Конспект по ознакомлению с окружающим средняя группа. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомьтесь - это я" (средняя группа). Распределение материала на учебный год

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы)

в средней группе

№ п/п

Месяц

Название темы ОД

Программное содержание

Источник методической литературы

Сентябрь

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь».

Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Стр. 27

Сентябрь

«Мой город»

Продолжать закреплять названия родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за родной город.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 46

Сентябрь

«Что нам осень принесла?»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Стр. 28.

Сентябрь

«Петрушка идет трудиться»

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 21

Октябрь

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 30

Октябрь

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 33

Октябрь

«Прохождение экологической тропы».

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 33

Октябрь

«Что такое улица»

Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.); машины двигаются по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией). Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход».

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

Стр. 17

Октябрь – ноябрь

«Родной край»

Формировать элементарные представления об улице, на которой живут; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 31

Ноябрь

«Замечательный врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 34

Ноябрь

«Мои друзья»

Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 24

Ноябрь

«Расту здоровым!»

Формировать у детей общее представление о здоровье; познакомить с органами чувств человека, их назначением; дать знания о способах сохранения здоровья органов чувств.

Стр. 158

Ноябрь

«Моя семья»

Внести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 19

Декабрь

«Осенние посиделки. Беседа о домашних животных».

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 38

Декабрь

«Беседа о жизни диких животных в лесу»

Дать детям представление о диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 41

Декабрь

«Почему Снегурочка растаяла?»

Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи:снег в тепле тает,на морозе вода замерзает.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 45

Декабрь

«Петрушка идет рисовать»

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 26

Январь

«Стайка снегирей на ветвях рябины»

Расширить представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 48

Январь

«В гости к деду природоведу»

Расширять представления детей о зимних явлениях природы. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 50

Январь

Петрушка-физультурник

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 28

Январь

«В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 36

Февраль

«Наша армия»

Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие « защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 37

Февраль

«Посадка лука»

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 54

Февраль

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 40

Февраль

«Расскажем о маме»

Воспитывать любовь и уважение к женщинам, готовность помогать им; учить рассказывать о празднике.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 189

Март

«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 48

Март

«Народная игрушка»

Ознакомить с разнообразием русских народных игрушек, народными промыслами, элементами дымковской росписи; приобщать к истокам русской народной культуры.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 222

Март

«Расскажи о любимых предметах»

Закреплять знание детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 18

Март

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 66

Апрель

«Птицы – наши друзья»

Обогащать представления детей о перелетных и зимующих птицах, об образе жизни птиц, особенностях из строения и поведения; воспитывать бережное отношение к птицам.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 69

Апрель

«Полет на ракете»

Формировать начальные представления о космосе, космонавтах, звездах; развивать мышление, память, интерес к познанию окружающего мира; воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 226

Апрель

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 59

Апрель

«Труд весной»

Формировать навыки и умения в простейших процессах хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места; развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто).

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 201

Май

«День Победы»

Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы; воспитывать любовь к Родине; воспитывать уважение к ветеранам войны.

См. Приложение конспекта

Май

Диагностические задания 1,2

Выявить представления об овощах и фруктах; выявить представления о растениях.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 69, 70

Май

Диагностические задания 3, 4

Выявить представления о домашних и диких животных; выявить представления о свойствах песка, воды и льда

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр.72

Литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
  2. Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя группа / авт.-сост. З.А.Ефанова, А.В.Елоева, О.В.Богданова. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель,2017. – 274 с.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  5. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.: цв. вкл.
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

Крючкова Вера Николаевна
Учебное заведение: МДОУ "Новокручининский детский сад "Росток"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-02-26 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года» Крючкова Вера Николаевна МДОУ "Новокручининский детский сад "Росток" Занятие на закрепления представления детей о признаках всех времен года.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»

Цель : закрепить представления детей о признаках всех времен года.

Задачи : закрепить представления детей об основных признаках времен

года, умение самостоятельно находить их, иметь представления об их чередовании; закреплять умение читать символические обозначения; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,

развивать образность речи, активизировать в речи детей эмоционально – оценочную лексику;

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе; умение взаимодействовать друг с другом.

Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки – символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.

Формы работы : игровой момент, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самостоятельная работа детей.

Предварительная работа : беседы на экологические темы, заучивание стихотворений, загадок, наблюдение за живой природой и природными явлениями, тематические прогулки.

