Конспект логопедического занятия по развитию речи весна. Конспект открытого логопедического занятия «Весна» в подготовительной группе. Жеребенок с каждым днем

Логопедическое занятие. Тема «Весна»

Подготовительная к школе группа.

Цель . Развитие речи.

Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение и закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения звуков [Н] и [Н,], закрепление звука и буквы [Н], дифференциация звуков [Н] и [Н,] в слогах, словах.

Коррекционно развивающие задачи. Формирование фонематического слуха. Развитие фонематического вос­приятия. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением. Совершенствование навы­ка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактиль­ной чувствительности.

Коррекционно- воспитательные задачи . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : мяч, картины с признаками весны, разнообразные картинки на тему: «весна», тазик, наполненный пластмассовыми шариками, картинки связанные с вес­ной на каждого ребенка по одной: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей. скворечник магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», предметные картинки со звуками [Н] и [Н , ] в названиях предметов

Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за ве­сенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Раз­учивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музы­кальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с вос­питателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».

Ход занятия

1. Организационный момент . Со­здание эмоционально положительного фона.

В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник»

Логопед выключает маг­нитофон и читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. Нищева

2. Д.И. «Однокоренные слова»

Логопед: Давайте, образуем слова одной семьи от слова капать.

Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (Капли)

Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней вес­ной? (Капель.)

Логопед. Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)

Логопед. Если капли капают, какие они? (Капающие)

Логопед. Давайте повторим все слова одной семьи, начи­ная со слова капать.

Дети: Капать, капля, капель, капелька, капающие.

3. Артикуляционная гимнастика общая.

«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно

Ритм копыта отбивают,.

Язычок им помогает.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

4. Игра с мячом «Приметы весны». (Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Отвечаем полными предложениями.

Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему 1- ому ребенку (ответ) На солнце снег начал таять.

Бросает мяч 2-ому ребенку. (ответ) Появились первые проталинки вокруг дере­вьев.

Бросает мяч 3-ему ребенку. (ответ) На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч 4-ому ребенку. (ответ) Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч 5- ому ребенку. (ответ) Ночи стали короче, а дни.

Бросает мяч 6- ому ребенку. (ответ) На деревьях набухли почки.

5. Упражнение «Раздели на слоги».

Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми шариками

Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите картинки связанные с вес­ной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одной картинке.

Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

5-й ребенок Ру-чей. Два слога

6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога

6. Физминутка «Клен»

За окном сосулька тает , Дети стоят, повернувшись лицом вкруг.

Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево - вправо.

Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.

Клен тугие кулачки. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку . 4 прыжка.

И едва растает снег , Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех . Протягивают друг другу правые руки. С. Коган

Рукопожатие

7. Грамота. Знакомство со звуками [Н] и [Н , ].

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какие звуки встречается в нем чаще других.

Няня на ночь Нину мыла Но не ныла Нина.

Нина мыла не любила, Нина - молодчина!

Дети. Звуки [Н] и [Н , ].

Логопед. Давайте произнесем звук [Н] все вместе. Дети произносят звук [Н].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [Н] - гласный или согласный? (Согласный)

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук? (Синим)

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой. (Он звонкий).

Логопед. Твердый или мягкий? (Твердый)

Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук.

Пропойте мне, пожалуйста, мягкий звук [Н , ].

Игра «Хлопни в ладоши».

Вы будете хлопать, как только услышите звуки [Н] и [Н , ].

К, Н, П, Х, М, к, н, п, м,нь, т, х.

Ма, ну, по, ни, ту, на, пи, но.

Санки, слон, конь, лимон, носки, мыть, луна, надеть, капать.

Проговариваем вместе с детьми У меня про «Н»

Вдруг сложилась песенка:

Н-н-н-н-н-н-н

Получилась лесенка

8. Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке .

Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе .

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.

Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек.

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.

Капли звонко капали попеременно ударять указательными пальцами

Все сосульки плакали: поднести руки к лицу, как при плаче

Солнце светит ярко, «фонарики»
Нам, сосулькам, жарко!
махи кистями рук на себя

9. Упражнение «Внимательные глазки».

