в чистоте. Кожа детей раннего возраста очень легко повреждается.

С двух лет надо предоставить ребенку возможность умываться самому. Малышу важно выполнение действий в правильной последовательности. Хотя для ребенка по-прежнему интересен и привлекателен сам бытовой процесс. Это объясняется тем, что именно правильная последовательность положительно оценивается взрослым, а малыш стремится к оценке. Чтобы малыш стал осознавать последовательность действий, составляющих навык , взрослый должен показать ее и назвать словом.

Когда ребенок начинает мыться , следует объяснить важность и нужность выполнения каждого действия; нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол; показать ему, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена, какие места нужно получше потереть – тогда она лучше смоет грязь, взрослый обращает его внимание на то, какими грязными были его руки и какими они стали после того, как их помыли.

Во время мытья рук ребенку надо сказать , что вода теплая, можно применить художественное слово, например :

«ЛАДУШКИ» * * *

«УМЫВАЕМСЯ»

НОСИК, НОСИК! ГДЕ ТЫ НОСИК?

РОТИК, РОТИК! ГДЕ ТЫ РОТИК?

ЩЕЧКА, ЩЕЧКА! ГДЕ ТЫ ЩЕЧКА?

БУДЕТ ЧИСТЕНЬКАЯ ДОЧКА.

Привыкнув мыть руки перед едой, он сам будет заботиться о чистоте своих рук и направится к умывальнику, как только услышит о том, что надо кушать. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями.

С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка аккуратность , особенно во время еды, показать, как испачкалась скатерть, когда пролили суп, и какая она стала после стирки. Воспитатель следит , чтобы ребенок после обеда пользовался только своей салфеткой, потому что через салфетку могут передаваться некоторые заболевания.

Однако у детей в связи с особой чувствительностью к инфекции нередко возникает насморк, поэтому наряду со своевременным лечением необходимо научить ребенка пользоваться носовым платком. Каждый ребенок должен иметь свой носовой платок и ни в коем случае не давать его для пользования другим детям.

Навыки личной гигиены соединяются с навыком поведения в общественных местах : как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расческе, мылу, к посуде, а затем к игрушкам, одежде. Навыки , как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причесывания , одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, уважать труд других людей.

Итак, главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей состоит в том, чтобы сформировать у них сознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не.

Консультация для родителей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» Консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет". Воспитание культурно – гигиенических.

Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы» Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы». Известно, что самые прочные привычки,.

Консультация для педагогов «Формирование культурно-гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Надежда Котик
Консультация для воспитателей «Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников»

Консультация для воспитателей детского сада

«Воспитание культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возрас та»

На протяжении веков из поколения в поколение взрослые, умудренные жизненным опытом, передают свои знания детям. Дети, подражая опыту взрослых, из поколения в поколения преобразуют его, так происходит развитие или эволюция. Сами же педагоги, взрослые призванные учить и назидать, находятся в постоянном поиске новых приемов, методов и технологий, чтобы предоставить детям возможность самим стать «первооткрывателями мира», самим находить ответы на возникающие вопросы.

Чтобы ребенок уверенно шел по жизни, познавал окружающий мир, взаимодействовал с взрослыми и сверстниками, развивался – ему необходимо быть самостоятельным, уметь обслуживать себя без посторонней помощи, другими словами у него должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (КГН).

Во всех образовательных программах дошкольного образования обозначены задачи по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, которые усложняются от возраста к возрасту. Какие же методы и приемы, используемые педагогом, помогут ребенку овладеть столь необходимыми умениями.

Приемы воспитания КГН у малышей.

Использование игровых приемов, которые вызывают у малышей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая формировать у ребенка навык умывания, педагог от лица куклы би-ба-бо общается с малышом. Просит ребенка, научить Хрюшу, закатывать рукава, смочить руки, намылить их и т. д.

Сказочный или мультипликационный герой, например Лунтик, приехавший к ребятам и живущий в группе также учится у ребят КГН, дает оценку действиям детей.

Чтение рифмованных строк дает хороший результат при обучении навыкам самообслуживания. Например, показывая приемы умывания, педагог приговаривает:

Буль-буль-буль журчит водица,

Все ребята любят мыться.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Создание интереса к предмету.

Например, во время умывания педагог дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое, душистое мыло! А как наверно это мыло хорошо пениться! Давайте проверим?»

Действенный прием - показ инсценировок с помощью игрушек.

Сюжеты можно придумать самые разные «Как Маша училась мыть руки», «Как Хрюша обедал», «Как зайка потерял носовой платочек» и т. д.

Ребенку младшего возраста необходима похвала и яркое проявление чувств. Следует всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое ласковое, дружелюбное отношение к малышу.

Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи симулирования: «Саша, сам застегнет ботинки, он это уже умеет делать, а Даша поможет тому, кто еще не научился».

По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следует использовать теже приемы и методы, что и в раннем возрасте: поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четким, понятными объяснениями.

Работа с малышами по формированию навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Воспитатель должен постоянно помнить о том, что плохие привычки быстро прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее.

Приемы воспитания КГН у детей средней группы.

У многих детей 5 года жизни наблюдается снижение интереса к самообслуживанию, поскольку они уже не видят в нем новизны. Дети правильно обосновывают, для чего щужно мыть руки, причесываться и т. д. Но поведение ребят зачастую не совпадает с имеющимися у них представлениями. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал.

Картинки с изображением веселых зверюшек, занимающихся самообслуживанием.

Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.

Увлекательные игры и упражнения типа «Что мы делаем не скажем, лучше мы это покажем!», «отгадалочки», «узнавалочки».

Использование художественного слова. Например: Бобик, ты такой лохматый!

Не причешешь шерстку лапой.

На, возьми расческу

И поправь прическу.

Объяснение и показ способа действия.

Положительный пример, похвала.

Мягкое, доброжелательное напоминание.

Привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка.

Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. На конкретных примерах учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи: не закатал почему рукава – придется ходить с мокрыми.

Приемы воспитания КГН у детей старшего дошкольного возраста.

Напоминание о целесообразности действий.

Контроль за порядком в шкафах осуществляют сами дети.

Уместны игровые приемы (стихи, загадки, шутки и т. д.).

Соревновательные приемы.

Самооценка.

Используемая литература:

1. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.

2. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. В. В. Гербова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.

3. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.

4. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Консультация. «Воспитание культурно-гигиенических навыков» (из личного опыта работы) Тема охраны жизни и здоровья детей сегодня волнует.

Памятка для родителей «Воспитание культурно - гигиенических навыков» Памятка для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков» Ну что за неряха! - в сердцах восклицает иной родитель, будто он и.

Памятка для родителей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка. " Памятка.

Консультация для воспитателей «Ситуативные разговоры по формированию культурно-гигиенических навыков» (средний возраст) Ситуативные разговоры с детьми среднего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков (умывание) Из опыта работы.