Ход занятия :

упражнение на концентрацию внимания: Дима сядь первый, Ира сядь справа от Димы, на третий стул сядет Даша, между Мишей и Вовой сядет Катя и т.д.

Восп.: Ребята, кто-то к нам идет, вы слышите? (стук в дверь) Кто же там? Сейчас посмотрю.

Заношу игрушку лесовичка.

Мы с вами много раз ходили в гости к старичку — лесовичку, а сегодня он к нам пришел.

Лесовичок: Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Расселись удобно? Вот и хорошо!

Восп.: Хочет лесовичок сказку вам рассказать, а заодно и проверить

внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням

Путешествовали. Слушайте:

Жил был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел ему в саду малины нарвать. Пошел помощник, но вернулся ни с чем.

— Почему? (ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)

— Когда ягоды поспевают? (летом).

Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть на медведя.

— Как вы думаете, удалась ему эта царская забава? (нет).

— Почему? (медведь зимой спит в берлоге).

— А кто еще из животных спит зимой? (еж).

Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Попросил он своих помощников в лес, в сад идти.

— Удалось ли царю сделать приятное царице?

— Почему? (…..)

— Когда цветут подснежники? (весной).

Когда созревают яблоки? (осенью).

Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идет.

— Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен года).

— Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.

Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно летние, зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на соответствующих карточках.

Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.

Он же задает ребятам вопросы:

— Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),

— Сколько их? (4).

— Что идет после осени? (…). Лета? (…). Весны? (…). Зимы? (…).

— Что было до лета? И т.д.

— Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.

Физминутка :

Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко.

Озорные лучики «защекотали» сугроб (детки начинают двигаться): «Просыпайся, вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки (ребята разбегаются по группе).

Собираются возле воспитателя.

— Кого вы хотите разбудить, ручейки? (деревья, кусты, траву, реки, цветы и т. д.)

— Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом, осенью.

— Как вы догадались? По каким признакам? (…)

Пальчиковая гимнастика : «Наш волшебный карандаш»

Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени года, нарисуйте это.

(Каждый из детей рисует календарь погоды на один день, можно обмениваться).

А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Наступили холода Я раскрываю почки

Обернулась в лед вода. В зеленые листочки.

Длинноухий зайка серый Деревья одеваю,

Обернулся зайкой белым. Посевы поливаю.

Перестал медведь реветь, Движения полна

В спячку впал в бору медведь. Зовут меня……(весна).

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой).

Я соткано из зноя, Несу я урожаи,

Несу тепло с собою, Поля вновь засеваю,

Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,

«Купайтесь!» — приглашаю. Деревья раздеваю.

И любите за это Но не касаюсь сосен

Вы все меня. Я …(лето). И елочек. Я …(осень).

Лесовичок:

Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не забывайте меня, приходите в гости. До свидания!

Итог занятия: рассматривание карточек – схем, беседа.

. .

Ульяна Тарасова
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные»

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши».

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы

Учить детей правильно называть

Способствовать формированию любознательности у детей;

Необходимые материалы: волшебный мешочек красного цвета с свернутыми листочками- загадками о животных; картинки с изображением домашних животных и их детенышей; дидактическая игра «Помоги найти детеныша»; наклейки с животными.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стульчики вокруг стола.

Дети и воспитатель садятся вокруг стола.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, вы любите сюрпризы?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто же их не любит, правда?

И я ребята, как и вы, люблю сюрпризы. Тогда, предлагаю вам закрыть глазки. Когда я сосчитаю до 5, вы можете их открыть. Только не подглядывать.

Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять! Открываем дружно глазки!

Дети открывают глазки и видят в руках воспитателя волшебный мешочек.

Воспитатель: Что у меня в руках, ребята?

Дети: Это же мешочек!

Воспитатель: Верно. Но это не простой мешочек, а волшебный.

Ребята, вы уже сказали, что любите сюрпризы. Хотите сюрприз?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот как! Здорово! Что же, тогда могу вас порадовать. Если вы справитесь сегодня с заданиями, то вас ждет сюрприз. Согласны потрудиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Тогда приготовьтесь узнать, о чем мы сегодня все вместе будем говорить. В этом нам поможет волшебный мешочек, в котором спрятались хитрые листочки с загадками! Мои юные друзья, вы любите разгадывать загадки?