Логопед предлагает детям рассмотреть картины с признаками весны.

Логопед. Давайте определим, у кого из вас самые внима­тельные глаза. Посмотрите на картины и найдите все предметы, в названиях которых есть звук [Н]. За каждое слово я буду давать вам по одной фишке.

Дети находят на картинах и называют небо, солнце, проталина, снег, сани, окно, сосна.

Логопед выдает им фишки. Все вместе определяют победителя.

10. Итог.

Скажите, пожалуйста, ребята, вам нравиться такое время года как весна? Почему?

Ответы детей. Что нового вы узнали сегодня про весну на нашем занятии, что вам больше всего понравилось?

Цель: формирование навыка использования в речи однородных определений.

1. Закреплять знания детей о признаках весны.

2. Учить согласовывать в речи имя существительное и имя прилагательное.

3. Расширять и активизировать словарь слов-признаков.

4. Формировать глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Оборудование: иллюстрации, пенопласт, стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты, маленькие пробники с духами, аудиозапись пения птиц.

Ход занятия

Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки весны”.

Назовите, какое сегодня число, день недели, месяц?

Назовите, какое сейчас время года?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Какой месяц был предыдущий, какой будет следующий месяц?

Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла...

Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Дыхательная гимнастика.

Скоро наступит весенний праздник. Вспомните, это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.

Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.

Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот. “Ах, какой аромат!”

Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады приходу весны, ждали ее с нетерпением.

Раньше люди звали весну в гости и говорили: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко , певчих птичек , зеленой травки , ярких цветов ! (Дети добавляют слова-предметы).

Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков. Для этого нам понадобятся картинки.

Наступили … (теплые, солнечные, светлые, весенние) деньки.

На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая) травка.

Птички запели … (звонкие, радостные, веселые) песенки.

На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие) одуванчики.

Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).

Мы много поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)

Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Сначала тихо подуем, затем сильнее.

1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке растаял)

2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)

4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река весной)

Хорошо. А теперь поработают наши ушки.

Развитие фонематического восприятия. Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук шмеля, кваканье лягушек.

Игра с мячом “Почему?”

Почему весной тает снег?

Почему весной мы сняли шубу и варежки?

Почему весной бегут ручьи?

Почему весной сосульки капают?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной на деревьях набухают почки?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Формирование пространственных представлений. Индивидуальная работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с цветами. У каждого ребенка листок бумаги с лабиринтом.

Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все активно работали! И заслужили съесть конфету, которая лежит у вас на парте.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.

Тема : «К нам идёт Весна»

Цель :- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память,внимание,мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Оборудование:

Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч,игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения «Клён»

Ход занятия.

1.Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнышко», логопед обращает на неё внимание)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка,земля (наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне .(Слайд№1 « Весна»)

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением.Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.(Логопед передаёт игрушку солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники, Дети садятся на стульчики.

2.Основная часть.

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

2.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова,а вы хлопните в ладоши,если услышите слова,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать .(Слайд№2Ёжик в лесу) .

3.Су-джок-терапия « Сказка про ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький, поэтому всего боялся. Он то выглядовал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.

Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост . Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокатиь шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидемо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке ! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.

Логопед : Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Дети : Да!

Логопед : Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.

Закрывайте глазки, немного помечтайте.

С ветерком я подружусь, на полянке окажусь(. Слайд «весенняя поляна»№3)

4.Составление рассказа.

Логопед: Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Что вы на ней видете? Как называется это дерево? Правильно, клён .(Слайд№4) 5.Упражнение «Клён» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.А едва растает снег,

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Логопед: Ребята, послушайте загадки про весенние цветы

6.Отгадывание загадок.

Логопед: Весной листья распускаются на деревьях, раскрываются первоцветы,и я предлагаю сделать упражнения «Цветочек».

7.Дыхательное упражнение «Цветочек».