Дети: Конечно!

Воспитатель: Хорошо. Готовы открывать наш волшебный мешочек?

Тогда приготовьте свои ушки на макушке.

Воспитатель предлагает каждому ребенку вытащить свернутые листочки с загадками. Затем педагог таинственно раскрывает свернутый листочек и читает детям загадки. Дети хором отгадывают их.

Загадка 1.

Человеку помогает,

Молоко ему дает.

Есть рога, но не бодает.

Целый день жует траву.

Загадка 2.

Кто в степи так быстро мчится?

Звонко цокают копытца,

Скачет весело, игриво.

Вьется хвост, и вьется грива.

Загадка 3.

Любит в луже полежать.

Может хрюкать и визжать.

А еще на спинке

У нее – щетинки.

Загадка 4

Вместо платья и рубашки

У нее кругом кудряшки.

Можно кудри подстригать

И потом носки вязать.

Загадка 5.

Молока даёт немножко

Есть копыта, и есть рожки.

Если пустишь в огород

Вся капуста пропадет.

Загадка 6.

Куд-куда, куд-куда!

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

(курица и цыплята)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Педагог показывает картинку с домашними животными и их детенышами.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Кого вы видите?

Дети: Животных.

Воспитатель: Правильно. Вот сегодня мы поговорим о домашних животных и их детенышах.

Воспитатель: Давайте назовем этих животных на картинке. Где они живут? Что дают эти животные человеку?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы. Вы на все вопросы ответили правильно. И так, мои юные друзья, эти животные, которых мы назвали с вами, называются «домашними». Человек строит для них жилье, кормит и ухаживает за ними. А животные приносят пользу человеку: дают человеку молоко, масло, творог, яйца, пух и многое другое.

Физкультминутка «Бычок»

Воспитатель:

Давайте превратимся в бычков.

Идёт бычок качается

Вздыхая на ходу

Ой доска кончается

Сейчас я упаду!

Воспитатель: И так, ребята, все помнят про сюрприз, который я вам обещала?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Мы уже хорошо справились с некоторыми заданиями. И осталось преодолеть последнее задание

Все готовы продолжать? Все хотят узнать, какой сюрприз вас ждет?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. И так, посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Животных и их детенышей.

Воспитатель: Верно. Послушайте одну историю. В один прекрасный летний день, ребята, мамы с детенышами гуляли. Но во время прогулки, детеныши отстали от мамы и заблудились. А их мамы никак не могут их найти. Грустная история, ребята?

Дети: Да, грустная история.

Воспитатель: Согласна с вами. Но мы, мои юные друзья, можем изменить грустный конец истории на счастливый. Давайте поможем животным найти их детенышей?

Дети: Да!

Дети внимательно рассматривают картинку и под руководством воспитателя выполняют задание «Соедини стрелками животное и его детеныша» и учатся правильно называть животных и их детенышей.

Ответы детей:

Курица – цыпленок

Корова – теленок

Свинья – поросенок

Лошадь – жеребенок

Овца – ягненок

Коза – козленок

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим. О ком мы с вами сегодня говорили, ребята? Какую пользу приносят эти животные человеку?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы помогли животным найти их детенышей, и поэтому животные и их детеныши вместе со мной хотим поблагодарить вас за помощь и за старание в выполнении заданий!

Воспитатель вручает каждому ребенку наклейки с изображением животных. Дети благодарят за подарок.

Воспитатель: Занятие наше закончилось. Давайте похлопаем в ладошки и скажем друг другу «Молодцы!».

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Программное содержание:

Закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;

Учить детей правилам безопасного поведения;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Материалы используемые на занятии:

Зеркало, муляжи продуктов питания, картинки «предметов гигиены», модули, картинки «смешариков», воздушные шарики, корзины (3 шт.), картинка солнышка, ленточки по количеству детей, мультимедиа, магнитофон.

Ход открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы отправиться в волшебное путешествие. Посмотрите, сколько у нас гостей. А давайте мы с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в царство «Здоровье». (играет музыка)

Чтоб в путь со мной оправиться, не нужен транспорт нам.

Зеркальце волшебное нас не подведёт

В царство Здоровье нас быстро донесёт.

Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться. (дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель:

Вот мы и попали в царство «Здоровье» и очутились на первой полянке «Здоровое питание».