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.(Логопед раздаёт нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети раскрашивают их.)

3.Итог занятия: Оценка деятельности детей.


Конспект комплексного занятия

для подготовительной к школе группы.

ТЕМА: «ВЕСНА»

(развитие речи, грамота, рисование)

Учитель-логопед

Черноусова Инна Ивановна

Цель занятия:

    продолжать учить детей составлять слова, правильно и чётко произносить их;

    учить выделять причинно-следственные связи;

    формировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное;

    упражнять в различении звука –В- в словах;

    совершенствовать навыки чтения;

    уточнить и углубить знания детей о временах года, о животных и их детенышах;

    развивать фантазию и творчество;

    совершенствовать технические навыки и умения в создании рисунков;

    способствовать точному мышлению;

    воспитывать любовь ко всему живому;

Наглядный материал:

    кроссворд

    карточки с буквами: М, А, Р, Т, К, А, П, Е, Л, Ь.

    карточки со словами: мороз, февраль, зима, снег; тепло, весна, март, проталина;

    картины: «Весна», «Зима»;

    мольберты;

    бумага для рисования;

    цветные карандаши;

    картинки с изображением взрослых животных и их детенышей: собака-щенок, конь – жеребенок, бык – теленок, баран-ягненок, кот – котенок;

    игрушка «котенок»

    угощение.

Ход занятия:

В группе на стене висит кроссворд, на столах лежать карточки с буквами: М, А, Р, Т, К, А, П, Е, Л, Ь; листы чистой альбомной бумаги для рисования, цветные карандаши.

    Дети входят в группу.

В.: «Посмотрите, что это у нас появилось на стене и на столах?» (Д.)

Какие буквы, назовите их. Что можно составлять из букв? (слова).

Тогда попробуйте составить слова и скажите, что у вас получится.

Какие получились слова? (март, капель). А что же мы с ними будем делать? И зачем здесь кроссворд? Может надо их вписать в него? И тогда нам откроется секрет? Помогите мне. Посчитайте, сколько букв в слове «март»? (4). Это слово будет жить в этих домиках. (восп. вписывает слово в кроссворд). Сережа, прочти это слово громко и четко. А сколько букв в слове «капель»? (6). Правильно. Это слово будет жить в этих домиках. Рита, читай это слово, но тоже громко и четко.

    Но посмотрите, у нас осталось много свободных домов. Что же нам делать? Здесь тоже должны жить какие-то слова!

Я знаю загадки. Вы отгадайте их, а отгадки запишем в кроссворд. Может нам это поможет?

«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо).

Правильно. Сколько звуков в слове «гнездо» давайте посчитаем. (6). Записываем его в кроссворд.. Никита прочитай его.

«Белый, пушистый в воздухе кружиться и на землю тихо падает ложиться» (снег). Молодцы, это снег. Сколько звуков в этом слове? (4). Эти домики слова «снег». Читай Вика это слово четко.

Смотрите, у нас получилось новое слово «есна», разве есть такое слово? Посмотрите, здесь не хватает одной буквы впереди. Какой? (буквы В). Ну конечно! И получилось слово – … «весна». А почему у нас в гостях сегодня эти слова: март, капель, гнездо, снег, весна? (потому, что сейчас на улице весна). Ну конечно это так!

    Послушайте внимательно: «ВВВЕЕССНА». Какой звук в этом слове стоит на первом месте? (В). Правильно. А вот сейчас я и посмотрю какие вы внимательные. Я спрячу эту букву в слова, а вы попробуйте её найти. Если в слове есть буква –В-, то хлопните в ладоши один раз.

Игра «Найди звук в слове».

Слова: ваза, снег, дерево, капель, лужа, ветер.

Молодцы! С заданием справились.

    Весна…… какое чудесное время года. Просыпается от зимнего сна всё живое: насекомые, животные, травка, деревья, цветы. А кто хочет рассказать стихотворение о весне или о цветах? (стихи). Какие красивые стихи вы знаете, молодцы! Много поэтов и писателей славили это время года.