Тридцать два весёлых зуба,

Уцепившись друг за друга

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показывает веселый зуб)

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель: Какой это зуб? А почему он грустный? (показывает грустный зуб)

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Воспитатель: для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты » (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).

Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.

Воспитатель: А сейчас послушайте волшебные загадки, которые перенесут нас на следующую поляну «Правила безопасного поведения ».

Загадки об опасных предметах:

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоко и масло.

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

У него полно забот:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения». А на этой поляне живут Смешарики, грустный и весёлый, которые хотят поиграть с вами в игру «Полезные и вредные советы». Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то поднимаете Смешарика, который улыбается, а если не согласны, то Смешарика, который грустит.

Игра Полезные и вредные советы

Сидя за столом размахивать ножом и вилкой;

Разговаривать, не прожевав пищу;

Пользоваться салфеткой во время еды;

Брать в рот кнопки, скрепки, иголки;

Играть со спичками;

Закаляться;

Открывать дверь незнакомому человеку;

Брать лекарства без разрешения взрослых;

Выполнять режим дня;

Включать электроприборы без разрешения взрослых;

Становиться на подоконник и высовываться из окна.

Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.

Воспитатель:

Мы зарядку очень любим –

Каждый хочет быть здоров!

Нам зарядка помогает

Реже видеть докторов.

А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.

Делаем физминутка (под музыку)

Воспитатель: А эта полянка волшебная и живёт на ней фея «Доброты», которая превращает маленьких детей в волшебников. Станьте в круг, дайте друг другу ручки, закройте глазки. Сейчас вы станете маленькими волшебниками (звучит волшебная музыка). Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу тепло ваших рук. Почувствуйте, как вместе с теплом ладошек к вам приходят самые добрые чувства. А сейчас станьте парами и возьмитесь за руки.

Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой;

Подарите друг другу добрый взгляд;

Подарите друг другу доброе рукопожатие;

Давайте согреем свои ладошки тёплым дыханием и подарим наше тепло друг другу.

От вашего добра, вашей теплоты на полянке засветило яркое солнышко. Каждый из вас – это лучик солнышка. Давайте сядем, возьмём лучик и согреем друг друга тёплыми словами. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. (дети сидят на коленках, в руках лучики, сказав ласковое слово прикладывают лучик к солнышку)

Воспитатель: А сейчас послушайте сказку, которая перенесёт нас на полянку, где живёт фея «Чистоты».

Сказка про чистоту.

Воспитатель: Я думаю, что все вы любите мыться, купаться, а сейчас давайте построим дворец для Солнцелученьки, чтобы она к нам иногда прилетала и проверяла все ли любят чистоту.

Игра «Замок для Солнцелученьки»

(дети из модулей, на которых изображены предметы гигиены, строят домик, беря модуль, объясняют для чего нужен, тот или иной предмет гигиены).

Какой красивый получился замок, и я, думаю, что Солнцелученьке он очень понравится.

Воспитатель: На этом наше путешествие по царству «Здоровье» закончилось.

Мы научились быть здоровыми,

А советы дадим вам не новые:

Не делайте вреда никогда никому.

Кушайте полезную только еду.

Мойте с мылом руки и ноги.

Забудьте об игре на дороге!

Делайте зарядку, тепло одевайтесь,

Холодной водой по утрам обливайтесь.

Будьте осторожны ночью и днём.

Никогда не играйте с огнём!

Дороже здоровья нет ничего.

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье все берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с царством «Здоровье», а нам пора возвращаться в детский сад.

Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.

За светлую улыбку я зеркальце вам дам.

Зеркальце волшебное нас не подведет.

В детский сад нас быстро донесёт.

(дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

И мне очень понравилось путешествовать с вами. Я приготовила вам сюрприз. Это воздушные шарики. (раздаю шарики).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Домашние и дикие животные.

Путешествие в « Заколдованный лес».

Программное содержание:

    Обобщать знания детей о диких и домашних животных.

    Развивать память и воображение.

    Формировать у детей желание оказать помощь.

    Учить распознавать животных по силуэтам.

    Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Материал для занятия:

    Конверт с письмом.

    Сказочный герой Лесовичок.

    Игрушки домашних и диких животных.

    «Волшебный мешочек».

    3 карточки с изображением « Солнышка».

    Кубики с силуэтами животных и их изображением.