    А художники пишут картины о весне. Посмотрите на эти картины. На обеих картинах изображена весна? (нет, на одной зима). Правильно. На одной картине – весна, а на другой – зима. А какое время года сейчас закончилось? (зима), а началась (весна). Хорошо. У меня на столе лежат карточки со словами (слова: мороз, февраль, зима, снег; тепло, весна, март, проталина). Подойдите к ним и возьмите себе каждый по карточке. Прочитайте, какое слово написано и подойдите к той картине к которой это слово подходит. (дети выполняют). Почему вы подошли к этой картине? (потому, что у нас слова, которые подходят к весне). Какие у вас слова, прочитайте. (тепло, весна, март, проталина).

(воспитатель обращается к другой группе детей): А у вас какие слова? (зимние: мороз, февраль, зима, снег). Вы правильно подобрали слова!

    А сейчас каждый из вас попробует изобразить весну в своем рисунке. На столах все готово для этого.

«Зима не даром злится,

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора…»

Заканчивайте, ребята. Все, время уже уходит, заканчивайте.

Устали? Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте за свои стулья, чтобы вам было удобно. И представьте, что на нас светит яркое солнышко. Поднимите к нему лицо, вытяните руки, потянитесь высоко-высоко. Вам стало тепло, приятно. Но вдруг налетела черная туча, закрыла собой солнце и пошел холодный дождь. Вам стало холодно, зябко, неприятно, вы замерзли. Но подул сильный ветер и прогнал тучу прочь. Выглянуло солнце, и вы опять тянетесь к солнышку, вам стало тепло и приятно.

Отдохнули?

Возьмите свои работы и поставьте их рядом с нашими картинами. Вот, у нас получается большая выставка о весне. Здесь есть и деревья, и трава, и даже медведь.

    Когда медведи просыпаются от зимней спячки? (ранней весной).

А кто появляется у медведицы в конце зимы? (медвежата).

Ну конечно медвежата!

А я знаю одно интересное стихотворение о животных и их детенышах.

Я начну, а вы кончайте

Хором, дружно отвечайте

«Жил-был маленький щенок

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая - …(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал …(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был …(теленком).

Толстый увалень баран –

Тоненьким …(ягненком).

А этот важный кот Пушок –

Маленьким …(котенком).

    У меня тоже есть вот такой хорошенький котенок. Мы с ним сейчас и поиграем. Я его спрячу, а вы будете его искать. Если будете очень близко к нему – я буду говорить «горячо», а если далеко – «холодно», а если где-то рядом с ним – «теплее». Договорились?

А теперь подойдите ко мне и закройте глаза.

Воспитатель прячет игрушку .

Открывайте: раз-два начинается игра…

Молодцы быстро нашли. Сейчас я спрячу еще дальше, теперь вы низачто не найдете.

Воспитатель прячет игрушку.

Дети находят ее, а рядом стоит угощение.

    Ой, что это? (конфеты). Действительно конфеты…как они сюда попали? А-а-а-а, догадываюсь, наверно это Весна гостинец вам передала, потому что вы так много о ней знаете, так хорошо читали, рисовали, играли. Ей понравилось. Спасибо, Весна!

Спасибо, дети, вы хорошо сегодня все поработали!

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование:картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа:наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

  1. уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  1. развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце», ребенок находит игрушку и обращает внимание логопеда)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,

которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, К нам пришла...

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

{Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1 . (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик побывал на поляне, а вы хотите там побывать?

Дети: Да.

Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза).

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который логопед передаёт от одного ребёнка к другому).

5. Состав рассказа.

Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие

первоцветы вы видите?

Дети: Подснежники, тюльпаны, и т. д.

Логопед: Что еще вы видите? (деревья с птицами).

Логопед: Как называются деревья, которые находятся на нашей поляне.

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4

Прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А , едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

7. Дыхательное упражнение «Цветочек»

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Логопед: А теперь я вам предлагаю раскрасить наши первоцветы.

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)