    Карточки с условными обозначениями леса и дома.

    Магнитофон.

    Фонограмма « Звуки живой природы».

Ход занятия:

Организация детей: дети сидят на стульчиках. Стук в дверь. Почтальон принес письмо.

Воспитатель: Ребята! К нам пришло письмо от хозяина леса Лесовичка. Давайте прочитаем, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Лесовичок. У меня беда. Наш лес заколдовала вредная колдунья. И теперь в нашем лесу скучно и грустно. Помогите мне. Если вы выполните все задания, то лес расколдуется. Спешите! Я вас жду.

Воспитатель:

Ну, что ребята, поможем Лесовичку?

Воспитатель:

Тогда не будем терять время, и отправимся в путешествие в « Заколдованный лес» , на помощь Лесовичку.. Предлагаю поехать на автобусе.

Проходите! Проходите!

У окошка место есть, Не желаете присесть?

На моем автобусе

Полоски, как на глобусе

Мы объедем целый свет

Вы садитесь, или нет?.

(дети «рассаживаются по местам» Вставая по двое)

Первая остановка: Заколдованный лес.

Воспитатель:

Вот мы с вами и в лесу. А где же Лесовичок? Ах, вот ты где спрятался.

Достает Лесовичка из под « пенька».

Лесовичок:

Спасибо ребята, что вы пришли. Идите за мной, я покажу, что натворила злая колдунья.

Дети идут за Лесовичком по эмитированной дорожке.

Воспитатель: по дорожке дети шли

Мешочек по пути нашли

А мешок то не простой

Он волшебный- вот такой.

Ребята, интересно, а что находится в мешочке?

Детям на ощупь предлагают определить, что в мешочке. Дети определяют, что это- кубики.

Лесовичок:

(открывает мешочек, достает кубики. По верх изображения животных, наклеены силуэты этих же животных .) -Так это мои волшебные кубики, но они заколдованы. Дети по силуэтам отгадывают животных. Но кубики «не расколдовываются»

Давай те попробуем отгадать загадки, может это поможет?

Проводится дидактическая игра « Отгадай загадку»

    Всех боится он в лесу

Волка, филина, лису

Бегает от них, спасаясь

С длинными ушами…(заяц) Картинка с силуэтом зайца легко снимается, и появляется картинка с изображением зайца. Кубик расколдован.

    Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это-(Лиса). Кубик расколдован.

    Он коричневый, лохматый.

Угадайте, ка ребята

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?(медведь) Кубик расколдован.

    Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…..(волк) Кубик расколдован.

Лесовичок:

Спасибо Ребята, Вы справились. Давайте положим здесь солнышко, что бы в лесу стало светло. Теперь отправляемся на лесную поляну.

Лесная поляна.

Лесовичок:

Посмотрите сколько здесь животных. Они заколдованы, поэтому забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут.

Воспитатель:

поднимает по одной фигурке животного и спрашивает кто это. Дети отвечают.

Лесовичок:

Спасибо! Вы помогли расколдовать лесную полянку, Положите здесь солнышко. Как же здесь стало красиво!!! Устали?

Физкультминутка.

Мы к лесной полянке вышли

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем

(Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки и продолжают движение )

Лесное озеро.

Лесовичок:

Посмотрите, как смешались все животные: дикие животные вместе с домашними. Что бы расколдовать озеро, нужно всех животных расселить по своим домам. Вот картинка с лесом. Какие животные живут в лесу. А вот картинка где нарисован дом. Какие животные живут рядом с человеком?

Дети с помощью Лесовичка распределяют: диких животных к картинке с лесом, домашних, к картинке с домом.

Лесовичок:

Молодцы! Расколдовали озеро. Положите на него солнышко.

Звучат звуки живой природы.

Воспитатель:

Слышите, как красиво поют птицы, журчит вода? Мы справились со всеми заданиями, помогли Лесовичку, и расколдовали лес. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажите Лесовичку. До свидания.

Дети прощаются с Лесовичком и едут обратно.

«По возвращении в детский сад» Задаются вопросы для закрепления:

    Где мы сегодня были? Кому помогли?

    Каких животных видели?

    Каких животных поселили в лес? Каких животных поселили в дом? Почему?

Воспитатель:

Все молодцы! Всем Спасибо. Все дети получают наградные подарки.